1930

История полярной авиации по годам и событиям
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

1930

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Апрель 2008 08:33

Визе Ю.: "Моря Советской Арктики", Л. 1936


С 1929 года советские самолеты начинают регулярно летать в районе Карского моря с целью обслуживания "карских операций" в отношении разведки льдов.


В кампанию 1930 года карская операция обслуживалась уже тремя самолетами "Дорнье-Валь". Самолет "Комсеверпуть № 1" под командой Чухновского сделал разведку льдов в районе между Енисеем и островом Белым. Попытка долететь до Северной Земли и на этот раз не удалась, вследствие неудовлетворительной работы моторов, и самолет дошел только до залива Миддендорфа.

Самолет "Комсеверпуть № 3", пилотировавшийся А. Д. Алексеевым, совершил над Карским морем четыре полета для разведки льдов, общей продолжительностью в 24 часа. Наиболее активную деятельность проявил самолет "Комсеверпуть № 2" под командой И. К. Иванова. Для рекогносцировки льдов он совершил над Карским морем 12 полетов, покрыв расстояние в 10 600 километров и осветив площадь в 1200 000 кв. километров.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11641
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1930

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Апрель 2008 08:46

Визе Ю.: "Моря Советской Арктики", Л. 1936


... 26 января Кроссен, пролетая над тундрой в районе реки Амгуемы, заметил торчащее из-под снега крыло самолета. Снизившись, Кроссен убедился, что это крыло принадлежало самолету "Гамильтон", на котором летал Эйелсон. Кроссен сейчас же вернулся на мыс Шмидта, куда через три дня прибыли из бухты Провидения советские самолеты. 30 января Кроссен совместно с М. Т. Слепневым летали на самолете "Стирмен" к месту катастрофы. "Мы молчаливо, неторопливыми шагами, размеривали пространство тундры, осматривая место гибели Эйелсона, — пишет Слепнев. — Джон Кроссен невозмутимо посасывал трубочку, но тяжелые морщины на лбу выказывали его душевное напряжение. Потом мы уселись на крыло и отдались размышлениям". Сомнений в том, что знаменитый американский летчик и его спутник, бортмеханик Борланд, погибли, больше не было... "Гамильтон" был разбит на куски.


В районе катастрофы начались тщательные поиски погиб­ших. Под руководством Слепнева велись раскопки, причем твердые снежные заструги приходилось распиливать. Работа долгое время оставалась безрезультатной, но 13 февраля один из матросов с "Ставрополя", раскапывая снег, обнаружил человеческую ногу. Она принадлежала трупу Борланда. Через четыре, дня было найдено и тело Эйелсона. Останки погибших летчиков были доставлены на мыс Шмидта на самолете, украшенном траурным полотнищем. 4 марта с мыса Шмидта в Аляску вылетел американский самолет "Фергайльд" с телами Эйелсона и Борланда. До Фербенкса их сопровождали на советском самолете Слепнев и Фарих. Еще до обнаружения погибших летчиков мыс Шмидта покинули на американском самолете капитан П. Г. Миловзоров и Свенсон с дочерью, которая сопровождала своего отца во время плавания "Нанука".
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11641
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1930

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Май 2008 02:43

Навигация 1930 года, примечательная обилием проведенных во льдах судов, ознаменовалась и успехами воздушной разведки. Иванов на «двойке», Алек­сеев на «тройке» буквально исчертили галсами всю Южную часть Карского моря, а Чухновский на Комсеверпути-1 возобновил попытку достигнуть Северной Земли. Долететь на этот раз ему удалось лишь до залива Миддендорфа на Западном Таймыре — дальше не пустила непогода. Все же в целом воздушная навигация в Арктике в 1930 году была настолько значительной по своим итогам, что Борис Григорьевич посвятил ей особое письмо, адресованное другу полярных авиаторов — А. М. Горькому (* История открытия и освоения Северного морского пути, т. III. Л., 1959, с. 376.),

«Уважаемый Алексей Максимович!

Недавно возвратившись из Карской экспедиции, начал обработку материалов, там собранных. Прилагаемые при сем пять снимков рисуют быт экипажа самолета Комсезерпуть-1. Всего в Карском море в этом году было три самолета. Два вновь построенных на опыте полетов 29 года с новейшими усовершенствованиями являются лучшими самолетами для работы в Арктике не только у нас, но и за границей. Теперь правильность выбора типа самолетов и метода работы получили всеобщее и полное признание. Эти самолеты, воздушные корабли, работают самостоятельно, как, скажем, гидрографические суда, находясь в «отдельном плавании». На наших самолетах мы сами выбираем место стоянки у берега, бросаем свои якоря, имеем складные лодки, постели, ружья, приборы — все, чтобы работать далеко от бензиновых баз, у необитаемых островов в течение двух-трех недель. Радио на самолетах (работы лет. набл. Алексеева) сильнее всех радиостанций Карского моря и в воздухе, и на плаву. Мы постоянно поддерживаем связь с ними. В главном результаты работы самолетов:

1. Вся разведка льдов в Карском, необходимая для проводки 46 торговых судов, была сделана самоле­тами. В результате большая экономия угля (раньше разведку очень медленно и часто неверно производили ледоколы).

2. Регулярно освещалась почти вся (4/5) площадь Карского моря, так что впервые имеется общее представление о льдах моря, их количестве, характере, времени начала таяния и замерзания.

Все это помогает удешевить путь. Уже в 31 году часть пароходов пойдет в два рейса и можно будет отказаться от одного ледокола.

3. Найдено с самолета место главного лова белухи в шхерах Минина. Обнаруженные там древние пятистенные избы и промысловые домики, построенные 300—400 лет назад, свидетельствуют о богатых промыслах, когда-то там бывших. За последние три столетия шхеры Минина почти не посещались (Минин открыл их с берега и положил с большой ошибкой на карты, которые сейчас исправляются). Богатства края и производительные его силы, развязать которые призван Комсеверпуть, дали очень много (графит, редкие ископаемые, лес, пушнина, морской зверь). Но это только начало. Сейчас Якутия просит перенести опыт и практику Комсеверпути на восток и там установить мореплавание. Для авиации предвидится большая работа.

Результаты экспедиции этого года не охватить в одном коротком письме. Надеюсь представить более подробную картину для «Наших достижений».

Прошу передать привет Вашей семье.

С товарищеским приветом

Б. Чухновский

15.XII 30 г. г. Москва»

Изображение

Маршруты ледовой разведки 1930 г.


[ С. Морозов, «Они принесли крылья в Арктику», М., "Мысль" 1979 ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11641
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

1930

Сообщение Адольф Милованов » 13 Июль 2013 10:23

РГАЭ. Ф. 9527. Гражданская авиация. Оп.1. Дело 159. 8л.
Комсеверопуть. Переписка с НКВ и ВТ СССР обществом Добролёт об обеспечении Карской экспедиции «Комсевпуть» ЛТС и самолётами. 1930г.
Секретно
Штамп Добролёта. 21.6.1930г. №00256/с. Москва 40, Петровский парк, Красноармейская ул. д. 17.
Инспекция ГВФ
Ст. инспектору РВП т. Иванову на № …
Препровождаю при сём список личного состава, выделяемого в Карскую экспедицию.
Зав. эксплоатационным отделом ЮНГМЕЙСТЕР

Л. 3. Список пилотов и бортмехаников Карской экспедиции. (таблица)
№ п/п ФИО. Специальность. Соц. происхождение. Партийность. На какую работу назначается. Какую подготовительную работу ведёт.

1. Чухновский Борис Григорьевич. Пилот. Дворянин. б/п. Начальник экспедиции. Общее руководство. В данное время находится в Иркутске, оборудует самолёт.
2. Квятковский Михаил Францевич. Бортмеханик. Рабочий. Член ВКПб. Бортмеханик на самолёт Чухновского. В Иркутске оборудует самолёт.
3. Доронин Иван Васильевич. Пилот. Крестьянин. б/п. 2-й пилот на самолёт Чухновского. Тоже в Иркутске.
4. Иванов Илья Кузмич. Пилот. Рабочий. б/п. 1-й пилот. Ведёт заготовку горючего.
5. Страубе Георгий Александрович. Пилот. Мещанин. б/п. 2-й пилот на самолёт Иванова. Укомплектов. личным составом.
6. Побежимов Григорий Трофимович. Бортмеханик. Крестьянин. б/п. Бортмеханик. Работы по экспедиции не проводит. Временно используется в Московском Управлении.
7. Алексеев Анатолий Дмитриевич. Лётчик. Рабочий. б/п. Наблюдатель. Принимает самолёты за границей в Марина-ди-Пиза.
8. Ренкас Карл Матвеевич. Лётчик. Рабочий. б/п. 2-й пилот на самолёт Демченко. Прибудет к моменту отправки экипажа. В данное время работает на линии в Ср. Азии.
9. Демченко Александр Степанович. Лётчик. Рабочий. Кандидат партии. 1-й пилот. Разрабатывает табель на специальное имущество и отменные моторы.
10. Шелагин Андрей Степанович. Бортмеханик. Крестьянин. Член ВКПб. Бортмеханик. Принимает самолёты за границей.
Базовые механики.
11. Томчик Василий Лукьянович. Авиамеханик. Рабочий. б/п. Бортмеханик. Послан запрос с предложением следовать в экспедицию. (Томчик бывший бортмеханик линии Архангельск-Сыктывкар).
Из УГВФ запрошены 2 наблюдателя и 1 базовый моторист.

Л. 6.
Секретно
Протокол
совещания в секции Обороны УВТ Наркомторга СССР
по вопросу обеспечения Карской экспедиции самолётами от 25.6.1930г.
Присутствовали:
- от секции Обороны УВТ НКТ СССР - т. Фунтиков, Точилин;
- от УВВС - т. Филановский;
- от Добролёта – т. Юнгмейстер;
- от Гражданской Авиации – т. Иванов;
- от Комсевпути – т. Воеводин.
Слушали: Информирует Точилин. Для обслуживания операций Карской экспедиции к 1 августа с.г. необходимы самолёты. Но из заказанных за границей последние будут готовы только к 20 июля, а смогут прибыть на место к середине августа, что срывает работу последней.
Выход из положения – это получить взаимообразно из имеющихся военных самолётов такого же типа и мощности «Дорнье-Вал» одну машину у УВВС в Севастополе с тем, что по прибытии в Севастополь в начале августа из заказанных машин улучшенной конструкции немедленно будет возвращён УВВС и тем самым Карская экспедиция сумеет выполнить, кроме непосредственной работы по завозу оборудования, и специальные задания.
Постановили:
Просить начальника ВВС через представителя УВВС т. Филановского о разрешении получить взаимообразно для Карской экспедиции один самолёт «Дорнье-Вал» из находящихся в Севастополе с обязательством по прибытии в конце августа с.г. немедленно вернуть из полученных машин с улучшенной конструкцией.
Данное ходатайство поддерживают представители – Добролёта и Гражданской Авиации.
Председатель Фунтиков.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1161
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

1930

Сообщение ББК-10 » 05 Февраль 2015 21:21

Советская Сибирь, 1930, № 089, 18 апреля.

 Советская Сибирь, 1930, № 089 (1930-04-18) Авиоэксп. в Туруханский край.jpg
АВИО-ЭКСПЕДИЦИЯ В ТУРУХАНСКИЙ КРАЙ

МОСКВА, 15. (Тасс). Комитет Северного морского пути и Осоавиахим решили организовать в июне-июле тунгусскую авиационную экспедицию, чтобы исследовать водные пути Тунгусского лесоэкспортного района, а также для обследования места падения тунгусского метеорита. Экспедиция будет совершена на самолете «Комсеверпуть», находящемся сейчас в Иркутске. Начальником экспедиция намечается Чухновский.
Последний раз редактировалось ББК-10 05 Февраль 2015 22:21, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4810
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1930

Сообщение ББК-10 » 05 Февраль 2015 21:29

Советская Сибирь, 1930, № 102, 6 мая.

 Советская Сибирь, 1930, № 102 (1930-05-06) Воздушная экспедиция на Север.jpg
ВОЗДУШНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА СЕВЕР

МОСКВА, 4. (Роста). В Иркутск выезжают участники северной воздушной экспедиции, организованной комитетом Северного морского пути. Экспедицию возглавляет известный летчик — полярник — Чухновский. Экспедиция будет состоять из трех мощных двухмоторных самолетов: две машины будут обслуживать Карскую экспедицию с Запада и одна — с Востока.
Последний самолет вылетит из Иркутска для обследования и аэрофотосъёмки западного побережья Таймыра. В этот район предполагается отправить 6.000 семей переселенцев. Одновременно будет обследован тунгусский район, где намечено рационализировать лесосплав. Будет также произведена аэрофотосъемка проектирующегося в этом районе большого порта. Далее будут совершаться полеты в сторону мыса Челюскина для наблюдения за состоянием льдов. Если льды окажутся благоприятными, в этом году будет предпринят впервые после экспедиции Норденшельда поход одного из мощных советских теплоходов в устье реки Лены.
Самолеты экспедиции будут разведывать льды на всем протяжении Карского моря — от Новой Земли до Северной земли. Они будут производить также разведку льдов для ледокола "Седов", направляющегося с экспедицией на Северную Землю.
Экспедиция впервые произведет исследования влияния морских течений и ветров на продвижение льдов. Для этой цели Чухновский произведет опыты по окрашиванию льдов. Экспедиция также произведет аэрофотосъёмку района падения тунгусского метеорита.
Последний раз редактировалось ББК-10 05 Февраль 2015 22:22, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4810
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1930

Сообщение ББК-10 » 05 Февраль 2015 21:34

Советская Сибирь, 1930, № 107, 11 мая.

 Советская Сибирь, 1930, № 107 (1930-05-11) Северная экспедиция Чухновского.jpg
СЕВЕРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ТОВ. ЧУХНОВСКОГО

Карскую экспедицию в нынешнем году будут обслуживать три мореходных тяжелых самолета. На одном самолете будет работать летчик Чухновский со своим экипажем. На остальные два самолета команды подбирает управление воздушных сил.
Один самолет, под управлением тов. Чухновского, в сопровождении т. Кулика. вылетит на изыскания места падении тунгусского метеорита. По дороге будет произведена засъемка лесных массивов по Ангаре, Подкаменной и Нижней Тунгуске.
Во второй половине июля Чухновский вылетит на остров Диксон и совершит ряд полетов до прихода морской части Карской экспедиции, выясняя состояние льдов и наиболее выгодный проход судов черев замерзающую часть Карского моря.
После прихода судов, Чухновский уводит самолет на восток к мысу Челюскина, наблюдая за состоянием льдов, и будет делать разведку для прохода теплохода Комсеверпути на Лену.
Остальные два самолета летят из-за границы к Маточкину и Югорскому Шару, производя детальную разведку для прохода морских судов.
В средине августа, самолеты вылетают на остров Белый, совершая ряд полетов на остров Уединения и мыс Желающих.
С октября 1930 года, самолеты будут поддерживать регулярное сообщение Красноярск - Игарка.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4810
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1930

Сообщение ББК-10 » 06 Февраль 2015 21:58

Советская Сибирь, 1930, № 139, 18 июня.

 Советская Сибирь, 1930, № 139 (1930-06-18) Воздушная экспедиция вылетает на север.jpg
Фото: Один из трех самолетов (мощностью в 1500 лош. сил) воздушной экспедиции Комсеверопути.

ВОЗДУШНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ВЫЛЕТАЕТ НА СЕВЕР В ПЕРВЫХ ЧИСЛАХ ИЮЛЯ

Разведка льдов Карского моря. — Аэрофотосъемка порогов Ангары для изучения проблемы Ангаростроя. — Полет к месту падения метеорита в районе Верхней Тунгуски. — Исследования рыбных богатств севера.

ЭКСПЕДИЦИЕЙ РУКОВОДИТ ЛЕТЧИК ТОВ. ЧУХНОВСКИЙ

В начале июля воздушная экспедиция Комсеверопути в составе трех мощных самолетов (в 1500 лошадиных сил каждый), под руководством начальника аэрослужбы летчика т. Чухновского, вылетает из Красноярска на север.
В беседе с нашим сотрудником т. Чухновский сообщил следующие интересные подробности о предстоящих северных полетах:
— Работа экспедиции делится на две части: морскую и материковую. Главная задача летной экспедиции — в первой части — будет заключаться в разведке льдов Карского моря, обеспечивающей ледоколам и кораблям выбор пролива для начала навигации и пути следования в устья сибирских рек. Но перед этим экспедиция займется перспективной аэрофотосъёмкой реки Ангары со всеми ее порогами (для изучения проблемы Ангаростроя). Далее она полетит к месту падения метеорита, где работает начальник метеоритного отделения Академии Наук Т. Кулик. В этом перелете придется ориентироваться по радионально - поваленному лесу на протяжении 10 тысяч кв. километров. Найдя центр этих радиусов, экспедиции предстоит отыскать место падения метеорита.
В районах Ангары, Енисея и Игарки экспедиция должна установить распространение лесных массивов. К задачам материковых исследования относится также полет по изучению р. Пясины (Пясина берет свое начало в центре Норильского района, богатого рудными ископаемыми), нахождение корабельного фарватера, отыскание порогов и исследование рыбных богатств реки.
На обратном пути один из трех самолетов пойдет по Нижней Тунгуске для фотосъемок течения. Второй останется на Игарке для зимних полетов в районе залива Гыдоямо и по сбору пушнины в тайге. Этот же самолет будет доставлять в Красноярск собранную пушнину. Третий самолет возвратятся в Мурманск для обслуживания зверобойных промыслов в Балом море и для фотосъемок хибинских апатитовых разработок.
В морских полетах также будут участвовать все три самолета. Их задача:
— своевременно освидетельствовать все проливы и путь с северу от Новой 3емли и выяснить состояние льдов. К 2-4 августа картина обследования должна быть ясна для того, чтобы суда без малейшей задержки могли быть отправлены в пролив.
Затем все три самолета, один базируясь на западные берега Карского моря, второй — на среднюю его часть на острове Белом и третий на остров Диксон, будут вести службу разведки на Карском море, сообщая общее количество льдов, их состояние в летнюю навигацию. Это явится центральной задачей во всех полетах текущего года, так как ледовый режим Карского моря, по существу, неизвестен и никакими судовыми наблюдениями ясность в этот вопрос внести нельзя.
Кроме того, на морскую часть летней экспедиции ложится описание и фотосъемка берегов Карского моря, никем ранее не посещенных (западные берега Сев. Двины Земли).
Наконец во время разведки льдов в море в заливах Енисея, Пясины, Оби и Новоземельских проливов самолеты должны будут выяснить пути миграции (движение) белухи.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4810
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1930

Сообщение ББК-10 » 08 Февраль 2015 19:34

Советская Сибирь, 1930, № 159, 12 июля.

 Советская Сибирь, 1930, № 159 (1930-07-12) Исследования Ангары идут полным ходом. Чухновский.jpg
ИССЛЕДОВАНИЯ АНГАРЫ ИДУТ ПОЛНЫМ ХОДОМ

ИРКУТСК, 10. (Наш корр. ). Первые шаги к осуществлению проблемы Ангаростроя — исследовательские работы развертываются полным темпом. В порожистую часть Ангары выехала и уже приступила к работе экспедиция энергостроя, которая исследует реку в устье Илима, а потом в месте владения Ангары в Енисей.
Организована и на-днях выезжает к месту работ экспедиция, обследующая среднее течение р. Иркута. В ее задачи входят топографические и гидрологические исследования этой местности и разработка вопроса о впуске Иркута в Байкал (сейчас Иркут впадает в Ангару). Специалисты считают это вполне возможным и необходимым и проектирует на месте владения Иркута в Байкал построить высоконапорную электростанцию, мощностью 100 тысяч киловатт.

Летчик Чухновский и инженер Малышев, руководящий работами по Ангарострою, произвели с самолета фотосъемки района, Иркута и Китоя.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4810
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1930

Сообщение ББК-10 » 10 Февраль 2015 20:05

Советская Сибирь, 1930, № 174, 31 июля.

 Советская Сибирь, 1930, № 174 (1930-07-31) Воздушная разведка Ангарстроя.jpg
ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА В РАЙОНЕ АНГАРСТРОЯ

Возвратившийся из полета на самолете Чухновского над долиной Ангары инженер Малышев сообщил, что целью полота была воздушная разведка района Ангарстроя и производство фотосъемок. Задачи в основном выполнены. Намечены места, подлежащие наземному исследованию в целях выяснения возможностей постройки гидроустановок. Произведено обследование лесов. Отмечается громадная лесистость района: весь крутогор в десятки километров покрыт сплошным лесом.
Сейчас производится обработка собранного разведкой материала.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4810
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1930

Сообщение ББК-10 » 07 Октябрь 2015 20:34

Советская Сибирь, 1930, № 113, 19 мая.

Советская Сибирь, 1930, № 113 (1930-05-19) Москва-Хабаровск Водопьянов.jpg
МОСКВА—ХАБАРОВСК

14 мая, в 12 часов дня через Новосибирск по направлению к Иркутску пролетел летчик тов. Водопьянов.
В Новосибирске самолет посадки не сделал.
Летит тов. Водопьянов на самолете Юнкерс «ВЗ3» — грузоподъемностью 1200 килограмм. Скорость полета 200 километров в час.
Тов. Водопьянов делает перелет Москва — Хабаровск для изысканная новой авио-магистрали.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4810
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1930

Сообщение ББК-10 » 01 Июль 2016 10:33

Власть труда, 1930, № 10 (3022), 12 января.

 Власть труда 1930 № 010(3022) (12 янв.) Котлас-Уст-Сысольск.jpg
МОСКВА, 11. Вылетают из Москвы в Архангельск два самолета, предназначенные для регулярного обслуживания новой воздушной линии Архангельск — Котлас — Усть-Сысольск — Москва. Открытие линии назначено на 15 января. Самолеты будут совершать 4 рейса в неделю.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4810
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1930

Сообщение ББК-10 » 27 Июль 2016 17:18

Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.45-47.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.45-47 Авиогруппа КСМП - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.45-47 Авиогруппа КСМП - 0002.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.45-47 Авиогруппа КСМП - 0003.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 3-4.-Л., 1931, с.45-47 Авиогруппа КСМП - 0004.jpg
РАБОТА АВИОГРУППЫ ГОС. АКЦ. О-ВА „КОМСЕВЕРПУТЬ" В ЛЕТНЮЮ КАМПАНИЮ 1930 ГОДА

Громадные задачи по освоению европейского и сибирского советского Севера, стоящие перед Комбинатом „Комсеверпуть", общеизвестны. Значительность пространств, подлежащих включению в экономику страны, общий темп развития народного хозяйства и сам удельный вес мероприятий, обещающий развязать дремлющие производительные силы Сибири, этой будущей „советской Америки", — требуют новейшей техники, и техники в полном объеме.
Комбинат, вступив на путь создания собственных авиационных средств, правильно учел это положение. В арсенале оружия борьбы за овладение и развитие севера самолет с его возможностями был, очевидно, необходим.
К лету комбинат располагал только одним воздушным кораблем типа „Дорнье-Валь". Два таких же других, строившихся в Италии, запаздывали. Таким образом, к выполнению заданий по научно-исследовательским работам в северозападной Сибири и ледовой разведке в Карском море для нужд Карской экспедиции было приступлено при помощи одного самолета.
В середине июля изношенный во время поисков Эйельсона самолет „Комсеверпуть № 1", под командой Б. Г. Чухновского, вылетел из Иркутска. Он произвел фотосъемку Ангарских порогов для проектируемой здесь электростанции-гиганта, сделал полет на поиски тунгусского метеорита, обследовал ряд лесных массивов на Ангаре и Енисее и после 20 июля
был на о-ве Диксон. К последним числам июля были даны две разведки до о-ва Белого, установившие отсутствие льда в устьях Оби и Енисея. Этим, в смысле ледовой обстановки, восток карского театра был освещен во-время и почти полностью (в северную часть района „Комсеверпуть № 1“ не забирался, так как лодка протекала, и в море ходить он не мог).
Менее благоприятно для Карской экспедиции обстояло дело на западе.
Ко дню прихода первого каравана судов к новоземельским проливав первый из итальянских самолетов был только в Константинополе, на своем пути в СССР. Авиации в западной части Карского моря, следовательно, не было, и ледовая разведка, по старине, целиком ложилась на ледоколы. Они со своей задачей справились. „Ленин" обнаружил непроходимость Маточкина Шара, а „Малыгин“, пройдя Югорский Шар и 50-ти-мильную полосу льда средней сплоченности, поднялся почти по чистой воде до бухты Витней. Пройдя отсюда на северо-восток до границы мощных льдов, „Малыгин“ вернулся в Югорский Шар и, встретив здесь „Ленина", провел первые суда на восток. Благодаря талантливому руководству начальника Карской экспедиции Н. И. Евгенова и благоприятному ледовому режиму года, затруднение в виде отсутствия самолета было преодолено. Но, конечно, оно отчетливо сказывалось.
16 августа на западе появляется авиация. В этот день на Вайгач приходит, под командой И. К. Иванова, „Комсеверпуть № 2“, а 18 августа, при участии начальника Карской экспедиции, в югозападной части Карского моря, между Новой Землей и Ямалом, происходит первая разведка. {1} Это уже новое значительное слово: в несколько часов на площади большого района определяются количество, характер и распределение льда. Затем самолет делает местную разведку для очередного каравана, потом снова большую, до 8 часов, и опять местную. „Ленин" перестает ходить, и в это же время „Малыгин" открывает ледовую угрозу на линии о-в Белый — о-в Вилькицкого. Положение вновь осложняется. На востоке нужен работоспособный самолет, между тем даже немореходный „Комсеверпуть № 1", испросив автономию, пошел через Таймыр на Северную Землю. {2} Однако, 26 августа „Комсеверпуть № 2“ заканчивает югозападный район 4-часовой разведкой в области Карских ворот и 3 сентября — после прилета в Югорский Шар на „Комсеверпути № 3“ А. Д. Алексеева — уходит на о-в Диксон. Фронт технических средств Карской операции окончательно выравнен: ледокол и самолет в Югорском Шаре, ледокол и самолет на Диксоне. Эта фаза экспедиции поистине интересна.
Ледоколы уже не несут разведки. „Ленин” вообще не выходит из Югорского Шара, „Малыгин" же производит только одну разведку по

{1} Скорость самолета около 150 км в час.
{2} Самолет вернулся из-за неудовлетворительной работы моторов, дойдя только до базы в заливе Миддендорфа.


пути на о-в Шокальского. Выяснение обстановки лежит целиком на самолетах. „Комсеверпуть № 3" с Вайгача производит два 8-часовых и два 4-часовых полета, для уточнения положения льдов и изменений, происшедших у Новой Земли. „Комсеверпуть № 2“ с Диксона дополняет пять своих разведок из Югорского Шара пятью новыми, продолжительностью от 4 до 5 часов, основным направлением к м. Желания. Ледовую разведку самолеты несут до конца экспедиции. Лишь 2 октября, после образования блинчатого льда в бухте о-ва Диксон, последний воздушный корабль покидает этот остров. {1}

{1} Привожу сведения о пройденном самолетами пути: „Комсеверпуть № 2“ —больше 16 000 км, „Комсеверпуть № 3" — около 12 000 км и „Комсеверпуть № 1“ —больше 10 000 км. Из этих чисел на Карское море у „Комсеверпути № 2“ приходится около 9000 км и, при­мерно, столько же у двух других кораблей вместе.

К изложенному в основных чертах сводится деятельность авиогруппы „Комсеверпуть“ в кампанию 1930 г. Как она должна быть оценена?
„С отлетом самолета Иванова с Диксона" — пишет 4 октября начальник Карской экспедиции в „Известия" — „закончилась деятельность воздушных кораблей в Карском море. От имени морской части должен засвидетельствовать с искренней признательностью проделанную воздушною частью тяжелую работу и большую помощь, оказанную ею проведению морской операции текущего года". Так говорят моряки.
Но еще показательнее вывод, который сделало правление комбината: в 1931 г. предполагается удвоить размеры воздушных средств „Комсеверпути".

Аэронавигатор воздушного корабля „Комсеверпуть № 2“
В. ВЕРДЕРЕВСКИЙ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4810
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

1930

Сообщение ЧАЙКА СВ » 02 Ноябрь 2018 12:23

Днем рождения авиации на Севере принято считать 2 ноября 1929 года. В этот день был подписан приказ Всесоюзного общества «Добролет» о создании в Архангельске Управления воздушной линии Архангельск –Усть-Сысольск (Сыктывкар). 23-25 января 1930 года в Архангельск прилетели два восьмиместных пассажирских самолета «Дорнье Комета 2» общества «Добролет», пилотировали которые Константин Евсеевич Дедущенко и Валерьян Степанович Боженок. Посмотреть на летательные аппараты сбежались, наверное, все, кто мог выделить на это хоть какое-то время. А уже буквально через неделю на Севере открылось регулярное авиасообщение: 4 февраля четырехместный самолет с бортовым номером 119 под управлением летчика Константина Дедущенко поднялся с Кегостровского аэродрома и успешно совершил рейс по маршруту Архангельск — Усть-Сысольск — Архангельск. Первыми пассажирами были делегаты Коми области, возвращавшиеся с сессии крайисполкома. Лететь до Сыктывкара тогда нужно было 7 часов, да еще и с двумя пересадками. 1 января 1931 приказом №70 ВО ГВФ в Архангельске создано Управление Северных линий воздушных сообщений.

https://vk.com/feed?z=photo-12288779_45 ... 9_00%2Frev
Вложения
 I7BEkChHudM Архангельск.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1458
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29


Вернуться в Полярная авиация СССР : Хронология



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения