Арктические походы советских и российских подводников.
Добавлено: 04 Сентябрь 2008 22:54
1959г.-АПЛ К-3 проекта 627 (шифр "Кит",западное кодовое наименование-"November") Северного Флота,под командованием капитана 1 ранга Л.Г.Осипенко,прошла под арктическими льдами 260 миль.
1961г.-четыре АПЛ проектов 627 и 627А под командованием Л.М.Жильцова,В.П.Рыкова,В.И.Зверева и В.Л.Березовского выполнили арктический поход,при этом К-52 (В.П.Рыков) прошла под ледяным панцирем 516 миль,а К-3 (Л.М.Жильцов) достигла 82й широты.
17.07.1962г.-АПЛ К-3 выполнила переход к Северному полюсу,однако всплыть на поверхность помешал плотный ледовый покров,толщина которого достигала 12м.
22.07.1962г.-АПЛ К-3 дважды прошла точку Северного полюса и экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР.Руководитель похода-контр-адмирал А.И.Петелин,командир лодки-капитан 2 ранга Л.М.Жильцов.Вскоре после арктического похода АПЛ К-3 было присвоено название "Ленинский комсомол."
1962г.-продолжительное подледное плавание совершила АПЛ К-21 проекта 627А (командир-В.Н.Чернавин).Лодка прошла подо льдом 1700 миль.При этом попутно отрабатывалась тактика подледного плавания,методика ориентирования в подледном пространстве,а также всплытия в полыньях.
1963г.-АПЛ К-115 проекта 627А (командир-капитан 2 ранга Р.Дубяга,старший похода-капитан 1 ранга В.Кичев) совершили подо льдами Северного Ледовитого океана переход на Тихоокеанский флот,пройдя за 6 суток 1600 миль.По-другим данным этот поход совершила АПЛ проекта 658 (западное кодовое имя-"Hotel"),капитана 1 ранга А.П.Михайловского.
29.09.1963г. в 06 часов 45 минут мск.-АПЛ К-181 проекта 627А всплыла между льдами точно на Северном полюсе.На льду были закреплены флаги-Государственный и Военно-морской.Командир АПЛ-капитан 2 ранга Ю.А.Сысоев,руководитель похода-командующий СФ адмирал В.А.Касатонов.За этот поход командиру лодки было присвоено звание Героя Советского Союза.
1966г.-АПЛ К-14 проекта 627А совершила 17-суточный переход подо льдами Арктики,проложив трассу,по которой в дальнейшем осуществлялась перегонка атомоходов европейской постройки на Тихоокеанский флот.Командир АПЛ-капитан 1 ранга Д.Н.Голубев.
1968г.-очередной подледный переход на ТОФ выполнила АПЛ К-42 проекта 627А (капитан 2 ранга В.И.Заморев),прошедшая под арктическими льдами совместно с АПЛ К-55 проекта 658М (капитан 2 ранга Ю.В.Перегудов).Этот поход отличался от предшествующих тем,что лодки несли на борту штатное ядерное оружие.
08 января-19 марта 1971г.-ПЛАРБ К-408 проекта 667А (шифр "Навага",западное кодовое имя-"Yankee",флотское название-"Азуха") под командованием капитана 2 ранга В.В.Привалова совершила сложнейший переход с Северного на Тихоокеанский флот без всплытия в надводное положение.Поход,во время которого 03-09 марта было выполнено боевое патрулирование у берегов США,возглавлял контр-адмирал В.Н.Чернавин.
31 августа 1971г.-подводный ракетоносец К-411 проекта 667А (командир-капитан 1 ранга С.Е.Соболевский,старший на борту-контр-адмирал Г.Л.Неволин),впервые оснащенный специальной опытной аппаратурой обнаружения полыней и разводий во льду,достиг Северного полюса.В течение нескольких часов корабль маневрировал в поисках полыньи,однако из двух обнаруженных ни одна не оказалась пригодной для всплытия,и лодка вынуждена была вернуться к кромке льдов для встречи с ожидавшим ее ледоколом.Доклад о выполнении задачи из-за плохой проходимости радиоволн удалось передать в Генеральный штаб только через барражирующий над точкой всплытия самолет Ту-95РЦ 392го ОДРАП.При возвращении с задания этот самолет 03.09.71г. разбился,выполняя посадку на военном аэродроме Кипелово (Федотово,Вологда-18) в условиях густого тумана;весь экипаж машины,состоявший из 12 человек,погиб.Пилотировал самолет командир полка полковник И.Ф.Гладков.
Сентябрь-октябрь 1971г.-АПЛ К-38 и АПЛ К-323 (обе проекта 671,шифр "Ёрш",западное кодовое имя-"Victor" и "Victor 1") совершили автономный подледный поход в Арктику.
1972г.-успешный переход на Камчатку подо льдами Арктики выполнила ПЛАРБ К-415 проекта 667А,шифр "Азуха",западное имя-"Yankee".
Апрель 1977г.-АПЛ К-429 проекта 670(шифр "Скат",флотское обозначение-"Полуавтомат",западное имя-"Charlie" и "Charlie 1") под командованием капитана 1 ранга В.Т.Козлова (старший на борту-контр-адмирал Е.Д.Чернов) совершила переход Северным морским путем с СФ на ТОФ.
22 августа-06 сентября 1978г.-АПЛ К-83 (с января К-212) и АПЛ К-325 (обе проекта 670) совершили первый в истории подводного плавания групповой подледный переход на Тихий океан.Группой командовал контр-адмирал Р.А.Голосов.Первоначально планировалось,что первая лодка,пройдя подо льдами из Баренцева моря в Чукотское,передаст сигнал о всплытии,после чего в путь отправится второй корабль.Однако Р.А.Голосов предложил более эффективный и надежный способ перехода-в составе тактической группы,что уменьшало риск подледного плавания однореакторных лодок (при выходе из строя реактора на одной ПЛАРК другая лодка могла оказать ей помощь в поисках полыньи).Кроме того,у лодок в группе существовала возможность поддерживать связь между собой при помощи УЗПС в телефонном режиме,что позволяло кораблям взаимодействоватьдруг с другом.Групповой переход удешевлял и вопросы надводного (или "надледного") обеспечения.За участие в этой операции командиры кораблей-капитаны 3 ранга А.А.Гусев и капитан 2 ранга В.П.Лушин,а также командир 11-й дивизии подводных лодок 1-й флотилии капитан 1 ранга Е.А.Томко и контр-адмирал Р.А.Голосов были удостоены звания Героя Советского Союза.
Август-сентябрь 1979г.-подобный переход,продолжавшийся 20 суток,выполнила АПЛ К-302 проекта 670 (командир-капитан 2 ранга М.А.Мажуго).В дальнейшем по "Севморпути" прибыли на Тихий океан АПЛ аналогичного проекта:К-43 (1980г.),К-121 (до 1977г.),К-143 (1983г.),К-308 (1985г.) и К-313 (1986г.).
1980г.-было выполнено 7 одиночных переходов РПКСН проекта 667БДР (шифр "Кальмар",западное имя-"Delta-3") под арктическими льдами.Первый переход совершила лодка под командованием Д.Н.Новикова.Лодки,участвовавшие в межфлотских переходах,на конечном участке полярного маршрута (особенно при выходе из подо льда в Чукотском море) испытывали особые трудности.В этот период весь экипаж,как правило,в течение 2х-3х суток постоянно находился на своих боевых постах.Глубина часто не превышала 50м.Большую опасность представляли блуждающие отмели с осевшими на них огромными ледяными массивами.Сверху над лодками находился лед,толщина которого достигала 11-15м.При этом пространство между ледяным панцирем и кораблем уменьшалось до 3-4м. при глубине под килем всего 4-5м.В подобных условиях автоматизированная система управления отключалась и лодка двигалась,управляясь вручную.Моральное и физическое напряжение людей достигало предела,однако особо большая нагрузка ложилась на командиров лодок.Несмотря на сложность и повышенный риск,подледные переходы с театра на театр привлекали своей скоротечностью,а также плаванием в зоне,примыкающей к российским территориальным водам.
1981,1982,1983 гг.-АПЛ проекта 671РТМ К-255,К-324 и К-218 совершили трансполярные переходы с Тихоокеанского на Северный театр.
1982г.-впервые в условиях полярной ночи,РПКСН К-211 (командир-капитан 2 ранга А.А.Берзин,старший похода-капитан 1 ранга В.М.Бусырев) совершила плавание по периметру Северного Ледовитого океана.
1982-1983гг.-ПЛАРБ К-279 проекта 667Б (шифр "Мурена",флотское обозначение-"Букашка",западное имя-"Delta") под командованием капитанов 1 ранга В.А.Журавлева и Ю.А.Голенкова была направлена в Белое море для несения боевой службы подо льдами в течение всей зимы.В практически замкнутой,недоступной для потенциального противника акватории лодка несла службу в течение шести месяцев до весеннего таяния льдов.Смена экипажей корабля была произведена при помощи ледокола.
1984г.-та же К-279 (командир-капитан 1 ранга В.А.Журавлев),неся боевую службу в центре моря Баффина,при скорости 7 узлов на глубине 197 м. столкнулась с айсбергом.С дифферентом 45 градусов корабль провалился на глубину 287 м.,однако усилиями экипажа был спасен и благополучно вернулся на базу (при этом следует иметь в виду,что ни один навигационный гидрографический справочник до этого случая не давал глубину самых крупных айсбергов более 160 м.).
Конец 1985г.-сложнейшее подледное плавание совершила АПЛ К-524 проекта 671РТМ (шифр "Щука") под командованием капитана 1 ранга В.В.Протопопова (старший на борту-командующий 33-й дивизии капитан 1 ранга А.И.Шевченко).Замысел похода состоял в том,чтобы пройти из Северного Ледовитого в Атлантический океан,обойдя Гренландию с севера-востока.Войдя в море Линкольна,лодка прошла через узкие и мелководные проливы Робсон и Кеннеди,отделяющие Гренландию от земли Гранта и земли Гриннела,миновала бассейн Кейна и через пролив Смита вышла в Баффинов залив и далее-в Северную Атлантику.Маршрут был чрезвычайно сложным и опасным.Он изобиловал мелями и айсбергами,обильно подбрасываемыми ледниками Гренландии.В море Баффина из-за айсбергов безопасных глубин вообще не существовало.В этих условиях единственным надежным информационным средством являлась гидроакустика.Уже в Атлантике К-524 встретилась с американским авианосцем "Америка" и скрытно его "атаковала" (разумеется,условно).Весь поход продолжался 80 суток,54 из которых-подо льдами,на глубине более 150 м.За участие в этой операции капитану 1 ранга В.В.Протопопову было присвоено звание Героя Советского Союза.
1986г.-подо льдами Белого моря нес боевую службу ТРПКСН Т-12 проекта 941 (шифр "Акула",флотское название-"Водовоз",западное имя-"Typhoon"-"Тайфун").В ходе патрулирования при помощи ледокола была осуществлена замена экипажа.
Август 1995г.-ТРПКСН ТК-20 проекта 941 произвел учебные ракетные пуски баллистических ракет из района Северного полюса.
Конец августа 1995г.-АПЛ "Даниил Московский" проекта 671РТМ (капитан 1 ранга П.И.Литвин) доставила в полярный порт Харасавэй,закрытый льдами для прохода надводных судов,10 тонн сахара и муки.
Источник:"Подводные лодки России:Иллюстрированный справочник.",Ильин В.Е,А.И.Колесников,М.:ООО "Издательство Астрель":ООО "Издательство АСТ",2001г.-288с.:ил.-(Военная техника).
1961г.-четыре АПЛ проектов 627 и 627А под командованием Л.М.Жильцова,В.П.Рыкова,В.И.Зверева и В.Л.Березовского выполнили арктический поход,при этом К-52 (В.П.Рыков) прошла под ледяным панцирем 516 миль,а К-3 (Л.М.Жильцов) достигла 82й широты.
17.07.1962г.-АПЛ К-3 выполнила переход к Северному полюсу,однако всплыть на поверхность помешал плотный ледовый покров,толщина которого достигала 12м.
22.07.1962г.-АПЛ К-3 дважды прошла точку Северного полюса и экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР.Руководитель похода-контр-адмирал А.И.Петелин,командир лодки-капитан 2 ранга Л.М.Жильцов.Вскоре после арктического похода АПЛ К-3 было присвоено название "Ленинский комсомол."
1962г.-продолжительное подледное плавание совершила АПЛ К-21 проекта 627А (командир-В.Н.Чернавин).Лодка прошла подо льдом 1700 миль.При этом попутно отрабатывалась тактика подледного плавания,методика ориентирования в подледном пространстве,а также всплытия в полыньях.
1963г.-АПЛ К-115 проекта 627А (командир-капитан 2 ранга Р.Дубяга,старший похода-капитан 1 ранга В.Кичев) совершили подо льдами Северного Ледовитого океана переход на Тихоокеанский флот,пройдя за 6 суток 1600 миль.По-другим данным этот поход совершила АПЛ проекта 658 (западное кодовое имя-"Hotel"),капитана 1 ранга А.П.Михайловского.
29.09.1963г. в 06 часов 45 минут мск.-АПЛ К-181 проекта 627А всплыла между льдами точно на Северном полюсе.На льду были закреплены флаги-Государственный и Военно-морской.Командир АПЛ-капитан 2 ранга Ю.А.Сысоев,руководитель похода-командующий СФ адмирал В.А.Касатонов.За этот поход командиру лодки было присвоено звание Героя Советского Союза.
1966г.-АПЛ К-14 проекта 627А совершила 17-суточный переход подо льдами Арктики,проложив трассу,по которой в дальнейшем осуществлялась перегонка атомоходов европейской постройки на Тихоокеанский флот.Командир АПЛ-капитан 1 ранга Д.Н.Голубев.
1968г.-очередной подледный переход на ТОФ выполнила АПЛ К-42 проекта 627А (капитан 2 ранга В.И.Заморев),прошедшая под арктическими льдами совместно с АПЛ К-55 проекта 658М (капитан 2 ранга Ю.В.Перегудов).Этот поход отличался от предшествующих тем,что лодки несли на борту штатное ядерное оружие.
08 января-19 марта 1971г.-ПЛАРБ К-408 проекта 667А (шифр "Навага",западное кодовое имя-"Yankee",флотское название-"Азуха") под командованием капитана 2 ранга В.В.Привалова совершила сложнейший переход с Северного на Тихоокеанский флот без всплытия в надводное положение.Поход,во время которого 03-09 марта было выполнено боевое патрулирование у берегов США,возглавлял контр-адмирал В.Н.Чернавин.
31 августа 1971г.-подводный ракетоносец К-411 проекта 667А (командир-капитан 1 ранга С.Е.Соболевский,старший на борту-контр-адмирал Г.Л.Неволин),впервые оснащенный специальной опытной аппаратурой обнаружения полыней и разводий во льду,достиг Северного полюса.В течение нескольких часов корабль маневрировал в поисках полыньи,однако из двух обнаруженных ни одна не оказалась пригодной для всплытия,и лодка вынуждена была вернуться к кромке льдов для встречи с ожидавшим ее ледоколом.Доклад о выполнении задачи из-за плохой проходимости радиоволн удалось передать в Генеральный штаб только через барражирующий над точкой всплытия самолет Ту-95РЦ 392го ОДРАП.При возвращении с задания этот самолет 03.09.71г. разбился,выполняя посадку на военном аэродроме Кипелово (Федотово,Вологда-18) в условиях густого тумана;весь экипаж машины,состоявший из 12 человек,погиб.Пилотировал самолет командир полка полковник И.Ф.Гладков.
Сентябрь-октябрь 1971г.-АПЛ К-38 и АПЛ К-323 (обе проекта 671,шифр "Ёрш",западное кодовое имя-"Victor" и "Victor 1") совершили автономный подледный поход в Арктику.
1972г.-успешный переход на Камчатку подо льдами Арктики выполнила ПЛАРБ К-415 проекта 667А,шифр "Азуха",западное имя-"Yankee".
Апрель 1977г.-АПЛ К-429 проекта 670(шифр "Скат",флотское обозначение-"Полуавтомат",западное имя-"Charlie" и "Charlie 1") под командованием капитана 1 ранга В.Т.Козлова (старший на борту-контр-адмирал Е.Д.Чернов) совершила переход Северным морским путем с СФ на ТОФ.
22 августа-06 сентября 1978г.-АПЛ К-83 (с января К-212) и АПЛ К-325 (обе проекта 670) совершили первый в истории подводного плавания групповой подледный переход на Тихий океан.Группой командовал контр-адмирал Р.А.Голосов.Первоначально планировалось,что первая лодка,пройдя подо льдами из Баренцева моря в Чукотское,передаст сигнал о всплытии,после чего в путь отправится второй корабль.Однако Р.А.Голосов предложил более эффективный и надежный способ перехода-в составе тактической группы,что уменьшало риск подледного плавания однореакторных лодок (при выходе из строя реактора на одной ПЛАРК другая лодка могла оказать ей помощь в поисках полыньи).Кроме того,у лодок в группе существовала возможность поддерживать связь между собой при помощи УЗПС в телефонном режиме,что позволяло кораблям взаимодействоватьдруг с другом.Групповой переход удешевлял и вопросы надводного (или "надледного") обеспечения.За участие в этой операции командиры кораблей-капитаны 3 ранга А.А.Гусев и капитан 2 ранга В.П.Лушин,а также командир 11-й дивизии подводных лодок 1-й флотилии капитан 1 ранга Е.А.Томко и контр-адмирал Р.А.Голосов были удостоены звания Героя Советского Союза.
Август-сентябрь 1979г.-подобный переход,продолжавшийся 20 суток,выполнила АПЛ К-302 проекта 670 (командир-капитан 2 ранга М.А.Мажуго).В дальнейшем по "Севморпути" прибыли на Тихий океан АПЛ аналогичного проекта:К-43 (1980г.),К-121 (до 1977г.),К-143 (1983г.),К-308 (1985г.) и К-313 (1986г.).
1980г.-было выполнено 7 одиночных переходов РПКСН проекта 667БДР (шифр "Кальмар",западное имя-"Delta-3") под арктическими льдами.Первый переход совершила лодка под командованием Д.Н.Новикова.Лодки,участвовавшие в межфлотских переходах,на конечном участке полярного маршрута (особенно при выходе из подо льда в Чукотском море) испытывали особые трудности.В этот период весь экипаж,как правило,в течение 2х-3х суток постоянно находился на своих боевых постах.Глубина часто не превышала 50м.Большую опасность представляли блуждающие отмели с осевшими на них огромными ледяными массивами.Сверху над лодками находился лед,толщина которого достигала 11-15м.При этом пространство между ледяным панцирем и кораблем уменьшалось до 3-4м. при глубине под килем всего 4-5м.В подобных условиях автоматизированная система управления отключалась и лодка двигалась,управляясь вручную.Моральное и физическое напряжение людей достигало предела,однако особо большая нагрузка ложилась на командиров лодок.Несмотря на сложность и повышенный риск,подледные переходы с театра на театр привлекали своей скоротечностью,а также плаванием в зоне,примыкающей к российским территориальным водам.
1981,1982,1983 гг.-АПЛ проекта 671РТМ К-255,К-324 и К-218 совершили трансполярные переходы с Тихоокеанского на Северный театр.
1982г.-впервые в условиях полярной ночи,РПКСН К-211 (командир-капитан 2 ранга А.А.Берзин,старший похода-капитан 1 ранга В.М.Бусырев) совершила плавание по периметру Северного Ледовитого океана.
1982-1983гг.-ПЛАРБ К-279 проекта 667Б (шифр "Мурена",флотское обозначение-"Букашка",западное имя-"Delta") под командованием капитанов 1 ранга В.А.Журавлева и Ю.А.Голенкова была направлена в Белое море для несения боевой службы подо льдами в течение всей зимы.В практически замкнутой,недоступной для потенциального противника акватории лодка несла службу в течение шести месяцев до весеннего таяния льдов.Смена экипажей корабля была произведена при помощи ледокола.
1984г.-та же К-279 (командир-капитан 1 ранга В.А.Журавлев),неся боевую службу в центре моря Баффина,при скорости 7 узлов на глубине 197 м. столкнулась с айсбергом.С дифферентом 45 градусов корабль провалился на глубину 287 м.,однако усилиями экипажа был спасен и благополучно вернулся на базу (при этом следует иметь в виду,что ни один навигационный гидрографический справочник до этого случая не давал глубину самых крупных айсбергов более 160 м.).
Конец 1985г.-сложнейшее подледное плавание совершила АПЛ К-524 проекта 671РТМ (шифр "Щука") под командованием капитана 1 ранга В.В.Протопопова (старший на борту-командующий 33-й дивизии капитан 1 ранга А.И.Шевченко).Замысел похода состоял в том,чтобы пройти из Северного Ледовитого в Атлантический океан,обойдя Гренландию с севера-востока.Войдя в море Линкольна,лодка прошла через узкие и мелководные проливы Робсон и Кеннеди,отделяющие Гренландию от земли Гранта и земли Гриннела,миновала бассейн Кейна и через пролив Смита вышла в Баффинов залив и далее-в Северную Атлантику.Маршрут был чрезвычайно сложным и опасным.Он изобиловал мелями и айсбергами,обильно подбрасываемыми ледниками Гренландии.В море Баффина из-за айсбергов безопасных глубин вообще не существовало.В этих условиях единственным надежным информационным средством являлась гидроакустика.Уже в Атлантике К-524 встретилась с американским авианосцем "Америка" и скрытно его "атаковала" (разумеется,условно).Весь поход продолжался 80 суток,54 из которых-подо льдами,на глубине более 150 м.За участие в этой операции капитану 1 ранга В.В.Протопопову было присвоено звание Героя Советского Союза.
1986г.-подо льдами Белого моря нес боевую службу ТРПКСН Т-12 проекта 941 (шифр "Акула",флотское название-"Водовоз",западное имя-"Typhoon"-"Тайфун").В ходе патрулирования при помощи ледокола была осуществлена замена экипажа.
Август 1995г.-ТРПКСН ТК-20 проекта 941 произвел учебные ракетные пуски баллистических ракет из района Северного полюса.
Конец августа 1995г.-АПЛ "Даниил Московский" проекта 671РТМ (капитан 1 ранга П.И.Литвин) доставила в полярный порт Харасавэй,закрытый льдами для прохода надводных судов,10 тонн сахара и муки.
Источник:"Подводные лодки России:Иллюстрированный справочник.",Ильин В.Е,А.И.Колесников,М.:ООО "Издательство Астрель":ООО "Издательство АСТ",2001г.-288с.:ил.-(Военная техника).