SVF » 11 Ноябрь 2008 17:51
Сделал. Так сказать, пятилетку за два года.
ФРАНЦ КУРОВСКИ*
ПОДВОДНАЯ ВОЙНА
(Материалы из книги)
...22 июня 1941 г. с началом войны против Советского Союза для перекрытия советских морских коммуникаций на Балтийском море было использовано одновременно 8 подводных лодок. Кроме этих 8 лодок, еще 6 было направлено для применения в полярных водах.
Первое использование немецких подводных лодок в северных водах последовало 5.7. Бои длились до 17.7 и принесли некоторый успех. У побережья Кольского полуострова операции проводили лодки У-81 и У-652. Лодкой У-652 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Фратца 6 июля был потоплен советский брандвахтенный корабль СКР-70, в то время как брандвахтенный корабль "Бриллиант" со своей стороны 12 июля пытался артиллерийским огнем загнать лодку У-81 под воду.
С 18.7 по 6.8 лодки У-81 и У-652 вторично проводили операции у Кольского побережья, однако безуспешно.
В течение первых двадцати дней августа подлодки У-451 и У-566 находились в горле Белого моря. Около Святого Носа 10.8 лодке У-451 удалось пустить ко дну советский сторожевик СКР-29. Следующая лодочная группа была направлена в район Кольского побережья с 23.8 по 17.9. На этот раз в нее входили лодки У-451, У-566, У-571 и У-752. Старшим лейтенантом корабельной службы Шретером, командиром лодки У-752, 25.8 был уничтожен русский траулер, а через два дня торпедирован сторожевой корабль.
26.8 лодкой У-571 под командованием капитан-лейтенанта Мёльмана был торпедирован советский транспорт "Мария Ульянова".
Этим закончились первые два месяца подводной войны в русских водах...
...28 сентября 1941 г. первый союзный конвой QP-1, состоящий из 14 судов, вышел из Архангельска в Скапа-Флоу. Охрану каравана составлял английский крейсер "Лондон", доставивший британско-американскую миссию в Мурманск и теперь возвращающийся в Англию. Через день последовал первый плановый конвой PQ-1 с грузом, направляющийся в Архангельск из исландского Хвальфиорда морем. Он состоял из 10 грузовых судов и охраны: тяжелого английского крейсера "Суффолк", двух эскадренных миноносцев и противолодочной поисково-ударной группы. С этим караваном из США русским союзникам должны были отправить в первую очередь военную технику и оружие.
Так возник совершенно новый караванный маршрут, по которому отправлялись в Россию все конвои.
Сталин снова и снова просил Черчилля о поставках оружия. Исходя из этого, союзники постановили: с середины сентября 1941 г., несмотря на все трудности, направлять караваны в русский порт Мурманск (1400 морских миль) или дальше, в Архангельск (2000 миль). До конца декабря по этому пути Советами было получено 600 танков, 800 самолетов, 1400 грузовиков.
Когда немецкой воздушной разведкой был впервые замечен конвой PQ-1, возникло предположение о внезапном нападении англичан на Норвегию. Позже выяснилось, что речь шла о новом караванном пути к восточносибирским портам. Первые подводные лодки были переброшены на этот северный участок. При этом лодки группы "Улан" У-134, У-454, У-584 2.1.1942 заняли позиции в проливе южнее острова Медвежий.
Лодкой У-134 под командованием капитан-лейтенанта Шенделя был атакован конвой PQ-7. Пошел ко дну пароход "Вазиристан" водоизмещением 5135 БРТ. Остальные лодки в бои не вступали, находясь на довольно отдаленном расстоянии.
17.1.1942 г. всеми тремя лодками был атакован караван PQ-8. Лодка капитан-лейтенанта Хаклендера потопила английский пароход "Харматрис". Когда эскадренный миноносец развернулся на лодку, Хаклендер произвел выстрел по одиночной цели, в результате чего корабль потерял ход. 4 часами позже, когда проводила атаку лодка У-454, внезапно был замечен еще один эскадренный миноносец. Лодка выстрелила в "Матабеле" кормовыми торпедными аппаратами. Миноносец стал тонуть. Затем Хаклендер заметил на находившемся в значительном отделении пароходе столб взрыва. После залпа по одиночной цели судно сдетонировало взрывом 300-метровой высоты, который подтвердил загрузку его боеприпасами и взрывчатыми веществами.
При нападении на уже поврежденный крейсер "Тринидад" эсминцем охраны "Фьюри" был потоплена подлодка под командованием капитан-лейтенанта Лезе.
30 марта 1942 г. к лодкам У-209 и У-376 присоединились еще две другие. Лодкой У-76 потоплена "Индиана", лодкой У-456 - "Мэйн". Также участвовала в торпедных атаках подлодка У-435. Ею был пущен ко дну "Эфингэм".
С 8 по 24 апреля в операциях против конвоев PQ-14 и QP-10 вновь принимала участие подлодка У-435 капитан-лейтенанта Штрелова. 13 апреля были потоплены два судна конвоя QP-10.
Лодка У-209, атаковавшая конвой утром 14 апреля, была повреждена охраной конвоя. В нападении участвовали также лодки У-377, У-456 и У-376. Торпеды, выпущенные лодкой У-376, едва не задели крейсер "Эдинбург".
Тремя днями позже восточнее острова Медвежий подлодкой У-403 атакован один из транспортов конвоя PQ-14, и пароход "Эмпайер Хауард" затонул. 30 апреля подлодкам У-456 и У-88 удалось настичь конвой QP-11. В то время как У-88 производила залп "веером" 3 торпедами, была обнаружена пробоина в корпусе субмарины. У-456 под командованием капитан-лейтенанта Тайхерта двумя торпедами поразила идущий впереди "Эдинбург" (1 мая крейсер был потоплен эсминцами Z-24 и Z-25).
Атаку конвоя производили и другие субмарины, но только лодке У-251 под командованием капитан-лейтенанта Тима удалось добиться потопления транспорта из конвоя QP-11.
Конвой PQ-16 вышел из Рейкьявика 25 мая 1942 года. Это был самый оснащенный караван, направляемый в Россию, и состоящий из 35 транспортов. Для ближней охраны адмиралом Тови конвою было дополнительно выделено 4 крейсера. В тот же день в море вышел из Мурманска конвой QP-12. Конвои встретились 4 дня спустя. 24.5.1942 г. впервые были замечены немецкие подлодки. Два эсминца атаковали их глубинными бомбами. Первой добилась успеха авиация, поразившая 5 судов конвоя бомбами и авиаторпедами. 26 мая атаковали подлодки. Немецкая лодка внезапно вынырнула между двумя английскими субмаринами, составлявшими сопровождение конвоя. Пока все оборонительные мероприятия сконцентрировались на этом корабле, лодке У-703 капитан-лейтенанта Бильфельда удалось произвести выстрел. Груженный взрывчатыми материалами пароход "Сайрос" взлетел в воздух на 300-метровую высоту. На переломившемся пополам судне было убито 50 членов экипажа. Это был единственный результат атаки подлодок в эту ночь. На следующий день из конвоя PQ-16 было потоплено 4 судна силами авиации. 26 мая провела атаку подлодка У-586 капитан-лейтенанта фон дер Эш, но неудачно. Лодка была обнаружена. 31 мая конвой прибыл в Мурманск. Он не досчитался 7 судов общим водоизмещением 43.205 БРТ. Большая часть прибывшего груза состояла из 147 танков, 77 самолетов и 770 грузовиков.
27 июня 1942 г. из Рейкьявика вышел конвой PQ-17. Он состоял из 36 транспортов. Ближнему охранению под командованием контр-адмирала Гамильтона было снова выделено дополнительно 4 крейсера. Командиром конвоя был опытный капитан-командор Даудинг. Охрана каравана состояла из 6 эсминцев, 4 корветов, 3 базовых тральщиков, 4 траулеров, 2 кораблей противовоздушной обороны и 2 подлодок. Группа дальнего обнаружения под командованием адмирала Тови вышла в море из Скапа-Флоу в составе 2 крейсеров, 9 эсминцев, 2 линейных кораблей и авианосца "Викториес". Район действия этой эскадры находился от Исландии до острова Медвежий. Позже к ней присоединились еще 5 эсминцев. PQ-17 был обнаружен немецкой радиоразведкой 1.7. Лодки У-25 5 и У-408 вошли в контакт с конвоем в 60 морских милях восточнее острова Ян-Майен. Оперативным отделением Командующего Подводными Силами тотчас туда было направлено еще 2 лодки: У-334 и У-456. Командующим был отдан приказ о формировании восточнее местонахождения конвоя группы "Айстойфель" ("Ледяной Дьявол") из 6 подлодок. 2 июля 4 лодки атаковали конвой. Они были оттеснены чрезвычайно сильным охранением. Из них сохранила контакт с противником только лодка У-456 под командованием капитан-лейтенанта Тайхерта. 2.7., во второй половине дня, из Дронтхейма вышла в море немецкая боевая группа в составе "Тирпица", "Адмирала Хиппера", 4 эсминцев и 2 подводных лодок.
3.7.1942 г. подлодкой У-88 был атакован эсминец, но неудачно. Пять остальных лодок последовали за конвоем, но ни одна из них не смогла его атаковать в этот день. Первые потери конвой понес от авиации. Ею был поврежден "Вильям Хупер", который поздно ночью 4 июля был потоплен торпедным залпом лодки У-334 капитан-лейтенанта Зимона.
В этот же вечер первый лорд британского Адмиралтейства адмирал Паунд принял решение, которое принесло ужасные последствия для каравана PQ-17. Им был отдан приказ: в ожидании атаки "Тирпица" и "Адмирала Хиппера" отвести от конвоя крейсерскую группу и рассредоточить караван. Каждый транспорт теперь должен был по мере возможности добираться до Мурманска самостоятельно. Контр-адмирал Гамильтон приказал 6 эсминцам конвойного охранения примкнуть к крейсерам конвоя и отойти с ними. После ухода охранения конвоя немецкие субмарины атаковали суда. К ним присоединились самолеты боевой группы 30, которые в последующие дни потопили 8 судов и повредили еще 7 пароходов, которые были потоплены залпами подлодок. 5 июля атаковала подлодка У-88 и пустила ко дну два из этих находящихся в аварийном состоянии пароходов. У-707 потопила поврежденное бомбардировщиками судно. У-456 торпедировала "Хоному". Так удары сыпались один за другим. До прибытия последнего парохода в Мурманск 28.7.42 на счету подлодок было 16 потопленных судов каравана PQ-17 и 8 судов уничтожено авиацией. 24 потопленных судна каравана PQ-17 составили самые большие потери, которые когда-либо понес конвой на Крайнем Севере. До русских портов добралось 9 судов. В августе не было замечено ни одного проходящего каравана PQ, но несколько немецких подлодок добились еще некоторых успехов в северных водах. А именно, подлодке У-409 капитан-лейтенанта Брода удалось с помощью артиллерии потопить в Югорском проливе два буксирных парохода с лихтерами. Лодка У-601 торпедировала судно 1 августа, а 24 августа отправила на дно в Югорском проливе пароход "Куйбышев" 2332 БРТ...
...В 1942 г. боевые соединения немецких подлодок сконцентрировались в северных водах для нападения на конвои, направляющиеся в Россию.
Несколько атак совершили подлодки У-405, У-408, У-589 на конвой PQ-18. 13 сентября 1942 г. утром лодки У-405 и У-589 отправили на дно 2 парохода общим водоизмещением 10 750 БРТ. Подошедшая ночью У-457 4-торпедным залпом атаковала пароход, танкер и эсминец. Танкер "Эселтемплэ" 8992 БРТ затонул. Попадания были зарегистрированы лодкой в пароход и эсминец.
Торпедные атаки, проводившиеся с 16 по 20 сентября, существенных результатов не принесли.
Затем лодки У-251, У-255, У-403, У-592 и У-703 были брошены на разгром конвоя QP-14. 20 сентября лодкой У-435 потоплен базовый тральщик "Леда", а 23 сентября веерными залпами - пароход "Белингэм", "Оушн Воис" и танкер "Грей Рейнджер". 20 сентября У-703 торпедировала эсминец "Сомали". Окончательно он был потоплен при буксировке 24 сентября.
Охранением конвоя QP-14 были потоплены У-88 капитан-лейтенанта Бомана, У-457 и У-589.
В октябре 1942 г. к советскому северному морскому побережью была послана лодка У-592. Ею потоплен советский пароход, а 27 августа там же У-589 уничтожила вспомогательный противолодочный корабль. В августе 1942 г. лодкой У-592 капитан-лейтенанта Борма в Югорском проливе установлено минное заграждение "Пауль". Лодками У-212 и У-586 проведена разведка в районе острова Ян-Майен, а лодкой У-377 капитан-лейтенанта Кёлера высажено на остров Шпицберген метеорологическое отделение "Нусбаум" ("Ореховое дерево").
5 ноября 1942 г. четырем подлодкам удалось потопить 6 судов общим водоизмещением 29 941 БРТ, два из которых шли в конвое QP-15. В конце декабря 1942 г. в северные воды была послана еще одна лодка. Это была У-354 под командованием капитан-лейтенанта Хершлеба, атаковавшая 3 грузовых судна конвоя JW-51B. Были зарегистрированы попадания, но ни одно из судов не затонуло.
5 января 1943 г. У-354 остановила судно "Красный партизан" и потопила его. Это было одиночное судно, следовавшее в Англию. Тремя подлодками У-622, У-625 и У-255 атакован конвой JW-52. У-255 26 и 29 января пустила ко дну по судну, а 3 февраля снова производила атаку и потопила пароход США "Грейлок" 7460 БРТ из конвоя JW-53. У-255 под командованием капитан-лейтенанта Рехе 5 марта 1943 г. потопила "Игзекъютив", а 10 марта американское судно "Ричард". У-586 (командир фон дер Эш) торпедировала "Руэрто Рикан". Лодка У-657 цель не поразила.
С 20.7. по 10.8.1943 г. для нарушения советского судоходства немецкими лодками установлено в Печорском заливе несколько минных заграждений. Так, У-625 капитан-лейтенанта Бенкера устанавливает мины в районе Югорского пролива, У-601 под командованием капитан-лейтенанта Грау - у Белухи, У-629 старшего лейтенанта корабельной службы Бутса - на западном входе в Печорскую бухту и у Русского Заворота. Лодкой У-586 капитан-лейтенанта фон дер Эш мины устанавливались восточнее Печорской бухты, лодками У-212 и У-636 - у острова Колгуев, У-639-й - в Печорском заливе. На этих минах подорвалось несколько речных судов.
У-625 потопила советский вспомогательный противолодочный корабль, а лодка У-255 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Хармса -топографическое судно. У-703 старшего лейтенанта корабельных служб Брюнера торпедировала сторожевой корабль.
Операция "Вундерланд" - атака немцев на трассу Северного морского пути - была поручена лодочной группе "Викинг" в составе У-302, У-354, У-711, а позже лодок У-255 и У-601.
21 августа 1943 г. лодкой У-354 под командованием капитан-лейтенанта Хершлеба в районе порта Диксон был обнаружен небольшой конвой. Преследуя его, лодка 27 августа потопила одно судно. У-302 капитан-лейтенанта Зикеля торпедировала судно "Диксон" 2900 БРТ.
Эта операция, в ходе которой привлекались все новые и новые лодки, продолжалась до 3 ноября...
...К сентябрю 1943 года в северных водах находилось небольшое количество подводных лодок, которые потопили 2 судна. В начале октября три лодки потопили еще 2 судна. Лодка У-636 под командованием капитан-лейтенанта Хильдебранда 14 ноября установила в Югорском проливе минное заграждение и направилась в обратный путь. Находящиеся в море лодки оставались на своих полосах поиска между Шпицбергеном и островом Медвежий. Лодки У-277, У-307, У-354, У-360 и У-387 из группы "Айзенбас" должны были ожидать новые мурманские конвои. Эта группа, усиленная вскоре лодками У-636 и У-713, не обнаружила ни одного судна из конвоя JW-54A, ни проходящего западнее конвоя RA-54B. У-307, единственная, вышедшая на кратковременный контакт, была тотчас загнана под воду силами охранения. Поход для этой лодочной группы оказался безрезультатным. Только 24.12 лодкам У-277, У-387, У-354, У-716, У-957 и У-314 удалось вступить в контакт с конвоем JW-55B, но атаковать не удалось.
25 января 1944 года 10 лодок вновь созданной группы "Изегрим" приблизились к конвою JW-56A. Капитаном I ранга Петерсом, Командующим Подводными Силами Норвегии, был отдан приказ, чтобы атака производилась после наступления темноты. Одна за другой по транспортам произвели веерные залпы 5-ю торпедами 7 лодок. Однако только эсминец "Обдьюрейт" оказался торпедированным лодкой У-360 под командованием капитан-лейтенанта Бекера. Затем конвой атаковали еще три субмарины. У-278 потопила флагманский корабль конвоя "Пенелоуп Баке" 7177 БРТ. "Форт Белингэм" 7153 БРТ был поврежден атакой лодки У-360, а через 6 часов потоплен торпедным залпом У-957. У-716 под командованием старшего лейтенанта Дункельберга произвела веерный залп 3 торпедами и уничтожила "Эндрю Джи Кетен" 7200 БРТ.
В проливе между Шпицбергеном и островом Медвежий капитан I ранга Петере выставил новую группу "Вервольф" ("Оборотень"), усиленную 5 лодками. 29 января ею был обнаружен конвой JW-56B. Рой подводных лодок налетел на конвой. У-278 старшего лейтенанта корабельной службы Франце потопила эсминец "Харди". Два эсминца охранения пустили ко дну У-314. У-956 старшего лейтенанта корабельной службы Моса удалось 25 февраля 1944 года потопить британский эсминец "Махрагта". Несколькими лодками был атакован конвой RA-57. После веерного залпа 5-ю торпедами, но мимо цели, лодка старшего лейтенанта корабельной службы Ф. фон Форстнера была повреждена самолетом с авианосца "Чейзер" и обстреляна подоспевшим эсминцем "Онслот". Лодка затонула. У-739 атаковала, но неудачно эсминец "Свифт". 4 марта У-703 старшего лейтенанта корабельной службы Брюнера потопила "Эмпайер Турист" 7062 БРТ. Промахнулась лодка, стрелявшая по эсминцу "Милн". Самолетами "Сведфиш" с авианосца "Чейзер" были потоплены лодки У-366 и У-973, которые из-за сильного обледенения не смогли применить свои зенитные орудия. Группы "Тор" ("Торий"), "Блитц" ("Молния") и "Хамер" ("Молот"), состоявшие из 12-ти, а затем пополненные еще 5-ю субмаринами, атаковали конвои JW-58, но не достигли результата. У-355 была при этом потоплена. Под огнем с эсминца "Кеппел" нашла свой конец У-360, а У-288 была уничтожена самолетами с авианосца после того, как лодка обстреляла самолет "Сведфиш".
30.4.1944 г. лодке У-711 старшего лейтенанта корабельной службы Ланге удалось потопить "Уильям С. Сэйе" 7176 БРТ из конвоя RA-59. Все атаки лодок из группы "Донер" ("Гром") и "Кайль" были безуспешны.
Многократно производили торпедные атаки транспортов конвоя лодки У-387, У-278, У-307 и У-959, но ни одна из них не достигла цели. Лодки У-277, У-959 и У-674 были потоплены самолетами "Сведфиш" с авианосца "Фенсер". У-278, атакованная тремя самолетами, сбила 1 "Матлит" и ускользнула от бомб двух других "Сведфишей".
С норвежских баз 8 и 10 июня 1944 года вышли в море лодки группы "Мите" ("Центр"). Эти 13 лодок образовали патруль. За ними последовали частично в качестве сменных вахт еще 5 лодок. 5 июля три субмарины заменили лодки с кончавшимися запасами топлива. Из них были уничтожены У-317, У-347, У-361 и У-980.
Вышедшие из Норвегии в Атлантику РДП-лодки (с шноркелем) были потоплены самолетами, У-423, У-478, У-715 и У-1225, а 5 других лодок получили повреждения. В разгар лета 1944 года началось наступление немецких подводных сил на трассе Северного морского пути. После потопления "Шарнхорста", учитывая подавляющее превосходство союзных войск, появился приказ, запрещающий крупным немецким надводным силам выходить в море во избежание уничтожения.
Теперь подлодки направляются в Карское море. Советский конвой с ледоколом "Иосиф Сталин" и транспортами "Архангельск" и "Диксон" 5 июля 1944 г. вышел из Архангельска и беспрепятственно достиг порта Диксон. Конвой БД-1, следующий с Диксона на запад, прошел также без потерь. Немецкой радиоразведкой перехватывались радиосообщения между этими судами, и во второй половине июля 6 лодок группы "Грайф" ("Гриф") были оснащены для проведения операций на этом участке Северного морского пути. Лодка У-957 старшего лейтенанта корабельной службы Шаара вышла с базы в Хаммерфесте для проведения разведки в направлении порта Диксон. Однако ею были обнаружены только небольшие рыболовецкие суда. В конечном итоге, новым Командованием Подводных Сил Норвегии под руководством капитана 2 ранга Зурена, 2 августа 1944 г. в зону боевых действий было введено 3 лодки, а 5 августа - еще 2. Лодка У-711 капитан-лейтенанта Ланге имела на борту группу радионаблюдения "Кентман". 12 августа лодка У-365 под командованием капитан-лейтенанта Ведемайера в 60 морских милях западнее острова Белый впервые обнаружила небольшой конвой. После веерного залпа тремя торпедами пароход "Марина Раскова" потерял ход. Затем Ведемайер дал залп 5-ю торпедами по одному из трех сопровождающих судно тральщиков. ТЩ-118 пошел ко дну. Лодка отошла, легла на грунт на 60-метровой глубине, и Ведемайером был отдан приказ произвести дозарядку торпедного аппарата. Вновь поднявшись на перископную глубину, лодка дала залп по второму тральщику, который встал на якорь около торпедированного транспорта. ТЩ-114 тотчас затонул. Последний тральщик вышел из зоны поражения аварийным ходом. Ведемайер приказал произвести завершающий торпедный выстрел по тяжело нагруженному пароходу. 13 августа в 01 час. 53 мин. "Марина Раскова" затонула.
У-957, принявшая с поврежденной льдом лодки У-711 акустика радиоразведки с прибором, направилась дальше на север в сторону льдов. Несколько дней она была блокирована льдами. При приближении к берегу встретила гидрографическое судно русских "Норд". Оно было обстреляно из бортовых орудий лодки У-957 и загорелось. Несколько русских ученых были взяты в плен.
Во время одной из атак на конвой лодке У-354 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Штамера удалось 3-торпедным залпом поразить авианосец конвоя "Набоб". Штамер попытался завершить потопление авианосца 5-торпедным залпом, но торпеды прошли мимо, попав в фрегат "Бикертон", сразу же затонувший...
...В начале сентября 1944 г. северные воды, легко достижимые с норвежских военно-морских баз, стали одной из главных арен использования новых групп немецких подводных лодок.
1 сентября 1944 г. У-703 произвела несколько торпедных выстрелов по американскому сторожевому катеру "Нослэнд", пытавшемуся задержать немецкое гидрометеорологическое судно "Кединген" на восточно-гренландском побережье. Это судно должно было высадить на берег ученых для установления метеостанции. Выпущенные торпеды взорвались во льдах. В этот же день У-957 обнаружила в районе острова Белухи советский караван из 5 судов и передала сообщение об его обнаружении. Сразу же в данный район были посланы лодки У-278, У-362 и У-739, находившиеся в резерве западнее зоны действий. Из этих трех лодок 6 сентября советским рейдовым тральщиком была атакована лодка У-362 и в конечном итоге уничтожена 6-ю сериями глубинных бомб.
28 и 29 августа 1944 г. из Хаммерфеста в море вышла группа "Дакс" ("Барсук"). Она состояла из лодок У-425, У-636, У-995, У-956, У-968 и У-992. Эти 6 лодок должны были в Печорском заливе провести минно-заградительную операцию. В ночь на 2 сентября лодка У-425 установила заграждение "Дорш" ("Навага") из 10 торпедообразных мин. При обнаружении конвоя эта лодка атаковала его залпом из 2-х торпед. Торпеды цели не поразили. Следующей ночью У-956 выставила заграждение "Бут" ("Камбала"), а ночью 4 сентября лодки У-992 и У-968 - заграждение "Шпроте" ("Шпрота") и "Лаке" ("Семга") севернее острова Колгуев и мыса Канин Нос. В ночь на 5 сентября у восточного выхода из Печорской бухты лодкой У-995 было установлено минное заграждение "Херинг" ("Сельдь"), а лодкой У-636 - заграждение "Фореле" ("Форель").
9.9.1944 г., в соответствии с приказом, севернее острова Белуха встретились лодки У-739 и У-278 для проведения в последующие дни разведки до архипелага Норденшельда. Вышедшие из Хаммерфеста лодки У-711 и У-957 до 16.9 должны были достичь острова Белуха и пополнить припасы третьей лодки для ее дальнейшего пребывания в месте боевых действий. После выполнения задания капитан-лейтенант Ланге, командир лодки У-711, должен был продвигаться дальше на восток в сопровождении двух других лодок.
16.9.1944 лодки У-711 и У-957 достигли оговоренного пункта встречи. Они отыскали и обеспечили подлодку У-739. Сформированная из этих трех лодок группа "Грайф" ("Гриф") направилась дальше, на восток. Лодкой У-957 был обнаружен небольшой конвой, но из-за дрейфа льдов атаковать его не удалось.
В это время У-315 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Цолера попыталась проникнуть в Кольский фиорд для атаки линкора "Архангельск", бывший британский "Ройял Соверин", предоставленный России по ленд-лизу, но лодка не смогла преодолеть сетевое заграждение. У-313 капитан-лейтенанта Швайгера пыталась проделать подобный смелый маневр с 28 по 30 сентября, но также безуспешно.
Брошенная против конвоев JW-60 и RA-60 группа Трим" ("Ярость") в составе лодок У-278, У-312, У-425, У-737, У-921, У-956 и У-997 окружила конвой 23 сентября. Однако в этот же день караван вошел в Кольский залив. При выходе в море из Кольского залива в ночь на 30 сентября 1944 г. конвой RA-60 обошел группу "Грим", а также другую группу "Цорн" ("Гнев") в составе 12 лодок. У-310 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Лея, догнавшая конвой, атаковала его, потопив веерным залпом из 4 торпед "Эдвард X. Крокет" и "Самсуву" 14 395 БРТ. У-921 из группы "Грим" - командир старший лейтенант корабельной службы Вернер - была потоплена самолетом "Сведфиш" с конвойного авианосца "Кампаниа".
Драматический характер приняли в конце сентября 1944 г. бои в Западно-Сибирском море. Рано утром 22 сентября лодкой У-711 были замечены две дизельные лодки из сопровождения конвоя, но они исчезли в тумане, взяв курс на восток. Около 10 час. 30 мин. У-739 обнаружила долгожданный конвой. У-957 и У-711 пытались установить аварийную связь. Когда в первые минуты наступившего 23 сентября У-957 была атакована одним из транспортов конвоя, она выпустила свой последний "цауекениг" (самонаводящая торпеда с акустической головкой). Он попал в тральщик, который затонул за две минуты.
24 сентября У-739 старшего лейтенанта корабельной службы Мангольда повредила 5-зарядным залпом тральщик Т-120. Через 2 часа тральщик был потоплен торпедным залпом.
На обратном пути У-957 предприняла десантную операцию в бухте Стерлигова. У-711 и У-937 обеспечивали операцию со стороны моря. В ночь на 25 сентября на берег высадилась боевая группа. Боевой пост охранения русских был захвачен внезапно и 26 сентября разрушен. Все три лодки направились обратно в Хаммерфест, куда прибыли между 1 и 3 октября. В октябре последовала целая серия атак на конвой RA-61, не приведших к какому-либо существенному успеху. 2 ноября У-295 удалось потопить эсминец конвоя RA-61 "Маунси".
2 декабря 1944 г. У-995 и У-363 атаковали советский прибрежный конвой и У-363 потопила 2 судна. На следующий день У-1163 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Бальдуна потопила небольшой пароход "Революция" 433 БРТ.
До 31.12.1944 г. лодкой У-957 был потоплен только один небольшой корабль охранения севернее острова Кильдин, а 11.12 лодкой У-365 торпедирован британский эсминец "Кассандра". Советский пароход "Тбилиси" 7176 БРТ был торпедирован 30.12 лодкой У-956, но его удалось отбуксировать и посадить на грунт.
В январе 1945 г. была предпринята попытка атаковать при помощи немецких карликовых подводных лодок типа "Бибер" ("Бобер") в Кольском заливе линейный корабль "Архангельск". По 2 "Бибера" было установлено на борту лодок У-295, У-716 и У-739. Однако операцию пришлось прекратить из-за технических неполадок на карликовых лодках. Повторно она не проводилась. Лодки У-293, У-295, У-636, У-956, У-968 и У-997, находившиеся в прибрежных водах Кольского полуострова, вследствие интенсивного контроля с воздуха почти не атаковали. Только У-997 старшего лейтенанта корабельной службы Лемана 5-торпедным веерным залпом пустила ко дну советский эсминец "Деятельный". У-293 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Клингшпора смогла торпедировать эсминец "Разъяренный", отбуксированный затем тральщиком Т-117.
Февральская операция против конвоя JW-64 протекала безуспешно. Только лодке У-992 старшего лейтенанта корабельной службы Фальке удалось торпедировать корвет "Денбай Кэсл". 14.2 лодкой У-711 был потоплен 7200-тонный "Хорейс Грей" русского каравана ВК-3. Этот хорошо охраняемый эсминцами конвой атаковала также У-968 и уничтожила танкер "Нофджелм" 8129 БРТ. Были атакованы 3 других судна, но участь их неизвестна.
17.2.1945 г. старшему лейтенанту корабельной службы Вестфалену на лодке У-968 удалось потопить американский пароход "Томас Скотт" 7176 БРТ из конвоя RA-64, а У-711 в тот же день потопила корвет "Блюбелл". Шлюп "Ларк" был торпедирован У-968-й, но его отбуксировали в Кольский залив с пробоиной в носовой части.
Атака конвоя JW-65, охраняемого 2 авианосцами, крейсером, 19 эсминцами, фрегатами и корветами, приняла драматический оборот, когда утром 20 марта 1945 г. этот конвой в сильно разыгравшуюся метель пробирался сквозь линию подводно-лодочной группы "Хаген".
У-995 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Хеса торпедировала пароход "Орейс Бушнелл" и потопила один советский противолодочный корабль. Когда конвоем около полудня пересекалась вторая линия У-716, командир - старший лейтенант корабельной службы Тиме, потопила шлюп "Лапуинг". У-968 атаковала 7210-тонный "Томас Дональдсон", пароход затонул. У-711 и У-312 зафиксировали по пробоине на вооруженном паровом рыболовном судне. Несколько лодок группы "Фауст" ("Кулак") 21 и 22 апреля 1945 г. атаковали советский каботажный конвой РК-9 на пути Петсамо-Кола. Лодкой У-481 19 апреля было потоплено рыболовное судно и 22 апреля атакованы 2 советских эсминца, которые, однако, оказались неповрежденными.
У-997 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Лемана выходила в атаку на эсминец и сторожевой корабль, а затем в тот же день (22 апреля 1945 г.) атаковала два парохода конвоя РК-9: норвежский "Идефьорд" был поврежден, "Онега" потоплена.
У-77 пыталась уничтожить эсминец, но торпеда разорвалась, не достигнув противника. 29 апреля лодкой У-968 были выпущены две торпеды по конвою. Был потоплен британский эсминец "Гудолл".
28 и 29 апреля 1945 г. У-313, У-318, У-363, У-427, У-480, У-711, У-737, У-968, У-992 и У-997 были атакованы хорошо оснащенными союзными группами охраны конвоев с присоединившимися к ним советскими истребительными отрядами. В этих дуэлях сторожевыми кораблями 19-й конвойной группы были потоплены У-307 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Крюгера и У-286 старшего лейтенанта корабельной службы Дитриха. У-427 после залпов, произведенных по эсминцу конвоя, подверглась преследованию полдюжины кораблей противника. На лодке было зарегистрировано 678 разрывов глубинных бомб. Это оказалось наибольшим количеством бомб, сброшенных когда-либо на немецкую лодку. Субмарина ушла от преследования, как и У-313, атакованная советскими противолодочными кораблями.
4.5.1945 г. У-711 оказалась последней субмариной, пустившей ко дну в северных водах британскую плавучую базу "Блэк Вотч" и один танкер.
9 мая 1945 года гроссадмирал Дениц обратился ко всем находящимся в море подводным кораблям с последним приказом: "9 мая 0140-2026/8/к2 0 всем подводным лодкам:
Подводники!
После беспримерной героической борьбы вы сложили оружие. Самую большую жертву вы можете принести своему Отечеству сейчас, безоговорочно выполнив эти указания, что позволит избежать многочисленных жертв. Отданный с берега приказ ФТ 341/314/316/319 об отходе в Норвегию отменяется.
Ваш гроссадмирал".
* Kurowski F. Krieg unter Wasser. U-boote auf den Sieben Meeren 1939 - 1945. Diisseldorf; Wien, 1979. P. 117 - 118, 161 - 164, 238 -240, 278 - 281, 313 - 317. Перевод с немецкого И. А. Тараниной.