Амдерма

Общая информация и различные обьекты - памятники, маяки, заповедники и прочее.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Амдерма

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Январь 2012 19:31

 R-41-В,Г. Амдерма.jpg
Амдерма
69°45′22″ с. ш. 61°40′00″ в. д.
Посёлок (в 1936 — 2004 годах — посёлок городского типа) в Ненецком АО.
Расположен на побережье Карского моря, к востоку от пролива Югорский Шар на Югорском полуострове. Расстояние до окружного центра, города Нарьян-Мар, составляет 420 км. Ближайшая железнодорожная станция находится в 270 км в городе Воркуте.
Посёлок располагается за Северным полярным кругом в европейской части России. Полярный день длится с 20 мая по 30 июля, полярная ночь — с 27 ноября по 16 января. Недалеко от посёлка протекает река Амдерминка Амдерма.


LJ текст http://maxozhar.livejournal.com/27447.html фотографии http://maxozhar.livejournal.com/28111.html
Амдерма, 2011 г.

 lj-maxozhar-Амдерма-2011-01.jpg
 lj-maxozhar-Амдерма-2011-02.jpg
 lj-maxozhar-Амдерма-2011-03.jpg
 lj-maxozhar-Амдерма-2011-04.jpg
 lj-maxozhar-Амдерма-2011-05.jpg
 lj-maxozhar-Амдерма-2011-06.jpg
26 июля. Мертвый город Амдерма

:": Дважды в день по часу на «Сомове» работает магазинчик-ларек, в названии которого столько литературных, сказочных, киношных и историко-бытовых реминисценций, что поневоле ждешь от него чего-то рокового, обманного, обольстительного – «Омут». На самом же деле сложившийся со временем образ этого ларька, довольно заурядный, мало соответствовал столь поэтичному названию, как, впрочем, и ассортимент. В свободное от основной работы время наш симпатичный кок Лариса продает в нем товары регулярного спроса – шоколадки и жевательные резинки, чипсы и DVD-диски, зубные щетки и зажигалки, крем для бритья и сигареты, пиво и более крепкие напитки. Статуса серьезной торговой точки «Омуту» никогда не добиться по той простой причине, что практически всем, что выложено на его скромном прилавке с вполне приличествующей такому случаю наценкой, пассажиры и экипаж «Сомова» запаслись еще перед рейсом. Наверное, я даже и забыл бы упомянуть о нем, если бы не случай, который заставил меня еще раз убедиться в относительности всего сущего, продемонстрировав стремительный рост акций этого одноклеточного универмага во время нашей, увы, не самой продолжительной по времени высадки в Амдерме.

Вчерашний туман, сковавший всю деятельность на теплоходе, ночью куда-то делся. Утро оказалось пасмурным, немного штормило. Какое счастье было осознавать, что всего одна таблетка циннаризина в день уже на пятые-шестые сутки приема так повлияли на мой поношенный вестибулярный аппарат, что он стал позволять себе молодецкую резвость, легкомысленно игнорируя довольно ощутимую качку. Правда, желудок воспринял препарат без особой симпатии, и время от времени гастрит принимался буровить его неравнодушные к незнакомым таблеткам стенки – «понаехали тут!», намекая на приближение того дня, когда без омеза будет уже не обойтись.

Амдерму теперь снова можно было рассматривать в бинокль, только в отсутствии светотеневых контрастов выглядела она уже лишенной демонического облика, понурой, усталой и равнодушной ко всему на свете.

На пирсе причала удалось довольно хорошо рассмотреть в бинокль трех человек – наверное, ночью пароход сместился ближе к городу. Мне казалось, что они стоят, не двигаясь, и смотрят на «Сомова» с тем же равнодушием, каким должна быть проникнута вся их жизнь в мертвом городе.
Вертолет начал работать сразу после завтрака – он таскал туда бочки с горючим, а сюда – пустые, и две из них выдавило из «авоськи», они бухнулись в воду. Волны, казавшиеся с борта теплохода совсем незначительными, гуляли так, что бочки эти время от времени пропадали из вида, чтобы потом появиться вновь на свинцовой волне рыжим, ржавым боком.

Я уходил с мокрой палубы в прохладную каюту, садился за ставший совсем родным компьютер, читал чужие книги об Арктике, рисовал, потом снова выходил с биноклем на палубу, а люди все продолжали стоять на пирсе. Кто понял жизнь, тот не спешит. Когда Амдерма была живым городом, они, наверное, торопились по своим делам, а теперь поняли жизнь…

В город мы попали сразу после обеда. Все утро вертолет ни разу не присел ни на борту, ни там, на берегу – он зависал, спускал сетку, ее наполняли, он летел с грузом, снова зависал, сетку разгружали, нагружали чем-то другим, и он снова летел с грузом за грузом. После того, как вертолетчики пообедали, геликоптер снова принялся челночить.

Вместе с нами в Амдерму отправились несколько грузчиков-матросов, которых первым утренним рейсом высадили на берегу, а последним дообеденным рейсом забрали на корабль. Дрикер сказал, что у нас есть пара часов, а до города от места посадки идти минут пятнадцать-двадцать.
Не умею сказать, что именно – стремление ли поскорее добраться до полярной станции, множественность ли попадающихся на глаза деталей, деловитая ли озабоченность своим бытом немногих встреченных людей – сказалось на восприятии мертвого города, но вблизи Амдерма уже не производила того удручающего впечатления, какое возникало при взгляде на нее с теплохода. По мере того, как мы шли по ее дощатым тротуарам, в голове у меня включилась повторялка из «Золотого ключика»: «Пациент скорее жив, чем мертв. Нет, пациент скорее мертв, чем жив». И все более крепло чувство, что время здесь остановилось полвека назад. И как только остановилось время, материя города стала беспрепятственно разъедаться ржой. Из-под нее стали уже почти не видны огромные, полные энтузиазма плакаты вроде «Даешь 12 пятилетку!», написанные когда-то яркой масляной краской на жести. Сейчас такие плакаты можно встретить только здесь – там, где есть жизнь, выветрился сам дух подобных воззваний. Впрочем, здесь он тоже выветрился, но плакаты остались, потому что время остановилось. Ржа покрыла почтовые ящики на стенах домов. Ржа покрыла номера домов на улице Полярная. 24. 26. Один из них был детским садом. Вывеска осталась. Остались и застекленные окна – на первом этаже их заколотили створками дверей. Заколотили потому, что кто-то надеялся сюда вернуться.

У невысокого деревянного дома с давно выбитыми окнами была натянута бельевая веревка. И на ней сушились занавески. Они висели перед заброшенным домом светлой изнанкой наружу и казались выцветшими, повешенными здесь давным-давно – когда уезжали из этого дома. От дома отвалилась завалинка, разбились все окна, сломались двери, а веревка осталась и на ней остались никому не нужные занавески. Впрочем, это было бы совсем уж нарочитой декорацией в мелодраматической мизансцене, выстроенной плохим режиссером. Тем не менее, странное ощущение, что здесь все понарошку, оставалось со мной до возвращения на корабль.

Вспухают и дыбятся отсыпанные в далеком прошлом и покрытые бетонными плитами дороги. Некоторые из них, наезженные, вроде бы, только вчера, неожиданно завершаются на полпути смотрящим в небо трамплином и… зеленой тундрой. И так же, на полпути обрываются, словно грубо обломанные великаном Верлиокой, дощатые тротуары, продолжение которых бессмысленно искать. Дома лопаются. Сверху – донизу. Трещины, как застывшие и выцветшие до бесцветной прозрачности молнии, разделяют их на неровные части, и кирпичи зависают в таком положении, что вот-вот обвалятся, но почему-то не делают этого на глазах у людей. Они тоже поняли жизнь и никуда не спешат.

Остановившееся время не дает людям, живущим здесь, ничего восстанавливать. Город похож на квартиру, в которой нет хозяина, и сначала капает из крана на кухне, потом из него льет, у стульев поочередно сломались все ножки, в разбитое на кухне стекло заносит снег, и часы, сначала остановившись, постепенно пошли в другую сторону.

Веселая в Амдерме только тундра. Она медленно затягивает нанесенные ей когда-то человеком раны, радостно пестря даже в непогожий день желтыми полями лютиков, крошечных незабудок и розовыми шишками приземистых орхидей. Цветы среди тундрового мха вообще видеть странно, но орхидеи бьют все рекорды странности. Даже не знаю, есть ли в России люди (кроме горстки ботаников), у которых слово «орхидея» ассоциируется не с сумраком тропического леса, а с Севером. Даже большинство тех, кто отличит ятрышник от чистеца, мытника или яснотки, не всегда отдают себе отчет в том, что ятрышники Средней полосы России – это орхидеи. И, как у всяких орхидей, их семена созревают не меньше двух лет, а, созрев и опав, ни за что не прорастут, если в них не попадут гифы грибов. Так у них все сложно – как только сохранились до наших дней? Орхидеи не перестают меня удивлять и к ним у меня особая симпатия – самый первый мой рассказ, опубликованный в «Юном натуралисте» и потом вошедший в книгу, был посвящен практически уничтоженной в наших лесах очаровательной орхидее – венерину башмачку. Рассказ назывался «Спящая красавица». Я тогда прочел несколько популярных книг о наших орхидеях, и в памяти навсегда отложилась фраза: «Распространены почти повсеместно, кроме полярных областей и пустынь…». Не помню точно кто и не ручаюсь за точность цитаты, но кажется Чехов писал брату в одном из писем: «Не верь тому, что пишут в книгах».

Разумеется, в Амдерме все друг друга знают. Когда еще на пароходе мы помогали грузить в вертолет кучу продуктов мужчине и женщине в возрасте, она бойко рассказывала, как найти участкового и начальника гаража, с которыми хотел пообщаться Хохлов. Эти двое (мужчина и женщина) оказались самыми сообразительными в Амдерме – они закупили все заранее, еще до выхода «Сомова» в рейс, и теперь забирали пиво и консервы штабелями.
Начальник полярки, до которой мы все-таки дошли, пожаловался, что остался без продуктов. Как это могло случиться, я не вполне понял. То ли он просто не заказал продукты, то ли надеялся что-то прикупить в «Омуте», но из-за тумана не было возможности своевременно попасть на корабль. Нет, в самом деле странно – ведь основная задача «Михаила Сомова» как раз и состоит в том, чтобы снабжать продуктами, топливом и прочими необходимыми вещами труднодоступные полярные станции…

Я только краем глаза заглянул в здание полярки – съемка мертвого города привлекала гораздо сильнее.

Неподалеку горделиво возвышалась ржавая металлическая конструкция с флюгером и объемными буквами «Полярная станция. Амдерма. 1933» наверху.
Пока я клацал затвором фотоаппарата, подошла молодая женщина и поинтересовалась, не собирается ли еще раз прилететь вертолет с «Сомова». Я объяснил, что он прилетит теперь только забрать нас часа через полтора. И все. Тогда она печально улыбнулась и сказала, что, видимо, у нее не получится слетать на «Сомов», чтобы купить в «Омуте» продуктов. Оказалось, что жители Амдермы знают даже часы работы «Омута» – ларек на глазах начинал обретать статус товарно-сырьевой биржи на Уолл-стрит (если, конечно, на Уолл-стрит есть товарно-сырьевые биржи).

В Амдерме, как сказала женщина, есть два магазина, но в них все дороже втрое, по сравнению с «Омутом». Можно еще заказать продукты с Большой Земли самолетом – раз в две недели он прилетает сюда и привозит то, что заказывают. Но стоимость перевозки составляет просто фантастическую сумму – 80 рублей за килограмм. Будь то картошка или черная икра.

Сказав обо всем этом, женщина продолжала молча стоять, будто от моего решения зависело теперь, сможет она купить в «Омуте» продукты или не сможет. Потом она почему-то сказала, что у нее здесь работает муж, и она сама работала в гараже, а теперь не работает. Не знаю, почему, но мне стало как-то неудобно из-за того, что я ничем не мог ей помочь. Она постояла еще немного и ушла.

Пока я снимал то, что мне казалось особенно выразительным, подошел мужчина. Он пару раз проходил уже мимо, а тут вдруг остановился и почти так же, как женщина до этого, без церемоний заявил, что живет в Амдерме уже двадцать лет, ему здесь нравится и он никуда не собирается уезжать. И я хотел расспросить его, как это было – как опустел город, но тут подошли Дима с Хохловым и практически сразу же подъехали на двух УАЗах участковый, вызвавшийся довезти нас до вертолета, и начальник гаража с помощником. Мужик незаметно ушел, Хохлов заговорил с местными об охоте и рыбалке здесь, Дима стал записывать «имейлы» и телефоны. А я все смотрел по сторонам и пытался найти что-то такое выразительное, что-то такое, что любому человеку на земле сразу рассказало бы о драме мертвого города. Но глаза разбегались от переизбытка этих выразительных деталей, и я терялся, не зная, что снимать. Фотографировал направо и налево, будто отстреливался.

Правду сказать, свидание с этим городом я представлял себе совсем иным – в моем воображении наш путь по нему был полон скорби и печали, мы двигались по пустынным улицам и площадям с черными пустотами вместо окон и витрин больших универмагов, по перекресткам с неработающими светофорами (лишь один, «забытый светофор встрепенется ритмом регги» - и опять погаснет), в густом безмолвии, нарушаемом только гулкими звуками наших шагов. Ну, или как-то примерно так… А все оказалось будничнее, прозаичнее, совсем не по-стивенкинговски.

К месту посадки вертолета нас подбросил участковый. Там уже стояли матросы-грузчики. Неподалеку темнел пустыми внутренностями кирпичный ангар, рядом с ним валялись останки вертолета, на дороге застыли автобус и автокран. Было ощущение, что они тоже давно брошены людьми на произвол судьбы. В автобусе сидела женщина, то ли кого-то ждала, то ли просто пряталась от ветра, от нечего делать наблюдая за погрузкой-разгрузкой вертолета.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11645
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Амдерма

Сообщение polarpost.ru » 06 Март 2012 21:31

Газета «Выбор НАО» от 20 ноября 2010 года, №№ 43-44 (132-133).

Форпост, ставший свалкой
Автор: Михаил ВЕСЕЛОВ
Снимки автора, В. ШАДРИНА, А. СУХАНОВСКОГО


25-26 ноября в Нарьян-Маре состоится выездное совещание Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, где будут обсуждаться актуальные вопросы государственного регулирования на Северном морском пути и его влияние на развитие регионов на примере Ненецкого автономного округа. Совещание проводится в преддверии рассмотрения Советом Федерации законопроекта о статусе Севморпути.

Возрождение былой роли и значения как самой трассы, так и заполярных портов надо признать важнейшей задачей из области макроэкономики, самым тесным образом увязанной с геополитикой, поскольку без гарантированного присутствия России в Арктике у нашей державы нет будущего. Очевидно также и то, что в серьезном разговоре на эту тему никак нельзя обойти стороной проблемы и перспективы Амдермы – поселка, который долгие годы являлся центром гидрометеорологического обеспечения протяженного участка Северного морского пути, а также был мощной военной базой нашей полярной авиации.

Поселок-призрак

Этот мрачный ярлык прочно приклеился к Амдерме на исходе XX века. Впрочем, не только к ней: в обширный список обезлюдевших северных городов и поселков примерно тогда же попали Кадыкчан (Магаданская область), Хальмер-Ю и Промышленный (Республика Коми), Алыкель (Таймыр), Пирамида (Шпицберген)… Во всех случаях краху предшествовало скоропалительное закрытие угольных шахт, заводов, военных аэродромов.

Заброшенные деревни, опустевшие избы вселяют в душу печаль. Но куда более жутко выглядят заброшенные города, остовы многоэтажек с черными провалами оконных проемов.

Деревни угасают опрятно и тихо. Уходят в небытие, не оставляя после себя ничего лишнего, чтобы со временем слиться в единое целое с окрестными полями, лугами, рощами. Иначе происходит с городами. Их закат, их финальный удел – это непременно хаос, руины, свалка, хлам.

Сто лет назад художник и философ Николай Рерих написал: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе; город, созданный человеком, властвует над человеком». Не поспоришь.

В самой Амдерме и возле нее, на берегу Карского моря, ныне ржавеет, по самым скромным оценкам, 150 тысяч тонн (!) металлолома: искореженные корпуса тракторов и вездеходов, бочки, баржи, трубы, контейнеры. Наследство великой и трагической эпохи. Остатки, так сказать, былой роскоши. Кстати, о роскоши, величии и уж тем более трагизме – без какой-либо иронии. Амдерме в свое время все это было присуще.

Рудный цветок

Рудным цветком давным-давно окрестили горняки минерал флюорит за редкостную красоту. С него в 1933 году и начиналась Амдерма. Точнее, с рудника по его добыче, построенного узниками ГУЛАГа. Флюорит (плавиковый шпат) был позарез нужен советским металлургам отнюдь не из-за красоты, а в качестве незаменимой добавки для выплавки высоколегированной стали. Прежде его приходилось покупать за границей, расплачиваясь золотом.

Уже через пару лет в Амдерме за год было выдано нагора 16500 тонн флюорита – ценой многих жизней и каторжного, поистине адского труда осужденных. Но не всегда они оставались безропотными и смиренными – с Амдермой связано громкое дело об убийстве в 1936 году председателя Ненецкого окрисполкома, члена ВЦИК (правительства страны) Ивана Выучейского. Вскоре после этого заключенных частично заменили вольнонаемными рабочими. Рудник действовал до 1953 года, пока в стране не приступили к разработке других месторождений флюорита.

Так и могла бы закончиться история поселка, но Амдерма к тому моменту уже успела стать бессменным «часовым погоды» в западном секторе Арктики, «глазами и ушами» мореплавателей, летчиков и всех полярных экспедиций. Сюда стекалась информация о ветрах и туманах, морских течениях и ледовой обстановке со станций, созданных на материке и островах в Северном Ледовитом океане – с Югорского полуострова и Новой Земли, Вайгача и Ямала. Удачное местоположение Амдермы на границе Баренцева и Карского морей во многом и предопределило ее дальнейшую судьбу.

Заполярный олимп

Олимп, как известно, был обителью богов, снисходительно взиравших из заоблачной выси на суетные заботы людишек о хлебе насущном. Но где Олимп, скажете вы, и где Амдерма?

«Мы шли по Амдерме, как боги, слегка вразвалку, руки в боки…». И хотя дальше в этом стихотворении Евгения Евтушенко речь идет о шумном распитии ящика тройного одеколона, суть это ничуть не меняет: поэт чутко уловил, что Амдерма в те годы позволяла каждому человеку ощутить себя отчасти небожителем.

А многие из жителей поселка так и вообще могли именоваться небожителями с полным на то правом. Я имею в виду летчиков гвардейского 72-го Полоцкого ордена Суворова III степени истребительного авиаполка, которому Амдерма в решающей степени и обязана своим удивительным взлетом в начале 60-х.

Это ведь еще Козьма Прутков отмечал, что города мигом преображаются, когда в них входят гусары. А чем летчики-истребители не гусары? Тоже элита. Пусть кровь и не голубая, зато голубые погоны, и лихости хоть отбавляй.

Одним из главных символов поселка городского типа наряду с красно-синим шаром гидрометеоцентра стал вознесенный на постамент истребитель МиГ-15 – возможно, один из тех, что успел задать жару американским «фантомам» в небе над Кореей (там полк побывал до Заполярья). Кстати, впоследствии военным летчикам Амдермы в числе первых в ВВС доверят штурвалы доселе не превзойденных МиГ-31.

Дефицит и комфорт

Для своих бравых соколов Родина не жалела ничего. Офицерские жены, прибывшие в Амдерму вслед за мужьями, на несколько секунд, а то и минут впадали в ступор, теряя дар речи при виде тамошних прилавков. Подобное изобилие им и не снилось – в магазинах «Торгмортранса» было всё или почти всё, о чем только могли мечтать граждане СССР. Тратить время на описание ассортимента не стану: коли не лень, перечитайте роман «Мастер и Маргарита», те его страницы, где Бегемот с Коровьевым резвятся в инвалютном «Торгсине».

Амдерма продолжала удивлять приезжих и в 70-е. Помимо не иссякнувшего с годами продовольственно-вещевого изобилия, она встречала их новенькими домами, облицованными алюминиевыми панелями. Проекты домов были разработаны Ленинградским зональным научно-исследовательским институтом типового и экспериментального проектирования зданий. Первый такой дом был построен для мерзлотной лаборатории института, занимавшейся в Амдерме уникальными экспериментами.

В пятистах километрах на юго-запад, в Нарьян-Маре, даже большие партийные и советские начальники тогда носили воду ведрами и пользовались туалетами прямого падения. А в Амдерме, в отличие от окружного центра, люди один за другим получали квартиры со всеми удобствами.

Добавим к этому лучшую на Крайнем Севере взлетно-посадочную полосу (она позволяла принимать самолеты типа Ту-154), просторный Дом офицеров, современную школу, отличную больницу, хороший спортзал, и станет понятно, почему амдерминцам грустно завидовали жители окружной столицы.

Крах всего, но не надежды

Началось с того, что в 1993-1994 годах из Амдермы спешно был выведен авиаполк. Через год закрыли мерзлотную лабораторию. Затем настала очередь конторы «Торгмортранса», нефтеразведочной экспедиции, и пошло-поехало. Амдерминская идиллия рассыпалась, как карточный домик.

Из 12 тысяч жителей в поселке сейчас осталось около 300 человек. Продолжает действовать 14-километровый водовод с озера Тоин-то, работает ДЭС. Содержание разваленной инфраструктуры влетает округу в копеечку – на каждого жителя Амдермы тратится на 180 процентов больше бюджетных средств, чем в других населенных пунктах НАО.

Вот уж точно, «нести тяжко, а бросить жалко». Впрочем, дело не только и не столько в жалости – есть ясное понимание того, что Амдерма пока отнюдь не сказала своего последнего слова.

Конечно, в одну реку не вступить дважды, Амдерма уже никогда не станет той, что прежде. Но заполярный форпост, как уважительно называли Амдерму, еще непременно пригодится державе.

Палочкой-выручалочкой может и должен стать Северный морской путь. От Мурманска до Шанхая по нему – 6000 миль. Оттуда же, но через Суэцкий канал – 11000 миль. Как говорится, почувствуйте разницу. И, между прочим, никаких вам сомалийских пиратов.

Однако Севморпуть будет востребован лишь в том случае, если Россия сможет гарантировать судовладельцам устойчивое и надежное навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обслуживание мореплавания, а также обеспечит трассу средствами связи, поиска и спасания.

Амдерма в этом деле явно не будет лишней. Но начинать там, так или иначе, все равно придется с генеральной уборки. И в этом округ очень рассчитывает на понимание и поддержку из Москвы – ведь насорили-то в поселке многие федеральные структуры и, в частности, могущественное Минобороны…

(Амдерма – Нарьян-Мар)
polarpost.ru
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 13 Февраль 2008 01:10

Амдерма

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Март 2012 21:27

Михаил ВЕСЕЛОВ пишет:Амдерма продолжала удивлять приезжих и в 70-е. Помимо не иссякнувшего с годами продовольственно-вещевого изобилия, она встречала их новенькими домами, облицованными алюминиевыми панелями.
Изображение
Это Полярка. Примерно так же было и в 1976-м и в 1989-м.
А "изобилие" было как и во всех остальных северных гарнизонах.
"Люминьевых" домов в поселке собственно всего один, еще был на мерзлотке и в городке погранцов.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Амдерма

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Март 2012 21:56

Михаил ВЕСЕЛОВ пишет:Продолжает действовать 14-километровый водовод с озера Тоин-то

Значит не зря с парнями старались :)
В 89-м он был гнилой, как решето.
Из фотоархива padsee : Без названия-10.jpg
Лето 1989 года. Съемка (топографическая) водовода оз.Тоенато-п.Амдерма. Автор поста на оси дороги.
На горизонте Амдерма.

Из фотоархива padsee : Без названия-2.jpg
Он же. На горизонте "тропосферка".
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Амдерма

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Март 2012 21:06

Михаил ВЕСЕЛОВ пишет:В самой Амдерме и возле нее, на берегу Карского моря, ныне ржавеет, по самым скромным оценкам, 150 тысяч тонн (!) металлолома: искореженные корпуса тракторов и вездеходов, бочки, баржи, трубы, контейнеры. Наследство великой и трагической эпохи. Остатки, так сказать, былой роскоши.

Ржавело оно и 20 лет назад, и 30 и ранее...
1989 г. Архив padsee : Промзона.Флюоритовый рудник.jpg
1989 г. Архив padsee : Не идет.jpg
1989 г. Архив padsee : речка Водопадная.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Амдерма. Черные скалы

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Март 2012 12:17

 Михаленко - Амдерма.jpg
акварель Михаленко К.Ф.

Из архива padsee. : Черные скалы-2.jpg
Из архива padsee. : Черные скалы-3а.JPG
Так выглядят в натуре (как везде водится - с надписями ДМБ)
:)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Амдерма. Река Водопадная

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Март 2012 21:08

1989 г. Из архива padsee. : р_Водопадная-1.jpg
1989 г. Из архива padsee. : р_Водопадная_Снежник.jpg
1989 г. Из архива padsee. : р_Водопадная-2.jpg

1989 г. Из архива padsee. : р_Водопадная-4.jpg
1989 г. Из архива padsee. : р_Водопадная-5.jpg
1989 г. Из архива padsee. : р_Водопадная-8.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Амдерма

Сообщение ЧАЙКА СВ » 16 Октябрь 2012 08:21

Амдерма оживает

Губернатор Ненецкого автономного округа провел в поселке Амдерма координационное совещание по обеспечению правопорядка в НАО.

Поводом для проведения постоянно действующего координационного совещания, участие в котором приняли руководители силовых ведомств Архангельской области и НАО, стало привлечение внимания к вопросам развития этого заполярного поселка. Совещание прошло в рамках рабочей поездки губернатора, и кроме вопросов безопасности обсуждались и перспективы развития этого уникального места.
Уникальность Амдермы заключается в той роли, которую поселок играл в прошлом веке - обеспечение безопасности на северных рубежах Советского Союза, аэронавигации, гидрометеорологии, проведение геологических работ. А проблемы вызваны тем, что все эти функции за последние два десятка лет были сняты с повестки дня государственной политики. После вывода войсковых час-тей и ликвидации основных предприятий бремя содержания поселковой инфраструктуры легло на окружной бюджет. И лишь в последние годы появились первые признаки того, что государству вновь стал необходим плацдарм на Крайнем Севере.
В рамках координационного совещания в Амдерме также были рассмотрены вопросы, связанные с противодействием терроризму, экстремизму, коррупции и наркомании в НАО в первом полугодии текущего года, с реализацией государственной миграционной политики в регионе и обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная».
Кроме того, в клубе поселка состоялась встреча населения Амдермы с губернатором Игорем Федоровым.
- Мы придаем большое значение проведенному в Амдерме заседанию постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ненецком автономном округе, - подвел итог мероприятию губернатор округа Игорь Федоров. - Выбор места для проведения заседания был сделан не случайно. Именно Амдерма требует повышенного внимания со стороны государства. Администрация НАО проводит системную работу по оздоровлению ситуации в поселке, который всегда выполнял государственные задачи в Арктике. И мы рассчитываем на поддержку государства в этом вопросе.
Амдерма благожелательно отнеслась к большому десанту гос-тей. Накануне здесь лежал снег, однако к их приезду растаял. И на целый день установилась редкая для заполярных мест погода - солнце и яркое синее небо. И, конечно, упругий северный ветер, разгоняющий волны Баренцева моря до белых барашков и пронизывающий насквозь пуховики приезжих.
Амдерма живет своей обычной жизнью. Ремонтники заканчивают работы на теплотрассах, родители ведут детишек в детсад, ребята постарше самостоятельно бегут в школу. Разве что в порту стало поживее - большая баржа грузится металлоломом, который придется вывозить, наверное, многие годы. В порту складированы материалы для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса. Основные работы придутся на следующий год, а сегодня начинается установка свай для будущего здания.
Чувствуется - вот-вот начнется зима, суровая, ветреная, время серьезных испытаний для людей, для всех систем жизнеобес-печения.
По словам главы амдерминской администрации Владимира Чунихина, топливо завезено в полном объеме. Установлен новый дизель-генератор на 400 киловатт «Вольво-Пента». Водовод полностью готов к работе в зимний период. Вода поступает по новой ветке из пластиковых труб, которые прокладывали три года, и теперь он исправно служит. Установлены насосы на станции первого подъема. Они будут работать в автоматическом режиме. Насосы высокопроизводительные, с малым энергопотреблением. Старые насосы оставлены в резерве. В связи с поздним поступлением материалов для ремонта работы продолжаются по настоящее время.
- В зиму Амдерма входит полностью подготовленной, - заключает Владимир Чунихин.
Он подробно рассказывает о развитии инженерных систем поселка, о мерах, которые предпринимаются для уменьшения затрат на завоз топлива. Для этого нужно оптимизировать использование топлива, а это связано с внедрением его учета, причем инструментальным методом - с выводом оперативных данных в единый центр Заполярного района.
Для многих, кто бывал в Амдерме в эпоху ее расцвета или вообще первый раз прилетел в поселок, расположенный на краю земли, разрушающиеся здания с пустыми глазницами окон производят горькое впечатление. Однако опытный взгляд увидит признаки оживления. В здании аэропорта появились новые окна, отремонтирован второй административный этаж, завезен сайдинг для обшивки фасадов. Так что скоро и аэропорт приобретет вполне достойный вид.
Глава администрации Заполярного района Александр Безумов в свое время четыре года прослужил в Амдерме. Тогда в поселке проживало более одиннадцати тысяч человек. Амдерма относилась к населенным пунктам первой категории обеспечения, как Москва. Все старались сюда попасть.
Сейчас здесь зарегистрировано чуть более пятисот человек, а фактически проживает от трехсот двадцати до трехсот восьмидесяти. Проблемы копились два десятилетия.
- За последние годы в Амдерме сделано многое, - говорит Александр Безумов. - Установлены современные дизель-генераторы, топливные котлы. Топлива теперь требуется в два раза меньше. Заменена линия электропередач. А вот с экологической точки зрения в поселке сохраняется напряженная ситуация. Много металлолома находится на причалах морского порта. Его требуется вывезти. Затем нужно собирать металлолом на всей территории поселка. Здесь, думается, потребуются решения на федеральном уровне, потому что металлолом остался, в основном, от военных, которые раньше дислоцировались в Амдерме. Есть проблемы с морским портом. Здесь требуются значительные средства для ремонта причалов, для организации дноуглубительных работ. На данный момент это стратегический объект, как и аэропорт. С аэропортом проблема разрешается. Он преобразован в федеральное казенное предприятие, и государство вкладывает средства для его функционирования и развития. Наиболее правильный шаг - передать морской порт субъекту Российской Федерации.
За Амдермой есть будущее. Это стратегическая точка в Арктике.

Денис Селиванов, Александр Мозговой

Газета "Нарьяна Вындер", Выпуск от 13 октября 2012 г.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Амдерма

Сообщение ЧАЙКА СВ » 25 Октябрь 2012 08:54

Администрация Ненецкого автономного округа ведёт работу по объединению аэропортов местных воздушных линий в состав ФКП «Аэропорт Амдерма»
Объединение аэропортов местных воздушных линий в составе федерального казённого предприятия «Аэропорт Амдерма», по мнению администрации округа, позволит системно решать вопросы содержания и развития аэропортовых комплексов в населённых пунктах НАО. Сейчас рассматривается возможность подобного объединения с различными профильными структурами и ведомствами.



Для этого необходимо провести оценку имущественного комплекса и инвентаризации аэропортов местных воздушных линий в целях сохранения и поддержания их лётной годности. Этим вопросом займётся специально созданная межведомственная рабочая группа. Минтранс России представил кандидатуру для включения в эту группу Виталия Соловьёва – заместителя руководителя Архангельского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта. В состав ФКП «Аэропорт Амдерма» предполагается включить не только аэропорты Ненецкого автономного округа, но и восточных районов Архангельской области. Соответствующее соглашение достигнуто с руководством Архангельской области.

Напомним, что на базе аэропорта Амдермы федеральное казённое предприятие создано в начале этого года. Данная мера позволила перейти к системному решению копившихся годами вопросов: в аэропорту проводится ремонт, модернизация взлётно-посадочной полосы, закупается спецтехника, увеличена заработная плата сотрудников.
23 октября 2012

Информация с сайта Администрации Ненецкого АО
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Амдерма

Сообщение Юрий Клименко » 27 Октябрь 2012 12:30

http://portnews.ru/digest/11229/

26 октября 2012
Глава НАО предложил построить порт в бухте Морозова для Севморпути


Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Федоров предложил построить для обслуживания Северного морского пути (СПМ) высокоширотный порт на Карском побережье в бухте Морозова, сообщил РИА Новости помощник губернатора Денис Селиванов.

Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Федоров предложил построить для обслуживания Северного морского пути (СПМ) высокоширотный порт на Карском побережье в бухте Морозова, сообщил РИА Новости помощник губернатора Денис Селиванов.

Об этом Федоров заявил в среду в ходе встречи с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым в подмосковной резиденции Горки.


"Находящаяся в 20 километрах от (поселка) Амдермы в створе Карских ворот глубоководная бухта Морозова может стать стратегическим заполярным портом на трассе Северного морского пути: принимать крупнотоннажные суда, обеспечивать укрытие транзитных судов, идущих в сложных гидрометеорологических условиях, служить местом для отстоя и ремонта судов", - процитировал Селиванов главу администрации НАО.

По словам Федорова, в стратегии Министерства транспорта РФ до 2030 года и ОАО "Российские железные дороги" запланировано строительство железнодорожной магистрали Воркута - Усть-Кара - Амдерма. "Таким образом, развитие амдерминского транспортного узла делает месторождения полезных ископаемых региона привлекательными для инвесторов", - сказал губернатор.

Федоров также сообщил Медведеву, что в целях придания облику Амдермы надлежащего статусного вида арктического форпоста России здесь необходимо провести мероприятия по утилизации накопленного металлолома, ликвидации разрушающихся жилых и промышленных зданий и сооружений, оставшихся с советских времен, рекультивации земель и обустройству внутрипоселковых дорог и подъездных путей.

Кроме этого, Игорь Федоров вышел к председателю правительства РФ с предложением включить в новую редакцию федеральной целевой программы, преемственной по отношению к ФЦП "Мировой океан", мероприятия по решению экологических проблем Амдермы.

Сегодня Амдерма располагает действующим морским портом и аэропортом, способным принимать воздушные суда любой грузоподъемности. Здесь также размещается подразделение гидрометеорологической службы, а в перспективе планируется создать центр МЧС.

Амдерма - поселок городского типа в НАО, основан в 1933 году. Расположен на побережье Карского моря, к востоку от пролива Югорский Шар на Югорском полуострове. Расстояние до Нарьян-Мара - 420 километров, ближайшая железнодорожная станция - в Воркуте в 350 километрах.

В советские годы в Амдерме базировался авиационный истребительный полк, поселок выполнял роль форпоста по защите северных рубежей государства. Полк был выведен из Амдермы в 1993 году. Сегодня здесь живет немногим более 500 жителей, в советские годы население Амдермы составляло до 10 тысяч человек.

http://www.ria.ru
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1306
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Амдерма

Сообщение Юрий Клименко » 15 Ноябрь 2012 22:38

http://www.dvinainform.ru/politics/2012 ... 10894.html
Посёлок Амдерма получит федеральную поддержку

Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев по итогам рабочей встречи с губернатором Ненецкого автономного округа Игорем Фёдоровым дал поручения министрам.
Напомним, что в конце октября прошла двусторонняя рабочая встреча Дмитрия Медведева с Игорем Фёдоровым.
На встрече шла речь о завершении строительстве автомобильной дороги Нарьян-Мар – Усинск, предоставлении в 2013 году субсидий из федерального бюджета на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом и дальнейшей судьбе поселка Амдерма.
Как сообщает пресс-служба окружной администрации, по итогам встречи Дмитрий Медведев дал ряд поручений профильным министерствам и ведомствам. В частности, по вопросу завершения строительства автодороги до Усинска Медведев поручил заместителю председателя правительства Российской Федерации Аркадию Дворковичу и министру транспорта Максиму Соколову подготовить предложения по достройке 84 км автомобильной дороги.
По вопросу участия Ненецкого автономного округа в программе софинансирования пассажирских авиаперевозок для пенсионеров и студентов по маршрутам Нарьян-Мар - Архангельск и Архангельск - Нарьян-Мар - Амдерма поручение «проработать предложения о субсидировании на дополнительные региональные перевозки» дано министру транспорта Максиму Соколову.
В части федеральной поддержки в развитии посёлка Амдерма Дмитрий Медведев поручил министру природных ресурсов и экологии РФ Сергею Донскому и министру регионального развития РФ Игорю Слюняеву «проработать вопрос о включении посёлка в Федеральную целевую программу, одновременно рассмотреть вопрос о возможных источниках развития населённого пункта».
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1306
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Амдерма

Сообщение Юрий Клименко » 03 Декабрь 2012 21:18

http://www.expertnw.ru/news/4/804.html

Край отчаянья и надежды

2 Декабря 2012

Судьба заполярной Амдермы и других северных поселков зависит от четкого понимания федеральными властями,
как будут развиваться арктические территории

У каждого, наверное, есть свое представление о том, что такое край Земли. Чтобы получить чистые впечатления от предстоящего путешествия в поселок Амдерма на южном побережье Карского моря, вопреки распространенной в журналистской среде практике я не стала собирать информацию об этом месте. Поэтому этот репортаж – набор ощущений, мыслей и рассказов, зачастую противоречивых, о том, каково это – жить в маленьком заполярном поселении на берегу Северного Ледовитого океана.

На подлете к Амдерме плотную облачность развеял ветер, и непривычно яркое для этих мест солнце осветило бескрайнюю однообразную тундру цвета охры. Оттенки охры, разбавленной серым и коричневым, в итоге оказались основным цветом этого дня. Вахтовый «КамАЗ», подпрыгивая на ухабах, повез нас вдоль полосы прибоя сурового Карского моря. Вдали показались дома, но разглядеть их было практически невозможно: тяжело оторвать взгляд от белесого песка и равномерно набегающей волны окраинного моря Северного Ледовитого океана. Но глаза отдыхали недолго: чем ближе мы подъезжали к поселку, тем чаще попадались брошенные проржавевшие конструкции, потом стали появляться полуразрушенные, прогнившие сооружения. В прибрежной зоне печально доживают свой век вросшие в берег баржи, буксиры и другая морская техника.

Когда количество металлического и железобетонного хлама достигло немыслимой концентрации, я все же пожалела, что сознательно оградила себя от информации об этом месте. Увиденное наводило только на одну мысль: здесь явно были продолжительные бои. Первое впечатление – ужас и непонимание. Догадавшись об этих ощущениях, мой попутчик генеральный директор компании «ТРАНС-НАО шипинг» Владимир Тюрин решил поделиться воспоминаниями о светлом прошлом Амдермы. «Во времена СССР здесь было много военных: пограничники, летчики. Иной раз по 15-25 истребителей в ряд на аэродроме стояло. Вон в том здании был магазин, мы частенько здесь закупали колбасу, ее так смешно поставляли – в ящиках с опилками, как снаряды. Амдерма раньше снабжалась по первому классу, как и Москва. Правее – ясли-сад „Ручеек“, а эти дома строились по продвинутой по тем временам финской технологии – из фанеры с утеплителем. Тогда это был прогресс, дома не продувались», – рассказал Тюрин.

Проезжаем сквозь город-фантом, оживающий благодаря воспоминаниям добродушного попутчика. В лучшие годы в поселке проживали от 10 до 15 тыс. человек. «Приехать сюда в командировку в 1970-х – 1980-х годах считалось чем-то вроде поощрения», – долетает до меня фраза Владимира. При взгляде на пустующие глазницы окон перекошенного, разваливающегося величия уже не существующей страны это кажется невероятным. Ужас трансформируется в стыд и обиду за нее – за державу. Ничего не поделаешь – иногда без шаблонов не обойтись, потому что они, липучие, всегда к месту, если нет других слов.

Флюоритозависимость

Щедрое финансирование заполярного поселка при советской власти было продиктовано военно-стратегическими задачами, которые решались в этой точке Советского Союза. Амдерма в переводе с местных наречий – «лежбище моржей». Однако в 1933 году моржей стали теснить люди. После обнаружения здесь геологами залежей плавикового шпата – флюорита (редкого сырья, используемого при производстве высококачественной стали, брони, оптики) горный инженер Евгений Ливанов организовал строительство поселка и рудника. В 1937 году Ливанова расстреляли, а нынешние жители поселка, не забывшие этого человека, поставили ему памятник.
В 1934 году в Амдерме высадилась Вайгачская экспедиция ОГПУ, в которую входили преимущественно заключенные Соловецкого лагеря. Вместе с наемными рабочими, которые тоже тут были, они стали разрабатывать рудник. «От старого пирса до самой заставы был прорыт двухъярусный подземный ход. Заключенные по нижнему ярусу толкали вагонетки с флюоритом, а по верхнему – возвращали пустые на шахту», – объясняет директор муниципального предприятия «Амдермасервис» Евгений Обертенюк. До сих пор сохранились сооружения тех времен, например деревянный дом, где была администрация ГУЛАГа. Его с тех пор так и называют – «барский». «Когда я приехал сюда в 1970-е годы, еще застал многих освобожденных людей – наемных, которые работали на руднике», – говорит Обертенюк.
В начале 1950-х годов, когда были разведаны месторождения флюорита на Урале, амдерминский рудник закрыли, лагерь расформировали, а порт, построенный военными, передали Минтрансу. Однако поселок продолжал развиваться, но уже как база по освоению Арктики и охране северных рубежей СССР. В Амдерме размещались войсковая часть ПВО, истребительный авиационный полк, комплексная мерзлотная лаборатория, гидрометеостанция. В 1980-е годы про флюориты вновь вспомнили и, по данным Евгения Обертенюка, даже наладили их экспорт. Здесь ранее работала компания, которая возобновила добычу руды для оптики и продавала ее немецкой фирме Zeiss. Переход компании на цифровые технологии стал причиной остановки работ на руднике. «В принципе, эта руда может быть востребована для оптических приборов ночного видения, но кто же решится сюда вкладывать деньги?» – махнув рукой, посетовал Обертенюк.

Невостребованная практически два десятка лет Амдерма угасала. Люди стали покидать суровый и забытый городок в Заполярье. «В 1980-1984 годах мне пришлось здесь жить, и я помню период, когда Амдерма была в расцвете, в поселке проживали 11 тыс. человек. Сейчас зарегистрированы около 500 человек, а по факту проживают от 320 до 380. Но люди здесь живут, и самое главное – это обеспечение поселка, в котором теперь осталось 14 жилых домов», – рассказывает глава Заполярного района Александр Безумов. Подрастают детишки, мамочки гуляют с малышами вдоль безжизненных кварталов панельных домов, среди которых вдруг натыкаешься на желтенькое опрятное здание детского садика. Его посещают 25 детей, а в местную школу ходят 34 ученика.

Большинство выпускников школы уезжают в Архангельск, Нарьян-Мар либо в другие города, признает жительница поселка Татьяна Харс. Чтобы достойно жить, людям нужна работа, а ее немного. Население, по большому счету, занимается жизнеобеспечением самого себя, и, видимо, поэтому заработки, мягко говоря, не северные. «Те, кто занят неквалифицированной работой, получают 10-14 тыс. рублей в месяц, квалифицированные кадры могут получать от 25 до 30 тыс.», – подтверждают жители. «Некуда уезжать – нет другого жилья. А чтобы снимать квартиру, нет денег. Вот и живем здесь. Кто-то получает жилье в городах и уезжает, но чтобы помочь детям, родственникам, оставляют квартиры в более благоустроенных местах, а сами возвращаются», – рассказывают местные.

Однако есть и такие, кто возвращается из-за того, что их сюда тянет. «Я родом из Одессы, у меня там до сих пор родственники, наведываюсь к ним. Но уже три раза сюда возвращался. Это как наркотик: здесь и люди другие, и отношения другие – все свои. Да, жил я на северном берегу Черного моря, но тут тоже море – Карское, зато берег южный», – шутит Евгений Обертенюк.

Война за Пентагон

Положение дел с жилым фондом – более чем удручающее. Из немногих пригодных для жизни зданий три-четыре в таком состоянии, что тратить деньги на их поддержание бессмысленно. При этом здесь есть четырехэтажный 60-квартирный дом, в народе называемый Пентагоном. «Мы в свое время воевали за этот дом, а некоторые товарищи говорили, что мы не понимаем общей стратегии. В результате сохранили „гнилушки“, которые потом сгорели, а Пентагон чуть не растащили. Он и сейчас в хорошем состоянии: еще в „прежней“ жизни жильцы систему отопления за свой счет отремонтировали, водоснабжение провели. Осталось канализацию доделать и провести косметический ремонт», – отмечает Евгений Обертенюк.
К слову, любая беседа с жителями поселка, которые охотно общаются, вспоминают интересные истории и факты, продолжается до тех пор, пока разговор не коснется дел сегодняшних. В этот момент беседа может вдруг взять и уйти куда-нибудь – то влево, то вправо. Переспросишь – молчат. «Нет, не буду ничего говорить, а то бумерангом вернется», – нечто подобное приходилось слышать не раз. Такой вот суровый народ – лишнего не скажут.

В бедственном положении жилфонда Амдермы не всегда повинны люди. Большинство зданий рушатся из-за того, что «поплыли» фундаменты. Из-за глобального потепления климата вечная мерзлота отступает. Если десять лет назад она была на глубине 40 см, то сейчас ушла на 3 м от поверхности земли. «Нужно 2-3 млн рублей, чтобы обследовать дома. Мы сами не можем этого сделать – требуется лицензированная проектная организация. И уже по итогам обследования надо принимать решение. Может, следует просто все снести и заново возвести дома, потому что свайное основание поехало», – рассуждает Обертенюк. Надо отдать должное настойчивости этого человека: ему удалось убедить в необходимости помочь поселку губернатора Ненецкого автономного округа Игоря Федорова и других окружных начальников. На встрече с губернатором вновь звучала просьба заказать обследование домов, чтобы выяснить, за что браться и восстанавливать, а что – просто сносить. И сразу же поступило предложение доставить в Амдерму два бульдозера, чтобы начать работы по сносу.

Поиск цели

Есть такое высказывание: «Нет целей – нет и путей решения проблем». Поэтому позиция региональных властей, генерирующих все новые идеи и предложения для федерального центра, выглядит обоснованной. Пока же окружные власти шаг за шагом налаживают жизнь в Амдерме. Удалось решить наиболее острую проблему – восстановить работу аэропорта. В начале 2012 года создано федеральное казенное предприятие «Аэропорт Амдерма». Оно, по сути, работает в долг – формирует убытки, а по итогам года обоснованные расходы компенсирует Росавиация. Сложная схема финансирования решает главную проблему транспортных инфраструктурных объектов Севера, сохраняет их работоспособность и исключает банкротство.

Решив вопрос с аэропортом, Нарьян-Мар готов всерьез заняться портом в Амдерме. С этим объектом история особая. Пусть и в плачевном состоянии, но здесь есть два мола и два причала, заваленные металлоломом, однако он не включен в реестр портов. Другого же порта для северного завоза в поселок нет, поэтому худо-бедно он работает. Собственником порта является Росимущество, есть арендатор порта, но если верить глазам и людям, которые здесь живут и работают, деньги в него он не вкладывает.
Поэтому следующей точкой приложения усилий, видимо, станет именно порт. «При обсуждении с профильными федеральными министерствами перспектив порта в Амдерме мы будем ставить вопрос о передаче имущественного комплекса в собственность НАО и смотреть, каким образом вкладывать средства», – комментирует Игорь Федоров. В настоящее время порт проходит процедуру банкротства, а в скором времени будет исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение портовых проблем, в свою очередь, позволит активизировать вывоз металлолома, которым завалены поселок и причалы: по неофициальным подсчетам, здесь складировано 120-180 тыс. тонн металлолома. Как замечает капитан Морского порта Амдерма Валерий Падун, в прошлом году в порту перевалено 5 тыс. тонн грузов, включая топливо, а металлолома вывезено лишь 1 тыс. 369 тонн.
Но окружные власти готовы двигаться дальше. Учитывая, что в 2013 году начнется добыча нефти на Приразломном месторождении, а «Роснефть» ведет изучение углеводородных месторождений в Карском море и перспектив Северного морского пути, логично в непосредственной близости от месторождений сконцентрировать аварийно-спасательные службы. «В непосредственной близости от участков разработки нефтяных месторождений необходимо создать базу аварийно-спасательного подразделения, имеющую морской порт и аэропорт, и Амдерма максимально подходит для этой роли», – убежден Федоров.

Нет необходимости изобретать велосипед – достаточно вернуться к решениям, уже опробованным в советский период освоения Арктики. В 20 км от Амдермы (в створе Карских ворот) в глубоководной бухте имени Морозова был порт, который принимал крупнотоннажные суда. Если его отстроить заново, он может стать стратегически важной точкой и обеспечивать укрытие транзитных судов, идущих в сложных гидрометеорологических условиях по Северному морскому пути, а также служить местом для их отстоя и ремонта. Этот вариант вполне перспективен, так как рядом уже есть поселок с необходимой инфраструктурой. Достаточно проложить дорогу от поселка к бухте, причем для этого даже есть материал: получаемые при сносе непригодных для жизни домов стройматериалы можно дробить в щебень и отсыпать дорогу. Такой подход позволит не только избавиться от ужасающих зданий поселка, но и сэкономить средства на доставку материалов для дорожного строительства.

Чтобы вдохнуть жизнь в Амдерму, необходимы понятные и аргументированные цели. И если быть объективными, то решение этого вопроса лежит в зоне ответственности федеральных чиновников. Именно они должны определиться, нужна ли стране Амдерма в принципе – с точки зрения военных нужд или перспектив освоения арктического шельфа.

Амдерма – Нарьян-Мар – Санкт-Петербург


Татьяна Вильде, Фото: Татьяна Вильде
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1306
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Амдерма

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Декабрь 2012 13:13

 АМДЕРМА.jpg
В лучшие годы в поселке проживали от 10 до 15 тыс. человек.


Не было в поселке столько жителей.
Негде им было поместиться.
Это очевидно из количества существоваших в поселке жилых зданий, казарм и т.п.
Ну разве что в заброшенной промзоне нары в три ряда поставить.
В 89-м (пик населения по переписи), мы снимали весь поселок в пятисотке для ПДП (проект детальной планировки), лично обмерил все здания и обнюхал все камеры.
Под базу на все лето КЭЧ выделила 2-х комнатную квартиру, т.е. проблем особых с жильем не было.
С баней и алкоголем проблемы были :)
Ну тыщ 6-7 в лучшие годы, с учетом приезжих и военных.

Данные о численности по годам:
1936 - 600
1959 - 3598
1970 - 4516
1979 - 4221
1989 - 5495
2002 - 650
2009 - 572
2010 - нет данных
2011 - 556
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Амдерма

Сообщение Юрий Клименко » 04 Декабрь 2012 13:26

Однаакоо...Мож,приплюсовали всех залётных и приплывших? :)

А вопрос на засыпку: а для кого снимали детальную планировку на пятисотку??
Юрий Клименко
 
Сообщения: 1306
Зарегистрирован: 07 Январь 2012 00:04

Амдерма

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Декабрь 2012 13:32

Заказчиком было КЭУ ЛенВО.
На фото в предыдущем посте развалины фундамента. Разбивку делал.
Так и не построили...
Кажется тренажер планировали для летунов... :scratch:
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

След.

Вернуться в Полярная география



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения