25. «Марина Раскова», пароход
Построен в 1919 г. под названием «Salisbury» («Солсбери») для судовладельческой
компании «Shawmut Steamship Co.». Вступил в строй в апреле 1919 г. и принят Государ-
ственной комиссией по судоходству США (US Shipping Board, USSB) под название «Май-
стик» (Mystic). В том же году возвращён первоначальному судовладельцу и находился у
него в эксплуатации до 1924 г., когда был продан судовладельческой компании «Юнайтед
Шип энд Коммерс» (United Ship & Commerce). С 1930 г. под именем «Мэнмайстик»
(Munmystic) принадлежал судовладельческой фирме «Мэнсон Стимшип Лайн Инкорпо-
рейтед» (Munson Steamship Lines Inc.), с 1937-го как «Ибревиль» (Iberville) ― «Уотермэн
Стимшип Компании» (Waterman Steamship Co.). В 1941 г. принят от неё Государственной
военной судоходной администрацией США (US War Shipping Administration, WSA) и пере-
именован в «Айронклэйд» (Ironclad). Под этим названием корабль участвовал и уцелел
в печально знаменитом конвое PQ-17. Лейтенант Гредуэлл, командир военизированного
английского транспорта «Айршир», спас три транспорта ― «Трубадур», «Сильвер Сворд»
и «Айронклайд», уведя их в ледяные поля. Там они были перекрашены в белый цвет и
продолжили движение к Новой Земле, вдоль берега которой дошли до места назначения.
Осенью 1942 г., два раза выходя обратно в Англию с экспортным грузом, пароход садился
на мель в различных частях Белого моря ― сначала на Молотовском рейде, а затем близ
устья р. Поной.
В конце марта 1943 г., судно было предоставлено американцами в рамках ленд-лиза
советской стороне, после чего его передали в состав Северного государственного морского
пароходства (СГМП) уже под новым именем ― «Марина Раскова».
В августе 1944 г. пароход «Марина Раскова» (экипаж 55 чел.) в охранении трех траль-
щиков, имея на борту 354 чел. военнослужащих, полярников и членов их семей, следовал
из Архангельска в Арктику для смены зимовщиков и доставки пополнения Карской воен-
но-морской базе. 12 августа в 60 милях западнее о. Белый конвой был встречен вражеской
подводной лодкой «U-365», вооруженной самонаводящимися электроторпедами. Внезап-
ность применения нового оружия дала возможность торпедировать пароход «Марина Рас-
кова», а затем эскортные корабли «Т-118» и «Т-114», подошедшие для оказания помощи
поврежденному транспорту. Третий тральщик «Т-116» принял на борт 186 человек и ушел
с ними в Хабарово. Шторм и плохая видимость затруднили спасение оставшихся людей.
Более двух недель корабли и авиация БВФ и ГУСМП продолжали поиски разбросанных
штормом в разные стороны вельботов и других спасательных средств, на которых на-
ходилось 150 чел. Самолетам удалось спасти 73 чел. Всего погибло 22 члена экипажа,
в том числе капитан В.Л. Демидов и 275 пассажиров с полярных станций, спасены 145 человек.
Координаты гибели судна по советским архивным источникам 73°21′N, 67°20′E (по
американским данным: 72º30′N, 66º00′E).
В 2014 г. останки судна были найдены экспедицией, организованной изыскательской
компанией «Фертоинг» на глубине 50 м.
30. ТЩ-114 (АМ-114 «Элкени»), тральщик
Построен в США.
Сопровождал небольшой конвой «Белое море―Диксон № 5» («БД-5»). Торпедирован
немецкой подлодкой «U-365» 12 августа 1944 г. у о. Белый в Карском море в точке с при-
мерными координатами 73°21′N, 67°20′E (по другим данным 73°21′N, 67°21′E). Командир
капитан-лейтенант И. О. Панасюк и часть членов экипажа спасены, погибли 68 человек.
31. ТЩ-118 (АМ-145 «Армада»), тральщик
Построен в США.
Сопровождал небольшой конвой «Белое море ― Диксон № 5» («БД-5»). Торпедирован
немецкой подлодкой «U-365» 11 августа 1944 г. у о. Белый в Карском море в точке с при-
мерными координатами 73°21′N, 67°20′E (по другим данным 73°21′N, 67°21′E). Командир
капитан-лейтенант С.М. Купцов и часть членов экипажа спасены, погибли 66 человек.
В 2014 г. останки судна были найдены экспедицией, организованной изыскательской
компанией «Фертоинг» на глубине 50 м.
Окороков А.В. Свод объектов подводного культурного наследия России: Часть II.М.:Институт Наследия, 2018