Жужмуйский маяк Историко – техническая справка
Жужмуйский маяк 3 класса установлен в средней части острова Большой Жужмуй, который вместе с расположенным рядом с ним островом Малый Жужмуй лежит на общем мелководье в средней части Онежского залива Белого моря.
Маяк получил наименование по названию острова, на котором он расположен. Сведений о происхождении названия острова пока не найдено.
Географические координаты Жужмуйского маяка:
широта 64° 40,7' N , долгота 35° 33,6' Е.
От маяка Жужмуйский до города Беломорск 21,3 мили – 39,5 км, до Соловецкого маяка 25,8 мили – 47,8 км.
Маяк установлен в расстоянии 700 м от береговой черты на возвышенности на высоте 36,30 м над уровнем моря.
Штатный номер Жужмуйского маяка по книге «Огни и знаки Белого моря» издания 2006 года – № 5090. Международный номер маяка по издаваемому Великобританией описанию огней - № L 6804.
Строительство маяков на острове Большой Жужмуй предполагалось ещё в 1843 году, но было отложено. В 1863 году был произведён выбор места для маяка, которое было признано удобным и гигиенически здоровым. Но были отмечены трудности с доставкой и выгрузкой материалов. Из-за ограниченности денежных средств нужно было сделать выбор очерёдности строительства между Жужмуйским и Зимнегорским маяками. Предпочтение было отдано Жужмуйскому маяку, поскольку он был признан «важным как руководитель при проходе поморских судов в Кемские и Поморские шхеры к местам их зимовок и весьма необходимым во время ночных плаваний на всём пространстве, изобилующем опасными мелями и банками от мыса Летний Орлов к городу Кеми и посаду Суме (ныне посёлок Сумский Посад на берегу реки Сумы) мимо обоих островов Жужмуев, особенно в конце сентября и в октябре, когда ночи продолжительные, и погоды ненастные, и судоходство по Онежскому заливу мимо островов Жужмуев деятельнее. В это время поморские суда целыми караванами, в числе 200 и более, возвращаются из Архангельска по окончании там осенней ярмарки в места зимовок на Поморском берегу. Противные и весьма сильные ветры и ночь, застав эти суда на средине Онежского залива, всегда заставляют их укрываться у Жужмуев. В Онежском заливе течение зависит от приливов и отливов и бывает в разное время с разных сторон и с разной скоростью» (Отчёт Гидрографического департамента за 1863 год).
Проекты и сметы на строительство упомянутых выше маяков составляли при управлении Архангельского (военного) порта.
На 1865 год Морским ведомством было выделено Архангельскому порту на строительство зданий служб Жужмуйского маяка 14 030 рублей. Подряд на выполнение работ получил купец 2 гильдии Серебряков из Нёнаксы – селения на Летнем берегу Белого моря между Архангельском и Унской губой.
К открытию навигации 1865 года здания служб были в Архангельске вчерне срублены и вместе с заготовленными для летних работ материалами были освидетельствованы комиссией. Затем здания были размечены, разобраны, погружены на суда и отправлены с артелями рабочих на остров. Из-за ветров выгрузка была трудной. Подрядчик потерял много времени, а суда получили значительные повреждения. 20 июня (2 июля) на остров прибыла комиссия на шхуне «Полярная звезда» для проверки работ и нашла, что выгружены только лесные материалы и по острову проложена дорога протяжённостью 2 версты для подвозки материалов.
Примечание. Далее в тексте даты перед скобками будут указываться по старому, в то время действовавшему стилю летоисчисления, а в скобках – по новому, ныне действующему стилю летоисчислению.
Подрядчик согласился передать «в пользу казны» установленное им вблизи от места разгрузки временное здание для рабочих («балаган»). Комиссия вместе с подрядчиком определила места размещения зданий служб и установила, что постройки и материалы согласно контракта находятся «на страхе и отчёте» подрядчика до окончания выполнения им контракта.
В течении сезона были построены здания служб, то есть два жилые дома, баня и склад без окончательной отделки.
Из-за сокращения по повелению императора Александра II «до крайних пределов» смет расходов Морского ведомства было распоряжено в 1866 году все строительные работы на Жужмуйском маяке прекратить и запросить у подрядчика условия, на которых он согласился бы расторгнуть контракт и продать построенные здания.
Управляющий Морским ведомством адмирал Николай Карлович Краббе (1814 – 1876) учитывая значение будущего маяка и размер понесённых затрат посчитал более полезным удержать за Морским ведомством здания служб в недостроенном виде. Подрядчику, с его согласия, заплатили 1 724 рубля. Охрану зданий маяка в размере 250 рублей в год до 1 января 1868 года было решено оплачивать за счёт остатка ассигнований, а с 1868 года – по смете Гидрографического департамента.
После возобновления финансирования строительства маяка Адмиралтейств – Совет 20 декабря 1869 года (1 января 1870 года) утвердил предложение Гидрографического департамента принять условия купца Серебрякова и отдать ему подряд за 19 300 рублей при сметной стоимости строительства 20 313 рублей (в том числе окончание строительства зданий служб 252 рубля и строительство маяка 17 790 рублей) с обязательным окончанием работ не позже 1871 года, а деньги ему выдать в течении трёх лет – в 1870, 1871 и 1872 годах по мере поступления ассигнований. Купец обязался восстановить здания служб, повреждённые после прекращения работ в 1866 году, заменить завезённые ранее строительные материалы на новые и лучшие без вознаграждения от казны.
Купец Серебряков получил 11 (23) февраля 1870 года подряд на строительство Жужмуйского маяка без торгов, поскольку командир Архангельского порта полагал, что купец сам занимавшийся мореходством и устройством других маяков, вполне готов содействовать на общую пользу, хотя бы и в ущерб другим его интересам.
К открытию навигации 1870 года Серебряков приготовил ряжевое основание, каркас и обшивку башни маяка, а также недостающие изделия для зданий служб. Комиссия от порта освидетельствовала все заготовки, после чего их разобрали, погрузили на суда и сам Серебряков с артелью рабочих отправился на остров.
27 июля (7 августа) 1870 года комиссия, которая прибыла на остров на шхуне «Полярная звезда», обнаружила, что здания служб почти закончены, а на выровненной площадке установлено загруженное камнем ряжевое основание маяка и начата установка стоек каркаса.
25 августа (6 сентября) 1870 года Серебряков сообщил, что 4 здания служб полностью готовы. Но комиссия из-за ремонта шхуны «Полярная звезда» выйти на остров не смогла, подрядчик окончательный расчёт не получил, постройки остались на его попечении. Но купец портовым властям претензий не предъявил. В это время маячный осветительный аппарат уже был доставлен в Архангельск.
Открытие освещения Жужмуйского маяка назначили на 1 (13) августа 1871 года. Но оно состоялось только 2 (14) августа из-за того, что отправленная из Архангельска шхуна «Полярная звезда» со смотрителем маяка прибыла к острову 1 (13) августа поздно вечером. Маяк к освещению подготовлен не был. В осветительном аппарате не была установлена лампа и в одной из рам фонарного сооружения не были вставлены штормовые стёкла. Все эти работы выполнили за ночь.
2 (14) августа 1871 года при заходе солнца было открыто освещение Жужмуйского маяка. Маяк освещали до завершения навигации. В последующие годы маяк светил с 1 (13) августа до 1 (13) ноября.
Маяк представлял собой 8-гранную пирамидальную деревянную жёлтую башню с металлическим красным фонарным сооружением. Высота маяка была 26,23 м, в том числе высота башни 20,13 м и высота фонарного сооружения 6,10 м.
На маяке был установлен отражательный осветительный аппарат с 20-ю фитильными лампами, работавшими на рыбьем жире и конопляном масле до 1887 года включительно. 20 ламп и соответственно 20 отражателей – рефлекторов были равномерно расставлены по кругу, так как маяк имел круговое освещение, и каждая лампа освещала сектор в 18°. Высота огня над уровнем моря была 44,53 м, а от основания маяка – 23,18 м. Огонь маяка был белый постоянный. Дальность видимости огня была 12 миль – более 22 км.
На острове, кроме маячников, никаких жителей не было. Маяк находился в ведении командира Архангельского порта. Остров Большой Жужмуй был в ведении Морского ведомства. Сначала предполагалось на время навигации иметь на острове вольных лоцманов из местных поморов для проводки иностранных судов в селение Сороки – ныне город Беломорск, где петербургский купец Беляев открыл лесопильный завод, но это пожелание не было реализовано.
Условия обитания на острове были удовлетворительные. В колодце недалеко от уреза воды была питьевая вода хорошего вкуса. На острове рос хороший «дровяной» лес. По берегам волны выкидывали много пригодного для дров плавника.
Было выяснено, что подходить к острову можно почти всюду, сообразуясь с ветром и прибоем, хотя берега в некоторых местах имеют каменистые подводные рифы. Якорные стоянки удобны с северо – восточной и юго – западной сторон острова.
В отчёте Гидрографического департамента за 1873 год сообщалось, что по открытии навигации в 1873 году на Жужмуйском маяке были найдены мёртвыми смотритель маяка и все 3 человека наёмной прислуги. Полагали, что смерть последовала от цинги. Когда на маяке была казённая прислуга – матросы флотского экипажа, то обеспечение её продовольствием входило в обязанности порта. Маячникам выдавали и противоцинготные средства. С введением вольнонаёмной прислуги руководству представлялось естественным предоставить ей самой распоряжаться продовольствием без вмешательства портового начальства. На деле оказалось, что рано предоставлять такую самостоятельность хотя и местным, привычным к особенностям северного края, но малоразвитым жителям. Управляющий Морским ведомством приказал образовать при Гидрографическом департаменте особую комиссию для принятия мер по предотвращению в будущем подобных несчастий на беломорских маяках, находящихся в исключительно неблагоприятных условиях.
По ходатайству Архангельского портового управления в Министерство государственных имуществ о наделении маяков участками земли для огородов с целью разведения овощей, соответствующих климату, и для сенокосов для содержания домашнего скота последовало 2 января 1878 года соизволение императора и, затем, предписание Архангельскому управлению государственными имуществами о передаче участков казённой земли в заявленном размере для устройства огородов и содержания скота при 6 маяках, в том числе на острове Большой Жужмуй. Геодезические работы по отводу участков были выполнены летом 1878 года.
В 1880 году при Жужмуйском маяке начали вести наблюдения «над высотой барометра, термометра и направлением ветра 3 раза в сутки – в 6, 14 и 22 часа».
С 1888 года вместо ранее использовавшихся в лампах маячного осветительного аппарата конопляного масла и рыбьего жира стали применять пиронафт – сорт керосина. Его расход был на одну фитильную лампу от 9 до 11 золотников – от 39 до 47 грамм в час. Ламп было 20. Для освещения маяка нужно было от 780 до 940 граммов или от 0,92 до 1,10 литра керосина в час.
В 1887 – 1888 годах смотрителем маяка был Морозов.
В 1889 - 1890 годах смотрителем маяка был Лиханов. В 1890 году его сменил И.П.Башмаков, который был смотрителем маяка до 1902 года, когда его сменил Большаков. Сын И.П.Башмакова – П.И.Башмаков, выросший на маяке, был выдающимся гидрографом – маячником, одним из руководителей Гидрографической службы на северных морях СССР. Он написал замечательные, единственные в СССР, книги, в которых изложил историю маячного дела и его состояние на момент написания книг: «Навигационные оборудования. Техническое и практическое руководство» и «Маячное дело и его историческое развитие».
С 1884 года начало освещения маяка перенесли с 1 (13) августа на 20 июля (2 августа). Сейчас маяк начинают освещать ещё раньше – с 28 июля.
В 1894 году Жужмуйский маяк 2 разряда имел вольнонаёмную прислугу в составе 5 человек, в том числе 4 мужчины и 1 женщина. С 1895 года маячная прислуга стала состоять из 3 мужчин и 2 женщин. На содержание маячной прислуги смотрителю маяка на год выдавали 600 рублей.
На всю долгую северную зиму сообщение с маяком прерывалось. Количество проживавших на маяке людей превышало штатную численность, что объяснялось присутствием на маяке в течение всей зимы семейств смотрителя и маячных служителей, а также прислуги, нанимаемой смотрителем маяка для своего домашнего хозяйства. В числе маячных служителей члены семейства смотрителя маяка были в меньшинстве.
В 1897 году маяку был присвоен 1 разряд и на содержание маячной прислуги выделялось уже 800 рублей.
В 1899 году штатная численность вольнонаёмной прислуги была увеличена до 6 человек. При маяке продолжали вести метеорологические, гидрологические и за перелётами птиц наблюдения.
В последующие годы маяк освещают по 1217 часов в году. Расход пиронафта составляет около 57 пудов – 934 кг или 1100 литров за навигацию.
К 1907 году деревянная маячная башня Жужмуйского маяка пришла в ветхое состояние и согласно «Общему плану маячных работ» подлежала замене на металлическую. Морским ведомством было предложено нескольким русским заводам представить свои проекты на конкурс. По итогам рассмотрения полученных проектов и смет заказ на изготовление двух башен для Жужмуйского и Соловецкого маяков был выдан Путиловскому заводу в Санкт-Петербурге.
В навигацию того же 1907 года по получении утверждённых смет были начаты работы по устройству железобетонной фундаментной плиты размером в плане 8,45 х 8,45 м и толщиной 1,20 м.
В 1908 году работы по бетонированию фундамента были закончены. Для руководства строительством из Санкт-Петербурга был прислан техник Лосев. Инспектировал работы командированный от Строительной части Морского технического комитета инженер-полковник Затурский. Из-за ветхости старой деревянной башни металлическое фонарное сооружение и осветительный аппарат были разобраны. Освещение маяка производилось призматическим фонарём, установленным на верхней площадке башни. Слабое освещение маяка вызвало нарекания мореплавателей. В августе 1908 года на маяк пароходом Мурманского товарищества «Михаил Куни» был доставлен новый французский осветительный аппарат.
В 1909 году из Санкт-Петербурга в Архангельск пароходом того же товарищества были доставлены обе заказанные маячные башни. Одна из них была установлена на Жужмуйском маяке в том же году и стоит до сих пор уже 107 лет. В том же 1909 году новый Жужмуйский маяк открыл освещение.
Маяк состоит из трёх основных составляющих: башни, фонарного сооружения и осветительного аппарата. Башня представляет собой
4-гранную стальную пирамидальную решетчатую контрфорсную конструкцию, предназначенную для обеспечения устойчивости центрального цилиндрического стального ствола, являющегося основной несущей конструкцией, на который опирается фонарное сооружение. Высота башни от фундамента до верхней площадки 20,5 м.
Ствол башни диаметром 2,0 м, в котором смонтирована винтовая лестница, состоит из 13 обечаек высотой по 1,50 м. Каждая обечайка собрана из 4 царг. Конструкция башни, разработанная инженерами Путиловского завода, соответствует условиям её сборки на необорудованном морском побережье с возможным применением только ручного труда и лёгких грузоподъёмных механизмов. Ствол опирается на железобетонный цоколь высотой 1,0 м. Каждая царга соответствует дуге окружности в 90° и имеет длину 1,57 м при высоте 1,50 м, что позволяло производить сборку с применением простых грузоподъёмных средств. В стволе один дверной проём внизу и 4 оконных проёма по высоте для освещения внутреннего помещения.
Решетчатая конструкция имеет в основании размер в плане
6,25 х 6,25 м, а в верхней части под площадкой – 2,70 х 2,70 м. Решетчатая конструкция выполнена из уголкового стального проката. Она состоит из 8 панелей с раскосами, в том числе 3 нижних и с подпорками.
Верхняя квадратная стальная площадка размером в плане 6,50 х 6,50 м опирается на кронштейны решетчатой конструкции. Для уменьшения амплитуды колебаний верха башни с фонарным сооружением и осветительным аппаратом углы верхней площадки закреплены к анкерам стальными тросовыми оттяжками – бакштагами, установленными под углом 45° к горизонтали.
Первоначально Главное гидрографическое управление планировало установить на маяке осветительный аппарат новой конструкции типа «Молния» французского изобретателя Бурделля с мощными яркими проблесками, в котором вращающаяся оптическая система устанавливалась на ртутном поплавке. Но по ходатайству Дирекции маяков и лоции Белого моря о сохранении по местным условиям постоянного огня маяка на его верхней площадке было установлено фонарное сооружение с френелевским светооптическим аппаратом 3 разряда большой модели французской фирмы Barbier, Benard & Turenne Constructeurc. 8-гранное фонарное сооружение с диаметром описанного круга 2,46 м и высотой 5,20 м имеет одноярусное штормовое остекление высотой 1,25 м, состоящее из 8 плоских прямоугольных стёкол толщиной 8 мм.
Высота маяка от спланированной поверхности грунта стала 26 м.
Маяк имел белый постоянный круговой огонь с осевой силой света 15 000 свечей и дальностью видимости 20,5 миль – 38 км.
Оптическая система имела диаметр 1000 мм и высоту 1640 мм. Поясная линза состояла из 12 диоптрических элементов. Купол и основание оптической системы образовывали 15 катоптрических элементов. Оптическая система была изготовлена из оптического стекла очень высокого качества.
Источником света была керосино-фитильная лампа, которая в 1927 году была заменена на керосино-калильную горелку системы Черемного, изготовленную в мастерской № 1314. Использовался калильный колпачок диаметром 60 мм и высотой 120 мм. Расход керосина снизился до 500 грамм – 0,59 литра в час.
При Жужмуйском маяке, как и при некоторых других беломорских маяках, удалённых от населённых пунктов, имеется кладбище, где покоятся маячники. До 1900 года была при маяке построена часовня, как написано в «Отчёте Главного гидрографического управления за 1900 год», «…для удовлетворения духовно – нравственных и религиозных чувств служителей маяка, где в свободное время и в праздничные дни смотритель маяка читает присутствующим избранные места евангелия или церковные песнопения». С 1948 года в помещении часовни размещалась начальная школа, а с 1967 года – медпункт.
В период реконструкции маяка с 1907 по 1909 годы при маяке были построены два деревянных жилых дома, баня, склады. В 1918 году был построен ещё один жилой дом.
Учитывая, что доставка людей и грузов на маяк возможна только морем, установлено, что наиболее удобная якорная стоянка с глубинами от 11 до 14 м расположена с северо – восточной стороны острова в расстоянии 4 кабельтовых – 740 м от берега. Для обеспечения подхода к ней в 1928 году в расстоянии 640 м от маяка был установлен Жужмуйский створный несветящий знак – 4-гранная деревянная пирамида высотой 6,4 м с белым прямоугольным щитом и с чёрной вертикальной полосой посредине.
В 1957 году силами маячно – ремонтной группы и персонала маяка было построено рубленное маячно – техническое здание, в котором установили два дизель-электрических агрегата и аккумуляторные батареи марки С-8. Размер здания в плане 13,7 х 6,5 м, общая площадь 81 кв.м, высота помещений 3,30 м.
С 31 июля 1957 года Жужмуйский маяк был переведен на электрическое освещение. В классный светооптический аппарат маяка вместо керосино-калильной горелки в качестве источника света была установлена электролампа. Характер огня маяка был изменён с постоянного на длительно – проблесковый, но дальность видимости огня сохранилась 20 миль – 37 км.
В 1968 году при маяке был установлен автоматический радиомаяк марки МРМ-61, который начал работать с 12 сентября. Радиомаяк разместили в здании склада маячного технического имущества на берегу на северо-восток от маяка в расстоянии 780 м. Для подвески Т-образной антенны были установлены деревянные мачты – опоры высотой по 16 м. В 1982 году был установлен новый автоматический радиомаяк марки АНРМ-50. Он имел опознавательный сигнал «БР» по азбуке Морзе и работал на частоте 309,5 кгц и волне длиной 969,2 м в круговом режиме с дальностью действия 20 миль – 37 км круглосуточно в период навигации. В 2010 году установили новый автоматический радиомаяк марки «Агат-3».
В 1980 – 1983 годах начальником маяка был А.Г.Агеев, в 2003 году – А.Акулов.
В 2015 году на маяке был установлен небольшой светооптический аппарат марки ЭМ-200 с электролампой марки ММ 12 х 23 мощностью 23 вт при напряжении 12 в с электропитанием от батарей.
Маяк был переведён в автоматических режим работы и в разряд светящих навигационных знаков. Персонал маяка был снят.
Маяк находится в ведении Гидрографической службы Северного флота.
Использованная литература
1. Описания маяков, башен и знаков Российской Империи по берегам Белого моря, издания разных лет.
2. Огни и знаки Белого моря, издания разных лет.
3. Ежегодные отчёты Гидрографического департамента и Главного гидрографического управления Морского министерства за разные годы.
4. Лоция Белого моря, 1995 год, 335 стр.
5. П.И.Башмаков, Маячное дело и его историческое развитие, 1925 г., 217 стр.
6. П.И.Башмаков, Навигационные ограждения, 1935 г., 440 стр.
7. И.Модестов, Строительство маяков, 1934 г., 107 стр.
Ю.Шухин
25 мая 2016 года
http://mayaki-sssr.spb.ru