Подводная лодка "Щ-324" (Балтийский флот)
Добавлено: 07 Октябрь 2008 20:59
На сайте РГМАА в библиотеку добавлено:
Профессор Я. Я. Гаккель
Кандидат военно-морских наук С. Е. Горлатов
Подводная лодка подо льдом ...
(25 лет со времени первого подводного плавания.)
"Природа", №2, 1965 г. с. 104—108.
Одно из самых выдающихся достижений в развитии мореплавания нашего времени — это подледное плавание. Проплывая под ледяным покровом, можно преодолеть морские пространства, где плавание надводных судов крайне затруднено. Венцом развития подледного плавания, конечно, следует считать достижение на подводных лодках Северного полюса. Именно к этой цели стремились мореплаватели — еще 300 лет тому назад. Мысль о постройке подводного «ковчега» для плавания вплоть до Северного полюса высказал еще в 1648 г. в своем математическом трактате английский ученый Джон Уилкинс. 25 лет тому назад совершила свой легендарный поход подо льдом советская подводная лодка «Щ-324» под командованием капитана III ранга А. М. Коняева, ныне Героя Советского Союза. Отважным пионерам подледного плавания и посвящена эта статья.
...
Крайняя же необходимость осуществить подледное плавание, причем на вовсе неприспособленных к тому подводных лодках и без какой-либо специальной подготовки экипажей, возникла перед подводниками Краснознаменного Балтийского флота в январе 1940 г. На этот раз она была продиктована обстоятельствами и условиями военного времени. Во второй половине января, когда подводная лодка «Щ-324», плававшая в Ботническом заливе, должна была вернуться на свою базу в Балтийское море, весь шхерный район Аландских островов оказался скованным сплошным ледяным покровом. Выход из залива, блокированного льдами, был возможен только путем подледного плавания. Решившись на этот шаг, командир подводной лодки капитан 3 ранга А. М. Коняев провел ее проливом Южный Кваркен под сплошным ледяным покровом на протяжении 60 миль при глубинах местами менее 20 м. При этом следует учесть высоту самой лодки (около 10 м), а также извилистость фарватера. Если еще принять во внимание минную опасность и то, что тогда еще не было навигационных гидроакустических приборов, эхоледомеров и подводных телевизоров, которыми оснащаются современные подводные лодки для подледного плавания, то этот подвиг отважных советских подводников вызывает еще большее восхищение.
Подобным же образом в подледном плавании тогда отличился экипаж и подводной лодки «Щ-311».
За эти особо выдающиеся заслуги, которые по-настоящему оцениваются только теперь, подводные лодки «Щ-311» и «Щ-324», впервые совершившие подледные плавания, были награждены орденами Красного Знамени, а их командирам — А. М. Коняеву и Ф. Г. Вершинину — присвоено звание Героев Советского Союза.
[img]http://www.polarmuseum.ru/bibl/articles/sub_65/images/p1_s.jpg[img]
Командир подводной лодки «Щ-324» Герой Советского Союза А. М. Коняев
Профессор Я. Я. Гаккель
Кандидат военно-морских наук С. Е. Горлатов
Подводная лодка подо льдом ...
(25 лет со времени первого подводного плавания.)
"Природа", №2, 1965 г. с. 104—108.
Одно из самых выдающихся достижений в развитии мореплавания нашего времени — это подледное плавание. Проплывая под ледяным покровом, можно преодолеть морские пространства, где плавание надводных судов крайне затруднено. Венцом развития подледного плавания, конечно, следует считать достижение на подводных лодках Северного полюса. Именно к этой цели стремились мореплаватели — еще 300 лет тому назад. Мысль о постройке подводного «ковчега» для плавания вплоть до Северного полюса высказал еще в 1648 г. в своем математическом трактате английский ученый Джон Уилкинс. 25 лет тому назад совершила свой легендарный поход подо льдом советская подводная лодка «Щ-324» под командованием капитана III ранга А. М. Коняева, ныне Героя Советского Союза. Отважным пионерам подледного плавания и посвящена эта статья.
...
Крайняя же необходимость осуществить подледное плавание, причем на вовсе неприспособленных к тому подводных лодках и без какой-либо специальной подготовки экипажей, возникла перед подводниками Краснознаменного Балтийского флота в январе 1940 г. На этот раз она была продиктована обстоятельствами и условиями военного времени. Во второй половине января, когда подводная лодка «Щ-324», плававшая в Ботническом заливе, должна была вернуться на свою базу в Балтийское море, весь шхерный район Аландских островов оказался скованным сплошным ледяным покровом. Выход из залива, блокированного льдами, был возможен только путем подледного плавания. Решившись на этот шаг, командир подводной лодки капитан 3 ранга А. М. Коняев провел ее проливом Южный Кваркен под сплошным ледяным покровом на протяжении 60 миль при глубинах местами менее 20 м. При этом следует учесть высоту самой лодки (около 10 м), а также извилистость фарватера. Если еще принять во внимание минную опасность и то, что тогда еще не было навигационных гидроакустических приборов, эхоледомеров и подводных телевизоров, которыми оснащаются современные подводные лодки для подледного плавания, то этот подвиг отважных советских подводников вызывает еще большее восхищение.
Подобным же образом в подледном плавании тогда отличился экипаж и подводной лодки «Щ-311».
За эти особо выдающиеся заслуги, которые по-настоящему оцениваются только теперь, подводные лодки «Щ-311» и «Щ-324», впервые совершившие подледные плавания, были награждены орденами Красного Знамени, а их командирам — А. М. Коняеву и Ф. Г. Вершинину — присвоено звание Героев Советского Союза.
[img]http://www.polarmuseum.ru/bibl/articles/sub_65/images/p1_s.jpg[img]
Командир подводной лодки «Щ-324» Герой Советского Союза А. М. Коняев