Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Общая информация и различные обьекты - памятники, маяки, заповедники и прочее.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение Инспектор » 04 Июнь 2013 16:40

Маяк Моржовский (Моржовецкий)
http://www.mayachnik.ru/node/517
1-я конструкция. начал действовать 1 августа 1842 г. башню маяка сделали каменной, красного цвета, высотой от основания в 20,4 м. Наверху ее установили металлический фонарь с катоптрическим осветительным аппаратом из 7 ламп с рефлекторами. Светил маяк с 1 августа до конца навигации. Нередко его зажигали и весной, чтобы облегчить ориентировку зверопромышленникам.
 morzhovet_0.jpg
2-я конструкция. в 1871 году из-за наступления берега каменную башню разобрали и в 300 метрах к северу-востоку от прежнего места построили новую светло-желтую деревянную восьмигранную с металлическим фонарем
 306_iidaeiaaoe1.jpg
3-я конструкция. в 1925-1927 годах маяк наконец был перестроен. Новая башня представляла собой деревянную усеченную четырехгранную пирамиду с фонарным сооружением и ацетиленовым осветительным аппаратом. Цвет башни остался желтым.
4-я конструкция. В 1970-х годах Моржовский маяк пришлось перестроить. В 1974 году вступила в строй новая железобетонная коническая башня высотой от основания 30 м. Чтобы усилить видимость башню окрасили черными и белыми горизонтальными полосами. В остекленном фонарном сооружении установили светооптический осветительный аппарат с белым группопроблесковым огнем.
Маяк оборудован круговым радиомаяком с дальностью действия 110 км.

Год начала работы, перестройки:
1842год
1871год
1927год
1974год
Статус:
действующий
Высота сооружения: 30м.
Высота над уровнем моря: 46м.
Дальность видимости огня: 26миль
Источники и дополнительная информация: wikimapia.org
Материалы, в которых упоминается маяк:
"Маяки России", издание ГУНиО МО РФ, СПб, 2001 год, авторы А.А. Комарицин, В.И. Корякин, В.Г. Романов.
(был доп. тираж в 2005 году)
 Моржовец маяк.jpg
 P6090014.JPG
 P6090016.JPG
 P6090018.JPG
 P6090019.JPG
 P6090023.JPG
 P6090020.JPG
 306_iidaeiaaoe2.jpg
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 755
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение insp2 » 04 Июнь 2013 21:17

Если остров называется МОРЖОВЕЦ, то почему маяк называется Моржовский?
Аватара пользователя
insp2
 
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 29 Январь 2011 22:51
Откуда: С-Петербург

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Июнь 2013 21:28

Маяк Моржовский (Белое море)
Изображение
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Июнь 2013 21:30

Изображение
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Июнь 2013 09:42

Альбом о. Моржовец - 24 фото. (© Олег Кравцов)
 Z4rNV0lOg2Q.jpg
 6Qa0IyoT9oc.jpg
 lXiIttC9gQs.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение Инспектор » 11 Июнь 2013 19:12

острова Греэм-Белл и Моржовец 52 фото
http://www.odnoklassniki.ru/profile/161 ... 2892972972 (© Александр Обоимов)
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 755
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение fisch1 » 25 Март 2015 23:11

 12005_2км_1987_Северные_подходы_к_горлу_Белого_моря_и_Мезенский_залив.gif
fisch1
 
Сообщения: 2262
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение RusNature » 10 Апрель 2015 19:29

Изображение

Маяк острова Моржовец. Акварель, 2015г. Работа художника Анны Михайловой.
RusNature
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 03 Март 2015 14:38

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение fisch1 » 06 Май 2015 21:01

 эмблема маяка Моржовский.jpg
 Старый маяк на о.Моржовец.jpg
 о.Моржовец - старый маяк.jpg
 здание радиостанции о.Моржовец.jpg
 маяк Моржовский.jpg

http://www.azimutx.ru/fotoalbomy/beloe-more-fotografii
fisch1
 
Сообщения: 2262
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение fisch1 » 28 Июль 2015 18:31

fisch1
 
Сообщения: 2262
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение Инспектор » 28 Декабрь 2015 16:49

http://www.mayachnik.ru/node/1243
Маяк Моржовский сооружен вблизи юго-западного берега острова Моржовец, лежащего в Белом море при входе в Мезенский залив. Остров невысок, имеет довольно плоскую поверхность, сложен из перемежающихся пластов песка и льда. Летом лед вытаивает, что приводит к обрушиванию берегов. В среднем в год море разрушает сушу почти на 10 м.

image36-600x434.jpeg

Остров Моржовец

Название остров получил, видимо, от промышленников, охотившихся здесь. Еще в X веке на нем были открыты первые на Белом море богатые лежбища моржей: “Противу Сосновца острова, насредине Белого моря, находится немалый и славный остров Моржовец, так прозванный оттого, что при оном находят много морских зверей, моржи называемых” [19].
Восточный берег острова нанесен на карту в 1736 году участниками Великой Северной экспедиции 1733—1743 годов лейтенантами А. Сухотиным и А. Скуратовым. Более подробная съемка острова выполнена в 1756 и 1757 годах штурманом Беляевым и его помощником Толмачевым. Они же сделали промер от этого острова до мыса Воронова и до реки Мезень. Промер этот был первым, сделанным русскими моряками в Белом море, и до 1829 года единственным исследованием глубин в южной части Мезенского залива.
Точное положение острова определил 24 июня 1827 года М. Ф. Рейнеке во время экспедиции в Белое море на бриге “Лапоминка”. Подойдя к острову, он отправил на него мичмана Писарева и штурмана Пахтусова с поручением выполнить гидрографическую опись местности и установить башню, которая должна была служить приметным ориентиром для дальнейшей описи Белого моря.
Обследовав остров, исследователи рекомендовали установить на нем не просто башню, а классный световой маяк для ориентировки мореплавателей при входе в Мезенский залив и для указания положения острова, за крутыми берегами которого можно было переждать непогоду.
Остров Моржовец лежит на пути к порту Мезень, основанному еще в XVI веке новгородцами. М. Ф. Рейнеке сообщает, что к началу XIX века Мезенский уезд простирался от берега моря до Уральского хребта на 900 верст и к югу от берега океана до северной границы Вологодской губернии на 500 верст. Промышленность и торговля в начале XIX века здесь были значительными: звериные и рыбные товары шли в Москву и морем за границу. Жители этого края отправляли свои лодьи на Новую Землю за промыслом моржей, песцов и медведей. В Мезенской губе промышляли морских зайцев, серок и белух.
Исследователь Севера С. Максимов писал, что на острове часто спасались и охотники, промышлявшие зверя зимой. Один из его собеседников рассказывал в 1840-х годах: “По берегу-то по Канинскому теперь избы настроили, хоть и не больно часто; у иной и часовня есть, и образ есть — да ведь в наледном-то промыслу что в этих избах. Тут вон со зверем-то ломаешься, хитришь, бьешь его: ум теряешь и сметку всякую, а на ту пору — глядишь: ветер оторвал твою льдину от припая, да и понес в голомя (открытое море. — Авт.). Сгоряча-то это тебе не в примету, а огнешься — руками махнешь, крестное знамение на лоб положишь, родителей — коли есть — вспомянешь, знакомые, какие на ум взбредут, сердцем опять надорвешься, глаза зажмуришь, и поплывешь наудачу, куда ветер несет. На этот случай нам остров Моржовец — подспорье хорошее: все больше на него попадаем. Так вот со мной раз было дело. А то уносит в океан, так там и погибают ”[17].
Таким образом, решение в 1836 году Управления генерал-гидрографа о первоочередном строительстве маяка на острове Моржовец было вполне оправданным.
В 1837 году гидрографы лейтенант Н. Ф. Корсаков и инженер-поручик Тихонов выбрали место для башни. В 1838 году здесь появились первые строители, а 1 августа 1842 года маяк начал действовать. Он был возведен на песчано-глинистом северо-западном конце острова в 480 м от берега. Башню маяка сделали каменной красного цвета, высотой от основания в 20,4 м. Наверху ее установили металлический фонарь с катоптрическим осветительным аппаратом из 7 ламп с рефлекторами. Светил маяк с 1 августа до конца навигации. Нередко его зажигали и весной, чтобы облегчить ориентировку зверопромышленникам.
Обслуживали маяк пять матросов, проживавших в двух деревянных домах у озера. Других жителей на озере не было. Сообщение с Архангельском осуществлялось очень редко — только через маячные суда и только летом. С ноября по май при появлении плавающего льда сообщение с материком прерывалось.
Трудно было матросам зимой на острове без семей и близких. Вокруг ни одного дерева — один ягель да кустарник. Некачественное однообразное питание часто приводило к болезням. В 1857 году умерла от цинги вся команда — смотритель с женой и двое служащих (в 1850-х годах матросов заменили на вольнонаемный состав).
Во время Крымской войны 1853—1856 годов в Баренцевом и Белом морях появились корабли англо-французской эскадры. Освещение всех маяков было прекращено. Над отдаленным от Архангельска Моржовским маяком нависла угроза нападения. В июне 1854 года крестьянин деревни Патракеевка М. Д. Чухчин с риском для жизни, несмотря на запрет губернских военных властей выходить в море, прибыл на своем судне на остров, снял с него команду маячников, осветительный аппарат и доставил все в Архангельск, за что был награжден серебряной медалью.
Благодаря спасенному аппарату, после войны маяк удалось быстро ввести в строй.
К сожалению, при выборе места для башни не учли скорость обвала берега от подмыва прибоем. Через 16 лет после завершения строительства край берега приблизился к маяку и находился в расстоянии 170 м от башни, а к 1865 году это расстояние сократилось до 106 м.
Чтобы избежать обвала, в 1871 году каменную башню разобрали и в 300 метрах к северо-востоку от прежнего места построили новую светло-желтую деревянную восьмигранную с металлическим фонарем.
Башню срубили в Архангельске из бревен и в разобранном виде доставили на остров. Устанавливал ее на месте крестьянин Котлов. Осветительный аппарат оставили прежним. Горючим материалом для него служили рыбий жир и конопляное масло. Новый маяк начал действовать 1 августа 1871 года. Первое время его огонь освещал пространство от 225 до 330°, но в 1910 году по просьбе мореплавателей его освещение сделали круговым. Для туманных сигналов маяк снабдили пушкой образца 1866 года.
На маяке было два флигеля, часовня, баня, сарай. Обслуживали его, как и до перестройки, один смотритель и трое служащих с семьями. Кроме них, никаких жителей на острове не было. Но с середины февраля население острова увеличивалось и достигало иногда 200 человек, проживавших здесь до осени для звериного промысла. Императорское общество спасения на водах, которое содержалось за счет промышленников, обеспечивало им теплый угол и запасы провизии.
В 1916 году обвал стал угрожать и этому маяку. Дом смотрителя к этому времени уже обвалился. Главное гидрографическое управление дало задание Дирекции маяков Белого моря срочно разработать проект новой железобетонной башни и заказало Русскому акционерному обществу “Газоаккумулятор” (филиал известной одноименной шведской фирмы) новый ацетиленовый осветительный аппарат.
Место для новой башни выбрали в трех километрах к югу от старой на левом берегу речки Золотуха. Однако Первая мировая, а затем Гражданская войны не позволили выполнить строительные работы.
В 1917 году на маяке случился пожар, старый катоптрический аппарат спасти не удалось. Чтобы не прерывать освещение, на оставшейся от пожара части башни установили фонарь, снятый со светящего бакана. Его огонь, конечно, был очень слаб и виден на небольшом расстоянии.
Беды преследовали маяк одна за другой. Спустя год после пожара при выгрузке в ненастную погоду с гидрографического судна “Саломбала” провизии оказались намоченными морской водой и испорченными почти все продукты. Долгое время маячникам пришлось жить на крайне скудном пайке, пока судно не сделало новый рейс. Надо напомнить, что шел 1918 год и в стране шла Гражданская война, значительно усложнившая решение таких задач, как доставка продовольствия на маяки. Маячники пережили этот период с большим трудом, но работу не бросали.
17 ноября 1918 года северный пронизывающий ветер нагнал мороз, видимость резко снизилась, и смотритель В. Г. Редружин послал служащую Дарью Миллер звонить в колокол. Ночью колокол стих — оборвалась веревка. Заметив это, смотритель, чтобы не оставлять моряков без сигнала, бросился раздетым скорее выяснить в чем дело и открыть огонь из пушки. Сигналы об опасности вновь понеслись над морем, но Редружин простудился, и семья смотрителя осталась без хозяина. Осиротели жена, две дочери и три сына. Командование над маяком принял 24-летний сын умершего маячника.
В 1925—1927 годах по настоянию Убекосевера маяк, наконец, был перестроен. Новая башня представляла собой деревянную усеченную четырехгранную пирамиду с фонарным сооружением и ацетиленовым осветительным аппаратом. Цвет башни остался желтым. Вблизи маячных зданий выросли мачты радиостанции, которая связала остров с Архангельском.
В годы Великой Отечественной войны маяк играл роль часового при входе в Белое море. Небольшой гарнизон острова нес бдительную вахту, наблюдая за морем и немедленно посылал радиодонесения кораблям охранения о появлении противника. В эти годы пришлось маячникам побывать и под бомбами, и под артиллерийскими обстрелами.

Моржовецкий.jpg

Маяк Моржовский

Начальником маяка во время Великой Отечественной войны был Степан Васильевич Малыгин, один из сыновей старейшего маячника северных морей Василия Малыгина. Начинал он службу задолго до революции. Служил на разных маяках и вырастил себе смену. Сыновья Степана Адольф и Апполинарий стали начальниками маяков, Аркадий — старшим техником, дочери Надежда и Таисия — техниками. Их семьи также связали свою судьбу с маяками и морем.
В 1970-х годах Моржовский маяк пришлось еще раз перестроить. В 1974 году вступила в строй новая железобетонная коническая башня высотой от основания 30 м. От традиционного желтого цвета на этот раз отказались. Чтобы усилить видимость, ее окрасили черными и белыми горизонтальными полосами. В остекленном фонарном сооружении установили светооптический осветительный аппарат с белым группопроблесковым огнем. Высота огня от уровня моря 46 м, дальность видимости 26 миль. Маяк оборудован круговым радиомаяком с дальностью действия 110 км.
С 1954 по 1997 год более 40 лет начальником маяка был Алексей Васильевич Тумановский. Вместе с женой Розой Евгеньевной они отдали маяку лучшую часть своей жизни, привив любовь к морю и своему сыну Петру Алексеевичу, который работает на маяке с 1973 года. После ухода на пенсию отца в 1997 году он был назначен начальником маяка и вместе с женой продолжает традиции семьи Тумановских.


Источник информации:
Маяки России (исторические очерки). издание ГУНиО МО РФ, СПб, 2001 год, авторы А.А. Комарицин, В.И. Корякин, В.Г. Романов.
Маяки упоминаемые в материале:
Моржовский (Моржовецкий)
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 755
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение dmi-shef » 22 Сентябрь 2016 11:45

fisch1 пишет:
эмблема маяка Моржовский.jpg
Старый маяк на о.Моржовец.jpg
о.Моржовец - старый маяк.jpg
здание радиостанции о.Моржовец.jpg
маяк Моржовский.jpg

http://www.azimutx.ru/fotoalbomy/beloe-more-fotografii

Что за здание и где оно расположено на втором и третьем фото?
Написано, что это старый маяк, но это неверно. Старый маяк совсем в другом месте и имел иной вид.
Может быть это военный пост?
dmi-shef
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 07 Январь 2015 00:27

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение ББК-10 » 22 Сентябрь 2016 15:23

Что за здание и где оно расположено на втором и третьем фото?
Написано, что это старый маяк, но это неверно. Старый маяк совсем в другом месте и имел иной вид.
Может быть это военный пост?

 7976742.jpg
 Q-38-07-08 МОРЖОВЕЦ.jpg
Александр Обоимов тоже привязывает фотографию этого здания к описанию старого маяка. Как известно каменная башня 1-й конструкции маяка была разобрана в 1871 г., возможно это служебное здание старого маяка.
Вторая версия: возможно это здание на северной оконечности острова (синий прямоугольник на карте). Мне на острове к сожалению быть не довелось :yes:
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6003
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Маяк Моржовский (Моржовецкий)

Сообщение dmi-shef » 22 Сентябрь 2016 18:08

Спасибо, особенно за карту!
Да, возможно это здание там, где на карте показано старое здание маяка. К этому подводит и подборка фотографий, сделанных 30 июня 2013 г. с вертолета МЧС России: http://grannushka.livejournal.com/2337.html
Вертолет приземлился у маячного городка, а после взлета идет фото этого здания, потом поста НиС (разрушенный кирпичный), а затем снова это здание. Оба фото сделаны севернее маяка, что указывает на старое здание маяка.
Правда, вертолет при этом должен был пролетать над устьем речки Золотуха с остатками зданий поста радиорелейной связи ПВО, что не менее интересно. Но эти фото автор не выложил почему-то.
dmi-shef
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 07 Январь 2015 00:27


Вернуться в Полярная география



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения