Страница 1 из 2

Н-16 (Р-5 / П-5)

СообщениеДобавлено: 16 Ноябрь 2008 10:44
Добролет
Михаил Орлов в приложении Михаила Маслова «Крылья» (№2 – 2008) к журналу «М-Хобби», воодушевившись работой настоящего форума, приступил к публикации опознавательных знаков самолетов Полярной авиации из “Реестра гражданских воздушных судов СССР”.
В данном номере опубликованы первые 20 номеров, включая неизвестные нам с Н-14 по Н-17. Данные по заводским номерам, времени регистрации и списания, кое-что по приписке в ходе эксплуатации, так что при установленном темпе публикаций 20 бортов в месяц через 5 лет у нас будет полные данные по всей полярной авиации. Форумчанам останется наполнить их собственно работой, участием в экспедициях, составом экипажей и фотографиями. Кстати в статье два непубликовавшихся фото Комсеверопути-1 и Dornier Wal Н-10. На второй странице того же номера фото и коротенькая заметка про Consolidated Guba L-2 (в миру Н-243).
Воспроизведение издания без письменного разрешения издателя не рекомендуется, так что подождем оного для выкладки данных на форуме (по крайней мере, до того как тираж разойдется). Для затравки предлагаю обозначить отсутствующие (и ошибочные) самолеты

Поликарпов П-5 5364 СССР Н- 6 (с Савойя-62 я как выяснилось ошибся)
Поликарпов У-2 4392 СССР Н- 14
Поликарпов У-2 4398 СССР Н- 15
Поликарпов П-5 6555 СССР Н- 16
Junkers ЮГ-1 942 СССР Н- 17
Поликарпов У-2 4120 СССР Н- 19 (на форуме лежит фото Поликарпова Р-9 Н-49 на острове Рудольфа)

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 12 Май 2009 20:24
Александр Андреев
 Самолеты_СтройкаСССР.jpg
Это, видимо одна из первых публикаций этой фотографии. Журнал "Стройка СССР" 10-1934.
Подпись : "Пробиваясь сквозь пургу, дикие метели, густые туманы, советские летчики в конце марта прилетели в Бухту Провидения, в Уэллен, в Ванкарем"
Если фотографии описаны в подписи сверху - вниз и слева-направо, то этот самолет снят в бухте Провидения. Впрочем, как мы и предполагали. На нижней левой - Савойя и знаменитый Р-5 "СССР Л-1090"

Во какой форум стал - удобный и красивый :)

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 13 Май 2009 13:38
Alexander Belov
Коллеги,

На последнем снимке, в правом нижнем углу - фото самолета на стоянке. Этот Р-5 - "лимузин"? Очень похоже, что задняя кабина закрытая, а выхлопные патрубки идут вдоль борта фюзеляжа. Эли это только кажется? ???

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 13 Май 2009 16:33
Александр Андреев
Alexander Belov пишет:Коллеги,

На последнем снимке, в правом нижнем углу - фото самолета на стоянке. Этот Р-5 - "лимузин"? Очень похоже, что задняя кабина закрытая, а выхлопные патрубки идут вдоль борта фюзеляжа. Эли это только кажется? ???


Похоже, что кабина закрытая. И номер на нижнем крыле - это крайне интересно. Значит самолет не ВВС-ный, а либо ГВФ, либо ГУСМП. Жаль номер не читается. :(

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 14 Май 2009 07:00
Alexander Belov
Если бы не датировка публикации, я бы сказал, что самолет очень похож на ПР-5:

Изображение

Но ПР-5 был выпущен в 1936 году.

Вопрос пока остается открытым.

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 14 Май 2009 07:14
Александр Андреев
Alexander Belov пишет:Если бы не датировка публикации, я бы сказал, что самолет очень похож на ПР-5:


 СтройкаСССР_s.jpg
Прверил еще раз дату журнала - все правильно. Октябрь 1934 г. Спец выпуск по Челюскинской эпопее.

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 14 Май 2009 10:16
Alexander Belov
"Полярные" варианты ("лимузины" с закрытыми кабинами) появились позже.

Значит, мы имеем неизвестную модификацию Р-5? Или все-таки "артефакт", связанный с низким качеством фотографии?

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 14 Май 2009 10:39
Dobrolet
В 1934 на Севере самолетов было по пальцам перечесть.
Я думаю это все тот же Л-1090 товарища Фариха. На кабине какой-нибудь чехол.
Изображение
На снимке с похожего ракурса хорошо видна похожая труба калорифера от выхлопа на правом борту и над крылом просматриваются белые пятна - это макушки букв СССР. На этом самолете надпись большая - нчинается от первой кабины.

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 17 Май 2009 12:17
ИНЖЕНЕГР
Alexander Belov пишет:"Полярные" варианты ("лимузины" с закрытыми кабинами) появились позже.
Значит, мы имеем неизвестную модификацию Р-5? Или все-таки "артефакт", связанный с низким качеством фотографии?


Изображение
“Смоленск” идет в бухту Лаврентия

Фарих готовится к полету на остров Врангеля
“СМОЛЕНСК”, 0 час, 5 мин, 13 мая.

(Радио от наших специальных корреспондентов). Погода в районе бухты Провидения резко изменилась. Бухта закрылась густым туманом; в горах — метель и пурга. Вчера с утра обильно шел снег. Барометр продолжает падать, не обещая хорошей погоды. На льду под свежим снегом стала появлятся вода. Полярная весна разьедает аэродром. Учитывая, что неблагоприятная погода в это время года может продержаться очень долго, ударный коллектив “Смоленска” решил, не теряя времени, продлить свой рейс до залива Лаврентия и взять на борт остальных челюскинцев. Сегодня пароход выходит в море. Капитан Вага надеется выполнить новую задачу в два-три дня и 15-16 мая снова быть в бухте Провидения.

По сообщениям с “Красина”, вчера утром ледокол находился немного севернее 52 параллели, — на пути от о. Шарлотты к Алеутским островам. В бухте провидения “Красин” ожидается через 3-4 дня. “Сталинград” по прежнему во льдах и дрейфует на юг.

Немедленно, как только позволит погода, летчик Фарих с борт-механиком Бассейновым (прим.: в статье - опечатка , следует читать Бассейн) вылетит через Уэллен и мыс Северный на остров Врангеля. Полет будет совершен на самолете Водопьянова, специально оборудованном для полетов в условиях Арктики. В задачу летчика входит восстановление радиосвязи с островом и обследование жизни колонии, зимующей уже пятый год. На остров летят также радист и председатель чрезвычайной тройки т. Петров. Это будет шестой по счету полет на о. Врангеля вообще и первый полет в весеннее время года.


Бор. Громов, П. Кулыгин, Фарих.

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 17 Май 2009 15:43
Alexander Belov
Спасибо!

Самолет Фариха прибыл на остров Врангеля в бухту Роджерса 24 мая 1934 года.

На остров борт прилетел еще 20 мая, но из-за тумана сел на вынужденную западнее бухты Сомнительной, подломав правую стойку шасси и два шпангоута фюзеляжа. Ремонт, достаточный, чтобы перелететь в бухту Роджерса, был выполнен спомощью одного только перочинного ножа, случайно оказавшегося у Петрова. При посадке в бухте Роджерса самолет опять потерпел аварию, но спомощью зимовщиков его удалось отремонтировать и 30 мая Фарих вылетел на мыс Северный.

В книге А.И Минеева "Пять лет на острове Врангеля" тип самолета не был указан.

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 30 Май 2009 22:23
Александр Андреев
Dobrolet пишет:В 1934 на Севере самолетов было по пальцам перечесть.
Я думаю это все тот же Л-1090 товарища Фариха.


Alexander Belov пишет:Самолет Фариха прибыл на остров Врангеля в бухту Роджерса 24 мая 1934 года.


Интересно, что в 4-м томе М. И. Белова этот полет описывается на самолете под номером "СССР Н-190".

М. И. Белов, "История открытия и освоения СМП", т.4. Л: Гидрометеоиздат, стр. 376.
В главе 11 " Полярная авиация и ее роль в освоении Советского севера", в описании событий 1934 г. есть такие два абзаца :

Весной смелый полет с мыса Шмидта на о. Врангеля выполнил на самолете СССР-Н-190 летчик Ф. Б. Фарих с авиамехаником Ф. И. Бассейном и радистом-челюскинцем С. А. Ивановым, который установил прерванную на два года связь с Большой Землей.

Попутно летчики совершили ледовую разведку для судов Северовосточной экспедиции Наркомвода, попавших в ледовую ловушку в районе мыса Биллингса. С помощью самолета Фариха капитаны смогли вывести суда к мысу Ванкарем, а оттуда следовать на восток. Во время полетов к мысу Биллингса Фарих использовал, впервые в Арктике, построенный прямо на предварительно разбитых камнях сухопутный аэродром, с которого взлетала его машина, перестроенная на колесный вариант.


У Белова, конечно, тоже встречаются ошибки. Но не часто.

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 31 Май 2009 18:03
Alexander Belov
Все прилетевшие на самолете Фариха у Минеева перечислены, все они активно работали во время пребывания на острове. Диалог Минеева ("начальника острова" в это время) с Петровым записан "по горячим следам". Так что состав прилетевших - Фарих, Бассейн, Иванов и Петров - можно, как мне кажется, считать установленным.

Но! Учитывая изначально заднюю центровку Р-5, полет с ТРЕМЯ пассажирами в задней кабине был очень рискованным. И в обычных условиях такие полеты запрещались. П-5 (почтовая модификация самолета) мог принять двух пассажиров за счет снятия военного оборудрования и радиостанции. Третий пассажир (не менее 100 кг с учетом полярной экипировки) - это уже излишне много. В Инете есть РЛЭ Р-5-М-17, можно посмотреть допустимую загрузку.

Фарих рисковал, но обстоятельства того требовали.

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 31 Май 2009 20:39
Иван Кукушкин
А не могли они на этом Р-5 использовать опыть снятия челюскинцев "по горячим следам"?

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 31 Май 2009 22:27
Alexander Belov
Скорее всего нет, летели в кабинах (летчик - в передней, пассажиры - в задней), а не в парашютных контейнерах.

Свою роль сыграло мастерство летчика, ИМХО.

По Р-5 была монография издательства "Армада". В электронном виде я его не нашел, а альбом технической эксплуатации Р-5 вот:

http://1.airwar.z8.ru/bibl/r5tb3-te.zip

Re: Н-30 (?)

СообщениеДобавлено: 31 Май 2009 22:41
Александр Андреев
Alexander Belov пишет:Все прилетевшие на самолете Фариха у Минеева перечислены, все они активно работали во время пребывания на острове. Диалог Минеева ("начальника острова" в это время) с Петровым записан "по горячим следам". Так что состав прилетевших - Фарих, Бассейн, Иванов и Петров - можно, как мне кажется, считать установленным.

Но! Учитывая изначально заднюю центровку Р-5, полет с ТРЕМЯ пассажирами в задней кабине был очень рискованным. И в обычных условиях такие полеты запрещались. П-5 (почтовая модификация самолета) мог принять двух пассажиров за счет снятия военного оборудрования и радиостанции. Третий пассажир (не менее 100 кг с учетом полярной экипировки) - это уже излишне много. В Инете есть РЛЭ Р-5-М-17, можно посмотреть допустимую загрузку.

Фарих рисковал, но обстоятельства того требовали.


Самолет был Р-5. Вопрос какой у него был номер, и, соответственно, к какому ведомству он принадлежал. Варианты : Л-1090 (ГУГВФ) или Н-190 (ГУСМП).