Расвумчорр
Абсолютная высота 1050 м
Расположение
67°36′ с. ш. 33°54′ в. д.HGЯO
Расвумчорр — горное плато в Хибинах, расположенное на высоте до 1050 м над уровнем моря.
Плато расположено в юго-восточной части Хибинского массива. С севера отделено перевалом Юкспоррлак от плато Юкспорр. На юго-востоке граничит с горой Коашва. С юга плато ограничивает бассейн ручья Вуониемйок, а с юго-востока бассейн ручья Юкспоррйок.
Расвумчорр с саамского на русский можно перевести как «Травянистая плоская гора».
В ходе ежегодных экспедиций, организованных известным геологом академиком А.Е. Ферсманом для изучения Хибин, были сделаны интереснейшие открытия. В 1921 году были обнаружены образцы неизвестного до того на севере зелёного сахаристого апатита, в 1923 г. были впервые найдены его коренные выходы, а в 1925—1926 годах геолог А. Н. Лабунцов открыл ещё более мощные залежи апатита на склонах Расвумчорра.
Месторождение апатито-нефелиновых руд «Плато Расвумчорр» является частью единой апатитовой залежи, расположенной на абсолютных отметках от 1050 до 650 метров над уровнем моря.
В 1962 году на плато был введён в эксплуатацию рудник Центральный для разработки открытым способом месторождения «Плато Расвумчорр». При разработке месторождения применяется редкая схема вскрытия и отработки, по которой руда, добытая в карьере на высоте около 1000 м, по системе рудоспусков попадает в капитальную штольню, по которой вывозится железнодорожными думпкарами на обогатительную фабрику. За весь период существования рудником добыто более 600 млн т руды. Балансовые запасы месторождения в границах карьера в настоящее время составляют 45 млн т руды. Рудник Центральный входит в систему ОАО «Апатит».
Плато Расвумчорр называют «малой Антарктидой»: добыча апатито-нефелиновых руд осуществляется в суровых климатических условиях. Здесь дуют сильные ветра в сочетании с морозами и высокой влажностью воздуха, полярная ночь, продолжительная зима (снег лежит около 250 дней в году). Среднегодовая температура −4,8 градуса. 237 суток году здесь идет снег, 98 суток — дождь, 285 суток дует ветер. Высота снежного покрова к концу зимы достигает 2,5 метров.
Плато Расвумчорр посвящена песня Юрия Визбора «На плато Расвумчорр…», которая была написана им во время журналистской командировки на Кольский полуостров. Песня-репортаж прозвучала на гибких страницах-грампластинках первого выпуска журнала «Кругозор».
Рассказ Ю. Визбора «Ночь на плато» посвящен истории создания песни и людям, о которых она была написана.
Кроме того, плато упомянуто в двух песнях советского барда Арона Яковлевича Круппа — «Хибинские камушки» (…Стал их летним домом неприступный Расвумчорр…) и «На плато Расвумчорр» (…На плато Расвумчорр/Нас туманы, ветры мучат…).
"Кругозор" №1 1964
http://www.krugozor-kolobok.ru/64/1/Kz640102.html
http://www.krugozor-kolobok.ru/64/1/Kz640103.html
Звуковая страница 10 – "На плато Расвумчорр не приходит весна" – песня-репортаж Ю.Визбора.
Весна приходит с Хибин
Песня-репортаж нашего специального корреспондента Юрия ВИЗБОРА.
На плато Расвумчорр, находящемся на самой крыше Хибин, за Полярным кругом, в двадцати километрах от города Кировска, различают пять состояний погоды.
«Хорошо». Погода, которой не бывает на плато Расвумчорр.
«Дует». Погода, которая всегда на плато. Москвич сказал бы: «Ужасная пурга».
«Малая». Многие такой погоды вообще не могут представить. Можно, раскинув руки, лечь на ветер. Все работают.
«Большая». Прекращаются почти все работы. Крепится всё. Вездеходы с трудом прорываются на плато. Снизу, из города, непрерывно звонят жёны и начальство.
«Капитальная» (пурга). Плато полностью отрезано от существующего где-то мира.
Расвумчорр – это название дали лопари. Оно обозначает: «плоская вершина горы, покрытая травой». Трава, или, вернее, мох, – важное обстоятельство. Можно пасти оленей. Но ещё важнее то, что установили геологи: весь массив горы состоит из апатита – природного минерального удобрения, «хлебного камня». Тонна апатита в поле – это две-три тонны хлеба. Природа постаралась, чтобы создать здесь площадку для большой химии.
Разработка начинается сверху, с этой плоской вершины. Здесь апатит можно брать прямо ковшом экскаватора. Но как спустить руду вниз, к обогатительной фабрике и железной дороге?
Родился уникальный проект – шахта наоборот. Пробить гору насквозь, через всю толщу, тремя гигантскими колодцами и сбрасывать в них апатит. На словах просто...
Первых строителей, пришедших на плато, называли по-разному: верхолазы, снеговики, космонавты. Только потом утвердилось слово, точно отражавшее смысл их работы, – десантники.
В штатном расписании комбината «Апатит» есть должность, какой, наверное, нет нигде, – начальник плато. Первым начальником стал молодой инженер Борис Лисюк.
– Как ты попал на плато?
– По знакомству...
– ?!
– Кому-то из молодых нужно было возглавить работу наверху. Пожилых не приглашали: условия! Многие из наших ребят старались получить эту должность. А я работал главным диспетчером комбината... Вот и попал на плато. Отец мой – он тоже горный инженер – как-то сказал: «Ты должен иметь на земле место, про которое мог бы потом сказать: вот это начинал я».
В вагончике, занесённом снегом, Борис Лисюк со своими друзьями провел на плато лютую зиму 1960 года. Они привезли первую технику, взорвали первые заряды, вынули первым экскаватором, собранным под полярными сияниями и метелями, первые четыре кубометра мёрзлой породы...
Неписаные законы плато, сложившиеся в ту зиму, живут и сегодня: «В пургу рой пещеру с подветренной стороны», «Не паникуй!», «Тихенько!».
«Тихенько!» – и идут работать в пургу. «Тихенько!» – и строят рудник.
На косматых волнах позёмки качается, как золотой корабль, макушка солнца. Покачается одиннадцать минут в день – и снова утонет за краем тундры, как за горизонтом океана. Но Расвумчорру не до солнца. У Расвумчорра план. Усталый, промёрзший за смену мастер рудника Олег Гончаров докладывает по телефону вниз, диспетчеру комбината о сделанном за ночь. Через каждые двенадцать часов – рапорт. Как часовые, сменяются мастера. Растёт журнал рапортов. Диспетчеры пишут биографию расвумчоррцев...
Человек с плато... После вахты он спускается вниз, в Кировск. Его встречают жена и дети. Он идёт в баню, моется, пьёт пиво. Переодевшись, превращается в пассажира или клиента, в прохожего или зрителя. Он обычен, и ему никто не удивляется.
Он удивителен там, наверху, на плато, в бушующих снегах. Там, где до третьего этажа общежития дотянулись сугробы и, заглядывая в окна, удивляются: правда ли жив человек?
Да, жив! Спит под чистой простынёй, на тёплой койке. На стенке – сухой полушубок. За стеной – плато
Весной хлеборобы будут смотреть на юг. Какой она будет, весна? Мы знаем, какой она будет. Её, радостную, щедрую, привезут хлеборобам из цехов плодородия большой химии. И отсюда, с севера, с плато Расвумчорр.
Кировск – рудник «Центральный».