Полярная метеослужба III Рейха, часть 1

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Полярная метеослужба III Рейха, часть 1

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Ноябрь 2007 02:08

http://www.polarpost.ru/articles/WOW/MeteoReich/greenland.html

Полярная метеослужба III Рейха

Как только разгорелась «битва за Атлантику», Германия начала широкое «метеорологическое» наступление в высоких широтах. Регулярно с аэродромов оккупированной Норвегии поднимались в воздух «юнкерсы» и «хейнкели». Они летели на северо-запад, к Ян-Майену и Шпицбергену, а после того как Германия напала на СССР, стали брать курс и на северо-восток, на Новую Землю и остров Вайгач. Самолеты шли на разных высотах — от 100 до 3000 метров , дальность полетов достигала 3000 километров , а цель была одна — разведка метеорологической и ледовой обстановки в Северной Атлантике и Баренцевом море.

Вскоре, однако, германское командование убедилось, что, как ни важны подобные метеополеты, они не могут заменить продолжительных наблюдений, ведущихся постоян но в каком-то одном, определенном районе. Нашлись специалисты, имевшие опыт работы в Арктике, которые предложили свои услуги немецкому командованию на Севере. Одним из них был видный синоптик доктор Руперт Гольцапфель, «наш милый Гольцапфель», как называли коллеги по известной гренландской экспедиции Альфреда Вегенера 1930 — 1931 годов этого весельчака, прекрасно игравшего на гитаре. Гольцапфель охотно взялся за разработку целой системы «метеорологических» мероприятий в северных широтах.

Он предложил посылать в море специально оборудованные рыболовные траулеры для производства метеорологических и ледовых наблюдений. Более того, летом 1940 года он сам добровольно отправился в первый же рейс в Датский пролив между Гренландией и Исландией на паровом траулере «Заксен». Семьдесят шесть суток крейсировал «Заксен» в этом районе, там, где нередко формируется атлантическая погода.

Через несколько месяцев «Заксен» снова вышел в море, к берегам Ян-Майена, и на этот раз в течение целых трех месяцев в гитлеровский морской штаб, находившийся в оккупированном норвежском городе Тромсё, с борта метеотраулера шли регулярные сводки погоды.

С их помощью немецкое командование намечало наиболее подходящий момент, чтобы под покровом тумана перебрасывать свои тяжелые корабли типа «Бисмарка» и «Тирпица» из портов стоянки в открытое море на перехват конвоев.

Успех так воодушевил руководителей германского морского флота, что в дополнение к траулерам для сбора сведений о погоде было отряжено даже несколько боевых подводных лодок! Они вели метеоразведку в море, причем им было строжайше запрещено атаковать корабли союзников. От них требовалось только одно: через определенные промежутки времени выходить в эфир и максимально быстро, чтобы их не успели запеленговать, передавать закодированные сведения о погоде в районе плавания, А уж остальные члены «стаи» потом с лихвой расплачивались с союзниками за эту, такую мирную на первый взгляд деятельность лодки-метеоразведчика…

Одно за другим выходили в океан германские метеорологические суда. «Заксен», и еще раз «Заксен», «Мюнхен», «Лауенберг», «Фризе», «Гессен», «Вупперталь». Британская морская разведка обратилась к командованию Флотом метрополии с просьбой захватить хотя бы одно немецкое метеосудно, чтобы заполучить секретные шифры. Английским боевым кораблям долго не удавалось этого сделать. Они потопили «Мюнхен», «Фризе», несколько траулеров погибло в атлантических штормах, и лишь «Лауенберг» вместе со своей секретной документацией — растерявшаяся команда не успела ее уничтожить — попал в руки англичан, и на некоторое время те получили «ключ» к немецким радиошифрам.

В один из летних дней 1941 года в кабинет руководителя германской морской метеорологической службы контр-адмирала Конрада вошел доктор X. Кнёспель, известный синоптик, приятель «милого Гольцапфеля». Он принес разработанный им план секретной германской метеорологии. Суть его заключалась в следующем.
Германия не может больше жить без регулярных, надежных сведений о погоде на Севере. Немецкие синоптики должны сами позаботиться о себе. Нужно высадить собственные метеоотряды в самых отдаленных и наиболе важных в синоптическом отношении районах Северной Атлантики и Западной Арктики. Там, в глухих фиордах, среди скал и неприступных глетчеров, под покровом полярной ночи, защищенные от кораблей союзников тяжелыми морскими льдами, немецкие метеостанции будут работать почти круглый год, посылая в эфир одной Германии принадлежащие сводки погоды.

Перерыв в наблюдениях будет недолгим — осенью в ту же точку подводные лодки или авиация доставят новую группу метеорологов.
Он, Кнёспель, готов отправиться в Арктику первой такой партией.
Адмирал Конрад не заставил долго себя уговаривать. Сомнения были только относительно места, с которого лучше всего начать.
Чрезвычайно соблазняла Гренландия, но для начала решили все-таки остановиться на более доступном объекте — Шпицбергене. Союзники эвакуировали население этого архипелага, но нет-нет да и возвращались туда, в частности для метеорологических наблюдений в районе Баренцбурга и Лонгйира, норвежской столицы Шпицбергена. Германскому метеоотряду предстояло работать под носом у противника, о местонахождении которого гитлеровцам ничего не было известно

Осенью 1941 года «юнкерс-52» высадил группу из десяти человек в нескольких километрах от Лонгйира. Внезапно в Ис-фьорд вошли английские минные тральщики и вспугнули немцев. Однако метеогруппа все же вернулась обратно, и четверо остались на зимовку. В мае следующего года за ними прилетел самолет, доставивший их в Норвегию.

Почти одновременно с этой группой в Крос фьорде, на северо-западном побережье Шпицбергена, с двух траулеров высадились еще шестеро германских метеорологов во главе с самим Кнёспелем. В нескольких километрах от главного лагеря они устроили запасной — на случай непредвиденной эвакуации. (Впоследствии подобная система была принята почти во всех немецких метеоэкспедициях: непременный запасной пункт, нередко даже не один, дополнительные склады-депо в укромных местах.) Наблюдения в Кросс-фьорде продолжались до августа 1942 года, а потом германская подводная лодка сняла эту группу. На берегу осталась автоматическая радиометеостанция, которая через две недели вышла из строя. Так завершилась первая научно-диверсионная операция германских синоптиков, получившая броское кодовое наименование — «Бутон».

«Бутон» расцвел пышным цветом! Едва лишь X. Кнёспель возвратился в Германию, он приступил к созданию специальной «высшей школы» метеорологов-диверсантов, которым предстояло жить и работать в полярных районах. В укромном горном уголке Южной Германии началось обучение добровольцев из числа служащих германского военно-морского флота. К услугам «студентов» были новейшие метео– и радиоприборы, надежное и компактное снаряжение, лучшие преподаватели-синоптики, опытнейшие радисты, тренеры-альпинисты и горнолыжники. Одновременно на этих курсах велась подготовка нескольких групп, по десять — двадцать человек в каждой. Один из этих десяти — двадцати дополнительно занимался медициной, изучал основы полевой хирургии (в самые большие группы входил штатный врач-хирург). Словом, дело было поставлено на широкую ногу.

Ежегодно в Арктику стали направляться по две, три и даже четыре метеорологических экспедиции одновременно. «Орешник» и «Виолончелист», «Деревянный глаз» и «Крестоносец», «Драчун» и «Арктический волк», «Перелетные птицы» и «Кладоискатель», «Эдельвейс-I» и «Эдельвейс-II» — вот их шифрованные названия. В общей сложности за годы войны германские военно-морские силы снарядили и отправили тринадцать специальных метеорологических экспедиций на Крайний Север. Люфтваффе добавила к ним еще три. И все это — ради «нескольких точек на карте», на обыкновенной синоптической карте.

Нелегкой была судьба почти всех этих метеорологических отрядов. И на Шпицбергене, и на острове Надежды, и на острове Медвежьем — всюду они жили в очень тяжелых условиях, подвергаясь постоянному риску быть обнаруженными, что чаще всего и случалось. На Шпицбергене погиб при внезапном взрыве главный вдохновитель «метеовторжений» X.Кнёспель, там же была целиком захвачена в плен очередная метеогруппа. То же самое произошло и на острове Надежды, и на Медвежьем. Многие точки немцы вынуждены были эвакуировать досрочно. По-особенному сложилась судьба группы «Кладоискатель» — экспедиции, организованной на Земле Франца-Иосифа.

Эта история берет начало еще в 1931 году. Над Арктикой тогда летал немецкий дирижабль «Граф Цеппелин», экипаж которого выполнял комплекс научных исследований, в том числе аэрофотосъемку Ледовитого океана, с его побережьем, островами и архипелагами.

Поскольку полет был предприятием международным и в нем принимали участие советские специалисты, ожидалось, что после окончания воздушной экспедиции наши ученые получат обработанные результаты всех наблюдений. Однако немецкая сторона сообщила, что она, к ее глубокому и искреннему огорчению, не в состоянии предоставить в распоряжение советских коллег материалы аэрофотосъемки Земли Франца-Иосифа: фотопленка с изображением именно этого района — вот беда! — оказалась засвеченной… Двенадцать лет спустя на берегу крайнего западного острова этого архипелага — Земли Александры была высажена немецкая метеогруппа в составе десяти человек. Она была снабжена исключительно точными географическими картами, созданными в результате аэросъемки с борта дирижабля «Граф Цеппелин»…

Гитлеровцы устроились здесь основательно. Соорудили утепленные дома-блиндажи с двойными стенами, окнами из плексигласа, печами и даже — для уюта — камином. Крыши были выкрашены в белый цвет, чтобы советские самолеты, часто пролетавшие над островами, не заметили потаенную вражескую базу. В штате немецкой метеогруппы был даже профессионал-охотник Вернер Бланкенбург. Он-то и явился невольным виновником драматических событий.

Однажды охотник застрелил крупного белого медведя. Через несколько дней почти весь личный состав германской зимовки уже мучился от острых болей в животе, сопровождаемых очень высокой температурой: люди отравились медвежьим мясом, у них начался трихинеллез — мучительное и опасное заболевание. Из Норвегии на Землю Александры прилетел «фокке-вульф-200», чтобы забрать персонал станции, но при посадке у самолета подломилось шасси. Прошло еще несколько дней, прежде чем незадачливым пилотам было сброшено с воздуха запасное колесо, после чего весь метеоотряд был эвакуирован.

Но, пожалуй, самым главным магнитом, объектом самых алчных «метеорологических интересов на протяжении всей войны для гитлеровцев оставалась Гренландия. Ценность гренландских синоптических сводок понимали и союзники. Гренландские циклоны и антициклоны играют ведущую роль в формировании погоды.

Все началось в конце лета 1942 года. 22 августа из оккупированного гитлеровцами норвежского порта Тромсё вышло в море небольшое промысловое судно, рыболовный траулер водоизмещением 284 тонны. Ничего особенного — хотя идет война, рыбакам ведь надо же как-то жить! Море было пустынно, однако окажись поблизости посторонний наблюдатель, он наверняка поразился бы странным маневрам судна. Вместо того чтобы взять курс в открытое море, оно почему-то резко свернуло к небольшому островку у северного побережья Норвегии, вошло в бухту и оставалось там до тех пор, пока над его мачтами не пролетел самолет-разведчик. Когда с борта самолета на траулер поступили сведения о состоянии льдов в Гренландском море, капитан скомандовал: «Полный вперед!»

Неприметный траулер назывался «Заксен». Это было уже знакомое нам немецкое диверсионно-метеорологическое судно, которое в 1940 и 1941 годах успело поработать в водах, омывающих Восточную Гренландию. Теперь оно шло в свой третий специальный рейс. «Заксен» двигался зигзагами, уклонясь от встреч с другими кораблями, его передатчик молчал, на палубе не было видно людей. Шторм не щадил суденышко, но он же помогал оставаться незамеченным. На пятые сутки плавания, миновав полосу плавучих льдов, «Заксен» приблизился к северному берегу острова Сабине.

Двадцать седьмого августа 1942 года, маленький траулер входил в ззлив «Ганзы» (названный так в память о другом судне, стремившемся в 1868 году достичь Северного полюса). Возле самого берега «Заксен» внезапно дернулся и прочно сел на мель. На палубу высыпали люди в серых мундирах. Их было восемнадцать — экипаж из одиннадцати человек, три метеоролога, два радиста, врач и капитан судна, он же — командир всей группы, лейтенант германского военно-морского флота Герман Риттер.

Риттер был настоящим полярником. Больше пяти лет он безвыездно прожил на Шпицбергене, великолепно знал и чувствовал северную природу, был метким стрелком, хорошо владел навыками наблюдателя-метеоролога, имел неплохую геологическую подготовку. До Шпицбергена он несколько лет плавал на китобойных судах, бывал в Антарктике, слыл опытным навигатором. Ему шел пятьдесят второй год.

Его послали в Гренландию на выполнение сверхсекретного, сверхважного, сверхпочетного задания. Ему поручалось обеспечить родину регулярными надежными сводками погоды.

«Заксен» застрял на мели основательно. Риттер решил не трогать его, подождать, пока судно не вмерзнет накрепко в лед — благо зима уже надвигалась. Лейтенант приказал замаскировать траулер брезентом, и теперь судно должно было казаться с воздуха обыкновенным айсбергом. Командир разделил экипаж на две половины: девять человек остались на борту, девять — обосновались в двух домиках, наскоро собранных на берегу, в полумиле от судна. Наладили телефонную связь, провели с «Заксена» электрический кабель, и в домиках стало светло. Устроили на берегу несколько аварийных и вспомогательных складов, все постройки по самую крышу обложили снегом. Лишь радиомачты и флюгерные столбы выдавали присутствие людей, но с каждым днем становилось все темнее, и вероятность появления американских бомбардировщиков уменьшалась. 7 ноября началась полярная ночь.

Уже в сентябре тайная метеорологическая станция на восточном побережье Гренландии передала в бюро погоды вермахта первые сводки. На материке ликовали: трижды в сутки, причем всякий раз на новой волне (чтобы сбить с толку пеленгаторщиков противника), из Гренландии поступали ценнейшие сведения о погоде.

Нельзя сказать, что немецкая база и ее обитатели выглядели по-полярному. У них не было ни одной собаки — лишние следы, собачий лай. Вместо унтов воины вермахта носили положенные по уставу сапоги (метеодиверсионная деятельность только-только разворачивалась, начальство еще не до конца осознало специфику этого дела). Имелся даже свой официальный представитель гестапо.

Погубил станцию "Гренландский патруль" - местное ополчение, «Гренландская армия» в составе семи человек из охотников, под руководством капрала Иенсена. Во время глубокой разведки местности немцы взяли в плен капрала, но при конвоировании тот смог освободится и роли поменялись. Иенсен и Риттер были в пути двадцать шесть суток. Они прошли в общей сложности пятьсот миль. Сначала Риттер вел Иенсена, потом — наоборот. За этот поход капрала Мариуса Иенсена ждали две медали — британская и американская: в гренландской армии собственных наград не было.

29 мая 1943 года звено тяжелых бомбардировщиков США «Б-24», прилетевших из Исландии, в течение трех часов бомбило и поливало пулеметным огнем гитлеровскую базу в заливе «Ганзы». Итоги были удивительными: ни одна бомба не попала в «Заксен», ни один человек не был ранен. Правда, все постройки на берегу и метеоплощадка были уничтожены. Немцы перебрались в палатки у подножия холма, защищавшего их от атак на бреющем полете. Вскоре за ними прилетела германская «летающая лодка» «Дорнье-26» и эвакуировала весь персонал станции.

Так завершилась история гренландской метеостанции III рейха.



Вышепреведенный текст взят из книги З.Каневского "Цена прогноза".

Продолжение следует ...

Примечания к иллюстрациям


1) ...Германское руководство уделяло много внимания маскировке, в чем немцы достигли значительных успехов. Метеосуда были практически неотличимы от обычных рыболовных траулеров.

2) ... Униформа и снаряжение горнострелковых войск использовалась в качестве стандартной экипировки полярных разведгрупп как во время обучения, так и на первых метеобазах

3) ... «Фокке-Вульф» FW 200 "Кондор" использовался в северной атлантике как транспортник, поисковый самолет и бомбардировщик. Имеющий исключительный радиус действия он представлял собой построенный еще до войны авиалайнер.

адрес статьи: http://www.polarpost.ru/articles/WOW/MeteoReich/greenland.html
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Полярная метеослужба III Рейха, часть 1

Сообщение Bills Bons » 23 Сентябрь 2008 04:20

Интересная статья «ПОЛЯРНЫЕ ВОЛКИ» НА СЛУЖБЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА:

http://www.rimv.ru/aeroport/39/die.htm
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Полярная метеослужба III Рейха, часть 1

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Сентябрь 2008 05:54

Да, по ним много чего накопилось. Рзобратся-то трудно.

Но ниче, раскурочим :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Полярная метеослужба III Рейха, часть 1

Сообщение Bills Bons » 24 Октябрь 2008 04:40

Книга "Арктические тайны Третьего рейха".
Автор: С. А. Ковалев, А. Ф. Федоров, В. С. Злобин
Издательство: Вектор
Год: 2008
Страниц: 224
Формат: PDF
Размер: 8051 KB
ISBN: 978-5-9684-0801-3
Серия или Выпуск: Лабиринты истины
Язык: Русский

Воспоминания непосредственных участников событий, которые срывают покров с таинственных страниц истории Второй мировой войны.
В арсеналах ушедшего в небытие Третьего рейха немалое место было отведено завоеваниям в Арктике. Трудно представить, но в военные годы на акваториях Севморпути, берегах сибирских рек и арктических архипелагов нацисты чувствовали себя почти хозяевами. Материалы книги доказывают, что в советской Арктике существовало множество тайных германских баз и опорных пунктов Кригсмарине и Люфтваффе. На ее страницах - множество потрясающих сенсационных открытий:
- Крах Третьего рейха и бегство Гитлера. Кто "умирал" вместо Гитлера? Доказательство существования антарктов.
- Война на трассах советской Арктики. Операция "Страна чудес" и "Серые волки" в Карском море.
- Самолеты Люфтваффе в Арктике и загадка архангельской тундры.
- Сто тридцать четыре часа - полет дирижабля "Граф Цеппелин" и гибель североморской подводной лодки "Декабрист".
- Тайна подскальной базы "серых волков" на Земле Александры и топливной базы Кригсмарине в устье Лены.

скачать
рапида http://rapidshare.com/files/15625563...skie_tajny.rar
ifolder.ru http://infanata.ifolder.ru/8684438
onlinedisk.ru http://www.onlinedisk.ru/file/23489/
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Полярная метеослужба III Рейха, часть 1

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Октябрь 2008 06:47

Bills Bons пишет:Воспоминания непосредственных участников событий, которые срывают покров с таинственных страниц ...

Опять про говорящие руины... :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Полярная метеослужба III Рейха, часть 1

Сообщение VicSer » 24 Октябрь 2008 14:09

Bills Bons пишет:Книга "Арктические тайны Третьего рейха".
Автор: С. А. Ковалев, А. Ф. Федоров, В. С. Злобин
Издательство: Вектор.

Ссылка:
рапида http://rapidshare.com/files/15625563...skie_tajny.rar - кривая.

Правильная: http://rapidshare.com/files/156255632/Kovalev_Arkticheskie_tajny.rar
Аватара пользователя
VicSer
 
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 25 Июнь 2008 14:49
Откуда: Москва

Полярная метеослужба III Рейха, часть 1

Сообщение SVF » 24 Октябрь 2008 14:27

Иван Кукушкин пишет:
Bills Bons пишет:Воспоминания непосредственных участников событий, которые срывают покров с таинственных страниц ...

Опять про говорящие руины... :)

Это творение прочитал в августе на борту "Академика Федорова". Первая половина - бред, говорить не хочется. Автор второй - С. Ковалев, капитан 1 ранга, в свое время работал в "Морском сборнике" (сейчас не знаю). Лет пять назад приходил ко мне в лабораторию, интересовался ледовой обстановкой в Карском и Баренцевом морях в 40-е годы. Потом прислал копии своих публикаций в "Сборнике", посвященных поискам немецких баз в Арктике. Оставил вречатление адекватного человека. Его работы тоже понравились. В книге немного изменены акценты, такое впечатление, что с работами С. Ковалева "хорошо" поработал заинтересованный "редактор".
Кстати этой темой очень увлечен капитан НЭС "Михаил Сомов" Ю.А. Настеко. Он мне рассказывал, что тесно контактирует с С. Ковалевым, отзывался о нем очень положительно.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20


Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения