В полевом сезоне 2015 года научными сотрудниками национального парка «Русская Арктика» было сделано несколько исторических находок на архипелаге Земля Франца-Иосифа.
В ходе экспедиционных работ на острове Гукера на территории полярной станции Бухта Тихая были обнаружены остатки фюзеляжей двух самолётов По-2. Один из них за прошедшие десятилетия разрушен почти полностью: сохранились лишь рама шасси, моторама и каркас кабины экипажа. Второй самолёт сохранился чуть лучше: уцелели левый борт фюзеляжа и его тканевая обшивка, рама шасси, каркас кабины экипажа, хвостовая коробка с хвостовым костылем в ней, хвостовой киль.
«Для определения бортового номера, – рассказывает старший научный сотрудник парка Евгений Ермолов, – была проведена очистка остатков самолёта от мусора и мелких фрагментов разрушенного фюзеляжа. На тканевой обшивке были заметны несколько слоёв зелёной краски, которой был выкрашен весь самолёт. Хорошо сохранился и символ вооружённых сил Советского Союза – пятилучевая звезда красного цвета. Широкий кант серебристого цвета позволяет нам говорить о том, что самолёт выпущен в период с 1943 года. На звезде сохранились фрагменты белой краски и карандашные контуры бортового номера самолёта. По их остаткам в целом можно сделать вывод, что бортовой номер состоял из символов «СССР-Н4...».
Судя по имеющейся в открытом доступе информации, отметил Евгений Ермолов, это остатки самолёта Н-453, совершавшего полёты для аэрофотосъёмки островов Земли Франца-Иосифа весной 1949 года. В паре с ним работал второй самолёт Н447. Вероятно, после завершения аэрофотосъемки было принято решение оставить самолёты на полярной станции. 29 декабря 1949 года, оба воздушных судна были списаны с баланса управления полярной авиации. В настоящее время остовы фюзеляжей оставлены на месте их нахождения, небольшие фрагменты конструкции самолётов перенесены на хранение в здание склада опорного пункта парка на острове Гукера во избежание их дальнейшего разрушения.
Также было обследовано плато Седова острова Гукера. «По результатам работы полевых отрядов в предыдущие годы было известно, – рассказал Евгений Ермолов, – что на плато располагаются руины объекта неизвестного предназначения, возможно, авиационного характера. В этом году нами было установлено, что этот объект является руинами авиационной базы воздушной экспедиции по поиску пропавшего самолета С.А. Леваневского Н-209, базировавшейся на острове Гукера в 1937-1938 годах. Такое заключение можно сделать исходя из нескольких косвенных признаков, указывающих на датировку объекта.
Прежде всего, на месте ледового аэродрома обнаружен фрагмент дощатого ящика с нанесённой на него надписью «базы ост-ва Рудольфа». Как известно, авиабаза на острове Рудольфа (самом северном острове архипелага Земля Франца-Иосифа) была создана для заброски и обслуживания первой дрейфующей станции СП-1 в 1937 году. Она же стала местом базирования самолётов, занятых в поисках пропавшего экипажа С.А. Леваневского осенью 1937 года – весной 1938 года. Также известно, что для обеспечения этой поисковой экспедиции была создана авиабаза на куполе Седова острова Гукера.
На месте ледового аэродрома обнаружен фрагмент лыжного шасси от крупного самолёта. Это лыжное шасси абсолютно идентично тому, что находится на острове Рудольфа. Как известно на острове Рудольфа 17 марта 1938 года совершил аварийную посадку самолёт АНТ-6А Н-210 под руководством полярного лётчика Б.Г. Чухновского. Некоторые фрагменты самолёта, в том числе и лыжные шасси, с места катастрофы были доставлены на полярную станцию Остров Рудольфа. На плато Седова острова Гукера 14 марта 1938 года совершил аварийную посадку однотипный самолёт АНТ-6А с бортовым номером Н-211 под командованием полярного лётчика М.С. Бабушкина. При снижении самолёт сильно ударился о землю, из-за чего шасси сломались. Очевидно, одно из поврежденных лыжных шасси осталось на месте аэродрома до сих пор.
Косвенным указанием датировки может служить многочисленная тара, разбросанная по территории авиабазы. На донцах бутылок присутствует маркировка с надписью «НКЛП» – народный комиссариат легкой промышленности. Как известно, народные комиссариаты были преобразованы в министерства в 1946 году. В годы Великой Отечественной войны снабжение полярной станции Бухта Тихая было крайне ограниченным. Из чего можно сделать вывод, что тара на месте аэродрома появилась в 1930-е годы.
Кроме того, минувшим летом удалось обследовать и руины гляциологического стационара на куполе Чурлениса острова Гукера. Среди многочисленных обломков были обнаружены остатки балочных строений, оборудование метеорологической площадки, радиостанции и телефонные аппараты, телефонные кабели, предметы быта. На крышке одного из ящиков была найдена надпись «М.Г.Г.» - что можно расшифровать как «международный геофизический год», который проходил в 1957-1959 годах. Как известно, именно в это время на острове Гукера работал гляциологический стационар на куполе Чурлениса.
Помимо этого, на острове Рудольфа были выявлены объекты авиационной тематики, относящиеся к периоду базирования на острове Рудольфа авиаотряда, забросившего на Северный полюс первую дрейфующую станцию СП-1 под руководством И.Д. Папанина (1937), а также авиаотряда, занимавшегося поисками пропавшего самолета Н-209 под командованием С.А. Леваневского (1937-1938). Прежде всего, элементы аэродромной инфраструктуры, такие как портативный подъёмный кран на колёсном шасси и многочисленные фрагменты самолёта АНТ-6А Н-210, совершившего аварийную посадку на ледовом куполе острова Рудольфа 17 марта 1938 года.
Также большой интерес представляют фрагменты двух полугусеничных автомобилей повышенной проходимости НАТИ-3, работавших на полярной станции с 1936 года. Степень сохранности одного из автомобилей около 20%: найдена рама автомобиля, на которой сохранились остов водительской кабины и полугусеничное шасси с катками. Также на территории станции обнаружены другие фрагменты автомобилей: передние колёса, радиатор, капот, грузовая платформа, узлы рулевого управления, гусеничные шасси.
Следует отметить, что в 1930-е годы было выпущено лишь несколько экземпляров подобных полугусеничных вездеходов. На данный момент это единственные известные сохранившиеся образцы НАТИ-3.
В целом, все находки были сделаны благодаря тёплому лету. Снег во многих местах растаял полностью, открыв для исследователей исторические предметы, дошедшие до наших дней со времён освоения высоких широт нашими соотечественниками в первой половине ХХ столетия.
Юлия Петрова
В ходе экспедиционных работ на острове Гукера на территории полярной станции Бухта Тихая были обнаружены остатки фюзеляжей двух самолётов По-2. Один из них за прошедшие десятилетия разрушен почти полностью: сохранились лишь рама шасси, моторама и каркас кабины экипажа. Второй самолёт сохранился чуть лучше: уцелели левый борт фюзеляжа и его тканевая обшивка, рама шасси, каркас кабины экипажа, хвостовая коробка с хвостовым костылем в ней, хвостовой киль.
«Для определения бортового номера, – рассказывает старший научный сотрудник парка Евгений Ермолов, – была проведена очистка остатков самолёта от мусора и мелких фрагментов разрушенного фюзеляжа. На тканевой обшивке были заметны несколько слоёв зелёной краски, которой был выкрашен весь самолёт. Хорошо сохранился и символ вооружённых сил Советского Союза – пятилучевая звезда красного цвета. Широкий кант серебристого цвета позволяет нам говорить о том, что самолёт выпущен в период с 1943 года. На звезде сохранились фрагменты белой краски и карандашные контуры бортового номера самолёта. По их остаткам в целом можно сделать вывод, что бортовой номер состоял из символов «СССР-Н4...».
Судя по имеющейся в открытом доступе информации, отметил Евгений Ермолов, это остатки самолёта Н-453, совершавшего полёты для аэрофотосъёмки островов Земли Франца-Иосифа весной 1949 года. В паре с ним работал второй самолёт Н447. Вероятно, после завершения аэрофотосъемки было принято решение оставить самолёты на полярной станции. 29 декабря 1949 года, оба воздушных судна были списаны с баланса управления полярной авиации. В настоящее время остовы фюзеляжей оставлены на месте их нахождения, небольшие фрагменты конструкции самолётов перенесены на хранение в здание склада опорного пункта парка на острове Гукера во избежание их дальнейшего разрушения.
Также было обследовано плато Седова острова Гукера. «По результатам работы полевых отрядов в предыдущие годы было известно, – рассказал Евгений Ермолов, – что на плато располагаются руины объекта неизвестного предназначения, возможно, авиационного характера. В этом году нами было установлено, что этот объект является руинами авиационной базы воздушной экспедиции по поиску пропавшего самолета С.А. Леваневского Н-209, базировавшейся на острове Гукера в 1937-1938 годах. Такое заключение можно сделать исходя из нескольких косвенных признаков, указывающих на датировку объекта.
Прежде всего, на месте ледового аэродрома обнаружен фрагмент дощатого ящика с нанесённой на него надписью «базы ост-ва Рудольфа». Как известно, авиабаза на острове Рудольфа (самом северном острове архипелага Земля Франца-Иосифа) была создана для заброски и обслуживания первой дрейфующей станции СП-1 в 1937 году. Она же стала местом базирования самолётов, занятых в поисках пропавшего экипажа С.А. Леваневского осенью 1937 года – весной 1938 года. Также известно, что для обеспечения этой поисковой экспедиции была создана авиабаза на куполе Седова острова Гукера.
На месте ледового аэродрома обнаружен фрагмент лыжного шасси от крупного самолёта. Это лыжное шасси абсолютно идентично тому, что находится на острове Рудольфа. Как известно на острове Рудольфа 17 марта 1938 года совершил аварийную посадку самолёт АНТ-6А Н-210 под руководством полярного лётчика Б.Г. Чухновского. Некоторые фрагменты самолёта, в том числе и лыжные шасси, с места катастрофы были доставлены на полярную станцию Остров Рудольфа. На плато Седова острова Гукера 14 марта 1938 года совершил аварийную посадку однотипный самолёт АНТ-6А с бортовым номером Н-211 под командованием полярного лётчика М.С. Бабушкина. При снижении самолёт сильно ударился о землю, из-за чего шасси сломались. Очевидно, одно из поврежденных лыжных шасси осталось на месте аэродрома до сих пор.
Косвенным указанием датировки может служить многочисленная тара, разбросанная по территории авиабазы. На донцах бутылок присутствует маркировка с надписью «НКЛП» – народный комиссариат легкой промышленности. Как известно, народные комиссариаты были преобразованы в министерства в 1946 году. В годы Великой Отечественной войны снабжение полярной станции Бухта Тихая было крайне ограниченным. Из чего можно сделать вывод, что тара на месте аэродрома появилась в 1930-е годы.
Кроме того, минувшим летом удалось обследовать и руины гляциологического стационара на куполе Чурлениса острова Гукера. Среди многочисленных обломков были обнаружены остатки балочных строений, оборудование метеорологической площадки, радиостанции и телефонные аппараты, телефонные кабели, предметы быта. На крышке одного из ящиков была найдена надпись «М.Г.Г.» - что можно расшифровать как «международный геофизический год», который проходил в 1957-1959 годах. Как известно, именно в это время на острове Гукера работал гляциологический стационар на куполе Чурлениса.
Помимо этого, на острове Рудольфа были выявлены объекты авиационной тематики, относящиеся к периоду базирования на острове Рудольфа авиаотряда, забросившего на Северный полюс первую дрейфующую станцию СП-1 под руководством И.Д. Папанина (1937), а также авиаотряда, занимавшегося поисками пропавшего самолета Н-209 под командованием С.А. Леваневского (1937-1938). Прежде всего, элементы аэродромной инфраструктуры, такие как портативный подъёмный кран на колёсном шасси и многочисленные фрагменты самолёта АНТ-6А Н-210, совершившего аварийную посадку на ледовом куполе острова Рудольфа 17 марта 1938 года.
Также большой интерес представляют фрагменты двух полугусеничных автомобилей повышенной проходимости НАТИ-3, работавших на полярной станции с 1936 года. Степень сохранности одного из автомобилей около 20%: найдена рама автомобиля, на которой сохранились остов водительской кабины и полугусеничное шасси с катками. Также на территории станции обнаружены другие фрагменты автомобилей: передние колёса, радиатор, капот, грузовая платформа, узлы рулевого управления, гусеничные шасси.
Следует отметить, что в 1930-е годы было выпущено лишь несколько экземпляров подобных полугусеничных вездеходов. На данный момент это единственные известные сохранившиеся образцы НАТИ-3.
В целом, все находки были сделаны благодаря тёплому лету. Снег во многих местах растаял полностью, открыв для исследователей исторические предметы, дошедшие до наших дней со времён освоения высоких широт нашими соотечественниками в первой половине ХХ столетия.
Юлия Петрова