Белые пятна Арктики

Общая информация и различные обьекты - памятники, маяки, заповедники и прочее.

Белые пятна Арктики

Сообщение Александр Андреев » 13 Март 2011 21:50

Собрались у меня три статьи из жанра классики полярных исследований. Статьи посвящены "белым пятнам" Арктики, которые присутствовали на момент их написания. К каждой статье приложена карта, на которой эти пятна нанесены.

 map_Transehe.jpg
Статья Ф. Нансена (1928 г.) (Fridtjof Nansen. The Oceanographic Problems of the Still Unknown Arctic Regions) опубликована в сборнике, который находится здесь. Кстати, карта, которую приводит Нансен, создана Н.А. Транзе, известным своим участием в Гидрографической экспедиции СЛО. Качество карты, как, впрочем, и самого скана книги неважное, но разобрать детали вполне возможно.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Белые пятна Арктики

Сообщение Александр Андреев » 13 Март 2011 21:53

Вторую статью, точней сказать, сообщение, написал А. Ф. Лактионов в 1939 г.

А. Лактионов

БЕЛЫЕ ПЯТНА АРКТИКИ


Проблемы Арктики 7—8, 1939, Изд. ГУСМП, Л. с 118.

 lakt_1939.jpg
Предлагаемая карта составлена на основании санных маршрутов Парри (1827 г.), Нансена (1895 г.),.Каньи (1900 г.), Пири (1898-1909 гг.), Миккельсена (1907 г.), Альбанова (1914 г.) Стефанссона (1914—1917 гг.) и Мак-Милана (1914 г.); дрейфов судов «Жаннетта» (1879—1881 гг.), «Фрам» (1893—1896 гг.), «Св. Анна» (1913—1914 гг.), «Карлук» (1913—1914 гг.), «Мод» (1922—1924 гг.), «Седов» (1937—1939гг.); трансарктических перелетов Амундсена—Элсуорта—Нобиле (1926 г.), Чкалова (1936 г.), Чкалова, Громова и Леваневского (1937 г.), советской воздушной экспедиции на Северный полюс под начальством О. Ю. Шмидта (1937 г.); разведывательных и поисковых полетов в Центральном Полярном бассейне— Амундсена (1925 г.), Бэрда (1926 г.), Вилкинса (1927, 1928, 1937 и 1938 гг.), Нобиле (1928 г.), «LZ-127» под командованием Эккенера (1931 г.), Водопьянова, Мошковского, Головина, Котова (1937—1938 гг.), Молокова (1936 г.), Алексеева, Жукова (1938 г.) и др.; плаваний судов «Таймыр» и «Вайгач» (1913—1914 гг.), «Красин» (1928 и 1935 гг.), «Наутилус» (1931 г.), «Н. Книпович» и «А. Сибиряков» (1932 г.), «Садко» (1935 и 1937 гг.), «Ермак» и «И. Сталин» (1938 г.); дрейфующих станций Стуркерсона (1918 г.) и Папанина (1937/1938 гг.). Подобные карты были опубликованы несколько лет тому назад («Arktis». № 3, 1929, American Geograjihica.1 Society Special Publication, № 11, 1930).

Сопоставляя эти карты с составленной нами, отмечаем значительное уменьшение площади «белых» пятен, в особенности в Американском и Канадском секторах Арктики. Благодаря перелетам Чкалова, Громова, многочисленным полетам Вилкинса, а также 3адкова и Грацианского здесь, между 160 и 110° з. д., сняты с карты большие пространства «белых» пятен, и теперь в этой части Арктики остались лишь отдельные участки никем непосещенных районов. В восточной части Канадского сектора и в западной части Датского, между меридианами 110 и 30° з. д., «белые» пятна остались почти без всякого изменения, что указывает на отсутствие научно-исследовательской деятельности в этом районе. «Белое» пятно, расположенное на прежних картах к востоку от берегов Земли короля Фридриха VIII (Гренландия), было обследовано во время дрейфа станции «Северный полюс».

Благодаря. плаваниям советских кораблей в высоких широтах и многочисленным арктическим полетам, выполненным в последнее десятилетие, заметно сократились площади непосещенных районов в Советском секторе Арктики. Все же здесь еще сохранились значительные пространства «белых» пятен, представляющих несомненный интерес. Любопытно, что эти пятна расположены в районах предполагаемых земель (Земля Джиллиса, Земля Санникова, Земля Андреева). Ближайшие годы очевидно дадут окончательное разрешение этих географических вопросов.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Белые пятна Арктики

Сообщение Александр Андреев » 13 Март 2011 22:00

Третья вышла после войны, автор — П. А Гордиенко.
Эта карта представляет собой наложение двух предыдущих с корректировкой "белых пятен" по результатам полетов ПА ГУСМП в 1939—1945 гг.

П. А Гордиенко

РЕКОГНОСЦИРОВКА "БЕЛЫХ ПЯТЕН" ПОЛЯРНОГО БАССЕЙНА ЗА ГОДЫ ВОЙНЫ


Проблемы Арктики, 1946, 1., с. 92—94.

 map_pag.jpg
Исследовательская работа, проводимая советскими полярниками в Арктике, за годы Великой Отечественной войны не только не приостановилась, но продолжалась неослабными темпами. Развитие наших знаний об арктической области коснулось в эти годы и так называемых „белых пятен", т. е. непосещенных районов Полярного бассейна. На приводимой карте „белых пятен" показано, как постепенно сокращаются эти пятна. Географическое исследование Полярного бассейна мы разделили при этом на три периода: 1-й—до 1929г., 2-й — с 1929 до 1939 г. и 3-й — с 1939 до 1945 г. При составлении нашей карты мы воспользовались опубликованными уже картами Транзе и Лактионова.

Из табл. 1 видно, что за годы Великой Отечественной войны советскими полярниками осмотрена около 600 000 км2 поверхности Центрального Полярного бассейна, т. е. площадь, превышающая площади многих крупных государств.

Таблица I Сокращение „белых пятен" Полярного бассейна


 В 1929 г. (по Транзе) В 1939 г. (по Лактионову) В 1945 г.
Площадь непосещенных районов Полярного бассейна („белых пятен") в тыс. км24309 1844 1250
% к площади Полярного бассейна57.1 24.3 10.6

Примечание. Площадь Центрального Полярного бассейна, включая открытые окраинные моря (Бофора, Чукотское, Восточносибирское и Лаптевых) определена планиметрированием в 7 547 000 км2.

Военный период характеризовался широким развитием авиационных наблюдений над ледяным покровом как окраинных арктических морей, так и Полярного бассейна. На авиацию пала честь уничтожения значительного числа „белых пятен" в эти годы.

Полеты полярных летчиков Черевичного, Крузе, Котова; Падалко, Задкова, Морозова, совместно с гидрологами Арктического института, показали, что самолет стал решающим средством географического изучения Полярного бассейна.

Кроме хорошо известных полетов И. И. Черевичного в 1940 и 1941 гг. в район „полюса относительной недоступности", особо интересные и важные результаты дали зимние и весенние высокоширотные авиаразведки, которые, начиная с 1941 г., производятся регулярно.

Ледовая разведка, проводимая методами детальной площадной съемки и повторяемая несколько раз в течение года, дала арктической науке много совершенно новых сведений о составе и дрейфе ледяного покрова в высоких широтах. Так, можно считать значительным открытие пилотом Крузе и штурманом Падалко к северу от наших восточных арктических морей, эпизодически появляющихся огромных пространств, свободных от старых паковых льдов. Это открытие, несомненно, будет иметь большое значение для методики ледовых прогнозов.

В 1944 г. пилотами Котовым, Задковым, Сыроквашей был выполнен ряд высокоширотных полетов, в которых наряду с производством ледовой разведки, по заданию руководства Главсевморпути, производились поиски проблематической „Земли Санникова".

Нужно отметить, что за военные годы неоднократно были посещены и такие высокоширотные районы, которые до войны хотя и были посещены, но во многих случаях только однажды. Сведения об этих районах, особенно об их ледяном покрове, были крайне скудны Посещение таких почти "белых" районов в последние годы дало возможность судить а ледовом режиме в них и сравнить его с режимом других районов.

Так, во время полета весной 1943 г. на север от Земли Франца-Иосифа на широте 84°N пилотом Черевичным, штурманом Падалко и гидрологом Карелиным было обнаружено огромное количество айсбергов, дрейф которых, судя по косвенным признакам, происходил с юго-востока на северо-запад. Этот факт представляет собой интерес, так как он позволяет уточнить наши представления о схеме поверхностных течений Полярного бассейна и дает новые данные о судьбе айсбергов, поставляемых высокоширотными арктическими островами Результаты большой ценности дали высокоширотные осенние разведки, производимые теперь регулярно нa грани полярной ночи. Они совершенно по-новому представили картину замерзающего моря и изменили представление о центрах замерзания ледяного покрова в Арктике. Наиболее крупными из осенних высокоширотных полетов, когда были посещены „белые пятна" явились полеты Л. Крузе в октябре—ноябре 1943 г. (в восточном секторе), а также М. Титлова в эту же осень.

Конкретным результатом авиационных наблюдений над ледяным покровом является появление в науке о льдах нового понятия — о массивах.

Миллион с четвертью квадратных километров акватории Полярного бассейна еще не осмотрены человеком. Значительная доля этого пространства располагается в советском секторе Арктики. Но опыт советских полярников и возросшие технические возможности советской науки позволяют уверенно сказать, что в ближайшем: будущем "белые пятна" Арктики будут стерты.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Белые пятна Арктики

Сообщение ББК-10 » 25 Март 2020 09:47

Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9. -Л., 1936, с. 366-369

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9.-Л., 1936, с.366-369 О Земле Андреева - 0001.jpg
О "ЗЕМЛЕ АНДРЕЕВА"

Обширное "белое пятно" на карте Восточносибирского моря к западу от о. Врангеля, ограниченное с востока, с запада и с юга путями ледокольных транспортов "Таймыр" и "Вайгач" в 1913 и 1914 гг. и с севера линией дрейфа "Мод" в 1922—1923 гг., со времени плавания указанных судов и до последних годов не посещалось ни одним судном. В связи с этим вопрос о существовании предполагавшейся в этом районе так называемой "Земли Андреева" оставался открытым.
Совершенные в течение последних трех лет плавания советских судов и особенно полеты Героя Советского Союза В. С. Молокова

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9.-Л., 1936, с.366-369 О Земле Андреева - 0002.jpg
— 367 —
в этом районе в основном раскрыли это большое "белое пятно". Между тем, столь важный вопрос о существовании "Земли Андреева", который можно считать разрешенным, не нашел достаточного отражения в печати. Свести в этой заметке последние сведения об экспедициях, почти уже закрывших "белое пятно" Восточносибирского моря, и является ее назначением.
В 1933 г. экспедиция на "Челюскине" проникшая в Восточносибирское море с запада через пролив Санникова, имела целью подойти к о. Врангеля путем пересечения "белого пятна", в которое она вступила

Карта путей экспедиций, проникших в открытую (центральную) часть Восточносибирского моря (масштаб 1: 12 000 000).
1 — "Жаннета"; 2 — "Мод", дрейф 1922—1923 гг. и обратный путь; 3 — "Заря"; 4 — "Таймыр" и "Вайгач" 1913 и 1914 гг., 5 — "Челюскин" 1933 г., 6 — "Красин" 1934 г., 7[8] — самолет "СССР Н-2" В. С. Молокова.


на φ = 73°10' и λ = 159°30' (восточн.) Пройдя во льдах на восток переменными курсами 82 мили, "Челюскин" на меридиане 163°58' (восточн.) встретил настолько тяжелые льды, что, получив в них вмятину по левому борту, вынужден был отклониться к югу и затем к юго-западу. На широте 72° и долготе 161 °40' (восточн.) судно вышло из пределов "белого пятна".
Интересно, что западная и южная кромки льда в этом районе, наблюденные экспедицией на "Челюскине", почти совпали с кромками льдов 1914 г. по наблюдениям "Таймыра" и "Вайгача".
Дальнейшему вторжению в "белое пятно" "Челюскину" помешали не только льды, но в одинаковой мере и сплошные густые туманы, державшиеся во время этого плавания, а также почти не прекращавшийся обильный снегопад. В силу очень плохой видимости в этом районе нельзя было сделать также и воздушной разведки.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9.-Л., 1936, с.366-369 О Земле Андреева - 0003.jpg
— 368 —
В следующем 1934 г. в западную и центральную часть пятна проник ледокол "Красин", которому удалось по меридиану мыса Шелагского достичь широты 72°41'.
В восточной части моря ледокол совершил плавание в сравнительно благоприятных ледовых условиях. Сплоченный до 8—9 баллов лед был обнаружен им лишь на широте 71°51', южнее же до кромки φ= 70°37' и λ= 175°30' (восточн.) льда было меньше. Следуя на запад, по параллели 71°35', "Красин" держался вдоль южной кромки льда, которая отошла к югу лишь на меридиане 173°21' (восточн.). Направившись по меридиану 171°10' (восточн. ) к северу, "Красин" шел в 4-балльном льду, причем на широте около 71°55' он обнаружил чистую воду с редкими льдинами, которой и следовал до параллели 72°35'.
Отсюда и до крайней достигнутой им в этом районе северной точки на 72°41' он следовал уже в более сплоченных льдах. 1)
Измеренные „Красиным" глубины моря в центральной части "белого пятна" не превышали 46 м при наименьших значениях 30 м, каковые величины, как и измеренные "Челюскиным" в западной части пятна (26—29 м), являются типичными для Восточносибирского моря.
Плавание "Красина" в навигацию 1935 г. в интересующем нас районе относилось к прибрежной части западных берегов о. Врангеля, т. е., не проникая далеко на запад, он в общих чертах работал в районе плавания "Вайгача". Кроме того здесь им проделан разрез по меридиану западной оконечности острова на север, до пересечения курса дрейфа "Мод". Глубины, взятые на этом разрезе, оказались близкими к глубинам центральной части моря.
Решающую роль в вопросе о существовании "Земли Андреева", как это и полагал В. Ю. Визе, 2) сыграла советская авиация. Блестящие полеты, совершенные Героем Советского Союза В. С. Молоковым, внесли наконец ясность в столь важный с географической и с чисто практической точек зрения вопрос о "Земле Андреева".
Из всех замечательных полетов, совершенных В. С. Молоковым на самолете "СССР Н-2" в навигацию 1935 г., 3) наиболее интересными являются полеты 17 и 19 августа. Путь первого из них был. проложен из. бухты Роджерс сначала на северо-восток, почти до меридиана 176° (западн.). Отсюда "СССР Н-2" полетел на север до параллели 72°30'. Выйдя на северо-запад от о. Врангеля, В. С. Молоков сделал в этом районе несколько галсов и, получив сведения по радио о том, что бухта Роджерс затягивается туманом, полетел обратно. Так как посадка в бухте Роджерс из-за тумана оказалась невозможной, то самолет направился к мысу Шмидта, куда и прибыл, пробыв в воздухе 7 1/2 часов.
Полет В. С. Молокова в центральную часть Восточносибирского моря был совершен при условиях необычайно хорошей видимости. Курс самолета был проложен от мыса Шмидта на северо-запад до меридиана 174° (восточн. ). Следуя далее от широты 71°50' по этому меридиану на север, самолет достиг параллели 73°. Придерживаясь последней, самолет направился на запад и, долетев до меридиана 173 30', по-

1) Н. И. Евгенов, Экспедиция на ледоколе "Красин" в северо-восточный район Советской Арктики в 1934 г. „Бюлл. Аркт. инст. ", № 1—2, 1935 г., стр. 6—11.
2) В. Ю. Визе, Земля Андреева. Журнал "Аrctika", № 1, 1933 г., стр. 7 и 27.
3) Г. Д. Красинский, Арктический перелет 1935 г. Журнал "Красная Новь". № 4, 1936 г., стр. 174.
4) См. карту полетов В. С. Молокова на самолете "СССР Н-2" в "Бюлл. Аркт. инст. ", № 3, 1936 г., стр. 124.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 8-9.-Л., 1936, с.366-369 О Земле Андреева - 0004.jpg
— 369 —
вернул к югу. Дойдя до широты 72°, "СССР Н-2" повернул снова на восток и, долетев до меридиана мыса Шелагского, лег на юг к указанному мысу. После заправки самолета бензином на мысе Шелагском В. С. Молоков в тот же день направился в бухту Роджерс, причем, меняя галсы, он вновь обогнул с севера о. Врангеля, на значительном расстоянии от его берега (более 30 миль), осветив и этот малоизученный район. По приблизительным данным за один этот день самолет "СССР Н-2" покрыл более 1000 миль.
Средняя высота этого замечательного полета была 1000 м, при которой радиус видимости превышает 60 миль.
Перечисленные плавания судов и в особенности весьма удачно проложенные галсы описанных полетов (что бросается в глаза на приложенной карте путей экспедиций в Восточносибирском море), в сочетании с исключительно хорошими условиями видимости, при которых осуществлен полет В. С. Молокова, с несомненностью доказывают, что никаких признаков какой-либо земли в почти закрытом "белом пятне" карты Восточносибирского моря нет.
Если теперь еще можно говорить о "белом пятне" Восточносибирского моря, то только о пространстве, заключенном между параллелями 73°30' и 74°40' и меридианом 161° и 166°30' (восточн.), размеры которого не превышают 50X80 миль.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Белые пятна Арктики

Сообщение fisch1 » 22 Сентябрь 2020 21:31

Аккуратов В. „Таинственные земли"// Юный техник №10 1963 с.24-28

 24-25.jpg
 26-27.jpg
 28.jpg



ТАИНСТВЕННЫЕ ЗЕМЛИ"
ВАЛЕНТИН АННУРАТОВ,
флаг-штурман полярной авиации

Еще совсем недавно на картах Северного Ледовитого океана значились острова, названия которых перестали встречаться только в наше время. Они целые столетия беспокоили умы мореплавателей и ученых-географов всего мира.
Юноша, прочитав книгу академика В. А. Обручева «Земля Санникова», мысленно уносился в холодные просторы Ледовитого океана, где за призрачными далями со дна моря поднимался фантастический остров, такой возможный и заманчивый, что терялась грань между смелой выдумкой автора и действительностью.
Земля Андреева, Земля адмирала Макарова, Земля Гиллиса, Земля Президента, Земля Кеннана... Они записаны в судовых документах, их видели на ясном солнечном горизонте, определяли их координаты, зарисовывали очертания Правда, льды не позволяли подойти к берегам, но впоследствии другие путешественники вновь находили эти острова, и земли с именами первооткрывателей заносились в географические атласы.
Шли годы. Отправлялись в путь десятки экспедиций, но Арк тика ревниво хранила свои тайны, и по-прежнему ни один человек не вступал на берега островов, затерянных в океане.

ЗЕМЛЯ САННИКОВА
Яков Санников на Новосибирских островах был не только опытным зверобоем, но и серьезным самородком-исследователем.
В 1809—1811 годах он работал в экспедиции по описанию береговых линий Новосибирских островов. Весной 1810 года с северного побережья острова Новая Сибирь, самого восточного в архипелаге, Санников впервые увидел строго на севере неизвестную землю. Он проехал на собачьей упряжке по прямой около 25 верст, но путь перерезала широкая вытянутая с запада на восток полынья, края которой сливались с горизонтом. Сияя снежными обрывами и холмами в лучах холодного солнца, так близко и так недосягаемо земля стояла перед ним. Зарисовав ее, он вынужден был вернуться.

Через год весной, исследуя остров Фаддеевский, средний остров Новосибирского архипелага, Санников с его северных берегов вновь увидел неизвестную землю. Она опять лежала строго на севере. И снова дорогу преграждает широкая полынья.
В июле Санников с самого северного мыса острова Котельного ясно увидел на северо-западе неизвестный остров.
Спустя десять лет экспедиция адмиралтейства под руководством лейтенанта флота П. Ф. Анжу, несмотря на тщательные поиски Земли Санникова, не подтвердила ее существования.
Лишь в 1886 году русский геолог Э. В. Толль к северо-северо-востоку от острова Котельного вновь увидел неизвестную сушу. Ученый даже попытался по профилю гор определить геологическое строение острова. Вернувшись в Петербург, он поставил перед Академией наук вопрос о снаряжении экспедиции на остров...
В 1913 году суда «Таймыр» и «Вайгач» не обнаружили виденной Толлем суши.
В советское время район предполагаемого нахождения Земли Санникова настолько густо испещрен линиями полетов самолетов полярной авиации и плаваний ледоколов, что можно считать достоверно установленным: Земли Санникова не существует.
Как только это известие облетело ученый мир, появились гипотезы, объясняющие исчезновение Земли Санникова, предполагавшие, что к северу от Новосибирских островов были острова, сложенные из каменного (ископаемого) льда, впоследствии размытые водой.
Так исчезли острова Васильевский и Семеновский, находившиеся в море Лаптевых между бухтой Тикси и островом Котельным. Эти острова были также сложены из ископаемого льда. Первый из них разрушался с 1912 по 1936 год, сейчас на его месте банка глубиной до 2,5 м.
Остров Семеновский автор этих строк в последний раз видел в 1939—1940 годах, а в 1953 году он уже не был обнаружен. Лесчано-глинистый, с прослойками ископаемого льда, он «растаял» под действием волн, оставив на память о себе отмель. И Землю Санникова стали искать, пытаясь обнаружить отмель...

В последнее время была предложена новая гипотеза. В. Ф. Бурханов, используя материалы о состоянии арктических льдов, собранные советскими летчиками, и свои личные наблюдения, пришел к выводу, что острова Гиллиса, Макарова, Андреева, Кеннана, Президента — это многокилометровые айсберги. Их видели в разное время различные исследователи, а потом они исчезали совсем. Разбитыми их выносило из Арктики по общему закону дрейфа. Санников тоже видел остров трижды и каждый раз в другом месте!
Еще в 1945 году в Арктике было много «белых пятен» — неисследованных районов, где никогда не ступала нога человека. Советские полярные летчики стерли с лица земли эти «пятна», навсегда положив конец фантастическим легендам о так называемом «полюсе недоступности» и других «таинственных» районах Арктики. Всюду оказался глубокий холодный океан с вечно дрейфующими льдами. С уничтожением «белых пятен» у подавляющего большинства полярных исследователей навсегда исчезла надежда открыть новые земли. Она оставалась лишь у самых горячих энтузиастов покорения неведомых пространств.

НАД БЕЛЫМ БЕЗМОЛВИЕМ
Много лет назад мы зимовали на острове Рудольфа, обеспечивая дрейф мужественной четверки исследователей станции «Северный полюс». Тогда во время полетов в районе архипелага Земли Франца Иосифа нам с И. П. Мазуруком посчастливилось открыть одиннадцать неизвестных и не нанесенных на карты островов всего в 1ООО км от полюса.
Острова были малы и пустынны, но это была настоящая твердая земля: скалы, морской прибой и даже лежбище моржей, которые удивленно наблюдали за нами, когда мы подолгу кружились, зарисовывая и фотографируя свои открытия.
Во время этой зимовки мы однажды, возвращаясь из глубокой ледовой разведки, решили совершить посадку на островах Эдуарда или Гармсуорта, расположенных в море королевы Виктории. Они были нанесены на все морские карты мира.
На этих островах никто не был со времени их открытия в 1894—1895 годах английской экспедицией Джексона. Нам хотелось осмотреть их и с целью уточнения произвести фотосъемку.
Велико же было наше удивление, когда вместо высоких гор, указанных на картах, мы увидели под собой открытое море. Запас горючего позволил нам дотянуть до Земли Георга, где мы благополучно сели. На следующий день, ясный и солнечный, мы опять вылетели на поиски этих островов. Тщательные поиски окончательно убедили нас, что таких островов нет, и мы официально «закрыли» их.
Существовали пи эти острова когда-нибудь в действительности? Или они были такими же «землями», как Земля Петермана, виденная Пайером к северу от острова Рудольфа, как Земля Санникова?
Пожалуй, самое интересное открытие «новых земель» было у автора этих строк в 1946 году.
Солнечной мартовской' ночью мы возвращались с севера. Примерно за 700 км до острова Врангеля мы неожиданно увидели контур неизвестной земли. Там, далеко на юге, была уже глубокая ночь. На фоне темной, почти черной южной части горизонта особенно резко выделялся огромный холмистый остров, освещенный лучами полуночного солнца. Золотисто-розовый в северной части и иссиня-черный на юге, он походил на гряду облаков. Но на сей раз это была не облачность, а настоящая твердая земля — такая, какой обычно видятся вблизи арктические острова
По горизонту широко расходились заснеженные холмы, прорезанные речками и ручьями, с выступающими кое-где из-под снега камнями. Длина острова достигала 30 км при ширине в 25 км. Крутые, обрывистые берега, долины, овраги (см. схему 1).
Промерив с воздуха размеры острова, определили координаты. Сесть мы не могли, так как самолет имел колесное шасси, а остров был покрыт глубоким снегом. После тщательного осмотра мы составили акт об открытии неизвестной земли, который подписали все члены экипажа и ученые, находившиеся на борту самолета.

Через два месяца нам поручили подтвердить существование этого острова. Но мы его не нашли в указанном месте. Лишь год спустя его обнаружили, уже значительно северо-западнее. Выяснилось, что это был огромный айсберг. Он дрейфовал от берегов Канадского архипелага и прошел мимо острова Врангеля в том месте, где мы его приняли за остров.
Сходство его с настоящим островом действительно было поразительным.
Видимо, точно так же Санников, Толль, Макаров, Гиллис и другие приняли в свое время огромные айсберги за острова, которые потом так долго и безуспешно отыскивали исследователи.
Один из таких островов, открытый советским летчиком В. М. Перовым в восточном секторе Арктики в 1950 году, в настоящее время американцы назвали «Т-3» и создали на нем свою посадочную площадку и метеостанцию. Этот остров они называют иногда «Флетчер Айс Айленд» — по имени летчика Флетчера, вновь «открывшего его».

ПОТЕРЯННЫЕ ОСТРОВА
Несколько лет назад, когда мы выполняли ледовую разведку в высоких широтах Арктики, после многих часов полета сильное обледенение загнало нас на высоту за облака. Шел четырнадцатый час полета. «Сбросив» обледенение в лучах солнца, мы пошли на снижение, чтобы продлить наблюдение за льдами океана. И вдруг за полюсом, вынырнув из облачности на высоте 30 м, мы ясно увидели перед собой два скалистых острова, сложенных из базальта. На южном мысе одного из них вилась масса кайр, чаек и чистиков. Появление островов было столь неожиданно, что первоначально у меня мелькнула мысль: «Потеряли ориентировку, и нас снесло к Канадскому архипелагу...»
Однако проверка расчетов пути полета этого не подтвердила. Радиопеленги трех береговых пеленгаторов точно пересеклись в квадрате островов. Мы сфотографировали острова, сделали над ними три круга и пошли дальше.
И опять это открытие вызвало большой интерес у ученых. Решили на следующий год вновь найти эти острова, был обследован весь район, но, увы, безуспешно. То, что это не айсберги, подтверждают фотографии. Почему же мы их не нашли?
В этом районе океана очень торосистый лед, он напоминает большую холмистую местность, засыпанную снегом. В год, когда мы обнаружили острова, за полюсом была необычайно высокая температура для Арктики: Очевидно, с горных пород снег стаял, и острова выделялись на фоне льдов.
В последующие годы, при повторных поисках, температура не поднималась выше нуля. Снежный покров замаскировал острова, сделав их похожими на те бесчисленные ледяные нагромождения, которыми так богат заполюсный район.

Быть может, в ближайшее время кому-нибудь из моих коллег посчастливится, и острова вновь будут открыты.
Советские полярники, закрепляя приоритет русской науки в исследовании Арктики, продолжают изучение ледяных островов и законов их дрейфа в бассейне Северного Ледовитого океана. Данные, собранные полярными летчиками и учеными-океанографами, помогают обеспечить нормальное судоходство по Северному морскому пути.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Белые пятна Арктики

Сообщение fisch1 » 24 Сентябрь 2020 21:42

 215.jpg
ПО СЛЕДАМ ВИЛЬКИЦКОГО.
Есть основание предполагать, что в восточной части Северного Ледовитого океана, помимо открытой Вилькицким в 1913 г .„Северной Земли“ — имеется целый ряд неизвестныхеще земель. В пользу этого предположения говорит прежде всего историческое предание:—в нашем Гидрографическом Управлении, хранится замечательная
карта, на которую до сих пор не обращалось достаточного внимания. Карта эта составлена в 1764 г. некием Андреевым, плававшим к северу от Медвежьего острова и р. Колымы. На карте обращают внимание загадочные контуры некой земли, которая, как слышал
Андреев от туземцев, носит название „Земли Тигикен“ и населена людьми. Приблизительно в указанном картой районе, головной корабль экспедиции Вилькицкого «Таймыр» во время его двукратного плавания в этих широтах, встречал каждый раз большие массы компактного неподвижного льда, тогда как кругом море было чисто. Можно думать, что здесь
имеется подводная преграда, задерживающая лед; это может указывать на близость материка или большого острова. Большие стаи куликов, летевшие с севера и замеченные экспедицией Вилькицкого, как будто подтверждают это предположение. Выяснение этого вопроса входит в программу организуемой Гидрографическим Управлением большой северной экспедиции.
Б. О.

Вестник знания 1926 №5 с.245
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярная география



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения