Аэросани на Севере

Вездеходы, аэросани, прочие средства передвижения. Домики ПДКО, КАПШ и др.
Экспериментальные проекты и действующие разработки

Аэросани на Севере

Сообщение Alexander Belov » 02 Июль 2008 19:02

Верхнее фото, по-видимому, является иллюстрацией к отрывку из книги Обручева - это аэросани АНТ-V (слева) и АНТ-IV (справа). Обе машины оснащены моторами М-11 (5-цилиндровые, звездообразные, воздушного охлаждения). На правых санях кабина водителя закрыта чехлом.

Любопытен козырек на правых санях. Он явно "самопальный", увеличенный по сравнению со "штатным".

А вот полугусеничные грузовики - это редкость. Где это могло быть? Снимки явно довоенные.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Аэросани на Севере

Сообщение Alexander Belov » 02 Июль 2008 19:09

Аэросани в полярных исследованиях применяли не только в СССР:

Изображение

К сожалению, подробностей нет.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Аэросани на Севере

Сообщение Александр Андреев » 02 Июль 2008 23:06

Alexander Belov пишет:Отправная точка поиска:

Аэросани АНТ-V экспедиции Ермолаева. Отъезд группы на мыс Желания. Снимок из книги З. Каневского "Льды и судьбы".

Тема использования аэросаней вроде бы "на слуху", фильм "Семеро смелых" все хорошо знают, но фактов о эксплуатации аэросаней на Севере мало. Начнем копать? ;)

Изображение

Оно же, чуть почетче. Пока под рукой нет материалов, но точно ли была аэросанная трасса "Русская Гавань - м. Желания"?
У Ермолаева в экспедиции (1932-1933, МПГ-2) были две базы. Одна на побережье, другая на леднике. На леднике, кроме метеонаблюдений вели работы по гляциологии сейсмическим методом. То есть проводили взрывы и по отраженным волнам измеряли толщины ледника и т. д. Этими экспериментами руководил немец К. Велькен, для того на ледник и были привезены сани. На них ездили, взрывчатку возили, шурфы бурили.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Аэросани на Севере

Сообщение Александр Андреев » 02 Июль 2008 23:09

Что касается использования саней и вездеходов в Арктике, то материалов я встречал немало. В Сов. Арктике за 1930-е гг.
видел несколько публикаций. Чуть посвободнее станет, порою. Что точно, всяческая техника была завезена на о. Рудольфа в 1937-1938 гг.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Аэросани на Севере

Сообщение Alexander Belov » 03 Июль 2008 02:36

alex_andr пишет:
Alexander Belov пишет:Отправная точка поиска:

Аэросани АНТ-V экспедиции Ермолаева. Отъезд группы на мыс Желания. Снимок из книги З. Каневского "Льды и судьбы".

Тема использования аэросаней вроде бы "на слуху", фильм "Семеро смелых" все хорошо знают, но фактов о эксплуатации аэросаней на Севере мало. Начнем копать? ;)

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/228_aero_1.jpg[/url]

Оно же, чуть почетче. Пока под рукой нет материалов, но точно ли была аэросанная трасса "Русская Гавань - м. Желания"?
У Ермолаева в экспедиции (1932-1933, МПГ-2) были две базы. Одна на побережье, другая на леднике. На леднике, кроме метеонаблюдений вели работы по гляциологии сейсмическим методом. То есть проводили взрывы и по отраженным волнам измеряли толщины ледника и т. д. Этими экспериментами руководил немец К. Велькен, для того на ледник и были привезены сани. На них ездили, взрывчатку возили, шурфы бурили.

"Трассы" как таковой не было. Была совершена единственная поездка, в экстремальных условиях, по чрезвычайным обстоятельствам. Но как экспедиционный транспорт группа Ермолаева аэросани использовала очень активно.

В книге З. Каневского "Льды и судьбы" есть фото (где-то 60-х или 70-х годов) сохранившихся остатков ьазы Ермолаева на леднике.

Проскакивало сообщение, что какие-то аэросани выгружали на Диксоне (с "Челюскина"?).
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Аэросани на Севере

Сообщение Alexander Belov » 03 Июль 2008 02:41

Alexander Belov пишет:Аэросани в полярных исследованиях применяли не только в СССР:
К сожалению, подробностей нет.

ОПА!!! Не та ли группа Вегенера, которую упоминает Обручев? Оригинальное название картинки: "sledgewegener1930vl_180.jpg". Т.е. возможно, что это та самая экспедиция Вегенера, 1930 год. Вот:

http://www.awi.de/en/news/press_releases/detail/item/75th_anniversary_of_the_german_greenland_expedition_alfred_wegener/

 Propellerschlitten_p.jpg
Propeller Sledge “Polar Bear” with engine running
Under the extreme weather conditions, propeller sledges specifically brought along from Germany did not meet expectations.


Сани "Полярный Медведь" экспедиции Вегенера! 75 лет экспедиции было в 2005 году.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Аэросани на Севере

Сообщение Александр Андреев » 03 Июль 2008 02:53

Alexander Belov пишет:ОПА!!! Не та ли группа Вегенера, которую упоминает Обручев? Оригинальное название картинки: "sledgewegener1930vl_180.jpg". Т.е. возможно, что это та самая экспедиция Вегенера, 1930 год. Вот:

http://www.awi.de/en/news/press_releases/detail/item/75th_anniversary_of_the_german_greenland_expedition_alfred_wegener/

Сани "Полярный Медведь" экспедиции Вегенера! 75 лет экспедиции было в 2005 году.

Спасибо за ссылку! :)
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Аэросани на Севере

Сообщение Александр Андреев » 03 Июль 2008 03:39

Alexander Belov пишет:
Alexander Belov пишет:Аэросани в полярных исследованиях применяли не только в СССР:

[url]http://keep4u.ru/imgs/s/080702/95/958bd37da4a3567316.jpg[/url]

К сожалению, подробностей нет.

ОПА!!! Не та ли группа Вегенера, которую упоминает Обручев? Оригинальное название картинки: "sledgewegener1930vl_180.jpg". Т.е. возможно, что это та самая экспедиция Вегенера, 1930 год. Вот:

http://www.awi.de/en/news/press_releases/detail/item/75th_anniversary_of_the_german_greenland_expedition_alfred_wegener/

Сани "Полярный Медведь" экспедиции Вегенера! 75 лет экспедиции было в 2005 году.

Я пока не понял куда это лучше положить :



Это статья Курта Велькена, участника экспедиции Вегенера и зимовки в Русской Гавани в 1932-1933 гг.


В БЕЛЫХ ПУСТЫНЯХ ГРЕНЛАНДИИ

Вечерняя Красная газета 13 августа 1932 г.

На днях из Ленинграда на Новую Землю выехала группа зимовщиков, среди которых находится германский ученый доктор Курт Велькен. Зимовщики выезжают из Архангельска на судне «Белуха». Д-р Велькен -ближайший сподвижник зна­менитого полярного исследователя Аль­фреда Вегенера, погибшего в прошлом го­ду в ледниках Гренландии. По просьбе редакции вечернего выпуска «Красной га­зеты» д-р Велькен написал свои воспоминания о совместной работе о Вегенером.

«Немецкая гренландская экспедиция Альфреда Вегенера, — так она называлась, — состояла из 22 участников—ученых - исследователей и технического персонала. Экспедиция продолжалась 18 месяцев, с апреля 1930 г, по ноябрь 1931 г. Целью экспедиции было проведение широких научных исследований, изыскание новых методов работы в Арктике, а также подготовка новых кадров — молодых немецких полярных исследователей. Экспедиции Вегенера работали на трех станциях, лежащих, приблизительно, на 71 град. северной широты. Главная станция на­ходилась в западной части Гренландии, на краю громадного, вышиной в 1.000 метров, ледяного массива, который простирается на всю центральную часть Гренландии. На расстоянии 400 километров, почти в центра Гренлан­дии, на высоте 3.000 метров, была вы­двинута станция «Эйзмитте». Третья станция — Скорезбей -Зунд — нахо­дилась на восточном берегу.

Нам впервые удались бесперебойно, в течение целого года, вести наблюдения на самом материке Арктики. Мы смогли установить, что средняя тем­пература в «Эйзмитте» — 65 град. Ц. (??? - так в тексте статьи, очевидно, опечатка ). Массы холодного воздуха, оказываю­щие такое сильное влияние на европейскую погоду, идут, главным обра­зом, не из середины Гренландии, как это думали до сих пор. В исследован­ном пространстве под ледяными мас­сами находятся неровные цепи скал. Толщина льда центральной области превышает 2.000 метров. Эти главнейшие данные дались нам не так легко, Они требовали напряжений, стоящих на грани человеческих возможностей. Наибольшие трудности представлял транспорт нашего громадного экспедационного багажа, весившего 100 тысяч килограмм в местности, где приходилось бороться за
каж­дый шаг. Для каждого участника ра­боты приходилось прежде всего изы­скивать транспортные средства.

Первые крутые подъемы на глетчер мы совершили на маленьких исланд­ских лошадях. Пользуясь упряжками собак и лыжами, мы прошли первые 60 километров через область, где гро­мадные и опасные щели глетчера на­ходятся друг возле друга, и далее сотни километров через бескрайнюю центральную область — «белую пу­стыню», по выражению Альфреда Ве­генера.

И там, в центре своей Гренландии, которой он посвятил так много лет своей жизни, похоронен в вечном льду наш руководитель.
В течение 38 дней, в начале экспеди­ции, мы тщетно пытались преодолеть толщи ледяного барьера. Только в конце сентября 1930 года Альфред Ве­генер смог обеспечить станцию «Эйзмитте»предметами, необходимыми для зимовки в этом неизвестном краю.

Он двинулся дальше, однако большие холода и свирепые бури прину­дили его и его 2 спутников — д-ра Ле­ве и эскимоса - проводника Размус Вилунзен — вернуться на западный берег, на главную станцию.

1 ноября, в день своего 50-летия, Вегенер со своим проводником - эскимосом начал обратный путь.

Леве должен был остаться на стан­ции «Эйзмитте», так как он отморозил себе пальцы на ногах. Нужно было ампутировать все пальцы, а хирур­гических инструментов не было. Опе­рация была произведена при помощи карманного ножа и ножниц для резки металла.

На обратном пути на главную стан­цию Вегенер умер. Мы нашли его труп весной 1931 года в 189 километрах от западного берега. Его смелый провод­ник - эскимос завернул труп в одеяла и закопал в снег.

Лицо Вегенера было спокойно и торжественно. Отмороженных мест мы не обнаружили и, по всем признакам, должны были признать, что Вегенер не замерз. У него было достаточно продовольствия и керосина, так как не тронул складов, через которые про­ходил. Размус Вилунзен двинулся дальше один, но без руководства Веге­нера скоро потерял намеченную доро­гу и больше ее не нашел. И он покоится в белом безмолвии. Несмотря на тщательные поиски, мы его трупа не нашли. По всей вероятности, он лежит. под обломками своих саней на дне од­ной из расщелин глетчера. Быть мо­жет, он не достиг даже глетчера и за­мерз в снегу. После незаменимой по­тери нашего руководителя, нам не оставалось ничего другого, как упорной работой добиваться осуществления по­ставленных им задач, поскольку это было в наших силах.

Суровы были наши дни. Незабывае­мыми останутся для нас пейзажи «бе­лой пустыни». Эти дикие, первобыт­ные формы гигантских гор, глубоко прорезанных узкими долинами, глетчеры, которые блестящими каскадами льда отрывисто низвергаются в глубину на 1.000 метров.

И вечно будет жить в нашей памяти Альфред Вегенер - гениальный исследователь, прекрасный человек.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Аэросани на Севере

Сообщение Бабай » 06 Ноябрь 2008 01:36

А вот эти санки как называются?
Из книги Д.Б. Карелина "По Советской Арктике". М-Л., Детгиз. 1948.:

Изображение
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Аэросани на Севере

Сообщение Alexander Belov » 06 Ноябрь 2008 03:39

Бабай пишет:А вот эти санки как называются?
Из книги Д.Б. Карелина "По Советской Арктике". М-Л., Детгиз. 1948.:

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/293_aydinaie.jpg[/url]

Это - аэросани КМ-IV. Разработаны под руководством М.В. Веселовского (бывшее КБ ГГАТ) на заводе "Красный металлист" (откуда индекс КМ) в 1936 году. Аэросани имели мотор ГАЗ М-1 (на первых образцах - мотор ГАЗ-А) и могли перевозить 4 человека.

Статья о аэросанях КМ-IV (А. Кириндас, "О качестве изелия и переписке с Берия") была опубликована в журнале "М-Хобби". Номер и год навскидку не вспомню, но в Инете есть полный список статей журнала.

P.S. Отыскал ссылку: номер выпуска журнала 52 (6.2004).
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 08 Декабрь 2008 04:35

Бабай пишет:А вот эти санки как называются?
Из книги Д.Б. Карелина "По Советской Арктике". М-Л., Детгиз. 1948.:

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/293_aydinaie.jpg[/url]

как уже писалось, это КМ-IV
всего таких аэросаней построили 68 экземпляров
КМ-IV строились несколькими сериями различавшимися электрооборудованием и архитектурой корпуса

Alexander Belov пишет:Аэросани в полярных исследованиях применяли не только в СССР:

[url]http://keep4u.ru/imgs/s/080702/95/958bd37da4a3567316.jpg[/url]

в экспедиции Вегенера было двое аэросаней "Белый Медведь" и "Подорожник"
рекомендую по теме Е.Е. Милановский "Альфред Вегенер" М. Наука, 2000

также есть "Последняя экспедиция Вегенера в Гренландию", издание Севморпути, Л, 1935
alex_andr пишет:Несколько фотографий с аэросанями и вездеходами 1930-х гг, применявшихся на полярных станциях.
К сожалению, подписей и пояснений к фотографиям нет.

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/228_trans_1.jpg[/url]

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/228_trans_2.jpg[/url]


[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/228_trans_3.jpg[/url]


[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/228_trans_4.jpg[/url]

насчет аэросаней и без меня выяснили

полугусеничные вездеходы на фото это НАТИ-3
фото из фондов Музея Арктики и Антарктики

padsee пишет:Перенос из "раскопок":

http://russianengineering.narod.ru/auto/aerosani/asold-01.htm
Аэросани АНТ-IV ОАО «Туполев»
[url]http://polarpost.ru/f/uploads/thumbs/4_asold-01.jpg[/url]

http://www.off-road-drive.ru/index.php?link=164926
Аэросани АНТ-IV, 1929 г.
[url]http://polarpost.ru/f/uploads/thumbs/4_big-sani-24.jpg[/url]

верхнее фото из музея Н.Е. Жуковского (хотя отпечатков, в том числе авторских полно)
это аэросани ЦАГИ(АНТ)-3. За рулем тов. Погосский

нижнее фото это санитарная модифицация аэросаней ЦАГИ(АНТ)-4

Alexander Belov пишет:Перенос из "раскопок":

Фото группы аэросаней, принимавших участие в спасении челюскинцев:

[url]http://keep4u.ru/imgs/s/080701/6b/6b0935081bd0eea4ca.jpg[/url]

(журнал "Полигон", № 1, 2002 год)

[url]http://keep4u.ru/imgs/s/080701/dc/dc5642157aa3c5d3c7.jpg[/url]

Аэросани ОСГА-6 из этой же группы (журнал "Полигон", № 1, 2002 год). Снимок был сделан в 1942 году в б. Амбарчик. Машина разукомплектована.

Однако данная статья вызывает сомнения. В частности, там указано, что на Новую Землю были отправлены аэросани АНТ-III, что опровергается фотографией группы Ермолаева.

Журнал есть в PDF-файле, могу переслать, если коллегам будет интересно.

У Саукке - ошибка. В фильме "Семеро смелых" снимались пассажирские аэросани АНТ-IV. Они легко опознаются по закрытой пассажирской кабине. На верхнем фото сани АНТ-IV крайние справа. На фото группы Ермолаева видно, что пассажиры СТОЯТ (!!!) в открытом отсеке. В подтверждение - фото из более позднего издания книги Саукке:

[url]http://keep4u.ru/imgs/s/080701/1c/1cd8687707b32fd2d7.jpg[/url]

В кабине водителя аэросаней АНТ-V - сам А.Н. Туполев.

В спасении челюскинцев участвовали 4 аэросаней. главным механиком аэросанной экспедиции был К. А. Белокопытов.
С некоторой долей иронии этот эпизод описал Лебедев (А.А. Лебедев, И.П. Мазурук "Над Арктикой и Антарктикой", М. Мысль, 1991) в своих мемуарах: "Весной 1934 года уехал дядя Костя на Чукотку внедрять аэросани в быт Крайнего Севера. Он и его товарищи должны были участвовать в спасении челюскинцев, но опоздали: герои-летчики уже всех спасли".
Изначально эти аэросани не предназначались для отправки в Уэлен, а должны были достаться Наркомсвязи и Уралэнерго (аэросани строили "на заказ" и еще на заводе наносили маркировку по пожеланию заказчика. например "Якутсовнарком". "Тагилстрой" и пр.), но челюскинская эпопея заставила внести коррективы. В центральном Партархиве есть переписка на этот счет. По окончании эпопеи вышло постановление Правительства оставить технику (аэросани, радиостанции, самолеты и пр.) на севере. Всего имеется с десяток фотоснимков аэросаней в период челюскинской эпопеи.

Насчет аэросаней ЦАГИ повторяться не буду, посетители форума и без приблизились к разгадке.

Иван Кукушкин пишет:[url]http://img-fotki.yandex.ru/get/52/gennadiy-spb.4/0_1093e_db1782dd_M.jpg[/url]
«Техника» наЯндекс.Фотках

Фотография: "Москва аэросани разных конструций во время гонок Начало 30х годов"
Там же комментарий: proton-xx:"Скоро видимо старт и начало пробега. Слева автосани Кегресса (возможно одна из вариаций ГАЗ-А-Кегресс). По центру аэросани АНТ-IV. Остальные - ?
События разворачиваются на каком то стадионе в Москве (интересное место, но есть только версия, что это где то в районе между ул. Радио и Лефортово)"

Фотография из архива Г.Ф. Петрова ( http://gennadiy-spb.ya.ru/go.xml )

Данное фото сделано ныне покойным Б.Е. Вдовенко в самом конце января 1935 г. (точную дату назвать нельзя) накануне пробега "Имени 7-го Съезда Советов"
сам пробег проходил с 1 февраля по 24 марта
На фото изображены: вездеход Гусева автобазы Совнаркома (правительственный гараж), аэросани ЦАГИ(АНТ)-IV, ОСГА-6, ГГАТ-3
Аэросани ЦАГИ(АНТ)-IV строились разными заводами (№22 в Москве, в Кольчугине, им Марти в Ленинграде, в самом ЦАГИ, в ФЗУ при ЦАГИ) и имели значительные внешние отличия (лыжи, силовая установка, козырек водителя, архитектура корпуса).

Аэросаней ОСГА-6 в пробеге участвовало двое. Первоначально это были военные сани (на фото в других ракурсах можно видеть зачехленную пулеметную турель). Однако в связи с аварией (см ниже) и переносом старта их заменили аэросанями "Халепский" и "Лежава", названными так в честь шефов Автодора.

Примечательно, что на фото изображены двое аэросаней ГГАТ (Наркосвязь-7 и Наркомсвязь-9). Во время старта эти аэросани столкнулись и передняя часть одной из машин была буквально искромсана стальным винтом идущих впереди саней. В прессе данный факт умолчали, а сам старт перенесли.
Почтовых аэросаней ГГАТ построили 5 штук и они (за исключением разрушенных в аварии) возили почту в райне Холмогор. Аэросаней ГГАТ разных моделей (пожарные, пассажирские, почтовые) сделали 10 штук. После ликвидации техникума документация и оснастка были переданы Городецкой трудколонии НКВД, однако данных по выпуску аэросаней там нет, по всей вероятности дело ограничилось капремонтом ранее иготовленных. А само КБ перебралось на завод "Красный Металлист" (№215).
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 08 Декабрь 2008 07:39

Изображение Изображение
Изображение Изображение
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Аэросани на Севере

Сообщение Alexander Belov » 08 Декабрь 2008 16:26

Уважаемый Александр Кириндас, рад встретить вас здесь, на форуме!
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Аэросани на Севере

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Декабрь 2008 00:40

Все вспомнить не мог, откуда санки так знакомо выглядят.
Вспомнил, нашел:

Изображение

Почтовая связь развивалась в 50—60-е годы не только количественно. Она перевооружалась. В перевооружении обслуживания заполярных маршрутов большую роль сыграли вертолеты. «Особенно полезную службу в этом отношении несут вертолеты, которые все шире применяются для перевозки почты между областными центрами и отдаленными районами, а также внутри районов»,— отмечается в книге «Развитие связи в СССР» [3]. В северных районах у этого процесса перевооружения почтового сервиса большие перспективы. Дело в том, что «на Крайнем Севере приходится еще доставлять почту на оленях или собачьих упряжках, однако на смену им приходят аэросани, которые успешно применяются для перевозки почты» [4].

Сейчас средняя частота перевозки почты по внутрирайонным маршрутам, то есть по тем маршрутам, где, наряду с оленьими и собачьими упряжками, используются аэросани, составляет три раза в неделю. Кстати, на многих внутрирайонных маршрутах почтовый транспорт является единственным средством регулярных сообщений между населенными пунктами.

Будущее принадлежит на Севере бездорожному механическому транспорту — гусеничным вездеходам и аэросаням. «Зимой, когда реки крепко скованы морозом, для доставки почты в поселки, расположенные по их берегам, наиболее удобными признаны аэросани,— писала газета «Известия». — Сезон их работы — это своеобразная навигация» [5]. Сейчас для доставки корреспонденции в нашей стране используются 142 аэросанные почтовые трассы [6].

Почтово-филателистической документации, которая могла бы отобразить растущее значение «аэросанной почты» на Советском Севере, почти не имеется. Первая попытка, правда, предпринималась еще в 1932 году. Тогда намечался выпуск серии марок СССР «Трудящиеся — в Автодор!». Были подготовлены эскизы. Одна из марок, номиналом в 30 коп., изображала новое средство передвижения в Заполярье — аэросани. Почтовое ведомство сделало пробный выпуск, но серия так и не поступила в обращение. Марка в 30 коп., как и другие номиналы, известна знатокам с надпечаткой на картоне: «Проект 19 января 1932 г.». Этот пробный выпуск встречается лишь в немногих коллекциях. На Всесоюзной филателистической выставке 1972 г. он демонстрировался в собрании И. Морозова (г. Одесса).

Многим коллекционерам известен маркированный конверт с изображением почтово-пассажирских аэросаней КА-30 у карты СССР с обозначением районов применения этого вида транспорта (№ 5589, выпуск 1968 г.). Особенно широко применяются эти скоростные почтовые аэросани Ямало-Ненецким окружным управлением связи. Едва лед скует Обь, как из Салехарда — центра округа — отправляются они в первые рейсы к далеким заполярным поселкам.

и ниже:

Единственная на Обском Севере железнодорожная станция Лабытнанги расположена всего в трех десятках километров к северу от Салехарда. Лабытнанги — начальный пункт железнодорожной трассы, которая идет через Печору и Сыктывкар на Москву. На всем сибирском Севере нет другой железнодорожной линии, по которой почта могла бы непосредственно отправляться в центр. Интересно, что в Лабытнангском отделении связи применялся в середине 60-х годов почтовый штемпель с ошибочным начертанием пункта: «Лобытнанги».

Зимой, когда многочисленные северные реки крепко скованы морозом, для доставки почты в поселки, расположенные по их берегам, наиболее удобными признаны аэросани. Сезон их работы — это радость для охотников и рыболовов. На севере Западной Сибири поражают просторы и богатства обской поймы, привольная прибрежная тайга и богатые охотничьи угодья. Потому-то все основные населенные пункты и расположены на Оби и ее притоках. К ним и уходят в рейс в декабре скоростные почтовые аэросани Салехардского окружного узла связи. С 1970 г. они начали регулярное обслуживание поселков Приуральского, Шурышкарского и Ямальского районов.

сноски на:
[3] «Развитие связи в СССР». М., «Связь», 1967, с. 306.
[4] «Развитие связи в СССР». М., «Связь», 1967, с. 307.
[5] «Известия», 16.12.1970.
[6] «Филателия СССР», 1972, № 7. с. 4

[ Е.П.Сашенков Полярная почта. М. Связь 1975 г. 296 стр. http://www.philately.h14.ru/Pol/7.html ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 09 Декабрь 2008 00:41

Alexander Belov, ^)

Бабай,

 3_6d5964933535.jpg
 3878ea5e0aa3.jpg
по поводу фото из Д.Б. Карелин "По Советской Арктике". М-Л., Детгиз. 1948
снимок сделан во время пробега головной машины КМ-IV с мотором ГАЗ-А
одна из первых публикаций данного фото была в "Советской Арктике" №9/1937 (Н.Ф. Мейер "Аэросани с автомобильным мотором")
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Пред.След.

Вернуться в Полярная спецтехника, оборудование и проч.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения