Конвой БД-5 ( 1944 )

Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Ноябрь 2008 03:22

Shulc пишет:Мне выслала свою статью Татьяна Анатольевна Санакина - внучка 3-й штурмана транспортного судна "Марина Раскова" Вондрухова Ивана Демьяновича. Он был участником конвоя БД-5 и остался жив. Статья интересна. Много узнал интерсного для себя. Рекомендую прочитать.

Да, очень интересно? некоторые данные впервые всплывают.

Shulc пишет:Примечания:
...
9. В начале 1943 г. п/х «Айрон Клер» был передан американским правительством советскому государству и 30 января 1943 г. был переименован в честь Марины Расковой.

Здесь ошибка:

Регистрационные данные транспорта "Мария Раскова": http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=4832#p4832

Subsequent History:
[O as SALISBURY] - 30 MUNMYSTIC - 37 IBERVILLE - 41 IRONCLAD - 44 MARINA RASKOVA


IRONCLAD никак не может звучать как «Айрон Клер»
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11084
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 08 Ноябрь 2008 03:45

Фото Вондрухова Ивана Демьяновича.

Изображение
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 10 Ноябрь 2008 16:20

Где найти статью Куровски Ф. Подводная война / Сб. Конвои.Архангельск, 1995 год? Или найти в оригинале книгу Franz Kurowski "Krieg unter wasser", где приводятся (как мне сказала) воспоминания капитана ПЛ U-365. Я не почитатель подобной литературы, но там, возможно, будет новая информация по конвою БД-5.

Как найти статью Капралова Ю.Д. в журнале "Север" (по одним данным "Трагедия в Карском море" - 1974 г., №4, по другим - Капралов Ю. Д. Конвой на Диксон // Север. 1974. №7. С. 93-103)? Последняя ссылка чаще встречается. Может есть возможность её отцифровать?
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение [ Леспромхоз ] » 10 Ноябрь 2008 20:33

Shulc пишет:Где найти статью Куровски Ф. Подводная война / Сб. Конвои.Архангельск, 1995 год? Или найти в оригинале книгу Franz Kurowski "Krieg unter wasser", где приводятся (как мне сказала) воспоминания капитана ПЛ U-365. Я не почитатель подобной литературы, но там, возможно, будет новая информация по конвою БД-5.

Как найти статью Капралова Ю.Д. в журнале "Север" (по одним данным "Трагедия в Карском море" - 1974 г., №4, по другим - Капралов Ю. Д. Конвой на Диксон // Север. 1974. №7. С. 93-103)? Последняя ссылка чаще встречается. Может есть возможность её отцифровать?

Статья Капралова напечатана в сборнике:
Капралов Ю. Д. Трагедия в Карском море // В конвоях и одиночных плаваниях. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд., 1985.
Учитывая год издания, найти книгу в Архангельске видимо не проблема.
Сборник видел в продаже в интернет-магазине, цена вопроса 400 руб.
Есть на alib.ru:
http://www.alib.ru/find2.php4?tfind=%C2+%EA%EE%ED%E2%EE%FF%F5+%E8+%EE%E4%E8%ED%EE%F7%ED%FB%F5+%EF%EB%E0%E2%E0%ED%E8%FF%F5

По поводу публикаций в журнале "Север" попробую узнать.
Журнал издается в моем городе и в "публичке" наверняка есть.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 10 Ноябрь 2008 20:47

padsee пишет:
Shulc пишет:Где найти статью Куровски Ф. Подводная война / Сб. Конвои.Архангельск, 1995 год? Или найти в оригинале книгу Franz Kurowski "Krieg unter wasser", где приводятся (как мне сказала) воспоминания капитана ПЛ U-365. Я не почитатель подобной литературы, но там, возможно, будет новая информация по конвою БД-5.

Как найти статью Капралова Ю.Д. в журнале "Север" (по одним данным "Трагедия в Карском море" - 1974 г., №4, по другим - Капралов Ю. Д. Конвой на Диксон // Север. 1974. №7. С. 93-103)? Последняя ссылка чаще встречается. Может есть возможность её отцифровать?

Статья Капралова напечатана в сборнике:
Капралов Ю. Д. Трагедия в Карском море // В конвоях и одиночных плаваниях. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд., 1985.
Учитывая год издания, найти книгу в Архангельске видимо не проблема.
Сборник видел в продаже в интернет-магазине, цена вопроса 400 руб.
Есть на alib.ru:
http://www.alib.ru/find2.php4?tfind=%C2+%EA%EE%ED%E2%EE%FF%F5+%E8+%EE%E4%E8%ED%EE%F7%ED%FB%F5+%EF%EB%E0%E2%E0%ED%E8%FF%F5

По поводу публикаций в журнале "Север" попробую узнать.
Журнал издается в моем городе и в "публичке" наверняка есть.

Книгу заказал, а то, до Архангельска мне далековато. Немца бы ещё найти. Цена вопроса от 1 до 5 евро. Только я так издалека не заказывал. Да и немецкий не знаю.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение SVF » 10 Ноябрь 2008 21:47

Shulc пишет:Где найти статью Куровски Ф. Подводная война / Сб. Конвои.Архангельск, 1995 год? Или найти в оригинале книгу Franz Kurowski "Krieg unter wasser", где приводятся (как мне сказала) воспоминания капитана ПЛ U-365. Я не почитатель подобной литературы, но там, возможно, будет новая информация по конвою БД-5.

Как найти статью Капралова Ю.Д. в журнале "Север" (по одним данным "Трагедия в Карском море" - 1974 г., №4, по другим - Капралов Ю. Д. Конвой на Диксон // Север. 1974. №7. С. 93-103)? Последняя ссылка чаще встречается. Может есть возможность её отцифровать?

Сборник "Конвои" у меня есть. Приду домой, посмотрю объем статьи. Если объем позволит, выложу сканы (дня два-три потребуется). Такой вариант годится?
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 10 Ноябрь 2008 21:52

SVF пишет:
Shulc пишет:Где найти статью Куровски Ф. Подводная война / Сб. Конвои.Архангельск, 1995 год? Или найти в оригинале книгу Franz Kurowski "Krieg unter wasser", где приводятся (как мне сказала) воспоминания капитана ПЛ U-365. Я не почитатель подобной литературы, но там, возможно, будет новая информация по конвою БД-5.

Как найти статью Капралова Ю.Д. в журнале "Север" (по одним данным "Трагедия в Карском море" - 1974 г., №4, по другим - Капралов Ю. Д. Конвой на Диксон // Север. 1974. №7. С. 93-103)? Последняя ссылка чаще встречается. Может есть возможность её отцифровать?

Сборник "Конвои" у меня есть. Приду домой, посмотрю объем статьи. Если объем позволит, выложу сканы (дня два-три потребуется). Такой вариант годится?

У меня-то и особых вариантов ответа нету. Конечно, годится. Буду с нетерпением ждать.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение SVF » 11 Ноябрь 2008 17:51

Сделал. Так сказать, пятилетку за два года.

ФРАНЦ КУРОВСКИ*
ПОДВОДНАЯ ВОЙНА
(Материалы из книги)

...22 июня 1941 г. с началом войны против Советского Союза для перекрытия советских морских коммуникаций на Балтийском море было использовано одновременно 8 подводных лодок. Кроме этих 8 лодок, еще 6 было направлено для применения в полярных водах.
Первое использование немецких подводных лодок в северных водах последовало 5.7. Бои длились до 17.7 и принесли некоторый успех. У побережья Кольского полуострова операции проводили лодки У-81 и У-652. Лодкой У-652 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Фратца 6 июля был потоплен советский брандвахтенный корабль СКР-70, в то время как брандвахтенный корабль "Бриллиант" со своей стороны 12 июля пытался артиллерийским огнем загнать лодку У-81 под воду.
С 18.7 по 6.8 лодки У-81 и У-652 вторично проводили операции у Кольского побережья, однако безуспешно.
В течение первых двадцати дней августа подлодки У-451 и У-566 находились в горле Белого моря. Около Святого Носа 10.8 лодке У-451 удалось пустить ко дну советский сторожевик СКР-29. Следующая лодочная группа была направлена в район Кольского побережья с 23.8 по 17.9. На этот раз в нее входили лодки У-451, У-566, У-571 и У-752. Старшим лейтенантом корабельной службы Шретером, командиром лодки У-752, 25.8 был уничтожен русский траулер, а через два дня торпедирован сторожевой корабль.
26.8 лодкой У-571 под командованием капитан-лейтенанта Мёльмана был торпедирован советский транспорт "Мария Ульянова".
Этим закончились первые два месяца подводной войны в русских водах...
...28 сентября 1941 г. первый союзный конвой QP-1, состоящий из 14 судов, вышел из Архангельска в Скапа-Флоу. Охрану каравана составлял английский крейсер "Лондон", доставивший британско-американскую миссию в Мурманск и теперь возвращающийся в Англию. Через день последовал первый плановый конвой PQ-1 с грузом, направляющийся в Архангельск из исландского Хвальфиорда морем. Он состоял из 10 грузовых судов и охраны: тяжелого английского крейсера "Суффолк", двух эскадренных миноносцев и противолодочной поисково-ударной группы. С этим караваном из США русским союзникам должны были отправить в первую очередь военную технику и оружие.
Так возник совершенно новый караванный маршрут, по которому отправлялись в Россию все конвои.
Сталин снова и снова просил Черчилля о поставках оружия. Исходя из этого, союзники постановили: с середины сентября 1941 г., несмотря на все трудности, направлять караваны в русский порт Мурманск (1400 морских миль) или дальше, в Архангельск (2000 миль). До конца декабря по этому пути Советами было получено 600 танков, 800 самолетов, 1400 грузовиков.
Когда немецкой воздушной разведкой был впервые замечен конвой PQ-1, возникло предположение о внезапном нападении англичан на Норвегию. Позже выяснилось, что речь шла о новом караванном пути к восточносибирским портам. Первые подводные лодки были переброшены на этот северный участок. При этом лодки группы "Улан" У-134, У-454, У-584 2.1.1942 заняли позиции в проливе южнее острова Медвежий.
Лодкой У-134 под командованием капитан-лейтенанта Шенделя был атакован конвой PQ-7. Пошел ко дну пароход "Вазиристан" водоизмещением 5135 БРТ. Остальные лодки в бои не вступали, находясь на довольно отдаленном расстоянии.
17.1.1942 г. всеми тремя лодками был атакован караван PQ-8. Лодка капитан-лейтенанта Хаклендера потопила английский пароход "Харматрис". Когда эскадренный миноносец развернулся на лодку, Хаклендер произвел выстрел по одиночной цели, в результате чего корабль потерял ход. 4 часами позже, когда проводила атаку лодка У-454, внезапно был замечен еще один эскадренный миноносец. Лодка выстрелила в "Матабеле" кормовыми торпедными аппаратами. Миноносец стал тонуть. Затем Хаклендер заметил на находившемся в значительном отделении пароходе столб взрыва. После залпа по одиночной цели судно сдетонировало взрывом 300-метровой высоты, который подтвердил загрузку его боеприпасами и взрывчатыми веществами.
При нападении на уже поврежденный крейсер "Тринидад" эсминцем охраны "Фьюри" был потоплена подлодка под командованием капитан-лейтенанта Лезе.
30 марта 1942 г. к лодкам У-209 и У-376 присоединились еще две другие. Лодкой У-76 потоплена "Индиана", лодкой У-456 - "Мэйн". Также участвовала в торпедных атаках подлодка У-435. Ею был пущен ко дну "Эфингэм".
С 8 по 24 апреля в операциях против конвоев PQ-14 и QP-10 вновь принимала участие подлодка У-435 капитан-лейтенанта Штрелова. 13 апреля были потоплены два судна конвоя QP-10.
Лодка У-209, атаковавшая конвой утром 14 апреля, была повреждена охраной конвоя. В нападении участвовали также лодки У-377, У-456 и У-376. Торпеды, выпущенные лодкой У-376, едва не задели крейсер "Эдинбург".
Тремя днями позже восточнее острова Медвежий подлодкой У-403 атакован один из транспортов конвоя PQ-14, и пароход "Эмпайер Хауард" затонул. 30 апреля подлодкам У-456 и У-88 удалось настичь конвой QP-11. В то время как У-88 производила залп "веером" 3 торпедами, была обнаружена пробоина в корпусе субмарины. У-456 под командованием капитан-лейтенанта Тайхерта двумя торпедами поразила идущий впереди "Эдинбург" (1 мая крейсер был потоплен эсминцами Z-24 и Z-25).
Атаку конвоя производили и другие субмарины, но только лодке У-251 под командованием капитан-лейтенанта Тима удалось добиться потопления транспорта из конвоя QP-11.
Конвой PQ-16 вышел из Рейкьявика 25 мая 1942 года. Это был самый оснащенный караван, направляемый в Россию, и состоящий из 35 транспортов. Для ближней охраны адмиралом Тови конвою было дополнительно выделено 4 крейсера. В тот же день в море вышел из Мурманска конвой QP-12. Конвои встретились 4 дня спустя. 24.5.1942 г. впервые были замечены немецкие подлодки. Два эсминца атаковали их глубинными бомбами. Первой добилась успеха авиация, поразившая 5 судов конвоя бомбами и авиаторпедами. 26 мая атаковали подлодки. Немецкая лодка внезапно вынырнула между двумя английскими субмаринами, составлявшими сопровождение конвоя. Пока все оборонительные мероприятия сконцентрировались на этом корабле, лодке У-703 капитан-лейтенанта Бильфельда удалось произвести выстрел. Груженный взрывчатыми материалами пароход "Сайрос" взлетел в воздух на 300-метровую высоту. На переломившемся пополам судне было убито 50 членов экипажа. Это был единственный результат атаки подлодок в эту ночь. На следующий день из конвоя PQ-16 было потоплено 4 судна силами авиации. 26 мая провела атаку подлодка У-586 капитан-лейтенанта фон дер Эш, но неудачно. Лодка была обнаружена. 31 мая конвой прибыл в Мурманск. Он не досчитался 7 судов общим водоизмещением 43.205 БРТ. Большая часть прибывшего груза состояла из 147 танков, 77 самолетов и 770 грузовиков.
27 июня 1942 г. из Рейкьявика вышел конвой PQ-17. Он состоял из 36 транспортов. Ближнему охранению под командованием контр-адмирала Гамильтона было снова выделено дополнительно 4 крейсера. Командиром конвоя был опытный капитан-командор Даудинг. Охрана каравана состояла из 6 эсминцев, 4 корветов, 3 базовых тральщиков, 4 траулеров, 2 кораблей противовоздушной обороны и 2 подлодок. Группа дальнего обнаружения под командованием адмирала Тови вышла в море из Скапа-Флоу в составе 2 крейсеров, 9 эсминцев, 2 линейных кораблей и авианосца "Викториес". Район действия этой эскадры находился от Исландии до острова Медвежий. Позже к ней присоединились еще 5 эсминцев. PQ-17 был обнаружен немецкой радиоразведкой 1.7. Лодки У-25 5 и У-408 вошли в контакт с конвоем в 60 морских милях восточнее острова Ян-Майен. Оперативным отделением Командующего Подводными Силами тотчас туда было направлено еще 2 лодки: У-334 и У-456. Командующим был отдан приказ о формировании восточнее местонахождения конвоя группы "Айстойфель" ("Ледяной Дьявол") из 6 подлодок. 2 июля 4 лодки атаковали конвой. Они были оттеснены чрезвычайно сильным охранением. Из них сохранила контакт с противником только лодка У-456 под командованием капитан-лейтенанта Тайхерта. 2.7., во второй половине дня, из Дронтхейма вышла в море немецкая боевая группа в составе "Тирпица", "Адмирала Хиппера", 4 эсминцев и 2 подводных лодок.
3.7.1942 г. подлодкой У-88 был атакован эсминец, но неудачно. Пять остальных лодок последовали за конвоем, но ни одна из них не смогла его атаковать в этот день. Первые потери конвой понес от авиации. Ею был поврежден "Вильям Хупер", который поздно ночью 4 июля был потоплен торпедным залпом лодки У-334 капитан-лейтенанта Зимона.
В этот же вечер первый лорд британского Адмиралтейства адмирал Паунд принял решение, которое принесло ужасные последствия для каравана PQ-17. Им был отдан приказ: в ожидании атаки "Тирпица" и "Адмирала Хиппера" отвести от конвоя крейсерскую группу и рассредоточить караван. Каждый транспорт теперь должен был по мере возможности добираться до Мурманска самостоятельно. Контр-адмирал Гамильтон приказал 6 эсминцам конвойного охранения примкнуть к крейсерам конвоя и отойти с ними. После ухода охранения конвоя немецкие субмарины атаковали суда. К ним присоединились самолеты боевой группы 30, которые в последующие дни потопили 8 судов и повредили еще 7 пароходов, которые были потоплены залпами подлодок. 5 июля атаковала подлодка У-88 и пустила ко дну два из этих находящихся в аварийном состоянии пароходов. У-707 потопила поврежденное бомбардировщиками судно. У-456 торпедировала "Хоному". Так удары сыпались один за другим. До прибытия последнего парохода в Мурманск 28.7.42 на счету подлодок было 16 потопленных судов каравана PQ-17 и 8 судов уничтожено авиацией. 24 потопленных судна каравана PQ-17 составили самые большие потери, которые когда-либо понес конвой на Крайнем Севере. До русских портов добралось 9 судов. В августе не было замечено ни одного проходящего каравана PQ, но несколько немецких подлодок добились еще некоторых успехов в северных водах. А именно, подлодке У-409 капитан-лейтенанта Брода удалось с помощью артиллерии потопить в Югорском проливе два буксирных парохода с лихтерами. Лодка У-601 торпедировала судно 1 августа, а 24 августа отправила на дно в Югорском проливе пароход "Куйбышев" 2332 БРТ...
...В 1942 г. боевые соединения немецких подлодок сконцентрировались в северных водах для нападения на конвои, направляющиеся в Россию.
Несколько атак совершили подлодки У-405, У-408, У-589 на конвой PQ-18. 13 сентября 1942 г. утром лодки У-405 и У-589 отправили на дно 2 парохода общим водоизмещением 10 750 БРТ. Подошедшая ночью У-457 4-торпедным залпом атаковала пароход, танкер и эсминец. Танкер "Эселтемплэ" 8992 БРТ затонул. Попадания были зарегистрированы лодкой в пароход и эсминец.
Торпедные атаки, проводившиеся с 16 по 20 сентября, существенных результатов не принесли.
Затем лодки У-251, У-255, У-403, У-592 и У-703 были брошены на разгром конвоя QP-14. 20 сентября лодкой У-435 потоплен базовый тральщик "Леда", а 23 сентября веерными залпами - пароход "Белингэм", "Оушн Воис" и танкер "Грей Рейнджер". 20 сентября У-703 торпедировала эсминец "Сомали". Окончательно он был потоплен при буксировке 24 сентября.
Охранением конвоя QP-14 были потоплены У-88 капитан-лейтенанта Бомана, У-457 и У-589.
В октябре 1942 г. к советскому северному морскому побережью была послана лодка У-592. Ею потоплен советский пароход, а 27 августа там же У-589 уничтожила вспомогательный противолодочный корабль. В августе 1942 г. лодкой У-592 капитан-лейтенанта Борма в Югорском проливе установлено минное заграждение "Пауль". Лодками У-212 и У-586 проведена разведка в районе острова Ян-Майен, а лодкой У-377 капитан-лейтенанта Кёлера высажено на остров Шпицберген метеорологическое отделение "Нусбаум" ("Ореховое дерево").
5 ноября 1942 г. четырем подлодкам удалось потопить 6 судов общим водоизмещением 29 941 БРТ, два из которых шли в конвое QP-15. В конце декабря 1942 г. в северные воды была послана еще одна лодка. Это была У-354 под командованием капитан-лейтенанта Хершлеба, атаковавшая 3 грузовых судна конвоя JW-51B. Были зарегистрированы попадания, но ни одно из судов не затонуло.
5 января 1943 г. У-354 остановила судно "Красный партизан" и потопила его. Это было одиночное судно, следовавшее в Англию. Тремя подлодками У-622, У-625 и У-255 атакован конвой JW-52. У-255 26 и 29 января пустила ко дну по судну, а 3 февраля снова производила атаку и потопила пароход США "Грейлок" 7460 БРТ из конвоя JW-53. У-255 под командованием капитан-лейтенанта Рехе 5 марта 1943 г. потопила "Игзекъютив", а 10 марта американское судно "Ричард". У-586 (командир фон дер Эш) торпедировала "Руэрто Рикан". Лодка У-657 цель не поразила.
С 20.7. по 10.8.1943 г. для нарушения советского судоходства немецкими лодками установлено в Печорском заливе несколько минных заграждений. Так, У-625 капитан-лейтенанта Бенкера устанавливает мины в районе Югорского пролива, У-601 под командованием капитан-лейтенанта Грау - у Белухи, У-629 старшего лейтенанта корабельной службы Бутса - на западном входе в Печорскую бухту и у Русского Заворота. Лодкой У-586 капитан-лейтенанта фон дер Эш мины устанавливались восточнее Печорской бухты, лодками У-212 и У-636 - у острова Колгуев, У-639-й - в Печорском заливе. На этих минах подорвалось несколько речных судов.
У-625 потопила советский вспомогательный противолодочный корабль, а лодка У-255 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Хармса -топографическое судно. У-703 старшего лейтенанта корабельных служб Брюнера торпедировала сторожевой корабль.
Операция "Вундерланд" - атака немцев на трассу Северного морского пути - была поручена лодочной группе "Викинг" в составе У-302, У-354, У-711, а позже лодок У-255 и У-601.
21 августа 1943 г. лодкой У-354 под командованием капитан-лейтенанта Хершлеба в районе порта Диксон был обнаружен небольшой конвой. Преследуя его, лодка 27 августа потопила одно судно. У-302 капитан-лейтенанта Зикеля торпедировала судно "Диксон" 2900 БРТ.
Эта операция, в ходе которой привлекались все новые и новые лодки, продолжалась до 3 ноября...
...К сентябрю 1943 года в северных водах находилось небольшое количество подводных лодок, которые потопили 2 судна. В начале октября три лодки потопили еще 2 судна. Лодка У-636 под командованием капитан-лейтенанта Хильдебранда 14 ноября установила в Югорском проливе минное заграждение и направилась в обратный путь. Находящиеся в море лодки оставались на своих полосах поиска между Шпицбергеном и островом Медвежий. Лодки У-277, У-307, У-354, У-360 и У-387 из группы "Айзенбас" должны были ожидать новые мурманские конвои. Эта группа, усиленная вскоре лодками У-636 и У-713, не обнаружила ни одного судна из конвоя JW-54A, ни проходящего западнее конвоя RA-54B. У-307, единственная, вышедшая на кратковременный контакт, была тотчас загнана под воду силами охранения. Поход для этой лодочной группы оказался безрезультатным. Только 24.12 лодкам У-277, У-387, У-354, У-716, У-957 и У-314 удалось вступить в контакт с конвоем JW-55B, но атаковать не удалось.
25 января 1944 года 10 лодок вновь созданной группы "Изегрим" приблизились к конвою JW-56A. Капитаном I ранга Петерсом, Командующим Подводными Силами Норвегии, был отдан приказ, чтобы атака производилась после наступления темноты. Одна за другой по транспортам произвели веерные залпы 5-ю торпедами 7 лодок. Однако только эсминец "Обдьюрейт" оказался торпедированным лодкой У-360 под командованием капитан-лейтенанта Бекера. Затем конвой атаковали еще три субмарины. У-278 потопила флагманский корабль конвоя "Пенелоуп Баке" 7177 БРТ. "Форт Белингэм" 7153 БРТ был поврежден атакой лодки У-360, а через 6 часов потоплен торпедным залпом У-957. У-716 под командованием старшего лейтенанта Дункельберга произвела веерный залп 3 торпедами и уничтожила "Эндрю Джи Кетен" 7200 БРТ.
В проливе между Шпицбергеном и островом Медвежий капитан I ранга Петере выставил новую группу "Вервольф" ("Оборотень"), усиленную 5 лодками. 29 января ею был обнаружен конвой JW-56B. Рой подводных лодок налетел на конвой. У-278 старшего лейтенанта корабельной службы Франце потопила эсминец "Харди". Два эсминца охранения пустили ко дну У-314. У-956 старшего лейтенанта корабельной службы Моса удалось 25 февраля 1944 года потопить британский эсминец "Махрагта". Несколькими лодками был атакован конвой RA-57. После веерного залпа 5-ю торпедами, но мимо цели, лодка старшего лейтенанта корабельной службы Ф. фон Форстнера была повреждена самолетом с авианосца "Чейзер" и обстреляна подоспевшим эсминцем "Онслот". Лодка затонула. У-739 атаковала, но неудачно эсминец "Свифт". 4 марта У-703 старшего лейтенанта корабельной службы Брюнера потопила "Эмпайер Турист" 7062 БРТ. Промахнулась лодка, стрелявшая по эсминцу "Милн". Самолетами "Сведфиш" с авианосца "Чейзер" были потоплены лодки У-366 и У-973, которые из-за сильного обледенения не смогли применить свои зенитные орудия. Группы "Тор" ("Торий"), "Блитц" ("Молния") и "Хамер" ("Молот"), состоявшие из 12-ти, а затем пополненные еще 5-ю субмаринами, атаковали конвои JW-58, но не достигли результата. У-355 была при этом потоплена. Под огнем с эсминца "Кеппел" нашла свой конец У-360, а У-288 была уничтожена самолетами с авианосца после того, как лодка обстреляла самолет "Сведфиш".
30.4.1944 г. лодке У-711 старшего лейтенанта корабельной службы Ланге удалось потопить "Уильям С. Сэйе" 7176 БРТ из конвоя RA-59. Все атаки лодок из группы "Донер" ("Гром") и "Кайль" были безуспешны.
Многократно производили торпедные атаки транспортов конвоя лодки У-387, У-278, У-307 и У-959, но ни одна из них не достигла цели. Лодки У-277, У-959 и У-674 были потоплены самолетами "Сведфиш" с авианосца "Фенсер". У-278, атакованная тремя самолетами, сбила 1 "Матлит" и ускользнула от бомб двух других "Сведфишей".
С норвежских баз 8 и 10 июня 1944 года вышли в море лодки группы "Мите" ("Центр"). Эти 13 лодок образовали патруль. За ними последовали частично в качестве сменных вахт еще 5 лодок. 5 июля три субмарины заменили лодки с кончавшимися запасами топлива. Из них были уничтожены У-317, У-347, У-361 и У-980.
Вышедшие из Норвегии в Атлантику РДП-лодки (с шноркелем) были потоплены самолетами, У-423, У-478, У-715 и У-1225, а 5 других лодок получили повреждения. В разгар лета 1944 года началось наступление немецких подводных сил на трассе Северного морского пути. После потопления "Шарнхорста", учитывая подавляющее превосходство союзных войск, появился приказ, запрещающий крупным немецким надводным силам выходить в море во избежание уничтожения.
Теперь подлодки направляются в Карское море. Советский конвой с ледоколом "Иосиф Сталин" и транспортами "Архангельск" и "Диксон" 5 июля 1944 г. вышел из Архангельска и беспрепятственно достиг порта Диксон. Конвой БД-1, следующий с Диксона на запад, прошел также без потерь. Немецкой радиоразведкой перехватывались радиосообщения между этими судами, и во второй половине июля 6 лодок группы "Грайф" ("Гриф") были оснащены для проведения операций на этом участке Северного морского пути. Лодка У-957 старшего лейтенанта корабельной службы Шаара вышла с базы в Хаммерфесте для проведения разведки в направлении порта Диксон. Однако ею были обнаружены только небольшие рыболовецкие суда. В конечном итоге, новым Командованием Подводных Сил Норвегии под руководством капитана 2 ранга Зурена, 2 августа 1944 г. в зону боевых действий было введено 3 лодки, а 5 августа - еще 2. Лодка У-711 капитан-лейтенанта Ланге имела на борту группу радионаблюдения "Кентман". 12 августа лодка У-365 под командованием капитан-лейтенанта Ведемайера в 60 морских милях западнее острова Белый впервые обнаружила небольшой конвой. После веерного залпа тремя торпедами пароход "Марина Раскова" потерял ход. Затем Ведемайер дал залп 5-ю торпедами по одному из трех сопровождающих судно тральщиков. ТЩ-118 пошел ко дну. Лодка отошла, легла на грунт на 60-метровой глубине, и Ведемайером был отдан приказ произвести дозарядку торпедного аппарата. Вновь поднявшись на перископную глубину, лодка дала залп по второму тральщику, который встал на якорь около торпедированного транспорта. ТЩ-114 тотчас затонул. Последний тральщик вышел из зоны поражения аварийным ходом. Ведемайер приказал произвести завершающий торпедный выстрел по тяжело нагруженному пароходу. 13 августа в 01 час. 53 мин. "Марина Раскова" затонула.
У-957, принявшая с поврежденной льдом лодки У-711 акустика радиоразведки с прибором, направилась дальше на север в сторону льдов. Несколько дней она была блокирована льдами. При приближении к берегу встретила гидрографическое судно русских "Норд". Оно было обстреляно из бортовых орудий лодки У-957 и загорелось. Несколько русских ученых были взяты в плен.
Во время одной из атак на конвой лодке У-354 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Штамера удалось 3-торпедным залпом поразить авианосец конвоя "Набоб". Штамер попытался завершить потопление авианосца 5-торпедным залпом, но торпеды прошли мимо, попав в фрегат "Бикертон", сразу же затонувший...
...В начале сентября 1944 г. северные воды, легко достижимые с норвежских военно-морских баз, стали одной из главных арен использования новых групп немецких подводных лодок.
1 сентября 1944 г. У-703 произвела несколько торпедных выстрелов по американскому сторожевому катеру "Нослэнд", пытавшемуся задержать немецкое гидрометеорологическое судно "Кединген" на восточно-гренландском побережье. Это судно должно было высадить на берег ученых для установления метеостанции. Выпущенные торпеды взорвались во льдах. В этот же день У-957 обнаружила в районе острова Белухи советский караван из 5 судов и передала сообщение об его обнаружении. Сразу же в данный район были посланы лодки У-278, У-362 и У-739, находившиеся в резерве западнее зоны действий. Из этих трех лодок 6 сентября советским рейдовым тральщиком была атакована лодка У-362 и в конечном итоге уничтожена 6-ю сериями глубинных бомб.
28 и 29 августа 1944 г. из Хаммерфеста в море вышла группа "Дакс" ("Барсук"). Она состояла из лодок У-425, У-636, У-995, У-956, У-968 и У-992. Эти 6 лодок должны были в Печорском заливе провести минно-заградительную операцию. В ночь на 2 сентября лодка У-425 установила заграждение "Дорш" ("Навага") из 10 торпедообразных мин. При обнаружении конвоя эта лодка атаковала его залпом из 2-х торпед. Торпеды цели не поразили. Следующей ночью У-956 выставила заграждение "Бут" ("Камбала"), а ночью 4 сентября лодки У-992 и У-968 - заграждение "Шпроте" ("Шпрота") и "Лаке" ("Семга") севернее острова Колгуев и мыса Канин Нос. В ночь на 5 сентября у восточного выхода из Печорской бухты лодкой У-995 было установлено минное заграждение "Херинг" ("Сельдь"), а лодкой У-636 - заграждение "Фореле" ("Форель").
9.9.1944 г., в соответствии с приказом, севернее острова Белуха встретились лодки У-739 и У-278 для проведения в последующие дни разведки до архипелага Норденшельда. Вышедшие из Хаммерфеста лодки У-711 и У-957 до 16.9 должны были достичь острова Белуха и пополнить припасы третьей лодки для ее дальнейшего пребывания в месте боевых действий. После выполнения задания капитан-лейтенант Ланге, командир лодки У-711, должен был продвигаться дальше на восток в сопровождении двух других лодок.
16.9.1944 лодки У-711 и У-957 достигли оговоренного пункта встречи. Они отыскали и обеспечили подлодку У-739. Сформированная из этих трех лодок группа "Грайф" ("Гриф") направилась дальше, на восток. Лодкой У-957 был обнаружен небольшой конвой, но из-за дрейфа льдов атаковать его не удалось.
В это время У-315 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Цолера попыталась проникнуть в Кольский фиорд для атаки линкора "Архангельск", бывший британский "Ройял Соверин", предоставленный России по ленд-лизу, но лодка не смогла преодолеть сетевое заграждение. У-313 капитан-лейтенанта Швайгера пыталась проделать подобный смелый маневр с 28 по 30 сентября, но также безуспешно.
Брошенная против конвоев JW-60 и RA-60 группа Трим" ("Ярость") в составе лодок У-278, У-312, У-425, У-737, У-921, У-956 и У-997 окружила конвой 23 сентября. Однако в этот же день караван вошел в Кольский залив. При выходе в море из Кольского залива в ночь на 30 сентября 1944 г. конвой RA-60 обошел группу "Грим", а также другую группу "Цорн" ("Гнев") в составе 12 лодок. У-310 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Лея, догнавшая конвой, атаковала его, потопив веерным залпом из 4 торпед "Эдвард X. Крокет" и "Самсуву" 14 395 БРТ. У-921 из группы "Грим" - командир старший лейтенант корабельной службы Вернер - была потоплена самолетом "Сведфиш" с конвойного авианосца "Кампаниа".
Драматический характер приняли в конце сентября 1944 г. бои в Западно-Сибирском море. Рано утром 22 сентября лодкой У-711 были замечены две дизельные лодки из сопровождения конвоя, но они исчезли в тумане, взяв курс на восток. Около 10 час. 30 мин. У-739 обнаружила долгожданный конвой. У-957 и У-711 пытались установить аварийную связь. Когда в первые минуты наступившего 23 сентября У-957 была атакована одним из транспортов конвоя, она выпустила свой последний "цауекениг" (самонаводящая торпеда с акустической головкой). Он попал в тральщик, который затонул за две минуты.
24 сентября У-739 старшего лейтенанта корабельной службы Мангольда повредила 5-зарядным залпом тральщик Т-120. Через 2 часа тральщик был потоплен торпедным залпом.
На обратном пути У-957 предприняла десантную операцию в бухте Стерлигова. У-711 и У-937 обеспечивали операцию со стороны моря. В ночь на 25 сентября на берег высадилась боевая группа. Боевой пост охранения русских был захвачен внезапно и 26 сентября разрушен. Все три лодки направились обратно в Хаммерфест, куда прибыли между 1 и 3 октября. В октябре последовала целая серия атак на конвой RA-61, не приведших к какому-либо существенному успеху. 2 ноября У-295 удалось потопить эсминец конвоя RA-61 "Маунси".
2 декабря 1944 г. У-995 и У-363 атаковали советский прибрежный конвой и У-363 потопила 2 судна. На следующий день У-1163 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Бальдуна потопила небольшой пароход "Революция" 433 БРТ.
До 31.12.1944 г. лодкой У-957 был потоплен только один небольшой корабль охранения севернее острова Кильдин, а 11.12 лодкой У-365 торпедирован британский эсминец "Кассандра". Советский пароход "Тбилиси" 7176 БРТ был торпедирован 30.12 лодкой У-956, но его удалось отбуксировать и посадить на грунт.
В январе 1945 г. была предпринята попытка атаковать при помощи немецких карликовых подводных лодок типа "Бибер" ("Бобер") в Кольском заливе линейный корабль "Архангельск". По 2 "Бибера" было установлено на борту лодок У-295, У-716 и У-739. Однако операцию пришлось прекратить из-за технических неполадок на карликовых лодках. Повторно она не проводилась. Лодки У-293, У-295, У-636, У-956, У-968 и У-997, находившиеся в прибрежных водах Кольского полуострова, вследствие интенсивного контроля с воздуха почти не атаковали. Только У-997 старшего лейтенанта корабельной службы Лемана 5-торпедным веерным залпом пустила ко дну советский эсминец "Деятельный". У-293 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Клингшпора смогла торпедировать эсминец "Разъяренный", отбуксированный затем тральщиком Т-117.
Февральская операция против конвоя JW-64 протекала безуспешно. Только лодке У-992 старшего лейтенанта корабельной службы Фальке удалось торпедировать корвет "Денбай Кэсл". 14.2 лодкой У-711 был потоплен 7200-тонный "Хорейс Грей" русского каравана ВК-3. Этот хорошо охраняемый эсминцами конвой атаковала также У-968 и уничтожила танкер "Нофджелм" 8129 БРТ. Были атакованы 3 других судна, но участь их неизвестна.
17.2.1945 г. старшему лейтенанту корабельной службы Вестфалену на лодке У-968 удалось потопить американский пароход "Томас Скотт" 7176 БРТ из конвоя RA-64, а У-711 в тот же день потопила корвет "Блюбелл". Шлюп "Ларк" был торпедирован У-968-й, но его отбуксировали в Кольский залив с пробоиной в носовой части.
Атака конвоя JW-65, охраняемого 2 авианосцами, крейсером, 19 эсминцами, фрегатами и корветами, приняла драматический оборот, когда утром 20 марта 1945 г. этот конвой в сильно разыгравшуюся метель пробирался сквозь линию подводно-лодочной группы "Хаген".
У-995 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Хеса торпедировала пароход "Орейс Бушнелл" и потопила один советский противолодочный корабль. Когда конвоем около полудня пересекалась вторая линия У-716, командир - старший лейтенант корабельной службы Тиме, потопила шлюп "Лапуинг". У-968 атаковала 7210-тонный "Томас Дональдсон", пароход затонул. У-711 и У-312 зафиксировали по пробоине на вооруженном паровом рыболовном судне. Несколько лодок группы "Фауст" ("Кулак") 21 и 22 апреля 1945 г. атаковали советский каботажный конвой РК-9 на пути Петсамо-Кола. Лодкой У-481 19 апреля было потоплено рыболовное судно и 22 апреля атакованы 2 советских эсминца, которые, однако, оказались неповрежденными.
У-997 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Лемана выходила в атаку на эсминец и сторожевой корабль, а затем в тот же день (22 апреля 1945 г.) атаковала два парохода конвоя РК-9: норвежский "Идефьорд" был поврежден, "Онега" потоплена.
У-77 пыталась уничтожить эсминец, но торпеда разорвалась, не достигнув противника. 29 апреля лодкой У-968 были выпущены две торпеды по конвою. Был потоплен британский эсминец "Гудолл".
28 и 29 апреля 1945 г. У-313, У-318, У-363, У-427, У-480, У-711, У-737, У-968, У-992 и У-997 были атакованы хорошо оснащенными союзными группами охраны конвоев с присоединившимися к ним советскими истребительными отрядами. В этих дуэлях сторожевыми кораблями 19-й конвойной группы были потоплены У-307 под командованием старшего лейтенанта корабельной службы Крюгера и У-286 старшего лейтенанта корабельной службы Дитриха. У-427 после залпов, произведенных по эсминцу конвоя, подверглась преследованию полдюжины кораблей противника. На лодке было зарегистрировано 678 разрывов глубинных бомб. Это оказалось наибольшим количеством бомб, сброшенных когда-либо на немецкую лодку. Субмарина ушла от преследования, как и У-313, атакованная советскими противолодочными кораблями.
4.5.1945 г. У-711 оказалась последней субмариной, пустившей ко дну в северных водах британскую плавучую базу "Блэк Вотч" и один танкер.
9 мая 1945 года гроссадмирал Дениц обратился ко всем находящимся в море подводным кораблям с последним приказом: "9 мая 0140-2026/8/к2 0 всем подводным лодкам:
Подводники!
После беспримерной героической борьбы вы сложили оружие. Самую большую жертву вы можете принести своему Отечеству сейчас, безоговорочно выполнив эти указания, что позволит избежать многочисленных жертв. Отданный с берега приказ ФТ 341/314/316/319 об отходе в Норвегию отменяется.
Ваш гроссадмирал".

* Kurowski F. Krieg unter Wasser. U-boote auf den Sieben Meeren 1939 - 1945. Diisseldorf; Wien, 1979. P. 117 - 118, 161 - 164, 238 -240, 278 - 281, 313 - 317. Перевод с немецкого И. А. Тараниной.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение SVF » 11 Ноябрь 2008 17:53

На всякий пожарный - еще одна статья из этого сбрника.

А. И. ДЕНЕЖКИН
МОЙ РОДНОЙ «АМИК»

О начале Великой Отечественной войны мы узнали, находясь в районе Пертоминска, где оборудовали полигоны для торпедных стрельб катерам и подводным лодкам. Хотя работа была не закончена, нас сразу же вызвали в Архангельск и поставили на завод для установки вооружения. Установив 45-мм пушку и 2 зенитных пулемета, мы вышли в море для маскировки маяков. Выполнив эту работу, возвратились в Архангельск и встали в док завода "Красная кузница". В августе 1941 г. немецкие самолеты совершили первый налет на Архангельск. Я смотрел на город, стоя на верхней палубе, до тех пор, пока к моим ногам не упал осколок от зенитного снаряда. В городе были большие пожары. В районе завода "Красная кузница" упало несколько фугасных бомб, но все в реку, не причинив заводу повреждений. Из дока мы вышли с лоцманами для встречи первого конвоя транспортов, пришедших из Мурманска.
В армию меня не призвали, так как на всю команду г/к "Девиатор" была бронь. Я в это время имел воинское звание воентехника 2 ранга запаса (техник-лейтенант). В конце октября 1941 г. я подал заявление в Соломбальский райвоенкомат с просьбой призвать меня на военную службу и отправить на фронт. Мою просьбу удовлетворили, но на фронт не отправили, а назначили на тот же г/к "Девиатор" на должность командира БЧ-V (стармеха). Зимой 1942 года производили ремонт механизмов своими силами. Навигацию 1942 года начали в мае. В августе взяли на борт 10 человек лоцманов и вышли в Двинской залив для встречи конвоя судов и кораблей союзников. Нужно было высадить на транспорт лоцманов для проводки транспортов по фарватеру в Архангельск. В этот период поднялся сильный шторм, до 10 баллов. Лоцманов высадить на транспорты не удалось. Транспорты вынуждены были идти по северодвинскому фарватеру за г/к "Девиатор". Только приступили к этой операции, налетели фашистские самолеты, но их встретили истребители с английского авианосца. Один самолет был сбит и упал на о. Мудьюг. Один транспорт сошел с фарватера, уклоняясь от авиабомб, и сел на мель. Английский корвет выбросился на берег. Мне пришлось еще один раз на г/к "Девиатор" попасть под бомбежку самолетов противника в сентябре 1942 года, когда мы стояли у причала на о. Соловки. Самолеты делали налет на Архангельск, но были не допущены до города нашими истребителями. Один самолет противника решил избавиться от бомб на Соловках. Она бомба весом в одну тонну попала в причал, отбила угол гранитной стенки, разломилась пополам и упала, не разорвавшись, в воду, недалеко от г/к "Девиатор". Так мы попали под бомбежку в третий раз, но для нас все кончилось благополучно. В октябре 1942 года меня отозвали с г/к "Девиатор" в г. Полярный и назначили в спецкоманду для приемки тральщиков, которые строились для Северного Флота в США в г. Тампа (в штате Флорида). Я был назначен командиром БЧ-V на AM-116. В ноябре мне было присвоено очередное звание - старший инженер-лейтенант. Командиром корабля был назначен капитан-лейтенант Бабанов В. А. Скомплектовав команду, положенную по штату, в количестве 95 человек, 20 января 1943 года мы выехали эшелоном, состоящим из 5 товарных вагонов, из Мурманска во Владивосток. До Владивостока ехали 48 суток. Навстречу нам непрерывным потоком шли эшелоны с войсками и вооружением. На больших станциях мы стояли по нескольку суток. Во Владивосток прибыли 10 марта 1943 года и находились там до 20 мая. 20 мая 1943 года погрузились на п/х "Трансбалт" и через Тихий океан совершили рейс в порт Сиэтл (США). Рейс на п/х "Трансбалт" длился 11 суток. Через океан по прямому курсу в США из-за войны США с Японией идти было опасно. Наши транспорты совершали плавание к берегам Камчатки и уже с севера вдоль Аляски шли в США. В порту Сиэтл нам подали 4 пассажирских вагона: три - для команды и один - для 7 офицеров. 10 июня 1943 года мы приехали в г. Тампа. По пути следования произошло два таких случая. Первую ночь пути, после длительного перехода морем, все спали крепким сном под убаюкивающий стук колес вагона. Утром я проснулся и увидел, что проводник-негр царапает подошву моего ботинка перочинным ножом. Я на него крикнул, мол, что ты делаешь?! Он испугался и бросил ботинок, хотел уйти из купе. Я его задержал и спросил, зачем он это делал. Он ответил, что ему говорили, что у русских офицеров и матросов ботинки с деревянными подошвами.
Второй случай произошел после г. Чикаго (не помню, как называлась станция). Вышли на остановке из вагона. К нам подошла пожилая женщина и спросила, кто мы такие. И когда мы ответили, что мы русские, замахала руками и сказала, что не может этого быть: "Вы красивые люди. Русские похожи на медведей!" Но убедившись, что действительно мы русские, сказала, что их обманывают.
В городе Тампа наши вагоны подали прямо на судостроительный завод, где строились для нас корабли. Это тральщики типа "AM". Водоизмещение нормальное - 842 тонны, длина - 56 м, ширина - 10,2 м, осадка - 2,8 м, два главных двигателя по 900 HP каждый, скорость хода - 16 узлов, дальность плавания – 7050 миль, вооружение - две 76-мм пушки, шесть 20-мм "Эрликонов", один реактивный противолодочный 24-ствольный миномет, два кормовых бомбосбрасывателя, четыре трала: электромагнитный, 2 акустических и механический. Имелись радиолокационная установка и гидроакустика для поиска ПЛ. Корабли строились с пунктуальной американской точностью, то есть через каждые 10 суток в 10 часов утра выходил на ходовые испытания очередной корабль. Таким образом, мы получили 10 кораблей для Северного флота, построенных в течение 3,5 месяцев. Большая трудность возникла в обучении личного состава, так как отсутствовала техническая документация на русском языке. Но несмотря на это, личный состав корабля в период постройки сумел изучить механизмы, системы, вооружение и устройства. Наш AM-116 был нами принят от завода в, конце сентября 1943 года. После этого мы перешли в г. Сент-Питесберг, где до 20 октября занимались отработкой боевых задач, и пошли вдоль побережья США в Атлантическом океане на север. Заходили в порты США Джексонвилл, Норфолк, Нью-Йорк - там стояли неделю. Я поднимался на самый большой небоскреб "Эмпайр Стейт". Высота его 300 метров, 102 этажа. Зрелище, конечно, грандиозное, весь город виден, как на ладони. Заходили в канадский порт Сент-Джонс и дальше пошли в Исландию. 7 ноября 1943 года прибыли в порт Рейкьявик, где формировался караван судов союзников, готовящихся к переходу в СССР - в порты Мурманск и Архангельск.
10 ноября 1943 года вся группа судов и кораблей, в общем количестве около 100 единиц, двинулась от Исландии к нашим родным берегам, в том числе и мы на AM-116 были включены в эскорт по охране транспортов от самолетов и ПЛ противника. На переходе был торпедирован и затонул один английский транспорт. Трижды были отбиты атаки самолетов. Было сбито 2 самолета противника. Наш AM-116 тоже выходил два раза в атаку на ПЛ противника.
В Кольский залив мы пришли 20 ноября 1943 года. Нас встретил и прибыл на корабль командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко. Поблагодарив нас за успешный переход из США, он у меня спросил: "Сколько нужно времени для подготовки механизмов к боевому походу?" Я ответил, что, пополнив корабль топливом, можно сразу же идти на выполнение боевого задания. Он был крайне удивлен, сказал, что ранее пришедшие корабли из США просили по 15 суток, и дал нам на отдых 10 суток. За этот переход и приемку корабля почти весь экипаж был награжден орденами и медалями, в том числе и я был награжден орденом Отечественной войны первой степени.
В декабре 1943 года меня приняли из кандидатов в члены ВКП(б) (в кандидаты я вступал в декабре 1941 года). Командировка в США задержала вступление в партию сразу после истечения кандидатского стажа. Новый 1944 год мы встретили в море. Встречали и сопровождали в Мурманск конвой транспортов союзников. До августа AM-116 выполнял боевые задания без каких-либо особых приключений. Занимались проводкой транспортов за тралами, тралили минные поля. Занимались конвоированием транспортов наших и союзников.
В августе получили задание: отконвоировать из Архангельска транспорт п/х "Марина Раскова" на о. Диксон с грузом 6000 тонн и на борту 350 пассажиров-зимовщиков полярных станций и работников Севморпути со своими семьями. В охранении п/х "Марина Раскова" шли три корабля нашего дивизиона. Флагманским кораблем шел AM-118, с правого борта AM-114, по левому борту AM-116. Командиром конвоя был назначен капитан I ранга Шмелев. Плавание проходило благополучно до о. Белый в Карском море. 12 августа подводная лодка атаковала транспорт. В этот период немецкие лодки применили новые бесследные акустические торпеды. За транспортом были потоплены АМ-118 и AM-114, и только наш AM-116 остался невредим. После взрыва на п/х "Марина Раскова" на нашем AM-116 была объявлена боевая тревога. Я по тревоге занял свое место на КП-V в первом машинном отделении. Вскоре после этого послышался сильный взрыв недалеко от нашего корабля, после чего минут через 5-10 командир корабля вызвал меня на мостик (на ГКП). Когда я вышел на верхнюю палубу, увидел, что АМ-118 находится от нас метрах в двухстах, корма его погрузилась в воду до верхней палубы. Командир нашего корабля приказал спустить катер на воду, но двигатель на катере моторист запустить не смог, потому что лопнул кронштейн крепления стартера. Стартер лежал на дне катера. Мне мгновенно пришла единственно правильная мысль по вводу двигателя в строй. Стартер прикрепили на место отпиленным куском деревянного бруса, приперев его к борту и расклинив деревянным клином, и запустили двигатель. Катер с тремя моряками, офицером и двумя матросами, был спущен на воду и отошел от борта для спасения личного состава АМ-118. И как только он взял к себе около 20 человек и отошел от борта, на АМ-118 произошел второй сильный взрыв, и корабль затонул. В это время командир конвоя капитан I ранга Шмелев с AM-118 перешел на катере на AM-114, поднял свой флаг - флагмана - и встал на якорь. Он думал, что корабли подрываются на минах, не знал, что взрывы происходят от торпед вражеской лодки. Я в это время опять спустился в первое машинное отделение, но ненадолго. Из второго машинного отделения мне по телефону сообщил молодой матрос-моторист Кабачкин о том, что главстаршина Переверзев и старший моторист Носков, которые должны по боевой тревоге обслуживать кормовой главный двигатель и вспомогательные механизмы, бросили боевой пост и ушли из машинного отделения. Я поднялся на верхнюю палубу и обоих дезертиров обнаружил под чехлом от кормовой пушки. Приказал им немедленно идти на свой боевой пост, что они и выполнили. В это время ПЛ противника торпедировала AM-114, который сразу же затонул со всей командой и спасенными с транспорта пассажирами. Итак, из конвоя, состоящего из транспорта и трех кораблей охранения, остался один наш AM-116. На борт AM-116 было принято с AM-118 и п/х "Марина Раскова" 183 человека, среди них было много раненых. Двух матросов пришлось похоронить в море. Всего погибло в этом походе около 400 человек. 26 августа 1944 года мы пришли на о. Диксон. И сразу же получили задание идти к архипелагу Норденшельда для обследования прибрежной зоны с целью обнаружения следов гидрографического судна "Норд", потопленного ПЛ противника. Ничего не обнаружив, пошли по направлению к о. Диксон. 5 сентября обнаружили ПЛ противника в районе острова С. М. Кирова (в Карском море), атаковали ее и потопили. Это была подводная лодка У-362, то есть та, которая потопила г/с "Норд". После этого вернулись на о. Диксон и получили задание сопровождать п/х "Мурман" на Землю Франца-Иосифа для смены зимовщиков, которые там находились уже три года. В районе Новой Земли, у мыса Желания, ПЛ противника 2 раза пыталась атаковать п/х "Мурман", но наш AM-116 своевременно обнаруживал лодку и атаковал ее. Подошли к кромке тяжелого льда около Земли Франца-Иосифа на 80° северной широты и 52° восточной долготы. Пароход "Мурман" пошел к острову, а мы остались у кромки льда. "Мурман" произвел смену зимовщиков, к нам подошел через 8 суток, и мы пошли обратно. Не дойдя до о. Диксон, получили новое боевое задание: встретиться с конвоем ДБ-9, состоящим из 4 транспортов - "Архангельск", "Енисей", "Комсомолец" и "Иртыш", идущих из Арктики в Архангельск в охранении боевых кораблей. Встретив конвой, AM-116 пошел в охранении по правому борту на траверзе п/х "Архангельск". В горле Белого моря гидроакустики обнаружили подводную лодку. Наш корабль атаковал ее, но когда за кормой взрывались наши глубинные бомбы, под кормой нашего корабля произошел сильный взрыв. Корму корабля подбросило так, что гребные винты на некоторое время оказались в воздухе. Носовой частью корабль зарылся в воду до верхней палубы. Это, по всей вероятности, за кормой взорвалась акустическая торпеда, выпущенная с другой ПЛ противника. На корабле на время погас свет - выбило автоматы на электрощитках. Лопнул трубопровод охлаждения правого главного двигателя. В кормовой части начало затоплять кубрик. Благодаря хорошей выучке личного состава в течение нескольких минут удалось ликвидировать все повреждения. Наш корабль не потерял хода и, более того, потопил вторую ПЛ противника. За этот поход был награжден весь личный состав корабля орденами и медалями. Мне и главстаршине мотористов Лонину были вручены ордена Красного Знамени. Все четыре транспорта были отконвоированы в Архангельск, где мы в течение 7 суток после 1,5-месячного плавания произвели необходимый ремонт, пополнили запасы, и опять в поход по охране ледоколов, идущих из Арктики.
В сентябре 1944 года геройски погиб еще один корабль нашего дивизиона - AM-120. Командир - капитан-лейтенант Д. А. Лысов. Итак, из 10 кораблей, принятых в США, осталось 7 кораблей.
В декабре 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль "За оборону Советского Заполярья", которой и я был награжден.
В этот период мы из Архангельска возвращались в свою базу в г. Полярный и получили задание идти в район Линахамари и порт Киркенес в Норвегии. Тралением в этом районе мы занимались в течение 1,5 месяцев совместно с АМ-115, командир капитан-лейтенант А. И. Иванников. Расскажу только об одном таком выходе на траление в район Линахамари. Впереди шел AM-115, мы строем уступам шли с тралом за ним. Как только зашли на минное поле, AM-115 подсек 14 мин и АМ-116 вытралил 13 мин. Итак, мы оказались в окружении 27 мин. Сразу же AM-115 начал их уничтожать из пушки, а у нас за кормой оказался большой минный защитник и на него двигалась мина. Благодаря умелым действиям нашего минера лейтенанта Леонида Симонова, взрыв мины за кормой нашего корабля был предотвращен. Всего за этот поход АМ-116 вытралил более 60 мин, a AM-115 вытралил 110 мин. За это командир капитан-лейтенант Иванников удостоен звания Героя Советского Союза. Я получил орден Красной Звезды.
Вернулись мы в Полярный в феврале 1945 г. Меня в это время назначили на должность дивизионного механика. Командиром БЧ-V на АМ-116 вместо меня был назначен старший техник-лейтенант Н. Кудрявцев, который до этого служил на берегу начальником зарядной станции аккумуляторных батарей для ПЛ. Я не успел передать ему дела, как получил задание выйти на траление фарватера в районе о. Кильдин перед приходом конвоя союзников. Только начали тралить электромагнитным тралом, между нашим АМ-116 и AM-117 прошла торпеда. Я и новый командир БЧ-V в это время находились в ходовой рубке. Немедленно была объявлена боевая тревога. Я побежал в машинное отделение и за мной старший техник-лейтенант Кудрявцев. Корабли охранения - охотники и торпедные катера, которые нас охраняли при тралении, начали поиск и бомбежку ПЛ противника, а мы возвратились в Полярный. За ужином обсуждали прошедший поход. Штурман А. Чубаров сказал, что скоро война окончится, а того и гляди могут потопить. Вновь назначенный командир БЧ-V, не закончив ужина, вышел из кают-компании к себе в каюту. Когда я его спросил, почему он так сделал, он ответил: "Я думал, это была учебная тревога, а оказывается, это была пущена торпеда с ПЛ противника. Я не хочу принимать дела и пойду обратно служить на берег, а то еще могут утопить!" Но на второй день я передал ему дела командира БЧ-V АМ-116 и приступил к исполнению обязанностей инженера-механика Краснознаменного 6 дивизиона тральщиков. Главной моей задачей было обеспечить ремонт и докование кораблей, которые по очереди приходили на завод в Росте (на 5 заводе). В марте 1945 года получил телеграмму из Архангельска от жены, что она родила двойню: сына и дочку. Попросил командование разрешить съездить домой, но мне отказали.
Об окончании войны узнали 8 мая 1945 года. Отпраздновав Победу, подал рапорт о том, чтобы перевели служить в Архангельск. Мою просьбу командование удовлетворило, и меня назначили инженером по судоремонту в технический отдел Беломорской флотилии, где я прослужил 3 года.
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 12 Ноябрь 2008 01:06

SVF - это Super Valid Friend. Сказал и сделал. Спасибо огромное.
От статьи Франца Куровски ожидал большего. Мне обещали там воспоминания Ведемайера. Может они и есть, но в немецком оригинале. Но всё равно это дополнительный источник. Их не так уж и много по трагедии конвоя БД-5.
Воспоминания А.И. Денежкина занимательны. И самое главное: важны для истории. Много есть интересных подробностей. Потихоньку восстанавливается картина трагедии.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 12 Ноябрь 2008 22:52

На форуме поисковых движений http://srpo.ru/forum/index.php?topic=427.45, http://srpo.ru/forum/index.php?topic=427.60 мы обсуждали тему расшифровки аббревиатуры БФ как Балтийский флот. Хотелось бы услышать форумчане Ваше мнение и отношение к данной версии расшифровки.
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Ноябрь 2008 00:23

Shulc пишет:На форуме поисковых движений http://srpo.ru/forum/index.php?topic=427.45, http://srpo.ru/forum/index.php?topic=427.60 мы обсуждали тему расшифровки аббревиатуры БФ как Балтийский флот. Хотелось бы услышать форумчане Ваше мнение и отношение к данной версии расшифровки.

Все аббревиатуры имеет смысл рассматривать только "в контексте".
Просто на слух - БФ конечно ближе к Балтийскому флоту

Но ВВС КБФ - это ВВС Краснознамеееого Балтиского Флота
А ВВС БВФ - это ВВС Беломорской Военной Флотилии, в организации которых еще Мазурук в 41-м учавствовал.

БВФ - никак "Балтийским ... Флотом" не расшифруешь
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11084
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Ноябрь 2008 00:36

update:

если речь идент именно о подобных дублях, как:
100. Прибыльский Степан Григорьевич, мл. лейтенант, погиб, 45-я рота связи, ВВС БФ, пассажир тр. "М. Раскова".
101. Прибыльскин Степан Григорьевич, мл. лейтенант, 45-я рота связи 37 АБ ВВС БВФ, пассажир тр. "М. Раскова".

то (имхо) на "Форуме Поисковых Движений" вы уже пришли к практически однозначному ответу:
37 авиабаза (к-рая была в СФ) ВВС Беломорской военной флотилии.

Ну иначе никак по смыслу просто не получается, если такой базы у ВВС Балтфлота не было, а на севере была.
Но в любом случае - присутствует ошибка в аббревиатуре:
- либо неправильно указан КБФ
- либо неправильно указан БВФл/БМФл

мне кажется - второе более вероятно :|
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11084
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 13 Ноябрь 2008 02:13

Расшифровка БФ - это не праздный разговор. Это может иметь и неприятные последствия. Но об этом пока рано говорить. Когда собирём максимум информации, тогда и будем думать, решать. Репу чесать. Желательно не свою.
Неужели при изучении истории других конвоев возникали такие исключительные характерные особенности? Или это присуще только БД-5?
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Конвой БД-5 ( 1944 )

Сообщение Сергей Шулинин » 16 Ноябрь 2008 04:01

Выдержка из книги В.В. Щедролосева "Три сестры Беломорской флотилии" (Издательство "ЛеКо", Санкт-Петербург, 2006):
... Кроме того, надлежало срочно построить на острове Диксон в бухте летняя гидродром с гидроспуском и другие аэродромные соружения. Для обеспечения работы авиации командование БВФ приняло решение передислоцировать на остров Диксон 26-ю аэродромно-техническую роту - 30 человек и две грузовые автомашины (решение ВС БФ № 13 от 14.03.44 г.), 37-ю вспомогательную авиамастерскую в полном составе и два взвода 45-й роты связи БВФ (ЦВМА, Ф. 3303, Оп. 030557, Д. 5, Л. 9).
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию.
Аватара пользователя
Сергей Шулинин
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3182
Зарегистрирован: 07 Июнь 2008 16:34
Откуда: г. Салехард

Пред.След.

Вернуться в Арктические конвои



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения