АПЛ К-3 "Ленинский комсомол"

Краснознаменный Северный Флот / Флотилия СЛО.
Арктические бригады.

АПЛ К-3 "Ленинский комсомол"

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Март 2009 18:38

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ленинский_комсомол

Ленинский комсомол (АПЛ)
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Государство флага СССР
Порт приписки Западная Лица
Спуск на воду 12 августа 1957
Выведен из состава флота 1991
Современный статус выведена из состава флота, переоборудуется в музей
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАТ
Обозначение проекта 627 «Кит»
Классификация НАТО «November»
Скорость (надводная) 15,5 узлов
Скорость (подводная) 30 узлов
Рабочая глубина погружения 300 м
Экипаж 104 человека
Размеры
Длина наибольшая (по КВЛ) 107,4 м
Ширина корпуса наиб. 7,96 м
Средняя осадка (по КВЛ) 5,65 м
Силовая установка: Атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.
Вооружение: Торпедно- минное вооружение 8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн, 2 кормовых ТА калибра 406 мм.



«Ленинский комсомол», К-3 — первая советская атомная подводная лодка. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота героически погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Главный конструктор В. Н. Перегудов. Заложена 15 мая 1954 года в Северодвинске, на заводе N° 402 (Северном машиностроительном предприятии), заводской № 254. Спущена на воду 12 августа 1954 года. Вступила в строй 9 августа 1957 года. Реактор пущен 4 июля 1958 года.

В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Как только экипаж сошел на берег, сразу же началось награждение. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями. 8 сентября 1967 года пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибло 39 человек.

В 1991 году выведена из состава Северного флота. Согласно постановлению правительства РФ первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 должна быть переоборудована в музей.[1] В КБ «Малахит»[2] разработан проект переоборудования в плавучий музей.


Изображение


polarpost: 45 лет первому подводному походу Советской атомной подводной лодки на Северный полюс
АПЛ К-3 "Ленинский Комсомол" 17.VIII.1962


Изображение
Место гашения: Полярный 184650, Мурманской области
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

АПЛ К-3 "Ленинский Комсомол"

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Март 2009 18:39

[ Поиск. Газета научного сообщества, 19 февраля 2009 http://www.poisknews.ru/2009/02/19/obekt_627.html ]

Объект 627

Впервые вопрос о необходимости приступить к разработке ядерных энергетических установок для подводных лодок был рассмотрен на заседании Первого Главного управления (ПГУ) при Совмине СССР 24 марта 1947 года, что было связано с появившимися в печати сообщениями о возможности применения атомной энергии на американских подводных лодках. В 1948 году А.Александров предложил начать практические работы в этом направлении. Однако они были признаны Л.Берией несвоевременными, так как отвлекали силы от разработки атомной бомбы. И только после ее успешного испытания 29 августа 1949 года работы по корабельным ядерным установкам развернулись широким фронтом. К концу года было предложено несколько вариантов таких установок: с графитовым замедлителем и гелиевым охлаждением, с графитовым замедлителем и водяным охлаждением, с бериллиевым замедлителем и гелиевым охлаждением, с водой в качестве и замедлителя и охладителя.


В архиве Курчатовского института хранится письмо А.Александрова к И.Курчатову, написанное в августе 1952 года и озаглавленное “Соображения по работе транспортных агрегатов для подводных лодок”. В нем, в частности, сказано: “По моему мнению, к работам в этом направлении можно приступить немедленно и провести их в наиболее короткий срок при следующих условиях. Для проведения работ должна быть сохранена организация работ, полностью оправдавшая себя при проектировании промышленных агрегатов, т.е. физические расчеты, предварительная эскизная проработка конструкции. Проведение исследований по тепловыделяющим элементам и руководство опытными и конструкторскими работами других учреждений должно быть возложено на ЛИПАН (так тогда назывался Курчатовский институт. - Н.К.). Принятие такого решения обеспечит привлечение к работе людей, имеющих наибольший опыт в котловом деле, использование наиболее оперативным образом экспериментальной базы и Вашего, хотя бы по основным вопросам, шефства над этой работой, что я считаю необходимым”.

В начале сентября академик И.Курчатов, член-корреспондент АН СССР А.Александров и профессор Н.Доллежаль написали докладную записку в правительство о необходимости создания АПЛ, подкрепленную практическими расчетами. Их предложение было поддержано зампредсовмина В.Малышевым (одновременно он был заместителем начальника ПГУ).

9 сентября 1952 года Сталин подписал постановление Совета Министров СССР “О проектировании и строительстве объекта №627” (такой шифр был принят для обозначения первой АПЛ).

Научным руководителем работ по созданию атомной субмарины назначили А.Александрова (он в то время совмещал должности директора Института физических проблем и заместителя И.Курчатова по ЛИПАНу), главным конструктором - В.Перегудова (для чего в системе Минсудпрома было создано Специальное конструкторское бюро - СКБ-43), главным конструктором по ядерной энергетической установке - директора НИИ-8 (в настоящее время НИКИЭТ) Н.Доллежаля.

В начале 1953 года работы по созданию АПЛ развернулись полным ходом. Вот как вспоминал об этом академик А.Александров: “Тогда была довольно сложная обстановка. Мы, атомщики, не имели каких-либо твердых представлений насчет того, какую двигательную установку создать для этого корабля. Возник ряд совершенно новых вопросов, во главе их - требование очень высокой автономности корабля, создание совершенно новых средств обеспечения обитаемости... С созданием новой двигательной установки возникла и масса новых проблем... Поначалу обстановка была такая. Мы договорились с В.Перегудовым о примерных размерах энергетической установки, о ее мощности и относительно метацентрической высоты, хотя ни один из нас не имел понятия, какое оборудование там будет стоять... В это время возникла идея, ранее уже существовавшая, относительно возможности создания реактора с водяным замедлителем, работающего на сильно обогащенном урановом топливе, и за эту разработку мы также взялись. Первые шаги быстро привели к тому, что она опередила все остальные, и именно по этой линии начал развиваться проект”.

Таким образом, для реактора первой АПЛ была выбрана двухконтурная схема (вода под давлением в первом контуре и паротурбинный цикл с парогенераторами - во втором) с водо-водяным реактором. Такой тип реактора был разработан сотрудниками

ЛИПАНа С.Фейнбергом и Г.Батем в конце 1940-х годов. Причем в лодку решили поместить два реактора. “Дело в том, - рассказывал позднее А.Александров, - что перегрев пара, с одной стороны, а с другой - очень компактное решение собственно реактора, гораздо более компактное, чем у американцев, дали возможность поместить в лодку два реактора. Мы к этому стремились, чтобы новую технику как-то задублировать, так как было неизвестно, как все это будет работать”.

Разработка ядерной установки была сопряжена с проведением большого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что потребовало создания мощной экспериментальной базы. В апреле 1952 года в

ЛИПАНе был введен исследовательский реактор РФТ, на котором проводились исследования твэлов и конструкционных материалов для корабельных ядерных установок, а также отрабатывались конструкции топливных сборок. В июне 1953 года на построенном здесь критическом стенде ФВР была впервые создана физическая модель активной зоны водо-водяного реактора и проведены нейтронно-физические исследования. Проблемы установки и эффективности биологической защиты реактора проверялись на реакторе ВВР-2. Помимо ЛИПАНа работы проводились в ФЭИ, ВТИ, ВИАМ, ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова, ОКБМ, на заводе №92 в Горьком и в других организациях.

Все эти работы привели к следующему этапу - сооружению наземного стенда-прототипа энергоустановки. Он был пущен в ФЭИ Обнинска в марте 1956 года и содержал в натурных лодочных габаритах и помещениях полный состав энергоустановки от реактора до турбины и линии вала. Проведенные на нем испытания дали возможность не только подтвердить правильность заложенных решений, проектных параметров и принципов компоновки, но и подготовить эксплуатационный персонал, включая личный состав (моряков).

Вот что рассказывал об этом периоде один из ближайших помощников А.Александрова по Курчатовскому институту доктор технических наук Г.Гладков, который принимал непосредственное участие в разработке первой и всех последующих атомных субмарин: “Подобных установок у нас не было. Поэтому персонал проходил стажировку на самом стенде. Ему читали лекции специалисты, которые сами проектировали и рассчитывали стенд. Эксплуатационники принимали прямое участие в монтаже и отладке систем стенда. Когда стенд начал работать, его активно осваивали. Так как на стенде было много неполадок, это дало большую тренировку всем эксплуатационникам. И команда, подготовленная на стенде, была одной из лучших за все время существования атомного флота. Одновременно учились научные сотрудники и проектанты”.

Финальным этапом в работе стало сооружение АПЛ, которое было поручено заводу №402 в городе Молотовске (ныне Северодвинск), для чего на этом предприятии был создан специальный цех №42 (руководитель - Н.Довгань). В 1954 году она была заложена на стапеле. Реакторы на лодке были смонтированы в сентябре 1956-го и через год произведен их физический пуск. В августе 1957 года лодку спустили на воду. В первом квартале 1958-го проводились достроечные работы и заводские швартовые испытания без вывода реакторов на мощность. Решением правительства для проведения государственных испытаний лодки была назначена Правительственная комиссия в составе 36 человек. Ее председателем был заместитель главкома ВМФ вице-адмирал В.Иванов, научным руководителем - А.Александров. С начала 1958 года комиссия непрерывно находилась в Северодвинске и следила за ходом подготовки лодки к эксплуатации.

Работы по выводу реакторов на мощность были начаты 17 апреля 1958 года. Ночью дежурный матрос по поручению А.Александрова записал в вахтенном журнале историческую фразу: “Впервые в Советском Союзе без угля и мазута на подводной лодке дан пар”. К концу июня 1958 года швартовые испытания атомной реакторной установки и всех систем корабля были завершены. 1 июля в присутствии главкома ВМФ С.Горшкова на лодке был поднят военно-морской флаг. Впоследствии об этом событии зампредседателя Правительственной комиссии вице-адмирал П.Котов вспоминал: “Начались приветственные речи. Выступил главком, за ним директор завода Е.Егоров. В конце своего выступления он, отмечая заслуги А.Александрова в создании первой атомной лодки, от имени коллектива завода вручил Анатолию Петровичу красный флаг подводной лодки. Мы видели, с каким волнением А.П. принял и поцеловал флаг, а в заключение со слезами на глазах произнес: “Это для меня самый дорогой подарок в жизни. Когда буду умирать, накажу семье, чтобы этот флаг положили мне в гроб”. Мы, стоящие рядом, были также взволнованы. Все эти годы флаг хранился в семье. 8 февраля 1994 года его желание было выполнено - красный флаг атомной подводной лодки К-3, созданию которой он отдал часть своей жизни, был положен в гроб Анатолию Петровичу”.

В день поднятия флага первый экипаж АПЛ во главе со своим командиром Л.Осипенко перешел на подводную лодку (до этого дня с марта 1957 года весь экипаж находился в Северодвинске и принимал участие в работах по ее созданию).

4 июля атомная субмарина К-3 вышла в море на государственные ходовые испытания. О том, как они начинались, вспоминал впоследствии вице-адмирал В.Рудаков, который еще в 1954 году был включен в офицерский состав экипажа К-3: “Первый выход в море состоялся

4 июля 1958 года. Много лет прошло с тех пор, а события тех дней помнятся отчетливо, как будто все было вчера. Из гавани на открытый рейд вышли под буксирами. Потом в район испытаний пошли под дизель-генераторами, одновременно вводя атомную энергетику... Все сознавали важность и большое значение события. В 14.30 4 июля оба реактора были на мощности 40 процентов, впервые командир ПЛ Леонид Гаврилович Осипенко дал команду включить обе турбины на винт в надводном положении. Командир пригласил нас

поочередно на мостик посмотреть незабываемое зрелище: море было на редкость спокойным, впервые подводная лодка без грохота дизелей и выхлопных газов свободно шла, используя энергию атома”.

Ходовые испытания проводились в Белом и Баренцевом морях до 1 декабря 1958 года. Затем лодка вернулась в Северодвинск для устранения выявленных при испытаниях недоработок. Между тем главные тактико-технические характеристики, заложенные в проекте, - скорость, маневренность, предельная глубина погружения - были подтверждены. После проведения ходовых испытаний Правительственная комиссия в своем заключительном акте (14 декабря 1958 года) отметила соответствие АПЛ своему назначению, определила объем необходимых ремонтных работ и приняла решение о передаче подводной лодки флоту в опытную эксплуатацию. Этот акт был утвержден постановлением правительства 17 января 1959 года.

Таким образом, возможность создания атомной подводной лодки была доказана. Причем при неполной мощности энергетики на первой АПЛ была достигнута подводная скорость, вдвое превышающая таковую у дизельных. Еще больше оказался разрыв в дальности плавания под водой - у атомных лодок он был в 60-80 раз больше. К тому же АПЛ отличалась высокой маневренностью, хорошим кондиционированием, комфортными условиями для экипажа.

Первая советская атомная субмарина, получившая название “Ленинский комсомол”, была сооружена за весьма короткий срок - шесть лет и четыре месяца, несмотря на громадное количество проблем, которые стояли перед ее создателями. Причем все проблемы были решены при почти полном отсутствии какой-либо информации из-за рубежа. Известен был только факт, что в США сооружается АПЛ “Наутилус” с некоторым опережением к нашим работам. Как выяснилось позднее, наша лодка по многим показателям (мощности, скорости, предельной глубине погружения и другим) превосходила американскую.

То, что этот успех в огромной степени - заслуга научного руководителя работ академика А.Александрова, впоследствии отмечали практически все создатели первой отечественной АПЛ. Помимо того, что он принимал личное участие в ее создании и испытаниях, ученый быстро и энергично решал огромный комплекс возникающих в ходе сооружения лодки вопросов, часто принимая на себя всю полноту ответственности. Академик Н.Хлопкин, ближайший помощник Александрова в деле создания атомного флота, его заместитель по Курчатовскому институту, в связи с этим писал: “А.П.Александров, обладая глубокими знаниями в различных областях науки и техники, огромной интуицией и высокой культурой работы и общения, очень много сделал для эффективной организации взаимодействия головных участников создания корабля. Он нашел такие формы взаимодействия Военно-морского флота, промышленности, конструкторских бюро, научных учреждений, которые создали творческую атмосферу и способствовали слаженности в работе”.

Важную роль сыграло и Министерство среднего машиностроения (будущий Минатом), которое было заказчиком этого проекта. Оно создало в конструкторских бюро, на научных предприятиях и заводах специальные подразделения, ведущие работы по морской тематике, а также организовало межотраслевое взаимодействие всей многоплановой работы между ВМФ, Минсудпромом, Миноборонпромом, Академией наук и другими ведомствами. При Минсредмаше был организован Межведомственный совет, где регулярно обсуждались планы работ и их обеспечение.

Введение в строй первой АПЛ стало крупнейшим достижением научно-технического прогресса СССР в области создания новой морской военной техники, благодаря чему США неожиданно для себя (как и в 1949 году после испытаний первой советской ядерной бомбы) были лишены монопольного положения в использовании подобной техники.

Создание лодки “Ленинский комсомол” было первым (и самым сложным) этапом в развитии атомного подводного флота нашей страны. Успех в этом деле позволил перейти к массовому строительству АПЛ первого и последующих поколений. При этом многие решения, найденные при ее разработке, - корпусный реактор, герметичный первый контур, прямоточные парогенераторы, перегретый пар во втором контуре, бессальниковые насосы - оказались очень удачными и использовались в последующих поколениях атомных субмарин.

За создание первой атомной подводной лодки ряду ученых и конструкторов во главе с А.Александровым в 1959 году была присуждена Ленинская премия. В том же году весь ее экипаж был отмечен государственными наградами, а ее первый командир Л.Осипенко удостоен звания Героя Советского Союза.

“Ленинский комсомол” без малого 30 лет нес боевую службу на Северном флоте. В 1962 году лодка впервые в истории нашего флота совершила плавание подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса, где подводники водрузили Государственный флаг СССР. За этот поход звание Героя Советского Союза было присвоено руководителю похода контр-адмиралу А.Петелину, командиру лодки Л.Жильцову и инженеру-механику Р.Петелину. Выведенная из эксплуатации в конце 80-х годов прошлого века, эта лодка остается уникальным примером техники, созданной отечественной наукой и промышленностью. Именно поэтому (и этот вопрос уже давно обсуждается) она должна быть сохранена в качестве музея и памятника ее создателям.

Наталья КНЯЗЬКАЯ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник РНЦ “Курчатовский институт”




Неполное погружение


Среди сотрудников РНЦ “Курчатовский институт” есть человек, участвовавший в первых походах К-3. Сегодня Ренат Гудимов - заместитель начальника Отдела системного анализа радиационных проблем ядерной энергетики Института ядерных реакторов.


- В своей “прошлой жизни”, - рассказывает Ренат Семенович, - я был капитаном I ранга, работал в аппарате главнокомандующего ВМФ и занимался вопросами боевой подготовки экипажей атомных подводных лодок. Это была завершающая часть моей военной биографии. А начиналась она так: в 1952 году, окончив школу, я по комсомольскому набору поступил в Севастопольское училище подводного плавания. Вскоре наш паросиловой факультет перевели в Ленинград, в Высшее военно-морское училище им. Ф.Э.Дзержинского. Там я получил задание подготовить странную для того времени дипломную работу по теме “Разработка атомной силовой установки для крейсеров”. Такой тематики тогда вообще не было! По окончании училища я попросился на Северный флот и был назначен в Кронштадтскую военно-морскую базу на паросиловой корабль постройки 1894 года “Красное знамя”.

- А как вы попали на подводную лодку?

- В 1958 году меня направили в бригаду подлодок. На военно-медицинской комиссии почему-то проверяли мою пригодность на службу в условиях повышенной радиации. Тогда это было удивительно. Председатель комиссии рекомендовал мне записывать все радиационные дозы, которые я буду получать в течение жизни. Я тогда, кстати, не придал этому никакого значения. А месяц спустя получил предписание прибыть в Москву во флотский полуэкипаж, откуда меня послали в Обнинск, в учебный центр ВМФ, который готовил экипажи атомных ПЛ. Таких лодок еще не было, первая только проходила швартовые испытания.

Назначен я был в 8-й экипаж, командиром турбинной группы. Этой лодки тоже не существовало, был только ее проект. Первый экипаж сформировали еще в 1954 году, и его состав стажировался где только мог: на промышленных предприятиях, на дизельных подводных лодках. Прежде чем нас допустили к работе на натурном стенде в Обнинске, мы прошли опрос у руководителей служб экспериментального стенда. Я сдавал экзамены Александрову и Лейпунскому!

К моменту, когда завершились испытания первой атомной подводной лодки, которую назвали К-3, а впоследствии - “Ленинский комсомол”, большинство членов готовившегося для нее экипажа по состоянию здоровья или по возрасту были переведены на другие корабли. Тогда на нее стали назначать тех офицеров, которые проходили обучение в Обнинске. А командиром К-3 в 1955 году назначили Леонида Осипенко, участника войны, одного из лучших подводников Тихоокеанского флота. Он командовал АПЛ “Ленинский комсомол” до конца 1960 года.

- Расскажите, пожалуйста, об этой лодке подробнее.

- Экипаж состоял из 70 человек, подлодка имела две энергетические установки, турбины, каждая мощностью по 40 тыс. л. с., два реактора мощностью по 60 МВт. Лодка развивала скорость 25 узлов, имела неограниченный радиус плавания и автономность порядка 30-35 дней.

Реактор, созданный в Лаборатории измерительных приборов Академии наук (ЛИПАН), показал себя очень надежным.Технический замысел был хорош, но из-за низкого качества конструкционных материалов возникало много дефектов. Например, под действием нейтронных потоков рассыпались стержни автоматического регулирования. Выделялись гелий, водород, оболочки раздувались, и нижние навески стержней автоматического регулирования падали в канал активной зоны, нарушались характеристики стержней. Трубки парогенераторов подвергались межкристаллитной коррозии, вода первого контура попадала во второй контур и далее, через главный конденсатор, в отсеки лодки. Парогенераторы приходилось часто менять. Отсекалась часть генераторов, то есть использовалась уже не та мощность, которая была заложена в проекте.

Влияли ли поломки на здоровье членов экипажа - неизвестно! После похода их укладывали в госпиталь, обследовали, но ничего не говорили.

За два года, прошедшие после подписания акта приемки корабля флотом, лодка из-за технических неисправностей была в море не более 45 суток. Вообще, в то время состояние ремонтной базы и технические характеристики позволяли этой ПЛ находиться в море примерно 20% времени своей эксплуатации. Остальное время она находилась в ремонтах, отстаивалась на базах. У американцев этот коэффициент был порядка 80% - за счет быстрого ремонта, да и изначально техника у них была неплохой.

Стабильной работы нам удалось добиться только спустя десятилетия - по мере совершенствования материалов. Реакторы стали меньше течь, и были найдены режимы, которые позволяли поддерживать высокое качество воды первого и второго контуров. В общем, все недостатки были постепенно ликвидированы.

Во второй половине 1960-х годов ВМФ СССР сравнялся с ВМС США по количеству атомных подводных лодок, хотя их постройкой занимались только три завода в Северодвинске, Горьком и Комсомольске-на-Амуре, в то время как в США было семь верфей. Через 10 лет был достигнут и качественный паритет. Были очень неплохими и скоростные характеристики. Правда, первые отечественные атомные подлодки уступали американским в скрытности. Но главным достоинством наших лодок первого поколения были два реактора, разработанные в ЛИПАН.

Светлана КОВАЛЕВА


[ Поиск. Газета научного сообщества, 19 февраля 2009 http://www.poisknews.ru/2009/02/19/obekt_627.html ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

АПЛ К-3

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Март 2009 07:03

Отслужила?

Из-за начавшегося финансового кризиса у государства нет средств на переоборудование первой советской атомной подводной лодки «Ленинский Комсомол» в плавучий музей. Для этого требуется порядка 500 миллионов рублей. Потому, поговаривают, К-3 в ближайшее время утилизируют…

Эта информация, появившаяся как раз в канун юбилейной даты, взбудоражила снежногорцев. Ровно пятьдесят лет назад, 12 марта, легендарная субмарина была включена в состав 206-й отдельной бригады Северного флота. «Как можно резать свою историю?! Неужели ничего больше нельзя сделать?» - возмущаются работники снежногорского судоремонтного завода «Нерпа».

«Ленинский Комсомол» был выведен из боевого состава Северного флота в 1991 году. После этого подлодку не раз пытались отправить на металлолом. Против выступали ветераны-подводники, корабелы «Севмаша», на верфи которого была заложена субмарина, судоремонтники «Нерпы», где сейчас находится АПЛ. Да и общественность тоже негодовала: резать К-3 на иголки - преступление!

В феврале 2004 года на правительственном уровне было решено переоборудовать К-3 в плавучий музей. Планировалось установить «Ленинский Комсомол» на вечную стоянку рядом с «Авророй» в Санкт-Петербурге. Но воз и ныне там. Точнее, в Снежногорске.

Правда, само «атомное сердце» АПЛ находится на полигоне длительного хранения в Сайда-губе, а вот корпус подлодки - уже четвертый год в цехе верфи «Нерпы». Сюда его перевели, чтобы не мешал работе на акватории завода.

На наш вопрос о скорой утилизации субмарины в пресс-службе ВМФ ответили, что такой информацией не владеют. Мол, подлодка выведена из боевого состава флота и за ее будущее теперь отвечают другие структуры. Пока К-3 обслуживают моряки отдельного дивизиона Кольской флотилии разнородных сил СФ. Но на балансе Северного флота этот «объект», как теперь называют «Ленинский Комсомол», уже не стоит. Он - в ведении Министерства обороны. Правда, как пояснил представитель военного ведомства, если решение о переоборудовании подлодки в плавучий музей не будет подтверждено, то ее утилизируют. Другого выхода силовики не видят.

Правда, как нам удалось выяснить, в госзаказе на нынешний год никаких средств на утилизацию не выделено. Похоже, что информация, так взбудоражившая снежногорцев, - очередной слух. Однако, руководство «Нерпы» не может добиться от военного ведомства конкретного ответа, что делать с подлодкой. Отправить АПЛ на металлолом у судоремонтников рука не поднимается. Да и для этого необходимо решение ее владельца. Пока такого указания из Москвы не приходило.

А пока корабелам «Нерпы» приходится мириться с тем, что корпус К-3 занимает довольно значительную часть площади самого крупного производственного участка предприятия. Конечно, руководство завода пытается решить вопрос о финансировании работ по созданию музея первой атомной подлодки. Но… ни на оборудование экспозиции, ни на подготовку согласованного с мэрией Санкт-Петербурга места вечной стоянки у Литейного моста средств нет.

Вот и стоит в забвении легендарный корабль в ожидании судьбоносного решения - быть или не быть.


Татьяна АБРАМОВА
Опубликовано: "Мурманский вестник" от 12.03.2009
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=20090312528
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: АПЛ К-3

Сообщение Иван Кукушкин » 19 Май 2009 18:52

 100348.jpg
Фото #100348
Репродукция картины «Ленинский комсомол на Северном полюсе»
Описание: Репродукция картины «Ленинский комсомол на Северном полюсе» работы художника В. Саморезова из собрания Центрального Военно-Морского музея в Ленинграде.
Место: Россия, Ленинград
Дата события: 01.01.1970
Автор: Юрий Каплун, STF
Источник: РИА Новости
Оригинал: 6х9 негатив
Дата поступления: 22.04.2005
Архивный номер: RIA05-050937, А70-8148

[ visualrian.ru http://visualrian.ru/images/item/100348 ]
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Флотские байки

Сообщение Bills Bons » 21 Май 2009 20:48

Возможно,что расскрою сейчас одну государственную тайну про данную АПЛ.Мой,очень и очень хороший многолетний товарищ и друг-Виктор Евдокимов,служил на КСФ срочную службу матросом-химиком на данной АПЛ в конце 60-х или в 70-х гг.Тогда,данная АПЛ принимала участие в урегулирование военного конфликта в Египте на Средиземном море.В.Евдокимов,совместно с группой офицеров АПЛ,используя ПЗРК,сбили тогда там чужой боевой вертолет.Где (с лодки или на земле-не знаю,точнее,со слов Виктора,не помню),как потом выяснилось,в вертолете находилось около 20 американских военных советников (инструкторов).За это,в Москве (Кремль),В.Евдокимов был награжден боевым орденом Красной Звезды...Потом,он закончил Академию МВД СССР в Ленинграде и служил в милиции г.Таллинн,ЭССР.Последняя его должность до развала СССР (по 1991-йг. включительно):начальник РОВД Вневедомственной Охраны МВД ЭССР ,района Кадриорг (б.Морской район),г.Таллинн,майор милиции.С развалом СССР и отсоединения ЭССР от России,Виктор,как и все остальные русские,работал в г.Таллинн уже не на госслужбе и без пенсии (не дослужил):частный бизнес,охранник,стройка-рабочий итп.Умер в начале 2000-х гг. от инсульта в возрасте 55 лет.Похоронен в г.Таллинн на русском православном кладбище им.Александра Невского (вход со стороны многоэтажной международной гостиницы "Олимпия").
Последний раз редактировалось Bills Bons 24 Май 2009 00:30, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: АПЛ К-3

Сообщение Bills Bons » 22 Май 2009 10:07

Про поход в Средиземное море АПЛ "К-3" я нашел в инете только это:
http://svpressa.ru/issue/news.php?id=6042
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: Флотские байки

Сообщение Bills Bons » 23 Май 2009 21:05

"...В 1969 году на Средиземное море прибыла 161-я бригада подводных лодок Северного флота под командованием капитана 1 ранга Л. Д. Чернавина - впервые для несения службы сроком на 7 месяцев. В 1973 году бригады подводных лодок Северного флота перешли на несение боевой службы в течение 13 месяцев. Первую такую бригаду возглавил капитан 1 ранга И. Н. Паргамон. Теперь на каждую нашу подводную лодку приходилось всего лишь 2-3 корабля и 15 самолетов, а на каждого подводника - 27 человек противолодочной обороны противника. Это заставило 6-й флот США действовать с оглядкой на наши развернутые силы.
В условиях разразившегося арабо- израильского конфликта бригада сразу же приступила к активным действиям по поиску ПЛАРБ и авианосцев 6-го флота США и слежению за ними. Одновременно подводные лодки Б-130 В. К. Степанова и Б-409 10. Н. Фомичева получили задачу охранения наших судов, следующих в Сирию. В обострившейся обстановке и советская 5-я эскадра подводных лодок, и 6-й флот США были приведены в повышенную боевую готовность, а наши подводные лодки получили приказ на уничтожение обнаруженных подводных лодок противника. Израиль спешно приступил к сборке своих 13 атомных бомб. В целом можно сказать, что мир был на грани войны. Но к счастью, все удалось предотвратить, и арабо-израильский конфликт не получил дальнейшего развития за пределами региона. Весомую сдерживающую роль в этом сыграли подводники 5-й эскадры.
Большое мастерство, героизм и мужество проявили подводники в тяжелейших условиях плавания на Средиземном море под руководством командиров соединений - П. Н. Романенко, О. П. Щадрича, Л. Д. Чернавина, В. А. Парамонова, В. И. Акимова, И. Н. Паргамона, В. Д. Шакуло, В. И. Хлопунова, В. А. Горохова, Б. В. Поведенка, А. А. Кузьмина, А. В. Акатова, Ю. Н. Данькова, А. М. Широченкова, Е. Г. Малькова, В. П. Ларионова, И. Н. Мохова.
В 1976 году 4-я эскадра перешла на восьмимесячный срок службы бригадами. С 1966 по 1976 год эскадра выполнила 192 похода, при этом на каждую лодку пришлось 1185 суток пребывания в субтропических условиях плавания и под постоянным воздействием противолодочных сил противника. Так ценой невероятных усилий достигались вышеприведенные цифры количества обнаружений, времени сложения и различных иных коэффициентов, по которым оценивается результативность действий субмарин..."
http://www.warships.ru/TEXT/PL/index4.htm
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: Флотские байки

Сообщение Bills Bons » 24 Май 2009 00:21

Это я напутал про принадлежность,очевидно от невнимательности,вызванной переутомлением.Приношу свои извинения.А про те события вот здесь тоже есть информация:

В этой арабо-израильской войне советские воины - летчики, зенитчики-ракетчики, моряки, другие военные специалисты еще раз доказали свою верность патриотическому и интернациональному долгу. Однако достигнуто это было тяжелым ратным трудом и человеческими жертвами. За годы войны в Египте погибли, умерли от ран и болезней 49 советских военнослужащих. Кроме того в Сирии погибли два офицера и умер от болезни один генерал.

http://www.soldat.ru/doc/casualties/book/chapter6.html
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Re: Флотские байки

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Май 2009 00:27

Bills Bons пишет:Это я напутал про принадлежность,очевидно от невнимательности, вызванной переутомлением. Приношу свои извинения. А про те события вот здесь тоже есть информация ...

В начале 70-х у меня в Египте дядя был.
Понятно - не в турпоездке :)
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Флотские байки

Сообщение Bills Bons » 24 Май 2009 00:33

Интересно.

Да,я там вверху подправил свою ошибку-изменил "египетский" на "чужой".Впредь постараюсь быть внимательнее.
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

АПЛ К-3 "Ленинский комсомол"

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Май 2009 00:39

Bills Bons пишет:Интересно.

Да,я там вверху подправил свою ошибку-изменил "египетский" на "чужой".Впредь постараюсь быть внимательнее.

Раз вопрос решен, тему очистил от споров и перенес к АПЛ 270 К-3
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

АПЛ К-3 "Ленинский комсомол"

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Декабрь 2012 17:10

"Ленинский Комсомол" - примерно с 3-й минуты.

:": OPERATION OCEAN USSR NAVY PART 1

Originally made by the Soviet Union, this propaganda film was re-released by the American C.I.A. complete with English narration. It features worldwide wargames by the modern Soviet Fleet. Men and ships of the USSR are seen launching a seaborne invasion. Various ships and MiG aircraft are shown, including submarines, rocket-firing cruisers, destroyers and battleships. Airborne refueling of Backfire nuclear bomber aircraft, and seaborne refueling and resupply of vessels is shown. Jet fighters scramble, the ship's crew performs a damage control drill, and the fleet is victorious over its adversaries.

This film is part of the Periscope Film LLC archive, one of the largest historic military, transportation, and aviation stock footage collections in the USA. Entirely film backed, this material is available for licensing in 24p HD. For more information visit http://www.PeriscopeFilm.com
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

АПЛ К-3 "Ленинский комсомол"

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Апрель 2013 10:51

Изображение
28.03.2013
Права на данный материал принадлежат Lenta.ru
http://vpk.name/news/87059_leninskii_ko ... lolom.html

«Ленинский комсомол» отправится на металлолом

Подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», первый атомный подводный корабль СССР, будет утилизирована до конца 2013 года. Как пишет газета «Известия» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, работы по разделке корабля будут произведены на заводе «Нерпа» в Мурманской области. Решение об утилизации подлодки приняла Объединенная судостроительная корпорация, которой понадобилась стапельная площадка с находящимися на ней останками К-3 для реализации другого проекта.

По словам собеседника газеты, площадка, занимаемая сейчас «Ленинским комсомолом» необходима для утилизации плавучей технической базы «Лепсе», разделка которой должна начаться весной 2014 года. На этом судне хранится около 700 отработанных урановых стержней от советских ледоколов, представляющих экологическую угрозу. Часть стержней повреждена. В случае какой-либо аварии на «Лепсе» под угрозой заражения окажутся Баренцево и Карское моря, а также половина стран Европы. Для извлечения отработанного ядерного топлива необходимо резать корпус «Лепсе».

К-3 в настоящее время разделена пополам, с подлодки снят реакторный отсек (его затопили в Карском море в 1990-х годах). В 2003 году на Морской коллегии при правительстве России было принято решение переоборудовать «Ленинский комсомол» в музей подводных сил и отбуксировать на вечную стоянку в Санкт-Петербург. Разработку проекта восстановления корабля в 2008 году доверили Санкт-Петербургскому морскому бюро машиностроения «Малахит», однако проект так и не был реализован. В частности, на восстановление подлодки не были выделены необходимые средства в размере 400-650 миллионов рублей.

На заводе «Нерпа» «Известиям» рассказали, что надеются спасти «Ленинский комсомол» от утилизации. По словам пресс-секретаря завода Ирины Анзулатовой, предприятие уже подготовило отсек, который можно установить вместо вырезанного реакторного. После соединения всех частей подлодки ее можно будет спустить на воду, где она сможет еще несколько лет ждать решения чиновников о дальнейшей судьбе. На проведение всех работ по соединению и спуску на воду «Нерпе» необходимы 50 миллионов рублей, которые предприятие намерено попытаться найти.

К-3, первая советская и третья в мире атомная подводная лодка, была построена в 1957 году и вступила в состав ВМФ СССР в июле 1958 года. Из-за того, что корабль строился в большой спешке, а также из-за новизны многих использованных технологий, корабль регулярно требовал ремонта и переделок. Нередко во время походов на лодке происходили утечки радиации; бывали случаи, когда возвращение корабля из похода ждали на пирсе машины «скорой помощи» для экипажа. В море для снижения облучения экипажа практиковалось перемешивание воздуха между отсеками.

В 1967 году во время боевого дежурства в Норвежском море в первом и втором отсеках произошел пожар, из-за которого погибли 39 человек. Корабль сумел самостоятельно вернуться на базу. В 1991 году подлодку вывели из состава ВМФ России и передали в распоряжение «Росимущества». Затем корабль перешел под контроль «Росатома» и ОСК.



Завод опроверг данные об утилизации первой советской атомной подлодки
29.03.2013 / РИА Новости

Руководство судоремонтного завода (СРЗ) "Нерпа" в Мурманской области не получало предписаний об утилизации легендарной подлодки "Ленинский комсомол" (К-3), сообщила РИА Новости в четверг глава пресс-службы предприятия Ирина Анзулатова.

В федеральных СМИ ранее появилась информация, что первую советскую атомную субмарину класса К-3 "Ленинский комсомол" планируется утилизировать до конца года по решению Объединенной судостроительной корпорации из-за отсутствия средств для ее восстановления.

На завод никаких бумаг и инструкций относительно утилизации лодки не поступало. Мы по-прежнему продолжаем искать средства — 50 миллионов рублей, — чтобы законвертовать (заварить все забортные отверстия) лодку и спустить ее на воду до лучших времен", — сказала Анзулатова.

Сейчас АПЛ занимает место на стапельной плите завода, куда в ближайшее время должны поставить плавбазу "Лепсе" для дальнейшей утилизации. По словам Анзулатовой, работы по организации инфраструктуры на стапельной плите начнутся в декабре этого года, и к этому времени судьбу лодки необходимо решить. "Мы надеемся, что средства будут найдены, вряд ли у кого-то поднимется рука подписать смертный приговор первой советской АПЛ", — добавила собеседница агентства.

К-3 заложили на заводе "Севмаш" в Северодвинске, спустили на воду в 1957 году, а в 1958 году она вошла в боевой состав Северного флота. Всего подлодка совершила 14 дальних походов и боевых служб; в 1962 году К-3 во время Арктического похода дважды пересекла Северный полюс. В сентябре 1967 года на подлодке произошел пожар, погибли 39 человек. Предполагалось, что лодка может стать музеем.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

АПЛ К-3 "Ленинский комсомол"

Сообщение Владимир Виноградов » 05 Май 2013 11:23

ПОДВОДНИКИ
На краю ядерной бездны

В 1 час 58 минут 8 сентября 1967 года в Баренцевом море на траверзе мыса Нордкап потерпела бедствие лодка К-3 «Ленинский комсомол», первенец советского атомного подводного флота. Двое суток мир стоял на пороге новой Хиросимы. Обошлось, но какой ценой -- до сих пор знают только единицы. Полковник медслужбы Игорь Аркадьевич Мазюк был участником той трагической и героической эпопеи.Осень в Заполярье наступает рано. Но в 1967 году все было иначе: в сентябре после затяжных летних дождей со снежными зарядами внезапно, как в сказке, наступило тихое и солнечное бабье лето. Сопки были сплошь обсыпаны ягодами и грибами, в озерах шел редкостный лов на опарыша форели, гольца, кумжи. В поселок Заозерный Западной Лицы (Западная Лица -- первая база советских атомных подлодок) с юга вернулись загорелые дети и жены моряков. Холостяцкий мужской дух в жилье сменился головокружительными кулинарными ароматами, запахами солений и варений, заготавливаемых впрок на долгую полярную ночь с редкими, но такими уютными и желанными праздничными застольями.Еще в июле, отметив пятилетний юбилей штурма Северного полюса, первенец атомного подводного флота лодка «Ленинский комсомол» (К-3) с полным боекомплектом на борту заступила на очередное боевое дежурство. Остававшиеся в базе лодки отрабатывали в плановом режиме курсовые задачи, трудились для науки, шлифовали организацию борьбы за живучесть (в связи с частыми в те годы утечками из парогенераторов чаще всего играли учебную тревогу «радиационная опасность»). Ничто не предвещало беды...

http://www.ogoniok.com/archive/2000/4658/31-12-15/
Последний раз редактировалось Владимир Виноградов 05 Декабрь 2014 05:41, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Владимир Виноградов
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 25 Сентябрь 2011 00:11
Откуда: Санкт-Петербург

АПЛ К-3 "Ленинский комсомол"

Сообщение Владимир Виноградов » 06 Май 2013 14:04

 apl-K3.jpg
ДВА КОРАБЛЯ - ОДНА СУДЬБА?

30 АПРЕЛЯ 2013
Официальной причиной нашего приезда на судоремонтный завод "Нерпа" было освещение конкурса профессионального мастерства среди молодых работников этого предприятия. Но журналисты - и руководство "Нерпы" это прекрасно понимало - стремились в первую очередь попасть на стапель, где в настоящее время находится первая атомная подводная лодка СССР К-3 ("Ленинский комсомол"). Давно уже ведутся разговоры о создании на ее борту музея. В Санкт-Петербургском конструкторском бюро "Малахит" даже разработан проект переоборудования субмарины в плавучую экспозицию. Тем не менее пока лодка прочно обосновалась на стапеле "Нерпы", где находится с 2006 года. И когда она покинет его, неизвестно...

http://vmnews.ru/novosti/obschestvo/201 ... dna-sud-ba
Аватара пользователя
Владимир Виноградов
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 25 Сентябрь 2011 00:11
Откуда: Санкт-Петербург

След.

Вернуться в Вооруженные силы в Арктике.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения