АПЛ К-329 "Северодвинск" (пр.885)

Краснознаменный Северный Флот / Флотилия СЛО.
Арктические бригады.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

АПЛ К-329 "Северодвинск" (пр.885)

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Сентябрь 2008 00:23

В 2009 году российский Военно-морской флот получит новейшую многоцелевую АПЛ "Северодвинск" - вице-адмирал Шлемов
06.07.2007


Москва. 5 июля. ИНТЕРФАКС-АВН - Новейшая многоцелевая атомная подводная лодка "Северодвинск" войдет в боевой состав Военно-морского флота РФ в 2009 году, сообщил "Интерфаксу-АВН" начальник управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны вице-адмирал Анатолий Шлемов.

"После сдачи "Юрия Долгорукого" центр тяжести будет перенесен на завершение строительства "Северодвинска". Согласно программе вооружений сдача корабля Военно-морскому флоту состоится в 2009 году, спуск на воду состоится в 4-м квартале 2008 года или в первом квартале 2009 года", - заявил А.Шлемов.

Он также сообщил, что в отличие от "Юрия Долгорукого" "для "Северодвинска" оружие уже готово".

"Это оружие мы уже испытали и еще испытываем. Оно еще не принято на вооружение, но будет приниматься вместе с кораблем. То есть на сегодня некоторые образцы уже прошли государственные испытания, другие только проходят. В первую очередь это крылатые ракеты", - сказал вице-адмирал.

Он подчеркнул, что "это первая лодка в истории ВМФ России, которая может по праву называться многоцелевой". "Она решает все задачи, которые государство ставит перед морскими силами общего назначения: нанесение ударов по различным целям под водой, на воде и на суше", - заявил А.Шлемов.

Длительное время строительство корабля он объяснил тем, что в нем используются самые абсолютно новые и самые современные материалы. А.Шлемов также напомнил, что подлодка была заложена в 1993 году "в самые тяжелые времена с точки зрения финансирования".

"Северодвинск" (проект 885 "Ясень", по классификации НАТО GRANAY) будет иметь водоизмещение 8600/13800 тонн. Размеры 119х13,5х9,4м. Максимальная глубина погружения - 600м. Скорость 16/31 узел. Экипаж - 90 человек (32 офицера).
05.07.2007


Права на данный материал принадлежат Интерфакс-АВН.
Материал был размещен в открытом доступе на ФГУП "Рособоронэкспорт".


[ "Новости Военно-Промышленного Комплекса" http://vpk.name/news/7547_v_2009_godu_rossiiskii_voennomorskoi_flot_poluchit_noveishuyu_mnogocelevuyu_apl_severodvinsk__viceadmiral_shlemov.html ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

АПЛ К-329 "Северодвинск" (пр.885)

Сообщение Bills Bons » 03 Октябрь 2008 17:56

В книге "Подводные лодки России:Иллюстрированный справочник."В.Е.Ильин,А.И.Колесников.-М.:ООО "Издательство Астрель":ООО "Издательство АСТ",2001г.,на стр.157-162 про данную АПЛ дана совсем другая информация:

Проект 885 был разработан СПМБМ "Малахит",НПО машиностроения,НПО "Новатор" и 28-м НИИ ВМФ.Головная АПЛ заложена 21.12.93г. на Северном машиностроительном предприятии (г.Северодвинск).Длина наибольшая-120,0м.,ширина наибольшая-15,0м.,средняя осадка-10,0м.,водоизмещение нормальное-9500м. кубич.,водоизмещение полное-11800 м. кубич.,полная скорость подводного хода-28-31 уз.,экипаж-85 чел.Полуторакорпусная,одновальная.Всплывающая камера для всего экипажа.Ракетный отсек с восемью универсальными ракетными шахтами (24 ПКР П-100 "Оникс",Х-35 идр.)Торпедные аппараты 650-и 533мм. (крылатые ракеты: 3М-54Э,3М-54Э1,3М-14Э,торпеды УГСТ,минное оружие).Система гидроакустической связи "Штиль",гидроакустический комплекс "Аякс".ЯЭУ четвертого поколения.
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 913
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

АПЛ

Сообщение Иван Кукушкин » 03 Март 2011 19:00

Ролик компании "Меркатор"
Copyright © 1993-2010
Компания «Меркатор» http://www.mercator.ru/
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

АПЛ К-329 "Северодвинск" (пр.885)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Октябрь 2011 19:58

Первый выход

Атомная подлодка К-329 «Северодвинск» на прошлой неделе вернулась с первых заводских ходовых испытаний.


Об окончании первого выхода в море заместителю генерального директора Севмаша Марату Абижанову и заместителю командира Беломорской военно-морской базы капитану I ранга Михаилу Воложинскому доложил командир корабля капитан I ранга Сергей Митяев. По словам ответственного сдатчика Валерия Добровольского, выход был успешным. Испытания систем и комплексов корабля проведены в соответствии с планом. После устранения всех выявленных замечаний АПЛ «Северодвинск» снова выйдет в море.

Елена МАКОВЕЦКАЯ, пресс-служба Севмаша


Корабельная сторона
Номер от 13 октября 2011 г
.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

АПЛ К-329 "Северодвинск" (пр.885)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Октябрь 2011 20:04

«Северодвинск» разоряет Минобороны?

Так подлодка с именем нашего города начинала свой путь к морю. Фото Владимира Ларионова : 1.jpg
Проект 885-й «Ясень» назван дорогим и избыточно мощным для России

Пока головной корабль новой серии – К-329 «Северодвинск» отрабатывал на первом своем выходе программу ходовых испытаний в Белом море, на суше, ограниченной московской кольцевой автодорогой, развернулись нешуточные страсти по поводу целесообразности строительства таких подводных лодок для России. Как нетрудно предположить, от результата этих дискуссий зависит не только судьба строительства серии «Ясеней», но и дальнейших заказов для главной северодвинской верфи.

РАЗГОВОРЫ вдруг закрутились вокруг стоимости кораблей 885-го проекта. Она, как явствует из заявлений противников «Ясеня», может оказаться не по карману российскому военному бюджету. Здесь же напрашивается и первый вопрос: если согласно последним планам упомянутая головная подлодка должна войти в состав российских ВМС к лету 2012 года, тогда почему разговоры о стоимости проекта вдруг начинаются сейчас, а не раньше?

Ряд СМИ указывает стоимость головного корабля – 50 млрд рублей, а второго (эта цифра предположительна) – более чем в два раза дороже – 110 млрд. Если верить столичным «Известиям», за 50 млрд рублей наши «военные могли бы купить две подлодки серии «Борей» или 50 новейших истребителей Су-35». Правда, здесь почему-то просится добавить – если, конечно, наши доблестные военные, как это с ними уже случалось не раз, эти 50 млрд не разворуют (Прим. О.Х.).

В целом же нет сомнений, что вопрос о дороговизне «Ясеней» всплыл на волне последних известных распрей между Минобороны и корабелами России. Те же «Известия» приводят доводы последних, в частности северодвинцев: «Металл за последний год подорожал на 30%, электроэнергия — на 50%, зарплата квалифицированных сварщиков, которых мы собираем со всей страны, - 200–250 тысяч рублей. Поэтому как можно сравнивать стоимость лодки, построенной еще из советских запасов, с лодкой, материалы для которой нужно закупать на рынке?!»

Солидарны с Севмашем и представители ОСК: «У Севмаша нет возможности выбрать поставщика, допустим, для насосов. Они обязаны закупить те насосы, которые значатся в утвержденном Минобороны перечне узлов и агрегатов и у именно того производителя, которого утвердили военные. Ни о каком завышении цен речи идти в таких условиях не может».

А НАШЕ Минобороны, похоже, испугалось своих же собственных планов. Напомним, что поначалу они замахнулись аж на восемь таких многоцелевых подлодок по программе вооружений до 2020 года, и по цене 70–80 млрд рублей за каждую. Сейчас же среди господ адмиралов вдруг нашлись те, кто быстро подсчитал, во что обойдутся госбюджету эти грезы мечтателей – 5%.

Причем у военных вдруг появились претензии не только по поводу стоимости заказов. Вот уже зазвучали голоса, мол, и головная лодка проекта 885 вышла не совсем та, какую бы хотелось, - почти в два раза крупнее американского аналога. Мол, американцы после завершения «холодной войны» стали считать свои доллары и якобы отказались от больших атомных лодок, а Россия вроде как и не последовала сему примеру. Тут же рефреном и песнь об избыточности вооружения 885-го проекта, мол, подлодка «несет избыточное вооружение».

Последнее, с одной стороны, несколько озадачивает: почему мы должны во всем следовать американцам? Или нашим нынешним воякам скверно преподавали в академиях, или история последних двадцати лет их ничему не научила? С другой стороны, если и следовать американскому примеру, то надо бы для начала заиметь столь же мощную, как у американцев, экономику, а не экономику суперколонии, качающей за границу природный газ и сырую нефть.

Впрочем, сами же военные признают: замены дорогостоящему (на их взгляд. – Прим. О.Х.) многоцелевику «Ясеню» на сегодня нет. Такие подлодки флоту нужны срочно, но их нет даже в проекте... Тогда где выход? Некоторые специалисты предлагают «в качестве разумной перспективы» вернуться как к базовым к уже существующим проектам лодок 671 и 971 и уже на их основе создавать «более дешевый проект многоцелевой подлодки». Но это попахивает очередной химерой, поскольку время уже упущено как минимум на пять-шесть лет. Думать господам под кокардой и при погонах надо было раньше, когда «реформаторы новой России» под лозунгами «возрождения» разваливали судостроительную отрасль и ее кадровый потенциал.

© Олег ХИМАНЫЧ, зам главного редактора, морской историк


© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010
http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2011/10/13/89416/
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

АПЛ К-329 "Северодвинск" (пр.885)

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Октябрь 2011 20:38

Не знаю, откуда у paralay эта статья, но по внятности и понятности описания истории с "Ясенями" она самая толковая.
http://paralay.com/885/885.html

Проект 885 и 885М «Ясень»
Алексей Коновалов, Гамбург (ФРГ)

В рамках работ над многоцелевыми ударными АПЛ 4-го поколения, наряду с разработкой проекта 957 в ЦКБ «Лазурит», в СПМБМ «Малахит» с 1980 года под руководством Главного Конструктора В.Н.Пялова велись собственные работы над подобным проектом под номером 885 (08850) (шифр «Ясень»). Его истоки находятся еще в 1976 году, когда в рамках предэскизного проекта 971/958 была сконструирована лодка с заложенными в нее чрезвычайно высокими требованиями малошумности. Однако, большинство этих идей не были реализованы в результате сопротивления промышленности. Согласно начальному тактико-техническому заданию, «Ясень» должен был по своим задачам и характеристикам во многом походить на многоцелевые АПЛ проекта 971, но с качественным снижением уровня акустической заметности. Таким образом, большинство технических решений, заложенных в раннем проекте «Щуки-Б», были использованы в новом проекте. Аналогично конкурирующему с ним проекту 957, это потребовало отказа от двухкорпусной архитектуры и от требований надводной непотопляемости, при затоплении одного из отсеков. Технический проект был, согласно планам, подготовлен в конце 80-х гг, однако, тогда, в связи с изменением в руководящих структурах ВМФ и качественным изменением доктрины флота, проект 885 был коренным образом пересмотрен. Параллельно, в 1987 году, в «НПО Машиностроения» вышел на летно-конструкторские испытания новый противокорабельный ракетный комплекс «Оникс», который должен была стать общим для целой серии воздушных, наземных, надводных и подводных носителей. Попытки унификации техники флота заставили руководство ВМФ отказаться в 1989 г. от серии узкоспециализированных проектов, к коим относились темы «Кедр» и «Меркурий» в пользу единого по-настоящему многоцелевого проекта. Появление в ВМС США в 1985 году многоцелевых АПЛ типа «Los Angeles“ подсерии „Providence“ с вертикальными шахтными ПУ СКР „Tomahawk“ в носовой части корпуса, объясняет желание флота получить лодку с аналогичными боевыми возможностями. Все вместе это привело к тому, что в 1989 г. было принято решение о дооснащении АПЛ 885-го проекта унифицированными шахтными ПУ для ПКР «Оникс» и СКР «Гранат», а позднее для перспективных образцов ракетных комплексов. К тому времени «Ясень» находился в завершающей стадии технического проекта и его полная переработка завершилась лишь в 1991 году. Новая тактика применения субмарины подразумевала функции противолодочной обороны и нанесения ударов ракетным оружием по суше и кораблям противника. Планами судостроения на промежуток времени с 1990 по 2000 гг. предусматривалась постройка от шести до девяти единиц проекта 885. Кроме того, в некоторых источниках утверждается, что общий объем серии «Ясеней» должен был достичь даже 30 единиц. Однако, реализации этих планов помешал распад Советского Союза и последовавшие за ним сложности финансового и политического характера. Тем не менее, 10 декабря 1993 года головной корабль серии был включен в списки кораблей ВМФ под наименованием «Северодвинск», которое до этого с 1991-го года носила ПЛАРК К-266 проекта 949А (позднее «Орел»), а 21 декабря того же года на Северном Машиностроительном предприятии состоялась его закладка под заводским номером 160. Лодка получила тактическую литеру К-329, а в НАТО ей было присвоено кодовое наименование „Granay“. Предполагалось, произвести спуск «Северодвинска» в 1996 и принять его в строй в 1998 году. В дальнейшем этот срок был передвинут на 2000 и даже на 2005 год. Вместо этого, в условиях отсутствия финансирования его постройка была полностью заморожена в 1996 году.

Длительное простаивание задела подводной лодки «Северодвинск», существовавшей тогда лишь в виде разрозненных корпусных конструкций и отдельных контрагентских поставок оборудования, привело к тому, что к началу 2000 х гг. проект начал морально устаревать в отношении запланированного для него бортового радиоэлектронного оборудования и части конструктивных решений. Помимо этого, велись разработки серии новых образцов вооружения, которое могло быть использовано на 885-м проекте. В связи с этим, требовалась очередная корректировка его технического проекта, в которой учитывались как вышеназванные факторы, так и сложности с контрагентскими поставками из стран бывшего СССР, которые оказались фактически за границей. Не готова оказалась новая паротурбинная установка нового поколения, что также сказалось на корректировке проекта. Соответствующие изменения были внесены в начале 2000-х гг, после чего было возобновлено строительство АПЛ, приведенной в соответствие новым требованиям. Уже в 2005 году на лодке полностью были завершены корпусные работы, а первого декабря того же года сформированы оба экипажа, которые с 2006 по 2007 гг прошли обучение в 270-м УЦ ВМФ в Сосновом Бору. В 2006 году на СМП была доставлена блочная паротурбинная установка, а в Госзаказе на 2008 год на постройку «Северодвинска» была отведена сумма порядка 4 млрд. руб. Все вместе это позволило ожидать, что спуск первого «Ясеня» должен был состояться в 2008 году, однако этот срок впоследствии неоднократно переносился по причине сложностей, вызванных большим количеством новых конструкционных решений и проблем технологического характера. В конечном итоге, после того, как церемония вывода лодки из строительного цеха была официально назначена на 21 декабря 2009 года, выяснилось, что передаточный док «Сухона», в который должен был производиться вывод, нуждался в срочном ремонте и, таким образом, событие было перенесено на 7 мая 2010 года. Но, даже эта дата позднее подверглась корректировке. Из-за пожара на лодке ее спуск на воду был окончательно назначен на 11 июня 2010 года. В настоящий момент на лодке проводятся в основном малярно-изоляционные работы и установка общекорабельного оборудования и ее можно считать практически готовой. Принятие АПЛ в строй запланировано не раньше октября 2010 года, а скорее всего на 2011 год с базированием на Северном Флоте, предположительно, в составе 11-й дивизии подводных лодок СФ в Заозерске. В настоящий момент, там базируются лодки проектов 949А и 971РТМК. Для обучения личного состава лодок 4-го поколения и, в частности, проекта 885, в НПО «Аврора» был разработан полномасштабный комплексный электронный тренажер «Каллао», а для тренировок по борьбе за живучесть корабля – учебная компьютерная программа «Позиция».

За время постройки лодки у обоих ее экипажей сменились, в общей сложности, 4 командира: с 18 июня 2005 по 2008 гг лодкой командовал Капитан 1-го ранга И.И.Горелов (1-й экипаж) и с 2005 по 2006 гг. П.Н.Шульга (2-й экипаж). Позднее, после 2006 года их сменили Капитан 1-го ранга Р.А.Пацкявичус (2-й экипаж) и после 2008 года Капитан 1-го ранга С.Митяев (1-й экипаж). Кроме того, в состав 1-го экипажа входит ст. помощник командира капитан 2-го ранга Р.В.Агапов, заместитель командира по воспитательной работе капитан 2-го ранга Д.Ю.Климов, помощник командира капитан 3-го ранга С.В.Серов и командир БЧ-5 капитан 3-го ранга П.В.Лученков. Во 2-й экипаж входят также ст. Помощник командира капитан 2-го ранга В.А.Ломов, заместитель командира по воспитательной работе капитан 3-го ранга А.И.Федоров, помощник командира капитан 3-го ранга П.Ю.Неудачин и командир БЧ-5 капитан 2-го ранга В.В.Тышкевич.

В 2008-м году были озвучены планы строительства серии из пяти последующих многоцелевых подводных лодок 885-го проекта с принятием в строй последней в 2018 году. В подтверждение этих планов 24 июля 2009 года на Северном Машиностроительном Предприятии была заложена вторая АПЛ по усовершенствованному проекту 885М (08851) «Ясень-М» с перспективой закладки последующих заказов серии по одному в год начиная с 2011 года. Лодка получила заводской номер 161 и собственное наименование «Казань», которое она унаследовала у АПЛ специального назначения КС-403 проекта 09780, на которой, в частности, отрабатывался гидроакустический комплекс для субмарин 4-го поколения. При этом, корпусные работы на заказе 161 были начаты еще в начале 2000-х гг, вскоре после возобновления работ над головной лодкой. Стоит отметить, что по неизвестным причинам, закладка второй лодки была вопреки первоначальным планам перенесена на год вперед. Основным отличием усовершенствованного проекта стал практически полный отказ от поставок контрагентских поставок зарубежных производителей, которые, как было указано выше, наряду с длительным отсутствием финансирования стали одной из основных причин почти 17-летнего пребывания АПЛ «Северодвинск» на стапеле. Помимо этого, ожидается серия незначительных усовершенствований в обводах серийных лодок.

В данном контексте стоит упомянуть имевшиеся в середине 90-х гг за рубежом слухи о существовании уже тогда второй АПЛ усовершенствованного 885-го проекта, которая условно называлась «Гром» или «Северодвинск-1» и даже указывалось наименование лодки – «Бизон». Считалось, что лодка по ряду показателей должна была относиться к 5-му поколению АПЛ, однако все эти слухи, впоследствии, оказались несостоятельными.

В отличие от всех предыдущих проектов советских АПЛ, «Ясень» был выполнен по полуторакорпусной архитектуре, что потребовалось для сокращения уровня собственных шумов. Прочный корпус длиной порядка 93 м разделен на 9 отсеков и подкреплен 125 шпангоутами. Средний размер шпации принят равным приблизительно 750 мм и варьирует в зависимости от местоположения шпангоутов. Межотсечные переборки находятся в районе шпангоутов 15, 29, 37, 50, 68, 83, 100 и 117. В первом отсеке длиной 12 м, имеющем наименьший диаметр, находится центральный пост с выходом в прочную рубку – всплывающую спасательную камеру, боевые посты и аппаратное оборудование гидроакустического комплекса. Вокруг первого отсека и в нос от него размещена носовая группа цистерн главного балласта (5 ЦГБ). Во втором отсеке, имеющем максимальный диаметр и длину 9,75 м находятся казенные части ТА и стеллажи с боезапасом. Там же расположены приводы выдвижных устройств и частично другие вспомогательные системы. Трубы торпедных аппаратов, как и торпедопогрузочные люки проходят через коническую часть корпуса на стыке 1-го и 2-го отсеков. Такое расположение торпедопогрузочных люков является необычным техническим решением, если учесть, что у большинства лодок с бортовым расположением торпедных аппаратов, люк находится по центру за рубкой. Это решение позволило перенести люки в центральную часть корпуса, сохранив весьма удачную компоновку торпедопогрузочного люка советских лодок третьего поколения с носовым расположением ТА. Третий отсек имеет длину 5,25 м и вмещает на четырех палубах различное приборное оборудование и общекорабельное оборудование, такое, как дизель-генераторы, холодильные машины, насосы и преобразователи. Четвертый отсек длиной 9 м отведен под различные жилые и медицинские помещения, а также ряд вспомогательных систем. 2-й, 3-й и 4-й отсеки составляют около 40% общей длины ПК и не имеют легкого корпуса, а только легкую надстройку. За ними прочный корпус получает значительное сужение и двухкорпусное исполнение. Пятый ракетный отсек имеет длину 12,75 м. В его районе сосредоточена средняя группа ЦГБ (4 цистерны) и цистерна быстрого погружения. Далее идет шестой реакторный отсек длиной 10,5 м с расположенной вокруг него уравнительной цистерной для удержания лодки по глубине во время ракетной стрельбы. В седьмом турбинном отсеке длиной 12 м находится оборудование паротурбинной установки, автономные турбогенераторы и другое энергетическое оборудование. Вокруг него сосредоточена кормовая группа ЦГБ (5 цистерн). Восьмой отсек длиной 12 м содержит вспомогательное механическое, общекорабельное оборудование и кормовой люк. За ним находится румпельное отделение длиной 3,75 м с гидравлическими приводами кормового оперения. В качестве материала прочного корпуса была выбрана маломагнитная высокопрочная сталь новой марки. Вся носовая часть лодки выделена под крупногабаритную сферическую антенну гидроакустического комплекса. За ее обтекателем выше конструкционной ватерлинии расположены носовые горизонтальные рули, а под ними 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм под углом к диаметральной плоскости корабля. Данное конструктивное решение, характерное для АПЛ США и практически всех других стран мира, впервые реализовано на подводной лодке ВМФ России. Другой характерной чертой является «веерное» расположение ТА под углом к продольной оси корпуса, в результате чего самый нижний аппарат слегка наклонен вверх, а самый верхний – вниз. Изначально предполагалось использование вооружения калибров 533 и 650 мм, однако в дальнейшем от этого было решено отказаться. «Ясень» имеет, в целом, относительно большое для российских лодок удлинение и соотношение длины к ширине около десяти. Это вызвано, не в последнюю очередь, сравнительно малым диаметром прочного корпуса, обусловленным его архитектурой, а также наличием ракетного отсека, включающего восемь вертикальных шахт. Хвостовое оперение выполнено по классической крестообразной схеме. Лодка получила сравнительно длинное ограждение выдвижных устройств типичной для СПМБМ «Малахит» «лимузинной» формы с интегрированной всплывающей спасательной камерой. Предполагается, что надводное водоизмещение АПЛ составляет - 9500 т, подводное - 13800 т, глубина погружения рабочая – 480 м, предельная – 600 м, экипаж - 85 человек включая - 32 офицера. Длина лодки составляет - 119 м, ширина по стабилизаторам - 15,5 м, максимальная ширина корпуса – 12,0 м, средняя осадка - 9,5 м.

Проект 885М отличается от базового незначительно, в основном тем, что на нем удалось практически полностью отказаться от контрагентских поставок из стран ближнего зарубежья. Помимо этого, АПЛ «Казань» будет обладать несколько улучшенными обводами рубки, надстройки и участков легкого корпуса (опытно-конструкторская работа «Обтекание»). Для нее разработана всплывающая спасательная камера новой конструкции, работающая одновременно в режиме баромодуля. Ведутся работы по конструированию телескопических мачтовых устройств с укороченными обтекателями. Помимо этого, для новой модификации были произведены многочисленные научные исследования аварийных ситуаций, связанных с внутренними взрывами и столкновениями с грунтом и обеспечена аварийная безопасность ядерной энергетической установки в подобных аварийных ситуациях.

Характерной чертой российских АПЛ 4-го поколения должна была стать энергетическая установка нового типа. Специально для новых проектов в конце 80-х гг была разработана новая водо-водяная паропроизводящая установка (ППУ) КТП-6-85 с реактором КТП-6-185СП (иногда встречается ошибочное наименование КПМ) тепловой мощностью порядка 200 МВт с производством в ОКБ Машиностроения им. И.И.Африкантова. Отличительной особенностью нового типа реактора стало т.н. интегральное моноблочное исполнение при котором сам реактор и его первый контур охлаждения монтируются в едином корпусе. Такое решение позволяет исключить из конструкции ППУ крупные трубопроводы (их максимальный диаметр был сокращен с 675 до 40 мм) и, тем самым, облегчает естественную циркуляцию теплоносителя на всех режимах работы. Последнее является одним из ключевых критериев малошумности всей лодки исключая необходимость в постоянной работе циркуляционных насосов и сокращая на порядок энергопотребление реактора на собственные нужды (более высокий общий КПД). Подобная ППУ намного компактнее предыдущего поколения, более проста в обслуживании, более безопасна и надежна. В то же время, интеграция всех систем и узлов реактора в едином корпусе негативно сказывается на ремонтопригодности установки ввиду их низкой доступности. Потому перед разработчиками реакторов 4-го поколения была поставлена задача обеспечить их безремонтный срок службы в течение всего жизненного цикла лодки. Активная зона реактора построена так, что ее перезарядка необходима вдвое реже, чем на подобных установках лодок 3-го поколения.

Конструктивные решения для ППУ нового поколения были опробованы на наземном исследовательском стенде КВ-2 с опытовыми реакторами ТМ-4 и КТМ-6 в Сосновом Бору (тема «Каньон-С.1»), а в 1996 году реактор был официально допущен к серийному производству. Однако на головной АПЛ 885-го проекта он так и не появился. Сложности, связанные с производством блочной паротурбинной установки для него привели к тому, что в процессе перепроектирования лодки «Северодвинск» она получила блочную ППУ ОК-650В с реактором ВМ-11 предыдущего поколения с тепловой мощностью 190 МВт, что в значительной мере сократило боевой потенциал субмарины даже не смотря на весь ряд остальных принятых на ней решений по снижению шумности главной энергетической установки. При этом, вторая лодка серии, по всей видимости, получит изначально запланированный для 885-го проекта реактор КТП-6 с соответствующим энергооборудованием.

Известно, что в настоящий момент в ОКБМ им. И.И.Африкантова ведется разработка нового типа реактора под обозначением КТП-7И (ОКР «Феникс»). Не исключено, что он предназначен для установки на более поздних серийных лодках проекта 885М, причем, существуют два возможных принципиальных варианта для этой установки. По одной версии, речь идет о дальнейшем эволюционном развитии моноблочных реакторов с доведением срока службы активной зоны до 30 лет и более, что позволит их использование без перезарядки в течение всего жизненного цикла АПЛ. По этому пути, например, идут все зарубежные разработчики подобной техники. По другой версии, новая установка может быть основана на принципе перегрева пара непосредственно в активной зоне (разновидность т.н. «кипящего» реактора) и призвана заменить сегодняшние водо-водяные реакторы. В этом случае, если удастся решить ряд конструктивных трудностей, связанных с разработкой подобной паропроизводящей установки, в частности, с обеспечением радиационной безопасности, то заказчик получит одноконтурный реактор с еще большим КПД и еще большей компактностью, по сравнению с предыдущими разработками. Однако, как предполагается, эта технология перспективна уже прежде всего для 5-го поколения АПЛ.

Особенностью паротурбинной установки «Мираж» разработки Калужского Турбинного завода, которая изначально предназначалась для «Ясеня», была ее блочная компоновка с высокой степенью интеграции всех элементов. Помимо этого, она должна была обеспечивать как скоростной ход под турбозубчатыми агрегатами с понижающим редуктором и приводом на главный вал, так и «режим подкрадывания» с приводом от гребного электродвигателя, питаемого, в свою очередь от автономных турбогенераторов. ГТЗА, являющиеся, одним из основных источников шума на АПЛ, при этом, остаются отключены. Подобная гибридизация энергетической установки позволила в полной мере использовать тот факт, что реактор нового типа работает в одном режиме тепловыделения на всех режимах хода. Также, в значительной мере упростилась конструкция редуктора. К сожалению, финансовые проблемы завода «КТЗ» практически остановили все работы на нем в течение 90-х гг. В 2006 году ПТУ «Мираж» с номинальной мощностью порядка 43.000 л.с. уже проходила стендовые испытания и, судя по всему, именно начало ее серийного производства позволит начиная со второй лодки серии в полной мере использовать потенциал, заложенный в проект 885. В отсутствие новой ПТУ, на АПЛ «Северодвинск» была использована блочная ПТУ ОК-9ВМ «Сапфир-ВМ» мощностью 43.000 л.с., ранее примененная на лодках 945-го и 971-го проектов. Обе установки обеспечивают максимальную подводную скорость порядка 31 уз. (надводная скорость - 16 уз.) Изменения в конфигурации оборудования энергоотсека потребовали дополнительных корректур в конструкции АПЛ «Северодвинск», таких, как перепроектировка переборок и установка рецесса в районе линии гребного вала.

Огромное внимание при проектировании лодки было уделено сокращению уровня производимых ею подводных шумов. Для этого фундаменты всех критических узлов оснащены активной системой гашения шумов (САГ) на основе пьезокристаллических приводов. Дискретные низкочастотные составляющие шума удалось также снизить за счет разработки новых типов негорючих спиральнотроссовых амортизаторов на замену применяемым ранее резино-кордовым. В будущем на лодках серии ожидается массовое внедрение композитных элементов конструкции, обладающих высокой прочностью, малым весом и демпфирующими свойствами. К таковым относятся различные вибропоглощающие сотовые каркасы, слоистые балки, пиллерсы, элементы трубопроводов и воздуховодов, сокращающие вибрационные шумы на отдельных частотах на 10-30 дБ.

Многообещающим является новый принцип компоновки оборудования энергетических отсеков, разработанный в СПМБМ «Малахит» по теме научно-исследовательских работ «Старомодность». В данном случае уже известный принцип т.н. зональных блоков, раскрепленных с корпусом лодки посредством амортизаторов, дополнен рамой-массой – массивным конструкционным элементом с высокой степенью инертности и высокой резонансной частотой. Этот элемент за счет своей механической инерции в состоянии гасить вибрации установленного на него оборудования энергетической установки, вспомогательного оборудования систем охлаждения и электроснабжения (также амортизированы на собственных каркасах). Весь общий каркас зонального блока дополнительно облицован вибропоглощающими панелями. Предполагается, что данный принцип в будущем поможет сократить уровни шумов лодок серии на 10-15 дБ в определенных диапазонах. В обеспечение научно-исследовательских работ по снижению физических полей на АПЛ нового поколения в 1987-1993 гг на «Адмиралтейских верфях» была построена плавучая лаборатория «Кармон-1Э» по проекту ЦКБ «Лазурит». Ее использование предполагалось на полигоне 1 ЦНИИ МО в Приморске.

Вопреки распространенному предположению, ни «Северодвинск», ни «Казань» не обладают водометным главным движителем, а оснащены семилопастным гребным винтом составной конструкции с композитным демпфированием лопастей, что позволяет на 2-3 дБ снизить общий уровень шумов от него. В качестве резервного движительного комплекса для хода на скоростях до 4,5 уз. предусмотрены электродвигатели ГАП-300 мощностью по 300 кВт в откидных колонках в кормовой и носовой частях корпуса. Они же используются в качестве подруливающих устройств. Первоначально этот тип РДК использовался на АПЛ проекта 971. Для проекта 885М в настоящий момент по теме «Ломовик» ведется разработка нового малошумного РДК с кольцевым электродвигателем. В качестве резервных дизель-генераторов предусмотрен автоматизированный АДГ-1000Б мощностью 1000 кВт на базе дизеля 8ДМ-21С производства уральского дизель-моторного завода.

В состав общекорабельного оборудования входят также: система компенсации магнитного поля корабля АМК-641 (проект 885М), беспоршневые тепловые малошумные компрессоры КСВА, опреснительная установка ПС2-5, система пожаротушения и сигнализации «Факел-1» и многие другие.

Все боевые и технические средства корабля объединены в единую автоматизированную систему боевого управления (АСБУ) «Округ», пришедшую на смену боевым информационно-управляющим системам (БИУС), обладающим значительно меньшей степенью интеграции. Одной из главных подсистем АСБУ является корабельная система управления техническими средствами «Булат-М» и система управления электро-энергетическими средствами «Луга-2», разработанные в 1986 году, а позднее «Луга-М» (1995 год). Они включают локальные системы управления, самозащиты электрооборудования и технической диагностики, систему централизированного питания «Косинус-М» и т.д. В результате, оператор комплекса может непосредственно с пульта получить детальную информацию о техническом состоянии корабля и о неполадках в самой системе. Помимо сего, СУ принимают на себя функции по ведению электронных вахтенных журналов и организуют действия личного состава при аварийных ситуациях. При создании корабельных электронных средств широко использовалась т.н. «открытая архитектура», подразумевающая использование распространенных промышленных стандартов компьютерной техники, что позволило снизить стоимость бортового радиоэлектронного оборудования. Так, использованы стандартизированные бортовые ЭВМ серии «Багет» в конструктиве «Евромеханика» 6U с системной шиной VME, интерфейсами MIL-STD-1553B и Ethernet, международные стандарты и операционная система QNX.

Проект 885 оснащен серией перспективных радиоэлектронных средств. Для ведения эффективных боевых действий в группе, АПЛ оснащена системой звукоподводной связи для передачи тактических данных в реальном масштабе времени на большие расстояния на основе принципа частотной модуляции сигнала. Помимо этого, предусмотрен ряд новых образцов систем связи и навигации, включая спутниковую систему связи «Синтез», новые непроникающие оптико-электронные выдвижные устройства (оптронные мачты) взамен перископов, телевизионная система МТК-115-2 и т.д. Среди хорошо зарекомендовавших себя и отработанных на ранних проектах АПЛ систем, следует отметить радиолокационный комплекс МРКП-59 «Радиан-У».

Одним из основных комплексов радиоэлектронного вооружения советских и российских АПЛ 4-го поколения является цифровой гидроакустический комплекс 3П05 «Иртыш» разработки ЦНИИ «Морфизприбор» со сферической антенной «Амфора», занимающей всю носовую часть лодки. Такое решение позволило значительно увеличить апертуру антенны и тем самым уже на этом уровне увеличить ее эффективность, по сравнению с ГАК предыдущего поколения «Скат-3». Разработка сферической антенны ГАК велась с 1978 года с проведением модельных испытаний на плавучей лаборатории «Неман» в 1982 году. Установленная на проекте 885 версия этого комплекса получила наименование «Иртыш-Амфора-Ясень». НИОКР по разработке ГАК велись с 1980 по 1987 гг под руководством Главного Конструктора С.А.Смирнова и их результаты частично использовались также для совершенствования комплекса «Скат-3». В 1988 году стартовала согласованная с ВМФ программа «Флагман» с целью создания семейства ГАК серии «Иртыш» для всех перспективных АПЛ 4-го поколения, венцом которой стало проведение в 1998 году натурных испытаний макета центральной части «Иртыша» с использованием сигнальных процессоров нового поколения. Для этого несколькими годами раньше была переоборудована АПЛ-лаборатория КС-403 «Казань» проекта 09780 «Аксон-2». При этом, прорывным для российских разработчиков подобной аппаратуры стал тот факт, что впервые была обеспечена полная обработка гидроакустической информации включая формирование характеристики направленности акустических антенн исключительно программными средствами. Также удалось добиться полной автоматизации комплекса. Для реализации программной классификации целей в 1985 году была разработана электронная библиотека акустических данных «Аякс-М». Стоит, однако, отметить и тот факт, что данные конструктивные решения свойственны зарубежным аналогам, разработанным на десятилетие раньше, а сферические антенны стали использоваться на американских АПЛ уже в 60-х гг.

Интересной особенностью ГАК «Иртыш» является наличие в нем прочной водонепроницаемой необслуживаемой капсулы непосредственно вблизи главной антенны, в которой находится аппаратура первичной обработки информации от гидрофонов и многоканальные АЦП. Далее, она поступает по оптоволоконным кабелям в ПК лодки, что позволило заметно сократить общий уровень электромагнитных помех в системе. Именно наличие особо крупной антенны ГАК в носовом обтекателе является причиной тому, что были применены бортовые торпедные аппараты. Однако, помимо антенны «Амфора» лодка оснащена рядом бортовых конформных антенн. Две самых крупных их них находятся непосредственно за обтекателем главной антенны. Еще не менее четырех антенн рассредоточены в центральной и кормовой части корпуса. Комплекс дополнен буксируемой антенной ГАС с выпускным устройством в вертикальном оперении лодки, что позволило избавиться от каплевидной гондолы БуГАС, характерной для советских АПЛ 3-го поколения. Помимо этого, имеется ряд вспомогательных гидроакустических средств, интегрированных в состав комплекса.

Производством нового ГАК занимается Таганрогский завод «Прибой». Предполагается, что монтаж первых трех уровней оборудования комплекса был произведен с февраля 2005 по июль 2006 гг. С 2007 года велась установка и наладка 4-го и 5-го уровней, включая приборы 1Э, 1М4, 1МК, 16Г и гидрофоны. Для обеспечения навигации в арктических водах и безопасности передвижения во льдах для будущих модификаций 885-го проекта рассматривается возможность замены стеклопластикового обтекателя ГАК на металлический (предположительно из титановых сплавов). Помимо гидроакустических средств освещения подводной обстановки, АПЛ оснащена неакустическими средствами, такими как система обнаружения кильватерного следа МНК-200-2 «Тукан» разработки ОАО «Гранит-7», более ранние версии которой, хорошо зарекомендовали себя на АПЛ проекта 971.

Проекты 885 и 885М оснащены широкой номенклатурой оружия для поражения всех типов надводных и подводных целей, а также нанесения ударов по наземным целям. Основным оружием новой АПЛ является противокорабельный оперативно-тактический комплекс П-800 «Оникс» с ракетой 3М-55, разрабатывавшийся с 1983 года в НПО Машиностроения под руководством Генерального Конструктора Г.А.Ефремова. Ракета оснащена инерциальной и активной радиолокационной (на конечном участке полета) системами наведения и обеспечивает принцип применения «выстрелил и забыл». Она предназначена для поражения как одиночных, так и групповых надводных целей на расстояниях более 300 км (комбинированная траектория) или до 120 км (низкая траектория) в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия с помощью проникающей БЧ весом 200 кг. Алгоритм использования ракет «Оникс» наилучшим способом использован в групповой атаке, когда ракеты самостоятельно способны распознать цели за счет цифровой базы данных классификатора, распределить их между собой по уровню важности избегая повторного поражения одного и того же корабля двумя ракетами. Ракета выполнена по классической аэродинамической схеме с трапециевидным складывающимся крылом и оперением. Длина – 8,0 м, размах крыла - 1,7 м, диаметр корпуса - 0,7 , стартовый вес – 3000 кг. Маршевый СПВРД 3Д-55 с твердотопливным ускорителем дают ракете высокую маневренность и скорость М=2,5 на высоте 14 км и М=2,0 на высоте 10-15 м. При подлете к цели ПКР снижается до 5-15 м. Летно-конструкторские испытания комплекса были проведены в 1987 году с лодки проекта 06704 «Беркут» и малого ракетного корабля проекта 12347 «Накат». Официально он находится на вооружении ВМФ с 23 сентября 2002 г. и производится серийно на ПО «Стрела» в г. Оренбург.

На лодке, ПКР «Оникс» расположены в восьми вертикальных шахтных пусковых установках СМ-346 (два ряда по 4 ПУ), производства Обуховского завода, с внутренним диаметром шахт 2 м и высотой 10 м, включающих по четыре транспортно-пусковых контейнера СМ-324. Крепление ТПК в шахтах осуществляется посредством расположенной вверху контейнера амортизированной платформы, трех ярусов элементов системы амортизации и устройства заштыривания. Электроразъем связи с бортовой корабельной аппаратурой подготовки к старту и управления находится у нижнего торца транспортно-пускового контейнера. Каждый ТПК герметичен и обеспечивает хранение ракеты в высокой степени готовности от ее изготовления до момента боевого применения, а также высокую эксплуатационную надежность и контроль состояния без извлечения из контейнера. Он не требует подвода рабочих жидкостей или газов, а также особых условий по микроклимату как в местах хранения, так и на борту АПЛ. Общий боекомплект ПКР комплекса П-800 на проекте 885 составляет 32 ракеты.

Первоначально комплекс ракетного вооружения «Ясеня» должен был включать дозвуковые СКР 3М-10 комплекса С-10 «Гранат» калибра 533 мм, которые находились на вооружении многоцелевых АПЛ предыдущего поколения. Они могли быть запущены из торпедных аппаратов и являлись прямым аналогом американских СКР „Tomahawk“. Однако, этот комплекс имел только ядерную БЧ и, по всей видимости, не мог быть использован из вертикальных ПУ без значительной доработки. Кроме того, по политическим причинам, все ядерные СКР типа «Гранат» в конце 80-х гг были убраны со стеллажей подводных лодок и переданы на хранение в базы ВМФ. В связи с этим в 1986 г ОКБ «Новатор» приступило к разработке глубокой модификации комплекса «Гранат» под обозначением С-14 «Калибр-ПЛ» с СКР 3М-14 для нанесения высокоточных ударов по наземным объектам как в береговой зоне противника, так и в глубине его территории. Основным отличием новой стратегической крылатой ракеты стала возможность применения не только ядерной БЧ, но и осколочно-фугасной или кассетной БЧ массой 450 кг. СКР имеет дальность стрельбы порядка 1300-3000 км в зависимости от типа БЧ, скорость полета М=0,8, стартовую массу 1770 кг более и длину 8,09 м. Для наведения используется ИНС, спутниковая НС и радиолокационная ГСН. Обеспечивается профиль полета на высоте 20 м над морем и 50-150 м над сушей. В начале 2000-х гг комплекс проходил летно-конструкторские испытания .

Параллельно с созданием РК «Калибр», на базе ракеты 3М-10 была разработана ПКР 3М-54 в составе комплекса П-10 «Бирюза» для поражения надводных целей с развитой системой ПВО, для стрельбы по которым по какой бы то ни было причине не подходит ПКР «Оникс». 3М-54 имеет длину 8,22 м и стартовую массу 2300 кг. Боевая ступень ракеты выполнена отделяемой, и в отличие от маршевой ступени со скоростью М=0,8, способна преодолевать ПВО цели разгоняясь до скорости М=2,9. БЧ фугасная проникающего типа имеет массу более 200кг. Дальность стрельбы при этом составляет 220 км при низковысотном профиле полета: 20 м на маршевом участке и 10 м при подлете к цели. Комплекс систем наведения включает ИНС и активную радиолокационную ГСН.

Последним элементом комплекса «Калибр-ПЛ» от ОКБ «Новатор» является противолодочная ракета 91Р ранее известна как «Водопад-2». Ее длина составляет 7,65м, стартовая масса 2100 кг, дальность стрельбы 50 км, скорость полета М=2,5 по баллистической траектории, наведение до точки приводнения за счет ИНС. В качестве маршевой ступени использован ракетный модуль ПЛУР 83Р и 84Р комплекса РПК-6 «Водопад». В качестве БЧ - малогабаритная торпеда «ответ» калибра 324 мм (существует предположение, что весь комплекс ПЛУР получил обозначение «Ответ»). Эта торпеда создана с применением унитарного топлива и имеет массу 390 кг при весе БЧ 60 кг, длине 3200 мм, дальности хода 20 км на скорости от 30 до 50 уз. Глубина хода до 600 м, дальность реагирования до 2,5 км. Мощность турбинной силовой установки 110 кВт. В экспортном варианте ракеты комплексов «Калибр», «Бирюза» и 91Р получили общее наименование „Club“, а торпеда «Ответ» - название МТТ.

Общий боекомплект ракет комплексов «Бирюза», «Калибр» и 91Р на проекте 885 с учетом возможности их запуска не только из вертикальных ПУ СМ-346 с использованием универсальных транспортно-пусковых контейнеров, но и из ТА, составляет 48 единиц. Для сопряжения на борту лодки ракетных комплексов двух разных производителей (ОКБ «Новатор» и НПО Машиностроения) использована универсальная корабельная система управления стрельбой 3Р-14П, обеспечивающая боеготовность ракетного комплекса к пуску из холодного состояния аппаратуры в течении 4 минут. Также унифицирован наземный комплекс оборудования, предназначенный для регламентного обслуживания ракет, что существенно снижает эксплуатационный расходы.

Все российские подводные лодки четвертого поколения предполагается вооружить универсальной глубоководной тяжелой торпедой «Физик-1» («Изделие 2534»), разработка которой началась в НИИ "Мортеплотехника" еще в 1986 г. С 2007 года она проходит испытания и принятие на вооружение запланировано на 2012 год. Длина торпеды 7,2 м, масса 2200 кг при массе БЧ 300 кг. Тепловой безредукторный аксиально-поршневой двигатель открытого цикла ДП4 мощностью 460 кВт на однокомпонентном топливе «пронит» имеет вращающуюся камеру сгорания и дает торпеде скорость хода от 30 до 55 уз, при дальности 40-50 км и глубине хода до 500 м. ЭСУ ДП4 во многом создана с использованием технических решений американской ракеты Мк.46. Первый прототип под названием «Физик» появился в СССР в 1990 году и использовал аналог американского однокомпонентного топлива «Отто-2». Для наведения на цель использована активно-пассивная гидроакустическая система самонаведения с системой опознавания кильватерного следа с дальностью реагирования ССН от 1,2 до 2,5 км и дальностью реагирования неконтактного взрывателя от 2 до 8 м в зависимости от типа и размера цели. Предусмотрена возможность телеуправления с общей длиной кабеля ок. 30 км. Для снижения собственных шумов торпеда оборудована водометным движителем и выдвижными рулями. Экспортный вариант этой торпеды имеет обозначение УГСТ. В дальнейшем предусмотрено применение перспективной модификации этой торпеды с турбинным двигателем открытого цикла 19Д мощностью 800 кВт на двухкомпонентном топливе (гидразид и керосин Т1) под обозначением «Физик-2» или «Физик-2000» (экспортное название УГСТ-М). За счет новой ЭСУ предполагается добиться максимальной скорости порядка 65 уз. Помимо этих торпед, в штатный боезапас проекта 885, по всей видимости, будет включена также универсальная электрическая торпеда УСЭТ-80КМ предыдущего поколения (модификация принята на вооружение в 1993 году).

Помимо вышеперечисленных образцов оружия с борта АПЛ 885 могут быть выставлены различные типы принятых сегодня на вооружение и перспективных видов широкополосных донных, шельфовых и самотранспортирующихся мин (модификации серии МДМ, СМДМ, МШМ и др.), а также различные средства гидроакустического противодействия и активной противоторпедной обороны/противоторпед.

Кроме систем вооружения, нашедших свое применение на АПЛ проекта 885, следует отдельно упомянуть и оружие, которое ранее было запланировано на подводное лодке, но по ряду причин, не было на ней реализовано. Так, в 1993 году в НПО Машиностроения началась разработка перспективного универсального по носителям противокорабельного комплекса П-900 «Альфа», вероятно, предусматриваемого, в том числе, и для лодок 885-го проекта на смену ПКР «Оникс», на базе которой он был создан. В отличие от своего прототипа, ракета, оснащенная усовершенствованной активной радиолокационной ГСН и инерциальной навигационной системой, способна поражать как надводные так и радиоконтрастные наземные цели и обладает при этом гораздо меньшим стартовым весом – 1850 кг при весе БЧ ок. 300 кг и длиной 5,8 м с размахом крыла 1,2 м. Сокращения габаритов и массы удалось добиться за счет применения качественного нового малогабаритного турбореактивного двигателя, обеспечивающего маршевую скорость М=2,0 на дальности высотного полета 300 км. При этом, именно проблемы с разработкой нового ТРД заставили, в конечном итоге, свернуть программу «Альфа».

Также на эскизном проекте лодки предусматривались не только ТА калибра 533 мм, но и калибра 650 мм. Однако, в 90-х гг было принято решение принципиально отказаться от дальнейших работ над морским оружием этого калибра на всех будущих проектах субмарин. Это, в свою очередь, повлекло за собой отказ от противокорабельной торпеды ДСТ «Великанша», представляющей собой увеличенную версию торпеды УГСТ, от крупнокалиберной подводной ракеты «Шквал-30» и от других уже принятых на вооружение флота образцов (торпеда 65-76А, ПЛРК «Ветер» с ракетами 86Р, 88Р и 100РУ). Помимо вышеназванного оружия, была прекращена разработка некоторых боеприпасов калибра 533 мм, таких как подводные ракеты «Шквал-15» и «Шквал-15Б».

В заключение описания проекта 885 и его модификаций следует привести небольшую оценку их дальнейших перспектив. Не подлежит сомнению, что уровень боевой эффективности головной лодки проекта по меньшей мере не уступает последним лодкам проекта 971 даже не смотря на начальные технологические сложности, простои в строительстве и частичное использование оборудования предыдущего поколения. Ожидается, что реализация на проекте 08851 остальных заложенных изначально в него конструктивных решений, позволит российским кораблестроителям добиться рывка на качественно новый уровень. Также, несмотря на всю сложность подобных оценок, особенно до спуска головной АПЛ на воду, ожидается, что «Ясень» будет во много соответствовать уровню конкурирующих с ним зарубежных проектов. Так, он обладает наиболее мощным комплексом оружия для нанесения ударов по наземным и надводным целям по сравнению со всеми другими проектами 4-го поколения за счет примерно вдвое большего боекомплекта мощных сверхзвуковых ПКР и дозвуковых СКР в одних только ШПУ. Вместе с тем, «Ясень» является наиболее крупной лодкой 4-го поколения, что обусловило ему крайне серьезные недостатки в малозаметности. Если крупные размерения позволяют разместить на борту более эффективные средства снижения собственных шумов и, тем самым, снизить вероятность обнаружения АПЛ пассивными гидроакустическими средствами, то в то же время, они значительно облегчают противнику обнаружение лодки активными средствами, получившими большое распространение в современных системах противолодочной обороны. Также крупные размеры проекта негативно сказываются на его стоимости, а большая номенклатура вооружения дополнительно увеличивает затраты на бортовое радиоэлектронное вооружение.

Многоцелевое назначение атомных субмарин сегодня и в будущем во многом обусловлено возможностью обеспечивать диверсионные операции силами специального назначения и возможностью несения большого количества необитаемых подводных и воздушных беспилотных аппаратов для разведки, боя и самообороны. Если первая возможность на проекте 885, скорее всего, предусмотрена, то возможность производства автономных многоцелевых НПА и БЛА военно-промышленным комплексом РФ на сегодняшний день следует поставить под сомнение. Хотя, учитывая отдельные разработки в этом направлении, можно констатировать для «Ясеня» большие модернизационные возможности в виде платформы для будущей сетецентрической системы ведения боя, подобно тому, как это видится для АПЛ класса „Virginia“ поздних серий.

Все вышесказанное позволяет предположить, что серия лодок проекта 885/885М не будет продлена за пределы озвученных шести единиц, и что после 2020 года возможно принятие на вооружение принципиально нового проекта 5-го поколения, лишенного недостатков своего предшественника. Тем не менее, серийное производство «Ясеня» было для ВМФ России необходимой мерой, учитывая физическое и моральное старение ракетно-торпедных лодок проектов 971, 945 и, особенно, 671РТМ, а также нецелесообразность дальнейшего развития концепции ПЛАРК проекта 949. Если руководство страны и флота, не будет ставить перед собой самоцели конкурировать по массовости атомного подводного флота с ВМС стран НАТО и, в особенности, США (по различным оценкам к 2020 году оставшимся к тому времени на вооружении 10-15 лодкам проектов 945 и 971 со средним возрастом около 28 лет и шести новым лодкам проекта 885 будут противостоять более 40 лодок типа «Los angeles“ средним возрастом порядка 30 лет, 3 „Sea Wolf“ и около 18 „Virginia“), то «Ясень» вполне способен выполнить поставленные перед ним задачи, по меньшей мере до середины 21-го века.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

АПЛ К-329 "Северодвинск" (пр.885)

Сообщение Alexander Belov » 21 Октябрь 2011 09:33

Схема ПЛ пр. 885 "Ясень":

 Пр_885_Ясень.jpg
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1090
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

АПЛ К-329 "Северодвинск" (пр.885)

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Октябрь 2011 17:16

 severodvinsk-K329.jpg
LJ Илья Крамник
http://legatus-minor.livejournal.com/1738255.html

:": К-329 выходит на первые стрельбы, 23.10.11
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

АПЛ К-329 "Северодвинск" (пр.885)

Сообщение dimas_p » 11 Ноябрь 2014 10:44

На СФ испытали всплывающую спасательную камеру новейшей АПЛ проекта "Ясень" "Северодвинск".

Сюжет от ТВ-21

Сюжет от ГТРК "Мурман"

фото отсюда http://kuleshovoleg.livejournal.com/334151.html

 вск7.jpg
 вск6.jpg
 вск5.jpg
 вск4.jpg
 вск3.jpg
 вск2.jpg
 вск1.jpg
dimas_p
 
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

АПЛ К-329 "Северодвинск" (пр.885)

Сообщение DimitryGMalkov » 01 Май 2015 23:08

 sn-project-885.png
DimitryGMalkov
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 Май 2015 21:32


Вернуться в Вооруженные силы в Арктике.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения