Хатанга, АЭ

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Хатанга, АЭ

Сообщение neitrino » 07 Май 2011 08:24

Между небом и землей

Хатангская аэросимфония

 sever4.jpg
Олег и Татьяна Петровы
на полярной станции
Мыс Челюскина
Аэрология… Это красивое слово несет в себе некую загадочность, а само понятие наполнено романтизмом. Как и сама профессия аэролога – окутанная романтическим ореолом, она не очень понятная, хотя и не уникальная, но достаточно редкая.
Аэролог – человек, который «рассматривает, прощупывает» верхние слои атмосферы, находясь на земле. И это его обычная ежедневная работа. Аэрология – составляющая часть деятельности гидрометслужбы, реализуется посредством сети аэрологических станций. Одна из немногочисленных станций, расположенных на Таймыре, находится в Хатанге. Сегодня мне хочется пригласить сюда читателя на небольшую экскурсию, познакомить с аэрологами, с сутью их профессии.
Аэрологическая станция Хатанга, находящаяся в настоящее время в подчинении Архангельского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, входит в международную сеть аэрологических станций. Это значит, что данные ее наблюдений используются Всемирными метеорологическими центрами погоды при составления карт барической топо-графии, для прогнозирования синоптических процессов на планете, в том числе и глобальных. Накопленные статистические данные – ценный материал для науки.
Для получения параметров ветра, температуры, влажности, давления на разных высотах над землей и осуществляется высотное зондирование атмосферы. Полученные в оперативном порядке сведения необходимы специалистам, поскольку позволяют увидеть и проанализировать барические образования (циклоны, антициклоны и так далее) в их вертикальном разрезе. Кухня погоды сложна и разнообразна: метеорологические процессы объемны, и могут развиваться до высот более пятнадцати километров. Пространственные характеристики метеоэлементов особое значение имеют при составлении долгосрочных, а также авиационных прогнозов погоды.
Нам, пассажирам, сидящим в салоне самолета, невдомек, что экипаж перед вылетом тщательно анализирует метеорологическую обстановку. В частности, на этапе полета. Это важнейшие данные. Например, в высотном потоке воздуха – струйном течении, скорость ветра может достигать двухсот и более километров в час. Наличие такого мощного потока воздуха на траектории движения самолета поможет воздушному судну при попутном направлении и будет значительно тормозить его при встречном. Понятно, что во втором случае маршрут движения целесообразней выбрать ниже или выше струйного течения. Именно аэрологические данные помогают объективно оценить обстановку и принять правильное решение в выборе траектории полета.

Немного из истории

Высотное зондирование атмосферы до 1980 года в Хатанге производилось аэрологической станцией, которая входила в состав полярной станции Хатанга. Полярная станция размещалась в самом поселке близ аэропорта и осуществляла также метеорологические наблюдения за фактической погодой и прогностическое обслуживание авиации. Полярная станция находилась в подчинении Диксонского управления гидрометслужбы.
По мере расширения объемов работы управлением было принято решение отделить аэрологические наблюдения от авиационных. К тому же, при возросшей интенсивности полетов воздушных судов, выпускающиеся в зоне аэродрома, радиозонды создавали серьезную помеху воздушному движению. С тех пор в Хатанге функционируют две ветви от гидрометслужбы – АМСГ (авиационная) и АС (аэрологическая) станции. Место для строительства аэрологии было выбрано на удалении пяти километров от центра поселка в лесу на берегу реки. Тем самым была обеспечена репрезентативность станции, и с другой стороны – она «ушла» подальше от ВПП (взлетно-посадочной полосы).
«Первый камень» в основу нынешней Хатангской аэрологической станции был заложен в 1980 году, когда началось ее интенсивное строительство. И первым ее начальником стал Николай Андреевич Шабалин, отработавший в этой должности несколько лет. За эти годы станция получила свое основное развитие. Как профессиональный аэролог, он отлично владел техническими навыками слежения за радиозондами и обработки их данных. Но запомнился он не только этим. Николай Шабалин как человек, обладающий рационализаторским умом и золотыми руками, а также десятком разных профессий, славился и как прекрасный организатор. Под его непосредственным руководством строилась и расцветала аэрологическая станция Хатанга – одна из составляющих соцветия десятков полярных станций, работающих под эгидой Диксонгидромета.
Постепенно на фоне живописной природы вырисовался компактный мини-
городок полярников. Поскольку станция имела статус полярной, она являла своеобразное «государство в государстве»: относительная изолированность, полное автономное жизнеобеспечение, специфический порядок жизни. На небольшой территории среди леса удобно расположились камеральное здание с аппаратурой (собственно станция), большой двухэтажный жилой дом и несколько уютных индивидуальных домиков. Здесь же дизельная электростанция, котельная, внушительный гараж с автотехникой; газогенераторная – помещение, в котором добывают водород, необходимый для наполнения шаров-зондов. Станция могла похвастаться современной кухней со столовой (полярники называли блок питания камбузом), хорошим спортзалом. Особую гордость составляли деревянная с перечнем удобств баня и небольшая теплица.
В те же, восьмидесятые годы, станция «набрала обороты», работала в полную силу, выполняя весь объем предписанных наблюдений, то есть трехразовое зондирование в сутки. Штат ее работников насчитывал порядка двадцати пяти человек. Все они жили и работали по законам полярной станции, подобно корабельным. Работа, жилье, отдых – все сосредоточено в одном месте. Бесплатное питание, спецодежда, тесное общение, взаимовыручка, хотя взаимопонимание, возможно, было не всегда.
Детей дошкольного и школьного возраста возили в Хатангу в садик и школу своим транспортом. Таким же образом взрослое население могло съездить в «культпоход» по магазинам, в библиотеку или по каким-то личным делам. Поскольку воды на станции нет, ее регулярно подвозили на водовозке. Все размеренно, привычно, замечательно. Тогда казалось, так будет всегда…

День сегодняшний

С тех дней Хатанга-река немало воды унесла в море Лаптевых. Конечно же, многое изменилось. Аэрологическая станция Хатанга существует, хотя от ее былого величия и цветения мало что осталось.
Постепенно, следуя в унисон перестроечным процессам, хозяйство, техника, аппаратура пришли в упадок, несмотря на то, что изначально установленный локатор «Малахит» был заменен более современным – автоматическим вычислительным комплексом (АВК). Справедливости ради надо отметить, что АВК на данный момент – это уже «день вчерашний», а может, и еще более давний.
Беглой экскурсии по территории станции достаточно, чтобы даже в условиях полярной ночи заметить царящую там разруху. Станция пережила два пожара. Одни руины остались от некогда успешно функционирующих зданий – котельной, дизельной, двухэтажного жилого здания. В запустении гараж. Из семейства уютных небольших жилых домиков пока еще цел только один. От бани и теплицы не осталось и следа. К сожалению, десятки островных, полярных, с таким трудом в свое время построенных, метеостанций постигла еще более печальная участь – их вообще закрыли. Вряд ли эти грустные перемены можно поставить в упрек адресно. Глобальные преобразовательные процессы, начавшиеся в то время в стране, в социальной жизни общества, видимо, нельзя было ни предотвратить, ни просчитать наверняка.
Главное – Хатангская аэрологическая станция не умерла, она живет и функционирует. Разумеется, коренным образом изменился как режим работы, так и многое другое. Сегодня на станции реально работают всего четыре человека: начальник, два аэролога и газогенераторщик. Все они переселились в поселок: для постоянного проживания на станции условий нет. Станция перестала быть «полярной». С потерей этого статуса работники лишились и обусловленных им льгот. Скажем, обеспечения бесплатным питанием.
Из оставшихся работников главная «ударная сила» - это аэрологи. Конкретнее, две женщины, отдавшие любимой профессии более тридцати лет, Нина Иванова и Татьяна Петрова. График работы - ежедневный, плотный, поскольку из пяти штатных единиц аэрологов фактически занято две, специалистов не хватает. Недостающие единицы женщины обрабатывают, чтобы выполнить предписанную программу высотных наблюдений, согласно которой предусмотрено два выпуска радиозонда в сутки – в установленные международные сроки - утром и вечером. С другой стороны – и зарплата побольше, известно, что в гидрометслужбе заработки не из высоких. К слову сказать, это одна из причин дефицита кадров. А, если смотреть шире, то, по словам самих работников, на сегодняшний день выпуск аэрологов учебными заведениями страны ограничен, если не сказать прекращен. Думается, кадровый вопрос надолго останется актуальным. В Хатанге он усугубляется еще и отсутствием жилья.
Работники станции на работу ходят пешком. В любую погоду - туда и обратно. Таким образом, еже-дневно преодолевают восемь километров, в зависимости от расположения жилья.

Эх, дорога…

Для ознакомления с редкой профессией мне хотелось пройти весь путь – от порога до порога, что называется «влезть в шкуру» аэролога, и все прочувствовать на «своей шкуре».
Чтобы попасть на станцию и проследить процесс атмосферного зондирования от начала до конца, «падаю на хвост» Татьяне Петровой. Честно говоря, я не рискнула проводить эксперимент при ветреной или морозной погоде. И вообще, старалась сделать это путешествие для себя минимально дискомфортным: выждала благоприятную погоду, выбрала вечерний срок зондирования, поскольку утренний предполагает подъем в три часа утра.
Оказалось, чтобы нормально пройти эти четыре километра даже в хорошую погоду, нужно основательно подготовиться. Воспользовалась инструкциями Татьяны Александровны. «За бортом» всего восемь градусов мороза, поэтому одеться нужно тепло, но не настолько, чтобы взмокнуть. Обязательна шапка, которая бы закрывала уши. Снег рыхлый – в валенках идти будет трудно, лучше надеть сапоги. А самое главное – не забыть фонарик. Памятуя, что ухожу из дома надолго, прихватила с собой термос с горячим чаем, поскольку воду в пункте назначения взять неоткуда.
Зондирование атмосферы во всем мире производится в установленные международные сроки, они определяются по гринвичскому времени. Зонд выпускается за полчаса до установленного срока. А на станции надо быть, как минимум, за полтора часа до старта зонда. Учитывая, что шагать к месту назначения тоже не меньше часа, выходим из дому заблаговременно.
Примерно полпути – до поворота в сторону бывшего поселка нефтяников, дорога накатанная, скользкая. А дальше – в лучшем случае, колея в глубоком снегу, пробитая некогда проехавшей автомашиной. Несмотря на дневное время, уже совсем темно. Неудивительно: полярная ночь. Позади осталась сверкающая огнями Хатанга, далеко впереди – сиротливо мерцает одинокая лампочка. Она прикреплена на здании аэрологии. Эта лампочка – ночной ориентир для наблюдения за видимостью метеорологами авиационной метеостанции. И по совместительству – своеобразный маяк для наших аэрологов.
- После метели здесь вообще целина, - рассказывает Татьяна, - придорожные кусты занесены снегом. Сбиться с дороги очень легко. Если провалишься глубоко в снег, значит, ты в кювете – по этому признаку ориентируешься, слева или справа от тебя дорога. А если еще и лампочка на аэрологии не горит, тогда совсем беда: темень непро-глядная, расстояние и направление оценить трудно, идешь по наитию. Фонарик, конечно, не спасает, поскольку освещает дорогу только под ногами. В такие минуты, когда остаешься один на один с метелью и теменью, кажется, что в целом мире больше никого и ничего не существует. Иногда становится так жутко! Нужны немалые усилия, чтобы преодолеть этот мистический страх.
- Что заставляет вас, двух женщин, изо дня в день проделывать этот путь? В конце концов, работу поменять можно.
- Привычка. Так получилось, что место нашей трудовой деятельности оказалось далеко за пределами поселка. Мы обе любим свою профессию, свою работу. У каждой из нас стаж более тридцати лет – в одном месте, в одной организации, в одной профессии. Кому в таком возрасте захочется переучиваться, кардинально менять специальность? Мы знаем свои обязанности до автоматизма. Я не представляю себя в другом качестве. К тому же все время надеялись на восстановление, возрождение станции. И потом, - продолжает Татьяна, - даже в этом длинном пути до станции есть свои плюсы. В частности, летом. Природа красивая, уединение. Когда тепло и светло, я часто хожу с фотоаппаратом. Летом грибы-ягоды. А цветы, птицы! Кстати, куропатки и сейчас есть, внезапно вы-скакивают прямо из-под ног и меня очень пугают.
…Небо было затянуто облаками не полностью. Впереди, справа, повисла яркая звезда, а над головой наметились приглушенные занавеси северного сияния. Погода стояла замечательная, даже хочется сказать, «гламурная», но вскоре потянул встречный ветерок, и тут же стало неуютно. Время от времени приходилось поворачиваться спиной к ветру и идти задом наперед. Но, в общем, погода баловала, шли вдвоем, фонарь на столбе светил…
Я представила, как аэролог поднимается с теплой постели в три-четыре часа утра, выходит одна в темную морозную ночь (а бывает и за минус пятьдесят!). Или того похлеще – в метель со штормовым ветром, с «никакой» видимостью. От таких мыслей становится не по себе. Я бы не смогла. Да, думаю, немного найдется людей, способных добровольно принять для себя эту участь. Пусть для меня марш-бросок длиной в восемь-десять километров по пересеченной местности – это событие, а для них - обычное явление. Тем не менее, обе женщины должны проходить этот путь ежедневно при любых обстоятельствах: в первый день - на вечерний выпуск, во второй – на утренний. Пусть они живут не в цент-ре, а чуть поближе к станции, все равно – это круто, выражаясь языком современной молодежи.
Казалось бы, чего проще – после вечернего выпуска остаться на ночь, комната для этого предусмотрена, есть где прикорнуть. После утреннего выпуска – домой. С вечера такой же цикл у сменщицы, а на следующий день – все сначала. Но, поскольку помещение отапливается электронагревателями, происходит большой расход электроэнергии. Это дорого. Руководство управления за перерасход по голове не погладит, уложиться в лимит очень трудно, если не сказать, невозможно. И потом, мне кажется, это не каждому или не каждой комфортно - ночевать посреди тундры.

Выпускаем радиозонд


В здании аэрологии, где расположен АВК, не жарко: сил электронагревателя, который призван обеспечивать тепло в помещении, хватило только на то, чтобы столбик термометра поднялся до отметки чуть выше десяти градусов. С интересом слежу, как Татьяна Петрова готовит локатор к работе. Включает комплекс для прогревания. Быстро собирает вместе источник питания, радиоблок, прикрепляет датчик температуры и влажности – это и есть радиозонд. Он облачен в пенопластиковую упаковку и внешне напоминает симпатичный белый горшочек. Примерно через час радиозонд будет прикреплен к наполненному водородом огромному шару и выпущен в небо.
Но прежде собранный прибор нужно вынести из помещения и установить в метеобудке, для адаптации его в окружающем воздухе.
И радиозонд, и оболочка, естественно, используются один раз, какими бы дорогими они ни были. Аэролог садится за пульт автоматического вычислительного комплекса. Пульт - масса тумблеров и рычажков. Кажется, их не меньше, чем в кабине самолета. Но проворные пальцы Татьяны привычными движениями щелкают тумблеры в определенной последовательности. Загорается экран дисплея, она вводит наземные данные: номер станции, дату и другие сведения. Затем АВК «ловит» сигнал радиозонда, находящегося в метеорологической будке.
Пора отправляться в помещение газогенераторной, где «колдует» Дмитрий Уксусников. Здесь добывается газ для наполнения оболочки - водород. Для этого Дмитрий со строгим соблюдением правил техники безопасности засыпает реагенты и выливает воду в специальный стальной баллон, где и происходит химическая реакция. Выделяющийся при этом водород по шлангу поступает непосредственно в оболочку и наполняет ее – это уже в другом «зале», в своеобразном ангаре для наполненных резиновых изделий. Дмитрий привязывает к рвущемуся в небо шарику готовый к работе прибор. И радиозонд по команде аэролога стартует из ангара, прямо из рук газогенераторщика. Очень быстро исчезает в темном небе. Теперь его «видит» только АВК. И я возвращаюсь в здание аэорологии.
Все свое внимание Татьяна сконцентрировала на движении радиозонда. Автоматический вычислительный комплекс исправно преобразовывает электрические сигналы зонда в показания метеоэлементов и тут же вычисляет их параметры. На экране непрерывно высвечиваются высота и дальность горизонтального удаления радиозонда, значения температуры, влажности и давления воздуха на высотах, данные о ветре.
Вот высота подъема уже двенадцать с лишним километров. Вдруг она падает метров на четыреста и снова резко возрастает. Бывает, что аппаратура не успевает реагировать на резкие изменения показаний и выдает ошибочные параметры так называемые «выбросы» по температуре и ветру. Их тут же нужно исключить и исправить. Для этого аэрологу необходимы внимательность, ответственность и опыт. Затем оперативно составленная телеграмма должна уйти в бюро погоды с объективными данными, без ошибок. Постепенно сигнал зонда теряет свою четкость: причина в приемной системе АВК, комментирует Татьяна. Комплекс старый и нуждается в основательном ремонте.
Одним из показателей качества работы аэрологической станции является высота подъема радиозонда. При хорошем раскладе можно достичь высоты 40 километров и более. Высота подъема 35-36 километров считается успешной. В былое время Хатангская полярная станция по аэрологическим показателям в соревнованиях с «сестрами» часто занимала лидирующее место. Сегодня радиозонд едва дотянул до 21 километра. И то хорошо! Кстати, горизонтальное удаление от станции составило почти 100 километров.
Аэрологи стараются, делают все, что от них требуется. От кого зависит все остальное? Как поднять станцию, если не на прежний уровень, то хотя бы до уровня нормальных условий работы? Как обеспечить станцию новой аппаратурой, штатом специалистов? Думаю, рано или поздно эти и другие вопросы должны найти свое решение.

• Нина КОВАЛЬЧУК.


taimyr24.ru › upload/gazeta/2010-12-22.doc
Аватара пользователя
neitrino
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 08 Ноябрь 2009 11:50
Откуда: Заречный, Пензенская обл.

Хатанга, АЭ

Сообщение andreyaru » 19 Ноябрь 2011 18:52

Дааа!!! Почитал и сразу вспомнилась Хатанга!!! Я ведь тоже с этой полярки. Работал вот только гидрологом в самом поселке. И замечу еще тогда в 90-е года когда все на станции было и снегоходы и техника рабочая-ходил я на работу и с работы эти 5 км. Пешочком, КАЖДЫЙ день!!! И ЗИМОЙ И ЛЕТОМ В ЛЮБУЮ ПОГОДУ!!! Кстати замечу, что в леске там еще и волки полярные бегают, так что было очень стремно!!! Сколько раз просил снегоход, ну или на крайний случай что-б за мной приезжали- ВСЕ БЕСПОЛЕЗНО!!! Татьяна Петрова это по моему жена начальника станции( по моему он там до сих пор работает). Помню как она ехидно улыбалась на мои просьбы по поводу предоставления мне техники для проезда на рабочее место. Сама то она тогда жила и работала на полярке и никак не хотела вникнуть с начальником в мои проблемы. Ну что-ж, наконец СПРАВЕДЛИВОСТЬ восторжествовала!!! :good: Теперь сама ходит пешочком по моему маршруту!!!
Аватара пользователя
andreyaru
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 04 Ноябрь 2011 13:03
Откуда: Санкт-Петербург

Хатанга, АЭ

Сообщение Инспектор » 06 Июль 2014 13:09

Почта полярной станции Хатанга
 аке.JPG
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 811
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Хатанга, АЭ

Сообщение ББК-10 » 28 Март 2016 12:52

«Материалы информационного письма №1(191) за 2011 год»
© 2003—2014 Северное УГМС
http://sevmeteo.polarpost.ru/articles/49/616.shtml.html

Хатангская служба погоды.
С. В. Игнатьев, начальник АЭ «Хатанга»

Гидрометеорология – наука первопроходческая.
На белые пятна географической карты она наступала в одном эшелоне
с мореплавателями, гидрографами, авиаторами….


Первые метеорологические наблюдения на Таймыре были проведены Второй Камчатской экспедицией Витуса Беринга (1733 – 1743 годы) при картографировании реки Хатанги и Хатангского залива. Отряд на дубель-шлюпе «Якуцк» под командованием лейтенанта Василия Прончищева, а после смерти Прончищева – под командой лейтенанта Харитона Лаптева и штурмана Семена Челюскина, в 1739 году зазимовал на реке Хатанга, в двух километрах от устья речки Блудной. Моряками был построен целый посёлок, свыше 3 лет служивший базой отряда Х. Лаптева. Как известно из дневников Х. Лаптева и судового журнала дубель-шлюпа «Якуцк», в поселке регулярно вели наблюдения за погодой. Зная устав корабельной службы Петровской эпохи, можно предполагать, что метеонаблюдения выполнялись наиболее просвещенными участниками экспедиции: лейтенантами Василием Прончищевым, Харитоном Лаптевым, штурманом Семёном Челюскиным, писарем Матвеем Прудниковым.

По инициативе известных исследователей Арктики - отца (Владилена Александровича) и сына (Сергея Владиленовича) Троицких на месте, где в 18 веке располагалась база отряда Х. Лаптева, Хатангская гидрографическая база установила памятник, который вошел в исторические реестры и лоции.

Почти столетие спустя метеорологические наблюдения на Таймыре были продолжены. В 1842 году Академия наук снарядила на п-ов Таймыр экспедицию, которую возглавил естествоиспытатель А.Ф. Миддендорф. В феврале 1848 г участники экспедиции добрались до озера Таймыр. В селении Коренное-Филипповское экспедиция стала ожидать лета. Там были начаты первые на Таймыре инструментальные метеорологические наблюдения, продолжавшиеся до глубокой осени.

В 1895 году известный полярный исследователь геолог Э.В. Толь представил Географическому обществу проект комплексной географической экспедиции к озеру Ессей, на реки Хатанга и Анабар. Проект был одобрен.

Хатангским отрядом руководил известный геолог И.П. Толмачев. В селении Ессейском, на берегу озера Ессей, учёные оборудовали метеорологическую станцию, на которой до осени вели наблюдения этнограф В.Н. Васильев и матрос С. Васильев.

Из описаний, составленных топографом М.Я. Кожевниковым, известно, что в селе Хатангском также была установлена метеорологическая будка с приборами.

Последнее в предреволюционные годы описание села Хатангского содержится в статье этнографа К.М. Рычкова «Поездка в северо-восточные тундры Турухтанского края из села Дудинка», опубликованной в журнале «Землеведение», №4, 1914 г: «Селение Хатанга, где остановились в казённой квартире, состоит из нескольких изб и церкви. Есть хлебозапасный магазин и метеостанция. Дьякон, производивший метеорологические наблюдения, отказался сдать метеорологические приборы привезённому нами наблюдателю, требуя оплатить за два года наблюдений». Из литературы известно, что в течение весны, лета и осени 1926 года метеорологические наблюдения в Хатанге вел работник торговой фактории Данилов.

В 1928 году руководитель экспедиции Академии наук СССР А.И. Толмачёв организовал в Хатанге также метеорологические наблюдения. Рядом с Богоявленской церковью он установил метеорологическую будку и обучил работников торговых факторий, как проводить и записывать метеорологические наблюдения. Согласно справке в техническом деле метеостанции, первые наблюдения были начаты 1 декабря 1928г. К сожалению, метеонаблюдения велись от случая к случаю, и только в 1934 году в селе Хатангском учредили постоянную гидрометеостанцию. Первым штатным Хатангским метеорологом был Семен Татаринов. «Плавает как гагара», - говорили о нём хатангчане (летом 1935 г С. Татаринов переплыл реку Хатангу). Старожилы поселка не могут припомнить ни одного из своих современников, кто решился бы на такой подвиг: река Хатанга широка, глубока, а вода настолько холодна, что даже несколько минут пребывания в ней требуют определённого мужества.

В двадцатых числах июня 1932 года жители села Хатанга впервые увидели самолет. Самолетом управлял экипаж: командир - А.Д. Алексеев, впоследствии Герой Советского Союза, штурман - А. П. Жуков, второй пилот – М.И. Козлов, бортмеханики – Г.Т. Побежимов (погиб в 1937 г в трагическом полете С.А. Леваневского через Северный полюс в Америку) и А.П. Алексеев. Летчики доставили в Хатангу из Дудинки группу партийных работников. А в 1936 году в с. Хатанга уже базировался целый отряд гидросамолётов. Водная гладь реки напротив поселка стала промежуточным аэродромом между Дудинкой и населёнными пунктами на мысах Косистом и Нордвик. Первые годы полёты осуществлялись исключительно в летний период. В это же время, по-видимому, на реке Хатанга авиаторы начали проводить периодические наблюдения за гидрологическим режимом реки на участке «водного аэродрома».

Позже авиаторы стали сооружать взлетно-посадочную полосу на льду реки, и полёты стали осуществляться как летом, так и зимой.

Из-за потребности авиации в метеообеспечении, с 1 декабря 1938 года в Хатанге начались регулярные наблюдения за погодой. Поэтому 1938 год считается годом рождения Хатангской авиационной метеостанции.

В 1939 году в Хатанге уже был отстроен целый дом для нужд экипажей пролетавших гидросамолётов и персонала аэропорта. Дом авиаторов стоял на самом берегу реки (сейчас там детский садик) и был оборудован радиостанцией и комнатами отдыха для лётного состава. А там, где теперь возвышается телевизионная вышка, Хатангские авиаторы установили высокие столбы с указателем направления ветра («колбасой») и ветряным электродвигателем для освещения служебных и жилых помещений. Приметные издалека столбы да купол Богоявленской церкви длительное время были единственными ориентирами для авиаторов и речников Хатанги.

Первая фамилии метеоролога, которая отмечается в архивных документах аэропорта – Поздныш. Начальник аэропорта Федоров своим приказом №6 от 8 февраля 1938 г предписывал ей (или ему) «вести учет за работниками метеостации», т.е. вести табель учета рабочего времени.

В начальной стадии развития Хатангского аэропорта удельный вес авиационной метеостанции был очень ощутим – как по количеству работников, так и по важности выполняемой работы. Согласно приказу № 20 от 20.07.1939 г по Хатагскому аэропорту управления полярной авиации ГУСМП в штат метеостанции были зачислены Егоров Анатолий Григорьевич – на должность заведующего метеостанцией, Краснопевкова Агния – на должность аэрометеоролога, Кулакова Наталья – на должность метеоролога.

В годы Великой отечественной войны работники Хатангской авиационной метеостанции входили в состав группы защиты МПВО. Их политруком был Егоров А.Г. В 1944 году короткое время начальником станции работал метеоролог Зигмунд.

Сезонность работы водного и ледового аэродромов в Хатанге вскоре перестала удовлетворять авиацию. Поэтому к 1945 году в Хатанге была оборудована грунтовая взлётно-посадочная полоса, на которую стали принимать самолёты всех типов. В связи с этим интенсивность движения авиации через аэропорт Хатанга существенно возросла. Для метеорологического обеспечения авиарейсов потребовались также сведения о параметрах погоды в высоких слоях атмосферы. В 1946 году в штате авиационной метеостанции впервые упоминается должность аэролога и сам аэролог – Дюбина. В этом же году к работе на авиационной метеостанции приступила радиозондистка Титова. В те годы главным «рабочим инструментом» аэрологов была радиолокационная станция «Малахит». Выпуски шара-зонда осуществлялись три раза в сутки.

Из архивных материалов известно, что в рабочем помещении авиационной метеостанции, именуемом «синбюро», располагались синоптики, метеорологи и техники - наносители. Аэрологи же базировались в специальном «аэропавильоне», который был построен в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. В настоящее время на месте, где стоял когда-то первый аэрологический павильон, стоит комфортабельная пятиэтажная гостиница «Аэрофлот».

Устойчивая лётная погода зимой и летом позволили выбрать Хатангу для обустройства транзитного аэропорта на трассе Москва-Чукотка. В начале пятидесятых годов в Хатангу прилетели строители, которым предстояло соорудить взлётно-посадочную полосу, способную принимать все типы самолётов того времени, а в Хатангский порт стали прибывать морские суда со стройматериалами и специальной строительной техникой. К концу пятидесятых годов строители закончили сооружение взлётно-посадочной полосы, отвечавших всем требованиям ГОСТов тех лет. После проведения всех положенных испытаний, новая ВПП была введена в эксплуатацию и Хатанга стала крупнейшим аэродромом Арктики.

Необходимость высокого качества метеообеспечения авиации привело к тому, что в 1954 году метеостанция Хатангского аэропорта была передана в юрисдикцию Диксонского радиометцентра. Однако сотрудники станции по-прежнему проживали в жилом фонде аэропорта и остались членами профсоюза работников аэрофлота. Традиционное братство лётчиков и метеорологов не нарушилось. В середине 60-х годов штат синоптиков состоял из пяти человек - сам начальник станции Б.А. Трофимов, синоптики Климович, Скворцов, Шлыков и Латухина. Евгения Андреевная Латухина, наверное, первая из женщин, приехавших в Хатангу работать в качестве синоптика. В группе метеорологов – наблюдателей того периода наиболее продолжительное время работали Л.П. Смирнова, И.В. Серебрякова, Т.Н. Безносова.

С конца пятидесятых и в начале шестидесятых годов авиационную метеостанцию в Хатанге возглавлял Анатолий Иванович Ожгибесов, квалифицированный и опытный специалист, который позже был назначен начальником авиационной метеостанции в п. Тикси Якутской АССР. Рабочая атмосфера на авиационной метеостанции в шестидесятых годах существенно отличалась от современной. Сводки погоды от Диксонского бюро погоды передавались на авиационные метеостанции азбукой Морзе при помощи обыкновенного и надёжного ключа радиста. Затем полученные данные наносили чёрной и красной тушью на контурные карты района. А синоптики авиационных метеостанций скрупулёзно обрабатывали эти синоптические карты и составляли прогнозы развития погоды в зоне их ответственности.

С 1961 года в штате авиационной метеостанции «Хатанга» появились первые специалисты-гидрологи и наблюдения за ледово-гидрологическим режимом реки Хатанга приобрели системный характер. Программа наблюдений, выполняемых гидрологами Н.В. Поповым, Б.П. Алексеевым была обширной: изучались ледовый, уровенный и температурный режимы реки, величина расходов воды в различные сезоны года.

21 февраля 1962 года в аэрологическом павильоне произошел пожар. По трагической случайности погиб молодой аэролог Петр Морозов. РЛС «Малахит» также была выведена из строя. Через несколько месяцев в Хатангу доставили и смонтировали вторую по счёту РЛС «Малахит».

В связи с переездом А.И. Ожгибесова в Якутию, руководство станцией принял Борис Александрович Трофимов. Б.А. Трофимова на посту начальника авиационной метеостанции станции сменил выпускник Ленинградского арктического училища Борис Сергеевич Цветков. Азартный рыбак и охотник, он отработал начальником станции более 15 лет. Б.С. Цветков – последний мужчина в хронологическом ряду руководителей этой авиационной метеостанции. В дальнейшем её возглавляли и возглавляют по сей день женщины.

До 1965 года авиационной метеостанции предписывалось вести наблюдения за полярными сияниями. Метеостанция имела специальную фотокамеру для съемки полярных сияний и свою фотолабораторию для проявки снимков.

Факты, зарегистрированные в документах, говорят о том, что авиационная метеостанция проводила наблюдения не только за погодой. В архиве станции есть скромная папочка с надписью «НЯ» - неопознанные явления. Сейчас они более известны как НЛО – неопознанные летающие объекты.

Интересно, что лет двадцать-тридцать назад метеорологи наблюдали НЛО весьма часто. Как описывают метеорологи - наблюдатели, НЛО они наблюдали разные, но чаще всего это – светящийся шар.

Кроме метеорологов, НЛО над небом Хатанги наблюдали и другие свидетели. Так, 22 октября 1979 года синоптик Людмила Кузьменко, руководитель полетов Александр Баязитов и его смена наблюдали «… на северо-западе, примерно в 15 километрах от посёлка на высоте 200-300 м светящийся шар с ореолом в виде серебристой спирали диаметром порядка одного метра. Шар двигался на юго-восток в течение десяти минут, затем стал бледнеть и, превращаясь в лёгкое облако, исчез».

В это же время с борта самолета ИЛ-62, следующего по маршруту Петропавловск-Москва на эшелоне 10800 м, находящегося на удалении 300 км от Хатанги, сообщили, что «… наблюдают в нашем районе НЯ» по описанию такой же формы, каким видели его наблюдатели с земли. Это явление наблюдал также экипаж самолёта АН-26 Норильского объединённого авиаотряда.

А 30 октября 1987 года группе Хатангских метеорологов удалось зафиксировать необычное явление другого характера. «На северо-западе на угловой высоте 60 градусов неопознанный объект снижался от зенита за реку Хатангу и, не дойдя до горизонта на 10-20 градусов, исчез в зоне плохой видимости». Наблюдатели отчётливо видели «металлическую конструкцию блестящего стального цвета. Объект представлял собой цилиндр сложной формы с куполом наверху. Движение объекта сопровождалось дымным шлейфом, тянущимся за куполом». Наличие неопознанного летающего объекта подтвердила также смена диспетчеров УВД Хатангского авиапредприятия (руководитель полётов Е.М. Насонов). При обнаружении этого НЛО были подняты в воздух боевые вертолёты, но никаких следов НЛО найти не удалось…

К 1969 году, т.е. к моменту образования Хатангского объединённого авиаотряда, авиационная метеостанция «Хатанга» представляла собой уже полностью сформировавшуюся опорную метеорологическую станцию, выполнявшую полный объем климатических, авиационных, аэрологических, гидрологических и других видов наблюдений. В её центре – синоптическая часть (синбюро) – для прогностического обеспечения авиации и народного хозяйства. Штат станции насчитывал в те годы около 70 человек. Все подразделения работали в теснейшей связи между собой и со службами аэропорта.

Двадцать лет авиационная метеостанция «Хатанга» участвовала в прогностическом обеспечении высокоширотных экспедиций (ВШЭ), проводимых Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) совместно с Министерством обороны СССР в Центральной Арктике. На дрейфующих льдах ежегодно создавалось несколько баз с ледовыми аэродромами и парком самолётов АН-2, обеспечивающих доставку научных работников к намеченной сети точек. Основными задачами таких экспедиций было получение информации о метеорологическом и ледово-гидрологическом режимах и загрязнении Центрального арктического бассейна.

В этот период на смену морзянке со сводкой погоды, которую «на слух» передавали и принимали радисты, пришли фототелеграфные аппараты (ФТА), обеспечивавшие синоптиков готовыми синоптическими картами, а в штатном расписании авиационных метеостанций появилась группа по обслуживанию ФТА. Позже к фототелеграфным аппаратам добавилось новое оборудование – телетайпы.

В начале 80-х годов из аэропорта на мысе Косистом в Хатангу перевелась опытный синоптик Раиса Васильевна Кармазина, не мыслившая себе жизни без любимой работы. В кругу работников Хатангской метеослужбы Р.В. Кармазина очень быстро заслужила репутацию «лучшего синоптика Хатанги и Хатангского района». Когда Б.С. Цветков закончил полярную карьеру и уехал в родной Ленинград, Р.В. Кармазина стала начальником станции.

К тому временем интенсивность движения воздушных судов через аэропорт Хатанга стала столь высокой, что регулярные запуски шаров-зондов в непосредственной близости от ВПП стали мешать полётам и даже представлять для авиации некоторую опасность. Поэтому в 1980 году руководством Диксонского УГМС было принято решение о переносе аэрологического комплекса на 5 километров от аэропорта, за поселок газодобытчиков «Губина Гора»: берег реки, необжитый людьми, живописный участок лесотундры. Руководить строительством нового объекта было поручено работнику авиационной метеостанции опытному аэрологу Николаю Андреевичу Шабалину.

К строительному участку подвели ЛЭП, и на некогда пустынном берегу реки в сжатые сроки был построен полностью автономный и уютный городок с единственной улицей, получившей название «Лесная». Инфраструктура городка включала двухэтажное здание для РЛС, балок ВПЛ, аэрологический павильон с газогенераторной, резервную ДЭС, котельную и насосную станции, большой кирпичный гараж с ремонтной мастерской, оснащенной различными станками и инструментами. Поблизости от гаража установили несколько емкостей для ГСМ. Для специалистов возвели четыре комфортабельных коттеджа, а затем двухэтажный жилой дом на берегу реки. На втором этаже дома в комфортных условиях проживали полярники и их семьи. От насосной станции к реке протянули водовод. В каждое жилое и производственное помещения были подведены холодная и горячая вода. «Государство в государстве» - так говорили жители Хатанги о построенном под руководством Н.А. Шабалина этом крохотном, но очень комфортабельном полярном городке.

Перенос аэрологического комплекса на столь значительное расстояние от аэропорта и поселка Хатанга потребовал позже и других решений:

- о выводе аэрологических и гидрологических наблюдений из обязательной программы наблюдений авиационной метеорологической станции «Хатанга»;

- о создании нового сетевого подразделения Диксонского УГМС на территории Хатангского района – полярной станции «Хатанга» с программой работ, состоящей из аэрологических наблюдений ( трёхразовое радиозондирование атмосферы) и наблюдений за гидрологическим режимом реки Хатанга.

Так на восточном Таймыре образовались сразу два подразделения Диксонского УГМС с одинаковым названием - авиационная метеорологическая станция гражданская (АМСГ) «Хатанга» под руководством Р.В. Кармазиной и полярная станция «Хатанга», начальником которой был назначен Николай Андреевич Шабалин. Ветераны называют семидесятые и восьмидесятых годы золотой порой для гидрометслужбы.

Работники полярной станции «Хатанга», или «граждане государства в государстве», которое создал Н.А. Шабалин, - а их было более 20 человек - тоже жили своей особенной интересной жизнью. Любимая работа: три раза в сутки над Хатангой взлетали шары-зонды. В свободное время летом – река, лес, рыбная ловля, грибы, ягоды. Зимой – библиотека, телевизор, дружеские вечера отдыха, которые регулярно устраивала молодёжь.

Начальником полярной станции «Хатанга» Н.А. Шабалин проработал до 1985 года, а затем передал своё «наследие» Юрию Сергеевичу Верле, бывшему преподавателю Московского гидрометеорологического техникума, которого хорошо знали и уважали все аэрологи из числа выпускников МГМТ.

Опытный аэролог, автор одного из учебников по радиотехнике для СУЗов, Ю.С. Верле был начальником станции всего полтора года: он был вынужден уехать на «Большую землю» по семейным обстоятельствам. После Ю.С. Верле п/станцию «Хатанга» возглавил опытный полярник Олег Николаевич Петров, 13 лет отзимовавший аэрологом на гидрометеорологических обсерваториях имени Т.Э. Кренкеля (архипелаг Земля Франца-Иосифа) и имени Е.К. Федорова на мысе Челюскина. О.Н. Петров рассказывал с юмором, что он и его жена Татьяна с мыса Челюскина никогда не уехали бы: работать в обсерватории, штат которой превышал сто человек, а инфраструктура включала даже детский сад, им очень нравилось. Возглавить полярную станцию «Хатанга» его заставили по партийному приказу - в те годы О.Н. Петров был членом КПСС. В 1987 г на п/станции «Хатанга» установили новый для того времени аэрологический вычислительный комплекс АВК-1, который эксплуатируется аэрологами до сих пор.

Круг обязанностей начальника полярной станции «Хатанга» был широк. Географическое положение посёлка Хатанга с крупнейшим в Арктике аэропортом, развитое морское и речное судоходство, наличие морского порта обусловили, что станция стала узловой для снабжения целого куста сетевых подразделений Диксонского УГМС, дислоцированных на Таймыре. Кроме этого, благоустроенная и располагавшая комфортабельным жилым фондом «полярка» стала использоваться как промежуточная база для экспедиций Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, Ленинградского института водного транспорта, советских и зарубежных научно-спортивных и туристических экспедиций к Северному полюсу. На станции постоянно находились «гости», которым полярникам поручалось содействовать» и оказывать помощь…

О.Н. Петров руководил полярной станцией «Хатанга» 15 лет и сделал для развития гидрометеорологических наблюдений на Таймыре очень много. Под руководством О.Н. Петрова, в 1992 году п/станция «Хатанга» была признана лучшей среди сетевых подразделений Диксонского УГМС. О.Н. Петров был награжден знаком «Почётный полярник», а большинство специалистов станции – почётными грамотами.

Примечательно, что в начале девяностых годов на основе созданной Н.А. Шабалиным и О.Н. Петровым полярной станции «Хатанга» Диксонское УГМС было намерено организовать крупную обсерваторию с обширной программой гидрометеорологических наблюдений. Некоторое время начальник полярной станции в официальных документах именовался «директором гидрометеорологической обсерватории «Хатанга».

Но потом на страну накатилась «перестройка»…

В те тяжелые для отечественной Гидрометслужбы годы авиационную метеорологическую станцию возглавляли две Нины: синоптики Нина Ильинична Ковальчук и Нина Александровна Виссарионова.

Что касается Н.И. Ковальчук, руководившей АМСГ Хатанга восемь лет, то эта уникальная и талантливая женщина в формат «квалифицированный синоптик, хороший руководитель» не вписывается. Она глубже и выше этих определений. Нина Ильинична - не только крупная частица истории АМСГ, но и «литературная визитка» Таймыра. От хатангчан нередко слышишь: Нина Ковальчук – это наша Таймырская Цветаева.

Н.А. Виссарионова также оставила о себе память как одна из самых значительных и колоритных фигур в истории авиационной метеослужбы. Будучи человеком острого ума и незаурядных способностей, обладая огромной внутренней энергетикой, Н.А. Виссарионова в кризисные для России 90-е годы горой стояла за свой коллектив, стараясь смягчить для работников станции удары пресловутой «перестройки.

Из-за отсутствия специалистов-гидрологов в 1995 г были прекращены наблюдения за режимом реки. А затем на городок полярников обрушился настоящий удар: по недосмотру одного из дежурных возник пожар, погубивший все котельные установки. Лишенный теплоснабжения полярный городок был обречён. К 1998 году полярную станцию были вынуждены покинуть почти все её обитатели: квалифицированные аэрологи, специалисты по РЛС, механики, дизелисты, водители.

Но докладывать в Росгидромет о закрытии полярной станции «Хатанга» руководителям Диксонского СЦГМС не пришлось: над замороженным и опустевшим городком аэрологические шары-зонды продолжали взлетать…

Слабых людей трудности ломают, сильных закаляют. Много лет спустя начальник Диксонского специализированного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды почётный полярник Николай Михайлович Адамович сказал: «В 90-е годы наш Центр ничем не мог помочь этой полярной станции, даже на регулярные поставки расходных материалов для радиозондирования у Центра не было средств. Аэрология в Хатанге сохранилось только благодаря мужеству двух женщин – Нины Павловны Ивановой и Татьяны Александровны Петровой».

С 1996 года авиационной метеорологической станцией «Хатанга» руководит Наталья Аркадьевна Шульга, мудрая и спокойная женщина, душа станции, непременный участник трудовых будней и организатор праздников.
«Наша Аркадьевна» - так зовут её сотрудники.

В 2008 г АМСГ «Хатанга» передана в юрисдикцию Северного метеоагентства. Нынешний коллектив синоптиков АМСГ – «ветеранский», все они работают на станции 20 и более лет. Самая заслуженная среди них – инженер-синоптик Любовь Тимофеевна Лютая. Другой заслуженный ветеран АМСГ, Татьяна Анатольевна Сидорова, начинала свою трудовую деятельность в качестве техника-метеоролога, заочно закончила Ленинградский гидрометеорологический институт и уже много лет работает инженером-синоптиком.

На метеорологической площадке трудится коллектив метеорологов-наблюдателей: Е.А. Аршинская, В.А.Орешкова, С.А. Чернавцева, Л.А. Порицкая во главе с опытным специалистом И.Н. Ивановой.

В 2003 г был назначен новый начальник станции - Игнатьев С.В., изысканы денежные средства на регулярные поставки расходных материалов для радиозондирования и выполнения частичных восстановительных работ.

В марте 2004 г С.В. Игнатьевым были возобновлены гидрологические наблюдения (уровенные, ледовые, отбор проб воды на кальций и стронций).

Кроме этого, в порядке гидрологического обслуживания муниципального предприятия «ЖКХ с.п. Хатанга» С.В. Игнатьев выполняет промеры толщины льда на реках Хатанга, Хетта и Котуй для обустройства снежно - ледяных дорог (СЛД), по которым осуществляется доставка грузов из п. Хатанга в отдалённые населённых пункты Хатангского района.

В 2004 – 2005 годах на полярной станции были выполнены частичные ремонты здания АВК, аэрологического павильона и газогенераторной, приведены в порядок балок для обработки оболочек и балок ВПЛ. В рабочих помещениях был задействован электрообогрев.

В 2006 г аэрологи полярной станции «Хатанга» Иванова Н.П. и Петрова Т.А. были награждены знаком «Почётный работник Гидрометслужбы России».

В настоящее время на п/станции «Хатанга» работают всего три специалиста: Игнатьев С.В., Иванова Н.П., Петрова Т.А. Полярники очень сплочены и называют себя командой.

В трудных обстоятельствах, которых не избежать при работе в Арктике, специалисты Хатангской службы погоды всегда приходят друг к другу на помощь. Ими исповедуется первая заповедь полярных подразделений Росгидромета: «Не хлюпать носом, когда мёрзнут уши!»
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Хатанга, АЭ

Сообщение ББК-10 » 28 Март 2016 12:55

АМСГ-2 ХАТАНГА

 35-5.jpg
В 1928 году руководитель экспедиции Академии наук СССР А. И. Толмачёв организовал в Хатанге метеорологические наблюдения. Рядом с Богоявленской церковью он установил метеорологическую будку и обучил работников торговых факторий, как проводить и записывать метеорологические наблюдения. Согласно справке в техническом деле метеостанции, первые наблюдения были начаты 1 декабря 1928 года. К сожалению, метеонаблюдения велись от случая к случаю, и только в 1934 году в селе Хатангском Комитет Севморпути при СНК СССР учредил постоянную гидрометеостанцию. Первым штатным Хатангским метеорологом был Семен Татаринов. «Плавает как гагара», — говорили о нем хатангчане (летом 1935 г. С. Татаринов переплыл реку Хатангу). Старожилы поселка не могут припомнить ни одного из своих современников, кто решился бы на такой подвиг: река Хатанга широка, глубока, а вода настолько холодна, что даже несколько минут пребывания в ней требуют определенного мужества.
В двадцатых числах июня 1932 года жители села Хатанга впервые увидели самолет. Самолетом управлял экипаж: командир — А. Д. Алексеев, впоследствии Герой Советского Союза, штурман — А. П. Жуков, второй пилот — М. И. Козлов, бортмеханики — Г. Т. Побежимов (погиб в 1937 г. в трагическом полете С. А. Леваневского через Северный полюс в Америку) и А. П. Алексеев. Летчики доставили в Хатангу из Дудинки группу партийных работников. А в 1936 году в с. Хатанга уже базировался целый отряд гидросамолетов. Водная гладь реки напротив поселка стала промежуточным аэродромом между Дудинкой и населенными пунктами на мысах Косистом и Нордвик. Первые годы полеты осуществлялись исключительно в летний период. В это же время, по-видимому, на реке Хатанга авиаторы начали проводить периодические наблюдения за гидрологическим режимом реки на участке «водного аэродрома».
Позже авиаторы стали сооружать взлетно-посадочную полосу на льду реки, и полеты стали осуществляться как летом, так и зимой.
Из-за потребности авиации в метеообеспечении, с 1 декабря 1938 года в Хатанге начались регулярные наблюдения за погодой. Поэтому 1938 год считается годом рождения Хатангской авиационной метеостанции.
В 1939 году в Хатанге уже был отстроен целый дом для нужд экипажей пролетавших гидросамолетов и персонала аэропорта. Дом авиаторов стоял на самом берегу реки (сейчас там детский садик) и был оборудован радиостанцией и комнатами отдыха для летного состава. А там, где теперь возвышается телевизионная вышка, Хатангские авиаторы установили высокие столбы с указателем направления ветра «колбасой» и ветряным электродвигателем для освещения служебных и жилых помещений. Приметные издалека столбы да купол Богоявленской церкви длительное время были единственными ориентирами для авиаторов и речников Хатанги.
Первая фамилия метеоролога, которая отмечается в архивных документах аэропорта — Поздныш. Начальник аэропорта Федоров своим приказом от 8 февраля 1938 г. № 6 предписывал ей (или ему) «вести учет за работниками метеостанции», т.е. вести табель учета рабочего времени.
В начальной стадии развития Хатангского аэропорта удельный вес авиационной метеостанции был очень ощутим — как по количеству работников, так и по важности выполняемой работы. Согласно приказу от 20.07.1939 № 20 по Хатагскому аэропорту управления полярной авиации ГУСМП в штат метеостанции были зачислены Егоров Анатолий Григорьевич — на должность заведующего метеостанцией, Краснопевкова Агния — на должность аэрометеоролога, Кулакова Наталья — на должность метеоролога.
В годы Великой отечественной войны работники Хатангской авиационной метеостанции входили в состав группы защиты МПВО. Их политруком был Егоров А. Г. В 1944 году короткое время начальником станции работал метеоролог Зигмунд.
Сезонность работы водного и ледового аэродромов в Хатанге вскоре перестала удовлетворять авиацию. Поэтому к 1945 году в Хатанге была оборудована грунтовая взлетно-посадочная полоса, на которую стали принимать самолеты всех типов. В связи с этим интенсивность движения авиации через аэропорт Хатанга существенно возросла. Для метеорологического обеспечения авиарейсов потребовались также сведения о параметрах погоды в высоких слоях атмосферы. В 1946 году в штате авиационной метеостанции впервые упоминается должность аэролога и сам аэролог — Дюбина. В этом же году к работе на авиационной метеостанции приступила радиозондистка Титова. В те годы главным «рабочим инструментом» аэрологов была радиолокационная станция «Малахит». Выпуски шара-зонда осуществлялись три раза в сутки.
Из архивных материалов известно, что в рабочем помещении авиационной метеостанции, именуемом «синбюро», располагались синоптики, метеорологи и техники-наносители. Аэрологи же базировались в специальном «аэропавильоне», который был построен в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы. В настоящее время на месте, где стоял когда-то первый аэрологический павильон, стоит комфортабельная пятиэтажная гостиница «Аэрофлот».
Устойчивая летная погода зимой и летом позволили выбрать Хатангу для обустройства транзитного аэропорта на трассе Москва — Чукотка. В начале пятидесятых годов в Хатангу прилетели строители, которым предстояло соорудить взлетно-посадочную полосу, способную принимать все типы самолетов того времени, а в Хатангский порт стали прибывать морские суда со стройматериалами и специальной строительной техникой. К концу пятидесятых годов строители закончили сооружение взлетно-посадочной полосы, отвечавшей всем требованиям ГОСТов тех лет. После проведения всех положенных испытаний, новая ВПП была введена в эксплуатацию и Хатанга стала крупнейшим аэродромом Арктики.
Необходимость высокого качества метеообеспечения авиации привело к тому, что в 1954 году метеостанция Хатангского аэропорта была передана в юрисдикцию Диксонского радиометцентра. Однако сотрудники станции по-прежнему проживали в жилом фонде аэропорта и остались членами профсоюза работников аэрофлота. Традиционное братство летчиков и метеорологов не нарушилось. В середине 60-х годов штат синоптиков состоял из пяти человек — сам начальник станции Б. А. Трофимов, синоптики Климович, Скворцов, Шлыков и Латухина. Евгения Андреевна Латухина, наверное, первая из женщин, приехавших в Хатангу работать в качестве синоптика. В группе метеорологов-наблюдателей того периода наиболее продолжительное время работали Л. П. Смирнова, И. В. Серебрякова, Т. Н. Безносова.
С конца пятидесятых и в начале шестидесятых годов авиационную метеостанцию в Хатанге возглавлял Анатолий Иванович Ожгибесов, квалифицированный и опытный специалист, который позже был назначен начальником авиационной метеостанции в п. Тикси Якутской АССР. Рабочая атмосфера на авиационной метеостанции в шестидесятых годах существенно отличалась от современной. Сводки погоды от Диксонского бюро погоды передавались на авиационные метеостанции азбукой Морзе при помощи обыкновенного и надежного ключа радиста. Затем полученные данные наносили черной и красной тушью на контурные карты района. А синоптики авиационных метеостанций скрупулезно обрабатывали эти синоптические карты и составляли прогнозы развития погоды в зоне их ответственности.
До 1965 года авиационной метеостанции предписывалось вести наблюдения за полярными сияниями. Метеостанция имела специальную фотокамеру для съемки полярных сияний и свою фотолабораторию для проявки снимков.
К 1969 году, т.е. к моменту образования Хатангского объединенного авиаотряда, авиационная метеостанция «Хатанга» представляла собой уже полностью сформировавшуюся опорную метеорологическую станцию, выполнявшую полный объем климатических, авиационных, аэрологических, гидрологических и других видов наблюдений. В ее центре — синоптическая часть (синбюро) — для прогностического обеспечения авиации и народного хозяйства. Штат станции насчитывал в те годы около 70 человек. Все подразделения работали в теснейшей связи между собой и со службами аэропорта.
Двадцать лет авиационная метеостанция «Хатанга» участвовала в прогностическом обеспечении высокоширотных экспедиций (ВШЭ), проводимых Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ) совместно с Министерством обороны СССР в Центральной Арктике. На дрейфующих льдах ежегодно создавалось несколько баз с ледовыми аэродромами и парком самолетов АН-2, обеспечивающих доставку научных работников к намеченной сети точек. Основными задачами таких экспедиций было получение информации о метеорологическом и ледово-гидрологическом режимах и загрязнении Центрального арктического бассейна.
В этот период на смену морзянке со сводкой погоды, которую «на слух» передавали и принимали радисты, пришли фототелеграфные аппараты (ФТА), обеспечивавшие синоптиков готовыми синоптическими картами, а в штатном расписании авиационных метеостанций появилась группа по обслуживанию ФТА. Позже к фототелеграфным аппаратам добавилось новое оборудование — телетайпы.
В начале 80-х годов из аэропорта на мысе Косистом в Хатангу перевелась опытный синоптик Раиса Васильевна Кармазина, не мыслившая себе жизни без любимой работы. В кругу работников Хатангской метеослужбы Р. В. Кармазина очень быстро заслужила репутацию «лучшего синоптика Хатанги и Хатангского района».
Что касается Н. И. Ковальчук, руководившей АМСГ Хатанга восемь лет, то эта уникальная и талантливая женщина в формат «квалифицированный синоптик, хороший руководитель» не вписывается. Она глубже и выше этих определений. Нина Ильинична — не только крупная частица истории АМСГ, но и «литературная визитка» Таймыра. От хатангчан нередко слышишь: Нина Ковальчук — это наша Таймырская Цветаева.
С 1996 года авиационной метеорологической станцией «Хатанга» руководит Наталья Аркадьевна Шульга, мудрая и спокойная женщина, душа станции, непременный участник трудовых будней и организатор праздников. «Наша Аркадьевна» — так зовут ее сотрудники.
В 2005 году за предоставление качественной информации для международного обмена данными АМСГ-2 Хатанга награждена Похвальной грамотой ВМО.
АМСГ-2 Хатанга входит в состав реперных климатических станций Росгидромета, включена в международную Глобальную сеть наблюдений за климатом.
В настоящее время для обслуживания полетов ВС в крайне сложных климатических условиях погоды АМСГ Хатанга для приема аэросиноптического материала оснащена современным оборудованием: абонентским спутниковым комплексом «Митра», новыми метеорологическими приборами типа ИПВ-01, ДВО-2 и другими.


Северный филиал ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»
http://severmeteo.ru/company/35/
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения