Страница 7 из 16

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 10 Март 2011 16:56
Kirindas
в контексте "tractor" вполне может оказаться аэросанями
во всяком случае явных противоречий я не вижу
The third party took with it the motor-tractor, which does not appear to have given the good service that I had hoped to get from it

и далее
This party had attempted to use the motor-tractor, but had failed to get effective service from the machine and had not proceeded far afield

трактор в то время - еще и аэроплан с тянущим винтом

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 10 Март 2011 17:10
Alexander Belov
Статья о археологических работах на зимовке партии "Моря Росса" экспедиции Шэклтона:

http://www.polartrec.com/expeditions/an ... 80%99s-hut

Назван тип "мотора", доставленного в Антарктиду - это "first motor vehicle was also brought here – an Arrol-Johnston motor car". Теперь задача резко упрощается, фирма-изготовитель известна - Эррол-Джонстон (Arrol-Johnston). И о ней:

http://www.coolantarctica.com/Antarctic ... rctica.htm

Изображение

Но! Это обычный автомобиль, год выпуска - 1908. Машина была сконструирована фирмой Бирдмор, а изготовлена на заводе Эррол-Джонсон, который был куплен Бирдмором. Фирма Бирдмора была спонсором экспедиции Шэклтона, поэтому машина стала подарком. Буксировка саней с грузом:

Изображение

Смущает год - 1908 и название судна - "Нимрод". Видимо, это предыдущая экспедиция.

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 10 Март 2011 17:33
Kirindas
это более ранняя экспедиция

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 10 Март 2011 17:39
Alexander Belov
Верно.

ЕСТЬ!!!!!! :)

Frank Hurley,Shane Murphy, "Shackleton's photographer: being a record of events detailing Sir Ernest Shakleton".

http://books.google.ru/books?id=eFWaCEp ... &q&f=false

 page.png


Качество наипаскуднейшее, но разобрать можно. Статья (это приложение к книге) была опубликована в "Буэнос-Айрес Геральд", 29 октября 1914 года. "Самодвижущиеся сани на Южном полюсе", "Инженерный триумф - замечательные устройства, описанные их изобретателем (специально для Геральд)". Перевод сделать? :oops:

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 10 Март 2011 17:52
Kirindas
был бы признателен
а то я не то, что перевести, прочитать дальше аппендикс восемь не могу
вижу, что трактор мог со скоростью 5 миль в час тянуть прицеп неясного (три чего-то там и пол тонны) весу
расход топлива один галлон на морскую (или мне мерещится?) милю

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 10 Март 2011 18:08
Alexander Belov
Сделаем. Кстати, работы констуктора аэросаней - Орде-Лее - консультировал участник экспедиции Моусона - Френсис Говард Бикертон (Francis Howard Bickerton), который участвовал в переделке самолета в аэросани.

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 10 Март 2011 18:30
Alexander Belov
И еще - новозеландская газета "Ивнинг Пост", колонка "Мотор" (THE MOTOR, Evening Post, Rōrahi LXXXVIII, Putanga 86, 8 Whiringa-ā-nuku 1914, Page 4):

http://paperspast.natlib.govt.nz/cgi-bi ... y+hermit--

 imageserver.gif
 imageserver-2.gif
У Шэклтона было ТРИ (!!!) механических средства передвижения - аэросани и два "трактора" Гирлинга (фактически - трехколесные мотоциклы).

Вот и разобрались... ;)

P.S. Таки один "Гирлинг" и аэросани были на "Эндьюранс". В книге "Юг!" Шэклтон пишет, что при эвакуации с судна одну шлюпку (катер) тащил "Гирлинг" с упряжкой собак, а вельбот был погружен на аэросани, которые тащили две собачьих упряжки.

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 10 Март 2011 20:13
Alexander Belov
Заметка в «Буэнос-Айрес Геральд», 25 октября 1914 года.

Приложение VIII

Интервью с Томасом Орде-Лииз

«Буэнос-Айрес Геральд», 25 октября 1914 года


Самодвижущиеся сани на Южном полюсе

Инженерный триумф - Изумительные устройства описаны их изобретателем (специально для «Геральд»)

Если сэр Эрнест Шэклтон и Имперская Транс-Антарктическая экспедиция выполнят свою титаническую задачу, это произойдет во многом благодаря прекрасной организации экспедиции. Сэр Эрнест и его друзья тщательно изучили опыт и ошибки своих предшественников. Можно верить, что предусмотрены все возможные случаи для успеха задуманного ими предприятия.

Возможно, наиболее чудесная часть экспедиционного оборудования – это взятые в экспедицию моторные сани. Сконструированные одним из самых выдающихся инженерных экспертов Англии – капитаном Томасом Х. Орде-Лииз, и построенные на заводе Гирлинг, эти машины отличаются целым рядом новшеств. Опыты, проведенные в снегах Норвегии, оказались полностью успешными, и можно ожидать, что аналогичный успех ждет их в Антарктиде. Сэр Эрнест Шэклтон взял их конструктора с собой, чтобы сани находились под постоянным наблюдением ответственного за их создание и все новшества.

Во время перехода «Эндьюранс» от Буэнос-Айреса к проливам, капитан Орде-Лииз предоставил «Геральд» на борту судна детальное описание саней. Вот оно:

«Мы берем с собой трое моторных саней, двое из них новой конструкции – все они были успешно испытаны в условиях, наиболее близких к ожидаемым на Юге.»

АЭРОСАНИ В АНТАРКТИДЕ.

«Самые большие сани имеют длину 15 футов и ширину четыре с половиной фута. Они приводятся в дивжение воздушным пропеллером с мотором «Анзани» в 60 л.с. Сани могут перемещаться со скоростью от 20 до 30 миль в час (32 – 48 км/ч – прим. перев.), перевозя груз от половины до одной тонны (метрические тонны, груз от 500 до 1000 кг - прим. перев.). Конечно, скорость будет зависеть от величины силы сопротивления, определяющейся поверхностью, по которой движутся сани.

Ход саней контролируется двумя заслонками, управляемыми ногами водителя. Выхлопные газы проходят через обогреваемый шкафчик, который используется для просушки спальных мешков и одежды днем. Затем газы выводятся вперед, чтобы подтаивать снег и облегчать движение саней.

Смазочное масло также обогревается выхлопными газами. Это чрезвычайно важно, так как именно в этом состояли многие трудности в предшествующих экспедициях. Для смазки используется лучшее из доступных смазочных масел – Уейкфильд Кастрол, специальное касторовое масло для авиационных моторов.

К сожалению, движение при помощи воздушного винта, несмотря на высокую скорость, ведет к большому расходу горючего. Самые консервативные оценки не позволяют ожидать расхода более чем четыре мили на галлон горючего.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ НА МОТОРЕ СРЕДИ ЛЬДОВ

Другие сани, меньшие по размеру, называются «тракторами». Они снабжены 9-сильным двухцилиндровым мотором водяного охлаждения Ковентри-Симплекс. Это первый случай, когда моторы с водяным охлаждением будут опробованы в полярных условиях. Система представляет некоторый интерес. Охлаждение мотора производится по системе Хоппера, с большим водяным баком на головках цилиндров. При запуске мотора и при его разогреве в бак закладывается снег, который тает и заполняет бак водой. При закипании воды добавляется больше снега. Горячая вода используется для приготовления пищи во время движения саней. Бак снабжен гнездами, похожими на конфорки плиты, в которые могут вставляться котелки. В то же время, питьевая вода всегда может быть взята из бака. Это новшество представляется особо важным, так как сухость воздуха и тяжелая работа вызывают постоянную жажду, а для подогрева воды приходится ставить палатку и разводить примус.

На остановках вода должна быть немедленно слита через большие сливные краны, специально предусмотренные для этой цели. В противном случае, при замерзании она может разорвать цилиндры.

Эти сани приводятся в движение колесами из легкой стали с велосипедными спицами. Они имеют диаметр три фута и ширину два фута. На колеса приходится только малая часть веса трактора, они используются только для движения. Конечно, нагрузка может быть увеличена для улучшения сцепления. В основном вес машины несут лыжи обычной конструкции.

Ведущие колеса вынесены вперед с тем, чтобы при пересечении трещин колеса переходили через трещину. Передача от мотора к колеса производится при помощи кожаного ремня от маховика двигателя. Сдвигая ремень по поверхности фигурного шкива достигается изменение передаточного отношения. Скорость трактора ограничена пятью милями в час с нагрузкой от трех четвертей до полутора тонн, в зависимости от поверхности. Расход горючего составляет всего один галлон на десять миль.

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 10 Март 2011 21:52
Kirindas
Alexander Belov
:good:
спасибо, весьма познавательно.
Но возникли вопросы.
Ход саней контролируется заслонками? Можно управлять заслонками в карбюраторе двигателя, но это слишком мудро. Скорее всего "заслонки" для управления по курсу. т.е. направлению, а не скорости хода.
Поэтому, вероятно в тексте речь не о заслонках, а о скребках или рулевых коньках.
Если там написано "...means of two flappers...", то скорее всего подразумевается "управление рулевыми коньками", т.к. flapper это ласт.
а вот что за слова в начале предложения "the starting of the sledge..." запуск саней? Абракадабра :(

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 11 Март 2011 00:04
Polarstern
орей всего идет речь о "flaps" - "закрылках", которые обычно стоят сзади мотора и позволяют рулить аэро-плоскодонками.

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 11 Март 2011 10:25
Alexander Belov
Термин "flappers" и мне показался странным, особенно если при этом посмотреть на фото (можно считать, что фото аэросаней экспедиции Шэклтона аутентично). Виден руль "автомобильного типа", а винт - в полном соответствии с описанием - тянущий. На стойке задних лыж (строенных) ясно видна качалка и рулевые тяги. Я бы предположил, что все-таки, управление было рулевым колесом, с передачей через шутртрос.

Я бы предположил, что "flappers" - это заслонки карбюраторов (??? - термин устарелый), а никаких управляющих аэродинамических поверхностей (рулей и пр.) нет. Управление газом педалью - вполне "по-автомобильному".

Тип двигателя - "Анзани" - подтверждается в новозеландской статье. Диаметр винта 10 футов, шаг 3 фута. Расхождение в мощности двигателя смущать нас не должно (например, 60 л.с. по рекламному проспекту фирмы-изготовителя и 55 л.с. фактическая максимальная мощность). Двигатель на фото виден не очень хорошо, но, скорее всего, это двигатель "веерного типа", с несимметричным расположением цилиндров. Мотор аналогичной схемы был установлен на знаменитом Блерио-XI (перелетевшем Ла-Манш).

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 31 Май 2011 16:01
Kirindas
 lllekjitoh.jpg
"НИВА" №20

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 31 Май 2011 16:07
Kirindas
 foto11.jpg
 foto11 001 000.jpg
не сани, но открытка
снег присутствует

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 30 Август 2011 21:11
Иван Кукушкин
1931 г. Черемных М.М. Окно ИЗОГИЗа. Плакат-газета №25 : 125318864.jpg
1931 г. Черемных М.М. Окно ИЗОГИЗа. Плакат-газета №25
"Джентльменский набор" советского пограничника включает в себя и аэросани, и глиссер (кажется).

найдено в lj Николая Аничкина http://wolfschanze.livejournal.com/1016219.html#cutid1

Аэросани на Севере

СообщениеДобавлено: 12 Октябрь 2011 17:13
Dobrolet
Из английского журнала Flight, January 3, 1929 - очень интересный орнамент к фото советских аэросаней (с английским двигателем).
 АНТ-4.JPG