Ст.Пионерская.Подготовка взлетно-посадочной полосы.
Как показала практика первого санно-тракторного похода, тракторы С-80 должны работать круглосуточно, так как ежедневный запуск их при низких температурах, ветре и
метелях невозможен. При круглосуточной работе — в движении, на холостом ходу на стоянках — один трактор расходовал в сутки одну бочку горючего, то есть около 250
килограммов солярки. Оказалось также, что каждый трактор может везти за собой на санях груз до 15 тонн, или, в переводе на горючее, 60 бочек. Средняя скорость при этом
с учетом всех причин, обусловливающих движение и вынужденные стоянки, оказалась равной 10 километрам в сутки. Такие показатели движения наблюдались в условиях
последнего месяца южнополярной осени.
Если учесть несколько более легкие условия движения в летнее время, более высокие температуры, большую продолжительность дня, то можно ожидать, что средняя
скорость движения увеличится, но не более чем до 20 километров в сутки. Однако, чтобы обеспечить такую скорость движения, траки тракторов С-80 надо увеличить в 1,5—2 раза, а сани удлинить также не менее чем в 1,5 раза. Последнее необходимо для того, чтобы обеспечить возможность движения саней на больших, чем 4 километра в час, скоростях.
Именно с такими максимальными скоростями (4—5 километров в час) двигался первый санно-тракторный поезд, при этом тряска внутри была настолько сильной, что не
позволяла долго находиться в санях во время движения.
Крепления не выдерживали, и все предметы начинали срываться со своих мест. Особенно опасно это было для печи, радиоприборов и различной научной аппаратуры. Объяснялась
такая тряска тем, что размеры саней оказались соизмеримыми с размерами крупных застругов, по которым прохо-дил поезд. Увеличение длины саней сделает движение более спокойным.
Приведенные цифры показывают, что трактор С-80 без дополнительного груза может обеспечить себя горючим не более чем на 1200 километров. Таким образом, при походах
на большее расстояние и с грузом для строительства станций и научным оборудованием необходимо предусматривать организацию промежуточных баз с запасами горючего, создаваемых авиацией или предварительными походами на тракторах. Следует считать наиболее целесообразным включать в санно-тракторные походы специальные
грузовые поезда с горючим, тракторы которых остаются на промежуточных базах, в месте, где будет израсходовано горючее. Такая организация продвижения позволит в
кратчайшие сроки достигнуть намеченной точки. Оставленные должны возвращаться в Мирный после доставки для них горючего на промежуточные базы авиацией. Не
исключена возможность, что они задержатся на базах значительное время, но зто окупится успешным выполнением основной задачи — созданием внутриматериковых
станций.
Тракторы С-80 оказались малоприспособленными для работы во внутренних районах Антарктиды, и только совершенное знание их, умение, самоотверженная работа и
легендарная выносливость наших водителей М. С. Комарова, И. Н. Кудряшова и помогавших им А. П. Капицы, В. И. Втюрина, В. К. Бабарыкина обеспечили то, что было
сделано при помощи этих машин во время похода и работы на станции. Кабины тракторов не обогревались, ветровые стекла леденели, обслуживать и ремонтировать тракторы
приходилось практически без всякой защиты от непогоды. Все это указывает на необходимость использования более мощных и специально созданных для таких походов машин, так как задачи, намеченные для будущих экспедиций, являются еще более сложными.
Гусев A. M. В снегах Антарктиды. М., «Мысль», 1973
Первая советская антарктическая экспедиция.