Страница 1 из 1

Н630/СССР-04200 (Ил-14)

СообщениеДобавлено: 20 Март 2008 21:34
[ Леспромхоз ]
Раскопано на:
http://www.airdisaster.ru/database.php?id=243
Катастрофа Ил-14 Управления полярной авиации в Архангельской области

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 02 сентября 1960 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Архангельская область, 8 км от деревни Зихнова Плесецкого р-на
Тип ВС: Ил-14
Регистрация ВС: СССР-04200
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Управление полярной авиации


Описание
Экипаж 247 авиаотряда выполнял рейс Певек-Шереметьево с промежуточными посадками на аэродромах Ниж. Кресты, Чокурдах, Тикси, Косистый, Хатанга, Диксон, Мыс-Каменный, Амдерма, Архангельск и Череповец. В Архангельске посадка произведена на аэродром ВВС Ягодник вследствие размокшего состояния ВПП на аэродроме ГВФ Кегостров. Экипаж был выпущен на Череповец со следующим прогнозом погоды по маршруту (данным ВВС): облачность 5-8 баллов, верхняя, средняя, слоисто-кучевая высотой 300-600 м. Диспетчер РДП а/д Кегостров подготовил для передачи на борт такой прогноз погоды (сроком действия с 16:30 до 19:30): облачность 5-10 баллов, верхняя, на участке Каргополь-Шереметьево – 10 баллов, слоисто-дождевая, кучево-дождевая, высотой 200-300 м, кратковременный дождь, грозовое положение, видимость 4-10 км, в дожде 2-4 км, верхняя кромка выше 3 000 м, умеренная болтанка. Этот прогноз на борт передан не был, т.к. экипаж заявил, что у него уже есть прогноз, переданный при вылете. Сначала РП и диспетчер КДП приняли решение дать эшелон 2 100 м, но при пролете зоны а/п Кегостров, в связи с прогнозированием грозового положения на участке Каргополь-Череповец, диспетчер КДП решение изменил и в 16:15 дал указание экипажу следовать визуально (под облаками). В 16:20 экипаж доложил: «500 метров визуально». В 16:35: «800 метров визуально, расчетное время пролета Каргополя - 17:23». Диспетчер РДП подтвердил указание следовать визуально. В 17:03 экипаж доложил: «300 визуально, дождь, видимость ухудшается, есть ли встречные?». Диспетчер ответил: «следовать 300, встречных пока нет». На этом связь прекратилась. На следующий день самолет обнаружен на трассе в 55 км северо-северо-западнее Каргополя сгоревшим в лесу у возвышенности в точке с координатами 61°55’ СШ 38° 10’ ВД восточнее озера Порженское. Катастрофа произошла между 17:10 и 17:27.

СССР-04200 (Ил-14)

СообщениеДобавлено: 20 Ноябрь 2012 20:01
[ Леспромхоз ]
"ST"

--- CCCP-04200 Il-14 AFL/Polar no reports in fleet list 12mar60; w/o 02sep60 on a flight from Mys Shmidta to Moscow via Perek, Cherski,
Chokurdakh, Tiksi, Khatanga, Dikson, Amderma, Arkhangelsk and Cherepovets when crashed into the
slope of Mt. Belaya 8 km from Zikhnovo (Kenozero National Park, Arkhangelsk region) in bad visibility,
all 5 crew and 13 passengers (polar researchers from the Soviet military) killed

СССР-04200 (Ил-14)

СообщениеДобавлено: 20 Ноябрь 2012 20:10
[ Леспромхоз ]
http://www.arhpress.ru/plesetsk/2006/1/14/8.shtml
Плесецкие новости 14 января 2006

Александр КАПУСТИН, Сергей БЕССОНОВ.
Тот самый "ИЛ-14"...

P-37-XXI,XXII - 1 : 200 000 : Белая_гора.jpg
Территория Кенозерского национального парка, где находится Кенозерская школа, привлекает специалистов в различных сферах науки - ботаников, филологов, болотоведов, ландшафтных архитекторов. Даже астрологи побывали здесь в августе 2005 года. И тем не менее Кенозерье хранит еще множество нераскрытых тайн, одну из которых мы решили раскрыть.

45 лет назад недалеко от деревни Зихново разбился самолет. Катастрофа окутана вымыслами и тайнами. Поэтому мы сразу начали сбор информации в архивах, в газетных материалах, опросили местных жителей. И оказалось: 2 сентября 1960 года в дневное время в восьми километрах от Зихнова, врезавшись в склон горы Белая, разбился ИЛ-14 - бортовой номер 04200.

Вот описание: "По аэродинамическим характеристикам и компоновке ИЛ-14 повторял своего предшественника. Площадь крыла была уменьшена, а толщина баков увеличена. Был разработан усовершенствованный двигатель АШ-82Т с более высокой взлетной мощностью, равной 1900 лошадиным силам. На самолете ИЛ-14 установлено более совершенное пилотажно-навигационное, радиосвязное оборудование и радиотехническая система слепой посадки. Опытный ИЛ-14 поднялся в воздух 13 июля 1950 года. Серийный выпуск ИЛ- 14 различных вариантов и модификаций продолжался до 1957 года. Всего было выпущено 839 самолетов". Это из книги А.Н. Пономарева: "Конструктор А.Н. Ильюшин".

Разбившийся самолет замыкал группу из трех машин, совершавшую перелет по маршруту мыс Шмидта-Перек-Черский-Чокурдах-Тикси-Хатанга-Диксон-Амдерма-Архангельск-Череповец-Москва. Протяженность маршрута около 7000 километров.

Наиболее вероятными причинами аварии являются неблагоприятные погодные условия: высота облаков 300 метров, сила ветра 8-10 баллов, дождь и дымка, из-за которых видимость была до 4 километров. Возможны и неисправности в оборудовании самолета. Недостаточная высота полета самолета была замечена жителями деревни Вершинино еще за 20 километров от места падения.

Наименее вероятна ошибка пилота. Почему? Да потому что управлял самолетом опытный летчик, заместитель командира эскадрильи, ветеран Великой Отечественной войны и участник первой советской антарктической экспедиции Н.Д. Поляков. Хотя... В.Я. Потемкин, тоже пилот, в книге "Записки шеф-пилота двух президентов" признается, что ему случалось идти на нарушения: "Представьте себе ледовую разведку по проводке каравана судов, затертого льдами. Караван стоит. Головному ледоколу нужны данные ледовой разведки, а разведчик ИЛ-14 попал в сплошной туман. Что делать? Снижались до высоты 50 метров... Но на подходе к островам или береговой черте главным было - набрать безопасную высоту... Авиационные происшествия в холмистой местности да еще в облачную погоду очень часто связаны с невыдерживанием экипажем высот при полетах".

Авария в Кенозерье оказалась не первой в практике опытного пилота Н.Д. Полякова. В книге "Над Арктикой и Антарктикой" читаем: "В 1955 году в Арктике при заходе на посадку в сложных метеоусловиях самолет под управлением Котова И.С. - командира Московской авиагруппы особого назначения и Полякова Н.Д. зацепился шасси за гряду торосов и приледнился на фюзеляж на аэродроме дрейфующей станции СП-3".

Экипаж самолета, останки которого обнаружились у Зихнова, состоял из пяти человек. На борту было 13 пассажиров, в том числе одна женщина. В Архиве народного хозяйства мы нашли полный список погибших - Н.Д. Поляков, О.М. Козлов, Ю.А. Румянцев, Н.В. Самарин, А.А. Тарарухин. Это авиаторы. Электромонтер Г.В. Курышев из Москвы, Ч.Ю. Конопелько из Гродненской области, В.Г. Власов из Курской, П.А. Чучумаев из Уральска, Б.П. Процык из Львовской области, Н.Я. Толочко из Черниговской, Н.В. Крутинкин из Мордовской АССР, М.С. Зайцев из Орловской области, Е.Г. Визевский из Харькова, П.А. Войтусенко из Ставрополя. Все они - военнослужащие. Е.В. Шитов из Москвы, В.Б. Анцифирев из Свердловска, В.И. Чучумаева из Уральска.

Обломки на месте катастрофы разбросаны на большой площади, двигатели вырваны, лопасти винтов сломаны. Целым остался только обломок хвостовой части фюзеляжа. Значит, удар о землю произошел на большой скорости и, скорее всего, внезапно для пилотов. Следы "побежалости" на металле говорят о пожаре. В такой ситуации выжить, конечно, никому не удалось. Лишь тело женщины сохранилось полностью, все остальные тела были разорваны в клочья.

Катастрофа произошла днем. Взрыв слышали многие жители окрестных деревень, но не придали большого значения, поскольку в это время на территории Кенозерья велись геолого-разведочные работы с применением взрывчатых веществ.

Трупы погибших стали вывозить с места катастрофы на телегах на третий день после аварии в деревню Порженское. Делали это в течение двух суток крестьяне В.М. Березин и А.И. Зуев. В Порженском ждал вертолет из Москвы. В некоторых источниках говорится, что второй пилот ИЛ-14 является сыном Матвея Ильича Козлова - полярника, стоящего по известности в одном ряду с такими знаменитостями, как Водопьянов, Кренкель, Папанин и Молоков.

А теперь - легенды. Первая - в самолете летели геологи. Это не так. Возвращались с "северов" полярники. Косвенное доказательство - кастрюли, чайники и другие предметы быта. Вторая - в самолете было много денег. Это подтверждают многие опрошенные. И снова обратимся к книге В.Я. Потемкина: "Записки шеф-пилота двух президентов": "Маршрут по тем понятиям длиннющий: Москва-Череповец-Архангельск- Амдерма-Диксон-Хатанга-Тикси, Чокурдах-Черский-Перек-мыс Шмидта... Сам полет занимал пять суток, из которых 42 часа - непосредственно в воздухе. В месяц выполнены два полета. Больше нельзя, чтобы не превысить санитарную норму налета. Мои родители удивлялись: как это сын летает всего десять дней в месяц, а остальные двадцать на земле прохлаждается. А что было, когда я принес домой первую зарплату!.. Подхожу к кассе, а мне дают столько пачек денег, что я сразу понимаю - в руках их унести невозможно физически".

Давно пора стоять памятнику погибшим полярникам на месте гибели самолета. И он будет стоять там.

СССР-04200 (Ил-14)

СообщениеДобавлено: 26 Май 2015 18:24
Адольф Милованов
 CIMG4475 Ил-14 04200 ПУГА httpwww.kenozerje.17-71.comil14tragedy.htm.JPG
Как указано выше, на борту находилось 13 пассажиров. Все они покоятся в Москве на территории нового Донского кладбища рядом с колумбарием 16 в братской могиле. В одном ряду и напротив ещё ряд братских захоронений гражданских авиаторов. Где покоятся 5 человек экипажа не знаю...

СССР-04200 (Ил-14)

СообщениеДобавлено: 26 Май 2015 23:35
ББК-10
Авария в Кенозерье оказалась не первой в практике опытного пилота Н.Д. Полякова.

По объему известной информации можно персональную тему создать.

СССР-04200 (Ил-14)

СообщениеДобавлено: 27 Май 2015 11:18
Historik
Обращает на себя внимание факт, что в статье три фамилии пассажиров "Ила" написаны с ошибками:
- В.Б.Анцифиров из Свердловска - 06.08.1931 г.р.;
- Е.Г.Витебский из Харькова – 14.11.1933 г.р.;
- Н.В.Кручинкин из Мордовской АССР – 01.01.1933 г.р.

СССР-04200 (Ил-14)

СообщениеДобавлено: 27 Май 2015 22:01
ББК-10
Обращает на себя внимание факт, что в статье три фамилии пассажиров "Ила" написаны с ошибками:

Мелочь. Может архив так ответил.
Лонись у нас премьер-министр отрывал движение по "самой северной железной дороге", в Якутске :)

СССР-04200/Н-630 (Ил-14)

СообщениеДобавлено: 30 Март 2017 08:47
Адольф Милованов
РГАЭ. Ф.2527, оп. 2, дело 2229 (261л) Документы регистрации аэродромов, опознавательные знаки самолётов. 7.1-10.6.1958г. лл 204-211.
№17. Ил-14, зав.№147001418, старый оп. знак Н-630, новый - СССР-04200;
№18. Ил-14, зав.№147001419, старый оп. знак Н-631, новый - СССР-04201;

Н-630 Ил-14

СообщениеДобавлено: 25 Июнь 2019 04:15
Dobrolet
Запись от 05.06.1957 № 23312 в Реестре гражданских воздушных судов
Ильюшин Ил-14М
зав. № 147001418
Опознавательный знак СССР-Н 630
Двигатели 2 х АШ82ФН
Эксплуатант УПА
Назначение транспортное
24.05.1957 выданы новые документы

Н-630 Ил-14

СообщениеДобавлено: 25 Июнь 2019 08:01
Адольф Милованов
Смотрите тему Ил-14 04200. Это тот же самолёт.

Н630/СССР-04200 (Ил-14)

СообщениеДобавлено: 26 Июнь 2019 09:21
Dobrolet
Объединил