Потери подводных лодок РККФ 1939-1945 Северного Флота.

Краснознаменный Северный Флот / Флотилия СЛО.
Арктические бригады.

Потери подводных лодок РККФ 1939-1945 Северного Флота.

Сообщение Bills Bons » 21 Май 2009 12:39

http://www.town.ural.ru/ship/dead/dd_ship6.php3

Копия текста с данной ссылки:

Потери подводных лодок РККФ 1939-1945


СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ.


20.10.1939. «Щ-424» (бывш. «Щ-321») таранена у выхода из Кольского залива траулером «РТ-43» («Рыбец») Мурманрыбфлота. Спасено 10 (по другим данным 7) человек, в том числе командир «Щ-424» капитан 3 ранга К.М.Шуйский, военком Кондаков, помощник командира А.К.Малышев, штурман Гаврилов, минер Синяков. По некоторым данным поднята в 1970 году и сдана на слом.
13.1.1940. «Д-1» («Декабрист»), командир капитан-лейтенант Ф.М.Ельтищев. Погибла в результате аварии в ходе учений в Мотовском заливе. Погибло 55 человек.


10.01.1942. «М-175» (командир капитан-лейтенант М.Л.Мелкадзе). Торпедирована ПЛ «U-584» (командир капитан-лейтенант Й.Декке) в северной части Варангер-фьорда. Погиб 21 человек.
09.04.1942. «Щ-421» (командир капитан-лейтенант Ф.А.Видяев) подорвалась на мине и из-за невозможности буксировки после снятия экипажа добита торпедой с ПЛ «К-22». Жертв среди экипажа нет.
24-29.04.1942. «Щ-401» (командир капитан-лейтенант А.Е.Моисеев). Пропала без вести в районе Тана-фьорд – мыс Нордкин. Возможно, погибла на мине или 24 апреля стала жертвой ошибочной атака советских торпедных катеров «ТКА-13» и «ТКА-14» у Вардё. Погибло 43 человека.
12.05.1942. «К-23» (командир капитан 3 ранга Л.С.Потапов). Потоплена глубинными бомбами противолодочных кораблей «Uj-1101», «Uj-1110» и «Uj-1109» у мыса Нордкап. Погиб 71 человек.
21-28.06.1942. «М-176» (командир капитан 3 ранга И.Л.Бондаревич) пропала без вести в районе Варангер-фьорда. Вероятно, подорвалась на мине или потоплена 03.07.1942. огнем немецкого тральщика «М-16». Погиб 21 человек.
06.1942. «Д-3» («Красногвардеец»), командир капитан 3 ранга М.А.Бибеев. Пропала без вести в районе Тана-фьорда. Вероятно, подорвалась на мине заграждения «Бантос-А» у северного побережья полуострова Рыбачий или на мине заграждений «Sperre-III» в районе Берлевога. Погибло 53 человека.
06-14.08.1942. «М-173» (командир капитан-лейтенант В.А.Терехин) пропала без вести в районе северо-западнее Вардё. Вероятно, погибла на мине со всем экипажем (21 человек).
конец 08 - начало 09.1942. «К-2» (командир капитан 3 ранга Уткин). Пропала без вести в районе Тана-фьорда. Вероятно, подорвалась на мине заграждений «Карин», «Sperre-III» в районе Тана-фьорда или «Бантос-А» севернее полуострова Рыбачий. Погибло 68 человек.
07-14.11.1942. «М-121» (командир капитан-лейтенант В.П.Кожакин) пропала без вести со всем экипажем (21 человек) в районе Варангер-фьорда. Вероятно, погибла на мине.
07.02.1943. «К-22» (командир капитан 3 ранга В.Ф.Кульбакин) погибла со всем экипажем (77 человек) в результате аварии или подорвалась на мине заграждения «Sperre-III» в районе мыса Харбакен
21.03.1943. «К-3» (командир капитан 3 ранга К.И.Малафеев). Возможно, потоплена глубинными бомбами противолодочных кораблей «Uj-1102», «Uj-1106» и «Uj-1111» северо-западнее мыса Нордкин в точке 71?12,2' с.ш./27?40,6' в.д. Погибло 68 человек.
14.05.1943. «М-122» (командир капитан-лейтенант П.В.Шипин) потоплена в точке 69?56' с.ш./32?53' в.д. в результате атаки звена Мессершмитт «Bf-109» (по другим данным двух самолетов FW-190 из состава 14-го авиаотряда 5-й истребительной эскадры 14/JG5) у северного побережья полуострова Рыбачий. Погибло 22 человека.
30.06. - 08.07.1943. «М-106» («Ленинский комсомол»), командир капитан-лейтенант П.С.Самарин. Пропала без вести в районе Конгс-фьорда. Возможно, подорвалась на мине заграждений «NW-30» или «Sperre-III». Нельзя исключить гибель подводной лодки в результате атаки гидросамолета «BV-138» из состава 3/KFGr 406 днем 8 июля в районе Конгс-фьорда, либо тарана и глубинных бомб противолодочного корабля «Uj-1217» у мыса Нордкап утром 5 июля. Погибло 23 члена экипажа.
30.06. - 14.07.1943. «Щ-422» (командир капитан-лейтенант Ф.А.Видяев). Пропала без вести в районе мыс Маккаур – Вардё. Вероятно, погибла на мине, либо потоплена со всем экипажем (45 человек) глубинными бомбами и тараном охотника «Uj-1217» в районе Вардё 5 июля. (Возможно, в результате этой атаки погибла «М-106»).
09.1943. «К-1» (командир старший лейтенант А.Н.Журков). Пропала без вести в районе мыса Желания. Возможна авария или подрыв на мине. Погибло 72 человека.
01 - 11.10.1943. «М-172» (командир капитан-лейтенант И.А.Кунец) пропала без вести со всем экипажем (23 человека) в районе Варангер-фьорда. Вероятно, погибла на мине заграждений «NW-34», «NW-35» или «Sperre-V».
02 - 17.10.1943. «Щ-403» (командир капитан 3 ранга К.М.Шуйский). Пропала без вести в районе Конгс-фьорд - Тана-фьорд. Вероятно, погибла на мине или от глубинных бомб сторожевого корабля «V-6102» утром 13.10 в районе мыса Маккаур. Погибло 46 человек.
14 - 17.10.1943. «М-174» (командир капитан-лейтенант И.Е.Сухорученко) пропала без вести со всем экипажем (25 человек) в районе Варангер-фьорда. Вероятно, погибла на мине.
04 - 21.12.1943. «С-55» (командир капитан 3 ранга Л.М.Сушкин) пропала без вести со всем экипажем (52 человека). Вероятно, погибла на мине.
21 - 27.02.1944. «М-108» (командир И.И.Юдович) пропала без вести со всем экипажем (23 человека) в районе Конгс-фьорда. Возможно, подорвалась на мине заграждений «NW-30» или «Sperre-III».
05 - 20.03.1944. «С-54» (командир капитан 3 ранга Д.К.Братишко) пропала без вести в районе Конгс-фьорд – мыс Слетнес. Вероятно, подорвалась на мине заграждения «NW-31» 7-8 марта. Погибло 50 человек.
25.07. - 03.08.1944. «В-1», бывш. британская «Sunfish» («S-81»), командир капитан 2 ранга И.И.Фисанович. Пропала без вести на переходе из Лервика (Шетландские о-ва) в Полярное. Возможно, утром 27 июля в точке 64?34' с.ш./ 01?16' в.д. (по др. данным 64?31' с.ш./ 01?16' з.д.) потоплена по ошибке самолетом «Либерейтор» 18-й авиагруппы Берегового командования ВВС Великобритании. Погибло 50 человек.
17 - 22.09.1944. «Щ-402» (командир капитан 3 ранга А.М.Каутский). Пропала без вести в районе Конгс-фьорда. Возможно, погибла на мине, либо в результате ошибочной атаки самолета-торпедоносца «Бостон» из состава 36-го минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота в 5,5 милях севернее Гамвика утром 21 сентября. Погибло 45 человек.

Потери ПЛ по остальным флотам или в другие годы:

http://www.town.ural.ru/ship/dead/dead.php3

Все ПЛ по номерам:

http://www.town.ural.ru/ship/ship/ship_n.php3
Последний раз редактировалось Bills Bons 21 Май 2009 12:58, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: Потери подводных лодок РККФ 1939-1945 Северного Флота.

Сообщение Bills Bons » 21 Май 2009 12:44

Гибель ПЛ "Д-1" («Декабрист»):

подводная лодка I серии

Заложена 5 марта 1927 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под строительным номером 177. На церемонии закладки присутствовали руководитель ленинградских коммунистов С.М.Киров, начальник Военно-морских сил Р.А.Муклевич и Начальник Морских сил Балтийского моря М.В.Викторов. 3 (по другим данным 9) ноября 1928 года подводная лодка спущена на воду, и 12 ноября 1930 года вступила в строй. 18 ноября 1930 года субмарина вошла в состав Морских сил Балтийского моря. Первым командиром "Декабриста" был назначен Таубе Генрих Генрихович, с мая 1929 года кораблем командовал Секунов Борис Александрович.

Осенью 1932 года лодка подверглась специальным научно-исследовательским испытаниям для точного выявления её тактико-технических элементов. Испытания показали, что субмарина не уступает аналогичным лодкам Англии и США того же периода постройки.

Летом 1933 года "Декабрист" в составе ЭОН-1 по только что построенному Беломоро-Балтийскому каналу переведен на Север, и 5 августа 1933 года вошел в состав Северной военной флотилии, составив ядро зарождающегося Северного флота. Во время перехода 21 июля 1933 года в Сорокской губе Белого моря лодку посетили руководители коммунистической партии и советского правительства И.В.Сталин, С.М.Киров, К.Е.Ворошилов.

В сентябре 1934 года лодка получила литерно-цифровое обозначение "Д-1" , но прежнее наименование продолжали употреблять как в повседневной жизни, так и в официальных документах.

В 1935 году "Д-1" под командованием капитана 3 ранга В.П.Карпунина, совместно с "Д-2", в тяжелых метеорологических условиях совершила переход к Новой Земле, а вернувшись из похода участвовала в тактических учениях. В августе 1936 года "Декабрист", опять же совместно с "Д-2", снова посетила Новую Землю, и, пройдя проливом Маточкин Шар, вошла в Карское море.

21 сентября 1938 года под командованием старшего лейтенанта Августиновича Михаила Петровича (командовал лодкой с июня 1938 по октябрь 1939 года) "Д-1" вышла из Полярного по маршруту: Цып-Наволок – остров Вардё – мыс Нордкап – остров Медвежий – остров Надежды – остров Междушарский (Новая Земля) – остров Колгуев – мыс Канин Нос – мыс Святой Нос – остров Кильдин. Поход продолжался более 44 суток. За это время лодка прошла 5.842 мили, из них 1.001 под водой, причем 24-часовой переход лодка совершила без регенерации воздуха.

В ходе Советско-финской войны «Д-1» под командованием капитан-лейтенанта Ельтищева Федора Максимовича совершила три боевых похода. По оценке политотдела бригады подводных лодок СФ, на подводной лодке был отмечен высокий моральный подъем и организованность среди личного состава, выразившийся в заявлении командира отделения комендоров Титова, который, желая хоть раз ударить по врагам из своего орудия, сказал: «Мы хорошо подготовились, и дадим без промаха». Субмарина несла дозор в районе Вардё – Нордкап, но случая применить оружие не представилось.

Утром 13 ноября 1940 года «Д-1» вышла из Полярного и взяла курс в район полигона № 6 в Мотовском заливе для выполнения курса учебно-тактических задач. Подводной лодке предстояло провести учебную торпедную атаку судна. Усложняющим элементом боевого упражнения было задание провести стрельбу после подныривания под корабль-цель. Для проведения учений была выделена плавбаза «Умба» на борту которой находился командир 1-го дивизиона ПЛ, куда входила «Д-1», капитан 2 ранга М.И. Гаджиев.

В 13.26. командир субмарины доложил по радио о готовности корабля к выполнению учебной задачи. Это была последняя радиограмма «Декабриста». Через 4 минуты подводная лодка погрузилась под перископ по пеленгу 335° на расстоянии 10 миль от маяка Выев-Наволок и начала движение курсом 270°. В 13.45. по пеленгу 160° от мыса Шарапов в дистанции 17 кбт пост СНиС наблюдал движение перископа подводной лодки курсом 225°. После того, как субмарина успешно выполнила поставленную задачу, плавбаза ушла в Полярное. С этого момента о подводной лодке не было никаких вестей. Вечером этого же дня, когда «Д-1» в назначенное время не вышла на связь, начались поиски пропавшей субмарины.

На следующий день гидросамолет «МБР-2» обнаружил в месте погружения «Д-1» крупные пятна соляра. 15 ноября корабли Северного флота, производящие поиск пропавшей подводной лодки обнаружили здесь же обломки досок от аккумуляторных ящиков, сосновый брус и другие предметы, которые специальной экспертной комиссией опознаны как принадлежащие «Декабристу». При тралении района погружения подводной лодки 18 ноября в южной части полигона № 6, в точке с координатами 69°29,1' с.ш./ 32°54,7' в.д., в 15-18 кбт от острова Большой Арский придонный трал тральщика, производящего поиск, оборвался, а металлоискатель показал наличие в этом месте большого количества металла. Еще одна точка, где на дне был обнаружен большой металлический предмет, находилась в 18-20 кбт от береговой черты мыса Выев-Наволок.

26 ноября 1940 года поисковые работы были прекращены.

Возможными причинами гибели «Декабриста» органами НКВД, проводящих расследование происшествия, назывались: отказ в работе механизмов при погружении, в результате чего подводная лодка оказалась раздавленной на глубине, достигающей в месте предполагаемой гибели субмарины 200-300 метров, а так же взрыв снарядов или торпед на подводной лодке в результате неправильного их хранения. Второму варианту уделялось особое внимание, так как в январе 1940 года на «Д-1» был случай падения со стеллажей двух снарядов из-за плохого крепления. Кроме того, было отмечено, что в день гибели «Декабриста» предполагаемый курс подводной лодки был изрезан в разных направлениях курсами других кораблей. Показаниями флагманских специалистов штаба бригады ПЛ, командиров и краснофлотцев погибшей подводной лодки, которые по разным причинам остались на берегу, установлено, что субмарина совершенно не была подготовлена к выполнению поставленной учебной задачи, так как провела последнее погружение за три месяца до катастрофы и имела перерыв в боевой подготовке. Из экипажа «Д-1» при штатном расписании 10 офицеров, 15 старшин и 28 матросов, подводная лодка вышла на выполнение задачи без 12 человек (трех офицеров, трех старшин и командиров отделений и шести матросов). Среди находившихся на борту «Д-1» семеро служили на корабле всего полтора месяца, а двое – лишь по 3 дня.

Так или иначе, причина гибели «Декабриста» до сих пор точно не установлена. Катастрофа «Д-1» крайне неблагоприятно отразилась на системе боевой подготовки подводных лодок. Были введены ограничения по районам её проведения, а так же по глубине погружения, что не давало командирам и экипажам субмарин в полной мере отрабатывать боевые задачи накануне тяжелых испытаний Великой Отечественной войны.

В 1990 году Командующий Краснознаменным Северным флотом адмирал Феликс Громов планировал провести поисковые работы в месте предполагаемой гибели «Д-1». Для этого было специально выделено спасательное судно «Георгий Седов», которое в тот момент только что вернулось с места гибели атомной подводной лодки «Комсомолец», но с тех пор никакой информации о поисках «Декабриста» нет. Вместе с подводной лодкой погибло 55 человек.



В ходе Советско-финской войны совершила 3 похода.
Побед нет.

ПОГИБЛИ НА ПЛ "Д-1" 13.11.1940

Ельтищев Фёдор Максимович (1912 г.р.) – капитан-лейтенант, командир «Д-1» (на ПЛ с 29.10.1939).
Прохоренко Пётр Михайлович (1909 г.р.) – старший политрук, военный комиссар «Д-1» (на ПЛ с 28.06.1938).
Грачев Иван Иванович (1913 г.р.) – старший лейтенант, помощник командира «Д-1» (на ПЛ с 03.11.1940).
Вихман Матвей Абрамович (1913 г.р.) – старший лейтенант, командир БЧ-1-4 (на ПЛ с 08.07.1939).
Родионов Алексей Георгиевич (1911 г.р.) – младший лейтенант, командир группы рулевых (на ПЛ с 31.10.1939).
Чернокнижный Петр Лукич (1917 г.р.) – лейтенант, командир группы торпедистов (на ПЛ с 03.08.1940).
Белов Сергей Петрович (1909 г.р.) – воентехник 2 ранга, командир группы движения (на ПЛ с 28.07.1932).
Петрухин Николай Семенович (1915 г.р.) – фельдшер (на ПЛ с 25.05.1940).
Арбузов (Арзубов) Александр Иванович (1913 г.р.) – боцман (на ПЛ с 04.08.1936).
Киселев Иван Васильевич (1915 г.р.) – командир отделения рулевых (на ПЛ с 21.06.1938).
Агапов Михаил Гаврилович, (1921 г.р.) – старший специалист-рулевой (на ПЛ с 10.11.1939).
Борисов Александр Павлович (1919 г.р.) – старший специалист-рулевой (на ПЛ с 10.11.1939).
Кичев Николай Иванович (1915 г.р.) – старший специалист-рулевой (на ПЛ с 21.06.1938).
Чернов Павел Иванович (1916 г.р.) – старший специалист-рулевой (на ПЛ с 21.06.1938).
Головач Иван Тимофеевич (1920 г.р.) – ученик-рулевой (на ПЛ с 25.10.1940).
Затравкин Юрий Фёдорович (1919 г.р.) – старший специалист-штурманский электрик (на ПЛ с 10.11.1939).
Шагурин Евгений Константинович (1918 г.р.) – ученик штурманского электрика (на ПЛ с 25.10.1940).
Титов Василий Кузбмич (1915 г.р.) – старший специалист-комендор (на ПЛ с 15.09.1939).
Ушаков Пантелеймон Петрович (1912 г.р.) – старшина группы торпедистов (на ПЛ с 19.02.1937).
Кузьмин Иван Сафонович (1916 г.р.) – командир отделения торпедистов (на ПЛ с 21.06.1938).
Баринов Фёдор Иванович (1917 г.р.) – старший специалист-торпедист (на ПЛ с 15.05.1939).
Алёшин Сергей Васильевич (1921 г.р.) – ученик-торпедист (на ПЛ с 25.10.1940).
Бекетов Алексей Семенович (1919 г.р.) – ученик-торпедист (на ПЛ с 25.10.1940).
Гулюкин Иван Андреевич (1921 г.р.) – ученик-торпедист (на ПЛ с 25.10.1940).
Кулаковский Анатолий Андреевич (1920 г.р.) – ученик-торпедист (на ПЛ с 25.10.1940).
Сидоров Александр Георгиевич (1915 г.р.) – и.о. старшины группы радистов (на ПЛ с 14.09.1938).
Слынько Яков Павлович (1917 г.р.) – командир отделения СКС (на ПЛ с 17.07.1940).
Хасанов Назиб Зарифович (1914 г.р.) – командир отделения гидроакустиков (на ПЛ с 25.05.1938).
Прощагин Геннадий Семенович (1916 г.р.) – ученик-акустик (на ПЛ с 30.09.1940).
Федотов Василий Сергеевич (1912 г.р.) – старшина группы мотористов (на ПЛ с 15.06.1933 или 14.10.1935).
Куков Александр Александрович (1915 г.р.) – командир отделения мотористов (на ПЛ с 05.12.1937).
Виноградов Николай Яковлевич (1916 г.р.) – старший специалист-моторист (на ПЛ с 21.06.1938).
Зенин Виктор Васильевич (1915 г.р.) – старший специалист-моторист (на ПЛ с 13.06.1940).
Митрофанов Михаил Иванович (1916 г.р.) – старший специалист-моторист (на ПЛ с 10.11.1939).
Обоев Сергей Петрович (1915 г.р.) – старший специалист-моторист (на ПЛ с 05.12.1937).
Романов Василий Романович (1915 г.р.) старший специалис-моторист (на ПЛ с 05.12.1937).
Абраменко Иван Михайлович, (1919 г.р.) – ученик-моторист, (на ПЛ с 10.11.1939).
Борзов Василий Денисович (1921 г.р.) – ученик-моторист (на ПЛ с 10.11.1939).
Бычков Виктор Петрович (1920 г.р.) – ученик-моторист (на ПЛ с 10.11.1939).
Потапов Давид Александрович (1911 г.р.) – старшина группы электриков (на ПЛ с 24.05.1938).
Волков Петр Ефимович (1914 г.р.) – старший специалист-электрик (на ПЛ с 01.02.1938).
Крамаренко Александр Семенович (1917 г.р.) – старший специалист-электрик (на ПЛ с 12.02.1940).
Малашин Иван Васильевич (1918 г.р.) – старший специалист-электрик (на ПЛ с 17.02.1940).
Смирнов Анатолий Семенович (1916 г.р.) – старший специалист-электрик (на ПЛ с 21.06.1938).
Чернышёв Вячеслав Яковлевич (1915 г.р.) – старший специалист-электрик (на ПЛ с 05.01.1938).
Акулов Александр Гаврилович (1920 г.р.) – ученик-электрик (на ПЛ с 10.11.1940).
Васильев Егор Васильевич (1920 г.р.) – ученик-электрик (на ПЛ с 10.11.40).
Дунайский Николай Николаевич (1916 г.р.) – и.о. командира отделения специалистов-трюмных машинистов (на ПЛ с 21.06.1938).
Гашпор Василий Иванович (1913 г.р.) – старшина группы трюмных (на ПЛ с 12.06.1936).
Голубев Николай Иванович (1915 г.р.) – старший специалист-трюмный машинист (на ПЛ с 03.02.1938).
Ланцев Андрей Николаевич (1916 г.р.) – старший специалист-трюмный машинист (на ПЛ с 12.12.1937).
Терещенко Иван Васильевич (1918 г.р.) – старший специалист-трюмный машинист (на ПЛ с 17.02.1940).
Болтунов Николай Егорович (1920 г.р.) – ученик-трюмный (на ПЛ с 10.11.1939).
Никишин Николай Иванович (1917 г.р.) – строевой (на ПЛ с 10.07.1939).
Сидоров Иван Трифонович (1915 г.р.) – кок (на ПЛ с 03.05.1938).

Дополнительная информация о гибели ПЛ "Д-1":

http://submarines.narod.ru/Books/txt_Pet_P_V_001.html
http://www.podlodka.su/news_otd.php?id=5&cat=a
Последний раз редактировалось Bills Bons 23 Май 2009 10:20, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: Потери подводных лодок РККФ 1939-1945 Северного Флота.

Сообщение Bills Bons » 21 Май 2009 15:13

Обстоятельства гибели ПЛ "К-23":

"...В базе сильно беспокоились, так как долгое время от экипажа лодки не было никаких известий, но никто не хотел верить, что с лодкой могло что-то случиться. И только 12 мая получили тревожную радиограмму: "Уничтожил торпедами транспорт противника. Потопил артиллерией два сторожевика. Имею значительные повреждения. Погружаться не могу. Прошу…" А вот что он просил, осталось неизвестным. Радист не успел закончить передачу. Это был последний доклад от Гаджиева.

12 мая 1942 года в районе Оксефиорда был обнаружен конвой противника: транспорт в охранении двух сторожевиков. Вскоре транспорт был потоплен торпедами. Но лодке пришлось всплыть, так как атакованная глубинными бомбами сторожевиков, она получила повреждения топливных цистерн, соляр всплывал, и "К-23" "следила". ПЛ приняла надводный бой со сторожевыми кораблями противника. Два сторожевика были потоплены артиллерией. В радиограмме 12 мая в 14 часов 10 минут, подписанной Гаджиевым, об этом сообщалось.

В тот же день "К-23" в 15 часов 50 минут подверглась нападению вражеского самолета, вызванного по рации вражескими сторожевиками. От взрыва авиабомб в корпусе образовалась пробоина, вышел из строя главный дизель. После нападения самолета лодка, чтобы уклониться от приближающихся фашистских "охотников", погрузилась. Но масляный след по-прежнему выдавал ее, и корабли противника продолжали преследование. Отправленные на помощь экипажу ПЛ "К-23" самолеты Северного флота ее уже не нашли."[/b]

http://www.gazetakoltushi.ru/2008/7/12.htm

P:S:С экипажем данной ПЛ погиб легендарный подводник,старший на борту "К-23",командир 1-го Дивизиона ПЛ,капитан 2-го ранга М.И.Гаджиев.
Последний раз редактировалось Bills Bons 21 Май 2009 18:37, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: Потери подводных лодок РККФ 1939-1945 Северного Флота.

Сообщение Bills Bons » 21 Май 2009 17:28

Обстоятельства гибели ПЛ "Щ-424":

подводная лодка X серии

Заложена 17 декабря 1934 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под стапельным номером 260 как «Щ-312». 27 апреля 1935 года подводная лодка спущена на воду. 15 декабря 1935 года корабль получил обозначение «Щ-321» и 17 июля 1936 года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота.

19 мая 1939 года подводная лодка под командованием Шуйского Константина Матвеевича начала переход с Балтики на Север по Беломоро-Балтийскому каналу. 21 июня 1939 года корабль, получив незадолго до этого (17 июня) новый тактический номер на северный манер «Щ-424» вошел в состав Северного флота.

20 октября 1939 года у острова Торос в Кольском заливе выходившая в дозор подводная лодка столкнулась с рыболовным траулером «РТ-43» Мурманрыбфлота. Удар пришелся в левый борт субмарины в район рубки. Через три минуты «Щ-424» затонула на глубине 250 метров, унеся с собой жизни 32 членов экипажа корабля. Спаслось 10 (по другим данным 7) человек, в том числе командир лодки капитан 3 ранга К.М. Шуйский (по другим данным являлся старшим на борту, штатный командир субмарины не имел допуска к управлению кораблем), военком Кондаков, помощник командира А.К. Малышев, штурман Гаврилов, минер Синяков.

Так как по мнению следствия вина Шуйского и капитана траулера была обоюдной, они оба предстали перед судом и были приговорены к высшей мере наказания, но, по крайней мере Шуйскому, расстрел заменили на 10 лет лагерей, а после начала Великой Отечественной войны он был освобожден, и принимал участие в войне в качестве командира подводной лодки.

http://www.town.ural.ru/ship/ship/h424.php3
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: Потери подводных лодок РККФ 1939-1945 Северного Флота.

Сообщение Bills Bons » 21 Май 2009 17:58

Обстоятельства гибели остальных ПЛ СФ в годы ВОВ:

http://www.town.ural.ru/ship/dead/dd_ship6.php3
http://www.town.ural.ru/ship/ship/ship_n.php3
и.д.р. данные.

"М-175":

8 января 1942 года лодка вышла в свой последний поход и на базу не вернулась.
В 7.23 10 января 1942 года она стала жертвой торпед германской субмарины "U-584" в районе к северу от полуострова Рыбачий, тем самым открыв скорбный список потерь подводников Северного флота.Сама германская "U-584"была потоплена 31.10.1943 г. в Северной Атлантике американским эскортным авианосцем "Кард".53 погибших (весь экипаж).С момента спуска немецкой ПЛ на воду и до её гибели её командир-капитан-лейтенант Йохим Дееке.

"В-1" бывшая британская типа "S" III серии

Заложена 22 июля 1935 года на верфи "Chatheim Dock Yard", Великобритания.
Спущена на воду 30 сентября 1936 года, и 13 марта 1937 года вошла в состав ВМС Великобритании под наименованием "Sunfish"(S-81). Под английским флагом участвовала во Второй Мировой войне. Передана СССР в счет раздела итальянского флота, и 10 апреля (по другим данным 9 марта) 1944 года зачислена в состав ВМФ Союза ССР под наименованием "В-1". Принята в Розайте (по другим данным в Ньюкастле) советским экипажем, который был сформирован из моряков с подводной лодки "Л-20", 30 мая 1944 года.
25 июля (по другим данным 27 июля) 1944 года под командованием Героя Советского Союза капитана 2 ранга Фисановича Израйля Ильича вышла в Полярное, но туда не прибыла.
По основной версии лодка отклонилась от рекомендованного курса и стала жертвой ошибочной атаки самолета "Либерейтор" 18-авиагруппы берегового командования ВВС Англии 27 июля 1944 года севернее Шeтландских островов. Так же не исключены версии подрыва лодки на плавающей мине или гибель в результате аварии.
1 сентября 1944 года "В-1" исключена из списков ВМФ СССР.

"К-2":

В свой последний боевой поход "К-2" вышла 26 августа 1942 года. 7 сентября согласно плану прикрытия конвоя "PQ-18" лодке было приказано сменить позицию, но условного сигнала о переходе от "К-2" не было получено. Дальнейшие попытки установить связь и поиски лодки самолетами ни к чему не привели. Вероятно, "К-2" погибла на мине в начале сентября 1942 года. На борту "К-2" в ее последнем походе было 68 человек.

"К-22":

3 февраля 1943 года лодки вышли в боевой поход, из которого "К-22" не вернулась. На борту лодки кроме штатного экипажа находились начальник политотдела Бригады подводных лодок капитан 2 ранга Радун Рудольф Венеаминович, командир Дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга Котельников Виктор Николаевич и дивизионный связист капитан-лейтенант Гусев В.А.
5 февраля лодки обнаружили конвой противника, но из-за плохой организации управления "К-22" не принимала участие в атаке.
7 февраля в 19.00 лодки обменивались сообщениями по звукопроводной связи. Акустик "К-3" услышал четыре громких щелчка, после чего на связь "К-22" больше не выходила. Предположительно, в этот момент лодка погибла в результате аварии, так как взрыва на "К-3" никто не слышал, хотя не исключено, что "К-22" погибла на мине.

"С-54":

В свой последний поход к мысу Берлевог "С-54" вышла 5 марта 1944 года. 10 марта лодка сообщила,что идет на базу после боя с противником, но туда не прибыла. По поводу гибели "С-54" существует две версии: либо она погибла на мине заграждения "NW-31" 7 или 8 марта 1944 года, которое поставил минный заградитель "Ostmark" в июле 1943 года, или лодка погибла в результате полученых повреждений по пути на базу.
На борту "С-54" в момент гибели находилось 50 человек.

"С-55":

В свой последний поход на позицию у мыса Нордкап "С-55" вышла 4 декабря 1943 года. На приказ о возвращении 21 декабря лодка не ответила и на базу не вернулась. Не исключено, что "С-55" подорвалась на мине, или стала жертвой немецких охотников, которые атаковали советскую субмарину в районе Гамвика 8 декабря 1943 года.
Наборту "С-55" в её последнем походе было 52 человека.

"М-108":

В свой последний боевой поход «М-108» вышла в ночь на 21 февраля 1944 год. Подводной лодке предстояло действовать в рамках операции «РВ-2» в секторе «Т» в районе Конгс-фьорда. На связь она так и не вышла и в базу не вернулась. Вероятно, подводная лодка погибла на одной из мин заграждений «NW-30» либо «Sperre-III». На «М-108» в ее последнем походе в море вышло 23 члена экипажа.

"М-106" ("Ленинский комсомол"):

Третий боевой поход стал для "М-106" последним. 5 июля 1943 года лодка попыталась атаковать группу немецких противолодочных кораблей ("UJ-1206", "UJ-1212", "UJ1214", "UJ-1217"), но была обнаружена и контратакована. Корабли противника сбросили на "М-106" 73 глубинные бомбы. Подводная лодка получила повреждения и вынуждена была всплыть, после чего "UJ-1217" потопил ее таранным ударом. Вместе с "М-106" погибло 23 человека.

"М-121":

7 ноября 1942 года лодка покинула Полярное и на базу больше не вернулась.
Вероятно, лодка погибла на мине в районе своей позиции в Варангер-фьорде после 7 ноября 1941 года, так и не разу не выйдя в атаку на противника.
Вместе с "М-121" погибло 22 человека.

"М-176":

21 июня 1942 года "М-176" вышла в свой последний поход. Обстоятельства гибели лодки до сих пор не выяснены. По одной из версий лодка стала жертвой атаки тральщика "М-16" и кораблей 12-ой флотилии охотников за подводными лодками 3 июля 1942 года, или погибла на мине восточнее мыса Скальнес в конце июня - начале июля 1942 года. Вместе с "М-176" погиб и весь ее экипаж (21 человек).

"Щ-401" (бывшая "Щ-312"):

23 апреля 1942 года "Щ-401" сообщила о двух успешных атаках, в которых был израсходован весь боезапас и возвращении на базу с ожидаемым сроком прибытия 25-26 апреля. После этого связь с лодкой прервалась. Вероятно "Щ-401" погибла на мине или в результате ошибочной атаки советских торпедных катеров "ТКА-13" и "ТКА-14" в районе острова Вардё.

"Щ-421":

В 20.58 3 апреля 1942 года, когда "Щ-421" находилась в районе Лаксе фьорда на глубине 15 метров, раздался сильный взрыв. Лодка подорвалась на мине. "Щ-421" получила дифферент на нос, в кормовых отсеках погас свет, а из поврежденных торпедных аппаратов и трещины в корпусе стала поступать вода. Под руководством старшины 1 статьи К.Н.Дряпикова краснофлотцы И.А.Жаворонков, П.И.Февралев, В.С.Кочура, А.П.Новиков и П.Н.Сизмин, задраив переборочную дверь, изолировали свой отсек и повели борьбу за живучесть корабля, по сути, чем спасли весь экипаж. Лодка всплыла, был открыт рубочный люк и осмотрен горизонт. Поытка дать "Щ-421" ход не увенчалась успехом. Вода в седьмом отсеке прибывала, пока люди,находившиеся там не задраили заднюю крышку торпедного аппарата и трещины в прочном корпусе. Убедившись, что ход локе дать не удается, командир решил просить базу о помощи. К месту аварии были направлены ПЛ "К-2" и "К-22". "Щ-421" неумолимо сносило к вражескому берегу. Тогда по предложению помошника командира А.М.Каутского два брезентовых чехла от дизелей были подняты как паруса на перископах. К утру видимость улучшилась, и паруса пришлось убрать, а лодке перейти в позиционное положение, так как до берега противника было всего 8 миль. В случае появления врага "Щ-421" подготовили к взрыву, но около 11 часов 9 апреля "К-22" обнаружила аварийную лодку. Попытки буксировать "Щ-421" были неудачны: буксирные концы рвались, кнехты были вырваны, а попытка буксировки лодки лагом так же к успеху не привела. В 13.34 показался самолет противника, который заметил лодки и начал сбрасывать сигнальные ракеты. Чтобы не подвергать напрасному риску людей, с "Щ-421" был снят экипаж, а сама лодка потоплена торпедой с "К-22"в точке 70.12 сш; 26.22 вд. Через 12 секунд после попадания торпеды "Щ-421" скрылась под водой. Экипажи провожали лодку с обнаженными головами.

Дополнения по-теме:

Потери кораблей Северного флота в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.:

http://arcticwar.pomorsu.ru/sea/arcticw ... tonov.html

Обстоятельства гибели ПЛ "Щ-422":

1943 год 30 июня - июль
Боевой поход. В 19.20 30.6 вышла в район Маккаур - Варде (позиция №3). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. В 05.00 14.7 на ПЛ передан приказ о возвращении в базу. 20.7 истек срок автономности. События, по-видимому связанные с походом ПЛ "Щ-422": В 23.05 4.7 северо-западнее Вардё германские СКР "NКi08", "NКi09" наблюдали след торпеды. В 06.10 5.7 севернее м. Блудшютудде в точке 70.30,9 с.ш./30.58,2 в.д. германские БО "Uj 1206", "Uj 1217" и СКР "NH 06" наблюдали след прошедшей вблизи торпеды. ПЛ контратакована БО, сбросившими 73 глб, а после всплытия рубки в 06.35 таранена БО "Uj 1217". После того, как корпуса кораблей разошлись, немцы наблюдали кажущийся невероятным переворот ПЛ кверху килем и ее погружение. В месте тарана наблюдалось, пятно соляра и масла длиной 700 м. Возможные причины гибели: глб и таран германским БО 5.7 (нельзя полностью исключить возможность того, что в результате этой атаки погибла ПЛ "М-106" , подрыв на мине заграждения "Шпеер-IV", а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 45 членов экипажа.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files ... Sh-422.htm

Обстоятельства гибели ПЛ "Щ-403":

1943 год 2 - ? октября
Боевой поход в район м. Сейбунес — м. Омганг (позиция №5). В 21.21 2.10 вышла на позицию. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Событие, возможно имевшее отношение к гибели ПЛ: в 07.05 13.10 входивший в состав КОН идущего на восток германский СКР «V 6102» сбросил 7 глб на ПЛ, обнаруженную в районе м. Маккаур. Информации о появлении признаков поражения ПЛ - нет. Вечером 17.10 ПЛ не ответила на приказ о возвращении в базу. 24.10 истек срок автономности. Возможные причины гибели: подрыв па мине заграждения «NW-30», подрыв на плавующей мине, атака германского СКР 13.10, а также ошибка личного состава или отказ техники. Па ПЛ погибло 46 членов экипажа.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files ... Sh-403.htm

Обстоятельства гибели ПЛ "Щ-402":

1944 год 17 сентября
Боевой поход. В 21.06 17.9 вышла в район Конгс-фьорда (сектор "Д"; операция "РВ-8"). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Не ответила на многочисленные вызовы по радио начиная с 22.9. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений "Коффер Гепакт" или "Конрад Бегрюст", подрыв на плавующей мине, ошибка личного состава или отказ техники, атака советским самолетом А-20 36-го МТАП в 06.42 21.9 в 5,5 милях сев. Гамвика (является официальной версией гибели ПЛ). На ПЛ погибло 45 членов экипажа.

Согласно исследованиям Морозова М.Э. официальная версия гибели "Щ-402" в результате торпедирования самолетом А-20 кажется наименее убедительной в связи с тем, что район атаки самолета находился далеко за пределами позиции "Щ-402" (в пределах позиции "С-56"), цель, классифицированная как ПЛ находилась в светлое время в пределах визуальной видимости германской береговой батареи на в районе Гамвика, а запечатленное, на сделанном с самолета снимке (фото в архивах не обнаружено), положение "ПЛ" не соответствовало ни позиционному, ни крейсерскому положению (вода находилась на одном уровне с "верхней кромкой барбета носовой пушки", в то время как в позиционном положении у ПЛ типа "Щ" над водой находился весь барбет и частично - носовая оконечность). По-видимому, атаке самолета подверглось какое-то мелкое, скорее всего норвежское плавсредство.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files ... Sh-402.htm

Обстоятельства гибели ПЛ "К-3":

1943 год март
Боевой поход в район Порсангер-фьорда (позиция №3). В 00.35 14.3 вышла на позицию. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Вечером 31.3 не ответила на приказ о возвращении в базу. 10.4 истек срок автономности. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений «Урсула» или «NW-10» в районе Порсангер-фьорда, атака германских БО «Uj 1102», «Uj 1106» и «Uj 1111» 21.3, а также подрыв на плавующей мине, ошибка личного состава или отказ техники. Нa ПЛ погибло 68 членов экипажа.

События, возможно имеющие отношение к последнему походу ПЛ К-3: В 07.25 17.3 в районе м. Нордкин (квадрат АС 7358) безуспешной атаке подвергся германский КОН, включавший ТР «Ротерсанд», «Поллюкс», «Буг», «Долларт», «Вийемсхафеи» и «Хундип», с кораблей КОН наблюдалось прохождение 5 торпед, из которых 1 шла по поверхности. ПЛ контратакована кораблями, сбросившими несколько глб. В 17.50 21.3 северо-западнее м. Нордкин (квадрат АС 7359) безуспешной атаке подвергся КОН, включавший ТР «Германн Фрицен», «Вейссезее» и «Эдна». С кораблей КОН наблюдалось 4 (6?) торпед, 1 из которых взорвалась при ударе о скалы. Контратакована германскими БО «Uj 1102», «Uj 1106» и «Uj 111l», сбросившими 100 глб вточке 71.12,2 с.ш./27.40,6 в.д. Наблюдали большое масляное пятно, пузыри воздуха и деревянные обломки - доложили о потоплении ПЛ. В 06.37 28.3 в точке 71.03 с.ш./27.07 в.д. (квадрат АС 7373) германский KOН лидировавшийся СКР «V 6109», наблюдал прохождение 3 торпед, шедших но поверхности. СКР «V 5903» и «V 6103» контратаковали ПЛ, сбросив 19 глб в сковывающих сериях.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files ... -3/k-3.htm

Обстоятельства гибели ПЛ "М-122":

Заводской № 291. Заложена 28.05.1940 г. на заводе № 112 в Горьком. Спущена на воду 12.02.1941 г. В сентябре работы были прекращены, и «М-121» перевели для достройки в Баку. В мае 1942 г. «М-121» перевели в Горький для отправки на СФ. 15.06.1942 г. «М-121» отправили по железной дороге из Горького в Молотовск, куда она прибыла 22.06.1942 г. Вступила в строй 31.10.1942 г. и 5.11.1942 г. вошла в состав СФ. 9.11.1942 г. ПЛ прибыла в Полярное. 14.05.1943 г. «М-122» шла из Варангер-фьорда в бухту Цып-Наволок. Была атакована тремя истребителями-бомбардировщиками «Me-109» и прямым попаданием авиабомб потоплена. Прибывшие в район гибели «М-122» катера «МО» обнаружили в 100 кабельтовых от берега масляное пятно и труп помощника командира с осколочными ранениями.

Гибель ПЛ "М-173":

Заводской № 90. Заложена 27.06.1936 г. на заводе № 196 в Ленинграде под литерным обозначением «М-89». Спущена на воду 9.10.1937 г. Вступила в строй 22.06.1938 г. и вошла в состав БФ. 19.05.1939 г. ушла по Беломорско-Балтийскому каналу на Север. 16.06.1939 г. получила обозначение «М-173». 21.06.1939 г. вошла в состав СФ. 6.08.1942 г. «М-173» вышла на позицию в район Вардё. После выхода с базы с ПЛ не было получено ни одного донесения. Предположительно, 7–14.08.1942 г. погибла на минном заграждении противника «М-11».

Гибель ПЛ "М-174":

Заводской № 105. Заложена 29.05.1937 г. на заводе № 196 в Ленинграде под литерным обозначением «М-91». Спущена на воду 12.10.1937 г. Вступила в строй 24.10.1938 г. и вошла в состав БФ. 19.05.1939 г. ушла по Беломорско-Балтийскому каналу на Север. 16.06.1939 г. получила обозначение «М-174». 21.06.1939 г. вошла в состав СФ. 24.03.1943 г. подорвалась на мине в Варангер-фьорде на глубине 15 м, лишилась носовой части по 9 шпангоут. «М-174» всплыла и смогла самостоятельно вернуться на базу. Отремонтирована и введена в строй. 5–21.10.1943 г. погибла, предположительно, от противолодочных кораблей противника, но не исключена возможность подрыва на мине.

Гибель ПЛ "К-1":

Заводской № 451. Заложена 27.12.1936 г. на заводе № 194 в Ленинграде. Спущена на воду 29.04.1938 г. Вступила в строй 16.12.1939 г. и 26.05.1940 г. вошла в состав БФ. По Беломорско-Балтийскому каналу отправлена на Север и 6.08.1940 г. вошла в состав СФ. «К-1» находилась на позиции к северу от м. Желание (Новая Земля). После 9.09.1943 г. на связь не выходила, в установленный срок, 28.09.1943 г., на базу не вернулась. Предполагается, что потоплена ПЛ противника. Есть версия, что «К-1» погибла в результате аварии, т. к, в описаниях боевых действий германского флота в данном районе и в этот период отсутствуют упоминания об успешных атаках советских ПЛ.

http://www.rusunderwater.ru/index.htm
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41


Вернуться в Вооруженные силы в Арктике.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения