Из архивов:
http://www.ikcptb.com/ru/news/page20120/uchastie-v-unikalnoj-morskoj-operacii?&catoffset=0&date_from=2006-7-01&offset=004.10.06 Транспортировка АПЛ в Баренцевом море
Специалисты Инженерного консалтингового центра «Промтехбезопасность»
приняли участие в уникальной морской операции.
В начале сентября с.г. в Баренцевом море успешно завершилась уникальная морская операция по транспортировке атомной подводной лодки (АПЛ) заводской № 291 класса «Ноябрь» для последующей ее утилизации. В свой последний путь длинною в несколько сотен морских миль атомная субмарина совершила из известного уже многим россиянам поселка Гремиха в Святоносском заливе до причала 10 – го судоремонтного завода (10 СРЗ МО РФ, г. Полярный) в Кольском заливе.
Бесконечная череда аварий и катастроф, случившихся в этот же период, как в России, так и во многих других странах, затмили важность произошедшего события. Однако было бы неправильным умолчать о блестяще проведенной операции, осуществленной специалистами гражданских и военных ведомств.
Её сложность и неординарность была обусловлена рядом факторов, в том числе:
- низким уровнем конструктивной непотопляемости АПЛ ввиду длительного (43 года) срока эксплуатации, включая период «отстоя» более 15 лет;
- неблагоприятными, как правило, погодными условиями, характерными для районов транспортировки;
- трагическими последствиями, имевшими место в 2003 году при проведении аналогичной операции во время буксировки к месту утилизации пла К-159 аналогичного проекта. Несколько высококлассных специалистов погибли тогда вместе с лодкой, до конца исполняя свой воинский и профессиональный долг.
Поэтому, гарантированная ядерная и радиационная безопасность при возможном возникновении аварийных ситуаций являлась непременным условием транспортировки атомной подводной лодки выведенной из состава ВМФ в далёком 1990 году.
На завершающей стадии подготовки атомной подводной лодки к транспортировке было принято решение привлечь для выполнения работ, связанных с оценкой риска при осуществлении технологических и транспортных операций специалистов московской компании «Инженерный консалтинговый центр «Промтехбезопасность», имевших опыт в решении подобных задач. Именно этой компании было доверено выполнить в 2001 г. работу по «Оценке масштабов радиационно-экологических последствий аварий на этапе подъема и транспортировки АПЛ «Курск», с которой они успешно справились.
Чётко спланированная и отлично проведенная работа выполнялась сотрудниками головной компании ООО «ИКЦ «Промтехбезопасность», совместно со специалистами её Северо-Западного филиала в городе Санкт-Петербурге в рамках международного проекта АМЕС 1.8 - «Обеспечение плавучести выведенных из боевого состава атомных подводных лодок, хранящихся на плаву». Генеральным заказчиком данного проекта выступил Институт оборонных исследований министрества обороны Королевства Норвегии (FFI), а государственным заказчиком - Министерство обороны РФ.
На разных этапах для обеспечения транспортировки пла привлекались специалисты в области проектирования, эксплуатации, обеспечения ядерной и радиационной безопасности атомных подводных лодок, их поисково-спасательного обеспечения и безопасности мореплавания, в том числе ФГУП НИКИЭТ Росатома и Военно-морской академии.
В «ИКЦ «Промтехбезопасность» были сделаны сложные расчёты по оценке безопасности транспортировки 107 метровой лодки, находящейся не в лучшем состоянии, с применением транспортного погружного судна (ТПС) «Трансшельф». Транспортировка намечалась от пункта погрузки в Святоносском заливе до пункта выгрузки в Кольском заливе с учетом гарантированного отсутствия ядерной и радиационной опасности для персонала, населения и окружающей среды. Также было сделано обоснование рекомендаций по снижению риска возникновения аварийных ситуаций на этапах транспортировки лодки в части обеспечения непотопляемости, ядерной и радиационной безопасности, пожарной безопасности и безопасности мореплавания. Много внимания специалисты «ИКЦ «Промтехбезопасность» уделили оценке воздействия на окружающую среду опасных факторов, возможность которых связана с транспортировкой лодки.
Скрупулезно и педантично были просчитаны каждая деталь, каждый этап предстоящей транспортировки субмарины, которая даже спустя много лет после списания одним лишь фактом своего существования представляла собой большую угрозу, как для людей, так и для территории своего местопребывания! Неполный перечень работ, выполненных специалистами «ИКЦ «Промтехбезопасность» в обозначенные условием договора сроки
включил в себя: - оценку технического состояния, непотопляемости и живучести пла; - оценку общей и местной прочности конструкций прочного и легкого корпусов пла во время буксировки и при ее постановке на транспортное судно с учетом коррозионного износа и динамического давления от удара волн; - оценку риска обрыва буксирной линии при различном волнении моря в процессе буксировки; - анализ ядерной и радиационной безопасности ядерного энергетического устройства при проектных и запроектных авариях, связанных с потерей лодкой непотопляемости; - оценку вероятности возникновения пожара на лодке и на транспортной системе «пла+ТПС»; - подготовку рекомендаций по снижению вероятности возникновения аварийных ситуаций при транспортировке подлодки.
Нельзя было допустить ни малейшей неточности. Ибо на кону стояли, как и три года назад, человеческие судьбы. Кроме этого вторая неудача могла бы нанести серьёзный ущерб профессиональной репутации отечественных специалистов данной отрасли.
Результаты проведенных исследований показали, что безопасная транспортировка атомной подводной лодки заводской номер 291 к её последнему причалу возможна!
Специалисты « ИКЦ «Промтехбезопасность» дали заключение, согласно которому риски аварийных ситуаций, связанных с объектом транспортировки атомной подводной лодки, относятся к приемлемым. Полученные данные свидетельствовали о возможности гарантированной транспортировки отслужившей субмарины по указанному маршруту с обеспечением безопасного состояния ядерной энергетической установки подлодки и отсутствие радиационной угрозы для персонала, населения и природной среды.
Результаты проведенного анализа материалов Технического проекта показали, что риск аварийной ситуации при транспортировке лодки не превышает приемлемого, что и было учтено при принятии решения на начало морской операции по её транспортировке.
Последний этап уникальной морской операции начался 4-го сентября буксировкой АПЛ от места стоянки в Йоканьгском пункте базирования к месту погрузки на транспортное судно. Два напряженных дня длился переход. Все расчёты, сделанные в «ИКЦ «Промтехбезопасность» оказались точными. Операция успешно завершилась буксировкой АПЛ до причала 10-го судоремонтного завода МО РФ сентября. Прощай подлодка!
Сотрудники Инженерного консалтингового центра «Промтехбезопасность» сдали очередной экзамен на «отлично»!