Маяк Святоносский

Общая информация и различные обьекты - памятники, маяки, заповедники и прочее.

Маяк Святоносский

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Октябрь 2009 00:41

Опубликовано: © "Мурманский вестник" от 29.10.2009
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=200910292328

Блеснула медаль на девчушке в лучах маяка
Рашид САЛЯЕВ


Маяк на мысе Святой Нос. : IMG_3619-Святоноский маяк.jpg
На Терском берегу есть огромная скала, далеко выдающаяся в море. Святой Нос - так называется этот мыс. Если от него протянуть прямую линию до другого Носа, до Канина, который находится на архангельском берегу, то получится незримая черта, отделяющая Баренцево и Белое моря.

Нос - понятно, так поморы называли выступающую в море часть суши. Но почему Святой? Возможно, потому что на омывающие его воды опытные мореходы смотрели с опаской: мол, идешь мимо этого Носа - перекрестись, лишним не будет. Очень уж сильные здесь приливы и отливы. Можно только представить, как тяжело было преодолеть это место крохотным парусным и гребным судам. Недаром на мысу издревле ставились опознавательные «кресты-признаки». Да и могильные появлялись не раз… Место считалось до того опасным, что иные даже предпочитали преодолеть его по суше. В древности через Святой Нос пролегал волок, а находящаяся неподалеку на Терском берегу губа по настоящее время называется Волоковой.

В XIX веке для безопасности мореплавания в самых опасных местах на Беломорье было решено построить маяки. Официальной датой рождения беломорских маяков следует считать начало сентября 1833 года. Тогда было, как говорили поморы, «открыто освещение» Мудьюгского маяка. Это мероприятие было одобрено начальником Второго отделения Гидрографического департамента Михаилом Рейнеке (1801 - 1859), исследователем Балтийского, Баренцева и Белого морей. Кстати, он неоднократно бывал в нашей Коле, как-то нанимал там гребцов на свою лодку, когда описывал Кольский залив. В 1828 году Михаил Францевич участвовал в постройке на мысе Святой Нос неосвещаемой башни - об этом написал в его биографии историк профессор Василий Пасецкий. А настоящий, с осветительной аппаратурой, маяк был здесь построен четверть века спустя - в 1862 году.

Свет его пробивался на 18 миль, указывая путь идущим в Архангельск кораблям. Вот только близлежащие воды менее опасными не стали. И в 1872 году бурное течение опрокинуло шхуну «Бакан», которая доставила на маяк припасы. В морской пучине, как отметил в своем очерке много путешествовавший по Северу поэт и журналист Константин Случевский, тогда погибли двенадцать моряков…

Но история, о которой я хочу напомнить, случилась позже, около века назад. Свидетельств ее осталось немного, и источники расходятся даже в фамилии главной участницы. Пишут и Багрецова, и Багренцева, но последний вариант встречается несколько чаще, поэтому остановлюсь на нем.

Евлампий Багренцев служил на Святоносском маяке с 1896 года. Есть свидетельства, что в начале нового века он стал терять зрение. Впрочем, проверка показала, что с помощью жены он очень хорошо справляется со своим делом, и потому полуслепой, как ни странно для такой должности, маячник работал до 1917 года. Затем передал управление маяком сыну, который освещал путь идущим мимо кораблям еще восемь лет. Однако Евлампий имел не только сына, но и дочь. С нею-то и связана эта история, случившаяся, судя по всему, в 1915 году.

Огонь Первой мировой бушевал не только в центре Европы, его пламя перекинулось и на Крайний Север. В Архангельск срочно вызывали суда, находившиеся в Северной Атлантике из опасения, что немецкие подводные лодки могут безжалостно потопить не только транспортные, но и пассажирские суда. Попутно замечу, что в числе вернувшихся оказался и пароход «Печора», на борту которого был знаменитый летчик Ян Нагурский (1888-1976), первым в мире совершивший полеты в Арктике в поисках пропавших экспедиций Седова, Брусилова и Русанова.

Все было сделано вовремя, ибо немцы в конце 1914 года уже ставили подводные мины в горле Белого моря, а потом прислали еще крейсер «Метеор», который стал охотиться за мирными поморскими судами.

Прибавилось работы и у смотрителя маяка Святой Нос Багренцева, точнее, вахта стала чуть ли не круглосуточной. Помимо будничной, мирной работы - вовремя зажечь и погасить маячный огонь, «нарядить» нужным знаком сигнальную мачту, запустить во время тумана сирену - приходилось делать еще многое.

Смотритель сигналами «сводил» подходящие из океана суда в группы, предупреждал капитанов о минной опасности и нахождении тральщиков. Ему же вменялось бдительно следить за горизонтом, где могли внезапно появиться германский рейдер или подводная лодка противника.

Итоги наблюдений Багренцев докладывал в Архангельск. А в штабе уже привыкли к исчерпывающим сведениям с Терского берега, и на их основании принимались решения: выходили к Иокангскому рейду тральные партии, давали предупреждения об опасности экипажам торговых и рыбных судов, заранее планировалась работа Архангельского морского порта. Война все набирала смертельные обороты, а немногочисленный штаб бился над тем, чтобы выполнить требование центра бесперебойно направлять внутрь России военные грузы, прибывающие в порт от союзников. В телеграммах-молниях постоянно мелькало короткое, как окрик, «Срочно!»…

Не давали передышки и капитаны судов, застрявших в караванах у входа в Белое море. Они ежедневно просили прислать минные тральщики к Святому Носу для проводки сквозь минные заграждения. И далеко не святыми словами крыли начальство моряки, застрявшие неподалеку на Иокангском рейде. И все чаще в оперативных штабных сводках мелькал Святоносский маяк.

В такой напряженной обстановке всегда случаются в работе накладки. Нередки они были и в архангельском штабе. Однажды раздался звонок из Петрограда, из самого Морского генерального штаба, и строгим голосом спросили, где находится английский пароход с ценным военным грузом.

«Большие» штабисты считали, что британец давно должен стоять в порту. Но его там не было. Встревоженный недовольством столичного начальства дежурный офицер штаба Беломорья позвонил на далекий Терский берег. Вызов за сотни верст проходил с трудом.

Наконец на маяке сняли трубку, и дежурный чуть не свалился со стула: ему ответил детский голосок, старавшийся подражать интонациям старших: «Святой Нос слушает!»

Раздраженный офицер начал попросту орать: «Кто со мной говорит?! Где смотритель маяка?!»

Но детский голосок не испугался и спокойно доложил: «Я Маруся Багренцева, дочь смотрителя. А отец сильно болен…»
Офицер на минуту замолчал… Вот оно: «Пришла беда - отворяй ворота…» Передний рубеж охраны Беломорья из-за болезни смотрителя остался без надежного зоркого глаза. Именно оттуда, с Кольского побережья, приходила самая ценная и точная информация. А нового человека туда враз не отправишь: замену надо найти и не ближний свет. Врача можно послать только морем, да и то при условии хорошей погоды. А данные о зарубежном корабле требуются немедленно. Дежурный решил ухватиться хотя бы за ничтожный шанс и попросил девочку посмотреть пароход.

Несколько минут тревожного и томительного ожидания, и снова в трубке звучит прозрачный детский голосок. «Святой Нос доносит. Пароход прибыл в 22 часа. Дано службой связи. Сейчас на рейде стоят суда, - Маруся четко перечислила их названия. - Орловский маяк предупредил: первая группа тральщиков прошла маяк, идет к нам. Завтра караван идет в Архангельск. № 25367. Святой Нос. Телефонограмма окончена» - и связь оборвалась.

В штабе облегченно вздохнули: сведения были полными и не требовали уточнений.

Служба на маяке, несмотря на болезнь смотрителя, шла безупречно. Главнокомандующий Архангельском и районом Белого моря объявил Марусе благодарность.

Все последующие дни девочка по первому требованию передавала телефонограммы с оперативной информацией.
Только спустя время подвернувшейся оказией на Святой Нос были отправлены специалист из военных и врач. На месте они с удивлением отметили, что дочь смотрителя не только содержала маяк в образцовом порядке, но и днем, и ночью подавала судам условные сигналы, как флажные, так и туманные. Маруся Багренцева, по сути, спасла несколько пароходов с ценными грузами, самостоятельно подав им сигналы идти на Иокангский рейд и ждать тральщиков, без помощи которых их могла постигнуть печальная участь.

Обо всем этом и было доложено в штаб в Архангельске, что, рассказывают, даже заставило командира прослезиться от умиления мужеством девочки.

Когда же эта история стала известна в Петрограде, то оттуда пришел специальный приказ, в котором сообщалось: «В воздаяние отличной доблести, спокойствия и редкого добросовестного отношения к службе в тяжелых обстоятельствах военного времени девица Мария Багренцева награждается серебряной Георгиевской медалью».

В годы Первой мировой войны, как утверждают историки, это была первая боевая награда на Беломорье. А отмеченной ею девице сравнялось всего лишь двенадцать лет…

Больше о Багренцевых (или Багрецовых), к сожалению, ничего не известно. Хотя, может, и до сих пор где-нибудь на Севере живут их потомки, которые могли бы уточнить подробности этой истории и дальнейших судеб ее участников. Это было бы, конечно, интересно.

А Святоносский маяк до сих пор указывает путь кораблям, идущим из Баренцева в Белое море или обратно. Причем с 2002 года - в статусе объекта областного значения, представляющего историческую ценность и подлежащего охране.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Маяк Святоносский

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Октябрь 2009 00:43

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Маяк Святоносский

Сообщение Большой » 31 Октябрь 2009 20:08

Cвятоносский маяк. Фотографии 2005-2006 годов. Маяк после ремонта и перевода в автоматический режим работы.
Фотографии Гидрографической службы Северного флота.

 P9151330.JPG
 с моря.jpg
 Святоносский.jpg
 Святоносский_1.jpg
 Святоносский_2.jpg
Аватара пользователя
Большой
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1238
Зарегистрирован: 22 Декабрь 2007 02:10

Маяк Святоносский

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Ноябрь 2009 00:11

stamp_hi.jpg

2005 г. Маяки Баренцева и Белого морей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Маяк Святоносский

Сообщение Большой » 01 Ноябрь 2009 12:14

Штемпель Святоносского маяка.
 Apr07319.JPG
Аватара пользователя
Большой
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1238
Зарегистрирован: 22 Декабрь 2007 02:10

Маяк Святоносский

Сообщение Военная Разведка » 03 Ноябрь 2009 17:04

 Nov03018.JPG
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2411
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Маяк Святоносский

Сообщение Инспектор » 08 Март 2010 20:23

Информация предоставлена Сергеем Игоревичем Балашовым, бывшим вед. гидрографом СФ, п/п запаса

МАЯК СВЯТОНОССКИЙ - БУДЕТ ЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ ?

«Русские люди должны знать и помнить, что сделано славного предшествующими поколениями, гордиться этим и, в свою очередь, дать возможность и право потомкам так же относиться к ним самим».
Ю. М. ШОКАЛЬСКИЙ


"Маяк Святоносский (68о 10' N , 39о 45' Е) установлен на полуострове Святой Нос»[1]. Всего две строчки в «Лоции Баренцева моря». А за этими строчками многовековая история освоения северных берегов России и 140-летняя история самого маяка и людей, судьбы которых коснулись или переплелись с событиями, которые и составляют эту историю.
Своё название маяк получил от полуострова Святой Нос, на котором он и стоит. Вот и начнём с истории полуострова.
Писатель, капитан дальнего плавания, один из известных исследователей Арктики К. С. Бадигин отмечал: «Отдалённость северного края от центров резко отличала развитие нашего северного мореплавания от развития мореплавания в других странах, где инициатива и руководство морскими походами принадлежали привилегированным слоям населения. И именно из-за своей «простонародности» походы русских мореходов оставались долгое время неизвестными, а имена их – забытыми.
 Мыс Святой Нос.JPG
Фото 1 Мыс Святой Нос


В других странах морскими походами руководили люди, известные при королевских дворах, причём походы снаряжались во многих случаях при участии и на средства коронованных особ. Все обстоятельства таких путешествий подробно описывались историками, печатались и становились известными всему миру»[2].
Может быть, именно поэтому и о полуострове Святой Нос мы впервые узнаём от австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, посещавшего Москву в 1517 и 1526 годах, в его «Записках о Московии», где он описывает плавание на четырёх судах русского посла в Дании Григория Истомы (Малого) от устья Северной Двины до побережья Норвегии: «…Отсюда, обогнув с трудом излучистый берег, который тянулся вправо, они прибыли к одному мысу, который называется Святым Носом (Sanctus Nasus, Swetinoss). Святой Нос – это огромная скала, выдающаяся в море, наподобие носа. Под этой скалой видна полная водоворотов пещера, которая каждые шесть часов
то всасывает море, то с большим шумом возвращает пучину, извергая её обратно. (Одни называют это пупом моря, а другие – Харибдой.) Сила этого водоворота настолько велика, что он притягивает корабли и всё прочее, находящееся поблизости, крутит их и поглощает; по словам толмача, он никогда не находился в большей опасности, ибо, когда водоворот стал сильно засасывать корабль, на котором они плыли, то они едва спаслись, изо всех сил налегая на вёсла»[3].
У мыса Святой Нос действительно наблюдаются сильные приливо-отливные течения. В «Лоции Баренцева моря» указывается: «… У мыса Святой Нос при встрече течений почти всегда образуются сулои, достигающие при приливе значительной силы; они весьма опасны для малых судов. Сулои распространяются на 6 миль от берега при ширине их до 3, 5 кбт. … Когда дуют ветры от Е (востока) при сулоях высота волн достигает 5, 5 м.»[4]. Можно представить, с какими трудностями приходилось сталкиваться крохотным парусным судам в этих водах. «Вот почему здесь ставились опознавательные «кресты-признаки» и могильные кресты появлялись не раз.- пишет С.В. Попов – Это были почитаемые мысы. И не потому, что здесь древние мореходы воздевали руки к небу, не до того было, а потому, что у этих опасных мысов надо было менять курс (норвежцы Святой Нос (Терский) так и называли – «Вегестад» - «Путевая скала»). Недаром через полуостров Святой Нос существовал тогда волок, почему и находящаяся неподалёку на Терском берегу, губа называется Волоковая»[5]. Известно, что этим волоком, ещё будучи «зуйком» ходил с отцом на тресковый промысел и Михаил Васильевич Ломоносов[6]. Следы этого волока и сейчас можно увидеть. В начале волока, у губы Волоковая, есть несколько небольших озёр, в пресной воде которых поморы очищали свои суда от морского червя, жизнедеятельность которого разрушала деревянные корпуса судов. Волок заканчивался в губе Лопское Становище, где суда спускались на воду. А вот что говорит о происхождении названия Святой Нос писатель А. Шишов: « В старину для русских мореходов-поморов приметный мыс служил отчётной точкой – за ним начиналась полная опасностей дорога на свободные летом ото льда просторы Северного Ледовитого океана к далёкому острову Груманту, ныне Шпицбергену. Тем смельчакам, к коим благоволила судьба и студёный океан, когда они добирались обратно к Мурману, уходящая в океан скалистая гряда мыса была святостью. Ведь за ней начинался так хорошо знакомый Терский берег Кольского полуострова, родное Беломорье. Поэтому и назвали древние поморы мыс Святым Носом. И больше никак».
Осваивая побережье северных морей, поморы ставили на приметных местах кресты или сложенные из камня башни, так называемые "гурии". Дело в том, что северные берега однообразны, и приметные ориентиры были просто необходимы для безопасного плавания. Эти кресты и "гурии" и были предшественниками будущих маяков. Поморы прекрасно знали особенности плавания в суровых северных водах. Они научились строить хорошие суда (коч, раньшина, карбас), приспособленные для плавания и промысла зверья во льдах. Шведский полярный исследователь А.С. Норденшельд отмечал: «… суда, употреблявшиеся в то время русскими и финнами, не были плохи в сравнении с судами западных европейцев. Скорость их при попутном ветре даже превосходила скорость английских судов»[7]. Поморы проложили морские пути и к Новой Земле, и к Шпицбергену (Груманту), и далеко на запад и восток от Белого моря. От отца к сыну передавалась морская наука, основанная на опыте плавания в этих суровых водах многих поколений поморов. Поморы применяли для плавания старинные чертежи ещё в XY, XYI веках. Те знания, которыми они владели, легли в основу первых навигационных карт северных морей. Многие географические названия и на современных картах ведут свою историю от русских первопроходцев севера. 13 сентября 1996 года на мысе Святой Нос, в честь этих мужественных людей, установлен и освящён Поморский крест.
Развитие мореплавания и морской торговли требовало составления подробнейших и точнейших навигационных карт. Первая карта Белого моря была издана Андрианом Шенбоком в 1701 году в Москве. Основой для её издания послужила морская карта Белого моря, помещённая в голландском «Зей факеле» («Морском светильнике») Ван Кейлена. В 1727 году была издана новая карта Белого моря на основе описи, произведённой штурманом Казаковым и капитаном Деоптером [8].
Моряками эскадры, крейсировавшей у Лапландского (Мурманского) берега в 1779 году под начальством контр-адмирала Хметевского, были описаны многие якорные места между Святым Носом и Кольским заливом. Как отмечал знаменитый русский мореплаватель Фёдор Петрович Литке, эти описания были сделаны «… довольно точно, но многие совсем не точно и не верно и все поверхностно»[9]. Развитие судоходства и торговли требовало составления точных карт и лоций для обеспечения безопасности мореплавания как российских, так и иностранных судов вдоль северных берегов.
В 1822 году Ф. П. Литке получил задание Государственного Адмиралтейского Департамента «…составить обозрение берега российской Лапландии, Северным океаном омываемым»[10]. 17 июня 1822 года военный бриг «Новая Земля» вышел из Архангельска и взял курс на мыс Святой Нос. Экспедицией Ф.П. Литке были впервые подробно описаны как сам полуостров Святой Нос, так и внутренний рейд. Были даны названия Иоканьгским островам, были описаны жизнь и быт местных жителей. На острове Сальный был обнаружен крест 1786 года, но надпись на нём разобрать не удалось. Вот как описывает Ф.П. Литке полуостров Святой Нос: «Святой Нос есть низкий, каменистый мыс, выдающийся строго оконечностью к N. От него к NW в одном кабельтове лежит подводный камень Воронуха. Между ним и оконечностью мыса чистый проход, которым ходят малые рыбачьи суда, когда ветер не позволяет обогнуть камня с севера. Около версты южнее берег поднимается вдруг особенно высоко и идёт отрубистыми чёрными скалами, между которыми в расселинах лежит снег, вероятно, никогда совершенно не сходящий. Как этот берег, так и самою оконечность Святого Носа, отличить весьма легко, ибо далее к югу нет ни низменностей таких, какою выдаётся этот мыс, ни столь мрачного вида скал. Но в царствующие здесь мрачные погоды различие это приметно в таком лишь расстоянии, на какое подходить к берегу бывает иногда сопряжено с опасностию, и потому башня (опознавательный знак) на Святом Носу, подобная поставленным в других местах, была бы для мореплавания весьма полезна»[11]. Так впервые был поставлен вопрос о необходимости установки на полуострове Святой Нос навигационного знака.
Дело Ф.П. Литке было продолжено его соратником и учеником Михаилом Францевичем Рейнеке в 1827-32 годах. Несмотря на частые бури и туманы, возглавляемая им экспедиция провела в районе Иоканьгских островов тщательные промерные работы, метеорологические и гидрографические наблюдения. Результаты огромной работы экспедиции Рейнеке легли в основу составленного им «Географического описания Северного берега России» в 1833 году.
Под его руководством в 1828 году в 640 метрах от оконечности мыса Святой Нос поставлена деревянная башня, четырёхугольная пирамида, высотой 13, 5 метров. Она названа «нижней» или «северной». Позднее она упоминается, как Нижняя Святоносская башня.
В 1833 году в 1170 метрах от северной башни на SO 26o была построена другая башня, названная «верхней» или «южной», позднее - Верхняя Святоносская башня.** Надзор за башнями был поручен местным жителям - лопарям Летнего Йоканьгского погоста. Таким образом, идея постройки знаков на полуострове Святой Нос, высказанная Ф. П. Литке, нашла своё воплощение.
Развитие маячного строительства на Севере связано с именем отважного помора И. И. Пашина, совершившего на своей небольшой ладье «Святой Николай» два беспримерных плавания из Архангельска в Петербург вокруг Скандинавии. Благодаря этим плаваниям Пашин стал известен высоким царским чиновникам и широкой общественности. Находясь в 1835 году в столице, он подал прошение министру финансов, который в то время заведовал торговым мореплаванием. В своём письме Пашин подробно раскрыл навигационную и экономическую необходимость учредить в Белом море и на Мурманском берегу ряд освещаемых маяков по образцу западных стран и балтийских берегов России. В первую очередь мореход считал целесообразным поставить освещаемые маяки в пунктах, где во время осеннего плавания в Архангельск поморские и иностранные парусники резко меняли свой курс: на мысах Святой Нос, Городецкий, Терско-Орловский, Пулонга, Зимние горы, на островах Мудьюг, Жижгин, Жужмуй, Сосновец [12].
В 1835 году Морским Министерством было принято решение построить на Белом море 9 маяков для обеспечения необходимого для безопасности плавания освещения берегов. В их числе значился маяк на полуострове Святой Нос. Причём этому маяку было уделено особое внимание. В «Докладе по Департаменту Гидрографическому», подписанному генерал-майором Зеленым, сказано: «Маяк на Святом Носе, входный маяк в Белое море, существенно необходим, а не существование подобного входного маяка, единственный пример в Европейских морях; причина подобного случая разве может объясняться тем, что наши военные суда, по преимуществу выходят из Белого моря, а не входят в него, и потому не ощущают той настоятельной потребности, в которой нуждаются купеческие суда. Подобные входные маяки должны иметь самое яркое освещение, какое только возможно, и потому Департамент полагает, что на Святом Носе действительно нужно иметь огонь первоклассный и даже с проблесками, которыя усиливают яркость света и ясно отличают маячный огонь от постороннего»[13].
Первоначально на полуострове Святой Нос планировалось построить каменный маяк с аппаратом диоптрической системы Френеля. Из-за дороговизны такого проекта и сложности последующих ремонтных работ было принято решение о закупке чугунного или железного маяка за границей с последующей доставкой его в разобранном виде на п-в Святой Нос, где планировалось его собрать.
18 марта 1859 года Главный командир Архангельского порта генерал-адъютант Б.А. Глазенап обратился в Гидрографический Департамент Морского Министерства со следующим предложением: «… я полагаю, что при самом ограниченном ассигновании, устройство деревянных маяков с должным расчётом проектированных, при меньшей их ценности сравнительно железными и каменными, может принести надлежащую пользу и на весьма продолжительное время»[14].
Английский заводчик Гриссель (Henry Gritsell, Recents canal iron works, London), с которым велись переговоры по изготовлению металлического маяка, не предоставил соответствующих детальных чертежей, а сделал только фасады маяка. Чертёж фасада маяка сделан на высоком художественном уровне (он хранится в ЦГА ВМФ), но не позволял проверить соответствие требуемой им суммы в 57 тыс. рублей. К тому же анализ климатических условий показал необходимость соответствующей обработки металлических деталей, что приводило к существенному удорожанию всей конструкции маяка. Всё это, плюс нехватка средств, привело к тому, что Его Императорское Величество Государь Император Александр Николаевич «…Высочайше утвердить изволил…» проект деревянного маяка на п-ве Святой Нос. Вместо аппарата системы Френеля (современнейшего на это время) было принято решение установить на маяке обыкновенные рефлекторы, изготовить которые в ламповой мастерской Дирекции Балтийских маяков в Ревеле (Таллинне)[15].
Подряд на постройку деревянных служб (жилые и служебные здания и сооружения)* для маяка и доставку их на место взял архангельский купец Иван Ермолаевич Торопов. Постройка велась в селении Соломбала. Службы в разобранном виде были перевезены на полуостров и там собраны. Были построены: дом смотрителя, казарма, баня, кладовая с ледником, сарай для цистерн. Позже в Архангельске была собрана и маячная башня, которая в разобранном виде была перевезена морем на п-в Святой Нос, где и была установлена предположительно к 15(по старому стилю) сентября 1862 года. Тогда же на маяк была доставлена катоптрическая система с аргантовыми лампами из Ревеля (Таллинна).
 Первый жилой дом маячников.jpg
Фото 2 Первый жилой дом маячников.


6 (по старому стилю) ноября 1862 года Гидрографический Департамент сделал известие по Морскому ведомству о том, что «…в Белом море окончены ныне постройкою два маяка, из коих один при входе из Северного океана, на верхнем, или южном холме северной части мыса, называемого Святой Нос, в расстоянии около 300 саженей к NW от башни и в 2 1/2 верстах от оконечности мыса на SO 29 1/2 0, в широте 680 8' 51" N и долготе 390 48' 54'' О от Гринвича, ….» [16]. (Вторым является маяк Сосновецкий)*.
 Маяк Святоносский.jpg

Маяк представлял собой деревянную восьмигранную пирамидальную башню с расширенным основанием, обшитую досками и окрашенную светло - жёлтой краской. На башне установлен металлический фонарь, снабжённый осветительным аппаратом отражательной (катоптрической) системы, который состоял из 18 аргантовых ламп, при таком же числе рефлекторов. Высота огня маяка от основания - 17, 4 метра, от уровня моря - 89, 4 метра. Освещение маяка произведено 01(по старому стилю) августа 1863 года. Огонь на маяке зажигался 01августа и гасился 01 октября.
Для обслуживания маяка назначалась команда, которая состояла из смотрителя маяка и 6-ти рядовых. Первым смотрителем на Святоносский маяк был определён отставной унтер-офицер Филиппов[17]. Условия жизни на маяках Белого моря, а особенно самом северном на то время в Российской Империи Святоносском, были суровые. В первую же зимовку 1862/1863 г. от цинги из 6 человек команды погибло 5. Смотритель маяка тоже перенёс эту болезнь, «…что и заставило его, с истечением контрактного срока, оставить службу на маяке» [18]. В 1863 году вместо Филиппова был назначен новый смотритель маяка – отставной унтер-офицер Алексеев. Следующая зима 1863/1864 года принесла новые испытания для маячных команд. В эту зиму от цинги на маяке погибла вся команда кроме смотрителя. Эти трагические события стали предметом серьёзного анализа в Морском Министерстве. Из «Отчёта по морскому ведомству»: «…В суровом климате наших северных морей, в пустынных и отдалённых от всякого жилья местностях Белого моря, при постоянном одиночестве и отсутствии разумной деятельности в течение двух третей года, люди гибли от цинги, несмотря на улучшение пищи и медицинские средства…. Причина смертности – упадок духа, к которому располагает угрюмая и унылая природа Беломороья и недостаток деятельности, сопряжённой с какой - либо занимательностью»[19]. С 1864 года смотрителю и прислуге Святоносского маяка разрешено после осветительного периода выезжать в деревню Варзуга, отстоящую на 300 вёрст от маяка. На время отсутствия маячной команды маяк оставался под присмотром лопаря из Йоканьгского погоста. В апреле команда вернулась из Варзуги и нашла маяк и маячное хозяйство в полном порядке. Летом 1864 года на шхуне, обходившей маяки первый раз, находился священник, который совершил освящение маячных зданий, «…исповедывал и приобщал Святых таинств каждого из маячных жителей. Такое назначение оказало большую пользу и самое благотворное влияние, не только на команды, долгое время лишённые исполнять обязанности веры, но и на лопарей, рассеянных по Терскому берегу Белого моря, которые не находили слов для выражения благодарности, когда обряд Святого крещения совершён был над детьми их» [20]. В последующее время обеспечение и быт маяка были улучшены.
В 1866 году казённая прислуга заменена вольнонаёмной. На маяк приняты: отставной унтер-офицер, солдатский сын, мещанин, крестьянин и лопарь – всего 5 человек.
Интересна история смотрителя маяка Святоносский Евлампия Багрецова.
«С 1896 по 1917 год он был смотрителем Святоносского маяка. В 1905 году он начал терять зрение. Управляющий беломорскими маяками полковник Васильев нашел возможным оставить его на службе при условии, чтобы ему помогала жена, много лет исполнявшая обязанности служителя, и чтобы он нанял себе грамотного помощника.
Все последующие годы служба на маяке при полуслепом смотрите¬ле исполнялась безупречно. Однако нашлись недоброжелатели, видимо, из числа желавших занять пост смотрителя, которые периодически посылали письма в Главное гидрографическое управление с сообщениями о том, что на нормальную работу маяка полагаться нельзя, так как им руководит слепой человек.
В 1913 году с ревизией на маяк прибыл заместитель начальника Главного гидрографического управления контр-адмирал Бухтеев. Он был удивлен отличной организацией службы на маяке и доложил начальнику управления, что "Багрецов, будучи слепым, настолько сжился с маяком, что чувствует его работу, как свой организм. Ему заметны любые сбои в освещении, любой непорядок на вахте, он входит во все маячные дела, ему хорошо помогает его жена и помощник, который производит метеонаблюдения... Полагал бы справедливым, чтобы он за многолетнюю исправную службу был представлен к очередной награде".
После этого Е. Багрецов проработал смотрителем еще четыре года и в 1917 году передал дела своему сыну»[21].
В 1871 г. на лоцмейстерской шхуне «Самоед» из Петербурга было доставлено пять медных трёхфунтовых сигнальных пушек, которые установили на Святоносском, Терско-Орловском, Жижгинском и других маяках. Эти пушки стали первыми средствами подачи звуковых сигналов на маяках Севера[22].
В 1872 году на той же шхуне «Самоед» на мыс Святой Нос был доставлен и 16 августа того же года установлен вблизи маяка закупленный в Лондоне туманный аппарат системы Гольмса (первый в России) с двумя горнами, действующими сжатым, от ручного насоса, и нагретым, посредством машины Эриксона, воздухом. Туманные сигналы слышны в тихую погоду на 3-4 мили, а по ветру на 4 - 5,5 мили. Установка аппарата производилась "рабочими людьми" под руководством поручика фон-Воганса. Аппарат давал возможность судам, попавшим в туман, определять положение мыса Святой Нос. В 1911 году вместо аппарата Гольмса на Святом Носу сооружена изготовленная в Москве акционерным обществом "Густав Лист" пневматическая сирена с керосиновым двигателем, так называемая Святоносская сирена.
В 1873 году произошла очередная трагедия: на маяке Жужмуйский никто не вышел встречать шхуну «Самоед», совершавшую плановый обход Беломорских маяков - смотритель маяка и вся вольнонаёмная прислуга - 3 человека были найдены мёртвыми. В 1874 году под председательством директора Гидрографического департамента вице-адмирала Вевель-фон-Кригера была учреждена особая комиссия, которая должна была проанализировать как условия, сложившиеся на маяках Белого моря, так и меры, которые необходимо предпринять, чтобы предотвратить в будущем подобные несчастья. 28 июля 1874 года Высочайше были утверждены соответствующие "Положения…". Для улучшения быта служащих на маяках и полного обеспечения их благосостояния в материальном и хозяйственном отношениях маяки начали снабжаться из казны главными предметами продовольствия, противоцинготными средствами, тёплой одеждой и снарядами для звериной и рыбной охоты. Тогда же было высказано мнение о необходимости надела маяков участками земли для огородов и сенокосов с целью разведения овощей, свойственных климату, и содержания домашнего скота.
 Кладбище.jpg

Фото 3 Кладбище на п. о-ве Святой Нос.

В 1878 году Архангельским управлением государственного имущества были выделены 6 участков земли для этих целей, в том числе и на Полуострове Святой Нос. В Лоции Белого моря 1913 года издания так описывается быт на маяке Святоносский: «Население у Святоносскаго маяка состоит из смотрителя, 3 служителей и их семей. Пресная вода в озёрах, а также в ручьях губы Волоковой. Леса для дров нет, а плавник сюда выкидывается редко. На маяке имеется корова и несколько овец; можно также иногда получить дичь, оленье мясо и сухую провизию». Доставка грузов осуществлялась, да и теперь осуществляется, морем в губу Лопское Становище или в губу Волоковая. Для временного хранения грузов в губе Лопское Становище в 1867 году был построен амбар.
В 1890 году на маяке установлен новый фонарь и осветительный прибор системы Френеля, который открыл освещение 14 (по старому стилю) августа 1890 года. Фонарь и осветительный прибор были изготовлены в Париже на фирме «F.Barbier & Cie», а установлены русскими работниками под руководством архангельского губернского инженера Савицкого. Подряд на доставку, выгрузку и подъём фонаря и аппарата на маячную башню взял архангельский купец Шмидт.В связи с заменой фонаря была произведена частичная перестройка верхней части маячной башни.
В 1900 году начат перевод маяков на новое освещение с помощью керосино-калильных горелок с колпачком Ауэра.
В 1910 году на маяке установлен телефон. Осуществлялась телефонная связь с Городецким и Орловским маяками, Городецкой сиреной и с почтово-телеграфной конторой в Летнем Иоканьгском погосте.
Маяк Святоносский светил постоянным белым огнём. Дальность видимости огня составляла 18 миль. Во время Первой Мировой войны Йоканьгский рейд служил местом формирования караванов судов, следовавших из Англии в Архангельск с запасами угля, провизии, воды и материалами. Основным ориентиром для входа на Иоканьгский рейд служил маяк Святоносский. Для увеличения дальности видимости огня маяка и более лёгкого отличия его от других, рядом расположенных маяков, было принято решение сделать огонь проблесковым, а дальность видимости увеличить до 25 миль[23]. Для этого в Стокгольме акционерному обществу «Gasaccumulator» было заказано новое фонарное сооружение и осветительный газокалильный аппарат «Dallen». 15. 02.1917 года фонарное сооружение и аппарат были приняты в казну и записаны на приход.
В последующие годы, в связи с развитием и совершенствованием светооптической аппаратуры, на маяке проводились соответствующие модернизации.
В 1937 году в 100 метрах к северу от маяка был оборудован круговой радиомаяк с дальностью действия 50 миль. В 1948 году радиомаяк был установлен в другом здании на расстоянии 1760 метров к северу от маяка. В 1956 году было построено новое маячно-техническое здание типового проекта, в котором был установлен радиомаяк, где он и находится в настоящее время.
Свой эволюционный путь прошла и светооптическая аппаратура. В конце тридцатых годов маяк был переведён на электрическое освещение. В настоящее время в старом, 1917 года установки, фонарном сооружении установлена автоматическая светооптическая аппаратура АСА-500.
Технический прогресс продолжается. А что же люди, которые обслуживают эту технику? Как живётся и работается им уже в ХХI веке?
В настоящее время штат маяка составляет 7 человек. Фактически же на маяке числится пять человек, включая начальника маяка. Можно и нужно взять ещё людей на маяк, да и есть такие люди, но поселить их негде. Два жилых дома постройки 1956 года пригодны к эксплуатации условно. Условия жизни и работы на маяке остаются по-прежнему тяжёлыми. Сказывается и отдалённость маяка от пунктов снабжения, и сложные погодные условия. Как и 140 лет назад, пресную воду берут из природных источников и переносят вручную к месту назначения. Это летом. А зимой источником пресной воды является девственный в этом месте снег. Можно было бы и лёд пилить, да доставлять его не на чем.

 Дом начальника маяка.jpg
Фото 4 Дом начальника маяка.


Да и откуда взять время для этого? Мужское население маяка - это заботливые отцы общего "дитя"- единственного дизель-генератора, который выслужил уже три отпущенных ему срока эксплуатации. На женских плечах держится домашнее хозяйство, но это в перерывах между вахтами всё у того же дизель-генератора. Плавник собирать на дрова тоже приходится. Телефонная связь существует, но только тогда, когда не повреждён телефонный кабель, а это явление происходит с навязчивой регулярностью. Жалуются ли они на такую жизнь? Нет. Они просто живут и просто делают своё дело. День за днём. Здесь нет случайных людей, нет созерцательных романтиков. Ежедневный рутинный труд, особые отношения между людьми, которые складываются в таких условиях, быстро отфильтровывают всякую муть. И в то же время это романтики. Рядом с ними спокойно и надёжно. Есть уверенность, что пока эти люди на месте - маяк будет светить. К сожалению, в историческом журнале нашего района, может в других гидрографических районах не так, сохранились только фамилии смотрителей (начальников) маяков, и то далеко не всех. Это особые люди. На них ложится ответственность за всё, что происходит на маяке. От них зависит тот микроклимат, который складывается в отношениях между людьми, а это, наверное, самое главное. Ведь каждый день ты видишь одни и те же лица, которых тоже мало. Особенно ощущается нехватка общения в долгую полярную зиму. Вот тут-то и требуется авторитет и мудрость смотрителя маяка. И этот авторитет должен быть непререкаемым. Не случайно служащие маяка Святоносский, люди не юношеского возраста, уважительно называют своего начальника Михаила Ивановича Горбунова дедом. И не только потому, что ему в 2003 году исполнилось 65 лет и 35 из них он живёт на маяке. Вот те, кто сейчас обслуживает маяк Святоносский: Баскова Галина Александровна - техник, Шихалёва Любовь Петровна - техник, Коломыцев Сергей Александрович - электромеханик, старший механик - Андрей Иванович Коваленко.
 Михаил Иванович Горбунов.jpg

Фото 5 Михаил Иванович Горбунов.


Но вернёмся к самому маяку.
В 1971 году комиссией, которая проводила проверку технического состояния маяка, был сделан вывод, что маяк пришел в ветхое состояние, и требуется постройка нового. Денежных средств тогда на строительство нового маяка не нашлось. За следующие 30 лет маяк обветшал ещё больше, значительно повреждён коррозией фонарь, а проблемы с финансированием стали ещё острее. В 2001 году была произведена тщательная повторная проверка технического состояния маяка. Комиссией сделан вывод, что несущие конструкции маяка находятся в хорошем состоянии (хотя и простояли 140 лет), но требуется замена внешней обшивки и фонарного сооружения. Если в ближайшее время не принять срочных и серьёзных мер по восстановлению, как маячной башни, так и фонарного сооружения, мы потеряем один из старейших маяков Русского Севера и старейший на Мурманском берегу.
В настоящее время мы только прикоснулись к истории маяка Святоносский. Найдена и изучена лишь часть документов. Но уже то, что удалось обнаружить, показывает, что маяк Святоносский является звеном в истории не только Севера, но и России, примером беззаветного служения людей своему Отечеству.
3 июня 2001 года совершено освящение маяка Святоносский, о чём сделана собственноручная запись ключарем Свято-Вознесенского кафедрального собора г. Мончегорска священником Сергием Погодиным.
 Маяк Святоносский после ремонта.jpg
В 2002 году решением Комитета по культуре и искусству Мурманской области маяк Святоносский внесён в «Список вновь выявленных объектов на территории Мурманской области, представляющих историческую, научную или иную художественную ценность» под № 7/316 и подлежит охране в соответствии с требованиями закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». В этом же году выпущен художественный почтовый конверт, посвящённый 140-летию маяка Святоносский, а 15 августа было проведено гашение этих конвертов специальным почтовым штемпелем «Маяк Святоносский» в почтовом отделении г. Островной*** и на самом маяке. Этот штемпель является постояннодействующим и теперь маяк Святоносский изображён на всех конвертах с письмами, которые начинают свой путь в г. Островной и разлетаются в разные уголки нашей планеты. Маяк стал не только фасадом города, но и его визитной карточкой.
140 лет маяк Святоносский верно служит людям, обеспечивая безопасность мореплавания, но сейчас Он нуждается в нашей помощи. В нашей помощи нуждаются и люди, которые зажигают огонь маяка.
 Примечание автора.
**Нижняя Святоносская башня в 1862 году была перестроена. Она ещё упоминается в "Описаниях маяков и знаков Российской Империи" за 1901 год. Верхняя Святоносская башня была разобрана в 1863 году за ненадобностью, в связи с постройкой маяка Святоносский.
***Город Островной, ныне ЗАТО (Закрытое Административно-Территориальное Образование) Островной, ведёт свою историю от Летнего Йоканьгского погоста. В разные годы этот населённый пункт назывался: Иоканьга, Гремиха, Мурманск-140. Маяк Святоносский территориально относится к ЗАТО Островной.
ЛИТЕРАТУРА:
1 «Лоция Баренцева моря», часть II, ГУН и О МО СССР 1983г.
2 С.В. Попов «Названия студёных берегов», Мурманское книжное издательство, 1990 год, стр.31.
3 Сигизмунд Герберштейн «Записки о Московии», издание Московского университета, 1988 г., стр. 200-204.
4 «Лоция Баренцева моря», часть II, ГУН и О МО СССР 1983г., стр. 190-191.
5 С.В. Попов «Названия студёных берегов», Мурманское книжное издательство, 1990 год, стр. 33.
6 Е.А. Двинин «Край, в котором мы живём», Мурманское книжное издательство, 1959 год, стр. 62.
7, 8 В.И. Галенко «Курс-север», Мурманское книжное издательство, 1978г., стр. 98-99, 60-61.
9, 10, 11 Ф.П. Литке «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821-24 годах».
12 Записки по гидрографии № 210, 1984 г., стр. 60.
13 Фонд № 402, опись № 2, лист 11(оборот), РГА ВМФ, Санкт-Петербург.
14 Фонд № 402, опись № 2, лист 48, РГА ВМФ, Санкт-Петербург.
15 Фонд № 402, опись № 2 , ед. хран. 1069, РГА ВМФ, Санкт-Петербург.
16 Фонд № 402, опись № 2, лист 16, ед. хран. 1379-1383, РГА ВМФ, Санкт-Петербург.
17 Фонд № 84, опись № 1, лист 40, ед. хран. 5617-6439, РГА ВМФ, Санкт-Петербург.
18 Фонд № 402, опись № 2, дело 1262, РГА ВМФ, Санкт-Петербург.
19, 20 «Отчет по Морскому ведомству за 1864 год», РГА ВМФ. Санкт-Петербург.
21 А.А. Комарицын, В.И. Корякин, В.Г. Романов «Маяки России» (исторические очерки), ГУН и О МО РФ, Санкт-Петербург, 2001 г., стр. 71-72.
22 Записки по гидрографии, Главное Управление Навигации и Океанографии, 1984г., № 210, стр. 61.
23 Фонд № 404, опись № 3, дело 2212, РГА ВМФ, Санкт-Петербург.

Кроме того: 1. Отчёты по Морскому ведомству за 1860-1878, 1884-1900 гг.
2. Отчёты Директора Гидрографического Департамента за
1857-1862, 1864-1867, 1870, 1871, 1872, 1875, 1879, 1884, 1885, 1887, 1888, 1890, 1897, 1910-1916гг.
Ведущий инженер отделения маячной службы гидрографического района
п/п = С.И. Балашов =
20. 03. 2003 г. ЗАТО Островной, Мурманская область

А также сведения о Святоносском Маяке из "Википедии"
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% ... 1%8F%D0%BA
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Святоносский маяк

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Январь 2011 20:30

 Svjatoiosskij Majak st-1 1e 2002.jpg
 Svjatonosskij Majak postal st-1 1e 2002.jpg
 Svjatoiosskij Majak env-2002.jpg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Святоносский маяк

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Март 2012 18:12

http://serg-club4x4.livejournal.com/
Пишет: serg_club4x4
18 Май 2009 @ 19:08
Последний маячник Святого Носа

 28500--3026427-m549x500.jpg
С Михаилом Ивановичем Горбуновым я познакомился в прошлом году во время очередного путешествия по Кольскому.
Вот, цитирую сам себя – маленькая главка, вошедшая тогда в материал.

ПОСЛЕДНИЙ МАЯЧНИК

 107319462.jpg
 107319459.jpg
 107319478.jpg
Задачи путешествия выполнены. Прошли более 600 километров. Бензин сожгли почти весь. Остался лишь небольшой НЗ и… целый запасной день. Сливаем все топливо в два снегохода и собираемся на рыбалку. Но тут звонит телефон: «Серег, а ты не хочешь пообщаться с интересным человеком? Он на Святом на маяке работал…»
Михаил Иванович Горбунов был зачислен на должность смотрителя Святоносского маяка в 1966 году и «списался на берег» только через 36 лет (!), когда маяк был переведен в автоматический режим. Сейчас ему 70 лет. И само собой, о прошлом и настоящем Святого Носа он знает практически все. Оказывается, еще издревле лопари считали это место пропащим и в первую зимовку от цинги погибли семь человек из восьми. В следующую случилось то же самое – выжил лишь один смотритель. Что, например, здесь есть не мифические, а самые настоящие пещеры с сохранившимися подземными ходами и орудийными капонирами. Что Святоносская сирена, отмеченная на всех картах, не что иное, как источник звуковых сигналов – гудков, слышимых на многие мили в тумане. И находилась она, оказывается, совсем рядом с метеостанцией, а я-то, наивный, принимал за нее здание дизельной станции маяка… Прощаясь, маячник вдруг сообщил, что на берегу неподалеку от мыса лежит упавший в войну самолет! Тут пришла очередь удивиться его сыну Владимиру, родившемуся в Гремихе и тоже несколько лет проработавшему на маяке. Надо заметить, что Володя – наш человек: собрал в гараже вездеход на пневматиках и давно мечтает осуществить пробег по родным местам совместно с такими же энтузиастами внедорожной техники. Тем более такая увлекательная цель у похода появилась!
Беседовали мы с Михаилом Ивановичем у него дома – в маленькой однокомнатной квартире в блочной гремихинской пятиэтажке без лифта и не всегда с горячей водой. Сидели, выпивали, закусывали водку копченым палтусом и мандаринами (схватил в магазине, что под руку подвернулось), потом долго-долго чаи гоняли. Михал Иваныч вспоминал, рассказывал о Святом Носе, о маяке, о тех, с кем работал. О себе говорил мало. Показал трудовую книжку с единственным местом работы – несколько записей, потому что менялись название должности или подчинения ведомствам. И еще медаль. «Это, собачья», – смеялся. «За пользу и верность», учрежденная в 1827 году. А его сын Володя, почему-то все время называл отца дедом. «Да, просто – раз у него внуки есть, значит, дед! Ему нравится!» С тех пор у меня в телефоне добавился важный номер, по которым надо было позвонить, пообщаться, узнать как здоровье. Собирался в этом апреле опять в те края, но не сложилось, к сожалению. У «Еланской» в этот момент в связи с профилактикой изменилось расписание в неудобную сторону – отложил поездку на потом… С Михаилом Ивановичем разговаривал 9 мая – поздравлял с праздником. А сегодня позвонил Володя: «Деда вчера не стало…». Вот такие дела.

О походе на Святой Нос в 2007 году: http://media.club4x4.ru/2007/06/15/pod_ ... lncem.html
Фото: http://stealth4x4.gallery.ru/watch?a=hzQ-vKf
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Святоносский маяк

Сообщение Инспектор » 14 Октябрь 2013 21:53

http://www.x-team.ru/places/6897
 57f61d7bd290fa0ef87600efb892d1cc.jpg
Маяк Святоносский установлен на полуострове Святой Нос Высота башни от основания 22 метра. Высота огня от уровня моря 94 метра. Дальность видимости 22 мили. В России в районе Кольского полуострова, маяк Святоносский является одним из самых больших и старых и в связи с этим представляет собой историческую ценность.
Развитие маячного строительств на Севере связано с именем отважного помора И. И. Пашина, совершившего на своей небольшой ладье "Святой Николай" два беспримерных плавания из Архангельска в Петербург вокруг Скандинавии. Благодаря этим плаваниям Пашин стал известен высоким царским чиновникам и широкой общественности.
 5a5e1b41e563e7d0686368d19e9e4fb8.jpg
Находясь в 1835 году в столице, он подал прошение министру финансов, который в то время заведовал торговым мореплаванием. В своём письме Пашин подробно раскрыл навигационную и экономическую необходимость учредить в Белом море и на Мурманском берегу ряд освещаемых маяков по образцу западных стран и балтийских берегов России. В первую очередь мореход считал целесообразным поставить освещаемые маяки в пунктах, где во время осеннего плавания в Архангельск поморские и иностранные парусники резко меняли свой курс: на мысах Святой Нос, Городецкий, Терско-Орловский, Пулонга, Зимние горы, на островах Мудьюг, Жижтин, Жужмун, Сосновец.
В 1835 году Морским Министерством было принято решение построить на Белом море 9 маяков для обеспечения необходимого для безопасности плавания освещения берегов. В их числе значился маяк на полуострове Святой Нос, причём этому маяку было уделено особое внимание. В "Докладе по Департаменту Гидрографическому", подписанному генерал-майором Зелёным, сказано: "Маяк на Святом Носе, входной маяк в Белое море, существенно необходим, а не существование подобного входного маяка, единственный пример в Европейских морях; причина подобного случая разве может объясняться тем, что наши военные суда, по преимуществу выходят из Белого моря, а не входят в него, и потому не ощущают той настоятельной потребности, в которой нуждаются купеческие суда. Подобные входные маяки должны иметь самое яркое освещение, какое только возможно, и потому Департамент полагает, что на Святом Носе действительно нужно иметь огонь первоклассный и даже с проблесками, которые усиливают яркость света и ясно отличают маячный огонь от постороннего".
Первоначально на полуострове Святой Нос планировалось построить каменный маяк с аппаратом диоптрической системы Френеля. Из-за дороговизны такого проекта и сложности последующих ремонтных работ было принято решение о закупке чугунного или железного маяка за границей с последующей доставкой его в разобранном виде на полуостров Святой Нос, где планировалось его собрать.
Но в итоге, из-за нехватки средств, Его Императорское Величество Государь Император Александр Николаевич "… Высочайше утвердить изволил…" проект деревянного маяка на полуострове Святой Нос. Вместо аппарата системы Френеля ( современнейшего на это время ) было принято решение установить на маяке обыкновенные рефлекторы, изготовить которые в ламповой мастерской Дирекции Балтийских маяков в Ревеле ( Талинне ).
Так же были построены: дом смотрителя, казарма, баня, кладовая с ледником, сарай для цистерн.
6 (по старому стилю) ноября 1862 года Гидрографический Департамент сделал известие по Морскому ведомству о том, что "В Белом море окончены ныне постройкою два маяка, из коих один при входе из Северного океана, на верхнем, или южном холме северном части мыса, называемого Святой Нос (Вторым является маяк Сосновецкий ).
Маяк представлял собой деревянную восьмигранную пирамидальную башню с расширенным основанием, обшитую досками и окрашенную светло-жёлтой краской. На башне установлен металлический фонарь, снабжённый осветительным аппаратом отражательной системы. Огонь на маяке зажигался 01 августа и гасился 30 октября. Для обслуживания маяка назначалась команда, которая состояла из смотрителя маяка и 6-ти рядовых. Первым смотрителем на Святоносском маяке был определён отставной унтер-офицер Филиппов. Условия жизни на маяках Белого моря, а особенно самом северном на то время в Российской Империи Святоносском, были суровые. В первую же зимовку 1862/1863 г от цинги из 6 человек команды погибло 5. Смотритель маяка тоже перенёс болезнь, что и заставило его, с истечением контрактного срока, оставить службу на маяке. В 1863 году вместо Филиппова был назначен новый смотритель маяка отставной унтер-офицер Алексеев. Следующая зима 1863/1864 года принесла новые испытания для маячных команд. В эту зиму от цинги на маяке погибла вся команда кроме смотрителя. Эти трагические события стали предметом серьёзного анализа в Морском Министерстве из "Отчёта по морскому ведомству" "В суровом климате наших северных морей, в пустынных и отдалённых от всякого жилья местностях Белого моря, при постоянном одиночестве и отсутствии разумной деятельности в течение двух третей года, люди гибли от цинги, несмотря на улучшение пищи и медицинские средства. Причина смертности - упадок духа, к которому располагает угрюмая и унылая природа Беломорья и недостаток деятельности, сопряжённой с какой - либо занимательностью". С года смотрителю и прислуге Святоносского маяка разрешено после освещения маяка выезжать в деревню Варзуга, отстоящую на 300 вёрст от маяка. На время отсутствия маячной команды маяк оставался под присмотром лопаря из Йоканьгского погоста. В апреле команда вернулась из Варзуги и нашла маяк и маячное хозяйство в полном порядке. Летом 1864 года на шхуне, обходившей маяки первый раз, находился священник, который совершил освящение маячных зданий, "исповедовал и приобщал Святых таинств каждого из маячных жителей. Такое назначение оказало большую пользу и самое благотворное влияние, не только на команды, долгое время лишённые исполнять обязанности веры, но и на лопарей, рассеянных по Терскому берегу Белого моря, которые не находили слов для выражения благодарности, когда обряд Святого крещения совершён был над детьми их" В последующее время обеспечение и быт маяка были улучшены.
Интересна история смотрителя маяка Святоносский Евлампия Багрецова.
С 1896 по 1917 год он был смотрителем Святоносского маяка. В 1905 году начал терять зрение. Управляющий беломорскими маяками полковник Васильев нашел возможным оставить его на службе при условии, чтобы ему помогала жена, много лет исполнявшая обязанности служителя, и чтобы он нанял себе грамотного помощника.
Все последующие годы служба на маяке при полуслепом смотрителе исполнялась безупречно. Однако нашлись недоброжелатели, видимо, из числа желавших занять пост смотрителя, которые периодически посылали письма в Главное гидрографическое управление с сообщениями о том, что на нормальную работу маяка полагаться нельзя, так как им руководит слепой человек.
В 1913 году с ревизией на маяк прибыл заместитель начальника Главного гидрографического управления контр-адмирал Бухтеев. Он был удивлен отличной организацией службы на маяке, и доложил начальнику управления, что "Багрецов, будучи слепым, настолько сжился с маяком, что чувствует его работу, как свой организм. Ему заметны любые сбои в освещении, любой непорядок на вахте, он входит во все маячные дела, ему хорошо помогает его жена и помощник, который производит метеонаблюдения. Полагал бы справедливым, чтобы он за многолетнюю исправную службу был представлен к очередной награде".
После этого Е. Багрецов проработал смотрителем еще четыре, года и в 1917 году передал дела своему сыну".
В 1871 г. на лоцмейстерской шхуне "Самоед" из Петербурга было доставлено пять медных трёхфунтовых сигнальных пушек, которые установили на : Святоносском, Терско-Орловском, Жижгинском и других маяках. Эти пушки стали первыми средствами подачи звуковых сигналов на маяках Севера.
В 1872 году на той же шхуне "Самоед" на мыс Святой Нос был доставлен и 16 августа того же года установлен вблизи маяка закупленный в Лондоне туманный аппарат с двумя горнами. Туманные сигналы слышны в тихую погоду на 3-4 мили, а по ветру на 4 - 5,5 мили. Аппарат давал возможность судам, попавшим в туман, определять положение мыса Святой Нос. В 1911 году была сооружена изготовленная в Москве пневматическая сирена с керосиновым двигателем, так называемая Святоносская сирена.
1873 году произошла очередная трагедия: на маяке Жужмуйский никто не вышел встречать шхуну "Самоед" совершавшую плановый обход Беломорских маяков - смотритель маяка и вся вольнонаёмная прислуга - 3 человека были найдены мёртвыми.
28 июля 1874 года Высочайше были утверждены соответствующие "Положения...". Для улучшения быта служащих на маяках и полного обеспечения их благосостояния в материальном и хозяйственном отношениях маяки начали снабжаться из казны главными предметами продовольствия, противоцинготными средствами, тёплой одеждой и снаряжением для звериной и рыбной охоты. Тогда же было высказано мнение о необходимости надела маяков участками земли для огородов и сенокосов с целью разведения овощей, свойственных климату, и содержания домашнего скота.
В 1900 года начат перевод маяков на новое освещение с помощью керосино-калильных горелок с колпачком Ауэра, в 1910 году на маяке установлен телефон. Осуществлялась телефонная связь с Городецким и Орловским маяками, Городецкой сиреной и с почтово-тёлеграфной конторой в Летнем Иоканъгском погосте.
Маяк Святоносский светил постоянным белым огнем. Дальность видимости огня составляла 18 миль. Во время Первой Мировой войны Иоканьгский рейд служил местом формирования караванов судов, следовавших из Англии в Архангельск с запасом угля, провизии, воды и материалами. Основным ориентиром для входа на Иоканьгский рейд служил маяк Святоносский. Для увеличения дальности видимости огня маяка и более лёгкого отличия его от других, рядом расположенных маяков, было принято решение сделать огонь проблесковым, а дальность видимости увеличить до 25 миль. Для этого в Стокгольме было заказано новое фонарное сооружение и осветительный газокалильный аппарат. 15 февраля 1917 года фонарное сооружение и аппарат были приняты в казну и записаны на приход.
В конце тридцатых годов маяк был переведён на электрическое освещение. В настоящее время в старом, 1917 года, фонарном сооружении установлена автоматическая светооптическая аппаратура АСА-500. Маяк светит белым проблесковым огнём. Дальность видимости 22 мили. В результате реконструкции маяка по настоящему проекту на нем установлена солнечная энергетическая установка в составе, которая светит белым проблесковым огнём. Дальность видимости 8 миль.
В настоящее время штат маяка составляет 7 человек. Смотрителем маяка работает с 26 ноября 1968 года по настоящее время Горбунов Михаил Иванович.

Авторы и источники информации:
1. Издание "Экологический проект 2004"
2. http://lighthouse21v.narod.ru/s12.html
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Святоносский маяк

Сообщение Инспектор » 30 Декабрь 2014 08:02

http://lighthouse21v.narod.ru/s12.html

Святоносский маяк.
Маяк СвятоносскийВ России в районе Кольского полуострова, маяк Святоносский является одним из самых больших и старых и в связи с этим представляет собой историческую ценность.
Маяк Святоносский ( 68? 10' N, 39? 45' E ) установлен на полуострове Святой Нос Высота башни от основания 22 метра. Высота огня от уровня моря 94 метра. Дальность видимости 22 мили.
Развитие маячного строительств на Севере связано с именем отважного помора И. И. Пашина, совершившего на своей небольшой ладье "Святой Николай" два беспримерных плавания из Архангельска в Петербург вокруг Скандинавии. Благодаря этим плаваниям Пашин стал известен высоким царским чиновникам и широкой общественности. Находясь в 1835 году в столице, он подал прошение министру финансов, который в то время заведовал торговым мореплаванием. В своём письме Пашин подробно раскрыл навигационную и экономическую необходимость учредить в Белом море и на Мурманском берегу ряд освещаемых маяков по образцу западных стран и балтийских берегов России. В первую очередь мореход считал целесообразным поставить освещаемые маяки в пунктах, где во время осеннего плавания в Архангельск поморские и иностранные парусники резко меняли свой курс: на мысах Святой Нос, Городецкий, Терско-Орловский, Пулонга, Зимние горы, на островах Мудьюг, Жижтин, Жужмун, Сосновец.
В 1835 году Морским Министерством было принято решение построить на Белом море 9 маяков для обеспечения необходимого для безопасности плавания освещения берегов. В их числе значился маяк на полуострове Святой Нос, причём этому маяку было уделено особое внимание. В "Докладе по Департаменту Гидрографическому", подписанному генерал-майором Зелёным, сказано: "Маяк на Святом Носе, входной маяк в Белое море, существенно необходим, а не существование подобного входного маяка, единственный пример в Европейских морях; причина подобного случая разве может объясняться тем, что наши военные суда, по преимуществу выходят из Белого моря, а не входят в него, и потому не ощущают той настоятельной потребности, в которой нуждаются купеческие суда. Подобные входные маяки должны иметь самое яркое освещение, какое только возможно, и потому Департамент полагает, что на Святом Носе действительно нужно иметь огонь первоклассный и даже с проблесками, которые усиливают яркость света и ясно отличают маячный огонь от постороннего".
Первоначально на полуострове Святой Нос планировалось построить каменный маяк с аппаратом диоптрической системы Френеля. Из-за дороговизны такого проекта и сложности последующих ремонтных работ было принято решение о закупке чугунного или железного маяка за границей с последующей доставкой его в разобранном виде на полуостров Святой Нос, где планировалось его собрать.
18 марта 1859 года Главный командир Архангельского порта генерал-адъютант Б. А. Гяазенал обратился в Гидрографический Департамент Морского Министерства со следующим предложением: "я полагаю, что при самом ограниченном ассигновании, устройство деревянных маяков с должным расчётом проектированных, при меньшей их ценности сравнительно железными и каменными, может принести надлежащую пользу и на весьма продолжительное время".
Английский заводчик Гриссель ( Hety Gritsell, Recenis canal iron works London ) с которым велись переговоры по изготовлению металлического маяка, не предоставил соответствующих детальных чертежей, а сделал только фасады маяка. Чертёж фасада маяка сделан на высоком художественном уровне ( он храниться в ЦГА ВМФ ), но не позволял проверить соответствие требуемой им суммы в 57 тыс. рублей. К тому же анализ климатических условий показал необходимость соответствующей обработки металлический деталей, что приводило к существенному удорожанию всей конструкции маяка. Всё это, плюс нехватка средств, привело к тому, что Его Императорское Величество Государь Император Александр Николаевич "… Высочайше утвердить изволил…" проект деревянного маяка на полуострове Святой Нос. Вместо аппарата системы Френеля ( современнейшего на это время ) было принято решение установить на маяке обыкновенные рефлекторы, изготовить которые в ламповой мастерской Дирекции Балтийских маяков в Ревеле ( Талинне ).
Подряд на постройку деревянных служб ( жилые и служебные здания и сооружения ) для маяка и доставку их на место взял архангельский купец Иван Ермолаевич Торопов. Постройка велась в селении Соломбала. Службы в разобранном виде были перевезены на полуостров и там собраны. Были построены: дом смотрителя, казарма, баня, кладовая с ледником, сарай для цистерн. Позже в Архангельске была собрана и маячная башня, которая в разобранном виде была перевезена морем на п-ов Святой Нос, где и была установлена предположительно к 15 (по старому стилю) сентября 1862 года. Тогда же на маяк была доставлена катоптрическая система с аргантовъми лампами из Ревеля (Таллинна).
6 (по старому стилю) ноября 1862 года Гидрографический Департамент сделал известие по Морскому ведомству о том, что "В Белом море окончены ныне постройкою два маяка, из коих один при входе из Северного океана, на верхнем, или южном холме северном части мыса, называемого Святой Нос, в расстоянии около 300 саженей к NW от башни и в 21/2 верстах от оконечности мыса на SO 291/2, в широте 68'51"N и долготе 39° 48'54"0 от Гринвича" (Вторым является маяк Сосновецкий ).
Маяк представлял собой деревянную восьмигранную пирамидальную башню с расширенным основанием, обшитую досками и окрашенную светло-жёлтой краской. На башне установлен металлический фонарь, снабжённый осветительным аппаратом отражательной (катоптрической) системы, который состоял из 18 аргантовых ламп, при таком же числе рефлекторов. Высота огня маяка от основания -17,4 метра, от уровня моря - 89,4 метра. Освещение маяка произведено 01 (по старому стилю) августа 1863 года. Огонь на маяке зажигался 01 августа и гасился 30 октября. Для обслуживания маяка назначалась команда, которая состояла из смотрителя маяка и 6-ти рядовых. Первым смотрителем на Святоносском маяке был определён отставной унтер-офицер Филиппов. Условия жизни на маяках Белого моря, а особенно самом северном на то время в Российской Империи Святоносском, были суровые. В первую же зимовку 1862/1863 г от цинги из 6 человек команды погибло 5. Смотритель маяка тоже перенёс болезнь, что и заставило его, с истечением контрактного срока, оставить службу на маяке. В 1863 году вместо Филиппова был назначен новый смотритель маяка отставной унтер-офицер Алексеев. Следующая зима 1863/1864 года принесла новые испытания для маячных команд. В эту зиму от цинги на маяке погибла вся команда кроме смотрителя. Эти трагические события стали предметом серьёзного анализа в Морском Министерстве из "Отчёта по морскому ведомству" "В суровом климате наших северных морей, в пустынных и отдалённых от всякого жилья местностях Белого моря, при постоянном одиночестве и отсутствии разумной деятельности в течение двух третей года, люди гибли от цинги, несмотря на улучшение пищи и медицинские средства. Причина смертности - упадок духа, к которому располагает угрюмая и унылая природа Беломорья и недостаток деятельности, сопряжённой с какой - либо занимательностью". С года смотрителю и прислуге Святоносского маяка разрешено после освещения маяка выезжать в деревню Варзуга, отстоящую на 300 вёрст от маяка. На время отсутствия маячной команды маяк оставался под присмотром лопаря из Йоканьгского погоста. В апреле команда вернулась из Варзуги и нашла маяк и маячное хозяйство в полном порядке. Летом 1864 года на шхуне, обходившей маяки первый раз, находился священник, который совершил освящение маячных зданий, "исповедовал и приобщал Святых таинств каждого из маячных жителей. Такое назначение оказало большую пользу и самое благотворное влияние, не только на команды, долгое время лишённые исполнять обязанности веры, но и на лопарей, рассеянных по Терскому берегу Белого моря, которые не находили слов для выражения благодарности, когда обряд Святого крещения совершён был над детьми их" В последующее время обеспечение и быт маяка были улучшены.
В 1866 году казённая прислуга заменена вольнонаёмной. На маяк приняты: отставной унтер-офицер - солдатский сын, мещанин, крестьянин и лопарь всего 5 человек.
Интересна история смотрителя маяка Святоносский Евлампия Багрецова.
С 1896 по 1917 год он был смотрителем Святоносского маяка. В 1905 году начал терять зрение. Управляющий беломорскими маяками полковник Васильев нашел возможным оставить его на службе при условии, чтобы ему помогала жена, много лет исполнявшая обязанности служителя, и чтобы он нанял себе грамотного помощника.
Все последующие годы служба на маяке при полуслепом смотрителе исполнялась безупречно. Однако нашлись недоброжелатели, видимо, из числа желавших занять пост смотрителя, которые периодически посылали письма в Главное гидрографическое управление с сообщениями о том, что на нормальную работу маяка полагаться нельзя, так как им руководит слепой человек.
В 1913 году с ревизией на маяк прибыл заместитель начальника Главного гидрографического управления контр-адмирал Бухтеев. Он был удивлен отличной организацией службы на маяке, и доложил начальнику управления, что "Багрецов, будучи слепым, настолько сжился с маяком, что чувствует его работу, как свой организм. Ему заметны любые сбои в освещении, любой непорядок на вахте, он входит во все маячные дела, ему хорошо помогает его жена и помощник, который производит метеонаблюдения. Полагал бы справедливым, чтобы он за многолетнюю исправную службу был представлен к очередной награде".
После этого Е. Багрецов проработал смотрителем еще четыре, года и в 1917 году передал дела своему сыну".
В 1871 г. на лоцмейстерской шхуне "Самоед" из Петербурга было доставлено пять медных трёхфунтовых сигнальных пушек, которые установили на : Святоносском, Терско-Орловском, Жижгинском и других маяках. Эти пушки стали первыми средствами подачи звуковых сигналов на маяках Севера.
В 1872 году на той же шхуне "Самоед" на мыс Святой Нос был доставлен и 16 августа того же года установлен вблизи маяка закупленный в Лондоне туманный аппарат системы Гольмса (первый в России) с двумя горнами, действующими сжатым, от ручного насоса, и нагретым, посредством машины Эриксона, воздухом. Туманные сигналы слышны в тихую погоду на 3-4 мили, а по ветру на 4 - 5,5 мили. Установка аппарата производилась "рабочими людьми" под руководством поручика фон-Воганса. Аппарат давал возможность судам, попавшим в туман, определять положение мыса Святой Нос. В 1911 году вместо аппарата Гольмса на Святом Носу сооружена изготовленная в Москве акционерным обществом "Густав Лист" пневматическая сирена с керосиновым двигателем, так называемая Святоносская сирена.
1873 году произошла очередная трагедия: на маяке Жужмуйский никто не вышел встречать шхуну "Самоед" совершавшую плановый обход Беломорских маяков -смотритель маяка и вся вольнонаёмная прислуга - 3 человека были найдены мёртвыми. В 1874 году под председательством директора Гидрографического департамента вице-адмирала Вевель-фон-Кригера была учреждена особая комиссия, которая должна была проанализировать как условия, сложившиеся на маяках Белого моря, так и меры, которые необходимо предпринять, чтобы предотвратить в будущем подобные несчастья.
28 июля 1874 года Высочайше были утверждены соответствующие "Положения...". Для улучшения быта служащих на маяках и полного обеспечения их благосостояния в материальном и хозяйственном отношениях маяки начали снабжаться из казны главными предметами продовольствия, противоцинготными средствами, тёплой одеждой и снаряжением для звериной и рыбной охоты. Тогда же было высказано мнение о необходимости надела маяков участками земли для огородов и сенокосов с целью разведения овощей, свойственных климату, и содержания домашнего скота. В 1878 году Архангельский управлением государственного имущества были выделены 6 участков земли для этих целей, в том числе и на полуострове Святой Нос. В Лоции Белого моря 1913 года издания так описывается быт на маяке Святоносский: "Население у Святоносского маяка состоит из смотрителя, 3 служителей и их семей. Пресная вода в озёрах, а также в ручьях губы Волоковой. Леса для дров нет, а плавник сюда выкидывается редко. На маяке имеется корова и несколько овец; можно также иногда получить дичь оленье мясо и сухую провизию". Доставка грузов осуществлялась, да и теперь осуществляется, морем в губу Лопское Становище или в губу Волоковая. Для временного хранения грузов в губе Лопское Становище в 1867 году был построен амбар.
В 1890 году на маяке установлен новый фонарь и осветительный прибор системы Френеля, который открыл освещение 14 (по старому стилю) августа 1890 года. Фонарь и осветительный прибор были изготовлены в Париже на фирме "F.Barbier &C1e", а установлены русскими работниками под руководством архангельского губернского инженера Савицкого. Подряд на доставку, выгрузку и подъем фонаря и аппарата на маячную башню взял архангельский купец Шмидт. В связи с заменой фонаря была произведена частичная перестройка верхней части маячной башни.
В 1900 года начат перевод маяков на новое освещение с помощью керосино-калильных горелок с колпачком Ауэра, в 1910 году на маяке установлен телефон. Осуществлялась телефонная связь с Городецким и Орловским маяками, Городецкой сиреной и с почтово-тёлеграфной конторой в Летнем Иоканъгском погосте.
Маяк Святоносский светил постоянным белым огнем. Дальность видимости огня составляла 18 миль. Во время Первой Мировой войны Иоканьгский рейд служил местом формирования караванов судов, следовавших из Англии в Архангельск с запасом угля, провизии, воды и материалами. Основным ориентиром для входа на Иоканьгский рейд служил маяк Святоносский. Для увеличения дальности видимости огня маяка и более лёгкого отличия его от других, рядом расположенных маяков, было принято решение сделать огонь проблесковым, а дальность видимости увеличить до 25 миль. Для этого в Стокгольме было заказано новое фонарное сооружение и осветительный газокалильный аппарат. 15 февраля 1917 года фонарное сооружение и аппарат были приняты в казну и записаны на приход.
В последующие годы, в связи с развитием и совершенствованием светооптической аппаратуры, на маяке проводились соответствующие модернизации.
Свой эволюционный путь прошла и светооптическая аппаратура. В конце тридцатых годов маяк был переведён на электрическое освещение. В настоящее время в старом, 1917 года, фонарном сооружении установлена автоматическая
 sviatonosskiy5.jpg
светооптическая аппаратура АСА-500. Маяк светит белым проблесковым огнём. Дальность видимости 22 мили. В результате реконструкции маяка по настоящему проекту на нем установлена солнечная энергетическая установка в составе: 6 солнечных панелей, 10 аккумуляторов типа KL-950, светооптический аппарат на светодиодах фирмы Нави-Далc, который светит белым проблесковым огнём. Дальность видимости 8 миль.
В настоящее время штат маяка составляет 7 человек. 3 июня 2001 года совершено освящение маяка Святоносский, о чём сделана собственноручная запись ключарем Свято-Вознесенского кафедрального собора г. Мончегорска священником Сергием Погодиным.
В 2002 году решением Комитета по культуре и искусству Мурманской области маяк Святоносский внесён в "Список вновь выявленных объектов на территории Мурманской области, представляющих историческую, научную или иную художественную ценность" под Jfe 7/316 и подлежит охране в соответствии с требованиями Закона РФ "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
В настоящее время штат маяка составляет 7 человек. Смотрителем маяка работает с 26 ноября 1968 года по настоящее время Горбунов Михаил Иванович.
Информация перепечатана с издания "Экологический проект 2004"
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Святоносский маяк

Сообщение Инспектор » 31 Декабрь 2014 08:15

Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Святоносский

Сообщение Инспектор » 06 Январь 2015 22:00

 Святоносский 3_small.jpg
 кш_Святоносский_исправленный_small.jpg
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Маяк Святоносский

Сообщение dmi-shef » 08 Январь 2015 18:21

Спасибо за интереснейшую информацию!
Прослужил в Гремихе 13 лет, на маяк Святоносский взял огромное количество пеленгов. Много раз слушал его в радиоэфире и измерял радиопеленга на его радиомаяк. А вот побывать на нем не удалось.
Благодарен людям, которые на нем работали и работают!
dmi-shef
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 07 Январь 2015 00:27

Маяк Святоносский

Сообщение Инспектор » 08 Январь 2015 19:00

Сейчас уже, кажется, никто там не работает - закрыт!?
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 804
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

След.

Вернуться в Полярная география



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения