Якутское УГМС

Тема: Арктические и Антарктические полярные станции. Постоянные, сезонные.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Якутское УГМС

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Декабрь 2008 23:43

Краткий список станций Якутского УГМС:

АМЦ Якутск
АМСГ-IV Андрюшкино
АМСГ-II Батагай
АМСГ-IV Батагай-Алыта
АМСГ-IV Белая Гора
АМСГ-IV Верхневилюйск
АМСГ-IV Вилюйск
АМСГ-IV Витим
АМСГ-III Депутатский
АМСГ-III Зырянка
АМСГ-IV Куйга
АМГС-II Ленек
АМСГ-IV Маган
АМСГ-II Мирный
АМСГ-III Нера
АМСГ-IV Нижнеянск
АМСГ-II Нюрба
АМСГ-IV Оленёк
АМСГ-III Олёкминск
АМСГ-II Полярный
АМСГ-ТУ Сангары
AMCГ-IV Саскылах
АМСГ- IV Сунтар
АМСГ-IV Теплый Ключ
АМСГ-II Тикси
АМСГ-IV Усть-Мая
АМСГ-I Чульман
А Покровск
АЗ Алдан
АЗ Вилюйск
АЗ Витим
АЗ Жиганск
АЗ Зырянка
АЗ Мирный
АЗ Оймякон
АЗ Оленёк
АЭ/ АМСГ-II Черский
АЭ/ АМСГ-II Чокурдах
Г-I Индигирка
Г-II Охотский Перевоз
Г-I Сунтар
Г-I Томмот
Г-II Усть-Миль
М-II Агаякан
M-II Амга
М-II Батамай
М-II Бердигестях
М-III Бестяхская Звероферма
М-II Буяга
М-II Верхоянский Перевоз
М-II Восточная
М-II Делянкир
М-II Джалинда
М-II Джарджан
М-II Джикимда
М-II Дорожный
M-II Екюччю
M-III Исить
М-II Канку
М-II Килеер
М-II Комака
М-II Крест-Хальджай
М-II Крестях
M-III Мача
М-II Нагорный
М-II Намцы
М-II Сеген-Кюель
М-II Сого-Хая
М-II Среднеколымск
М-II Суон-Тит
М-II Сухана
М-II Тегюльтя
М-II Токо
М-II Томпо
М-II Тонгулах
М-II Туой-Хая
М-III Тяня
М-II Угино
М-II Усть-Мома
М-II Усть-Юдома
М-II Усть-Чаркы
М-II Учур
М-II Хабардино
Хатырык-Хомо
М-II Чаингда
М-II Чумпурук
М-II Чурапча
M-II Чюльбю
М-II Шелагонцы
М-II Ыныкчан
М-II Эйк
М-II Югорёнок
М-II Юрты
М-II Ярольин
ОГМС Верхоянск
ОГМС Олёкминск
ОГМС Якутск
О. Чернышевский
АМП Майя
ЛГ Нерюнгри
МП-I Борогонцы
ОГ Айхал
ОГМС Тикси
АЭ Котельный, остров
Г-II им. Ю.А.Хабарова
Г-II Юбилейная
Г-II Тюмети
МГ-II Усть-Оленек
М-II Кюсюр
М-II Индигирская
МГ-II Анабар
МГ-II Дунай
МГ-II Кигилях
МГ-II Санникова
МГП-II Быков Мыс
Тикси, ЦГМС
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11601
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Метеослужба Якутии

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Июль 2009 20:59

Юрий АНТОНОВ

«В полном соответствии
с Инструкцией...»


Метеослужба Якутии
в период работы Ленской авиагруппы



Ко времени создания Ленской авиагруппы (июль 1935 г.) метеослужба Якутии уже обладала определенным потенциалом. На единственной в первое время авиатрассе Иркутск — Якутск — Тикси — участок Витим — Якутск на протяженности свыше 1100 км имелось 5 метеостанций и 11 метеопостов, а севернее от Якутска до Тикси протяженностью 1300 км — лишь 5 метеостанций. Прогнозами погоды обеспечивали полеты гидросамолетов бюро погоды (Иркутск), бюро оповещений (Киренск) и бюро погоды (Якутск). Этого, конечно, было чрезвычайно мало.


Еще в 1934 году Центральное управление единой гидрометслужбы СССР (ЦУЕГМС) в план на 1935 г. поставило Якутскому управлению единой гидрометслужбы (ЯУЕГМС) открытие бюро оповещений в Витиме, Жиганске и Булуне, чтобы организовать прогнозирование погоды из этих пунктов. Якутское управление успело открыть лишь метеостанцию в Жиганске, как лишилось самостоятельности, влившись полным составом в Главсевморпуть на правах Полярного отдела при Якутском территориальном управлении ГУСМП.
Ориентация нового руководящего органа — Полярного отдела — на развитие сети станций и постов сохранялось в планах, однако на деле произошел спад. Из 3 запланированных бюро оповещений ни одно в 1935 г. не задействовали. В декабре Полярный отдел направил из Якутска в Витим двух синоптиков, которые с 16 марта 1936 г. приступили к выпуску прогнозов.
Между тем реорганизации в системе ГУСМП продолжались. Не успел Полярный отдел развернуться, как в марте 1936 г. пришлось передать метеорологическую сеть на территории Якутии севернее 62 градуса северной широты в ведение ЛАГ. Прежде всего, ЛАГ произвела прием станций, находящихся на трассе Якутск — Тикси: Якутск, Сангары, Жиганск, Джарджан, Булун. (Надо сказать, что Тикси и другие метеостанции вдоль побережья Северного Ледовитого океана подчинялись другому управлению, входящему в ГУСМП, — управлению полярных станций. В том же 1936 г. в Тикси открылось свое бюро погоды, также занимавшееся обеспечением авиации прогнозами).
Казалось бы, что ЛАГ крайне заинтересована в развитии прогностических пунктов. Ведь погода на севере весьма изменчива и преподносит неожиданности. Тем более, что ничто не зависит от воли и желания «посторонних» ведомств. На деле исполнение планов застопорилось. Бюро оповещений в Булуне открыли в 1937 г., но по ряду причин оно часто не функционировало. Жиганск так и остался без синоптиков.
С основания ЛАГ до июня 1938 г. штаб ее размещался в Иркутске. Отдаленность от «места событий» сказывалась на темпах развития авиагруппы. От Иркутска до Якутска за метеообеспечение отвечали Иркутское УГМС и Полярный отдел, и на этом участке трассы открывались станции. А в зоне ответственности ЛАГ севернее Якутска изменения не происходили. До июня 1938 г. самолеты Ленской авиагруппы не только обслуживали трассу Иркутск — Якутск — Тикси, но и осваивали новые, дальние по тем временем, авиалинии из Якутска: до Вилюйска — Сунтара, Томпо — Оймякона — Сеймчана, Аллах-Юня.
В 1938 г. произошли существенные перемены после окончания строительства авиагородка в Якутске. Штаб ЛАГ перебазировался из Иркутска в Якутск. С этого времени к ЛАГ отошли только те авиатрассы, которые располагались севернее 62 градуса северной широты.
Это с одной стороны. А с другой, Полярный отдел ЯТУ ГУСМП расформировали. Взамен большая часть метеостанций Якутии была передана возродившемуся Якутскому управлению гидрометслужбы, и только 13 станций оставили новому подразделению ГУСМП — отделу связи и гидрометслужбы, сохранив 8 станций за ЛАГ.
Приехавшие для приема представители ГУГМС определили состояние метеообеспечения авиации как неудовлетворительное. Да и как еще оценить положение! Ни одно из двух бюро оповещений не действовало, в Жиганске и Олекминске не открылись синоптические группы, в Якутске при гидроаэродроме сохранялась метеостанция, проводившая с 1934 г. только метеонаблюдения. К этому времени в аэропортах СССР бюро оповещений были переименованы в АМСГ (авиационные метеорологические станции, гражданские). Представители ГУГМС попросили у Центра помощи. И лед тронулся. В декабре 1938 г. открываются прогностические АМСГ в Якутске и Витиме, на следующий год — АМСГ в Булуне, Тикси, Аллаихе (Чокурдах) и Олекминске, в 1940 г. — в Сангарах и Алдане, а также непрогностическая АМСГ в Вилюйске. Все 4 ведомства приняли участие в их создании.
Примечательно, что в 1940 г. командование ЛАГ пришло к выводу: открытие АМСГ в Жиганске не дает ощутимой пользы. Зато аэропорт Сангары стоял на развилке четырех направлений: на запад — до Вилюйска и Сунтара, на север — до Жиганска, Булуна и Тикси, на северо-восток — до Верхоянска и Аллаихи, на юг — в Якутск. Это и привело к изменению планов.
Начальником метеослужбы ЛАГ в 1938-1941 гг. работал Сергей Тарасович Серлапов, трудившийся в авиагруппе с периода ее создания, т.е. с 1935 г. А когда в 1936 г. возникла метеослужба авиагруппы, то С.Т.Серлапова перевели сначала в Сангары, а через 2 месяца — в Булун. Вот выписка из приказа начальника ЛАГ от 19.06.36: «С сего числа назначается заведующим метеостанции Булун (Кюсюр) с окладом 850 руб. синоптик Серлапов Сергей Тарасович. Предлагаю Серлапову выехать к месту работы на пароходе «Щетинкин» и произвести прием метеостанции и обязанностей от Кушнарева Д.В.» При переводе штаба ЛАГ из Иркутска в Якутск руководство метеослужбой авиагруппы возложили на С.Т.Серлапова. В 1939 г. в приказе по ГУСМП среди награжденных знаком «Почетному полярнику» значилась его фамилия.
В связи с созданием с 1 мая 1941 г. Якутской авиагруппы, подчинявшейся Восточно-Сибирскому управлению ГВФ, Ленскую авиагруппу упразднили. Ее сеть метеостанций и АМСГ передали Якутскому УГМС.
Было ли оправданным 5-летнее существование самостоятельной Ленской авиагруппы и ее метеослужбы? Автор не берется судить о значимости ЛАГ и необходимости ее создания. Но о полученном уроне метеослужбы в целом от дробления можно сказать вполне определенно. Затормозилось не только развитие сети станций и постов. Малочисленность личного состава не позволяла проводить научные исследования. Отсутствовала техническая база. Вывод: карликовую метеослужбу не следовало создавать.
А теперь обратимся к событиям тех лет, восстанавливая их по воспоминаниям сотрудников гидрометслужбы и некоторым документам.

Аэропорт Витим. В письмах-воспоминаниях Олимпиады Федоровны Мочаловой, адресованны автору статьи, дано такое подробное описание:
«В 1932-1936 гг. на метеостанции при аэропорту имелись приборы и установки: две психрометрические будки с комплектами термометров и самописцев, барометр, флюгер, теодолит.
В здании аэропорта были комнаты для пилотов, метеостанции, пассажиров. Здесь же размещались бухгалтерия, столовая с кухней, квартира начальника аэропорта. Начальник аэропорта Платон Колобашкин руководил всеми полетами. Прилетали самолеты не ежедневно. Перед вылетом Колобашкин сам запрашивал погоду из других портов и точек. При направлении в сторону Бодайбо получали сводки из Воронцовки, Мамы, Бодайбо. А при полетах на Киренск и Олекминск пунктов было много, я уже всех не помню. Погода поступала через почту, находившуюся в 2 км от аэропорта. Поступившие сводки записывались на обычных листах бумаги, так как специальных бланков еще не было, и вручались начальнику порта, а тот давал их экипажам. Часто бывали у нас полярные летчики Доронин, Черевичный, Галышев.
Вместе с Марией Якушевой я приехала из Якутска в 1932 г. для замены заведующей метеостанции (она работала одна). В основном мы вели 4-хсрочные климатологические наблюдения, выпускали шар-пилоты при наличии водорода и по необходимости — для полетов. Газогенераторной как таковой не было. Шар-пилоты наполнялись из баллонов под открытым небом. Погоду мы сообщали по адресам открытым текстом, в таком же виде она поступала из других аэропортов.
В начале 1936 г. прибыли синоптики С.А.Виговский и А.Д.Мороз для открытия бюро оповещений. Вскоре я перевелась в Якутск».

Авиаплощадка Нюя. «Впервые с обслуживанием авиации мне пришлось столкнуться в 1937 г. на гидрометстанции Нюя», — так пишет Алексей Иванович Соловьев. — Аэропорт Нюя, только что открытый, принимал гидросамолеты типа Р-6 и другие заграничной конструкции. Летом на поплавках садились они на реку Лена, а зимой на лыжах на озеро Бурулях в 5 км от поселка. Метеообслуживание проводилось нами только информацией по трассе. До Витима с пунктов Мухтуя, Хамра, Крестовая, Витим. В сторону Олекминска — из Нохтуйска, Кочегарово, Нерюктяя, Олекминска. Метеосводки по нашим запросам присылали телеграфом работники почтовых отделений связи, зачастую несведущие в метеорологии. Эти сводки переписывались на один лист бумаги, относили мы их на аэродром и вручали командиру самолета. Благо, что самолеты летали редко, а то за 5 км пешком не набегаешься. За период работы в Нюе мне приходилось встречаться с видными полярными летчиками Молоковым, Черевичным, Асямовым, Красновым и другими».

Аэропорт Якутск. К метеорологическому обслуживанию полетов авиации так называемой линейной информацией приступили метеорологи геофизической обсерватории в первый же год начала полетов — 1928. В 1934 г. Бюро погоды в Якутске начало выпускать прогнозы погоды для полетов авиации. Энтузиасты Ч.А.Мозолевский, Н.А.Горин, Н.М.Зацепин занимались этим делом в дополнение к своим основным обязанностям, не связанным с прогнозированием. В 1935 г. в Якутск направили 3 синоптиков, которые продолжили начатое энтузиастами. Среди прибывших была Галина Алексеевна Мишнина (Толстоброва), выпускница Московского гидрометеорологического техникума. Впоследствии она много лет работала в системе гидрометслужбы и вот что рассказывала о первых шагах синоптиков:
«Основное время синоптиков при обслуживании полетов авиации тогда занимал сбор информации. Связь не обеспечивала своевременность. К тому же и сеть станций и постов оставалась редкой, что и затрудняло составление прогнозов погоды. Особенно трудной для меня стала первая зима 1935 — 1936 гг., так как ввели вручение пилотам бланков формы № 5 и проведение консультаций пилотов по синоптическим картам. Путь от Гимеина до Гольминки (от бюро погоды до гидропорта) на санях занимал около часа. Зимой синоптик сначала отогревался, уж потом приступал к делу».
К следующей зиме Бюро погоды переместилось в здание радиоцентра ГУСМП, находившееся рядом с будущим кинотеатром «Центральный». И поездки стали короче...
Представители ГУГМС, приехавшие принимать сеть и возобновить деятельность Якутского УГМС, решили открыть в 1938 г. авиационные метеостанции (гражданские) в гидропорту Якутск. Они направили синоптика бюро погоды К.В.Фетисова для непосредственного обслуживания полетов до приезда синоптиков из Центра. 10 февраля 1939 г. в Якутск прилетели 3 синоптика, двоих направили в столичный гидропорт. вот что написал позднее первый начальник АМСГ Якутска Алексей Сергеевич Суханов:
«На АМСГ Якутск уже работал синоптик Фетисов и я принял у него дела. АМСГ размещалась в здании гидропорта на берегу Ленской протоки, вблизи ЯЦЭС (ЯТЭЦ). Гидропорт являлся совместным для 11 отряда ВСУ ГВФ и Ленской авиагруппы ГУСМП. К штату были приданы работники метеослужбы ГУСМП метеорологи Шабанова и Годовиков. Руководил ими начальник метеослужбы ЛАГ С.Т.Серлапов.
Опытных авиационных синоптиков на АМСГ Якутск за период моей работы (до октября 1940 г. — Ю.А.) не было. Естественно, что синоптические особенности маршрутов нами только изучались. До климатических описаний аэропортов было еще далеко. Наряду с АМСГ Якутск существовала еще синоптическая АМСГ Витим».
Прибывший вместе с Сухановым синоптик Владимир Михайлович Васильев дополнил рассказ коллеги сведениями о начале работы:
«Совместно с А.С.Сухановым мы принимали прогнозы погоды по авиатрассам от бюро погоды, записывали их в бланки АВ-5. Наблюдали при наличии полетов фактическую погоду и выпускали шар-пилоты. Метеоплощадка была довольно примитивной: психрометрическая будка и флюгер с легкой доской».

Аэропорт Жиганск. «В июле 1938 г. меня перевели из Якутска в Жиганск, где обслуживал полеты фактической погодой, приноравливаясь и накапливая опыт. Тогда по всей линии Якутск — Булун АМСГ не было», — так написал в 1972 г. Василий Степанович Луговской. Дело для него давнее, и потому не коснулся он того, что из-за перевода нарушились его планы и надежды. В Якутске он успел закончить два курса Якутского пединститута, а дальше учиться не довелось. К тому же, работая в геофизической обсерватории старшим аэрологом, Луговской освоил новейшее тогда в Якутии дело — радиозондирование, был одним из трех первых зондистов.
Почему его перевели? Уже было известно о расформировании Полярного отдела и руководству не хотелось отдавать хорошего специалиста в гидрометслужбу. Лучше уж определить в ЛАГ. Еще одна причина: ГУСМП требовало открыть авиаметеостанцию в Жиганске. А так как Луговской в 1936 г. на курсах полярных работников получил знания по синоптике, то теплилась надежда выполнить план. По каким-то причинам не получилось. В мае 1940 г. он ушел в отпуск, после возращения из которого ему предложили переезд в Сангары.

Аэропорт Сангары. Продолжим рассказ В.С.Луговского:
«После вызова в Якутск и стажировки в бюро погоды я приступил к обслуживанию самолетов прогнозами. Сначала был в одном лице начальником, синоптиком, радистом, наносителем. В дни вылетов (а они были не ежедневно) рано утром приходил на метео, где ночью дежурил лишь техник-метеоролог, включал радиоприемник, питавшийся от аккумуляторов, на слух принимал сводки от Якутска, тут же наносил их на синоптическую карту. При свете керосиновой лампы производил наноску сводок и обработку карты, затем проводил анализ обстановки, после чего можно было прогнозировать погоду». Дальше он приводит примеры обслуживания вылетов, но официально нигде не зафиксирована реорганизация метеостанции сразу в АМСГ с синоптической службой — ни в 1940, ни в 1941 г. Нет документов и о ее закрытии в 1941 г. Не мог же он все это придумать!
Когда в архивах нашелся отчет Ленской авиагруппы за 1940 г., то все прояснилось. Командование авиагруппы не посчитало нужным официально оформить открытие и закрытие АМСГ Сангары. А ведь так интересно преподнесен этот раздел отчета. Приведем его с некоторыми сокращениями: «С начала зимней навигации перешли на составление по запросам маршрутных прогнозов, передаваемых из Сангара для всех аэропортов ЛАГ. В Сангаре при АМСГ функционирует синоптический сектор с составлением и обработкой синоптических карт... Метеобслуживание полетов в Ленской авиагруппе проводится в полном соответствии с Инструкцией».


Юрий Константинович Антонов, отличник гидрометслужбы СССР, ветеран Якутского управления гидрометслужбы.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Якутское УГМС

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Сентябрь 2009 22:00

Авиакомпания © Полярные авиалинии, 2008.
22.05.2009 г.
http://www.polarair.ru/content/view/122/53/

На жиганских ветрах
Антонов Юрий Константинович,
Отличник гидрометеослужбы СССР, ветеран гражданской авиации Якутии.

    С организацией ГУСМП и Полярной авиации встал вопрос об открытии авиалинии Иркутск-Якутск-Тикси. Совнарком ЯАССР 23 ноября 1933г. признал целесообразным передать всю трассу из «Добролёта» в Главсеморпуть. Началась подготовка к ее открытию, в том числе по линии гидрометеослужбы.


Еще в 1934 году Центральное УЕГМС[1] в план на 1935г. поставило Якутскому УЕГМС открытие бюро оповещений в Витиме, Жиганске и Булуне, чтобы организовать прогнозирование погоды в этих пунктах. В декабре 1934г. синоптик Якутского бюро погоды Роман Иванович Кириллов подал заявление о его переводе в Жиганск, и с 1 января он был утвержден в должности начальника этой станции.

Краткие сведения о нем таковы. Сын крестьянина. Якут. Женат. Образование: вторая ступень школы, курсы метеорологов при Гимеине в 1930 году, стажировка на синоптика в Центре. По списку сотрудников геофизической обсерватории на 19.04.35 он все еще находился в Якутске. Видимо, в Жиганске еще не открыли аэропорт.

А перед этим Жиганск стал временным пристанищем двух самолетов. В феврале-марте 1935г. два самолета П-4 под управлением летчиков В.Л. Галышева и К.Г. Неронена открыли новую авиалинию Якутск-Тикси. 9 марта они приземлились в 30 км от Жиганска, на озере Ахабыт. Три будущих сотрудника Жиганского аэропорта помогали улететь экипажам в Тикси. Несколько дней вылет откладывался: то бушевала метель в Жиганске или Тикси, то поздно приезжали на оленях из Жиганска и не хватало светлого времени на полет, то поздно подготавливали самолет к вылету.

Определялась ли раньше научными методами погода в Жиганске? В сведениях, опубликованных ГФО[2] и Иркутской магнитно-метеорологической обсерваторией, нигде не упоминается погода в Жиганске до 1935 года. Тем не менее, автор считает, что наблюдения за погодой здесь производились. Многие экспедиции Академии наук России в Х1Х веке, отправляясь на восток из Якутска, сплавлялись по реке Лена до города Жиганск, где останавливались и затем пересекали Верхоянский хребет. В пути они вели записи о погоде, а тем более при остановках.

Автор обнаружил в архиве Якутского управления гидрометеослужбы любопытную запись: «В 1881 году ГФО снабдила инструментом Русскую полярную экспедицию для открытия метеостанций в Якутске и Жиганске» (датировано 10 мая 1883 года в отчете ГФО, направленном в Академию наук). Это поручалось начальнику экспедиции Николаю Даниловичу Юргенсу, очень ответственному человеку. Экспедиция организовала не только в самом Якутске, а еще дополнительные станции в Олекминске, Магане и Мархе под Якутском. В этих пунктах подбирались грамотные люди, с ними проводился инструктаж, им доверили точные приборы.

По пути следования из Якутска к устью Лены для организации метеостанции Сагастырь Н.Д. Юргенс с помощниками, конечно же, останавливался летом 1882 года в Жиганске. А вот по какой причине ими не выполнено поручение ГФО? Скорее всего, из-за отсутствия человека, который взялся бы за это дело.

Официальное открытие станции состоялось в августе 1935 года. ЯУЕГМС только-только открыло метеостанцию в Жиганске, как лишилось самостоятельности, влившись полным составом в Главсевморпуть на правах Полярного отдела при Якутском территориальном управлении ГУСМП. Между тем, реорганизации в системе ГУСМП продолжились. Не успел Полярный отдел развернуться, как в марте 1936г. пришлось передать метеорологическую сеть на территории Якутии севернее параллели 62 градуса в ведение Ленской авиагруппы (ЛАГ). Прежде всего, ЛАГ произвела прием станций, находящихся на трассе Якутск - Тикси: Якутск, Сангары, Жиганск, Джарджан, Булун.

Казалось бы, что ЛАГ крайне заинтересована в развитии прогностических пунктов. Ведь погода на севере весьма изменчива и преподносит неожиданности. Тем более, когда ничто не зависит от воли и желания «посторонних» ведомств. На деле исполнение планов застопорилось. Бюро оповещений в Булуне открыли в 1937г., но по ряду причин часто не функционировало. Жиганск так и остался без синоптиков.

В августе 1936г. на метеостанцию Жиганск приезжает новая семья. Константин Михайлович Бзердеревский принимает станцию, а его жена Валентина Федоровна работает наблюдателем. Они оба выпускники курсов при Якутской геофизической обсерватории. Он был на первых курсах в 1930 году, а она закончила их в 1931г. Раньше они работали до этого на станциях Незаметный и Учур.

Ледовая обстановка в Арктике на Северном морском пути в зиму 1937-1938 г.г. оказалась очень сложной и несколько сот пассажиров и моряков оказались в ледовом плену, вынужденно зазимовали вдали от берега. Для их спасения организовали воздушную экспедицию из 7 самолетов, в том числе 3 четырехмоторных ТБ-3 и 4 двухмоторных Р-6 (АНТ-7). Из Москвы до базы спасения Тикси через Киренск, Якутск, Жиганск направилась воздушная экспедиция, возглавляемая Героем Советского Союза А.Д.Алексеевым. В состав экспедиции входил Б.Л. Дзердзиевский из Москвы в качестве синоптика.

Метеостанции на трассе еще до прибытия экспедиции приступили к подаче сводок погоды, а бюро погоды в Якутске обеспечило экспедицию прогнозами погоды до Тикси. До Жиганска погода благоприятствовала перелету. А в Жиганске повторилось тоже, что и 3 года назад. Пришлось сидеть из-за непогоды то в Тикси, то в Жиганске. К тому же связь прерывалась часто. Последних пассажиров и моряков с каравана судов доставили летчики в Тикси лишь 29 апреля. А 3 мая экспедиция покинула Тикси, направившись в Якутск при безоблачном небе.

Летом семью Бзердеревских сменила семья Луговских. Одни уехали в Крест-Хальджай, другие прибыли из Якутска.

«В июле 1938г. меня с семьей перевели из Якутска в Жиганск, где обслуживал полеты фактической погодой, приноравливаясь и накапливая опыт. Тогда по всей линии Якутск – Булун не было АМСГ» – так написал в 1972г. Василий Степанович Луговской. Дело для него давнее, и потому не коснулся он того, что переводом нарушились его планы и надежды. В Якутске он успел закончить 2 курса Якутского пединститута, а дальше учиться не довелось. К тому же, работая в геофизической обсерватории старшим аэрологом, Луговской освоил новейшее тогда в Якутии дело – радиозондирование, был одним из 3 первых зондистов.

Почему его перевели? Уже было известно о расформировании Полярного отдела и руководству не хотелось отдавать хорошего специалиста в систему гидрометеослужбы. Лучше уж определить в ЛАГ ГУСМП. Еще одна причина: ГУСМП требовало открыть АМСГ в Жиганске. А так как Луговской в 1936г. на курсах полярных работников получил знания по синоптике, то теплилась надежда выполнить план. По каким-то причинам не получилось. В мае 1940г. он ушел в отпуск и после возвращения предложили ему переезд в Сангары.

Василий Степанович Луговской – это гордость гидрометеослужбы Якутии. Он так и остался работать в Сангарах до ухода на пенсию в 1970 г. Организовал прогностическую группу там. Успешно обеспечивал полеты авиации. В 1967 году его труд был вознагражден орденом Ленина.

Примечательно, что в 1940г. командование в ЛАГ пришло к выводу: открытие АМСГ в Жиганске не даст ощутимой пользы. Зато аэропорт Сангары стоял на развилке четырех направлений: на запад до Вилюйска и Сунтара, на север до Жиганска, Булуна и Тикси, на северо-восток до Верхоянска и Аллаихи, на юг – в Якутск. Это побудило изменить планы.

А в Жиганск в 1940г. снова вернулись Бзердеревские. Теперь надолго – до 1948 года. Автор полагает, что нравилось им жить и работать в Жиганске. Здесь Константин Михайлович обрел заслуженный авторитет, о чем ярко свидетельствует написанная в феврале 1941 года непосредственным руководителем по ЛАГ, начальником аэропорта Авдеевым характеристика на него. Приведем выдержки: «Активен в общественной работе. Связан с массами. Решительный. Требовательный к себе и подчиненным. Ответственен за порученное дело. Личный состав сплочен и работоспособен. Заботлив к подчиненным. Может быть выдвинут на высшую должность».

В связи с созданием с 1 мая 1941г. Якутской авиагруппы, подчинявшейся Восточно-Сибирскому управлению ГВФ, Ленскую авиагруппу упразднили. Ее сеть метеостанций и АМСГ передали Якутскому УГМС. 6-летний период нахождения метеостанции Жиганск в составе ГУСМП был прожит не без пользы.



[1] Управление единой гидрометеослужбы СССР
[2] Главная физическая обсерватория
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11601
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Якутское УГМС

Сообщение UATRI » 26 Февраль 2010 10:23

Татьяна Волынец: Права на ошибку у нас нет!

Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года 23 марта отмечается День работников метеорологической службы. Накануне профессионального праздника корреспондент ИА SakhaNews Алексей Курило встретился с руководителем авиационной метеорологической станции "Черский" Татьяной Волынец. Вот что она рассказала.

"Наша повседневная работа служит обеспечению метеоинформацией авиации и службы управления воздушным движением. Для этого каждые 30 минут ведутся наблюдения, каждые три часа снимаются показания приборов (температура воздуха, количество осадков и т.д.).

Сейчас у нас эксплуатируется спутниковая система "Лиана", она отображает облачность и другие факторы. Через час получаем спутниковые снимки, и это помогает в составлении прогнозов. Вся информация отправляется в банк данных в Якутск.

Постепенно обновляется оборудование, летом должны прийти материалы для ремонта помещения. За последние несколько лет состав метеостанции обновился наполовину: отток специалистов делает своё дело. Молодые специалисты, если изъявляют желание к нам приехать, то ставят непременным условием выделение жилья, но у метеостанции нет своих ведомственных квартир. Вот и не приезжает к нам молодёжь.

А работать-то как-то надо. Поэтому новых работников приходиться учить непосредственно на рабочем месте. Например, группа метеорологов за три года обновилась на 100%, ни одного ветерана не осталось. Но все ученики очень стараются. Даже приезжающие из Якутска поражаются уровню знаний и подготовки наших сотрудников.

В 2008 году из Черского уехала отличный специалист Нина Калистратова, но она подготовила прекрасную замену - Любовь Черепову, которая возглавляет сейчас группу метеорологов. В сентябре прекратил трудовую деятельность наш ветеран Виталий Васильев, но качество работы не ухудшилось, нашлась достойная замена.

Чуть более года у нас работает Татьяна Шмелёва, она грамотный работник, успешно прошла первоначальное обучение. Желаем ей поступить в техникум или институт и повышать уровень профессиональных знаний. Метеоролог Дмитрий Золотуев трудится с января 2008 года. Он полностью изучил специальность, старается узнать что-то новое, освоить новую технику.

За связью, за спутниками следят операторы Тамара Семичева, Ольга Пестова, Наталья Смирнова, Анастасия Сухова. Все они мастера своего дела.

К специалистам метеостанции предъявляют очень жёсткие требования по международному стандарту ИКАО. Мы обязаны обеспечить качество информации, оперативно дать сведения, и права на ошибку у нас нет. Для этого постоянно проводим техучёбу, сдачу зачётов и экзаменов.

От всей души поздравляю ветеранов, весь коллектив авиационной метеорологической станции "Черский" с профессиональным праздником! Желаю счастья и здоровья, успехов в этой нелёгкой работе".

История метеонаблюдений на Нижней Колыме ведёт свой отсчёт с 1 ноября 1940 года, когда метеоролог П. В. Сидоров начал регулярно вести климатические наблюдения, а перед этим он своими руками построил метеоплощадку. Через год ему в помощь были направлены ещё двое специалистов. В 1943 году на метеостанции была организована синоптическая группа в составе двух инженеров, а в 1948 году создано синоптическое бюро. Регулярные аэрологические наблюдения (запуск радиозондов) начались в 1951 году.

Дата публикации: 21-03-2009 13:56
Аватара пользователя
UATRI
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 17 Февраль 2009 17:09
Откуда: Иваново-Вознесенск

Якутское УГМС

Сообщение [ Леспромхоз ] » 26 Февраль 2010 16:10

Илин №1 (28), 2002 г. http://ilin.sakhaopenworld.org/2002-1/52.htm

Особый интерес к «стуже сибирского воздуха»...
© Юрий Антонов

Исследования атмосферных процессов в Якутии до 1941 года

Первая в Якутии авиалиния Иркутск— Якутск была открыта в 1928 году, то есть через 3 года после создания первой в СССР авиатрассы Москва — Нижний Новгород. Потребность Якутии в авиационном транспорте была значительна и новая авиатрасса оставалась продолжительное время самой длинной в стране — 2706 км.

А насколько оказалась метеорологическая наука подготовленной к периоду становления авиации? Она возникла в Якутии значительно раньше, развивалась медленно и обладала определенным потенциалом.

Для авиации важно знание погоды у земли в местах взлета и посадки, а также в свободной атмосфере на маршрутах полетов. Определением фактических условий погоды занимаются метеорологи и климатологи, свободную атмосферу изучают аэрологи, а прогнозируют погоду для полетов синоптики...

Изучение погоды и климата Якутии
Первые метеорологические наблюдения в Якутии организовал профессор И.Г.Гмелин, член академического отряда Великой Северной экспедиции 1733—1743 г.г. Находясь в Якутске почти год, с сентября 1736-го по июль 1737-го г., Гмелин, испытывая особый интерес к «стуже сибирского воздуха», записывал свои замеры. К сожалению, результаты этих измерений не сохранились.

АМСГ Учур. Начальник Соловьев с коллективом около метеоплощадки. 1966 г. : antonov1.jpg
Первые маршрутные метеорологические наблюдения по специальной программе другой ученый этой же экспедиции С.П.Крашенинников проводил при поездке через Якутию на Камчатку.
Первый ряд стационарных метеорологических наблюдений в Якутии сделал геодезист Исленьев. Наряду с геодезическими съемками он записывал погоду в Якутске с 24 июня 1768 г. по 6 августа 1769 г.

Первые сведения о климате Якутии, а правильнее сказать, о некоторых климатических особенностях, были опубликованы в 1857 году академиком К.С.Веселовским в статье «Метеорологические таблицы России». В статье среди других приведены данные о температуре и осадках в Якутске и Усть-Янске.
В своей следующей работе «О климате России» Веселовский, дополнив ее сведениями по Нижне-Колымску, дает анализ различий в климате, приведя для сравнения годовой ход температуры в Петербурге, Брюсселе и Якутске. Веселовский положил начало количественным характеристикам климата. За основу данных по климату Якутии он взял сохранившиеся записи о погоде в отчетах экспедиций разных направлений науки, побывавших в Якутии, что оставалось характерным в изучении климата до 1930 г. К тому времени, в дополнение к приведенным выше, были известны такие имена: астроном Л.Делакроер (1733-1743), ученый М.М. Геденштром (1808—1812), лейтенанты-моряки Ф.П. Врангель и П.Ф. Анжу (1820—1823), А.Ф. Миддендорф (1844) и другие. Были использованы также уникальные наблюдения якутского купца А.Неверова, который 25 лет по своей инициативе записывал измерения температуры воздуха в Якутске (1829 — 1854 г.г.).

Экспедиции под руководством Петра Федоровича Анжу поручалось обследовать побережье и острова моря Лаптевых, а также предпринять поиски легендарной «Земли Санникова», якобы виденной русским промышленником Санниковым в 1809 г. В течение трех лет члены экспедиции совершали героические походы между устьями рек Оленек и Индигирка — обследовали Ляховские и Новосибирские острова. Однако, одно из основных заданий — подтвердить существование «Земли Санникова» — им выполнить не удалось, поскольку в природе таковой не оказалось. Но экспедиция внесла вклад в изучение физико-географических условий севера Якутии, составив подробные карты. Своей основной базой П.Ф.Анжу избрал селение Усть-Янск. Здесь производились метеорологические наблюдения, записываемые в специальный журнал. В распоряжении наблюдателей за погодой из приборов были лишь дорожный барометр с термометром и спиртовой термометр для наружных наблюдений. В дополнение к измерениям по приборам записывались: наличие облачности, направление ветра, атмосферные явления: снег, дождь, метель и др.

Со второй половины 19-го века в Якутии начинается новый этап в гидрометеорологических наблюдениях, то есть, во-первых, наблюдения организуются сразу в нескольких пунктах, и, во-вторых, увеличивается количество используемых приборов. Во время проведения экспедиционных работ Р.Маак в течение 1854—1855 г.г. организовал наблюдения в 3-х пунктах, он же в 1861—1867 г.г. — в 5 пунктах ( в его честь впоследствии была названа одна метеостанция на реке Оленек).

1882 год следует признать началом организации постоянной сети станций на территории Якутии. В проведении Первого Международного Полярного года (1882—1883) участвовало 12 стран, в том числе Россия. Было открыто 12 новых полярных станций, из них 2 в России (на Новой Земле станция «Малые Кармакулы» и в Якутии «Сагастырь» на берегу моря Лаптевых в устье реки Лена). В 1892 г. действовало 8 станций. Нередко они закрывались на неопределенные периоды. Так, после 1917 г. оставались одно время только 2 действующие станции.

На базе полученных сведений климатология Якутии получила дальнейшее развитие. В 1866 году вышла книга Серошевского «Якуты», в которой дано описание климата Якутии по сезонам, приведены сведения о ветре, грозах, граде по ряду пунктов. В 1890 г. появилась статья М.Гербановского «О климате Якутской области». Использовав труд Маака «Вилюйский округ Якутской области» и другие наблюдения, Гербановский привел климатологические данные по четырем пунктам области (Якутск, Верхоянск, Нижне-Колымск, Усть-Янск). Интересны его собственные наблюдения над туманами, о которых он написал так: «Зимой, даже если нет тумана в воздухе, теплые предметы, такие, как животные, юрты, окутываются туманной оболочкой». В 1909 году, то есть за 21 год до выпуска первого в мире радиозонда, А.И.Воейков в статье «Климат северных и южных полярных стран» высказал мнение о существовании зимой инверсий температуры в Восточной Сибири и подтвердил это данными наблюдений. В книжке «Основные данные к изучению температуры воздуха в Якутии», выпущенной В.Д.Халдеевым в 1925 году, сделан вывод, что на климат Верхоянска очень слабо влияет море, хотя расстояние и невелико. Халдеев располагал материалами 14 станций, причем по 7 станциям период наблюдений был более 10 лет. В 1927 году появилась работа В.Ю.Визе «Климат Якутии», в которой основной причиной низких зимних температур в Якутии утверждалась малая подвижность воздуха вследствие распространения на Якутию гребня Сибирского антициклона. И в том же году В.Б.Шостакович опубликовал статью «Материалы по климату Якутской республики и сопредельных с ней частей Азии».

В 1931 г. Е.С.Рубинштейн в статье «Среднемесячные температуры воздуха в Азиатской части СССР» привела карты среднемесячных температур по наблюдениям 13 станций и дала некоторые числовые характеристики климата Якутии. Спустя два года в статье Галахова «Климатические пятна в Якутии» высказывается мнение о том, что температура в республике распределяется пятнами.

Таким образом, в период становления авиации в Якутии метеорологическая служба существенно расширила сеть метеостанций по всей территории, но еще имела ограниченные представления о климате. Было четко известно о существенном отличии климата Якутии от других районов мира и России. Но наличие 58 станций и 16 постов вселяло надежду, что этот пробел будет со временем ликвидирован.

До выхода в свет первого полного издания справочника по климату Якутии в 12 томах оставалось еще много времени. Это произошло лишь в 1950 году.

Изучение свободной атмосферы
Для авиации необходимо знание состояния атмосферы на разных высотах. В рассматриваемый период регулярные полеты совершались на относительно малых эшелонах. К 1928 г. было известно несколько путей получения информации: наблюдение за свободным полетом надутых водородом шаров, называемых шар-пилотами, подъемы самописцев-метеорографов с помощью «змеев» (змейковое зондирование), выпуск в свободный полет привязанных к большим шарам с водородом самописцев-метеорографов, называемых шарами-зондами. Были еще известны наблюдения за погодой на свободных и привязных аэростатах. В Якутии свободные аэростаты не применялись, а привязными аэростатами (без человека на них) метео-служба пользовалась ограниченное количество раз.

Якутская комплексная экспедиция Академии Наук СССР в 1925 году завезла необходимое оборудование для организации выпусков шаров-пилотов и запуска змейковых подъемов. Выбранные ими точки (Якутск, Верхоянск, Усть-Мая) были интересны во многих отношениях. Но незнание климата сказалось на эффективности использования змейкового зондирования. Во всех 3 пунктах главное необходимое условие для запуска — усиление ветра — повторялось крайне редко. А вот если бы это оборудование завезли в Сангары, Жиганск, Тикси, Саскылах или некоторые другие пункты, то во все сезоны года можно было бы проводить наблюдения.

В числе первых аэрологов Якутии (аэрологов-специалистов, изучающих свободную атмосферу) был Николай Митрофанович Зацепин, приехавший в Якутию в 1927 г. Он в своих воспоминаниях сообщает много подробностей о рабочих буднях той поры.

«Начатое в 1927 году температурное зондирование атмосферы в Якутске при помощи змейковых метеорографов не получило распространение и состояло из отдельных случайных подъемов, т.к. ветры в приземном слое слабые для выпуска змея. В том же 1927 г. змейковое зондирование в Якутске было прекращено и навсегда.

В Верхоянске оборудование для подъемов метеорографов на змеях, завезенное, очевидно, в 1926 г., до 1928 г. не использовалось. А в 1928—30 годах проводились эпизодические выпуски.

Помню, с одним подъемом был курьезный случай. После длительного безветрия в один из дней к городу стало приближаться облако с грозой. Решили выпустить «змея», зная, что с таким облаком связаны достаточно сильные ветры. Да и интересно было замерить распределение метеоэлементов в грозовом облаке. Предприняли меры безопасности: заземлили лебедку, на ноги я надел резиновые сапоги, а на руки — резиновые перчатки.

Вот подул свежий ветер в направлении к облаку и это сразу же было использовано: выпустили первый «змей» с метеорографом. Через 500 м подцепили второй «змей» и стали распускать проволоку с лебедки на предельной скорости. Ветер усиливался и наши «змеи» с метеорографом ушли в облако. Натяжение проволоки увеличивалось, угол нарастал, я продолжал быструю размотку проволоки. При прохождении центра облака над станцией ветер полностью стих, а счетчик показал, что уже размотано 3000 м. В это время проволока в натянутом состоянии проходила через зенит. Я повернул лебедку на 180°. И вдруг проволока начала быстро оседать. Предвидя падение метеорографа, я и мои помощники быстро сматывали проволоку, но подтянуть метеорограф к станции все же не удалось. Он упал в озеро, в километре от нас. Проволока легла на землю.

Пока я спасал метеорограф, чтобы водой не размыло записи на ленте метеорографа, и «змеев», проволоку пересекли несколько коров. Одна их них задней ногой зацепила проволоку, с испугу побежала. Когда ее распутали, оказалось, что корова порезала ногу до кости. После составления акта начальником милиции в присутствии ветеринарного врача, мне пришлось уплатить штраф 30 рублей. Но я был доволен подъемом: запись на метеорографе была сохранена, получены интересные результаты».


(Н.М.Зацепин, 1977 г.)

Для исследования атмосферы на высотах раньше всех в Якутии начались выпуски свободных шар-пилотов, которые продолжались до 90-х годов ХХ века. Вместе с оборудованием для запуска метеорографов на змеях Якутская комплексная экспедиция Академии наук СССР завезла полные наборы аппаратуры для шар-пилотных наблюдений: баллоны с водородом, резиновые оболочки, теодолиты Кузнецова, круги Молчанова, расходные материалы.

В 1925 г. первые надутые водородом шары были выпущены в полет: в июле в Якутске, в августе в Усть-Мае, а с января 1926 г. в Верхоянске.

Открытие первых аэрологических пунктов в Якутии было сопряжено с большими трудностями. Это видно при знакомстве с «Краткими отчетами о работах отрядов Якутской экспедиции» за 1925—26 годы.

«20 ноября 1925 г. сотрудники Верхоянской аэрометеорологической станции, заведующий Н.Н.Шпаковский и наблюдатель Н.С.Уланов, снабженные аэрометеорологическими приборами, годовым запасом материалов и продовольствия, выехали на 20 подводах в город Верхоянск. Общий вес груза составлял 4500 кг.

320 км ехали из Якутска на лошадях, дальше на оленях, потом последние 100 км снова на лошадях. Всего пробыли в пути 37 суток. 15 раз ночевали в брезентовой палатке при температуре около 50 градусов, т.к. по почтовому тракту на больших расстояниях совсем нет жителей.

Дорога чрезвычайно тяжела, снегу мало, и местами приходилось ехать по голым камням на протяжении 20—25 км, постоянно крутые спуски и подъемы. Значительную часть пришлось идти пешком, да еще тащить барометр, сани неоднократно ломались...

Заготовленного из расчета на один месяц пути продовольствия не хватило, и последние шесть дней ехали без хлеба, кончилось коровье мясо, питались убитыми куропатками или кониной».

И вот появились сведения о направлении и скорости ветра на разных высотах. Это произошло за 3 года до начала регулярных полетов авиации в Якутии. Что немаловажно, так это оперативность получения информации: в течение получаса достигается высота 5000—6000 м, и не позднее 30—40 минут после обработки и вычислений отправляется телеграмма по всем заинтересованным адресам.

antonov2.jpg : Начальник авиаметстанции Сангары Василий Степанович Луговской.
Интересна судьба Василия Степановича Луговского (1910 г.р.), отдавшего гидрометеослужбе Якутии 34 года. После армии он окончил 8-месячные курсы полярных работников при Главном управлении Севморпути и с 1936 г. начал работать в Якутской геофизической обсерватории аэрологом, с 1938 по 1940 годы — начальником метеостанции Жиганск, с 1940 по 1970 годы — авиаметстанции Сангары. В годы войны обеспечивал полеты перегоночной авиации с Аляски на фронт. Организовал прогностическую авиаметстанцию в Сангарах. В 1958 г. выполнил исследовательскую работу «Синоптические условия сильных ветров в районе Сангар». В 1967 г. был награжден орденом Ленина за успехи в гидрометеообеспечении народного хозяйства и развитии науки. После ухода на пенсию и отъезда его из Сангар метеообеспечение народного хозяйства в районе Сангар продолжила его дочь...

Еще большие возможности для исследований свободной атмосферы на высотах в нижнем 10-километровом слое представились с началом радиозондирования. Но, как и во всяком новом деле, пришлось преодолевать определенные трудности.

«В 1937 году, в первую же зиму, выяснилось, что радиозондирование не дает точных характеристик нижней инверсии над Якутском, так как приемник температуры слишком инерционный и не способен зафиксировать резкие изменения температур. Изменения в 20 градусов при подъеме на 500 м высоты, которые прибор проходит за 1,5 минуты, фиксировались неточно: изменения были сглажены и приподнятые на большую высоту.

Убедившись, что надежных данных по инверсии в зимнее время с помощью радиозондов получить не удается, по совету Ч.А.Мозолевского мы наладили параллельно с выпусками радиозондов внеплановое аэростатное зондирование. Для этого использовали сохранившееся со времен экспедиции Академии наук 1925—28 годов оборудование змейкового зондирования: лебедку, стальную проволоку и змейковые метеорографы. В качестве подъемной силы использовались по 3 оболочки № 100. Причем, эти оболочки наполнялись и использовались многократно. Экспериментальные подъемы показали, что для получения надежных данных выдерживать метеорографы на точках следует 10—15 минут. Высоты для выдержек нами были выбраны такие: 100, 200, 300, 400, 500, 700, 900, 1400, 1900 м. Если позволял ветер, то и выше через каждые 500 м.

За I квартал 1939 г. проведено 57 подъемов. Проводили их до выпуска радиозондов, почти всегда в темное предрассветное время, иногда одновременно.

10 января 1939 г. на высоте 900 м аэростат находился на выдержке и показывал температуру —32,9°. В это же время был выпущен радиозонд, который на высоте 900 м показал минус 38,1°, т.е. на 5,2° ниже, чем показания аэростата.

Эти и многие другие сведения я выписал в свое время для статьи «Аэрологические работы в Якутии», которая не была опубликована по ряду причин». (Н.М.Зацепин, 1977 г.).

Доставка баллонов с водородом из Ленинграда в Якутию по железной дороге, водным путем и далее гужевым транспортом до места назначения обходилась дорого. Вот как об этом сообщалось в одном документе Якутского управления гидрометслужбы: «Стоимость одного баллона водорода (5—6 кубических метров) 2—3 рубля, доставка его в Якутск около 100 рублей. Примерно столько же обратная переброска его на завод. Потребность аэрологической сети 500 баллонов в год». Такое количество, конечно, не поступало. Большая стоимость и затруднения с доставкой заставляли искать выход. Были направлены заявки в ГУГМС об отправке химикатов и газогенераторных установок для добычи водорода на местах выпуска шаров. До 1941 г. эти заявки не были удовлетворены в полной мере.

Изучение верхних слоев атмосферы было развито и продолжено в последующие периоды. И лишь в 1958 г. вышел из печати аэроклиматический справочник, в котором были приведены результаты радиозондирования атмосферы.


Юрий Константинович Антонов,
отличник гидрометслужбы СССР, ветеран Якутского управления гидрометслужбы.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Якутское УГМС

Сообщение neitrino » 04 Март 2010 15:41

Полный список станций Якутского УГМС c почтовыми адресами (находится в приложении к Уставу, необходимо скачать документ doc.)
http://www.hydromet.ysn.ru/moe/index.ph ... &Itemid=36

update :
YaGMS_Stations.doc [244 КБ Скачиваний: 435]
Аватара пользователя
neitrino
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 08 Ноябрь 2009 11:50
Откуда: Заречный, Пензенская обл.

Якутское УГМС

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Август 2014 11:13

БУРЯТ-МОНГОЛЬСКАЯ ПРАВДА № 052 1926

 BMP_052_1926 Метеорология в Якутии.jpg
Новости науки и техники.
Метеорология в Якутии.

Главная Геофизическая обсерватория в Ленинграде приступила еще летом 1925 г. к сооружению в Якутске Центральной Геофизической обсерватории, в задачи ко торой входит объединение всей метеорологической сети Якутии, а также самостоятельное производство наблюдений над солнечным излучением, магнитными силами земли и атмосферным электричеством. Предполагается, что Центральная Геофизическая обсерватория будет сооружена в течение ближайших 4 лет. При обсерватории будет организован магнитный отдел и установлен радиоприемник для приемки метеорологических телеграмм, что позволит выпускать ежедневные бюллетени по годы. В течение лета 1925 г. в Якутии было организовано 7 метеорологических станций, в 1926 г. число их дойдет до 113. Кроме того, организованы 3 аэрологические станции в Якутске, Верхоянске и Вилюйске для изучения, с помощью шаров-зонтов, верхних слоев атмосферы.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск


Вернуться в Полярные станции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения