ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА ПОЛЯРНОЙ СТАНЦИИ МЫСА ЧЕЛЮСКИНА
На полярной станции мыса Челюскина в 1934/35 г. зимовало тридцать два сотрудника, в числе которых были специалист-гидролог и гидролог-техник. Основной задачей являлось изучение пролива Бориса Вилькицкого в гидрологическом отношении.
К 10 сентября мы могли расположиться во вновь отстроенных жилищных домах, хотя еще и не совсем законченных, а 12 сентября удалось установить свайный футшток и начать наблюдения приливо-отливных явлений у мыса Челюскина. Эта работа продолжалась до 15 ноября и была прекращена из-за все нараставших морозов и пург, то-и-дело засыпавших и обмораживавших лунку и футшток. Пришлось соорудить ледовый футшток на молодом припае и начать наблюдения по ледовому футштоку, но 23 ноября надо было отказаться и от этого, так как сильным штормом разбило припай.
По окончании строительных работ внутри дома было приступлено к организации гидролого-гидрохимической лаборатории. Попутно со всеми общестанционными работами все время велись наблюдения над состоянием льда в проливе и температурой поверхности воды. Выходить в пролив — в виду пловучего льда, наступившей полярной ночи и частых пург — было невозможно, поэтому пришлось начать подготовительные работы к зимним условиям. В январе, при луне и тихой погоде, было сделано два выхода в пролив километров за десять от станции.
14 февраля вышла со станции партия сотрудников, состоявшая из пяти лиц, с четырьмя нартами и 36 собаками на мыс Мессера, чтобы устроить там продбазу и произвести гидрологический разрез мыс Челюскина — мыс Мессера.
Пройдя по сильно торосистому льду в два дня 23 км, партия должна были отказаться от мысли дойти до мыса Мессера, так как дальнейшее продвижение было невозможно не только на нартах, но даже на лыжах. Пришлось оставить груз на льду и с пустыми нартами возвратиться на станцию.
25 марта была сделана авиоледовая разведка, и выяснилось при этом, что пересечь пролив возможно только в направлении о-вов Старокадомского и Малого Таймыра. Остальная же часть пролива была покрыта довольно густым нагромождением торосов.
29 марта на четырех нартах вместе с группой магнитолога был предпринят маршрут на о-в Старокадомского, который вполне удался. Был проведен гидрологический разрез, взято 5 глубоководных станций, проведено двухсуточное наблюдение приливов у о-ва Старокадомского, попутно и на мысе Челюскина. Сильные морозы не дали возможности произвести наблюдения течений вертушкой
Экмана-Мерца, работать с вертушкой нельзя было даже в палатке.
Вернувшись 12 апреля с маршрута и обработав материал, партия 18 апреля предприняла новый маршрут с целью произвести разрез мыс
— 336 —
Полуостровной — о-ва Гейберга — мыс Неупокоева. Но, сделав только одну станцию, этот маршрут пришлось прервать, так как заболел сперва мой помощник
Я. С. Либин, а на следующий день и я, и мы были вынуждены, оставив грузы на продбазе у горы Арструпа, возвратиться домой.
18 мая, не совсем еще поправившись, мы начали подготовляться к отправке гидрологической группы в длительную экспедицию на исследование р. Таймыры и снаряжаться одновременно в маршрут для производства гидрологического разреза о-в Гансена — о-ва Гейберга.
23 мая 6 сотрудников станции вышли с 3 нартами на полевую работу. Две нарты для гидрологической группы, состоявшей из сотрудников
Я. С. Либина и авиотехника
В. М. Латыгина, отправлялись на р. Таймыру в сопровождении тт.
Соловьева и
Зуева, и должны были доставить на место гидрологическую группу, после чего возвратиться обратно на станцию с нартами и собаками. Третья нарта была снаряжена приборами для производства гидрологического разреза в направлении на о-ва Гейберга.
Дойдя вместе до горы Арструпа (места продовольственной базы), 25 мая мы расстались. Я и
И. Д. Папанин пошли в пролив на о-ва Гейберга, а остальные направились вдоль берега на р. Таймыру. На обратном пути с о-вов Гейберга т.
Папанин ослеп, и мне одному пришлось пробираться домой, имея на нарте больного т.
Папанина. В этом маршруте было сделано 6 глубоководных станций и обследованы о-ва Гейберга.
Возвратившись домой, мы приступили к промеру подходов судов к станции. Эта работа была проведена очень успешно и в довольно короткий срок. За 14 дней было произведено свыше 1000 промеров, с одновременным измерением толщины льда, снегового покрова и взятия проб грунта.
Успех этой работы был обеспечен тем, что еще зимой был объявлен конкурс на лучший проект механической пробивки лунок, и из всех представленных на рассмотрение проектов был принят проект старшего механика станции т.
В. А. Шоломоуна.
В порядке первомайских обязательств механическая мастерская изготовила к 1 мая этот бур, вполне оправдавший себя в действии.
К 25 июня лед начал покрываться озерками пресной воды, движение по льду на нартах стало невозможно, так как лед по всему проливу представлял сплошную снежно-водянистую кашицу, тем не менее, пройдя 15 км вглубь пролива, мы взяли суточную станцию, а на обратном пути — 2 батометрических станции.
14 июля был сделан последний маршрут в пролив на двух шлюпках с подвесным мотором, вдоль трещины, продолжавшийся трое суток. Трещина эта имела направление на N и NW от мыса Челюскина, общим протяжением до 35 км й шириной в некоторых местах до 10—15 м. Начиная с половины июня было проведено четыре полета самолета с целью производства ледовой разведки в проливе.
Первый полет, совершенный 17 июня, дал интересную картину в смысле характера льда. Начиная от о-вов Фаддея, был обнаружен крупно- и мелко-битый подвижный лед 7—8 баллов, а в некоторых местах и большие полыньи чистой воды. Кромка подвижного льда от о-вов Фаддея тянулась сначала на NNW к о-вам „Комсомольской правды" (бывш. Самуила), затем уходила на NNW и N и, близко прижимаясь к о-ву Малый Таймыр, направлялась на NE, где скрывалась в густом тумане.
За весь период зимовки было произведено 29 глубоководных станций, 1 суточная, 7 авиоледовых разведок, 2 1/2 месяца наблюдений над приливами у мыса Челюскина, двухсуточные наблюдения приливов у о-ва
— 337 —
Старокадомского. Проведено, как уже сказано, свыше 1000 промеров в районе подхода судов и новых промеров, охвативших общую площадь в три квадратных километра; пройдено за 40 дней на лыжах и с нартами около 700 км.
Кроме этого гидрологической группой, отправленной на р. Таймыру, с 30 мая по 30 июня была проведена следующая работа: организован водомерный пост, на котором производились наблюдения с 7 июня по 18 июля за уровнем воды и ежедневные метеонаблюдения с тремя сроками регистрации. Методом поплавков были определены течения в реке в самую высокую и среднюю воду. Все время велись наблюдения за общим поведением реки, кроме того собран материал о наличии животного мира в районе расположения водомерного поста и по реке. На протяжении 90 км река покрыта промерами и найден фарватер для прохода судов по реке. В устье реки были проведены суточные наблюдения над влиянием приливо-отливных явлений на уровень воды в устье, а также двухсуточные наблюдения приливов на п-ве короля Оскара.