Royal Sovereign/Архангельск

Краснознаменный Северный Флот / Флотилия СЛО.
Арктические бригады.

Royal Sovereign/Архангельск

Сообщение Александр Андреев » 25 Декабрь 2014 22:00

 RS.jpg

Линейный корабль. Построен в 1915 году в Великобритании. С 30 мая 1944 года по 15 января 1949 года — линейный корабль "Архангельск" СФ. Подробнее в википедии.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Royal Sovereign/Архангельск

Сообщение Александр Кот » 04 Январь 2015 18:49

 линкор Архангельск.jpg

БРИТАНСКИЙ ГУЛЛИВЕР НА СЕВЕРЕ
Это был единственный линейный корабль из числа переданных Советскому Союзу англичанами в счет репараций с Италии. Во флоте его величества он назывался Royal Sovereign, у нас – «Архангельск».

Рассказать о нем подробнее попросили читатели, которые откликнулись на публикацию «КС» от 19 ноября. В ней мы сделали исторический экскурс и лишь упомянули о военных кораблях советского флота, носивших в разное время имя нашего областного города. Читателей же интересовали подробности. Например, северодвинец Владимир Иванович Мирошников, помимо прочего, попросил выяснить, был ли линкор «Архангельск» в Молотовске. Один из его родственников в свое время утверждал, что был и стоял у причала завода № 402, и даже продолжительное время. А житель Архангельска Сергей Александрович Герасимов, тоже задавший сразу несколько вопросов, объяснил свой повышенный интерес еще и тем, что его дед служил на линкоре. Мы последуем по порядку…

Как известно, в 1943 году Италия, союзница фашистской Германии, признала свое поражение и вышла из Второй мировой войны. А проигравший, как известно, должен возмещать ущерб. У итальянцев имелся достаточно мощный флот. Его и решили поделить между собой победители. Но этому мешала война - сражения с Германией продолжались. И тогда наши западные союзники (Англия и США) решили на время передать Советскому Союзу свои корабли, вроде как взамен итальянских. Среди них и эсминцы, и подлодки, и минные тральщики, немалое количество торпедных катеров и морских охотников, но линкор – самый крупный в классификации боевых кораблей - был всего один. И отправился он воевать на Северный флот.
Этому предшествовала передача линкора советскому экипажу. Церемония проходила в Ньюкасле. Англичане постарались сделать ее очень торжественной: было множество служивого и гражданского люда, гремели оркестры, вышагивал по главной палубе Royal Sovereign строй британских гвардейцев…

Мне повезло: видел и архивную фотохронику 30 мая 1944 года, и даже пару коротких кинокадров того действа. Маршировали британцы под флагами, с жезлами и барабанами, в высоких медвежьих шапках, с традиционными волынками и в шотландских… юбках. Из русских моряков удалось рассмотреть лишь кого-то из адмиралов, однако, думаю, многое для остальных в тот день было в диковинку. И не только юбки на бравых мужиках, но и жерла мощных орудий линкора, толстенные броневые плиты, широкие палубы, брашпили и якорные цепи – таких внушительных размеров они в Советском Союзе встречались очень редко…

Построили англичане Royal Sovereign в 1916-м, в серии из пяти линкоров класса Revenge. По большому счету воевать ему в Первую мировую войну не пришлось – из-за поломки в машине корабль не смог участвовать в знаменитом Ютландском сражении. Позже линкор не раз ставили на модернизацию, которая свелась главным образом к усилению его зенитной артиллерии. Во Вторую мировую Royal Sovereign хотя и действовал в Атлантике, Средиземном море и даже в Индийском океане, но жестких стычек у него не случалось. Он даже успел пройти капитальный ремонт в США, перед тем как уйти в резерв. А уж из резерва его и приняли советские моряки.

Такого еще не видели
 главный калибр архангельска.jpg
Возраст корабля был, конечно, приличный. Но для тогдашнего Северного флота огневая мощь линкора являлась просто невиданной - англичане его, что называется, увешали артиллерией: восемь орудий калибра 381 мм и столько же 152 мм и 102 мм и двадцать четыре (!) 40 мм. Это не считая 32 пушек и пулеметов еще меньшего калибра. Ну и броня на бортах, траверзах и казематах соответственная – до 152 мм, а на башнях главных орудий и того больше – до 330 мм. В общем, британский линкор предстал североморцам этаким Гулливером по сравнению с лилипутскими «большими охотниками» производства молотовского завода № 402. К тому же и поспешать за ними полным ходом имел возможность – мог выдать 20,5 узла.
Экипаж для «Архангельска» собирали со всех флотов страны. Требовались почти 1250 моряков, если не обладавших опытом службы на линкорах, то хотя бы имевших представление о том, что это такое – линейный корабль. Набрать специалистов в условиях войны – непростая задача. Кстати, пунктом их сбора стал Архангельск. Отсюда экипаж будущего одноименного линкора и отправился в Англию.

Командиром корабля назначили контр-адмирала Вадима Ивановича Иванова. Он имел практический опыт: служил с 1910 года на крупных балтийских кораблях, в том числе командовал крейсером «Баян», линкорами «Петропавловск» и «Марат». Английской командировке Вадима Ивановича предшествовали и его преподавательская работа в Военно-инженерной академии, и служба в должности командира Кронштадтской ВМБ, и, любопытная деталь, несколько месяцев командования строящимся в Ленинграде головным линейным кораблем «Советский Союз». Такой же корабль – «Советская Белоруссия», - если помните, заложили и на будущем Севмаше в 1939 году.

В Ваенгу «Архангельск» прибыл 24 августа и до конца войны… не покидал Кольского залива. Единственный раз главный калибр его отсалютовал холостым залпом в День Победы. В справочнике «Флот СССР. Корабли и суда ленд-лиза» о боевой деятельности линкора указано: «Участвовал в Великой Отечественной войне: несение противовоздушной обороны Ваенги, Мурманска и Полярного». Всё! Это, выходит, бронированная махина массой более чем 33 тысячи тонн и 182 метра длиной стояла на рейдах и время от времени пускала в ход лишь свою зенитную артиллерию, когда главный и универсальный калибр ее могли снести с лица земли не то что береговую батарею врага, а порт или целый город! Не странно ли?

Как зеницу ока?
Слышал разные объяснения по этому поводу. Первое: якобы линкору к осени 1944 года уже не нашлось боевой работы. Это очень сомнительно, если вспомнить, что с 7 октября по 1 ноября Карельский фронт и Северный флот провели крупнейшую в своей истории наступательную операцию – Петсамо-Киркенесскую. В ходе ее при поддержке кораблей с моря высаживались десанты. Неужто артиллерия линкора помешала бы?
Есть версия технического свойства: якобы еще в Англии, когда принимали корабль, выяснился «большой расстрел стволов главного калибра» линкора, а также и дефицит фугасных снарядов для него. Опасались потерять то малое, что имели?
Наконец, слышал и такое: командующий Северным флотом Арсений Григорьевич Головко якобы осознанно не рисковал выводить корабль из Кольского залива. Ему, пожалуй, как никакому иному адмиралу советского флота во время войны, приходилось постоянно и тесно общаться с англичанами и американцами, и в известном смысле он здесь, как говорится, постоянно ходил по лезвию ножа НКВД. Потеря такого крупного корабля, как линкор, не оставляла Головко никаких шансов уцелеть.

Перестраховывался ли адмирал либо существовала реальная угроза потерять «Архангельск»? Думается, второе. Говорят, мол, фашистский флот к осени 1944 года в связи с повсеместным отступлением в Европе вынужденно покинул Баренцево море. Действительно, немцы снизили свою активность, но лишь в операциях надводных кораблей. Подводники продолжали осаждать выходы из новоземельских проливов, Белого моря и Кольского залива. Кстати, последние серьезные потери нашего флота и союзников на Севере от подлодок врага относятся не только к 1944, но и к 1945 году.

Так или иначе, но британский Гулливер на нашем Севере не снискал себе ратной славы. Ну а после войны «Архангельск» все же выходил в океан, хотя и ненадолго (наибольшее его ходовое время за год – 40 суток), и тогда действительно работала его артиллерия, включая главный калибр. Но то были учения. На заводской ремонт в Союзе линкор не становился, даже на банальное докование, – не было причин.
В январе 1949 года наши моряки повели «Архангельск» в британскую базу Розайт и сдали там англичанам, а те вскоре отправили корабль в утиль. Поговаривают, правда, что некоторые части орудийных башен линкора впоследствии использовались в конструкции радиотелескопа Lovell.

 на палубе.jpg
Большинство снимков линкора, портретов его моряков, сценок из службы и быта, какие мне довелось увидеть, сделал знаменитый североморский военкор Роберт Диамент. За них он, между прочим, расплатился здоровьем. Произошло это на послевоенных стрельбах «Архангельска». Диамент работал на верхней палубе, когда громыхали орудия главного калибра. Чтобы защитить барабанные перепонки, полагалось закрывать уши руками, а он закрывал только левое – в правой держал фотоаппарат, им он работал. Кадры стреляющего «Архангельска» ныне стали хрестоматийными, а военкор Диамент с годами стал терять слух и в преклонном возрасте уже не обходился без слухового аппарата…
Был «Архангельск» в Молотовске или нет? Нет, в наш порт он не приходил. Разговоры о его появлении, предполагаю, вызваны тем, что люди спутали линейный корабль «Архангельск» с легким крейсером «Мурманск». Этот корабль, к слову также переданный нам в счет репараций с Италии, в самом деле посещал Молотовск военной поры. Более того, стоял в заводской акватории, и довольно долго. Однако об этом отдельный разговор.

Олег ХИМАНЫЧ,
морской историк
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Royal Sovereign/Архангельск

Сообщение DimitryGMalkov » 01 Май 2015 22:47

 19-r-sov---arhang LL-Model copy.png

Линейный корабль "Архангельск".
К сожалению пока без камуфляжа. Отдельная такая большая тема.
DimitryGMalkov
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 Май 2015 21:32


Вернуться в Вооруженные силы в Арктике.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения