Мыс Оловянный

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Мыс Оловянный

Сообщение polarpost.ru » 14 Январь 2013 11:22

Полярная станция "Мыс Оловянный"
 olov_1.jpg

Открыта: 24 августа 1935 г.
Закрыта: 1943 (?)


Состав первой зимовки (1935—1936):
О первой зимовке : Глава "СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ" из книги Э.Т. Кренкеля "RAEM - мои позывные""


Состав второй зимовки (1936—1937):


Состав третьей зимовки (1939—1940):
  • А. Н. Золотов (начальник, гидролог),

  • А. С. Угольнов (радист)
  • А. С. Усачев (механик)

О третьей зимовке (1939—1940 гг): из книги А.Н. Золотова Три зимовки в Арктике
polarpost.ru
 
Сообщения: 74
Зарегистрирован: 13 Февраль 2008 01:10

Мыс Оловянный

Сообщение ББК-10 » 13 Май 2020 20:57

В 1934 г. экипажу ледокольного парохода «Садко» в проливе Шокальского на мысе Оловянном Северной Земли было поручено создать новую полярную станцию. Однако тяжелая ледовая обстановка помешала выполнить задание. Более счастливым оказался ледокольный пароход «Сибиряков». В августе 1935 он подошел к мысу и высадил на нем четырех человек: Э. Т. Кренкеля, Б. А. Кремера, Н. Г. Мехреньгина и А. А. Голубова. На мысе быстро вырос деревянный домик, где зимовщикам предстояло прожить долгих два года... Эта экспедиция стала легендарной.

 b642e3d6b10bd04485a104f634701e2a.jpg
Следующее фото из соцсети "ВК" от потомков Н.Г. Мехреньгина
 Зимовщики полярной станции на мысе Оловянном.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Мыс Оловянный

Сообщение ББК-10 » 19 Май 2020 21:05

Правда, 1936, №62. 3 марта
 pravda-1936-62 КРЕНКЕЛЬ-мыс ОЛОВЯННЫЙ ЛИНДЕЛЬ.jpg
В ГОСТЯХ У КРЕНКЕЛЯ

МЫС ЧЕЛЮСКИН. 1 марта. (Радио. спец. корр. "Правды"). Как известно, челюскинец Эрнст Кренкель возглавляет зимовку в составе всего 4 человек на мысе Оловянном. На днях, как сообщалось в "Правде" (в № от 29 февраля), летчик Линдель доставил с мыса Челюскина на мыс Оловянный гидрологическую группу, во главе с гидрологом Даниловым, приборы, четырех собак.
Коллектив мыса Оловянного радушно встретил гостей. После краткого отдыха Кренкель и Данилов занялись установкой мореографа.
Пилот Линдель и радист Адуев рассказывают: станция Оловянный - культурнейший уголок Арктики. Всюду идеальная чистота, образцовый порядок и своя особенная арктическая дисциплина. Коллектив мыса Оловянного живет бодрой трудовой жизнью.
Последний раз редактировалось ББК-10 20 Май 2020 10:37, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Мыс Оловянный

Сообщение ББК-10 » 20 Май 2020 10:37

Правда, 1936, №65, 6 марта

 pravda-1936-65 КРЕНКЕЛЬ-мыс ОЛОВЯННЫЙ ЛИНДЕЛЬ.jpg
НАУЧНАЯ РАБОТА НА МЫСЕ ОЛОВЯННОМ

МЫС ОЛОВЯННЫЙ. 5 марта. (Радио спец. корр. "Правды"). Прилет Линделя, привезшего гидролога Данилова 1), внес большое оживление в нашу жизнь. Это первые свежие люди за полгода на нашей полярной станции.
Кроме Данилова, на Оловянный должны прибыть еще три товарища. Не дожидаясь их, мы приступили к подготовке научных исследований. Прежде всего в двух километрах от берега следовало установить домик для гидрологической станции. В домике должно быть тепло, поэтому строить его приходилось весьма тщательно. В домике настлали пол, установили печку, сделали полки, столы. В полутораметровом льду продолбили прорубь — в ней гидрологи будут брать пробы воды, измерять течение на различных глубинах. Вся работа была закончена за трое суток. Работали втроем по 10 часов на морозе. 2 марта задымилась печка. Мы сняли полушубки и работала в одних фуфайках.
Э. Кренкель.

1) См. "Правду" от 3 марта.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Мыс Оловянный

Сообщение ББК-10 » 20 Май 2020 13:17

Правда, 1936, №68, 9 марта

 pravda-1936-68 КРЕНКЕЛЬ-мыс ОЛОВЯННЫЙ.jpg
НА СТЫКЕ ДВУХ МОРЕЙ *)

МЫС ОЛОВЯННЫЙ. 8 марта. (Радио спец. корр. "Правды"). Первые результаты гидрологической работы в проливе Шокальского у мыса Оловянного выявили ряд интересных особенностей этого участка Арктики. Как известно, по обе стороны Северной земли находятся два моря с различными температурными режимами: на западе — Карское море, на востоке — море Лаптевых.
Гидрологические наблюдения мы ведем в двух километрах от берега, в специально построенном брезентовом домике. Во льду сделана прорубь, где берутся пробы воды и измеряется течение. Температуря воды подо льдом оказалась минус 1.53 градуса. На глубине 190 метров вода теплее — минус 0.99 градуса. Такие температуры не свойственны Полярному бассейну. Налицо лишнее доказательство, что сюда приходят теплые атлантические воды.
Полутораметровый лед, на котором стоит наша палатка, от нежного дневном света блестит. как хрусталь. Посреди—зияющая черная прорубь. Когда я дежурил, вдруг заплескалась вода. Заглянул в прорубь, я увидел нерпу. В неверном освещении палатки она казалась сказочным существом. Несколько минут я стоял без движения с наганом наготове. Охота кончилась удачно. Нерпа была тяжело ранена и вытащена в палатку. В смертельной судороге она едва не повалила печку. При вытаскивании нерпы я обронил в прорубь свой наган. Очень жалко оружия.
Э. КРЕНКЕЛЬ.
*) См. Правду от 6 марта.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Мыс Оловянный

Сообщение ББК-10 » 20 Май 2020 15:30

Правда, 1936, №72, 13 марта
 pravda-1936-72 ПС Челюскин-Оловянный.jpg
Мыс Челюскин
Пилоты Линдель и Батура перебросили на мыс Оловянный вторую группу гидрологической экспедиции, которой поручена научная работа в проливе Шокальского. Самолеты доставили на мыс Оловянный гидролога Барташевича, рабочего Николаева, экспедиционный груз и пять ездовых собак. Осталось совершить еще два рейса.
Экспедиция обеспечена всем необходимым снаряжением и продовольствием. Работа ее продлится до середины мая.
Л. Рузов.


Мыс Оловянный
Готовимся к полету на острова С. Каменева (Северная Земля), чтобы восстановить там заброшенную полярную станцию. Во врем перелета буду работать радистом на самолете пилота Линделя.
Э. Кренкель.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Мыс Оловянный

Сообщение ББК-10 » 20 Май 2020 16:30

Правда, 1936, №82, 23 марта

 pravda-1936-82 КРЕНКЕЛЬ-МЕХРЕНЬГИН летят на Домашний.jpg
Э. КРЕНКЕЛЬ ЛЕТИТ НА ОСТРОВА С. КАМЕНЕВА

БОРТ САМОЛЕТА "Н-125". 22 марта. (Радио спец. корр. "Правды"). Сегодня, в 9 часов, на мыс Оловянный прибыли с мыса Челюскин самолёты "Н-124" и "Н-125". Быстро закончили погрузку и в 9 ч. 45 м. направились на острова С. Каменева — здесь надо восстановить заброшенную полярную станцию.
Погода отличная, самолеты идут прекрасно. В 10 ч. 25 м. прошли мыс Гамарника. Под нами — ровные поля. Курс — на север! Ледяные купола Северной земли сливаются с белесым небом. Прошли больше половины пути.
"Н-125" ведет тов. Линдель. В кабине — начальник авиоотряда тов. Петров, бортмеханик Игнатьев. Радистом — я сам.
"Н-124" ведет летчик Батура, бортмеханик Бойко, штурман Кругленко. На борту самолета — механик Оловянного тов. Мехреньгин.
Имеем радиосвязь с мысом Челюскин, мысом Оловянным и островом Русским.
Э. Кренкель.


"ИДЕМ НА ПОСАДКУ"

МЫС ЧЕЛЮСКИН. 22 марта. (Радио спец. корр. "Правды"). В 11 часов по московскому времени с борта самолёта "Н-125" от Э. Кренкеля принято следующее сообщение: "Подходим к острову Домашнему. Радируйте погоду". Дежурный метеоролог сообщает: "Ясно, штиль, видимость — 20 км". Кренкель отвечает: "Мы — над аэродромом Домашнего. Есть домик. Цел. Сматываю антенну. Идем на посадку! ".
Л. Рузов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Мыс Оловянный

Сообщение ББК-10 » 29 Май 2020 20:46

Советская Арктика, 1939, №12, с.76-79

 Советская Арктика, 1939, №12, с.76-79 Мыс Оловянный - 0001.jpg
 Советская Арктика, 1939, №12, с.76-79 Мыс Оловянный - 0002.jpg
 Советская Арктика, 1939, №12, с.76-79 Мыс Оловянный - 0003.jpg
 Советская Арктика, 1939, №12, с.76-79 Мыс Оловянный - 0004.jpg
Жизнь полярных станций


А. ЗОЛОТОВ
ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ НА МЫСЕ ОЛОВЯННОМ


На северо-запад от мыса Челюскина, за проливом Вилькицкого лежит один из крупнейших архипелагов Советской Арктики — Северная Земля.
Контур береговой черты Северной Земли очень извилист. Вглубь островов вдается масса различных заливов и фиордов, а в море выступает множество мысов.
Все северо-земельские острова представляют собой гористую местность, большею частью покрытую мощными ледниками.
Североземельское побережье является родиной всех айсбергов, встречающихся в северо-восточной и южных частях Карского моря и в море Лаптевых.
Наиболее изобилует айсбергами пролив Шокальского.
Наблюдения этого года показали, что основным источником этих айсбергов является фиорд Марти и все побережье от него к северу.
Полярная станция на мысе Оловянном (пролив Шокальского) расположена на одном из важных участков Великой Северной водной магистрали.
Пролив Шокальского является запасным проходом для судов, совершающих рейсы из Карского моря в море Лаптевых и обратно.
Большую роль эта станция играет и в обслуживании воздушной навигации. По своему географическому расположению мыс Оловянный является одной из немногих станций, находящихся за 78 параллелью. В этом районе, где особенно редки полярные станции, в основном приходится опираться на научные наблюдения, производимые на мысе Оловянном.
Североземельский климат еще не достаточно изучен. Однако, по имеющимся уже метеорологическим наблюдениям за два года, можно сделать вывод, что климат на Северной Земле суровый. Зимой температура воздуха доходит до —43°. Летом максимальные: температуры иногда доходили до +13°, а температура почвы даже до +23°.
Из всех метеорологических факторов на Северной Земле, особенно нужно отметить ветры, которые весьма интенсивно дуют в проливе Шокальского, на мысе Оловянном. Это явление, повидимому, объясняется рельефом местности. Высокие берега островов Большевик и Октябрьской революции образуют нечто вроде трубы, в которую направляются воздушные потоки. Ветры на мысе

Фиорд Тельмана на Северной Земле.
Фото Н. Жукова


Оловянном большею частью дуют с севера, реже с юга и почти никогда не бывает других румбов. Штилевых дней совсем нет.
Для изучения гидрологического и ледового режима полярная станция мыс Оловянный расположена очень удобно. Мыс Оловянный является как-бы стыком двух морей: Карского и моря Лаптевых.
До последнего времени изучению гидрологического режима пролива Шокальского не придавалось большого значения. В проливе систематических гидрологических наблюдений не производилось. Только в 1936 г. гидрологи Данилов и Барташевич провели здесь серию сезонных зимних работ.
В этом году на работу в проливе обращено серьезное внимание. В штате полярной станции имеется два гидролога, которые производят сезонные разрезы. На основании этих работ можно будет выяснить происходящий водообмен между морями Карским и Лаптевых, мощность слоя пресных вод, встречающихся в проливе Шокальского, а главное определить течения на различных глубинах. Последнее необходимо знать для мореплавания.
Для лучшего обслуживания предстоящей навигации в районе Северной Земли необходимо организовать несколько временных гидрометеорологических постов. Они должны более подробно изучить этот район.
Полярная станция мыс Оловянный в синоптическом отношении расположена не вполне удачно, так как из-за рельефа местности получаются искаженные ветры.
При расширении полярной станции на мысе Оловянном необходимо построить там ветряк, который в течение всего года с изобилием будет давать электроэнергию и для радиостанции и для освещения построек.
***
В 1930 г. впервые на Северной Земле были оставлены на зимовку четыре человека во главе с Г. А. Ушаковым.
Впервые там был водружен красный советский флаг.
Коллектив первой зимовки проделал там большую работу. За два года по Северной Земле они совершили пять крупных маршрутов, уточнили всю береговую черту архипелага, произвели ряд астрономических определений и выяснили геологическое строение островов.
С 1932 по 1935 гг. в изучении Северной Земли образовался перерыв.
Тяжелые ледовые условия в северовосточной части Карского моря не позволили судам войти в пролив Шокальского, где предполагалось (на мысе Оловянном) строительство новой полярной станции.
Только в 1935 г. ледокольному пароходу «Сибиряков» удалось войти в пролив и построить там полярную станцию. На зимовку осталось четыре человека с т. Кренкелем во главе. Этой смене на мысе Оловянном пришлось очень много поработать.
Они умело сочетали хозяйственную работу по организации станции с обслуживанием связью и гидрометеорологическими сводками навигации того года.
В 1937 г. в проливе Шокальского были исключительно тяжелые ледовые условия, поэтому ни один пароход не смог подойти к мысу Оловянному. Зимующие там два человека 1), метеоролог Кремер и радист Голубев, после двухлетней зимовки, оказались в очень тяжелом положении. Они были плохо обеспечены продуктами питания. Вскоре их сняли самолетами.
Полярная станция на мысе Оловянном после этого была законсервирована.
В 1939 г. возникла практическая необходимость восстановить полярную станцию на мысе Оловянном. Этого требовали интересы морской навигации и многочисленных полетов полярной авиации.
В марте 1939 г. начальник Управления полярных станций т. Кренкель предложил начальнику полярной станции мыса Челюскина т. Степанову расконсервировать полярную станцию на мысе Оловянном.
Полярники мыса Челюскина горячо откликнулись на предложение: т. Кренкеля и многие выразили желание выполнить эту работу.
Для отправки на мыс Оловянный было намечено три человека: радист А. С. Угольнов, механик А. С. Усачев и автор этой статьи был назначен гидрометеорологом, на которого возлагались, также обязанности старшего по зимовке.
Материалы нашей станции представляли большой интерес для синоптической службы Главсевморпути, так как в восточной части Карского моря она являлась самой северной станцией.
Мы сразу же взялись за налаживание нашего станционного хозяйства, чтобы к началу навигации быть во всеоружии. Отремонтировали антенны, привели в порядок метеорологическую площадку, заменили изношенные части в двигателе «Л-3», а также произвели мелкий ремонт жилого помещения и склада.
С первых же дней работы мы встретились с большими трудностями: оборудование на станции оказалось очень изношенным, ассортимент продуктов был очень беден.
Мы не теряли самообладания. Прежде всего приступили к налаживанию связи, так как без нее нельзя было обслуживать морскую и воздушную навигацию.
Радио-аппаратура, простоявшая длительное время в консервации, совершенно отказывалась работать. Нужно было капитально отремонтировать передающие и принимающие установки. Некоторые детали пришлось заменять новыми. Эти новые детали мы сами же и изготовили, так как на станции их не было.
Только на седьмой день после прибытия на Оловянный, нам удалось связаться с мысом Челюскина.
Научное оборудование тоже пришлось основательно ремонтировать.
Много забот нам доставили самописцы, которые от сырости начали ржаветь. Однако мы добились, что метеостанции со дня открытия начали производить записи на ленты. Новой смене мы передали самописцы в исправности.

1) Э. Т. Кренкель и механик Мехреньгин еще раньше вылетели на остров Домашний, где восстановили законсервированную станцию.

Ледник в фиорде Спартак на Северной. Земле
Фото Н. Жукова


Хуже дело обстояло с лентами для самописцев. От старой смены осталось всего двадцать лент для гидрографа в то время, как требовалось примерно 350 штук.
Пришлось изготовить ленты из простой бумаги. Этим была обеспечена работа всех самописцев.
Гидрометеорологическая служба Главсевморпути одобрила это наше мероприятие, а Арктический институт признал, что ленты вполне можно обрабатывать.
Официально метеостанция начала работать с 10 мая.
Труднее было бороться со второй трудностью, т. е. с недостатком продовольствия. Большинство продуктов, оставленных на станции, из-за длительного хранения оказались непригодны для употребления. С прилетом птиц наш стол значительно улучшился.
В свободное от работы время мы охотились, гуляли по леднику, много читали. На станции оказалась хорошая библиотека, в которой мы нашли и политическую, и художественную, и техническую литературу.
Много хлопот нам доставил склад, который был сильно забит снегом. Все хозяйственные вещи мы перебрали, просушили и уложили, произвели полную инвентаризацию всего станционного имущества.
На Оловянном не было гидрологического оборудования, поэтому мы не могли произвести глубоководных гидрологических наблюдений, а также инструментальных наблюдений за дрейфом льда. Эти наблюдения были очень важны для морской навигации и нас очень волновало, что мы их не можем выполнить.
За сравнительно короткий срок пребывания на полярной станции мы провели довольно большую работу по обслуживанию морской и воздушной навигации. Помимо 440 синоптических сводок, станцией было передано 135 специальных метеосводок по требованию самолетов и штаба проводки на ледоколе «И. Сталин».
Сведения о состоянии льдов в проливе Шокальского ежедневно передавались в службу погоды острова Диксона. Кроме того, было передано 27 специальных ледовых сводок по требованию ледокольного парохода «Сибиряков».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Мыс Оловянный

Сообщение ББК-10 » 11 Февраль 2022 17:32

Самое начало:

Правда Севера, 1935, №161, 16 июля

 Правда Севера, 1935, №161, 16 июля Кренкель в Арх-ске.jpg
Тов. КРЕНКЕЛЬ В АРХАНГЕЛЬСКЕ

В Архангельск прибыл известный полярник, бывший радист "Челюскина", кавалер двух орденов Эрнст Кренкель. Он едет с метеорологом Кремером, радистом Голубевым и мотористом Мехреньгиным на одну из труднейших зимовок Арктики — на острова Каменева (Северная Земля).
— Станция на острове Каменева, — сказал в беседе с нашим сотрудником тов. Кренкель, — имеет большое значение для службы погода и научных исследований, потому что она выдвинута значительно дальше к северу, чем остальные полярные станции средней части Северного морского пути.
Эта зимовка была законсервирована осенью прошлого года, когда зимовщики были сняты самолетами. Они зимовали второй год сверх обычного срока, так как "Садко" до острова Каменева не дошел. Наша задача — восстановить и усилить работу этой полярной станции. Мы отправляемся туда на "Сибирякове". Если нельзя будет высадиться на острове Каменеве, мы попытаемся сойти в другом пункте островов Северной Земли.
— Я был в Архангельске в 1932 году, — говорит т. Кренкель, — и сейчас приехав вновь, поразился огромной переменой. Изменился облик всего города.
Экспедиция на остров Каменева должна отплыть на "Сибирякове" 21 июля.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Мыс Оловянный

Сообщение ББК-10 » 21 Февраль 2022 16:46

Правда Севера, 1935, №195, 26 августа

 Правда Севера, 1935, №195, 26 августа СИБИРЯКОВ МЫС ОЛОВЯННЫЙ.jpg
"СИБИРЯКОВ" НА МЫСЕ ОЛОВЯННОМ

Краснознаменный "Сибиряков" достиг мыса Оловянного (в проливе Шокальского, на Северной Земле). Как известно этого пункта тщетно пытались достигнуть "Седов" в 1933 и "Садко" в 1934 годах.
Капитан Хлебников сообщает, что сильный шторм мешает высадке на берег. Место дли северо-земельской зимовки под начальством тов. Кренкеля еще не выбрано.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения