Усть-Тарея, АМСГ-IV

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.

Усть-Тарея, АМСГ-IV

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Март 2010 14:24

Усть-Тарея. (Диксонский СЦГМС)
Открыта: 01.09.1952 г.
Закрыта: 03.11.1991г (сгорела)

 meteostancija-Метеостанция. В роли главного метеоролога - автор.jpg
 widustx-tarei-Посёлок Усть-Тарея. На переднем плане - палатка-лаборатория гравиметристов.jpg

Фотографии Вадима Литинского. Источник в сети: Вадим Литинский. ОБЫСК И ДОПРОСЫ (САМСОНОВ. ЯКИР. БУКОВСКИЙ). Документальная байка с лёгким налётом стёбизма.

... Весной 1952 года четверо геофизиков-пятикурсников ленинградского Горного института проходили преддипломную производственную практику в экспедиции Н-52 НИИГА. Со мной были Галка Генко, Лёва Цывьян и Генка Тузиков. Я был зачислен на должность и.о. инженера-геофизика. Кем были ребята - не помню. Начальником экспедиции был известный геофизик Николай Николаевич Самсонов, лауареат Сталинской премии, получивший её за создание вместе с Поддубным первого советского гравиметра СН-3. Задача экспедиции, сформированой на основании специального постановления Совмина, заключалась в разработке методики и проведении авиадесантной гравиметрической и магнитной съёмки в Таймырской низменности, представлявшей интерес для поисков месторождений нефти и газа. Нам был выделен (говорили, по разнарядке самого Сталина!) вертолёт МИ-1, созданный в КБ М.Л. Миля в 1947 году и выпущенный пока только в виде крохотной серии, так как руководители военной авиации к этой курьёзной игрушке не относились серьёзно. И только показ вертолета Отцу Всех Народов в октябре 1951 г. по наводке его сына Василия, когда Сталин отдыхал на даче в горах у озера Рица, в корне изменил отношение к винтокрылой авиации. После этого показа вертолетчикам выделили средства на разработки, а вертолеты пошли в армию и народное хозяйство. Так что и года не прошло с того дня, как Великий вождь познакомился с совершнно новым видом летательного аппарата, как нам был выделен один из первых (если не самый первый!) вертолёт.

К сожалению, всё кончилось печально. Наша база располагалась в посёлочке (аэропортик и метеостанция) Усть-Тарея на берегу реки Пясина, пересекающей западную окраину Таймырского полуострова, на пути Пясины в Карское море. А столовая экспедиции находилась на острове Номарандинский посреди Пясины. Там же располагалась и ВПП (взлётно-посадочная полоса) для самолётов. Мы добирались в столовую на лодках. А начальство - на вертолёте. И вот в один поганый день, ещё до начала полевых работ, через пару дней после прилёта на базу вертолёта, вызвавшего всеобщий бурный восторг, откушамши сытный обед, начальник экспедиции Николай Николаевич Самсонов, главный инженер Юрий Александрович Рисс, сидевшие в кабине вертолёта, и Иван Михайлович Пудовкин, начальник магнитной партии и парторг экспедиции по совместитеьству, устроившийся на вертолётном колесе, и кто-то ещё четвёртый на втором колесе, перелетели из столовой через реку к берегу, к нашим финским домикам. Какого хрена столовую не организовали в самом посёлке - мне не ведомо, точнее - сейчас не помню. А, наверное потому, что аэропортик был на острове - там и нужно было кормить пилотов. Кстати, кормили нас, геофизиков, по лётной норме, благодаря пробивным способностям Рисса. Направляясь к месту заправки, где находились бочки с авиабензином, пролетая над глубоким оврагом, пилот Миша Трейвиш, лётчик-испытатель вертолетов конструкторского бюро М.Л. Миля, не знал, что "воздушная подушка", создаваемая над землёй громадным винтом, над оврагом "проваливается". Вертолёт рухнул в овраг, лопасти ротора и длинный хвост отлетели и упали на дно оврага. Все отделались синяками и громадным испугом.
...
Для расследования происшествия из Москвы в Усть-Тарею прилетела государственная комиссия. Выполнение полевых работ совсем затормозилось. Разборки всех неудач продолжались еще и по возвращении в Ленинград. Всех причастных многократно допрашивали в Большом Доме. Дополнительные сведения об этой экспедиции вы можете почерпнуть в статье Льва Фишмана "Закрытая экспедиция" на http://www.polarpost.ru, выпуск 10. В ней Лёва ошибочно назвал её под номером Н-92 вместо Н-52.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Усть-Тарея

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Март 2010 15:06

 000kqza0-бывший поселок Усть-Тарея.jpg
ЖЖ taimyr
Много фотографий п. Усть-Тарея, 2008 г.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Усть-Тарея

Сообщение Иван Кукушкин » 31 Январь 2011 14:13

 Ost Tereja st-1 1e 1984.jpg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Усть-Тарея, АМСГ-IV

Сообщение fisch1 » 17 Март 2015 00:22

 Топографическая карта ггц лист S-46-098-A,B 500м Усть-Тарея.png
 200k--s46-25_26 УСТЬ-ТАРЕЯ.gif
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения