Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Краснознаменный Северный Флот / Флотилия СЛО.
Арктические бригады.

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение Сергей Шулинин » 05 Январь 2013 11:53

http://www.info83.ru/o-nao/naryan-mar/1 ... an-mar-vov

Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной войны

Сядейская Полина Ивановна, ученица муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Красное»
Победитель Регионального конкурса учебно-исследовательских работ «IX МАЛЫЕ АВВАКУМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Обелиск землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Открыт обелиск 9 мая 1977 года. Авторы – Борис Николаевич Сятишев и Владимир Савенков. Монумент состоит из бетона, ДВП, листового железа и эмали.

Представляет собой многогранную стелу (высотой около 3 м), укрепленную на многоступенчатом постаменте. На лицевой стороне обелиска изображен Орден Великой Отечественной войны.

Обрамляют обелиск столбы, удаленные от памятника на 1 м, соединенные между собой железными цепями [1, с. 31]. В 2008 году на средства пожертвований памятник был полностью реставрирован. Об этом сообщил нам председатель Совета депутатов МО «Приморско-Куйский сельсовет» Л.М. Чупров.

Обелиск Победы

Обелиск Победы был установлен в г. Нарьян-Маре в 1965 году. Автором памятника является инженер — строитель Олег Иванович Токмаков, надпись на обелиске и орден Отечественной войны изготовлены художником городского Дома культуры Анатолием Ивановичем Юшко. К 9 мая 2005 года орден заменили новым, изготовленным художником нарьянмарского Дома культуры Филиппом Игнатьевичем Кычиным.

В 1982 году монумент архитектурно дополнен. К бетонному постаменту, расположенному перед обелиском, подведен газ и зажжен вечный огонь. В 1985 году на постаменте была установлена чугунная решетка со звездой [1, с. 32-33].

Памятник «Подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны»

Памятник воздвигнут в феврале 2012 года в память о жителях округа, которые в годы Великой Отечественной войны сформировали несколько оленно-транспортных батальонов. Было задействовано около 10 тысяч оленей, при этом в живых осталось около тысячи. В начале 1942 года из Ненецкого округа на Карельский фронт было отправлено 6 тысяч оленей в сопровождении нескольких сот оленеводов, из которых было сформировано пять оленно-транспортных эшелонов. Важнейшими задачами являлись санитарная эвакуация раненых с полей сражений, доставка грузов, оружия и снарядов. Всего с помощью оленей с линии фронта и из глубокого тыла противника было вывезено 10142 раненых солдата. Оленные батальоны перевезли к переднему краю 8 тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов. Для оленей война завершилась в 1944 году после масштабной операции по освобождению Карелии и Мурманской области [11].

Памятник был отлит из бронзы в г. Смоленске. Автор памятника – архангельский скульптор Сергей Сюхин. Скульптура изображает бойца оленно-транспортного батальона с оленем и собакой в диске полярного солнца [7].

Памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец»

Установлен памятник в ноябре 1968 года по улице Сапрыгина у здания управления Морского порта. Проект создан группой инженеров порта под руководством Петра Яковлевича Хмельницкого. Памятник представляет собой постамент в виде пароходной рубки, на котором установлен адмиралтейский якорь. К нижней части постамента вертикально прикреплена плита из нержавеющей стали с выгравированной надписью: «ММФ Нарьян-Марский морской торговый порт экипажу б/п «Комсомолец».

Установлен в связи с трагедией, разыгравшейся в Баренцевом море 19 августа 1942 года, когда пароходы «Комсомолец» и «Комилес», принадлежавшие порту, с баржами П-3 и П-4 на буксире, возвращаясь из пос. Хабарово в порт приписки, в районе острова Матвеев были обстреляны немецкой подводной лодкой. В тот день погибло около 300 человек, в том числе и 14 членов экипажа буксирного парохода «Комсомолец» [1, с. 33].

Памятник Нарьян-Марским портовикам

Монумент сделан из алюминия, литья и бетона, открыт в 1980 году. Автором памятника является член Союза художников Александр Васильевич Рыбкин.

Монумент представляет собой округлой формы постамент, спирально поднятый в верхней части, на котором висит композиция из металла: матрос в одежде моряка гражданского флота поднимает флаг, рядом — солдат с автоматом в руке. На бетонном постаменте барельефная надпись: «Портовикам Нарьян-Мара», слева дата: «1941», справа: «1945».

В 1987 году проводились дополнительные работы по оформлению памятника. Слева и справа от него полукругом установлены 12 бетонных постаментов, с прикрепленными на них плитами. На одной из плит выгравирована надпись: «Никто не забыт – ничто не забыто», на других установлены бетонные постаменты с именами 118 портовиков, погибших в годы Великой Отечественной войны [1, с. 33-34].

Памятник «Як – 7Б», памятник «Самолет капитана Тарасова А.К.»

Первый памятник, посвященный Великой Отечественной войне, был установлен в Нарьян-Маре в 1946 году в районе Нарьян-Марского морского порта.

81740 рублей собрали в 1944 году рабочие и служащие судоверфи Нарьян-Мара на постройку самолета-истребителя «Як-7Б». В июне того же года боевой самолет-истребитель Як-7Б «Нарьян-Марский судостроитель» передали летчику Беломорской военной флотилии Алексею Кондратьевичу Тарасову, который осенью 1942 года переведён на Северный флот [6, с. 3]. Капитан Тарасов выполнил около 300 боевых вылетов, в 65 воздушных боях сбил 12 самолётов противника. 19 августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза [8].

В октябре 1946 года боевая машина была доставлена в Нарьян-Мар и отдана в качестве экспоната окружному музею (Боевой истребитель был исправном состоянии). «Як» был установлен на невысоком деревянном постаменте в городском сквере напротив морского порта. К весне 1956 года самолет героя-летчика находился в плачевном виде: на носовой части отсутствовали винт и шасси, с мотора были сорваны капоты.

В 1956 году было решено списать самолет марки Як-7Б. Его демонтировали и вывезли на свалку, но на защиту памятника встали ветераны войны. В 1957 году по инициативе общественности он был установлен у здания окружного музея [4, с. 11].

8 мая 2010 года в г. Нарьян-Маре установили памятник «Самолет капитана Тарасова А.К.». По словам главы администрации НАО Игоря Федорова «этот боевой самолет отныне является не только символом боевого истребителя, но памятником всем ветеранам войны, тем кто дожил до Победы, и тем, кто назад так и не вернулся,… это памятник тем людям, тем кто отдавал последние крохи для того, чтобы самолет «Нарьян-Марский судостроитель» взмыл в небо» [5].

Макет самолета «Як-7Б» создавали в натуральную величину под руководством московского авиаконструктора Георгия Шаркутова. Истребитель сделан из стеклопластика, с применением новейших композиционных материалов по современным технологиям. Самолёт был построен на деньги, в размере 3 млн., собранные жителями Ненецкого округа для Беломорской эскадрильи [3, с. 9]. Декоративный слой выполнен высокопрочными цветными гелькоутами, стойкими к суровым климатическим условиям Заполярья и ультрафиолетовому воздействию [8].

Здесь же, рядом с моделью самолета, располагается мотор того самого боевого самолета Як-7Б, который много лет простоял в одном из скверов морского порта, [4, с. 11].

Обелиск «Летчикам Заполярья»

Памятник «Летчикам Заполярья» был открыт в 2005 году [6, с. 26]. Памятный обелиск чествует летчиков, погибших и обретших покой на нашей северной земле. В годы войны они ценой собственных жизней осуществляли конвоирование судов, уничтожали немецкие подводные лодки, вели ледовую разведку. На территории округа в районе Тиманской тундры в годы войны разбилось 3 советских самолета. Два из них были найдены поисковой эколого-краеведческой организацией «Истоки». Это самолет СБ-2 и самолет-лодка «Каталина» [9].

Готовый монумент привезли из г. Архангельска. Эскиз был подготовлен руководителем поисковой группы РАН ЭКО «Истоки», краеведом-экологом Сергеем Вячеславовичем Козловым. Памятник выполнен из гранита «мансуровский», надписи нанесены золотой краской. Венчает памятник летящая чайка, символизирующая полярную авиацию.

На передней стороне стелы высечены имена погибших летчиков четырех самолетов, потерпевших аварии на территории округа в годы войны, а над ними — орден Отечественной войны. Внизу на передней стороне тумбы выбита надпись: «Вечная память летчикам Заполярья». На задней стороне стелы высечена информация о гибели трех экипажей. Справа и слева нанесены рисунки разбившихся самолетов. Вокруг обелиска оформлена подсветка [6, с. 26].
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение Сергей Шулинин » 05 Январь 2013 11:58

http://kp.aonb.ru/Kniga-goda-2010.html

Книга года-2010

X ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС

Итоги IX областного конкурса "Книга года - 2010" были оглашены на церемонии награждения лауреатов и номинантов 26 апреля 2011 года в областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова.

...Номинация "Память Великой Войны"

Сухановский А. Ф. Стальное поколение. – Архангельск : СК - Россия, 2010. – 490 с. : ил.

В этой книге память о войне запечатлена глазами трёх поколений россиян. Фронтовики, живущие ныне в Сибири, рассказали о том, что запомнили, увидели, пережили. Горькая солдатская правда, без прикрас. Благодаря создателям книги, читатели могут посмотреть на лица тех, кто выстоял. Рисунки детей позволяют сильнее ощутить связь времен и поколений. Вечная память павшим. Земной поклон живым.

Канев Ю. В. Оленная армия. – Нарьян-Мар, 2010 (Тип. № 2). – 264 с. : ил.

Книга рассказывает об участии в боевых действиях Великой Отечественной войны воинов-оленеводов. В исследовании прослежен боевой путь оленно-лыжных и оленно-транспортных частей Карельского фронта с момента их формирования осенью 1941 года до возвращения бойцов и оленей в Ненецкий округ летом 1947 года. Книга включает в себя воспоминания ветеранов войны и интересные фотоматериалы.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение Сергей Шулинин » 05 Январь 2013 12:00

Журнал «Северный просторы», 1985, № 3, стр. 30.

Упряжки мчались к передовой.

В файле текст и графическая копия.

Упряжки мчались к передовой.doc [1.01 МБ Скачиваний: 744]
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение Сергей Шулинин » 05 Январь 2013 12:14

Фото разные.

 1307350706_oleni-v-armii-2_cr.jpg


 post-6261-1260270808.jpg


 ____2_1.jpg


 _2.jpg


 _1.jpg
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение Сергей Шулинин » 05 Январь 2013 12:14

Постановление ГКО № ГКО-930с от 20 ноября 1041 г. Скан с http://www.soldat.ru

 0930-1.jpg
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение Сергей Шулинин » 05 Январь 2013 12:26

Теперь вернусь к Константину Симонову. Я надеюсь, форумчане знают о нем. Начну с конца истории.

Газета "Красная звезда", 13 мая 1942 г., статья "Солдатский юбилей", автор К. Симонов.

gazeta-krasnaya-zvezda-110-13-05-1942.pdf [6 МБ Скачиваний: 759]


 gazeta-krasnaya-zvezda-110-13-05-1942_Страница_1.jpg


 gazeta-krasnaya-zvezda-110-13-05-1942_Страница_3.jpg


 ClipBoard-1.jpg


 ClipBoard-1-1.jpg


Последнее - часть текста статьи. В собрании сочинений К.Симнова есть данная статья, но под названием "Юбилей" и похожий текст: "...Ягель островками выглядывает из-под снега, похожий на позеленевшее серебро. Наклонив ветвистые головы, его жуют олени. Рядом с легкими нартами, посасывая трубки, стоят погонщики-ненцы, приехавшие сюда с Ямала. У них скуластые коричневые лица и невозмутимое спокойствие людей, всю жизнь проживших на севере..."

Юбилей.doc [52.5 КБ Скачиваний: 590]
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение ЧАЙКА СВ » 26 Февраль 2013 12:56

Начало большого пути

Исследование известного в НАО краеведа Юрия Канева о том, как формировались и принимали участие в боях оленно-лыжные и оленно-транспортные батальоны, уже получило заслуженную и высокую оценку. Общественная премия архангельской Добролюбовской библиотеки и почетное звание «Книга года-2010» в спецноминации «Память Великой войны» стоят дорогого.

В преддверии славной даты, очередной годовщины со дня основания РККА - Рабоче-крестьянской Красной армии - нельзя пройти мимо этой замечательной книги. Хотя бы потому, что, на мой взгляд, исследование Юрия Викторовича может и должно быть продолжено.

А новое издание могло бы стать основой для образовательной региональной компоненты в школах НАО. Невозможно не согласиться с тем, что лучший путь патриотического воспитания - это сохранение и возрождение памяти о родных и близких людях. Возможно, любовь к отеческим гробам - это и есть любовь к Родине, что к малой, что к большой.

Мы и они

Исследование Юрия Канева основано на архивных материалах, многие из которых впервые представлены на суд читателя. Ранее о том, что в округе проходило формирование оленных подразделений для участия в боевых действиях, можно было узнать из сборника «Сквозь вьюги лет». Однако подробную рельефную осязаемую картину происшедшего удалось создать лишь автору «Оленной армии», что лишний раз подтверждает поэтическую истину: «Большое видится на расстоянии».

Как же удалось Каневу приблизить историю? Конечно, в первую очередь этому способствовал легкий стиль письма автора книги. Причем, что немаловажно, историку удалось уйти от каких-либо субъективных привнесений. Вот как, например, глазами очевидца и участника и нашего известного земляка описан первый день войны:

«...Ранним утром 22 июня 1941 года красноармеец саперного батальона 14-й стрелковой дивизии Петр Спирихин стоял на часах у склада. В шесть часов утра с ревом, на небольшой высоте, в сторону границы прошли два краснозвездных ястребка. Сердце в груди бойца тревожно екнуло. Уже несколько недель в дивизии действовало усиление: бойцам раздали по 120 боевых пат-ронов, везде были выставлены секреты, посты и дозоры. Неподалеку замерли две полуторки со счетверенными зенитными «максимами» - немцы в последние дни до того обнаглели и стали летать так низко, что можно было достать даже картечью. В восемь утра пришел начальник караула и тихо сказал: «Война с Германией. Началось».

Вторая и очень важная особенность книги - ее стереоскопичность, война показана с двух сторон, как с нашей, советской, так и со стороны противника. Исследование, наверное, впервые в России содержит столь полную информацию о горно-егерских частях вермахта, атаковавших советское Заполярье в начале войны. Дерзкий захват и последующая двухмесячная оборона Нарвика от превосходящих англо-французских соединений, победа под Фермопилами, свастика над Олимпом, наконец, первое боевое соприкосновение с Красной армией - все это дело рук горных егерей. Кто же сумел остановить этих покорителей Европы?

«В месяц Большой темноты страшного 1941 года на бой с врагом выходила уникальная сила, даже силища. Из непролазной тайболы Коми АССР, из лешачьих дремучих лесов Лешуконии, из бескрайних ненецких тундр, с берегов матери-Печоры выходили драться «с германцем» охотники, бьющие белку в глаз, оленеводы, хозяева тысячеголовых стад, рыбаки-тысячники, молодые «ворошиловские стрелки». Кормильцы, добытчики, труженики, крепкие и сильные мужики, способные единолично победить в схватке медведя, лося и волка».

Мало кто задумывался, что произошло с оленной армией после того, как боевые задачи выполнили, а Заполярье освободили. А ведь за годы совместных боевых действий люди и олени действительно стали чем-то единым.

«Бойцы оленных транспортов прощались со своими верными пелеями со слезами на глазах... Мы стояли и смотрели им вслед: все отвоевались наши «боевые товарищи». Особенно трогает рассказ об олене Яше, в разгар боев пришедшем из тундры к защитникам Мурманска и прошедшим с ними всю войну. В 1944 году Яшку на грузовике вывезли в тундру, чтобы он вернулся к оленьей жизни, но тот не хотел разлучаться. Изо всех сил бежал за грузовиком назад, к людям.

Что дальше?

Рассказ о книге Юрия Канева был бы неполон без конкретных предложений по дальнейшей работе с материалом. Ведь ясно, что с одного раза закрыть «оленную тему» непросто. Да и тираж первого издания - 750 экземпляров - слишком ничтожен, книгу необходимо переиздать.

Прежде всего, хотелось бы предложить автору более подробно изучить экономическую подоплеку оленьего «призыва». Ведь в коллективном владении «рогатых вездеходов» насчитывалось не так уж много, стада были, в основном, частными. Как власть договаривалась с хозяевами? Как компенсировались убытки хозяйствам и частным лицам? Советская экономика времен войны пока что полна загадок. С одной стороны, реквизиции были в порядке вещей, а, с другой, существовали и неплохие компенсации, различные формы материальной поддержки семьям фронтовиков.

Во-вторых, остаются неясными детали транспортировки оленей на Карельский фронт. Первый эшелон по каким-то неизвестным причинам изменил маршрут и пошел вместо Рикасихи в Нименьгу, что стоит на Онежском взморье. А это ни много ни мало на двести километров ближе к западу. Грузили этих оленей в транспортные вагоны, как тех, что прибывали под строящийся Молотовск, или же использовались какие-то более щадящие способы доставки животных к линии фронта?

Наконец, вопрос о том, насколько эффективным было использование оленей на Карельском фронте, все еще требует дополнительного изучения. Благодаря проведенному исследованию темы становится ясно, что относительный успех советских войск в битве с врагом на Крайнем Севере стал результатом правильных выводов из уроков «зимней войны» с Финляндией 1939-1940 годов.

Если Красная армия для решения проблем снабжения войск пошла по финскому пути мобилизации оленей, то немцы делали ставку на другие способы решения транспортных проблем. В кратчайшие сроки была отстроена современная канатная дорога, а также создан особый отряд с собачьими упряжками. Вермахт не смог использовать успешный финский опыт не от хорошей жизни - оленей у саамов насчитывалось немного.

Возможно, именно выбор оленей в качестве основной тягловой силы помог Красной армии сгладить страшные последствия плохо подготовленного наступ-ления 14-й армии в конце апреля 1942 года. Тогда ее общие потери составили 15 тысяч человек, конечно, они могли быть много больше. Было бы интересно сравнить плюсы и минусы советского и германского решения проблемы транспортной доступности в условиях тундры.

Наконец, совсем нераскрытым остался и «саамский вопрос» во время войны. Пока что известно, что коренные обитатели Кольской тундры оказались разделены между Норвегией, Финляндией и СССР. Норвежские саамы хранили нейтралитет, а финские и советские схлестнулись друг с другом. Как сложились их судьбы, пока что не знает никто.

Остается надеяться, что уже в ближайшее время Юрий Канев представит новую расширенную версию истории оленной армии. И мы узнаем еще больше про это время большой мировой войны, «маленьких людей» и оленей.

Григорий Дитяте


Газета "Нарьяна-Вындер", от 26 февраля 2013 г. Ненецкий АО
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение ЧАЙКА СВ » 20 Май 2013 11:36

На сайте д. Мошкино http://mshool.3dn.ru нашел несколько фоток, но к сожалению они без описания. Есть много других интересных фото.

 999160464 сайт д. Мошкино.jpg
 130865803 сайт д. Мошкино.jpg
 334712945 сайт д. Мошкино.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение ЧАЙКА СВ » 20 Май 2013 11:44

И еще три фотки от туда же.

 734642052.jpg
 393291725.jpg
 891157954.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение ЧАЙКА СВ » 21 Май 2013 12:43

Еще несколько фоток с разных сайтов На аэродроме Военга.

 1942-3.jpg
 1942-1.jpg
 07-640x410 на аэродроме Ваенга.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Май 2013 08:17

Классные фотографии. У кого интерсно оригиналы фотографий?
Там есть фото по флоту, авиа. Ссылка на первую страницу http://mshool.3dn.ru/photo/agitmaterial ... /17-0-1102
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Май 2013 08:50

У Л.Р. Диамента :)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Май 2013 10:55

Это точно все его фото?
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Май 2013 11:18

Насчет всех, не уверен. Но олени у него есть.
Посмотреть здесь:
http://www.diament.ru/archive/aviation2.html
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Оленеводческие отряды (эшелоны) РККА

Сообщение Сергей Шулинин » 22 Май 2013 15:08

Да, у него просматривал сайт. Кое-что скачал. Но не нашел схожих с http://mshool.3dn.ru Может там и Халдеевские фото находятся? Очень похожие точно были. Слишком уж большая подборка без подписей и надписей. Кстати известное фото Халдея "Олень Яша" мы еще не выставили сюда на форум. Исправляюсь. Халдей фотографировал в разных местах, в том числе в Заполярье и Севастополе. Мне кажется, что на http://mshool.3dn.ru все вперемешку: и южная и северная морская тематика.

 03.jpg
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Пред.След.

Вернуться в Вооруженные силы в Арктике.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения