Аэросани на Севере

Вездеходы, аэросани, прочие средства передвижения. Домики ПДКО, КАПШ и др.
Экспериментальные проекты и действующие разработки
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Аэросани на Севере

Сообщение fisch1 » 19 Ноябрь 2015 13:07

Аэросани с десантом направляются на выполнение боевого задания. Февраль 1944 г.фотография. ЛенТАСС. Автор съемки Коновалов Г.
fisch1
 
Сообщения: 1421
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Аэросани на Севере

Сообщение ББК-10 » 09 Февраль 2016 22:03

Огонёк 1956 № 13(1502), 25 марта.

 =Огонёк 1956 № 13(1502) 25 марта Аэросани идут на север - 0001.jpg
Аэросани идут на север.

Вл. ШУСТИКОВ
Фото В. Байдалова.

1. Метель

Куда ни повернешь голову, как ни наклонишься, крупичатый снег больно сечет лицо, но нужно хоть что-нибудь видеть впереди; приходится щурить глаза и прикрывать их согнутой в локте рукой. Ветер налетает будто сразу со всех сторон, но поземка метет в одну сторону: ветер с Уссури.
Кругом ночь. Только кое-где проступают мутные пятна света. Что это: освещенные окна зданий или уличные фонари? И не очень приятно покидать Хабаровск и радостно: впереди дорога на север, вверх по таежным рекам, куда не дошли еще железные дороги, шоссе и куда по земле можно добраться только на аэросанях да разве еще на собаках.
Но пройдет время, и люди, выполняя Директивы ХХ съезда партии, проведут в тайге железные и шоссейные дороги, заложат в ныне пустынных местах города и села, чтобы ускорить освоение богатых природных ресурсов восточных районов нашей Родины.
Вот наконец и затон. С трудом разыскали стоянку аэросаней. Голубая фанерная коробка размером чуть побольше кузова «Победы» поставлена на металлические лыжи. Та часть, где прикреплен бак с горючим, считается носом. Сзади прикреплен небольшой мотор с винтом. Право же, эта машина выглядит неуклюже, и трудно представить, что она может мчаться по снежной целине со скоростью девяносто километров в час, оставляя после себя только облако мелкой пушистой пыли.
Невдалеке от аэросаней стоял почтовый грузовик, два человека принимали пакеты из плотной бумаги, мешки с сургучными печатями, связки газет, металлические коробки с кинолентами. Аэросани идут в очередной рейс, чтобы доставить все это людям, осваиваю-
щим еще не обжитые уголки Дальнего Востока.
— «Кукурузник» разве возьмет столько? — словно убеждая самого себя, говорит Иван Андреевич Деревнин, водитель аэросаней. — А мы еще и пассажиров прихватим. К тому же и аэродромов нам не нужно и бездорожье не страшно.
Он подошел к машине и стал укладывать в угол кузова пропахшие машинным маслом ведра, небольшие бидоны, какие-то трубы. Все это накрыли брезентом, на который Деревнин сложил почту. В кузове совсем не осталось места, хотя там еще должно было уместиться пять человек.
— Комфорта маловато, но терпеть можно, — засмеялся водитель.
Наконец все готово. Иван Андреевич сел за руль.
Мотор чихнул раза два, и вот уже ровный гул стоит в воздухе. Объясняться можно только знаками.
Сани легонько покачнулись и пошли. Выбрались на простор. Здесь метель неистовее, ветер злее, но наша машина идет хорошо.
— На Амур выходим! — прокричал Деревнин, оборачиваясь.
Светает, но от этого не становится виднее: снег летит и летит. Движемся медленно, корпус качает с боку на бок, кругом торосы, и приходится выбирать дорогу.
Слева показалось что-то черное... Человек. Кто бы мог быть здесь, на Амуре, в такую рань и при такой погоде?
Мы подъехали ближе. Человек сидел неподвижно. Сложенная из снега стена немного защищала его от ветра. Видимо, непогода застала путника посреди реки; он вынужден был возвести это нехитрое сооружение, чтобы не замер-
знуть. На нем были белые валенки, пальто с поднятым воротником.
— Рыбак зорюет, — заметил водитель, когда мы проезжали мимо.
У рыбака не было удилища — его заменяла короткая палка.
Немного погодя мы увидели еще несколько рыбаков, сидящих за укрытиями из снега. Аэросани, между тем, набрав скорость, летели по ледяному полю — на север...

2. Нечаянные состязания

Псы были рослые, широкогрудые, они шутя мчали нарты, на которых сидела женщина-нанайка. Видно, не впервой приходилось состязаться собакам с аэросанями — они бежали совсем рядом, ничуть не пугаясь гула мотора.
Поверхность льда ровна, точно натянутое полотно. Иван Андреевич прибавил газу, сани пошли быстрее. Мы ехали теперь не по Амуру, а вверх по Тунгуске (есть своя Тунгуска и на Дальнем Востоке). Казалось, собаки должны были неминуемо отстать. Однако женщина-каюр привстала на нартах, улыбнулась и протянула вперед палку. Тут же стало заметно, что собаки выходят вперед.
Деревнин хорошо знал возможности своей машины и, конечно, не дал посрамить технику — скоро аэросани обошли упряжку, и мы, чувствуя себя победителями в этом нечаянном состязании, продолжали путь по таежной реке. Кто она, эта женщина-нанайка, и куда спешит со своими нартами? Везет ли она мужу провиант и боеприпасы в тайгу, где тот промышляет соболя и амурскую белку, или сама отправилась на охоту? Было немного грустно, что мы не узнали, кто эта женщина. И никому не приходило в голову, что с этим лихим каюром нам доведется свидеться, и даже очень скоро.
Метель утихала. Сквозь тучи проступало рыжее зимнее солнце. С обеих сторон — невысокие, отороченные черноватым ивняком берега.
Дальневосточный таежный край! Где-то у подножий сопок люди рубят ели и кедры, подтаскивают деревья тракторами к берегу. Весной, когда начинается сплав, по Тунгуске нельзя проехать на катере: так много идет лесу. А осенью вверх по рекам пойдет кета. Она будет идти несколько дней сплошным потоком все вверх и вверх по Тунгуске и Куру, Улике и Урми к своим нерестилищам, расположенным в верховьях таежных рек.
Привольные, богатые места, да жалко, мало еще здесь народу! Сколько мы едем и только одну нанайскую деревушку встретили на берегу!
Русло реки сделало поворот, и впереди мы увидели человека, который хлопотал у сетей. Ему помогала женщина-нанайка. Аэросани приостановились.
— Вот это настоящие рыбаки, — сказал Иван Андреевич. — Улов-то какой!
Рыбы действительно было много. Выпутывая рыбу из сетей, нанайцы не складывали ее в кучу, а расстилали по снегу, чтобы не смерзалась. Караси, сазаны, сиги, потрепетав, замирали.
— Ба, да это же наша знакомая! — сказал Деревнин, подходя поближе. — Обставила все-таки нас.
Женщина, засмеявшись, тронула льдинку ножкой, обутой в олочи, сделанные из рыбьей кожи, и слегка смутилась. Она была еще совсем молодая, наша соперница. Собаки лежали, свернувшись на снегу, и, видно, не подозревали, какой жестокий удар нанесли они нашему самолюбию.
— Вы по кривуну ехали, а я через сопочку перевалила; ваши сани там не прошли бы: лесок. А мой Полкан провел упряжку. — Нанайка говорила на чистом русском языке. Вообще, следует заметить, многие нанайцы отлично говорят по-русски.
— Что ж, — сказал Иван Андреевич, — поздравляем победительницу.
Мы разговорились. Наши новые знакомые оказались мужем и женой по фамилии Актанко. Женщина сказала, что ее зовут
[13]
 =Огонёк 1956 № 13(1502) 25 марта Аэросани идут на север - 0002.jpg
Маруся, но Николей Владимирович Актанко поправил: Мария Васильевна. Они члены рыболовецкой артели имени Карла Маркса и сейчас вместе с другими колхозниками, работающими неподалеку, проверяют сети. Николай Владимирович приехал еще утром, чтобы успеть сделать проруби в тех местах, где стояли сети.
Последний сазан брошен иа снег, и теперь сети нужно вновь ставить. Мария Васильевна остается у лунки, а ее муж направляется к проруби метров за сто. Перекинув веревку через плечо, тяжелым шагом идет он в сторону. Веревка, пропущенная подо льдом, тянет за собою сеть, которую, расправляя, опускает в прорубь Мария Васильевна.
Пройдет каких-нибудь десять минут, грузила опустятся на дно, а поплавки поднимут другую сторону снасти вверх. В таком положении сеть оставят на несколько дней. Замерзнут проруби, заметет их снегом, и только вешки будут указывать знающему человеку, где подо льдом стоят рыболовецкие снасти.

3. В гостях у метеорологов

Не доезжая до села, где предполагалось сделать короткую остановку, аэросани поровнялись с высоким сутулым человеком в собачьей дохе. Он поднял руку совершенно так же, как это делается на шоссейных дорогах.
Мы потеснились.
Александр Федорович Цыганков возвращался домой на метеостанцию Архангеловка, где он работает почти двадцать лет.
Несколько минут пути — и вот уже наша машина остановилась около почтового ящика, прикрепленного на столбике, стоящем прямо посредине реки.
— Нет, сегодня так быстро не получится. Не отпущу. — Цыганков понял из наших разговоров, что скоро намечалась остановка, и сказал: — Какой же смысл вам мчаться куда-то дальше, если можно отдохнуть часок — другой и у нас? И станцию нашу посмотрите. Конечно, мы погоды не делаем, — сказал он, хитро прищурившись, — но и без нас это дело не обходится. Нина, — обратился он к высокой миловидной девушке, подходившей к аэросаням, — принимай гостей.
Несколько домиков, стоящих недалеко от берега, аккуратно обнесены оградой. А вокруг таежное безмолвие, слышно только, как шуршат засохшей листвою дубы. Да, как ни странно, на Дальнем Востоке дубы почему-то и зимою не теряют листьев. Тропинка, по которой мы идем, тверда, но стоит шагнуть чуть в сторону, и провалишься в снег по пояс.
Скоро мы сидели в светлой чистой комнате, пили чай с медом и слушали концертный вальс Глазунова, доносившийся из другой комнаты: там стоял радиоприемник.
Что-то доброе испытываешь к этим людям, которые, находясь далеко в тайге, как бы трудно ни приходилось им, не оставляют своего дела. Круглые сутки несут метеонаблюдатели вахту, всю ночь горит керосиновая лампа в этой небольшой комнатке с книжными полками, с барографом и барометром, стоящими на аккуратных подставках. Перед девушкой-наблюдателем лежат часы, и ночью, в определенное время, какая бы погода ни была, девушка зажигает фонарь и идет по тропке на площадку, что метрах в трехстах от домика, чтобы записать силу и направление ветра, температуру — все то, что показывают приборы. Войдя в комнату, девушка составит телеграмму о том, что снегопад слабый, ветер умеренный, а видимость сто метров. Эта как будто спокойная телеграмма передается, однако, вне всякой очереди, потому что имеет отметку «Шторм». Погода не так безобидна, как может показаться. И пассажиры пролетающего над тайгой самолета, совсем не знающие, что на свете существует Нина Дежорж, три года назад приехавшая на Дальний Восток из Херсона, и Вера Колоскова, только что начавшая свой жизненный путь, должны быть благодарны этим девушкам, работникам далекой метеостанции Архангеловка за незаметную и чуткую их заботу.
О чем бы мы ни говорили, разговор все время возвращался к здешнему климату.
— Но здесь же холод страшный!
— Что вы! — Александр Федорович даже замахал руками. — Ко-
нечно, климат не тот, что под Москвой, но и не такой суровый, как представляют.
— Пятигорск, одним словом, — заметил кто-то из нас. — А мы и не предполагали этого и чуть было не окоченели в аэросанях.
— А что?! — Александр Федорович стал вдруг серьезным. — Солнечных дней в году у нас ничуть не меньше, чем на Северном Кавказе, могу цифрами подтвердить. От холодных ветров долины наших рек защищены хребтами. Овощи, к примеру, созревают у нас раньше, чем в Хабаровске. Природная теплица! — Он помолчал немного. — Зима, скажу правду, не мягка, но переносится легко. Да что говорить! — Цыганков встал из-за стола и подошел к окну. — Взгляните!
Но ничего особенного мы не увидели и вопросительно посмотрели на Александра Федоровича.
— Это же сад! Коллективный сад нашей метеостанции. Сюда поближе сливы, а там яблони, груши. Два года назад посадили, а прошлой осенью уже пробовали первые плоды.
Поблагодарив за хлеб-соль, мы вышли на улицу. Цыганков подошел к горбатому сугробу, который ничем не отличался от соседних своих собратьев, и заметил, что на это также стоит обратить
внимание. Оказалось, что под снегом стоят ульи с живыми пчелами, они уже несколько лет зимуют на открытом воздухе.
— А вы говорите: суров дальневосточный климат! — торжествовал Цыганков.

4. Юкомзан мечтает

Потому ли, что поселки встречаются очень редко, потому ли, что они по преимуществу небольшие, но, как правило, жители одного хорошо знают жителей каждого из соседних сел. Венедикт Константинович Посметьев, наш новый попутчик, нет-нет, да и наклоняется, чтобы сообщить какую-нибудь подробность о тех людях, которых нам предстоит встретить. Так мы узнали, что Аюмка Челды — умелый охотник, он добыл уже тринадцать коз, а в Новокуровку на заготпункт вернулись первые таежники: они сдали несколько соболей, среди которых есть шкурки соболя Якутского кряжа, одного из самых дорогих.
Но больше всего Посметьев говорит о почтовом работнике, нанайце Якове Афанасьевиче Юкомзане, который живет в поселке Улика-Национальная. Мы узнали, что у него двое детей, что мальчика зовут Адик, а девочку — Тома, что жена его Акулина Степановна выступала на районном смотре художественной самодеятельности, исполняла нанайские песни и заняла одно из первых мест. Она получила премию — чайный сервиз.
Как только аэросани остановились, к Ивану Андреевичу подошел и поздоровался невысокий смуглый человек. Это и был Юкомзан. Он, улыбаясь, принялся тщательно проверять доставленную почту.
— «Правду» эту в Москве два дня тому назад читали, а к нам только дошла.
— До Москвы почти девять тысяч километров. Центральную газету читаешь на третий день — и недоволен! — сказал Юкомзану Деревнин с укоризной.
— Что значат девять тысяч километров для реактивного самолета! — возразил нанаец.
Потом Яков Афанасьевич стал рассказывать о том, как строится в тайге поселок нового леспромхоза, и что людей на стройке пока еще не хватает, и неизвестно, как выйти из этого положения.
— И сейчас наш Кур-Урмийский район дает порядочно леса. А когда войдет в строй новый леспромхоз, тогда... — Юкомзан не договаривает, щурит глаза, будто вглядываясь вдаль.
О чем он думает, этот коренной житель здешних мест? Какой ему представляется тайга в будущем?
— Как думаешь, — обратился он к Деревнину через мгновение, — если в новой пятилетке по-настоящему взяться за овощи, догоним ли мы Бикин и Переяславку? У нас же все растет.
Потом разговор зашел об охоте. Деревнин говорил, что видел много коз, которые перебегали дорогу аэросаням, а Юкомзан, вздыхая, ответил, что в этом году, несмотря на обилие зверя, охотился он неудачно: всего каких-то четыре енота да несколько колонков.
Распрощавшись с Юкомзаном, мы долго ощущали его крепкое
рукопожатие.

Начальник метеостанции Архангеловка А. Ф. Цыганков и метеонаблюдатель Вера Колоскова.
Заведующий почтовым агентством села Улика-Национальная Я. А. Юкомзан принимает почту у водителя аэросаней И. А. Деревнина.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4637
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аэросани на Севере

Сообщение Polarstern » 22 Февраль 2016 23:57

Не знаю была ли эта статья здесь на форуме:

http://www.alternativefinland.com/finni ... xpedition/

Об использовании финских аэросаней экспедицией Альфреда Вегенера.
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 725
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 29 Май 2016 09:31

 motorschlitten hindenburh.jpg

 hindenbyrg 45 ue schliten.JPG

На буржуинских интернет торжищах появилась фотооткрытка с известным сюжетом.
Но по 45 евров жаба давит
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Аэросани на Севере

Сообщение burnaut » 23 Декабрь 2016 20:44

Скан из книги "В неизведанные края" Обручев С.В. изательства "Мысль" 1975г.
Вложения
 IMG_4367.JPG
 IMG_4364.JPG
 IMG_4370.JPG
 IMG_4369.JPG
 IMG_4372.JPG
burnaut
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 08 Октябрь 2013 11:36

Аэросани на Севере

Сообщение Kirindas » 02 Март 2017 03:40

на history.sakhalin.ru нашлось фото
подозреваю, что это АНТ-IV постройки завода им. Марти в Ленинграде с мотором "Сальмсон"
аэросани принадлежат погранотряду на Сахалине
 Аэросани. 1930-33 гг. сахалинский пограничный отряд напротив п..jpg


update

или мотором Симменс, по такому фото не определить
(ставились именно на машины для чекистов и Якутсовнаркома)
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 819
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Аэросани на Севере

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Март 2017 19:15

Может и не очень на Севере, но.
Фирма "Ура" достаточно давно и успешно выпускает коллекционную плоскую оловянную миниатюру (упрощенно - солдатиков).
"Аэросани РФ-8. РККА-1941" http://toy-soldiers.ru/katalog_2.htm

Изображение
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11528
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.

Вернуться в Полярная спецтехника, оборудование и проч.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения