§ 8.
Ветрозарядный агрегат ПД-3Для питания аккумуляторов радиопередатчика дрейфующей зимовки „Северный Полюс" автором был сконструирован агрегат ПД-3.
Передатчик зимовки имеет 2 мощности —20 вт и 80 вт в антенне.
Считая, что в худшем случае придется работать с наибольшей мощностью, суточная потребность дрейфующей зимовки в электроэнергии составляет около 0,8 квт-ч для питания радиоприемника и радиопередатчиков. В первую очередь нужно было обеспечить потребность в энергии для радио, равной около 45 квт-ч в месяц, с учетом суммарного к. п. д. аккумуляторов и умформера для высокого напряжения. Генерирование этой энергии при помощи бензинового двигателя связано с месячным расходом до 40—50 кг горючего, завозить которое на зимовку очень затруд-нительно .Поэтому т. Папанин предложил производить заряд аккумуляторов его зимовки посредством ветродвигателя. К ветродвигателю были предъявлены следующие требования: вес около 50 кг, транспортабельность, возможность быстрого монтажа и демонтажа.
Двигатель самостоятельно, без обслуживающего персонала, устанавливается помощью хвоста на ветер, трогается с места, ограничивает число оборотов и складывается в штормовое положение при сильном ветре.
Кроме того, двигатель может быть остановлен снизу, для чего необходимо натянуть тросик , проходящий внутри мачты и штыря, перекинутый через ролик на боковой лопате к хвостовине, и тем притянуть боковую лопату к хвостовине.
При сдвижке льда у зимовщиков могут быть считанные минуты для переноса двигателя, поэтому приняты соответствующие меры: тросы к якорям крепятся крючками и в случае надобности якоря могут быть оставлены во льду, а двигатель перенесен в другое место
.Испытания показали, что в 2,5 мин. 3 человека могут разобрать двигатель, а при особой спешке в течение лишь 1 минуты положить мачту для переноски двигателя в собранном виде.
Испытание и эксплоатация двигателя.
Двигатель перед отправкой на зимовку несколько раз испытывался и в общей сложности работал месяц. Безаварийная и безотказная работа во время испытаний позволила Папанину и Кренкелю не брать с собой запасных частей к двигателю ПД-3 (кроме динамо).
Спустя менее 10 часов по прибытии ветродвигателя на самолете героя Советского союза т. Молокова, он был уже в работе.
В течение 7 месяцев со времени начала работы станции радиосвязь поддерживалась главным образом энергией полученной от от ветродвигателя. Бензиновым двигателем заряжали аккумуляторы в течение 6 часов во время перелета через Полюс самолетов Чкалова, Громова и Леваневского только потому, что желали иметь, на всякий случай, полностью заряженные аккумуляторы. Ножным приводом пользовались 90 минут.
Радиопередатчик работал только с мощностью 20 вт в антенне.
Среднемесячные скорости ветра над полюсом оказались неожиданно большими: в июне Vср. мес = 4,8 м/сек, в июле— 4,05 м/сек, в августе 4,9 м/сек и за 20 дней сентября Vср. мес = 3,85 м/сек.
Поэтому радист зимовки мог регулярно передавать не только 4 раза в сутки метеосводки, но вести интенсивную работу по 5—10 часов в сутки. В период сильных ветров (5—7 м/сек) зимовка передает статьи, для передачи которых требуется 5—6 часов. Временами радиостанция работает до 10 часов в сутки. Через три часа усиленной работы радиостанции, аккумуляторы ставятся на зарядку на '2,5—3 часа. В период слабых ветров работу рации уменьшают, а при отсутствии ветра ограничиваются передачей только метеосводок, на что 4 раза в сутки требуется по 15 минут работы передатчика; такого режима работы придерживались в двухдневный период безветрия, имевший место в середине июня и трехдневный — в начале сентября.
То обстоятельство, что скорость ветра на полюсе оказалась выше Ѵср. мес =3,5 м/сек, позволило в течение первого месяца эксалоатации полностью перекрыть экономией горючего вес ветродвигателя.
Конструкция, насколько можно судить по первым 7 месяцам эксплоатации в общем оказалась надежной. Только неожиданные положительные температуры в районе полюса доставили много неприятностей с креплением якорей. Был случай, что в оттепель лед под основанием так подтаял, что мачта опустилась за несколько часов на 3—4 см, оттяжки ослабли и вместе с головкой мачта повернулась на 180°, и только внимательный надзор помог избегнуть аварии.
Опыт ПД-3 показывает, что для экспедиций, кочевий и т. д. при использовании достаточно быстроходных ветродвигателей, современных металлов, технологии, можно создавать очень легкие передвижные ветродвигатели для заряда аккумуляторов, водоподъема и т. д.
Перли С.Б. Ветронасосные и ветроэлектрические агрегаты. - Харьков: ГНТИ Украины, 1938 с.237-243