Тайна острова Кильдин

Общая информация и различные обьекты - памятники, маяки, заповедники и прочее.

Тайна острова Кильдин

Сообщение [ Леспромхоз ] » 21 Июль 2009 22:35

Тайна острова Кильдин
21.07.09 20:15
http://www.tv21.ru/news/2009/07/21/?newsid=12620

Самая северная в мире мощеная дорога, филиал Красной площади. Что стало с теми, кто возводил на острове Кильдин "Золотой километр Рокоссовского".

Мы продолжаем серию репортажей с таинственного острова Кильдин. Экспедиция туда была организована Всемирным фондом дикой природы. Ее участники столкнулись на острове с немалым количеством загадок - это и уникальное озеро Могильное, и шестиметровые камни-сундуки, и брошенные ракетные шахты. А также прогулялись по самой северной в мире булыжной мостовой. В народе этот участок дороги называют "Золотой километр Рокосовского".

Остров Кильдин - небольшой. От западного берега до восточного - 20 киломеров. Но дорогу дорогой можно назвать лишь условно - грунтовка, разбитая тяжелой техникой, ямы, ухабы, лужи, ручьи. И вдруг, ни с того, ни с сего - участок булыжной мостовой. Камень к камню, по бокам тротуарная отсыпка и оборудованные стоки для воды.

"Золотой километр Рокоссовского" - одна большая загадка. Историки не могут дать ответ ни на один вопрос - кто построил эту дорогу, когда, и самое главное, зачем она нужна на острове.

"Золотой километр" - народное название. Собственно, тут и не километр - а 830 метров. Можно только представить, сколько труда было положено, чтобы построить дорогу тут, в заполярной глуши.

Разные исторические источники по разному объясняют, откуда и когда появилась эта дорога. Одни говорят, что строили ее после войны военные, другие утверждают, что булыжная мостовая - дело рук заключенных узников ГУЛАГа. Краевед Михаил Орешета занимается поиском отгадки "Золотого километра" уже тридцать лет. В середине 70-х ему удалось встретиться с человеком, который был на Кильдине и видел, как идет кильдинская стройка - мощных артиллерийских батарей и попутно - дороги.

- Как он рассказывал, секретность была колоссальная. Жили за колючей проволокой, гоняли как скот на работу, и обратно за колючую проволоку, - говорит Михаил Орешета.

Сколько их было, узников сталинского ГУЛАГа, теперь не узнать. Говорят, что на Кильдине с 1935 по 1938 годы было два лагеря - один женский. И, якобы, как раз женщины строили эту дорогу. Второй - мужской, где сидели офицеры Красной армии и генералы. И якобы именно они назвали "Золотой километр" в честь маршала Рокоссовского.

По словам Михаила Орешеты, лагерь на острове перестал существовать в 1938-м. Тех заключенных, кто выжил - не расстреляли, для них придумали более страшную смерть. Погрузили на две баржи и потащили в Баренцево море.

- Эти две баржи с политзаключенными дотащили до острова Колгуев и высадили людей на этот безлюдный остров. Все погибли. Сильнейшие съели слабейших, - говорит Михаил Орешета.

От лагеря на острове Кильдин почти ничего не осталось. Только батареи, построенные заключенными, да "Золотой километр Рокоссовского" - вечный памятник сталинскому ГУЛАГу.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Тайна острова Кильдин

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Июль 2009 23:39

"Остров Кильдин. История освоения острова Кильдин в Баренцевом море с XVI века до наших дней. Исторические факты, мифы, редкие архивные документы, отчеты экспедиций, свидетельства очевидцев, фотографии"
http://ostrov-kildin.narod.ru/Marshal.html
© KILDIN.RU 2007, © "СПАСИТЕ СЕВЕР" 1997, 2007

Золотой километр Рокоссовского:
по следам кильдинского лагеря...

Вдоль южного берега острова Кильдин проложена дорога, соединяющая восточную и западную части острова. За дорогой закрепилось название "дорога жизни". Участок дороги в 1 км от речки Черная в сторону Восточного Кильдина выложен гладкими булыжниками, причем участок в середине дороги. Некоторые даже сравнивают его с Красной Площадью... Но выложить даже несколько десятков метров дороги на острове ровными камнями, это адский нечеловеческий труд! Этот участок кильдинский автобан получил название «золотой километр» или «золотой километр Рокоссовского»!!!

 Doroga1500.jpg
"Дорога жизни", "Золотой километр".
Фото Михаила Федюка, 2005
Дорога построена по всем правилам: небольшой наклон к краям дороги, канавы с двух сторон, пешеходные тропинки, посыпанные битым сланцем. После "золотого километра" дорога выложена из крупных сланцевых камней, посыпанных мелкой битой сланцевой крошкой. Кто и когда строил эту дорогу и как имя великого маршала Победы оказалось связанным с кильдинской дорогой?

Маршал Рокоссовский

Константин Константинович Рокоссовский, родился в 1896 г. в г. Великие Луки в семье поляка-машиниста Ксаверия Юзефовича и русской учительницы Антонины Овсянниковой. Оба родителя были из обедневших дворянских родов... Рокоссовский в 16 лет остался без родителей. В Первую мировую войну он добровольцем ушел на фронт, а в 1917 году перешел на сторону Красной Армии и вскоре уже командовал эскадроном, а затем дивизионом. Рокоссовским был одним из первых награжден новоучрежденными орденами Красного Знамени. В 20-30-ые годы Рокоссовский служил в Забайкалье и на Дальнем Востоке, в течение некоторого времени был военным советником Чан Кайши. В 1936 Константина Константиновича переводят в Ленинград и назначают командиром корпуса. Во время войны Рокоссовский командует армиями и фронтами. Вот некоторые из военных операций, в которых принимал участие талантливый полководец: оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, операция «Багратион», освобождение восточной Европы... Ему не позволили взять Берлин, переведя на другой фронт... Рокоссовскому выпала честь командовать Парадом Победы в 1945 г. в Москве. Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, кавалер Ордена Победы... После войны К.К. Рокоссовский был Министром Национальной Обороны и Зам. Председателя Сов. Министров Польской Народной Республики. В 1956 г. Рокоссовский возвращается на родину и в 1956-1962 г. Зам. Министра Обороны СССР. Похоронен в 1968 г. в Кремлевской Стене. Многие историки и специалисты оперативного искусства не только сравнивают полководческий талант Рокоссовского с Жуковым, но и отмечают превосходство Рокоссовского по многим показателям.

Я умышленно пропустил временной отрезок биографии великого маршала в 1937-1940 г. В эти годы, сразу после переезда в Ленинград, Константин Константинович был арестован. Его польское происхождение и долгая служба на востоке страны дали повод для клеветы: его обвинили в связях с польской и японской разведками. Рокоссовского доставили в «кресты» (тюрьма в СПб), где били, пытаясь вытащить показания и трижды водили на расстрел. Можно было бы несмело предположить, что Рокоссовский за 3 года ареста прошел через систему лагерей и тюрем ГУЛаг. И, предположим, будучи в одном из северных лагерей, это известие могло долететь и до Кильдина. Ну а далее, человеческая молва с годами все перепутала и стал участок дороги на острове называться «золотой километр Рокоссовского». Но во многочисленных автобиографических статьях и интервью с родственниками проходила информация, что Рокоссовский все 3 года провел в «крестах»... Более того, в нескольких книгах опубликована вот такая справка:

Справка

Выдана гр-ну Рокоссовскому Константину Константиновичу, 1896 г.р., происходящему из гр-н б.Польши, г.Варшава,в том, что он с 17 августа 1937 г. по 22 марта 1940 г. содержался во Внутренней тюрьме УГБ НКВД ЛО и 22 мартаи 1940 г. из-под стражи освобожден в связи с прекращением его дела. Следственное дело № 25358 1937 г.


И вот совсем недавно, в сети, я нашел такую информацию: «Рокоссовский был осужден на 10 лет ГУЛАГа и отправлен в лагерь в Норильске» ??? Так был ли вынесен приговор Рокоссовскому и где он отбывал "наказание" на самом деле?

По следам кильдинского лагеря

О существовании кильдинского лагеря я узнал во время посещения острова в 1997 г. - рассказали местные жители. Известно, что любое историческое событие со временем обрастает бородатыми слухами и легендами. Так и местные жители рассказали мне, что на Кильдине было два лагеря: мужской и женский, и что мужской лагерь состоял в основном из осужденных генералов... О строительстве военных объектов на Кильдине в предвоенные годы при участии заключенных писал и известный мурманский историк Ушаков, ссылаясь на свои встречи с ветеранами. С его слов, заключенные строили батарею, дороги, аэродром... и другие военные объекты. В том же году я посетил московские отделения обществ "Мемориал" и "Память", но следов кильдинского лагеря там не было. Ближайший к Кильдину был Кольский ИТЛ, который привлекался к строительству военных объектов на побержье...

Идея создания лагеря на Кильдине возникла еще в 20-ые годы. В 1926 г. широкой огласке общественности было предано дело "чубаровцев" - дело о групповом изнасиловании девушки. Суд над “чубаровцами” в декабре 1926 года стал показательным процессом. До этого была развернута широкая кампания в прессе, газеты публиковали откровенные показания задержанных... Тут же печатались коллективные письма в редакцию: “Хулиганов - каленым железом!”, “Только высшая мера наказания может быть для этих преступников-бандитов!”, “Суровыми мерами вырвем из нашего Красного Ленинграда гнездо зверей-хулиганов!” Понятие хулиганства стали трактовать расширенно, теперь к нему относили почти все совершенные преступления. Городские власти словно очнулись от спячки и тоже высказывались за смертную казнь для особо злостных хулиганов, и вообще шпане не место в Ленинграде!.. “На заседании губисполкома зав. административным отделом т. Егоров указал, что надо высылать хулиганов. Возник проект ссылать их на необитаемый остров Кильдин,” - писала “Красная газета”. Но через несколько дней с необитаемого острова пришло письмо: “Житель о. Кильдина Кустов пишет, что Кильдин - центр рыбного промысла населения Мурманского побережья. Там есть и постоянное население - около 100 человек. Остров - заповедник белых и голубых песцов, с уникальными природными условиями”. Люди там живут только надеждой на будущее, “потому что настоящего у нас нет”, не надо на Кильдин хулиганов!
В декабре перед судом предстали двадцать семь обвиняемых в возрасте от 17 до 25 лет; семерых из них приговорили к расстрелу, остальных к разным срокам заключения в Соловецком лагерь особого назначения, двое подсудимых были оправданы... Но до Кильдина, слава богу, "чубаровцы" не добрались.

***

В июле 2007 года, стоя на "золотом километре", я пытался понять логику руководителя строительства: почему участок в 1 км начинается ничем и заканчивается ничем.

 ZKRwestborder.jpg
Начало "золотого км".
Фото ДК, 2007
Западный конец дороги имеет четко выложенную по линии границу, можно предположить, что это начало строительства. Это место находится всего в нескольких метрах от речки Черной, а заканчивается дорога недалеко от старой водокачки. Таким образом, первая пришедшая на ум версия - это строительство дороги для снабжения водой Восточного Кильдина. По версии местных жителей (1997) начальник лагеря хотел отличиться, построив образцовый объект на Кильдине, но по каким-то причинам не смог закончить начатое...
Другая версия: дорога должна была идти к лагерю. Но где находился лагерь?

Не найдя возможности выйти на архивы НКВД-МВД, поиск кильдинского лагеря был продолжен в военных архивах... На одной из подробных карт острова 1941 г. были нанесены все постройки на Кильдине. Во время войны карта имела гриф "СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО". На карте изображены все, даже самые маленькие постройки. Из обособленных строений на Восточном Кильдине можно выделить только печи для сжигания йода вдоль побережья, несколько отдельных изб на северо-востоке и 3 барака недалеко от речки Черная в восточной части острова. Возможно, что эти 3 барака и были кильдинским лагерем... В пользу восточной версии расположения лагеря говорят и легенды, передающиеся кильдинцами из уст в уста. На следующей фотографии, со слов ее хозяина, Николая Коменданта, служившего в ПВО на Восточном Кильдине, группа военнослужащих сфотографирована возле могилы-памятника начальника лагеря или его зам.полита!

 gravegulag650.jpg
Николай Комендант (слева) с сослуживцами:
прапорщиком Кукиныи и л-том И.Чижом
у могилы начальника (замполита?) лагеря.
1976
На кладбище в восточной части острова было много могил, котороые по внешнему виду можно отнести к захоронениям узников лагеря: ни звезд, ни крестов, даты смерти 1939-1953, даты рождения 1900-1910 (примерно). Фамилии были как мужские, так и женские. Известно, что в те годы на острове гражданского населения оставалось буквально единицы. В 1997 г. я переписал несколько фамилий в надежде найти родственников или что-то узнать о людях, похороненных на кладбище. В 2007 г. я не смог найти ни одной фамилии: "охотники" за металлом оторвали все таблички с надгробий...

И все же следы лагеря найти удалось. В Центральном Военно-морском Архиве (ЦВМА) в документах 2 Отдельного Артиллерийского Дивизиона (оад) я нашел такую информацию:

"2 ОАД Мурманского Укрепрайона (МУР) СФ создан на базе 10-ой батареи МУР на острове Кильдин. Строительство началось с конца 1935 г. Основные строительные работы выполнялись Управлением начальника работ № 97 и 115 строительным батальоном." Итак, Управление начальника работ № 97 - типичное официальное название лагеря!

"Весной 1940 г. сформирована 122-мм батарея №-191 на механической тяге, место – восточный Кильдин... К этому моменту началось строительство грунтовой дороги для данной батареи вдоль южного побережья острова."

"В мае 1941 началось строительство бетонного КП (2 оад - ДК). С началом войны началось форсированное строительство 130-мм открытой батареи №-827 на востоке острова Кильдин. Строили ускоренными темпами л/с батареи и строительство №-97."

Можно также предположить, что и аэродром в 1942 г. на Кильдине был построен силами Управления начальника строительства № 97.

Мои предположения о том, что Управление начальника работ № 97 и есть "кильдинский лагерь" рассеялись после встречи в сентябре 2007 г. с ветеранами 97-го строительства - это было подразделение Инженерной службы СФ... Но ветераны-кильдинцы хорошо помнять "строителей"-заключенных, которые строили дорогу:"...казалось, что они все были черные,- черные одежды, черные бороды, черные лица и глаза. Они жадно ловили взглядом каждого проходящего мимо человека, который, возможно, напоминал им о той далекой жизни, которая была у них до лагеря..."

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11079
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Тайна острова Кильдин

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Июль 2009 23:46

padsee пишет:Тайна острова Кильдин

... По словам Михаила Орешеты, лагерь на острове перестал существовать в 1938-м. Тех заключенных, кто выжил - не расстреляли, для них придумали более страшную смерть. Погрузили на две баржи и потащили в Баренцево море.
- Эти две баржи с политзаключенными дотащили до острова Колгуев и высадили людей на этот безлюдный остров. Все погибли. Сильнейшие съели слабейших, - говорит Михаил Орешета.


Вобщем, похоже на очередную "Пижму".
Если дорогу мастерили в 1940, то для заметания следов "перетопить всех строивших" двумя годами раньше - в 38-м несомненно выдающаяся по коварству затея.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11079
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Тайна острова Кильдин

Сообщение Kirindas » 22 Июль 2009 05:37

тема интересная, но всякого рода спекуляции на теме репрессий противны
ввиду чего небольшой оффтоп
вспоминается приписываемое разным отечественным историческим лицам: "мужиков бабы новых нарожают, а лошадей жалко"
поэтому допустим:зеки ладно, новых арестуют
но баржа казенная, денег стоит
могу поверить, что потонула баржа по халатности, но чтоб специально...
хотя да, был я в портах, видел "забытые и ненужные" полузатопленные корабли и суда, но они ржавеют не потому как их бросили, а потому как руки не доходят разделать на металл
поэтому в то что баржи и прочую технику топят дабы убрать свидетелей не очень верится
это как затопить строителей и технику на канале им Москвы (тоже очередная пижма)
каждая машина наперечет, экскаваторы и паровозы за золото покупают, а тут кроваваягебня открывает краник (или что там надо открыть???) и миллионы народных рублей скрываются в пучине вод
однако если посмотреть чуть внимательнее, и если речь идет о шахтах на острове, то это не просто стадо зеков (расходный, так сказать, материал), это рабочие типа шахтеров или метростроевцев, т.е. ценный квалифицированный персонал
после очередной такой истории о "миллиардах расстрелянных лично Сталиным" впору усомниться в самом факте репрессий
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Re: Тайна острова Кильдин

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Июль 2009 07:43

"7 чудес на краю света": Остров Кильдин
01.07.09 20:10
http://www.tv21.ru/index.php?menuid=1&newsid=12589

Дивный остров Кильдин, загадочное озеро Могильное. Смогут ли его увидеть туристы и не помешает ли это уникальным памятникам природы.

Создать на острове Кильдин природный парк, объявить всю его территорию особо охраняемой зоной. С такой идеей выступило баренцевоморско-беломорское отделение Всемирного фонда дикой природы. Кильдин - уникальный природный памятник, на территории которого расположены объекты федерального значения. В первую очередь озеро Могильное.

Мы очень долго и настойчиво пытались проникнуть на этот остров. И вот нашей съемочной группе это удалось. Благодаря помощи Всемирного фонда дикой природы. Вместе с этой общественной организацией телекомпания ТВ-21 проводит народный конкурс "Семь чудес на краю света". Остров Кильдин наверняка войдет в великолепную семерку заполярных чудес.

Кильдин. Вроде бы, до него рукой подать - расположен он сразу на выходе из Кольского залива. Идущие в море корабли проходят мимо него, но высадиться на берег не так-то просто. В прошлом году наша съемочная группа дважды пыталась покорить чудо-остров. Первый раз погода помешала, второй - военные закрыли выход из залива из-за учений. А потом начался штормой сезон.

В этом году все шло как по маслу. Экспедиция, в составе которой специалисты Всемирного фонда дикой природы, регионального комитета по природным ресурсам и ПИНРО отправилась на борту яхты "Катарина". То расправляя паруса, то на моторе - уже через восемь часов мы подплывали к Кильдину. Остров этот - 2 мили в длину, миля в ширину - не спутать с другим. Высокие крутые скалы с одной стороны, и низкий берег - с другой. От Кольского полуострова Кильдин отделяет небольшой, но судоходный пролив. А вот и Могильное озеро, десятилетия привлекающее к себе внимание ученых самых разных специальностей. Внешне особо ничем не примечательное.

- По своей структуре это уникальное озеро, - говорит Олег Суткайтис, директор Баренцевоморско-беломорского отделения Всемирного фонда дикой природы. - Здесь несколько слоев воды. Верхний - опресненный, потом слой соленой воды и самый низкий - сероводородный.

Когда-то это озеро было частью моря. Потом возникла перемычка - всего-то в десяток метров. Окрестные ручьи опресняют могильное, морской прилив, проникая в него - пополняет слой соленой воды. В зависимости от стадии прилива-отлива, уровень воды в озере меняется.
Пресный и соленый слои воды не перемешиваются - потому в озере одновремено живут, как пресноводные, так и морские рыбы.

Еще одна особенность этого озера - в нем обитает особый вид трески - кильдинская. Этот вид включен в Красную книгу Российской Федерации , причем с очень высоким статусом. Этот вид обитает только в этом озере и, естественно, он очень уязвим. Любое нарушение гидрологического режима, как и попадание химикатов, как прорыв перемычки, взаимодествующей с морем, может уничтожить этот вид.

Сегодня охраняемой зоной на Кильдине считается только озеро. Его берега - нет. Старые столбы, какие-то развалюхи, оставшиеся от военных, которые как были, так и сейчас формально, но остаются тут хозяевами - не украшают остров. Экологи полагают, что статус природного парка многое бы изменил. Но при этом, строго охраняя, нужно сделать Кильдин доступным для организованных групп туристов. Разве можно скрывать от людей такие чудеса, как вот эти нерукотворные каменные столбы.

Поморы называли их сундуками. Моряки рассказывая о них говорили - "злобные и коварные". Возникли они из-за разрушительного воздействия морских волн и арктических ветров. Со временем их становится все меньше и меньше. Природа, великолепнейший скульптор, меняет их формы - но камни стоят, поросшие цветущей розовой родиолой - золотым корнем.

Чудный остров Кильдин, таинственное озеро Могильное, удивительные камни-сундуки - чудеса на краю света. Если вы согласны - голосуйте.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Тайна острова Кильдин

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Июль 2009 07:46

Мертвый остров Кильдин
09.07.09 20:10
http://www.tv21.ru/news/2009/07/09/?newsid=12370

Сегодня в Мурманск с острова Кильдин вернулись участники первого пресс-тура. Поездка была организована при поддержке Всемирного Фонда дикой природы. И впервые нам удалось увидеть этот уникальный и закрытый военными объект во всей его красе. Сегодня мы начинаем цикл репортажей об острове Кильдин - мы надеемся, что они помогут гражданским и военным властям задуматься над тем, как сохранить этот объект, который с полным правом может претендовать на звание "чуда на краю света".

Яхта «Катарина» причаливает к берегу - позади 8 часов пути по Кольскому заливу, болтанка на выходе из него. Издалека остров выглядит великолепно, чуть подходим поближе - вид настораживает, спускаемся на берег - зрелище предстает удручающее.

Бухта Могильная полностью соответствует своему званию. Разруха всюду, причал сломан, на берегу - ни одного целого здания. Местный пес Тайсон встречает крайне неприветливо. На борту «Катарины» взвивается флаг Фонда защиты дикой природы, а наш путь лежит к Могильному озеру. В основном ради того, чтобы полюбоваться на него, мы и приехали сюда. Когда позади остаются руины бывшей пограничной заставы, становится спокойнее. Само озеро - уникальный и особо охраняемый объект федерального значения. Оно многослойное - соленый, пресный, сероводородный слои не перемешиваются, и дают жизнь рыбам и микроорганизмам, которые обычно не живут вместе. Тут обитает кильдинская треска, занесенная в Красную книгу.

Ловить ее категорически запрещено, но в озере замечаем сеть - браконьеры забираются
и сюда, на закрытый военными остров.

Контрасты - на каждом шагу. В ста метрах от берега - свалка каких то химикатов, рядом - ржавеет брошенная и покореженная бронетехника. Первые пару часов удивляешься подобной разрухе - потом, когда сталкиваешься с этим на каждом шагу, привыкаешь. Представители Фонда пребывают в недоумении - как и все мы, знали, что встретим бесхозяйственность, но такое...

В паре километров от Могильного озера располагается еще один памятник природы - нерукотворные каменные столбы. Поморы называли их сундуками. Просто чудо - с этим соглашаются все. Но и тут отметился человек, наскальные надписи типа «ДМБ-88» - всюду. Мелочи, неприятно - но все же они не могут омрачить общего впечатления.

Главный специалист по туризму в Мурманской области Марина Ковтун на Кильдине впервые. Она убеждена, что люди должны видеть эту красоту. Пока еще убеждена.
На следующий день она кардинально сменит свое мнение - нет, это не туристический
объект - это наш позор.

Первые люди появились на острове еще в эпоху неолита, от их культуры нам остались несколько десятков каменных орудий труда, зато Хомо Сапиенсам 20 века досталось совсем иное наследство - следы пребывания военных не зарастут еще очень долго.

Это поселок, расположенный на западном берегу острова. Старое кладбище, за которым давно уже никто не ухаживает, развалины жилых домов, заброшенная котельная.
В нескольких километрах вглубь острова располагается Верхний Кильдин -
двух- и трехэтажные дома зияют пустыми глазницами окон. Дворец культуры, школа, детский сад. Еще двадцать лет назад тут кипела жизнь. Сегодня - мертвый город...

На самой высокой точке острова в советские годы располагалась база ПВО.

Гордость советской противовоздушной обороны, когда-то это был сверхсекретный объект.
Грандиозная конструкция, с помощью которой воины ПВО сопровождали цель, а затем поражали ее ракетами - еще стоит. Металл не успел заржаветь, резина на колесах новенькая. Рядом валяются еще две, уже демонтированные, антенны. Тут же два новеньких дизель-генератора - металлисты выдрали из них все самые дорогие детали, остальное бросили.

Чем дальше - тем больше разрухи. Восточный Кильдин - тут располагался еще один комплекс ПВО. Сейчас тут тоже не души. Только ветер гуляет.

Восточное побережье острова - словно другая планета, этакая Киндзадза, всюду разруха.

Подземные ангары, откуда когда-то производились запуски ракет, и куда проникнуть могли лишь единицы, стоят открытыми.

В кромешной темноте при свете лампы, укрепленной на телекамере, проникаем вглубь ангара, когда-то тут было освещение, порядок был, как в аптеке. Сегодня ноги бы не переломать.

Почему в 90-е годы возникла необходимость разрушить мощную систему обороны? Вопросы к политикам. Почему не законсервировали закрывающиеся объекты, а отдали на разграбление? Вопросы к военному начальству. Проведя день на острове, переезжая из одного мертвого поселка в другой, мы пришли к выводу, что все это - свидетельство если не предательства, то преступного разгильдяйства. Вот только виновных этих разрушений уже не найти. Разве что можно поймать одного-другого старателя-металлиста, которые скажут, что большая часть украдена да них.

Возвращались с мертвого острова мы с одной мыслью - кто будет наводить тут порядок?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Тайна острова Кильдин

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Июль 2009 07:48

«7 чудес на краю света»: чертовы камни — сундуки
14.07.09 20:37
http://www.tv21.ru/news/2009/07/14/?newsid=12469

Мы продолжаем знакомить вас с природными и рукотворными объектами, теми, что претендуют на получение звания "Чудо на краю света". Это конкурс проводит телекомпания ТВ-21 совместно с региональным министерством экономического развития и комитетом природных ресурсов. Сегодня - телеочерк об уникальных нерукотворных столбах, которые расположены на берегу Баренцева моря, на востоке острова Кильдин.

Остров Кильдин расположен у самого входа в Кольский залив. Он словно пробка, вылетевшая из узкого горлышка бутылки. Есть легенды о злой колдунье, которая хотела досадить поморам и заткнуть это горлышко каменным островом, чтобы рыбаки не могли выйти в море и ловить рыбу. Ее планы не удались, и Кильдин сегодня отделен от Большой земли узким проливом.

Существует несколько версий происхождения острова Кильдин. Одни геологи утверждают, что это часть Кольского полуострова, другие, что это северный отрог Уральских гор. Самая необычная версия, что остров - это метеорит, который упал с неба на землю.

Если метеорит, то можно себе представить, какой был удар о землю, когда он свалился с небес. В пользу этой версии говорит строение острова — камень, из которого сложены Кильдинские горы - не крепкий гранит, а слоистый. Скалы, коронующие макушку острова - очень крутые и изрезанные. Осколки сыпятся вниз, порастают травой, образуя дивные зеленые, почти альпийские, луга.

На востоке острова, не защищенного от штормов, скалы рушатся сильнее, многотонные валуны скатываются вниз почти до самого моря. И тут за дело принимаются морские волны.

Эти нерукотворные столбы поморы называли сундуками, чертовыми камнями, говорили, что они злые и коварные, во все времена в этих местах, на востоке острова Кильдин, происходило очень много кораблекрушений.

Тут в старые времена, попав в шторм и натолкнувшись на скалы, гибли поморские лодки, в годы войны немцы потопили немало транспортных судов, героические траулеры «Туман» и «Пассат», повторившие подвиг варяга, ушли под воду тут - у чертовых камней. Подводная лодка К-159 затонула в этих же водах. Такой вот наш мурманский бермудский треугольник.

Однако вид камней-сундуков тягостных мыслей не навевает - напротив, видя это чудо на краю света, просто переполняешься абсолютно позитивными эмоциями.

Камни-сундуки - объект изучения ученых. Сюда постоянно приезжают экспедиции.
Научный сотрудник ПИНРО Нина Мухина в последний раз была на острове 9 лет назад, увидев снова камни, удивилась - они стали совсем другими.

Природа - великолепный архитектор. Орудуя ветрами, штормами, приливами и отливами, солеными брызгами, она меняет сундуки. И не исключено, что через пару десятилетий стоящие ныне камни рассыпятся, превратившись в гальку. На их место с кильдинских скал скатятся новые сундуки. Такие вот чудеса происходят на краю света.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Книги в сети. Анонсы и ссылки

Сообщение VicSer » 23 Июль 2009 22:07

Сайт:
Морской литературно-художественный Фонд имени Виктора Конецкого.

Сергей Аксентьев. Остров и корабли. (исторические очерки) Загадки Кильдина

http://www.konetsky.spb.ru/wardroom/lit ... v_korabli/
Аватара пользователя
VicSer
 
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 25 Июнь 2008 14:49
Откуда: Москва

Re: Тайна острова Кильдин

Сообщение Bills Bons » 05 Октябрь 2009 03:22

Память острова Кильдин хранит несколько авиационных катастроф.

07.01.78 г. Катастрофа вертолета Ми-14 (830 окплвп ВВС СФ;место аварии - аэродром Кильдин).Командир вертолета - военный летчик 3-го класса, капитан Лушенков А.И.Обстоятельства:
НПМУ. Тренировочный полет на визуальный и радиолокационный поиск и слежение за подводной лодкой.
Через 27 - 28 мин. полета на Н = 150 м. и V = 110 км/ч.,на полигоне боевой подготовки флота, произошел отказ правого двигателя, сопровождавшийся выбросом пламени и искр из выхлопного патрубка.Не имея возможности продолжать горизонтальный полет, в результате потери скорости вертолетом из-за неграмотных действий рычагами раздельного управления двигателями, командир экипажа с Н = 70 м. принял решение произвести посадку на воду.После принятия решения командиром экипажа о выполнении посадки на воду была включена система наполнения баллонет, которые на высоте 5 -10 м. наполнились,и вертолет нормально произвел посадку на воду при волнении моря 2 - 3 балла.При глиссировании вертолета произошло повреждение волной хвостового винта,что привело к потере путевой управляемости и левой циркуляции.Через 9 мин после приводнения вертолета в целях обеспечения безопасности покидания командир экипажа положил вертолет на правый борт, после чего экипаж покинул его.При покидании вертолета экипаж не смог правильно воспользоваться индивидуальными и групповыми средствами спасения, что явилось причиной смерти правого летчика капитана Балдина В.И., оказавшегося вне лодки с наполненным водой МСК-3м и переохлаждением.Заключение о причинах:
Причинами летного происшествия явились отказ в работе правого двигателя ТВЗ-117М и неправильные действия командира вертолета после его отказа.

http://forums.eagle.ru/showthread.php?t=34216&page=14

26.02.92 г.в Баренцевом море,в 13 км.от острова Кильдин в ходе поисковых полетов над морем терпит катастрофу вертолет КА-27пс морской авиации СФ (830-й оплвп или окплвп Сафоново-1,бпк "Симферополь").НПМУ.Погибло 8 чел.:командир вертолета,командир отряда,военный летчик 1-го класса, м-р Сизов П.П.,заместитель командира ВЭ,инструктор м-р Алексеев М.Ю.,штурман м-р Горбачев,борттехник капитан Суконин,паасажиры-м-р Салихов А.А..м-р Максименко С.В.,к-н Смирнов И.Г.,к-н Климов С.В.,к-н Новиков И.В.,к-н Цар Р.О.Официальные выводы комиссии по расследованию катастрофы:
Контрольный полет с посадкой на корабль на “ходу” с одновременной перевозкой пассажиров.
Обстоятельства АП:
При заходе на посадку,после 4-го разворота на удалении 1,5км. на Н=152м. и Vпр=158км/ч., экипаж начал снижение по глиссаде,осуществляя торможение перемещением ручки управления по тангажу “на себя” с одновременной установкой РОШ “вниз”.В результате чего угол атаки возрос с +5,3 град. до 28,3град.,Vу увеличилась до 10м/сек.
На команды РП о прекращении снижения и переводе вертолета в горизонт экипаж не реагировал.Вертолет приводнился и затонул.
Инструктор – майор Алексеев, штурман – майор Горбачев,капитан Суконин и один пассажир (летчик) покинули вертолет из-под воды и были подобраны на борт бпк.Командир вертолета и 6 пассажиров (летчиков) погибли.
Заключение о причинах АП:
- неудовлетворительная организация полетов,выразившаяся в нарушении методики восстановления летного состава с корабля одиночного базирования на “ходу” ночью;
- ошибка летчиков в выдерживании глиссады и несвоевременное вмешательство инструктора,приведшие к непреднамеренному приводнению вертолета;
- систематическое не выделение СФ авианесущих кораблей для обеспечения боевой подготовки вертолетных полков корабельной авиации.

http://forums.eagle.ru/showthread.php?t=34216&page=26
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: Тайна острова Кильдин

Сообщение Сергей Шулинин » 08 Октябрь 2009 19:10

Друзья, может быть я не в тему напишу. Но некоторых кильдинцев интересует одна загадка останков судна лежащих на острове. Ко мне обратились с просьбой помочь. Вот и решил выставить информацию об этом.

Искомое судно на карте обозначено Либерти.
Карта о. Кильдин : 178c39277d27.jpg


Выслали несколько фотографий по данному судну.
 18c2281dd7e8.jpg
 002bc65f6675.jpg
 029a1a01c0c5.jpg

 c597e863ae8a.jpg
 7189bc928fbd.jpg
 357f822afd2e.jpg


Более подробно о поисках на http://kildin.flybb.ru/topic234.html и http://kildin.flybb.ru/archive/o_t/t_23 ... index.html

У кого какие мысли, пишите. И прошу помочь.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Тайна острова Кильдин

Сообщение Kirindas » 07 Февраль 2010 15:21

данный пароход (или от чего этот нос?) напомнил мне главу "Подать сюда члена правительства" из книги "Над Арктикой и Антарктикой" Лебедева и Мазурука
читал давно, подробностей не помню
книжки под рукой (перепроверить) нет
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Тайна острова Кильдин

Сообщение Сергей Шулинин » 07 Февраль 2010 17:10

Вполне похожая история могла произойти и на Кильдине.

"Подать сюда члена правительства!*

В 1941 году я был начальником полярной авиации Главсевморпути, а с началом войны большинство из нас оказались мобилизованными. Иначе, конечно, и не мыслилось: мужество и опытность полярных летчиков были неоднократно проверены еще задолго до войны. В августе мне присвоили звание полковника и назначили начальником второй авиагруппы Северного флота.
Летом 1942 года, когда Гитлер развертывал новое наступление на Восточном фронте, Берлин обратил особое внимание на полярные конвои. Союзническая артерия ленд-лиза тянулась в то время через Атлантику до причалов Архангельска, Мурманска. Прервать эту артерию, оставить СССР в полной изоляции—такая задача ставилась перед флотом фашистской Германии.
В целом поставки по ленд-лизу не превышали четырех процентов от промышленности Советского Союза в годы войны. Но в то лето помощь союзников была для нашей страны особенно существенна. Эвакуированные на восток заводы еще только налаживали производство. Не хватало самолетов, танков, боеприпасов, машин, тягачей...
Когда в конце июня из Исландии вышел союзнический конвой РQ-17, фашисты приложили все усилия, чтобы полностью уничтожить его. Надводный флот и подводные лодки, бомбардировщики и торпедоносцы — все было брошено в бой.
Теперь мы знаем, что из тридцати пяти торговых судов конвоя немцы потопили двадцать три. Теперь мы знаем — в трагедии этой повинно и Английское Адмиралтейство. Сталин в те дни направил специальное послание У. Черчиллю, где говорилось: “Приказ Английского Адмиралтейства 17-му конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым”.
А тогда, в июле 1942 года, мы знали только одно — что большая часть конвоя погибла. Уцелевшие суда ушли к побережью Новой Земли. Нужно было спасать то, что еще можно спасти.
...Моторы “Каталины” — моей летающей лодки—ревут ровно и глухо, тянут над океаном широко распростертые крылья. Берег изрезан фьордами и проливами, которые здесь называют “шар”. За дюралевой переборкой голос радиста:
— Идем вдоль Костина Шара... У нас пока чисто...
“Да, чисто,—думаю я. — А жаль... Надеялся, что тут, у Костина, кого-нибудь сыщем. Место для стоянки удобное...”
Час за часом все одно и то же — камень, вода, небо, снег... Бегут дикие олени, запрокинув гордо свои ветвистые головы... Иногда, очень редко, мелькнет под крылом избушка охотника-промысловика, вокруг нее разбросаны бочки...
— Илья Павлович, — голос штурмана, — может, снизимся еще малость?
— Да и так все видно отлично, — отвечаю ему. — Если какой корабль и застрял здесь, так непременно сыщем.
Прошли Гусиную Землю, скоро — становище Малые Кармакулы, “столица” Новой Земли. Можно совершить посадку, попить чайку...
Я начал уже разворачиваться. И вдруг заметил: кажется, корабль!
С ревом прошли над обширным заливом Моллера, в глубине его, на севере — Малые Кармакулы, а на юге — губа Литке. Приткнувшись носом к каменистой отмели, стоял, недвижим, транспорт. На корме его хлопал флаг.
— Американец... брошен, видно... будем садиться... Прошли над бухтой, залитой солнцем. Кое-где еще мерцали призрачно-голубые глыбы льда, искрились на берегу снежники.
— Передай на базу: “Сажусь, залив адмирала Литке”.
Под фюзеляжем самолета стремительно пролетали назад камни. Потом мох, кочкарник, опять камни...
— Не навернемся? — спросил стрелок-радист. Ненужный, конечно, вопрос и не вовремя задан.
— На то мы и полярная авиация, чтобы садиться где угодно.
Я направил машину прямо в центр бухты. Волны почти нет, только бы льдинку не зацепить. Лодка коснулась воды, моторы смолкли. Когда открыл фонарь, стало тихо-тихо.
— Штурман, вылезай... Проветримся. А ты, Саша, посиди здесь без нас, поскучай...
Громадный американский сухогруз стоял совсем рядом. Мы подошли к нему на своем клипер-боте. Полная тишина, на палубе никого.
— Дрыхнут, наверно, — предположил штурман.
— Да нет. Чует мое сердце, брошен... Полезем?
Нам удалось подняться на палубу. Ни души. Но чувствовалось по всему — каюты покинуты совсем недавно, на камбузе ощущался запах кофе. Вдоль спардека стояли два сверкающих американских паровоза, из трюма мрачно, словно пришельцы из иного мира, глядели на нас башни тяжелых танков. А в другом трюме были пачками сложены крылья истребителей.
— Добра — хоть завались, можно второй фронт открывать!
— Может, они в Малые Кармакулы все умотали? — подсказал штурман. — Здесь же, в губе Литке, никакой цивилизации, а они без этого не могут...
На самолете нас встретил встревоженный стрелок-радист:
— Я слышал выстрелы здесь, недалеко, за сопками! Что же, пришлось вновь садиться в клипер-бот. Пока гребли к берегу, пока перевалили через сопку, оба мы изрядно употели в наших “сорока одежках”. Но не зря! За сопкой целый лагерь команды американского транспорта.
Я искренне поздравил капитана:
— Вам здорово повезло, и нам тоже, что нашли вас... Вы же шли в РQ-17?
Капитан молча кивнул, не проявляя никаких чувств, — истинно “английская” выдержка.
— Вы, — говорю, — наверное, очень опытный капитан, если сумели избежать всех атак— и лодок, и авиации. А теперь вы уже в зоне действия нашего флота и под его охраной можете быть спокойны. Порт вашего назначения — Архангельск?
— Да, — отвечает капитан. — Но я уже достаточно клал свою башку на рельсы... Больше не стану! Я, как было условлено, довел свой транспорт до советских берегов...
— Постойте, — говорю, — берег берегом. Но порт-то назначения — Архангельск? Вот эта отмель, на которую вы посадили свою коробку, разве это порт?
— А мне плевать, — отвечает капитан. —- Порт не порт... Я уже привел корабль в Россию... Или я ошибся? Или эта земля не ваша?
— Конечно, — говорю, — Новая Земля — наша территория. Но кому нужны здесь ваши танки и самолеты?
— Безразлично! Мне плевать! — уперся капитан. — Я требую выслать сюда члена Советского правительства. Я сдам груз ему, и пусть он переправляет нас в Штаты!
Он все же вывел меня из терпения.
— Как же! Советскому правительству только вами теперь и заниматься! Послушай, камрад, ну имей же голову на плечах! Тысячи миль от железной дороги! Здесь даже комары не летают — кусать некого! А ты портом его называешь!
— Мне с летчиком говорить не о чем! — отрезал капитан. — Пусть сюда прилетит член Советского правительства...
Тут и мне сказать больше нечего. Оборачиваюсь к штурману, который все это время исполнял обязанности переводчика:
— Ну... ты видел? Штурман развел руками:
— А что делать? Одно остается — покажись ему... Да, придется... Снял я комбинезон, снял куртку. Матросы американские давно уже к нашему спору с капитаном прислушивались, а теперь окружили, сдвинулись: ничего, видно, понять не могут. Снял я меховой жилет, остался в кителе. А на кителе у меня — значок депутата Верховного Совета.
— Ну вот, — капитану говорю, — добился ты своего. Я и есть член Советского правительства!
Вряд ли я когда-нибудь видел человека более растерянного, чем капитан “Уинстон-Сэйлема”. По всей вероятности, он малость ошалел от такого сказочного оборота событий. Захотел видеть члена правительства, и тот явился перед ним.
А матросы переглядываются, улыбаются:
— Смотри, советский сенатор... Прямо с неба! После такого оборота дела я с капитаном заговорил другим тоном.
— Пусть ваша команда идет на корабль, — говорю, — и стаскивает его с отмели. И не забудьте взять всю документацию на груз. Война же, — говорю, — надо же соображать!
...Через час, уже поднявшись в воздух, я дал радиограмму, чтобы выслали корабль помочь американцам. А мы пошли на север продолжать поисковый облет.
По сведениям, дошедшим до меня, “Уинстон-Сэйлем” был снят с мели моряками советского тральщика “Диксон”. С помощью североморцев он все-таки прибыл к месту назначения...
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Тайна острова Кильдин

Сообщение Kirindas » 07 Февраль 2010 19:15

если я правильно понимаю, то "Либерти" это тип судна, а не название
http://en.wikipedia.org/wiki/Liberty_ship
тут про тип "Либерти"
в "Северных Конвоях" (выпуск 2, М., "Наука", 1994) есть мемуары Р.П.Голубовича (с. 74 и далее)ходившего в составе конвоев на судне типа "Либерти"
гугл также выдает преимущественно ссылки на суда типа "Либерти"
брошюрка у меня в оригинале, но отсканировать сейчас не могу
хотя вероятно её можно найти и в интернетах
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Тайна острова Кильдин

Сообщение Kirindas » 07 Февраль 2010 19:18

http://razym.ru/tehnicheskaya/voennaya/ ... aniya.html
а вот и сами конвои, но насколько безопасно отсюда качать я не знаю
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Северные конвои. Исследования, воспоминания, документы Вып.2

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Февраль 2010 19:45

Упростим:
Severniy_konvoi.rtf [2.99 МБ Скачиваний: 885]

Название: СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ Исследования, воспоминания, документы Выпуск 2
Автор: Коллектив авторов
Формат: RTF
Размер: 3 МВ
Издательство: "Наука", 1994
ISBN: 5-02-009581-8
Страницы: 96
Язык: Русский

:": После выхода первого сборника (Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 1991) редколлегия получила большое количество писем со статьями, воспоминаниями и фотографиями. Благодаря стараниям наших авторов и стало возможным появление этой книги.
В ней мы сохранили ту же структуру, как и в предыдущем сборнике. В первый раздел включены исследования, во второй -воспоминания, третий раздел содержит документы. Неизменными остались и принципы публикации: минимальная правка воспоминаний при максимальной объективности и новизне научных статей и публикуемых документов.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11079
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

След.

Вернуться в Полярная география



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения