1952

История полярной авиации по годам и событиям

1952

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Май 2008 20:12

Весна-лето 1952

Высокоширотная воздушная экспедиция "А-129" (1952 г.)
Апрель - июнь, начальник экспедиции Г.А. Баскаков


Личный состав:
Н.И. Демьянов - зам. начальника ВВЭ, океанолог
А.В. Бушуев - астроном
В.С. Суворов - механик
П.П. Гаврилов - океанолог
А.И. Прозоров - радиоспециалист
А.А. Болгов - радиотехник
Н.И. Блинов - океанолог
Б.В. Фелисов - начальник отряда, приборист
Ю.К. Алексеев - конструктор-приборист
М.П. Иванов - радиотехник
А.И. Трифонов - радист
Авиационное обеспечение.
Полеты с первичными посадками на дрейфующий лед.
Три самолета ЛИ-2, командиры: Н.Л. Сырокваша, В.М. Перов, И.И. Черевичный и один самолет АН-2, командир М.С.Афанасьев.


[ «Высокоширотные экспедиции Север», ААНИИ http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/vve/ ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1952

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Май 2008 20:25

Весна 1952

Высокоширотная воздушная экспедиция "А-128" (1952 г.)
Март - май, начальник экспедиции М.М. Никитин


Личный состав:
Г.А. Пономаренко - зам. начальника ВВЭ, океанолог
П.П. Задорожный - океанолог
Н.В. Овчинников - гидролог-астроном
В.Д. Углев - океанолог
П.П. Кулагин - радист
В.М. Кабаев - радиоспециалист
Авиационное обеспечение.
Полеты с первичными посадками на дрейфующий лед.
Самолет ЛИ-2, командир П.П. Лапик и самолет АН-2, командир И.А. Зорин.


[ «Высокоширотные экспедиции Север», ААНИИ http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/vve/ ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1952

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Май 2008 20:28

Иван Кукушкин пишет:Высокоширотная воздушная экспедиция "А-129" (1952 г.)
Апрель - июнь, начальник экспедиции Г.А. Баскаков

...В 1952 году Баскаков возглавлял дрейфующую в Ледовитом океане «закрытую» научно-исследовательскую станцию, у которой не было популярного названия «Северный полюс» и порядкового номера. В секретных документах она обозначалась А-129, хотя цели у этой станции были научные и работала она в Таймырском ледяном массиве - севернее моря Лаптевых. Кстати, именно тогда, впервые в истории дрейфующих станций, на льду были установлены «Вехи Алексеева» - новейшие приборы для передачи метеоданных. И проработали они в океане намного дольше, чем сама двухмесячная дрейфующая станция, - 246 суток.

[ Владимир Стругацкий: «Экспедиция длиною в жизнь» http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=553 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1952

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Май 2008 20:44

В 1952 году необычно тяжелые, паковые льды практически блокировали Северный морской путь. Встали караваны судов, и даже мощнейшие линейные ледоколы не были в состоянии выручить их. Капитаны непрерывно требовали сведений об обстановке на трассах, самолеты полярной авиации сутками носились над океаном, выискивая разводья и участки чистой воды.

В штабе ледовой проводки решили провести дальнюю разведку за полюсом, чтобы выяснить, откуда идут льды, перекрывшие Северный морской путь. Выполнить ее поручили Н-489 ."

Экипаж: И.Черевичный, А.Каш, В.Аккуратов, Ф.Краснов, А.Мохов, гидролог П.Гордиенко.
Полет длился 23 ч 30 м., 25-24 августа 1952.
Были открыты неизвестные острова, в последствии снова "потерянные"

[ Н-489 http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=337 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1952

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Май 2008 20:47

Пе-8 Н-556 в 1952 г. перевез под своим фюзеляжем вертолет Ми-1 к месту базирования в районе полярных зимовок.
Прибегать к таким ухищрениям пришлось по той причине, что ресурс несущего винта вертолета не превышал поначалу 200 часов.

[ Н-556 http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=194 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1952

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Май 2008 21:56

В марте 1952 года, недалеко от тогда еще не найденных остатков станции "Северный Полюс -2" был брошен R4D-5L US NAVY. Самолет работал по программе SKIJUMP, аналогом ВВЭ "Север" и прыгающих отрядов. В 1954 году этот самолет был найден, восстановлен и получил регистрационный номер Н-417.

3 мая 1952 года другой R4D-5L программы SKIJUMP совершил посадку в географической точке Северного полюса. В американской прессе считается, что это был первый в истории самолет на Северном Полюсе, т.к. советские Г-2 (Ант-6) в 1937 году приземлялись на паковых полях на некотором удалении от полюса.

[ Н-417 http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=534 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1952

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Февраль 2011 20:17

Здесь - три фотографии, но по ссылке их десятки.


 d8416b2430b4735b_large.jpg
 ccf6de965047853d_large.jpg
 f28bf5456a5384a4_large.jpg
LIFE images: http://images.google.com/images?q=North ... 40&bih=772
:": North Pole
Date taken: March 1952
Photographer: George Silk
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1952

Сообщение Адольф Милованов » 28 Январь 2013 17:16

Не прошло и двух лет, как Полярная авиация начала эксплуатировать самолёты АН-2, как вдруг появилась угроза прекращения его выпуска.

РГАЭ. Фонд 9570. Опись 4. Дело 527. (ноябрь-декабрь 1952г) Переписка с СМ СССР о строительстве аэропортов, геолого-разведочных работах, рудниках на Шпицбергене, кадрах. 1952г. (Дела 517-527)
Л. 70-69. Исх. 26.12.1952г. С В. М. Молотову.
Министерство АП СССР возбудило ходатайство перед СМ СССР о снятии с производства самолёта АН-2. Главсевморпути считает не правильной такую постановку вопроса по следующим причинам.
Самолёт АН-2 является первым типом самолёта, наиболее пригодным для работы в труднодоступных районах Арктики, где нет ни каких оборудованных аэродромов. Появление этого с-та значительно расширило возможности ПА по обслуживанию народно-хозяйственных, геологических и проектно-изыскательских экспедиций, проводимых Главсевморпути в Арктике.
Необходимо также отметить большое значение самолёта АН-2 в культурном и хозяйственном развитии национальных районов Крайнего Севера (Таймырский и Чукотский НО, северные районы Якутии). Связь глубинных пунктов с окружными центрами осуществлялась Главсевморпути исключительно на самолётах АН-2.
Самолёт АН-2 показал свои хорошие качества при АСР и санитарном обслуживании отдалённых п/станций и экспедиций Главсевморпути.
Ввиду того, что других типов самолётов пока нет, снятие с производства самолёта приведёт к ухудшению культурного обслуживания национальных районов Крайнего Севера, а также к нарушению нормальной работы экспедиций Главсевморпути.
В связи с этим Гл-ти обратилось в СМ СССР с ходатайством не снимать с производства самолёты АН-2 и обязать МАП СССР устранить выявленные дефекты в конструкции самолёта с тем, чтобы сделать его более простым и надёжным в эксплуатации.
Прошу Вас поддержать ходатайство Главсевморпути.
Начальник Главсевморпути при СМ СССР А. Кузнецов.
(на след. листе 69 – аналогичное письмо в адрес Президиума СМ СССР)


Неизвестно, с чем связана такая постановка вопроса, но за два месяца до этого в СМ СССР поступило другое предложение, суть которого я не совсем понял. Может наши знатоки подскажут, что это такое "многоколёсное шасси АН-2"?

Зам. Председателя СМ СССР т. Булганину Н.А. СС
Во исполнение Постановления СМ СССР от 14.8.1950г. Главными конструкторами т. Антоновым и т. Башта изготовлено опытное многоколёсное шасси повышенной проходимости и установлено на серийном с-те АН-2.
С-т АН-2, оборудованный опытным многоколёсным шасси повышенной проходимости удовлетворительно прошёл госиспытания, в результате которых шасси рекомендовано к установке на серийные с-ты АН-2, как расширяющие возможности использования этих с-тов на неподготовленных аэродромах при тяжёлых грунтовых условиях.
Акт по испытаниям утверждён.
Для всестороннего выявления эксплуатационных качеств многоколёсного шасси повышенной проходимости на с-те АН-2 при различных климатических и грунтовых условиях, и для решения вопроса о запуске шасси в серию, считаем необходимым изготовить 10 комплектов опытного многоколёсного шасси повышенной проходимости, установить их на серийные с-ты АН-2 и провести эксплуатационные испытания этих с-тов в Полярной авиации Главсевморпути и в частях ГВФ.
Просим рассмотреть прилагаемый проект Распоряжения СМ СССР по этому вопросу.
25.9.1952г. №13693сс. Василевский, Жигарев, Захаров, Кузнецов.

Резолюция Булганина: тт Василевскому, Жигареву, Захарову, Кузнецову и с привлечением Гл. конструктора Антонова ещё раз рассмотреть вопрос о целесообразности оборудования 10 самолётов АН-2 3-х колёсным шасси повышенной проходимости и свои предложения доложить СМ СССР. 22.10.1952г. Вход. 25.10.1952г.
(в проекте поставка таких самолётов на март 1953г).
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

1952

Сообщение Александр Кот » 28 Январь 2013 18:54

Адольф Милованов пишет:Неизвестно, с чем связана такая постановка вопроса, но за два месяца до этого в СМ СССР поступило другое предложение, суть которого я не совсем понял. Может наши знатоки подскажут, что это такое "многоколёсное шасси АН-2"?
Зам. Председателя СМ СССР т. Булганину Н.А. СС
Во исполнение Постановления СМ СССР от 14.8.1950г. Главными конструкторами т. Антоновым и т. Башта изготовлено опытное многоколёсное шасси повышенной проходимости и установлено на серийном с-те АН-2.С-т АН-2, оборудованный опытным многоколёсным шасси повышенной проходимости удовлетворительно прошёл госиспытания, в результате которых шасси рекомендовано к установке на серийные с-ты АН-2, как расширяющие возможности использования этих с-тов на неподготовленных аэродромах при тяжёлых грунтовых условиях.
Акт по испытаниям утверждён.
Для всестороннего выявления эксплуатационных качеств многоколёсного шасси повышенной проходимости на с-те АН-2 при различных климатических и грунтовых условиях, и для решения вопроса о запуске шасси в серию, считаем необходимым изготовить 10 комплектов опытного многоколёсного шасси повышенной проходимости, установить их на серийные с-ты АН-2 и провести эксплуатационные испытания этих с-тов в Полярной авиации Главсевморпути и в частях ГВФ.
(в проекте поставка таких самолётов на март 1953г).


Если обратиться к каноническому изданию В.Б. Шаврова "История конструкций самолетов в СССР (1938-1950 г.г.) "Для посадки на неподготовленные аэродромы было построено и испытано специальное шасси. К его обычным главным колесам были добавлены на тех же осях сварные тележки, несшие по два дополнительных колеса (хвостовые от Ан-2) спереди и сзади главного и хвостовое колесо с дополнительной лыжей.
Опорная поверхность возросла вдвое и самолет мог рулить и взлетать даже поперек борозд вспаханного поля, проходимость резко возросла. Однако маневренность самолета на земле ухудшилась и новое шасси серийно не строилось".
Есть в книге фотография Ан-2 (вид с левого борта) на таком специальном шасси, а также фотографии основных стоек и хвостового колеса с лыжей.
Другого варианта специального шасси кроме, как этого и опытного гусечного на По-2 (или где-то еще пытались его применить???) на ум не приходит.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

1952

Сообщение Адольф Милованов » 06 Октябрь 2014 14:38

ФКУ РГАЭ, Ф. 9570 - Учреждения Северного морского пути (1920-1964). Всего 7 описей. Оп. 7, т. 2. Д. 63. Альбом фотографий в навигацию в Арктике в 1952г. 56л. Приложение №1 к отчёту о морских операциях в Арктике. Владивосток, Певек. Л. 32 и 33. АВИАЦИЯ: л. 32 – 7 фото: Н-501, 483 (в Певеке), 590 в у. р. Куропаточья –неудачная посадка, Н-502 в б. Сомнительная, Н-484 в Чокурдахе, Н-483 в Усть-Янске. Л. 33 - 7 фото: … Н-484. Л. 43. С-т Н-483. Л. 50. ИНДИГИРКА. Всего 6 фото. Из них слева вверх о. Табор с с-том, справа вверху – Чокурдах. Л. 51. Река КОЛЫМА. 6 фото. Слева вверху Кресты Колымские, средняя – Михалкина протока, справа вверху п/х «Беломорканал» в Крестах Колымских.
Вложения
ф9570 оп. 7, д. 63, л.32.tif [2.85 МБ Скачиваний: 441]
ф9570 оп. 7, д. 63, л.33.tif [2.9 МБ Скачиваний: 425]
ф9570 оп. 7, д. 63, л.43.tif [3.07 МБ Скачиваний: 422]
ф9570 оп. 7, д. 63, л.50.tif [3.08 МБ Скачиваний: 409]
ф9570 оп. 7, д. 63, л.51.tif [3 МБ Скачиваний: 413]
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва


Вернуться в Полярная авиация СССР : Хронология



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения