Обстоятельства гибели остальных ПЛ СФ в годы ВОВ:http://www.town.ural.ru/ship/dead/dd_ship6.php3http://www.town.ural.ru/ship/ship/ship_n.php3 и.д.р. данные.
"М-175": 8 января 1942 года лодка вышла в свой последний поход и на базу не вернулась.
В 7.23 10 января 1942 года она стала жертвой торпед германской субмарины
"U-584" в районе к северу от полуострова Рыбачий, тем самым открыв скорбный список потерь подводников Северного флота.Сама германская "U-584"была потоплена 31.10.1943 г. в Северной Атлантике американским эскортным авианосцем
"Кард".53 погибших (весь экипаж).С момента спуска немецкой ПЛ на воду и до её гибели её командир-капитан-лейтенант Йохим Дееке.
"В-1" бывшая британская типа "S" III серииЗаложена 22 июля 1935 года на верфи "Chatheim Dock Yard", Великобритания.
Спущена на воду 30 сентября 1936 года, и 13 марта 1937 года вошла в состав ВМС Великобритании под наименованием "Sunfish"(S-81). Под английским флагом участвовала во Второй Мировой войне. Передана СССР в счет раздела итальянского флота, и 10 апреля (по другим данным 9 марта) 1944 года зачислена в состав ВМФ Союза ССР под наименованием "В-1". Принята в Розайте (по другим данным в Ньюкастле) советским экипажем, который был сформирован из моряков с подводной лодки "Л-20", 30 мая 1944 года.
25 июля (по другим данным 27 июля) 1944 года под командованием Героя Советского Союза капитана 2 ранга Фисановича Израйля Ильича вышла в Полярное, но туда не прибыла.
По основной версии лодка отклонилась от рекомендованного курса и стала жертвой ошибочной атаки самолета "Либерейтор" 18-авиагруппы берегового командования ВВС Англии 27 июля 1944 года севернее Шeтландских островов. Так же не исключены версии подрыва лодки на плавающей мине или гибель в результате аварии.
1 сентября 1944 года "В-1" исключена из списков ВМФ СССР.
"К-2":В свой последний боевой поход "К-2" вышла 26 августа 1942 года. 7 сентября согласно плану прикрытия конвоя "PQ-18" лодке было приказано сменить позицию, но условного сигнала о переходе от "К-2" не было получено. Дальнейшие попытки установить связь и поиски лодки самолетами ни к чему не привели. Вероятно, "К-2" погибла на мине в начале сентября 1942 года. На борту "К-2" в ее последнем походе было 68 человек.
"К-22": 3 февраля 1943 года лодки вышли в боевой поход, из которого "К-22" не вернулась. На борту лодки кроме штатного экипажа находились начальник политотдела Бригады подводных лодок капитан 2 ранга Радун Рудольф Венеаминович, командир Дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга Котельников Виктор Николаевич и дивизионный связист капитан-лейтенант Гусев В.А.
5 февраля лодки обнаружили конвой противника, но из-за плохой организации управления "К-22" не принимала участие в атаке.
7 февраля в 19.00 лодки обменивались сообщениями по звукопроводной связи. Акустик "К-3" услышал четыре громких щелчка, после чего на связь "К-22" больше не выходила. Предположительно, в этот момент лодка погибла в результате аварии, так как взрыва на "К-3" никто не слышал, хотя не исключено, что "К-22" погибла на мине.
"С-54":В свой последний поход к мысу Берлевог "С-54" вышла 5 марта 1944 года. 10 марта лодка сообщила,что идет на базу после боя с противником, но туда не прибыла. По поводу гибели "С-54" существует две версии: либо она погибла на мине заграждения "NW-31" 7 или 8 марта 1944 года, которое поставил минный заградитель "Ostmark" в июле 1943 года, или лодка погибла в результате полученых повреждений по пути на базу.
На борту "С-54" в момент гибели находилось 50 человек.
"С-55":В свой последний поход на позицию у мыса Нордкап "С-55" вышла 4 декабря 1943 года. На приказ о возвращении 21 декабря лодка не ответила и на базу не вернулась. Не исключено, что "С-55" подорвалась на мине, или стала жертвой немецких охотников, которые атаковали советскую субмарину в районе Гамвика 8 декабря 1943 года.
Наборту "С-55" в её последнем походе было 52 человека.
"М-108": В свой последний боевой поход «М-108» вышла в ночь на 21 февраля 1944 год. Подводной лодке предстояло действовать в рамках операции «РВ-2» в секторе «Т» в районе Конгс-фьорда. На связь она так и не вышла и в базу не вернулась. Вероятно, подводная лодка погибла на одной из мин заграждений «NW-30» либо «Sperre-III». На «М-108» в ее последнем походе в море вышло 23 члена экипажа.
"М-106" ("Ленинский комсомол"):Третий боевой поход стал для "М-106" последним. 5 июля 1943 года лодка попыталась атаковать группу немецких противолодочных кораблей ("UJ-1206", "UJ-1212", "UJ1214", "UJ-1217"), но была обнаружена и контратакована. Корабли противника сбросили на "М-106" 73 глубинные бомбы. Подводная лодка получила повреждения и вынуждена была всплыть, после чего "UJ-1217" потопил ее таранным ударом. Вместе с "М-106" погибло 23 человека.
"М-121":7 ноября 1942 года лодка покинула Полярное и на базу больше не вернулась.
Вероятно, лодка погибла на мине в районе своей позиции в Варангер-фьорде после 7 ноября 1941 года, так и не разу не выйдя в атаку на противника.
Вместе с "М-121" погибло 22 человека.
"М-176":21 июня 1942 года "М-176" вышла в свой последний поход. Обстоятельства гибели лодки до сих пор не выяснены. По одной из версий лодка стала жертвой атаки тральщика "М-16" и кораблей 12-ой флотилии охотников за подводными лодками 3 июля 1942 года, или погибла на мине восточнее мыса Скальнес в конце июня - начале июля 1942 года. Вместе с "М-176" погиб и весь ее экипаж (21 человек).
"Щ-401" (бывшая "Щ-312"): 23 апреля 1942 года "Щ-401" сообщила о двух успешных атаках, в которых был израсходован весь боезапас и возвращении на базу с ожидаемым сроком прибытия 25-26 апреля. После этого связь с лодкой прервалась. Вероятно "Щ-401" погибла на мине или в результате ошибочной атаки советских торпедных катеров "ТКА-13" и "ТКА-14" в районе острова Вардё.
"Щ-421": В 20.58 3 апреля 1942 года, когда "Щ-421" находилась в районе Лаксе фьорда на глубине 15 метров, раздался сильный взрыв. Лодка подорвалась на мине. "Щ-421" получила дифферент на нос, в кормовых отсеках погас свет, а из поврежденных торпедных аппаратов и трещины в корпусе стала поступать вода. Под руководством старшины 1 статьи К.Н.Дряпикова краснофлотцы И.А.Жаворонков, П.И.Февралев, В.С.Кочура, А.П.Новиков и П.Н.Сизмин, задраив переборочную дверь, изолировали свой отсек и повели борьбу за живучесть корабля, по сути, чем спасли весь экипаж. Лодка всплыла, был открыт рубочный люк и осмотрен горизонт. Поытка дать "Щ-421" ход не увенчалась успехом. Вода в седьмом отсеке прибывала, пока люди,находившиеся там не задраили заднюю крышку торпедного аппарата и трещины в прочном корпусе. Убедившись, что ход локе дать не удается, командир решил просить базу о помощи. К месту аварии были направлены ПЛ "К-2" и "К-22". "Щ-421" неумолимо сносило к вражескому берегу. Тогда по предложению помошника командира А.М.Каутского два брезентовых чехла от дизелей были подняты как паруса на перископах. К утру видимость улучшилась, и паруса пришлось убрать, а лодке перейти в позиционное положение, так как до берега противника было всего 8 миль. В случае появления врага "Щ-421" подготовили к взрыву, но около 11 часов 9 апреля "К-22" обнаружила аварийную лодку. Попытки буксировать "Щ-421" были неудачны: буксирные концы рвались, кнехты были вырваны, а попытка буксировки лодки лагом так же к успеху не привела. В 13.34 показался самолет противника, который заметил лодки и начал сбрасывать сигнальные ракеты. Чтобы не подвергать напрасному риску людей, с "Щ-421" был снят экипаж, а сама лодка потоплена торпедой с "К-22"в точке 70.12 сш; 26.22 вд. Через 12 секунд после попадания торпеды "Щ-421" скрылась под водой. Экипажи провожали лодку с обнаженными головами.
Дополнения по-теме:
Потери кораблей Северного флота в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.:
http://arcticwar.pomorsu.ru/sea/arcticw ... tonov.htmlОбстоятельства гибели ПЛ "Щ-422":1943 год 30 июня - июль
Боевой поход. В 19.20 30.6 вышла в район Маккаур - Варде (позиция №3). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. В 05.00 14.7 на ПЛ передан приказ о возвращении в базу. 20.7 истек срок автономности. События, по-видимому связанные с походом ПЛ "Щ-422": В 23.05 4.7 северо-западнее Вардё германские СКР "NКi08", "NКi09" наблюдали след торпеды. В 06.10 5.7 севернее м. Блудшютудде в точке 70.30,9 с.ш./30.58,2 в.д. германские БО "Uj 1206", "Uj 1217" и СКР "NH 06" наблюдали след прошедшей вблизи торпеды. ПЛ контратакована БО, сбросившими 73 глб, а после всплытия рубки в 06.35 таранена БО "Uj 1217". После того, как корпуса кораблей разошлись, немцы наблюдали кажущийся невероятным переворот ПЛ кверху килем и ее погружение. В месте тарана наблюдалось, пятно соляра и масла длиной 700 м. Возможные причины гибели: глб и таран германским БО 5.7 (нельзя полностью исключить возможность того, что в результате этой атаки погибла ПЛ "М-106" , подрыв на мине заграждения "Шпеер-IV", а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 45 членов экипажа.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files ... Sh-422.htmОбстоятельства гибели ПЛ "Щ-403":1943 год 2 - ? октября
Боевой поход в район м. Сейбунес — м. Омганг (позиция №5). В 21.21 2.10 вышла на позицию. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Событие, возможно имевшее отношение к гибели ПЛ: в 07.05 13.10 входивший в состав КОН идущего на восток германский СКР «V 6102» сбросил 7 глб на ПЛ, обнаруженную в районе м. Маккаур. Информации о появлении признаков поражения ПЛ - нет. Вечером 17.10 ПЛ не ответила на приказ о возвращении в базу. 24.10 истек срок автономности. Возможные причины гибели: подрыв па мине заграждения «NW-30», подрыв на плавующей мине, атака германского СКР 13.10, а также ошибка личного состава или отказ техники. Па ПЛ погибло 46 членов экипажа.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files ... Sh-403.htmОбстоятельства гибели ПЛ "Щ-402":1944 год 17 сентября
Боевой поход. В 21.06 17.9 вышла в район Конгс-фьорда (сектор "Д"; операция "РВ-8"). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Не ответила на многочисленные вызовы по радио начиная с 22.9. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений "Коффер Гепакт" или "Конрад Бегрюст", подрыв на плавующей мине, ошибка личного состава или отказ техники, атака советским самолетом А-20 36-го МТАП в 06.42 21.9 в 5,5 милях сев. Гамвика (является официальной версией гибели ПЛ). На ПЛ погибло 45 членов экипажа.
Согласно исследованиям Морозова М.Э. официальная версия гибели "Щ-402" в результате торпедирования самолетом А-20 кажется наименее убедительной в связи с тем, что район атаки самолета находился далеко за пределами позиции "Щ-402" (в пределах позиции "С-56"), цель, классифицированная как ПЛ находилась в светлое время в пределах визуальной видимости германской береговой батареи на в районе Гамвика, а запечатленное, на сделанном с самолета снимке (фото в архивах не обнаружено), положение "ПЛ" не соответствовало ни позиционному, ни крейсерскому положению (вода находилась на одном уровне с "верхней кромкой барбета носовой пушки", в то время как в позиционном положении у ПЛ типа "Щ" над водой находился весь барбет и частично - носовая оконечность). По-видимому, атаке самолета подверглось какое-то мелкое, скорее всего норвежское плавсредство.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files ... Sh-402.htmОбстоятельства гибели ПЛ "К-3":1943 год март
Боевой поход в район Порсангер-фьорда (позиция №3). В 00.35 14.3 вышла на позицию. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Вечером 31.3 не ответила на приказ о возвращении в базу. 10.4 истек срок автономности. Возможные причины гибели: подрыв на мине заграждений «Урсула» или «NW-10» в районе Порсангер-фьорда, атака германских БО «Uj 1102», «Uj 1106» и «Uj 1111» 21.3, а также подрыв на плавующей мине, ошибка личного состава или отказ техники. Нa ПЛ погибло 68 членов экипажа.
События, возможно имеющие отношение к последнему походу ПЛ К-3: В 07.25 17.3 в районе м. Нордкин (квадрат АС 7358) безуспешной атаке подвергся германский КОН, включавший ТР «Ротерсанд», «Поллюкс», «Буг», «Долларт», «Вийемсхафеи» и «Хундип», с кораблей КОН наблюдалось прохождение 5 торпед, из которых 1 шла по поверхности. ПЛ контратакована кораблями, сбросившими несколько глб. В 17.50 21.3 северо-западнее м. Нордкин (квадрат АС 7359) безуспешной атаке подвергся КОН, включавший ТР «Германн Фрицен», «Вейссезее» и «Эдна». С кораблей КОН наблюдалось 4 (6?) торпед, 1 из которых взорвалась при ударе о скалы. Контратакована германскими БО «Uj 1102», «Uj 1106» и «Uj 111l», сбросившими 100 глб вточке 71.12,2 с.ш./27.40,6 в.д. Наблюдали большое масляное пятно, пузыри воздуха и деревянные обломки - доложили о потоплении ПЛ. В 06.37 28.3 в точке 71.03 с.ш./27.07 в.д. (квадрат АС 7373) германский KOН лидировавшийся СКР «V 6109», наблюдал прохождение 3 торпед, шедших но поверхности. СКР «V 5903» и «V 6103» контратаковали ПЛ, сбросив 19 глб в сковывающих сериях.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files ... -3/k-3.htmОбстоятельства гибели ПЛ "М-122":Заводской № 291. Заложена 28.05.1940 г. на заводе № 112 в Горьком. Спущена на воду 12.02.1941 г. В сентябре работы были прекращены, и «М-121» перевели для достройки в Баку. В мае 1942 г. «М-121» перевели в Горький для отправки на СФ. 15.06.1942 г. «М-121» отправили по железной дороге из Горького в Молотовск, куда она прибыла 22.06.1942 г. Вступила в строй 31.10.1942 г. и 5.11.1942 г. вошла в состав СФ. 9.11.1942 г. ПЛ прибыла в Полярное. 14.05.1943 г. «М-122» шла из Варангер-фьорда в бухту Цып-Наволок. Была атакована тремя истребителями-бомбардировщиками «Me-109» и прямым попаданием авиабомб потоплена. Прибывшие в район гибели «М-122» катера «МО» обнаружили в 100 кабельтовых от берега масляное пятно и труп помощника командира с осколочными ранениями.
Гибель ПЛ "М-173":Заводской № 90. Заложена 27.06.1936 г. на заводе № 196 в Ленинграде под литерным обозначением «М-89». Спущена на воду 9.10.1937 г. Вступила в строй 22.06.1938 г. и вошла в состав БФ. 19.05.1939 г. ушла по Беломорско-Балтийскому каналу на Север. 16.06.1939 г. получила обозначение «М-173». 21.06.1939 г. вошла в состав СФ. 6.08.1942 г. «М-173» вышла на позицию в район Вардё. После выхода с базы с ПЛ не было получено ни одного донесения. Предположительно, 7–14.08.1942 г. погибла на минном заграждении противника «М-11».
Гибель ПЛ "М-174":Заводской № 105. Заложена 29.05.1937 г. на заводе № 196 в Ленинграде под литерным обозначением «М-91». Спущена на воду 12.10.1937 г. Вступила в строй 24.10.1938 г. и вошла в состав БФ. 19.05.1939 г. ушла по Беломорско-Балтийскому каналу на Север. 16.06.1939 г. получила обозначение «М-174». 21.06.1939 г. вошла в состав СФ. 24.03.1943 г. подорвалась на мине в Варангер-фьорде на глубине 15 м, лишилась носовой части по 9 шпангоут. «М-174» всплыла и смогла самостоятельно вернуться на базу. Отремонтирована и введена в строй. 5–21.10.1943 г. погибла, предположительно, от противолодочных кораблей противника, но не исключена возможность подрыва на мине.
Гибель ПЛ "К-1":Заводской № 451. Заложена 27.12.1936 г. на заводе № 194 в Ленинграде. Спущена на воду 29.04.1938 г. Вступила в строй 16.12.1939 г. и 26.05.1940 г. вошла в состав БФ. По Беломорско-Балтийскому каналу отправлена на Север и 6.08.1940 г. вошла в состав СФ. «К-1» находилась на позиции к северу от м. Желание (Новая Земля). После 9.09.1943 г. на связь не выходила, в установленный срок, 28.09.1943 г., на базу не вернулась. Предполагается, что потоплена ПЛ противника. Есть версия, что «К-1» погибла в результате аварии, т. к, в описаниях боевых действий германского флота в данном районе и в этот период отсутствуют упоминания об успешных атаках советских ПЛ.
http://www.rusunderwater.ru/index.htm