Документальный фильм ОГТРК "Ямал-Регион" "Внутренний конвой".
Конвой БД-5 ( 1944 )
Добавлено: 21 Сентябрь 2015 20:34
Виктор Перчук
Тральщик 116 действительно потопил немецкую п.л., но в другом районе севернее острова Диксон, но уже после того, как высадил в Хабарово всех спасенных во время трагедии пассажиров.
Конвой БД-5 ( 1944 )
Добавлено: 17 Ноябрь 2016 10:40
Татьяна Д.
Спасибо всем, кто нашел и выложил сюда историю гибели БД-5. У меня там погиб дядя моего мужа, Дельдюжов Сергей Григорьевич. Много лет его семья не знала, где и как он погиб. Не так давно кое-что узнали. А вот подробности мы смогли узнать только отсюда. Читали со слезами. Еще раз - СПАСИБО.
25. «Марина Раскова», пароход Построен в 1919 г. под названием «Salisbury» («Солсбери») для судовладельческой компании «Shawmut Steamship Co.». Вступил в строй в апреле 1919 г. и принят Государ- ственной комиссией по судоходству США (US Shipping Board, USSB) под название «Май- стик» (Mystic). В том же году возвращён первоначальному судовладельцу и находился у него в эксплуатации до 1924 г., когда был продан судовладельческой компании «Юнайтед Шип энд Коммерс» (United Ship & Commerce). С 1930 г. под именем «Мэнмайстик» (Munmystic) принадлежал судовладельческой фирме «Мэнсон Стимшип Лайн Инкорпо- рейтед» (Munson Steamship Lines Inc.), с 1937-го как «Ибревиль» (Iberville) ― «Уотермэн Стимшип Компании» (Waterman Steamship Co.). В 1941 г. принят от неё Государственной военной судоходной администрацией США (US War Shipping Administration, WSA) и пере- именован в «Айронклэйд» (Ironclad). Под этим названием корабль участвовал и уцелел в печально знаменитом конвое PQ-17. Лейтенант Гредуэлл, командир военизированного английского транспорта «Айршир», спас три транспорта ― «Трубадур», «Сильвер Сворд» и «Айронклайд», уведя их в ледяные поля. Там они были перекрашены в белый цвет и продолжили движение к Новой Земле, вдоль берега которой дошли до места назначения. Осенью 1942 г., два раза выходя обратно в Англию с экспортным грузом, пароход садился на мель в различных частях Белого моря ― сначала на Молотовском рейде, а затем близ устья р. Поной. В конце марта 1943 г., судно было предоставлено американцами в рамках ленд-лиза советской стороне, после чего его передали в состав Северного государственного морского пароходства (СГМП) уже под новым именем ― «Марина Раскова». В августе 1944 г. пароход «Марина Раскова» (экипаж 55 чел.) в охранении трех траль- щиков, имея на борту 354 чел. военнослужащих, полярников и членов их семей, следовал из Архангельска в Арктику для смены зимовщиков и доставки пополнения Карской воен- но-морской базе. 12 августа в 60 милях западнее о. Белый конвой был встречен вражеской подводной лодкой «U-365», вооруженной самонаводящимися электроторпедами. Внезап- ность применения нового оружия дала возможность торпедировать пароход «Марина Рас- кова», а затем эскортные корабли «Т-118» и «Т-114», подошедшие для оказания помощи поврежденному транспорту. Третий тральщик «Т-116» принял на борт 186 человек и ушел с ними в Хабарово. Шторм и плохая видимость затруднили спасение оставшихся людей. Более двух недель корабли и авиация БВФ и ГУСМП продолжали поиски разбросанных штормом в разные стороны вельботов и других спасательных средств, на которых на- ходилось 150 чел. Самолетам удалось спасти 73 чел. Всего погибло 22 члена экипажа, в том числе капитан В.Л. Демидов и 275 пассажиров с полярных станций, спасены 145 человек. Координаты гибели судна по советским архивным источникам 73°21′N, 67°20′E (по американским данным: 72º30′N, 66º00′E). В 2014 г. останки судна были найдены экспедицией, организованной изыскательской компанией «Фертоинг» на глубине 50 м.
30. ТЩ-114 (АМ-114 «Элкени»), тральщик Построен в США. Сопровождал небольшой конвой «Белое море―Диксон № 5» («БД-5»). Торпедирован немецкой подлодкой «U-365» 12 августа 1944 г. у о. Белый в Карском море в точке с при- мерными координатами 73°21′N, 67°20′E (по другим данным 73°21′N, 67°21′E). Командир капитан-лейтенант И. О. Панасюк и часть членов экипажа спасены, погибли 68 человек.
31. ТЩ-118 (АМ-145 «Армада»), тральщик Построен в США. Сопровождал небольшой конвой «Белое море ― Диксон № 5» («БД-5»). Торпедирован немецкой подлодкой «U-365» 11 августа 1944 г. у о. Белый в Карском море в точке с при- мерными координатами 73°21′N, 67°20′E (по другим данным 73°21′N, 67°21′E). Командир капитан-лейтенант С.М. Купцов и часть членов экипажа спасены, погибли 66 человек. В 2014 г. останки судна были найдены экспедицией, организованной изыскательской компанией «Фертоинг» на глубине 50 м.
Довольно-таки странная эта книга, с позволения сказать. Я проведу критику тех положений, относящиеся к истории конвоя БД-5, и некоторых материалов. Электронную версию я посмотрел, но решил купить книгу в бумажном виде. Дороговато, но ладно. Они несколько отличаются. Информация по "Марине Расковой" в бумажной версии начинается с с. 100, в интернет версии - с. 102. Автор книги - доктор исторических наук, первый заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва Александр Васильевич Окороков. Знаки копирайта (знак охраны авторского права) стоят как и автора книги, так и института. При прочтении тома 2 я не нашел определение, что же является объектом подводного культурного наследия России. Они является физическим объектом? Если физическим объектом, то знания о них должны быть подкреплены данными об их существовании на момент подготовки рукописи издания. Например, откуда автор точно знает, что судно "Норд", пароход "Архангельск", судно "Академик Шокальский" и пр. (назвал только несколько, статьи о которых расположены поблизости статьи о "Марине Расковой" в книге, а таких, ненайденных объектов большинство) существуют до сих пор как объекты, а не разрушены, уничтожены спустя столько лет после кораблекрушения? Они могут не сохранится как объект до наших дней. Для меня эта книга не свод объектов подводного культурного наследия России, а справочник о объектах кораблекрушений. Кстати, во втором томе не надо определение такого понятия как подводное культурное наследие России, отсутствующее в действующем законодательстве РФ. В аннотации ко второму тому сказано "Свод объектов подводного культурного наследия содержит сведения об объектах, находящихся на дне морейроссийской части Арктики и Дальнего Востока". То есть автор А.В. Окороков точно знает, что они находятся на морском дне. Наверное, он или его информанты их все посетили и видели собственными глазами. В дальнейшем я буду ссылаться на страницы бумажной версии книги. Цитаты: "Свод объектов подводного культурного наследия России представляет собой издание научно-справочного характера, призванное дать общее представление об объектах подводного культурного наследия в границах территориальных вод России". [с. 223] "...Цель работы — создание научно обоснованной базы для формирования государственного механизма учета, охраны и использования объектов подводного культурного наследия, подосновы для оценки перспективности (этапности) дальнейшего изучения того или иного объекта". [с. 7] Исходя из этого и других материалов издания можно сделать вывод, что это научное издание - научный справочник. Это также понятно исходя из перечня видов справочников в ГОСТе Р 7.0.14-2011. В соответствии с этим гостом в обсуждаемом издании присутствует такая важная составляющая справочника как аппарат справочника. Но почему-то автор издания А.В. Окороков не использует такую необходимую единицу аппарата справочника как систему ссылок. То есть из справочной статьи вообще не понятно откуда и что взято и в каком объеме. Систему ссылок можно сделать по-разному. Один вариант приведен в книге Голубева (Голубев, А. Потери корабельного состава Северного флота и гражданских ведомств на северном морском театре в период Великой отечественной войны. – СПб.: Частный военно-исторический архив, 1999. – 65 с.). Этот источник автор А.В. Окороков не включил в список использованных источников и литературы. Возможно, он с книгой Голубева не знаком. Со с. 214 начинается раздел "Использованные источники и литература". В этом разделе указаны и архивные источники. Но не все так просто. Указание на источники важны для того, чтобы в случае необходимости проверить ту или иную информацию по указанным атрибутам. Но зарождаются определенные сомнения. В списке по ЦВМА (старое название филиала Центрального архива МИнистерства обороны РФ (архив Военно-Морского Флота) в г. Гатчине) нет указаний на описи (только в одном деле .указана опись). А архивный шифр должен указываться полностью. Возможно указывать архивный шифр без описи, если подразумевается не дело по описи, а единица хранения. В тех делах АВМФ и ЦВМА, которые я просматривал, на титульном листе указан как номер дела по описи, так и номер единицы хранения. Часто такие ссылки были на архивный отдел ЦВМА, который находился Москве. Эти дела сейчас находятся в АВМФ в г. Гатчине. Архивный шифр, порядок которых сейчас принят в АВМФ, сейчас у этих дел другой. В случае отсутствия номера описи, непонятно что указано: номер дела по описи или единицы хранения. Поэтому возникнут проблемы для рядового исследователя с поиском нужного дела по данным атрибутам. Чтобы не запутаться, ЦГАНХ - это ныне РГАЭ. Интересно указание на источник из Центрального архива министерства морского флота. Его в данный момент физически не существует. Я знаю, где сейчас хранятся эти дела, но попасть туда очень-очень сложно. А если кто-то захочет найти этот архив по месту его нахождения в 2021 году хотя бы в интернете, то он не сможет его найти. То есть проверить хотя бы наличие этого источника пока представляется невозможным. У меня появилась версия откуда появились такие ссылки. Если будет время, то я проверю ее. Странно, что для такого научного справочника не так много указано источников. У меня в книге "История конвоя БД-5" указано 663 источника, а здесь в справочнике нет даже сплошной нумерации источников и надо сидеть вручную считать. У меня вышло в общем 153 источника (счет по делам и названиям литературы). Много это или мало? Ответ в большей мере субъективен. Для меня лично маловато. Интересны фотографии, размещенные во вкладке между с. 112 и 113. Особенно на первых трех страничных вкладках. Там указано, что это фото ООО "Фертоинг". Если автор книги А.В. Окороков действительно получил данные фотографии от правообладателя, то по требованию одного заключенного договора с ним (правообладателем), он (правообладатель) должен был потребовать размещения в книге определенной надписи, которая отсутствует в издании. Я думаю, какой текст этой надписи лучше пока не говорить. Если же они получили эти фотографии не от правообладателя, то мягко говоря, они были сворованы, что не украшает любое издание, тем более научное. Откуда точно получены фотографии мне как читателю неизвестно. На с. 222 указано "Фотографии-заставки к разделам предоставлены В.В. Рябиковым". Где эти фото находятся в книге непонятно и относятся ли они к обсуждаемым фото неизвестно. В интернет-версии издания есть фото размещенные со с. 225, в бумажной версии этих фото нет. Сами фото ООО "Фертоинг" сделаны в "Карской экспедиции - 2015", о которой автор в своей книге ни гу-гу. Нужны комментарии автора. Продолжение следует...
Я бы авторам посоветовал глубже знакомиться с историческими документами, а не заниматься подтасовками, передачей непроверенной информации. Где они взяли такую копию вахтенного журнала, одному автору известно. Нельзя было показать реальную копию ВЖ? Увы, Голышева ввела в заблуждение людей. Данные о том, что ее отец захоронен на о. Белом не подтверждаются. Фильм - очередной журналистский "шедевр". Но в этом кино есть и интересные кадры, особенно тех, кого уже нет с нами.
Конвой БД-5 ( 1944 )
Добавлено: 31 Январь 2021 18:43
ББК-10
Arctic.ru — специальный проект МИА «Россия сегодня», который стартовал 1 августа 2015 года при финансовой поддержке Русского географического общества. На данный момент сайт является единственным информационным проектом федерального уровня, посвященным российскому присутствию в Арктике. При этом более половины посетителей сайта — это зарубежная аудитория (более 60%). Интерес проявляют жители США, Канады, Великобритании, Китая, Индии, Германии, Франции, Норвегии, Австралии и других стран.
Конвой БД-5 ( 1944 )
Добавлено: 20 Январь 2022 20:34
ББК-10
Сергей Шулинин пишет:Довольно-таки странная эта книга, с позволения сказать. Я проведу критику тех положений, относящиеся к истории конвоя БД-5, и некоторых материалов. Электронную версию я посмотрел, но решил купить книгу в бумажном виде. Дороговато, но ладно. Они несколько отличаются. Информация по "Марине Расковой" в бумажной версии начинается с с. 100, в интернет версии - с. 102. Автор книги - доктор исторических наук, первый заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва Александр Васильевич Окороков. Знаки копирайта (знак охраны авторского права) стоят как и автора книги, так и института. При прочтении тома 2 я не нашел определение, что же является объектом подводного культурного наследия России. Они является физическим объектом? Если физическим объектом, то знания о них должны быть подкреплены данными об их существовании на момент подготовки рукописи издания. Например, откуда автор точно знает, что судно "Норд", пароход "Архангельск", судно "Академик Шокальский" и пр. (назвал только несколько, статьи о которых расположены поблизости статьи о "Марине Расковой" в книге, а таких, ненайденных объектов большинство) существуют до сих пор как объекты, а не разрушены, уничтожены спустя столько лет после кораблекрушения? Они могут не сохранится как объект до наших дней. Для меня эта книга не свод объектов подводного культурного наследия России, а справочник о объектах кораблекрушений. Кстати, во втором томе не надо определение такого понятия как подводное культурное наследие России, отсутствующее в действующем законодательстве РФ. В аннотации ко второму тому сказано "Свод объектов подводного культурного наследия содержит сведения об объектах, находящихся на дне морей российской части Арктики и Дальнего Востока". То есть автор А.В. Окороков точно знает, что они находятся на морском дне. Наверное, он или его информанты их все посетили и видели собственными глазами.
Я тоже в ступор впал случайно увидев информацию о пх "Иртыш":
. У доктора исторических наук сплошные "военно-исторические открытия"
Конвой БД-5 ( 1944 )
Добавлено: 20 Январь 2022 20:59
ББК-10
С информацией о буксире "Руслан" у автора тоже проблемы... С книгой Розенфельда "Ледяные ночи", автор явно не знаком, не говоря уже о многочисленных публикациях в центральной прессе за 1933 год. Про возвращение с ЗФИ я уж промолчу... это уже не история, а география
"Руслан" потерпел аварию неподалеку от южного мыса Шпицбергена. К российскому (советскому) сектору Арктики Шпицберген никак и никогда не относится. Включение "Руслана" в "Свод.. Часть 2." необоснованно.
Конвой БД-5 ( 1944 )
Добавлено: 21 Январь 2022 20:06
ББК-10
Сергей Шулинин пишет:Для меня эта книга не свод объектов подводного культурного наследия России, а справочник о объектах кораблекрушений. ... Продолжение следует...
Полностью согласен с С. Ш. Добавлю, что весьма "посредственный справочник". У одного "доктора наук" уже был подобный опыт. См. тему: Филология катастроф Любят наши "историко-филологические доктора" грабли
Конвой БД-5 ( 1944 )
Добавлено: 21 Январь 2022 20:23
ББК-10
Искал в "Своде..." информацию о действительно знаковом для истории Арктики ледокольном пароходе "Вайгач"... Нет такого ...
"Вайгач", ледокольный пароход И фото есть и, заметок из прессы много и, аквалангисты обследовали судно, но видно не судьба в "наследие" попасть...