Врангеля, остров, МГ-2

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Врангеля, остров, МГ-2

Сообщение Военная Разведка » 02 Июль 2008 23:40

http://www.chukotmeteo.ru/page-34.html

Широта - 70° 59' северная.
Долгота - -178° 39' восточная.
Вид - ТДС (труднодоступная станция).

Местоположение морской гидрометеорологической станции:
остров Врангеля, Иультинский район, Чукотский АО (снабжение через город Певек).
Наблюдения на станции начались 01 октября 1926 года.

Станция осуществляет производство метеорологических, актинометрических, морских гидрологических, аэрологических
(при условии оснащения станции новым АЭ комплексом), радиометрических наблюдений и наблюдений за состоянием окружающей природной среды,
сбор и своевременную передачу этой информации до потребителя. По объему выполняемой работы станция по классификации Росгидромета
относится к морской гидрометеорологической станции 2 разряда (сокращенно МГ-2 остров Врангеля). По месту расположения, относится к островной полярной станции.

Средняя за год температура воздуха и составляет -9,6 градусов. Абсолютный максимум температуры за год зарегистрирован на уровне 11,9, абсолютный минимум -35,7.
 --------.jpg
 ---------2_rdxv64rs (1).jpg


о. Врангеля в филателии:
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2411
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Остров Врангеля

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Июль 2008 00:18

Мало кому известно, что остров Врангель только в 1916 г. был объявлен Российской территорией. Несмотря на это, англичанин Стефенсон в 1921 г., пользуясь разрухой у нас на севере, высадил на остров оккупационный отряд, поднял британский флаг и объявил, что этот остров отныне является владением Великобритании. Предназначенный на следующий год для смены оккупационный отряд не мог быть доставлен на остров, так как льды не позволили английскому пароходу подойти к острову.

Находившийся на о-ве Врангель британский отряд погиб от цинги.

В сентябре 1922 г. находившаяся на охране наших русских территорий канонерская лодка «Магнит», выйдя из порта Номе на Аляске, направилась на остров Врангель чтобы восстановить российское владение островом и поднять на нем Андреевский флаг. В двадцатых числах сентября, пройдя мыс Дежнева, «Магнит» около двух суток ждал перемены северных ветров, нагнавших массу льдов в Берингов пролив, благодаря которым он не мог пробиться.

Вторая попытка была сделана через несколько дней, но тоже оказалась безуспешной из-за постоянных северных ветров. Дальнейшие попытки были безуспешны: льды начали угрожать целости парохода. Ввиду необходимости вернуться на охрану берегов Камчатской области и отсутствия надежд пробиться через льды, канонерская лодка «Магнит» вынуждена была оставить северные воды.

Таким образом идея восстановления прав России на владение островом Врангель принадлежит канонерской лодке «Магнит» во главе с ее доблестным командиром лейтенантом Д. А. фон Дрейер.

Канонерская лодка «Магнит» является последним кораблем Российского военного флота под Андреевским флагом, покинувшим Российские воды 2-го ноября 1922 г.

В 1923 г. на остров Врангель англичане доставили новый оккупационный отряд, а в 1924 г. советское правительство отправило туда вооруженную экспедицию и восстановило права России на этот остров, что вызвало довольно напряженные отношения между Москвой и Лондоном.

В 1926 г. на острове Врангель было создано первое чукотское поселение, и начальником острова назначен г. А. Ушаков, которого через три года сменил А. И. Минеев, проработавший на острове пять лет.

Трудами этих русских людей и их преемников этот остров в настоящее время превращен в крупную экономическую факторию. На нем имеется школа, больница баня, свиная ферма, склады продуктов и товаров, пушные склады, катера для охоты в море, радиостанция, целый ряд жилых построек. Авиарейсы связывают остров с остальными пунктами Чукотки. На острове Врангель побывали научные экспедиции, открывшие различные горные богатства.


[ А.А. Пурин, "Из прошлого и настоящего Камчатки" http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/historykam/istkam1-2.htm ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Остров Врангеля

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Октябрь 2008 22:59

Изображение

Вячеслав Тимошенко, "Арктика, о. Врангеля" [ "Фотосайт" http://www.photosight.ru/photos/2829009/?from_member ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Остров Врангеля

Сообщение Инспектор » 13 Декабрь 2008 05:10

Есть почта Врангеля
Изображение
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Остров Врангеля

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Декабрь 2008 13:35

Сообщение от ИНЖЕНЕГР
Скопировано из:
http://polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=8323#p8323

Изображение
Мне кажется что эта записка явно связана с предыдущей.
Нет , даты не совпадают...

Записка А. И. Минеева, второго начальника острова Врангеля!

Материалы про полет 1934 года Н-190 на о.Врангеля здесь:
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=615
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Врангеля

Сообщение [ Леспромхоз ] » 10 Январь 2009 21:29

 1.jpg
 2.jpg
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Врангеля

Сообщение Alexander Belov » 10 Январь 2009 21:52

Иван Кукушкин пишет:Мало кому известно, что остров Врангель только в 1916 г. был объявлен Российской территорией. Несмотря на это, англичанин Стефенсон в 1921 г., пользуясь разрухой у нас на севере, высадил на остров оккупационный отряд, поднял британский флаг и объявил, что этот остров отныне является владением Великобритании. Предназначенный на следующий год для смены оккупационный отряд не мог быть доставлен на остров, так как льды не позволили английскому пароходу подойти к острову.

Находившийся на о-ве Врангель британский отряд погиб от цинги.

В сентябре 1922 г. находившаяся на охране наших русских территорий канонерская лодка «Магнит», выйдя из порта Номе на Аляске, направилась на остров Врангель чтобы восстановить российское владение островом и поднять на нем Андреевский флаг. В двадцатых числах сентября, пройдя мыс Дежнева, «Магнит» около двух суток ждал перемены северных ветров, нагнавших массу льдов в Берингов пролив, благодаря которым он не мог пробиться.

Вторая попытка была сделана через несколько дней, но тоже оказалась безуспешной из-за постоянных северных ветров. Дальнейшие попытки были безуспешны: льды начали угрожать целости парохода. Ввиду необходимости вернуться на охрану берегов Камчатской области и отсутствия надежд пробиться через льды, канонерская лодка «Магнит» вынуждена была оставить северные воды.

Таким образом идея восстановления прав России на владение островом Врангель принадлежит канонерской лодке «Магнит» во главе с ее доблестным командиром лейтенантом Д. А. фон Дрейер.

Канонерская лодка «Магнит» является последним кораблем Российского военного флота под Андреевским флагом, покинувшим Российские воды 2-го ноября 1922 г.

В 1923 г. на остров Врангель англичане доставили новый оккупационный отряд, а в 1924 г. советское правительство отправило туда вооруженную экспедицию и восстановило права России на этот остров, что вызвало довольно напряженные отношения между Москвой и Лондоном.

В 1926 г. на острове Врангель было создано первое чукотское поселение, и начальником острова назначен г. А. Ушаков, которого через три года сменил А. И. Минеев, проработавший на острове пять лет.

Трудами этих русских людей и их преемников этот остров в настоящее время превращен в крупную экономическую факторию. На нем имеется школа, больница баня, свиная ферма, склады продуктов и товаров, пушные склады, катера для охоты в море, радиостанция, целый ряд жилых построек. Авиарейсы связывают остров с остальными пунктами Чукотки. На острове Врангель побывали научные экспедиции, открывшие различные горные богатства.

[ А.А. Пурин, "Из прошлого и настоящего Камчатки" http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/historykam/istkam1-2.htm ]


"Магнит":

Бывший минный транспорт Владивостокского крепостного минного батальона. Построен в 1911 г. В 1916 г. принято во временное пользование в состав Сибирской флотилии. Использвалось как посыльное судно. 29.11.1917 перешло на сторону Советской власти. С весны 1918 года находилось в порту на долговремннном хранении. 30.06.1918 захвачено интервентами во Владивостоке. 31.01.1921 отбито частями Народно-Революционной Армии ДВР и в апреле 1921 года включено в состав МорСил ДВР. 26.05.1921 вторично захвачено белогвардейцами и в октябре 1922 г., при подавлении мятежа Меркуловых, уведено в порт Гензан (Корея). После этого исключено из состава МС ДВР.

По данным: справочник "Корабли и суда Советского военно-морского флота (1917 - 1927), М., 1981.

Возникает интересный казус: в октябре 1922 судно УЖЕ не числилось в составе ВМС. Но судно и его экипаж продолжали работать на благо России.

Еще материал об этой экспедиции:

http://www.svrpu.ru/psv/3965/160.shtml
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Остров Врангеля

Сообщение [ Леспромхоз ] » 10 Январь 2009 22:17

© ЗАО Редакция газеты Новая Камчатская Правда
10 января 2009 г. суббота

ИСХОД
80 лет назад, 2 ноября 1922 г., в 16 часов по местному времени Русская Армия оставила Петропавловск-Камчатский

В начале ХХ века столица Камчатки не могла обходиться без Владивостока. Через него шло снабжение, в том числе продукты первой необходимости - мука, соль, масло, сахар... Так что в период гражданской войны в России население области в политическом отношении ориентировалось на Владивосток. Камчатцы повторяли как аксиому: "Какая власть там - такая должна быть и здесь".

25 октября 1922 из Владивостока на пароходе "Сишан" в Петропавловск прибыл со своей администрацией преемник Х.П.Бирича новый начальник Камчатки генерал-майор П.М.Иванов-Мумжиев.

Однако накануне его приезда во Владивостоке завершилась эвакуация последних воинских частей на корабли Сибирской флотилии адмирала Г.К.Старка. Планы эвакуации разрабатывались еще до наступления красных в двух вариантах. Согласно первому, забрав в Посьете оставшиеся подразделения, флотилия идет на Сахалин или в Петропавловск на соединение с посланными туда ранее отрядами, что позволяет создать новый очаг Белого Движения в России. По второму варианту, флот уходит за границу - в один из северо-китайских портов.

Командование Русской Армии на Камчатке имело представление об этих планах. Председатель Петропавловской городской Думы Ч.К.Щипчинский упоминает о факте назначения в конце сентября-начале октября капитаном I ранга Б.П.Ильиным (и.о. начальника области) особой комиссии по осмотру "не только казенных квартир, но и частно-владельческих для размещения трех-четырех тысяч воинов Старка".

... В Посьете, куда прибыла эскадра адмирала, на совещании у главнокомандующего М.К.Дитерихса камчатский вариант отвергли: слишком уж измучены войска, чтобы продолжать боевые действия; плавание на Север поздней осенью опасно; на месте обязательно возникнут трудности с продовольствием.

О смене власти во Владивостоке Камчатка не ведала до конца октября. Скорее всего, барахлила (или вышла из строя) Петропавловская радиостанция; "Сишан" привез новую, возможно, шла ее наладка.

Пришедшая в один день с "Сишаном" канонерская лодка "Магнит" доставила в областной центр 990 пудов оленины и обмундирование для местного гарнизона. 27 октября 1922 корабль начал разгружаться и уже наполовину выгрузился, когда от начальника всех войск и частей флота, оперирующих в камчат-ских водах, капитана I ранга Б.П.Ильина поступило распоряжение прекратить разгрузку. А 29-го - новый приказ: принять выгруженную провизию обратно. Так, во всяком случае, утверждал впоследствии член команды "Магнита" Сергиенко. Поползли слухи о перевороте во Владивостоке.

В 2 часа ночи в Петропавлов-ске ощущалось колебание почвы. Но ни оно, ни тревожные слухи не помешали командиру канонерской лодки устроить 29 октября танцевальный вечер в Народном доме. Экипаж "Магнита" решил повторить танцы 1 ноября, объявил, что начало в 19 часов, а вход бесплатный.

Но между 29 октября и 1 ноября 1922 японский консул в Петропавловске г.Симада пригласил к себе правителя канцелярии начальника области А.А.Пурина и сообщил ему о падении Владивостока. На следующий день генерал П.М.Иванов-Мумжиев собрал одних военных - флотских и сухопутных. Совещались, по словам Пурина, не более двух часов. Затем генерал передал ему текст приказа, написанного от руки, карандашом: ввиду того, что Дальний Восток занят красными, "Камчатка является совершенно отрезанной местностью", дальнейшее пребывание здесь невозможно.

Приказ относился ко всем военным, а также гражданским чинам и лицам, кои изъявят желание покинуть полуостров с Русской Армией. Его разослали по воинским частям, довели до сведения населения Петропавловска. Место, куда эвакуируются, указано не было.

В полдень 1 ноября стали грузиться на корабли: на "Магнит" десантники Ильина и артиллерия из четырех пушек (две 47 и две 37-миллиметровые) со снарядами до тысячи штук; на "Сишан" - администрация Иванова-Мумжиева, I-я (бочкаревская) и 2-я отдельная Пластунские сотни.

... Спустя восемь с небольшим лет, обвиненный в контрреволюции елизовчанин Г.А.Машихин вспоминал на допросе в ОГПУ: "В дни отъезда белых из города я был там и видел, как они... перебили все окна в одном из зданий военного городка и похвалялись сделать это и в других домах и поджигать, останавливали граждан, прося денег или водки (начальник области запретил продажу спиртного во время стоянки в порту парохода "Сишан" - Автор.), например, один... остановил некоего Белея... мясника.., об этом он мне сказал в день случая...

Я передал в тот же день генералу Иванову-Мумжиеву, перехватив его на улице по дороге на пароход, и просил его от имени населения принять меры... Мумжиев сказал мне, что он об этом не знает и что сейчас же даст распоряжение десантной роте, как более благонадежной, о недопущении каких-либо безобразий".

Тоже в ОГПУ, но в 1923 году, бывший городской голова Е.А.Колмаков вместе с бочкаревцами ругал морских десантников, однако добавлял, что приехавшая с генералом под командой войскового старшины Лаврова 2-я сотня "отступила, ничего не тронув".

По утверждению Ф.А.Буренкова с "Магнита", их командир предлагал желающим остаться в Петропавловске, но таковых не оказалось. И после погрузки им прочитали приказ: "Владивосток занят красными, эскадра Старка следует в Гензан". То же самое, что сообщил А.А.Пурину господин Симада.

1 ноября 1922 русский военно-морской агент в Японии Б.П.Дудоров послал из Токио телеграмму на имя капитана I ранга Ильина, которая могла уже и не застать адресата: "Адмирал Старк просит передать всем, что он с флотилией пришел в Гензан для высадки беженцев и армии. Предлагает идти в Фузан или Инкоу для сохранения кораблей от захвата красными".

То, что Старк не оповестил Петропавловск об эвакуации раньше, объясняется, предположительно, неприязненными отношениями с начальником Камчатской области. На эту должность, рассказывала допрошенная чекистами во Владивостоке супруга Иванова-Мумжиева Лидия Павловна, адмирал Старк прочил своего начальника штаба Г.Ю.Фомина и всячески препятствовал отъезду генерала к месту назначения: накануне отплытия вдруг нагрянула с пятичасовым обыском морская контрразведка; у милицейской сотни, что ехала с ним, были отобраны винтовки с патронами. Благодаря показаниям жены Иванова-Мумжиева, известно, что в 1918 г. Петр Михайлович командовал офицерской школой и бригадой в Хандохедзе и что "он не любил, чтобы женщины вмешивались в службу и политику". Поэтому Лидия Павловна в курсе дел мужа в большинстве случаев не была, но знала: на его назначении в Петропавловск настаивал председатель правительства С.Меркулов. Правитель Земского Приамурского Края и Воевода Земской Рати М.К.Дитерихс имел хорошее мнение об Иванове-Мумжиеве и при отъезде генерала обещал Лидии Павловне всевозможное покровительство, но когда та обратилась к нему, принята не была.

Вместе с телеграммой Дудорова "Камчатский Листок" опубликовал 7 ноября 1922 еще одну, из Харбина (без даты), адресованную П.М.Иванову-Мумжиеву: "Приморье занято красными, ждите указаний. Генерал Лохвицкий".

... 2 ноября 1922 года, в 16 часов, точно в соответствии с приказом начальника Камчатской области, пароход "Сишан" и канонерская лодка "Магнит" снялись с якорей и, выйдя из Авачинской бухты, ушли в южном направлении.

Через двое суток капитан I ранга Б.П.Ильин заявил в кают-компании "Магнита", что генерал Иванов-Мумжиев предлагает зайти в Иокогаму. "Но мы, - говорил Сергиенко, - хотели идти в Хакодате. Разница во взглядах стала сказываться еще в Петропавловске. Одни хотели идти во Владивосток, другие стояли за то, чтоб бежать за границу. Первая группа: Волченет-ский, Колтуновский, гардемарин Киркор, Сергиенко...

Нас было 14 гардемаринов, вооруженных винчестерами, помещались отдельно в кормовом кубрике. Несли вахту в машинном отделении, кочегарке, на верхней палубе. В том же кубрике помещались офицеры десантной роты. Десантная рота сама помещалась в носовом трюме". По Буренкову, капитан I ранга Ильин хотел провести туда отопление, но ему помешал стармех Ковтунов: мол, дорого будет стоить.

Если верить Сергиенко, он и другие заговорщики, собирались на вечерней молитве разоружить гардемаринов, так как они выходят в носовой кубрик (десантная рота на молитву не выходила), затем, ночью, закрыть трюм с 70-ю вооруженными десантниками, а к ненадежным из комсостава приставить часовых. Проделать всё это хотели между Петропавловском и Хакодате. И - повернуть корабль на Владивосток: "по разговорам", команда была склонна идти именно туда.

План не удался. То ли из-за "разведчиков ... среди севших в Петропавловске", то ли из-за своих. В назначенный день десантников распределили по работам, причем так, что "они стояли в машинном, кочегарке, на палубе. Были доносы на старых кочегаров и машинистов, арестов не было, команда растерялась".

Существовал ли в самом деле заговор? Или "беляк" Сергиенко выставлял себя революционером перед новой властью? Но то, что он поведал далее, похоже на правду. "Ильин спорил с командиром и хотел идти в Иокогаму, а не в Хакодате, так как он говорил, что в Хакодате засилие красных и "Магнит" и "Сишан" могут задержать. Механики настаивали на необходимости идти в Хакодате" - дескать, машина требует переборки.

"Сишан" и "Магнит" все время переговаривались по радио шифром, который знал только Ильин со штабом. Не доходя Фангорийского пролива, вопрос куда идти, встал ребром. "Тогда Ильин предложил зайти в порт Амори для личных переговоров с начальником области, мы зашли в Амори, и Ильин съехал на "Сишан". Переговоры продолжались полчаса. Ильин вернулся и объявил, что идем в Хакодате. Я слышал, что машинная команда "Сишана" и даже капитан хотели идти во Владивосток. Пошли в Хакодате...".

В японском порту Хакодате стояли неделю. Тех, кто пожелал возвратиться во Владивосток, отпустили... Генерал-майор П.М.Иванов-Мумжиев зафрахтовал пароход "Кинко-Мару" и, перегрузив на него войска, отправился в Шанхай.

... Возвратившийся в столицу Приморья бочкаревец Н.Федорин проходил по делу Бирича и др. На следствии он сообщил много любопытных фактов, проверить кои сейчас почти невозможно. Но другого источника у нас на сегодня нет. 1-я сотня состояла из двух взводов - служившие ранее у атамана И.Калмыкова; оренбургские казаки. Казаки ("местная команда") охраняли Петропавловск от красных партизан, калмыковцы ("нештатный взвод") пьянствовали. Между ними были трения. Этим воспользовались Особоуполномоченный Приамурского Правительства в Охотско-Камчатском крае Х.П.Бирич и глава военной администрации, начальник штаба Северного Экспедиционного Отряда Н.А.Поляков. Хрисанф Платонович поддерживал оренбуржцев, Никита Андреевич - калмыковцев. Подполковник Кузнецов попытался разоружить местную команду, при этом произошла шестичасовая перестрелка. Оренбуржцев взяли под стражу, однако Бирич спас их от военно-полевого суда.

Новый начальник Петропавловского гарнизона Б.П.Ильин освободил арестованных, расформировал местную команду и, "чтобы удалить брожение в части", отправил восемь человек в плаванье на Аляску на канонерской лодке "Магнит" в целях "поправления и уничтожения революционного духа".

Часть местной команды находилась за городом, на Петропавловской сельхозферме. Она не подчинилась приказу своего начальника ротмистра Файвишевича эвакуироваться и ушла в сопки. Так рассказывал Федорин.

После возвращения в город красных на ферме оставалось четверо: урядники Василий Раздобреев и Михаил Паначев, звания двух других - Федора Брежнева и Фомы Предкова не установлены. Всего же не эвакуировавшихся со своими военных было 24. Некоторых красные арестовали сразу же - капитана Казимира Маковецкого, урядников Павла Вдовина, Михаила Вологдина, Федора Гаученова, Филиппа Гордеева, ротного писаря Косьму Мальцева и фельдшера Простокшина. Вполне возможно, что они разделили участь расстрелянных в разное время коммунистами торговца Г.А.Машихина, мясника Ф.Я.Белея и городского головы Е.А.Колмакова.

А.А.Пурин (1-й демократически избранный руководитель Камчатки) умер в Хабаровской тюремной больнице 30 лет спустя: с образованием КНР его нашли в Шанхае. В том же городе во время Второй мировой войны скончался последний начальник Камчатки Петр Михайлович Иванов-Мумжиев.

Мы не знаем, почему он, уезжая осенью 1922 на Камчатку, взял с собой 8-летнего сына Георгия, попавшего затем вместе с отцом на чужбину. Неизвестно также, из каких соображений, прожив в Петропавловске всего неделю и покидая его навсегда, генерал написал Обращение к населению Камчатской области. Я обнаружил в архиве подлинник этого документа в 1994 году.

"Пять лет непрерывно ведется борьба с коммунистами. Были моменты, когда войска противников большевизма доходили почти до самой Москвы, но побороть захватчиков власти над русским народом пока еще не удалось. То вспыхивая, то угасая, борьба продолжается и будет продолжаться.

Одну из последних попыток свержения большевиков в Сибири сделал генерал Дитерихс. Недостаток материальных средств и оружия, а главным образом равнодушие населения Приморской области к судьбам Родины и к своей собственной судьбе, заставили его отказаться от власти и предоставить людей, не желающих ничем пожертвовать для спасения Родины, своей собственной участи.

Я, будучи послан генералом Дитерихсом в Петропавловск для того, чтобы в Камчатской области водворить спокойствие, порядок и возможность заниматься мирным трудом, с первых дней моего прибытия увидел, что население области, не большевиствующее по своим убеждениям, все же терпит в своей среде явных большевиков, позволяя диктовать им свою волю и позволяя беспощадно обирать себя. Большевиков здесь мало, и все же никто не решился поднять на них руку.

Что же это значит? Это значит, что на Камчатке повторяется то же, что и в Приморье, и в других областях России. Каждый ждет, что кто-то со стороны должен прийти защитить его и установить порядок. Но всякий боится вступить в решительную борьбу из нерешительности и из трусости, а отчасти и по незнанию самой природы большевизма.

Вижу, что население области, которое, по всей вероятности, дружно жило бы со мною при мирных условиях, не встанет ныне открыто на нашу сторону и при столкновениях с большевиками никакой помощи не окажет.

Маленькая в моем распоряжении группа русских людей, много лет неустанно сражавшихся на разных фронтах, не встретив в населении готовности к активной борьбе вместе с нами и не желая рисковать жизнью офицеров и солдат, ряды которых с каждым днем и так все больше и больше редеют, я решил покинуть Петропавловск и Камчатку, передав власть Петропавловскому городскому Самоуправлению.

От души желаю всему населению как г.Петропавловска, так и всего края, перенести, по возможности, безболезненно грядущее испытание.

Да хранит всех Вас Господь Бог".

Подписывая этот документ, начальник Камчатской области генерал-майор П.М.Иванов-Мумжиев поставил дату - 2 ноября. Однако в правом верхнем углу штамп: "Получено 1 ноября 1922 г. Входящ. № 311". Значит, бумага была заготовлена накануне ухода Русской Армии из Петропавловска и тут же передана в местное Самоуправление. На следующий день корабли стояли уже на внешнем рейде. До прощания с Родиной оставались считанные часы...


Валентин ПУСТОВИТ,
директор Центра документации новейшей истории
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Врангеля

Сообщение Иван Кукушкин » 28 Февраль 2009 17:28

Изображение
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Остров Врангеля

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Апрель 2009 16:37



В.П. КАЛЬЯНОВ
ГЕОМОРФОЛОГИЯ И ГЕОЛОГИЯ ОСТРОВА ВРАНГЕЛЯ
Ученые записки МГУ, Сер. география, Выпуск 119, Кн. 2, 1946, с. 100-112.

(Фрагмент статьи)

В 1820 году русское правительство отправило на северное побережье Сибири две экспедиции. Одну, под начальством Анжу, на поиски «земли Санникова» и другую, под начальством Фердинанда Врангеля, для отыскания мифической «земли Андреева» [Сарычев, 1811; Берх, 1823; Врангель,1841; Визе, 1933].

С удивительной настойчивостью, энергией и отвагой в течение 1820-1824 гг. Врангель предпринимает ряд поездок по льду на собаках. В некоторые из этих поездок он удаляется по морскому льду на 250 км к северу от берегов Сибири. Но все эти поездки были безрезультатны. Наконец, при встрече с чукотским старшиной (по-чукотски «камакай») он узнал от него, что «между мысом Ерри (Шелагским) и мысом Ир-Кайпио (Северным), близ устья одной реки, с невысоких прибрежных скал в ясные летние дни бывают видны на севере за морем высокие, снегом покрытые горы, но зимой их не видно. В прежние годы приходили с моря, вероятно оттуда, большие стада оленей, но, преследуемые и истребляемые чукчами и волками, теперь они не показываются. Сам он однажды, в апреле, преследовал целый день стадо оленей на своих санях, запряженных двумя оленями, но в некотором отдалении от берега морской лед сделался столь неровен, что он принужден был возвратиться». Другие чукчи подтверждали Врангелю и его спутникам, что «сами видели землю в ясные летние дни с места, называемого Якан».

По чукотскому преданию, старшина онкилонов, - народа, раньше обитавшего по северным берегам Сибири, - Крехай, удалился вместе со своим народом на эту заморскую землю.

Убедительные рассказы чукчей заставили Врангеля предпринять попытку достичь неизвестной земли по льду на собаках. Достигнув мыса Якана, Врангель и его помощник мичман Матюшкин не увидели никаких признаков земли на севере. Тем не менее, Матюшкин решил сделать попытку достичь острова. 9 апреля 1723 г . Он выехал по льду на трех нартах, имея провианта на 15 дней. Огромные полыньи, встреченные им по дороге, не позволили ему удалиться от берега далее 16 км . Таким образом, попытка эта окончилась неудачей. Тем не менее, Врангель нанес эту землю на свою карту, заметив: «Горы видятся с мыса Якана в летнее время».

Таким образом, на основании рассказов чукчей, с большой притом точностью, впервые нанесен был на карту остров, получивший впоследствии название «Земля Врангеля», или «острова Врангеля».

Впервые увидел остров Врангеля Коллет, проходивший та судне «Геральд» и открывший остров, названный «Геральд». С вершины о. Геральда он видел о. Врангеля (17 августа 1849 г .). Высадиться на остров ему не удалось. Он вполне резонно отмечает, что виденный им остров есть продолжение указанной Врангелем земли [Рабо и Виттенбург, 1924; Виттенбург, 1930].

Остров видели многие китобои. На карту он был нанесен Лонгом, проходившим (14 августа н. с.1867 г.) на шхуне «Nile» в видимости острова, Лонг впервые назвал виденную им землю «островом Врангеля». После долгих споров это название было принято всеми выдающимися географами того времени [Petermann, 1868; Гельмерсен, 1876]. В 1879 году севернее острова Врангеля дрейфовал во льдах Де-Лонг на судне «Жаннетта». «Жаннетта» погибла во льдах.

На поиски «Жаннетты» были отправлены суда. Двум из лих удалось впервые высадиться на остров Врангеля. Первым подошло судно «Томас Корвин». 12 августа 1881 г . в устье речи Clark высадился капитан этого судна Гупер (Hooper) и объявил остров принадлежащим Соединенным Штатам под названием «Новая Каледония». На острове Скелетон в устье реки Клерк он водрузил американский флаг, у подножия которого в бутылке была оставлена газета «Нью-Йорк геральд» и две записки следующего содержания [Hooper, 1881; Ross, 1883; Muir, 1917]:

1. «Таможенного флота Соединенных Штатов пароход «Корвин», Врангелева земля, 12 августа 1881 года (н.с.).

Таможенного флота Соединенных Штатов парохода «Корвин» капитан К.Л. Гупер (Hooper) высадился здесь ради отыскания следов судна «Жаннетта». Ящик с провиантом положен во втором утесе, отсюда на север. Все на корабле благополучно».

2. Таможенного флота Соединенных Штатов куттер «Корвин» 12 августа 1881 г . (н.с.).

Прибыли сюда сегодня, высадившись предварительно и на острове Геральд. На северо-восточной возвышенности этого острова воздвигнут каменный курганчик, в котором положен отчет. Нашедшего просят переслать содержимое в бутылке в редакцию «Нью-Йорк геральда».

Через 12 дней после судна «Корвин» к юго-восточной части берегов острова Врангеля, тоже предварительно побывав на о. Геральда, подошло судно «Роджерс», под командой капитана Берри. 27 августа с Роджерса отправлены были три партии для поисков следов гибели «Жаннетты», для описания острова и положения его на карту. Главная партия под начальством Берри [Гильдер, 1885; Gilder, 1882; Виттенбург, 1930] прошла в глубь острова, взошла на его высшую точку, получившую название «пик Берри», и нанесла на карту внутренние очертания острова. Другие две, под начальством Waring'a и Hunt'a, почти полностью описали его побережье. Судно пробыло у о-ва Врангеля но 12 сентября 1881 г .

С 1881 г . по 1911 г . ни одно судно не смогло подойти к острову Врангеля. 2 сентября 1911 г . (ст. ст.) русское гидрографическое судно «Вайгач» под командой К.В. Ломана бросило якорь у мыса Томас - юго-западной оконечности острова Врангеля. Судно простояло у берегов острова до 4 сентября 1911 г . (ст. ст.). За это время (в течение суток) была сделана небольшая экскурсия на берег, во время которой геологом И.П. Кириченко были собраны геологические коллекции [Толмачев, 1912; Арнгольд, 1929]. Доктор Арнгольд (судовой врач «Вайгача») так описывает эту экскурсию: «Наибольший интерес представляла собою геологическая разведка; я называю ее так потому, что за одни сутки, кроме беглого осмотра, ничего нельзя было сделать. Однако же нам удалось найти много окаменелостей, раковин разных видов, отпечатков растений. Все указывало на то, что некогда здесь был если не вполне тропический, то во всяком случае более теплый климат, а в обнаженных пластах одной горы в глубине острова, километрах в 20 от места нашей стоянки, мы обнаружили большие залежи каменного угля [Арнгольд, 1929].

Свидетельство доктора Арнгольда - первое и единственное указание на наличие полезных ископаемых на о. Врангеля. В заметке академика Толмачева [Толмачев, 1912], обработавшего геологические коллекции и дневники И.П. Кириченко, нет никаких указаний на нахождение каменных углей, не упоминается также об отпечатках ископаемой флоры, о которой так определенно говорит в своем дневнике доктор Арнгольд.

После краткой остановки у мыса Томас, «Вайгач» с морской описью первый обошел с севера о. Врагеля и на вершине самой северной его оконечности поставил железный знак с медной доской, на которой по-русски и английски был выгравирован год, месяц и число посещения Вайгачом о. Врангеля. К северу до самого горизонта нигде не видно было льда [Арнгольд, 1929].

10 января 1914 года льдами было раздавлено судно экспедиции Стефансона «Карлук».
 IMG_0298.jpg
Оно затонуло в 80 милях от о. Врангеля и в 200 милях от берегов Сибири. Команда под начальством капитана Бартлета, спутника Р. Пири при открытии им северного полюса, благополучно сошла на лед, успела сгрузить продовольствие, одежду, собак, нарты и пр. и по льду на собаках направилась к ближайшей суше - о. Врангеля. Из 25 человек, находившихся на «Карлуке», 8 человек погибли по разным причинам, остальные 17 (в том числе двое детей, девочки 3 и 11 лет) дошли до о. Врангеля. 18 марта капитан Бартлет, в сопровождении одного эскимоса, на семи собаках, имея провизии на 60 дней, отправился по льду с о. Врангеля на Сибирское побережье за помощью для своих товарищей. Благополучно дойдя до материка и оттуда переправившись на Аляску, он организовал помощь оставшимся на Врангеле людям.
 _DSC1504.jpg


7 сентября 1914 года к острову подошла шхуна «Кинг и Уинг» («King and Wing») под начальством Олафа Свенсона и сняла людей. Среди команды «Карлука», полгода прожившей на о. Врангеля, был геолог Маллок, канадец по происхождению, но так как он вскоре по прибытии на о. Врангеля умер (17 мая 1914 г .), а до этого был болен, то, вероятно, никакой геологической съемки не сделал [Евгенов, 1923; Рабо и Виттенбург, 1924].

В 1921 году Стефансон отправил на остров партию, состоящую из Гелля, Маурера и Найта, под начальством Аллана Крауфорда, 22-летнего сына известного канадского профессора; с ними в качестве кухарки и для пошивки одежды отправилась эскимоска. Партия прибыла на остров 1 сентября 1921 года; запасов продовольствия она имела лишь на полгода, охотничий сезон упустила. Вспомогательное судно смогло подойти лишь в 1923 году. Начальник спасательной партии Нойс нашел в живых только эскимоску. Найт умер 23 июня 1923 года; Крауфорд, Гелль и Маурер погибли, пытаясь дойти по льду до берегов Сибири. Сняв эскимоску, Нойс оставил на острове колонию из 13 эскимосов, под начальством проспектора геолога-разведчика Уэлса. Высадка колонии с целью отчуждения острова противоречила международным законам о полярных странах. Для восстановления своих прав, снятия колонии и водружения советского флага, на о. Врангеля в 1924 году советским правительством была направлена канонерская лодка «Красный Октябрь», под начальством гидрографа Давыдова. 12 августа 1924 года в 2 часа 50 мин. «Красный Октябрь» бросил якорь в бухте Роджерса. На берегу были обнаружены мачта и изба. Немедленно было приступлено к постройке новой мачты; на другой день, 20 августа 1924 года, в 12 час. дня на острове впервые был поднят советский флаг, и остров был торжественным актом присоединен к СССР. После подъема флага «Красный Октябрь» пошел в бухту «Сомнительную», где снял американскую колонию вместе с Уэлсом, у которого была большая геологическая коллекция [Рабо и Виттенбург, 1924; Wrangel Island, 1923; Давыдов, 1925]. В 1926 г . на остров была высажена первая советская колония в составе начальника острова Г.А. Ушакова с женой, доктора Н.П. Савенко с женой, зав. факторией Павлова, промышленника Скурихина с женой и восьмилетней дочерью, промышленника Старцова и около 60 эскимосов.

Начальник острова Г.А. Ушаков, за трехлетнее пребывание свое на острове нанес его побережье на карту, причем внес весьма важные изменения в прежние карты острова, собрал большую ботаническую коллекцию, обработанную академиком Комаровым, и геологическую коллекцию, обработанную впоследствии П.В. Виттенбургом. На основании собранного Г.А. Ушаковым палеонтологического материала был установлен возраст глинистых сланцев острова [Виттенбург, 1930].

Так как в течение 1927 и 1928 годов ни одно судно не смогло подойти к острову Врангеля из-за тяжелых льдов, в 1929 году к острову была отправлена экспедиция под начальством капитана К.А. Дублицкого на мощном ледорезе «Ф. Литке» с заданием достичь острова и сменить колонию. Несмотря на тяжелые льды, поломку лопастей винта, пробоину, через которую вода прибывала в форпике на три фута в час, ледорез «Ф. Литке» достиг острова, обойдя с севера о. Геральд и пройдя к бухте Роджерса проливом Лонга. На судне для научных работ была отправлена научная часть во главе с геофизиком проф. В.А. Березкиным, в составе: гидролога Г.Е. Ратманова, зоолога П.В. Ушакова и геоморфолога В.А. Кальянова [Дублицкий, 1931; Назаров, 1932; Кальянов, 1934]. Судно простояло у острова шесть дней, в течение которых всеми научными сотрудниками были сделаны большие для такого короткого срока работы. Кальянов прошел до верховьев реки Клерк, составил высотный профиль (барометрический), собрал коллекцию геологических образцов, причем нашел фауну во внутренних частях острова - на берегу р. Клерк [Кальянов, 1934], сделал около 300 фотоснимков. Он описал также тундру внутренних частей острова и побережья от бухты Роджерса до бухты Сомнительной, собрал ботаническую коллекцию (45 видов), обработанную М.И. Назаровым [Назаров, 1932], взял три почвенных монолита и два фрагмента кочек. Работам сильно мешал двухдневный 8-балльный снежный шторм. Из-за сильного шторма была даже прекращена выгрузка ледореза.

Экспедиция ледореза Литке сняла с острова начальника Г.А. Ушакова и доктора Савенко с женами, жену промышленника Скурихина с дочерью, выгрузила трехлетний запас продовольствия и оставила начальника острова т. Минеева, его жену т. Власову, доктора Е.Н. Синадского, радистов Богайова и Шатинского, метеоролога т. Званцева. С этого момента с острова стали получать регулярные метеосводки.

В 1932 г . на остров летали геолог В.А. Обручев и топограф К.А. Салищев, которые произвели аэротопографическую съемку о. Врангеля, значительно исправив карту острова, составленную капитаном дальнего плавания Е.Д. Бессмертным по материалам Г.А. Ушакова [Дублицкий, 1931].
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Остров Врангеля

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Август 2009 15:02

 NiZH-1254-01.jpg
 NiZH-1254-02.jpg
«Наука и жизнь», 1954, №12.
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Nauka_i ... 1954_.html

Остров Врангеля
М. МОРОВ, начальник полярной станции острова Врангеля.

Далеко на северо-востоке нашей страны, между 71° и 72° северной широты, 177° 30' западной и 178° 32' восточ­ной долготы, окруженный студеными водами Чукотского и Северо-Восточного морей, лежит остров Врангеля.

Сурова и дика природа этого края. Почти девять месяцев в году здесь сви­репствует жестокая зима, и даже летом свинцовое море покрыто пловучими льда­ми. Но полон своеобразной прелести ландшафт этой далекой окраины нашей Родины, и всякий, кому придется хоть раз побывать там, навсегда унесет с собой воспоминания о его величественной красоте.

О существовании в этих широтах суши люди подозревали уже давно. Много отважных мореходов пыталось добраться до берегов таинственной земли, но суро­вые полярные льды и непроходимые торосы крепко охраняли ее. Наиболее пра­вильно определила местоположение острова экспедиция лейтенанта российского флота Ф. П. Врангеля (1820—1824 гг.). Следуя указаниям чукчей, не раз наблюдавших в летние дни с прибрежных скал отчетливо выступающие на го­ризонте очертания каких-то неизвестных гор, Врангель совершил три пеших похода по льду от материкового берега на север, но самого острова ему достичь не удалось. Собранные во время путешествий материалы подтвердили факт существования неизвестной земли в этом районе Северного Ледовитого океана.

На карте, составленной Ф. П. Врангелем, остров был обозначен к северу от мыса Якан со следующей надписью: «Горы видятся с мыса Якан в летнее время». Как оказалось впоследствии, его координаты были предсказаны Врангелем с порази­тельной точностью. В честь выдающегося русского исследователя Врангеля остров был назван его именем.

В конце XIX — начале XX века остров посетило несколько экспедиций. Однако вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции никаких научных исследований там не проводилось. 20 августа 1924 года на высоком скалистом берегу острова Врангеля советская экспедиция, возглавляемая гидрографом-гео­дезистом Б. В. Давыдовым, водрузила государственный флаг Советского Союза.

Два года спустя сюда прибыла экспедиция под руководством Г. А. Ушакова.

Среди сошедших на берег 55 человек было несколько семей эскимосов. На острове была открыта полярная станция, которая с тех пор постоянно ведет научные наблюдения за природой и климатом этого края.

***

Остров Врангеля расположен в 125 километрах к северу от материка, от кото­рого он отделен неглубоким проливом. Площадь его составляет 7 300 квадратных километров. С востока на запад остров пересекают три гряды гор, разделенные между собой небольшими понижениями. Его самая высокая часть — средняя гря­да с горой Советской, возвышающейся на 1 100 метров над уровнем моря. Север­ную часть острова занимает низменная равнина, где произрастают типичные для тундры мхи и лишайники, а на южных склонах гор — травы и ползучие кустар­ники. В горных долинах растет полярная ива, высота которой не превышает 70—80 сантиметров. В июне тундра покрывается необычайно ярким по своей окраске разноцветным ковром. Благодаря коротким стебелькам растения не под­нимаются высоко от земли и поэтому легко переносят частые заморозки.

Весной на гнездовища прилетает колоссальное количество птиц. Пер­вой в конце марта — начале апреля сюда возвращается предвестница весны — пуночка. Ее громкое щебетанье нарушает долгое безмолвие арктической ночи.

Затем появляются чистики, белогрудые кайры, кулики, поморники, чайки, гаги и казарки. С их прилетом остров оживает. Беспрестанно шумными стаями проносятся над ним птицы, наполняя воздух пронзительными криками. Особенно шумны птичьи базары кайр: за много километров от восточного побережья, где они гнездятся, слышен их раскатистый гомон. Белые гуси и чернозобые казарки устраивают свои гнездовища в центре острова, в долинах между гор, обязательно по соседству с полярными совами: туда, где живет сова, никогда не придет песец, и гусиные выводки будут целы. Днем птицы покидают свои гнезда и улетают за кормом, возвращаясь обратно только к вечеру. Интересно, что и в полярный день, когда круглые сутки совершенно светло, в ночные часы птицы также собираются на гнездовища и остаются там до утра.

Не менее богат остров и морским зверем. Морж, белуха, лахтак (морской заяц), нерпа — все эти разновидности ластоногих обитают в большом количестве в этом районе Ледовитого океана и являются основным видом промысла местного населения. В одиночку и семьями бродят но берегу белые медведи. Большими колониями обитают на острове песцы. Особенно много их на северо-западе, в районе бухты Песцовой. Ежегодно население острова добывает значительное количество пушистых шкурок этого ценного промыслового зверька.

Тридцать лет прошло с тех пор, как на остров Врангеля впервые ступила нога советского человека. Неузнаваемо изменился за это время облик острова. На безлюдной в прошлом земле возник новый электрифицированный посе­лок с прекрасно оборудованной научной полярной станцией, с факторией, боль­ницей, школой, баней и кинопередвижками для охотников и их семей. Совер­шенно иным стал за годы Советской власти быт населяющих остров эскимосов и чукчей. Вместо сделанных из шкур яранг, в которых эскимосы жили на побе­режье испокон веков, здесь выросли благоустроенные рубленые дома. Нательное белье, костюмы и платья, патефоны, часы стали предметами их повседневного обихода. С каждым годом растет культура местного населения: навсегда исчезли шаманы, книга вошла в быт островитян.

После открытия фактории, которая стала снабжать население продуктами и предметами ширпотреба, совершенно изменилось питание местных жителей. В ра­цион чукчей и эскимосов прочно вошли такие важные для человеческого орга­низма продукты, как хлеб, оленье мясо, сахар, масло, чай, овощи.

Остров Врангеля является важным наблюдательным метеорологическим пунк­том нашей страны. Круглый год, в арктическую ночь и день, в пургу и жесто­чайшие морозы, несут свою ответственную вахту метеорологи, синоптики и аэро­логи полярной станции острова Врангеля. За десятки километров от берега про­бираются на собачьих упряжках гидрологи, чтобы изучить характер морских тече­ний и проследить движение льдов.

В результате проведенных в течение ряда лет исследований советские ученые выяснили геологическое прошлое острова. Установлено, что образование его гор­ных пород относится к палеозойской и мезозойской эрам. Найденные здесь в разных местах бивни и зубы мамонта подтверждают, что в недавнем геологиче­ском прошлом остров составлял одно целое с азиатским материком и отделился от него благодаря опусканию части суши лишь в недавнее геологическое время.

Давно уже канул в вечность миф о недоступности острова. Сейчас его посещают обычные транспортные суда.

Далеко от Москвы лежит остров Врангеля, но крепка связь с материком неболь­шой горстки людей, населяющих эту землю. Советские полярники повседневно ощущают заботу Большой Земли. Необходимое научное оборудование, предметы быта, свежие овощи и фрукты, новые книги и кинокартины постоянно поступают на остров. Дружно и слаженно работает небольшой коллектив полярной станции.

Знаменательную дату — 30-летие поднятия на острове государственного флага СССР — коллектив полярников встретил новыми успехами в своей научно-исследо­вательской деятельности.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Остров Врангеля

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Январь 2010 15:50

© Клименко И.Н.
ЭКСПЕДИЦИЯ НА ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ, ИЛИ ДВЕ ЖИЗНИ ЛЕДОКОЛА «НАДЕЖНЫЙ»

Как известно, у каждой фотографии есть своя история, судьба. Не все из них проживают долгую жизнь. Другие же и через столетия по-прежнему волнуют нас. Снимки, которые стали героями нашего рассказа, именно такого порядка. Они, безусловно, раритет Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева. Это четыре подлинные фотографии, выполненные гидрографом Виктором Грагайтисом, участником экспедиции на канонерской лодке «Красный Октябрь» в июле октябре 1924 г. на остров Врангеля. Все снимки подписаны автором. Фотографии В.А. Грагайтис передал в дар Августу Оттовичу Шмидту, командиру канонерской лодки «Симферополь», сыну известного полярника Отто Юльевича Шмидта. Август Оттович, в свою очередь, в 1952 г. передал их в дар нашему музею.

Четыре снимка заставляют вспомнить нас героическую эпопею освоения Восточной Арктики, добрым словом помянуть русских кораблестроителей и мореплавателей, вписавших яркие страницы в истории российского флота.
В 1897 г. в Копенгагене по чертежам и техническому заданию русских судостроителей В.А. Афонасьева и Р.И. Рунеберга был построен ледокол «Надежный». Предназначался он для работы в бухте Золотой Рог во Владивостоке. Во время ходовых испытаний «Надежный» мог развивать скорость на тихой воде 14,4 узлов. Ледовые испытания нового судна были проведены в Финском заливе в феврале 1897 г. Уже тогда выяснилось, что ледокол способен форсировать лед толщиной до 60 см. Позднее, во время работы на Дальнем Востоке, ледокол смог преодолевать льды толщиной до 70-75 см. Известно, что в годы русско-японской войны «Надежный» выводил из замерзшей бухты Золотой Рог в Японское море отряды кораблей тихоокеанской эскадры. Высокую оценку новому ледоколу дал тогда известный флотоводец С.О. Макаров.

Лист из фотоальбома с фотографиями. Ледокол «Надежный» на рейде бухты Золотой Рог. <br />г. Владивосток. Автор: Прей Э.Г. 1899 г.<br />Фотобумага  (черно-белая), печать. 12х18 : kr_oktyabr01_640.jpg


После установления советской власти на Дальнем Востоке судно, получившее новое название «Красный Октябрь», переоборудовали под канонерскую лодку. Поэтому, продолжая обслуживать порт как ледокол, «Красный Октябрь» одновременно участвовал в обороне Приморья от интервентов и белогвардейцев.
Особенно прославился корабль во время героического похода к острову Врангеля в июле-октябре 1924 г. На этот остров, в течение ряда лет не посещавшийся русскими судами, начали проникать иностранные промышленники. Снаряженной на «Красный Октябрь» экспедиции поручалось поднять на острове государственный флаг страны Советов, подготовить место для гидрометеорологической станции, а так же доставить на материк всех иностранных граждан. Экспедицию на остров возглавил опытный полярный гидрограф Давыдов Борис Владимирович (1883-1925), автор «Лоции побережий РСФСР, Охотского моря и Восточного берега п-ва Камчатки».

Фотография. Канонерская лодка "Красный Октябрь" в бухте Провидения, п-ов Чукотка. <br />Автор: Грагайтис В.А. Сентябрь 1924 г.<br />Фотобумага  (глянцевая), черно-белая печать. 11х16,5. : kr_oktyabr02_640.jpg


Выйдя из Владивостока 20 июля 1924 г., ледокол 3 августа достиг берега бухты Провидения. Забункеровавшись и приняв на борт зимовочный запас продовольствия, он отправился к Беринговому проливу. Когда до острова оставалось около 90 миль, на пути судна встретился тяжелый лед торосистого образования сплоченностью до 9 баллов, судно было зажато льдами. Форсируя препятствия, ледокол все же подошел к берегам острова Врангеля и в гавани Роджерса на берег высадил часть экипажа. 20 августа 1924 г. на острове был поднят государственный флаг страны. Затем ледокол двинулся в западном направлении, где члены экспедиции вскоре обнаружили зимовье иностранцев.

Фотография. Подъем флага СССР на острове Врангеля 20 августа 1924 г. членами экипажа канонерской лодки "Красный Октябрь", п-ов Чукотка. <br />Автор: Грагайтис В.А. 20 августа 1924 г.<br />Фотобумага  (глянцевая), черно-белая печать. 14,5х22. : kr_oktyabr05_640.jpg


Успешно выполнив все задания, экспедиция 23 августа покинула остров. Обратный путь оказался еще более тяжелым. 25 сентября в проливе Лонга у мыса Северного (ныне мыс Шмидта) судно было вновь зажато мощными льдами. Экипаж ледокола «Красный Октябрь» начал готовиться к длительной зимовке. Уже была спущена вода из котлов и систем, разобраны главные механизмы, как вдруг в результате начавшегося шторма поднялась сильная зыбь, образовалась полынья. Экипаж принял решение пробиваться к ней и срочно собрал машину, заполнив котлы забортной водой. Б.В. Давыдов писал впоследствии: «Приходилось работать в ледяной воде. Личный состав лишен пресной воды. Не было возможности обогреться и обсушиться. Уже на второй день похода за недостатком угля… начали рубить на дрова и жечь весь имеющийся на палубе запас леса и досок. К углю подмешивали машинное масло». Спустя три дня шторм утих, но густой туман не позволял точно определить местонахождение судна. Впереди лежали тяжелые льды, а в запасе оставалось всего 14 тонн угля. Дрейфующие льды отнесли судно к селению Уэлен, где экипаж, сойдя на берег, собрал все, что могло пойти на топливо. К тому времени, когда судно наконец вышло на чистую воду и бросило якорь в бухте Провидения, топлива оставалось на 25 минут хода, пресной воды не было совсем. Из Провидения «Красный Октябрь» отправился в Петропавловск-Камчатский, где экипаж произвел необходимый ремонт судна, пополнил запасы и по штормовому Охотскому морю взял курс на Владивосток. В порт приписки судно пришло 29 октября.

Фотография. Канонерская лодка "Красный Октябрь" во льдах по пути к острову "Врангеля, п-ов Чукотка. <br />Автор: Грагайтис В.А. 16 августа 1924 г.<br />Фотобумага  (глянцевая), черно-белая печать. 13х20,5 : kr_oktyabr03_640.jpg


За успешное выполнение задания правительства и проявленные при этом мастерство, мужество, отвагу экипаж судна был удостоен высокой награды родины – революционного Красного Знамени. Кроме того, каждому участнику экспедиции был вручен нагрудный знак «За экспедицию на остров Врангеля» (довольно редкий экземпляр нагрудного знака, так как изготовлено было всего 61 единица таких знаков, строго по числу участников похода). На голубом эмалевом поле знака были обозначены очертания Чукотки и Аляски, чуть в стороне, крохотной точкой, остров Врангеля, к которому тянется пунктирная линия от Владивостока, по периметру знака шла надпись: «За экспедицию на остров Врангеля».

Фотография. Эскимосы, жители острова Врангеля, на палубе канонерской лодки "Красный Октябрь", п-ов Чукотка. <br />Автор: Грагайтис В.А. 19 августа 1924 г.<br />Фотобумага  (глянцевая), черно-белая печать. 10,7х17. : kr_oktyabr04_640.jpg


Плавание канонерской лодки «Красный Октябрь» положило начало освоению Восточной Арктики советскими полярниками, подтвердив идею С.О. Макарова о возможности исследования Арктики с помощью мощных ледоколов. Свое дальнейшее развитие эта идея получила после походов ледокола «Красин», участвовавшего в операции по спасению экспедиции Нобиле в 1928 г., и ледокола «Ермак», достигшего в 1938 г. 83 градуса северной широты, выполняя работы по эвакуации советской станции «Северный полюс».


Старший научный сотрудник отдела фондов ПГОМ им. В.К. Арсеньева
Клименко И.Н.


© 2010 Приморский государственный объединенный музей имени В. К. Арсеньева
г. Владивосток, ул. Светланская, 20
тел.: (4232) 41-40-82, тел./факс: (4232) 41-38-96, 41-40-89,
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Врангеля

Сообщение [ Леспромхоз ] » 24 Январь 2010 20:36

Николай Сизов

Фотоотчет о походе канонерской лодки "Красный Октябрь" из Владивостока к острову Врангеля и обратно в июле-октябре 1924 года.

http://khankull.gallery.ru/watch?a=jOo-Ch1
:good:

Всего 134 фотографии.
 gallery-ru-4139144.jpg
 gallery-ru-4139147.jpg
 gallery-ru-4139150.jpg

 gallery-ru-4139155.jpg
 gallery-ru-4139208.jpg
 gallery-ru-4139229.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Остров Врангеля

Сообщение Alexander Belov » 25 Январь 2010 10:39

А самолет на снимках - английский. Это Виккерс тип 78, первоначально называвшийся Викинг-IV, но потом переименованный в "Валчер" (Vulture), амфибия. Самолет участвовал в кругосветном перелете. Кстати, машина была разбита в тумане у Берингова пролива, после чего перелет был прекращен.

Вот серия статей в журнале Flight:

Round the World flights

-1924 v16 n12 p.158
-1924 v16 n13 p.170,171,175-177
-1924 v16 n14 p.193,194
-1924 v16 n17 p.234
-1924 v16 n18 p.254
-1924 v16 n21 p.288,289
-1924 v16 n22 p.347
-1924 v16 n23 p.368
-1924 v16 n24 p.387
-1924 v16 n28 p.443,444
-1924 v16 n29 p.455,456
-1924 v16 n30 p.464,467
-1924 v16 n33 p.518
-1924 v16 n34 p.524

Снимки, скорее всего, сделаны на Камчатке.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Остров Врангеля

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Январь 2010 11:14

В альбоме к сожалению нет комментариев откуда что взято :(
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

След.

Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения