Н-133 (Heinkel HD-55 / КР-1)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-133 Хейнкель HD.55 (КР-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 12 Апрель 2008 07:11

Хейнкель HD.55 (КР-1)

Г.Ф.Петров «Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999»

Для расширения боевых возможностей военно-морского флота в начале 20-х голов в СССР были предприняты попытки устанавливать на корабли боевые самолеты лля разведки с воздуха. В 1929 г. Управление ВВС (УВВС) обратилось к немецкой фирме «Эрнст Хейнкель флюгцойбау». У нее купили катапульту и несколько летающих лодок HD.55, приспособленных для использования с этой катапульты.

Прототипом HD.55 был самолет HD.15. построенный еше в 1927 г. Дела у фирмы «Хейнкель» тогда шли плохо, и советский заказ спас фирму от финансового краха. Эскизный проект нового самолета выполнили за несколько недель. Это была иельнодеревянная летающая лодка-биплан, металл использовался только в креплениях, на стойках и капоте силовой установки. Для удобства хранения на кораблях коробку крыльев сделали складной. Предусматривалась установка гидросамолета на лыжи. По требованиям советских специалистов было предусмотрено вооружение в двух огневых точках: неподвижный пулемет в носу и турельная установка за двигателем. После поездки в Германию советской делегации во главе с начальником УВВС Я.И.Алкснисом в сентябре 1929 г. заказ увеличили до 20 самолетов.

В июле 1930 г. получили первые пять машин и одну катапульту (вместо двух — от второй отказались). На Балтике самолеты поступили в 51-й авиаотряд в Ораниенбауме. На Черном море самолеты вошли в состав корабельных авиаотрядов. Один самолет передали в Главсерморпуть, на нем летали О.Кальвиц и и В.Рожанский. В ВВС РККА самолет обозначали как КР-1 (корабельный разведчик-первый). На Черном море все доработки по самолету проводились на заводе № 45 в Севастополе. На самолет устанавливали турель ТУР-6 с двумя пулеметами ДА, в носу — полуутопленный пулемет ПВ-1. На Балтике самолет устанавливали на лыжи, в основном, с учетом пожеланий полярных летчиков.

К середине 30-х годов самолет устарел и не отвечал новым требованиям к корабельному разведчику. По документам, на Балтике последний самолет списали в 1939 г. из-за ветхости конструкции.

alex_andr:

Один борт был точно на "Садко" в высокоширотную экспедицию 1935 г.

 Н133 Не-55 (КР-1) (6).jpg


update 25-06-2008: Н-133
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-133 (Heinkel HD-55 / КР-1)

Сообщение Александр Андреев » 25 Июнь 2008 19:08

Участвовал в экспедиции 1935 г на "Садко". Летчик Власов, лет.наб Варлаамов.
Нашел эту информацию в отчете экспедиции. В ближайшее время постараюсь сделать фотографию со страницы отчета.

 Н133 Не-55 (КР-1) (4).jpg
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-133 (Heinkel HD-55 / КР-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Июнь 2008 19:38

Скопировано из "хронологии"

Самолеты в поисках "Земли Джиллиса"

11 августа. [1935]

День событий, которые м. быть большими и трудными. Шли полыньей и к 10-12 часам пересекли 81°. Таким образом, чистой водой перли от 80°15' и 30°30' до 81°3' и 28° (на 12 часов дня). Часов в 10-11 штурман Марков заметил милях в 50 на северо-западе какое-то темное пятнышко. Поглядел Ушаков и Николаев и свернули на запад. Шли до 28°, пока не уперлись в лед. Туман горизонта менял очертания, пятно - нет.

Остановились. Хотел лететь Бабушкин на "Хенкеле"- не завелся. Взлетел в 2 часа дня Власов на "Ш-2". Летал 2 часа, шел волнами тумана, осмотрел в радиусе 25 миль (т.е. летал на 12 и видел на 12 миль вперед) запад, север и восток- никакой земли Джиллиса не обнаружил. Дальше лететь и смотреть мешал туман.

У нас уже накопилось много признаков земли:
Ушаков считает нерасплывчатые очертания вещью. Ермолаев достал грунт- крупная галька. В течение нескольких миль глубина понизилась с 400 до 150 метров. Бабушкин указывает, что нет зверя (ушел на землю), и птицы летят от нее к нам (это заметил во время полета и Власов).
Лед - крупно-битый, но прошедшие ветра его не тронули- значит за что-то цепляется (Ушаков высказывает предположение о мелководье, а на нем сидят айсберги). Евгеньев осторожничает, но намекает, что вот не верим в землю Андреева, а сейчас Масленников ее видел. Ушаков постановил задержаться на месте на день, завтра пустить 2 самолета.
Среди газетчиков дикое оживление. Черненко написал 1000 строк. Самая ходовая книга : Самойлович "Во льдах Арктики", где рассказана история земли Джиллиса.
Сегодня утром взяли 50-ую станцию.


[ Бронтман Лазарь Константинович, "Плавание на ледоколе "Садко" 1935 г.". Дневник. http://zhurnal.lib.ru/r//ryndin_s_r/sadko.shtml ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-133 (Heinkel HD-55 / КР-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Июнь 2008 19:48

Alexandr Belov :

Найдено на "Яндекс-фотках" КР-1 экспедиции "Садко":

http://fotki.yandex.ru/users/gennadiy-spb/view/57551/

Изображение
«КР-1» на Яндекс.Фотках

alex_andr: "...Хейнкель КР-1 Фариха в экспедиции Садко" - эта подпись мне не нравится. В знаменитой экспедиции 1935 г, где как раз и был КР на борту, летчики были Бабушкин и Власов. А вот, что Фарих участвовал в каких-либо рейсах Садко - не встречал.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-133 (Heinkel HD-55 / КР-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Июнь 2008 20:07

Еще из дневников, полеты Н-133

- 23 июля. Шпицберген, Баренцбург.

Днем Бабушкин и Власов совершили 6 пробных полетов на "Хенкеле". Баренцбургу привез смену зимовщиков, нам газет и одно письмо на весь корабль. Мое осталось в Мурманске.

Из Баренцбурга за подписями четырех отправлен рапорт Шмидту о первом этапе пути.


- 28 июля. Шпицберген, Баренцбург.

Сегодня днем пришел пароход "Ставаор-фиорд". Огромный 5-ти палубный трансатлантик. Водоизмещение 19000 тонн, мощность машин 16000 л.с., два вала к винтам имеют длину по 50 м., диам. 0,5 м. Восемь котлов, скорость- 19 узлов.

Баренцбург украсился приветственными флагами, приготовили оркестр (за полчаса до прихода капельмейстер взволнованно звонил Плисецкому - "Нет кларнета!", -"Что ж, я его рожу? Играйте на полтона ниже или выше"). На пароходе- 750 туристов, в т.ч. из Южной Африки и из Бразилии и даже 2 иерусалимских еврея.

С пароходом прибыл почти весь кабинет Норвегии: премьер-министр Ньюгорцвол, министр торговли Мадсен, председатель комитета по иностранным делам в парламенте Андеро, член комитета по ин. делам Мовинкель, французский и румынский послы в Осло, члены парламента и др.

На пристани их катер (набитый, как сельдями) встретил Плисецкий, Виленский и я. Пошли осматривать поселок. Особенно поразили ясли ("я сражен и поражен" заявил французский посол) и баня. Очень понравились свиньи, клумбы- фотографировали без конца. Много туристов пришло берегом. Истинная причина приезда, видимо, разглагольствования фашисткой печати о том, что СССР хочет захватить Свальбард. Они уже осмотрели Адвент-бей и сейчас заехали сюда. Официально- туристы, "чисто туристские цели"- как заявил в беседе с Виленским премьер. После осмотра- завтрак у Плисецкого. Все зверски налегли на еду, особливо на икру. Под конец им подали два шоколадных торта, сделанных знаменитым местным кондитером Золотым. Один- в виде громадной книги, на отвороте которой выведено "За мир во всем мире", второй увенчан сладкой вазой со сладкими же белыми розами- символом мира. Один торт преподнесли президенту, второй- его жене. Захвалили.

Премьер выступил с речью, в коей отметил большие успехи, энтузиазм советских рабочих, прекрасный прием. Плисецкий подчеркнул дружбу двух рудников ("наперекор всяким злостным инсинуациям"), - символ дружбы народов .

Затем президент попросил к себе на корабль. На их катере поехали Плисецкий с женой, Виленский и я. Дали обед с участием всех министров. Довольно забавное меню: одна маленькая булочка на весь обед: пюре из рыбы, белуга, оленина и чудесное мороженное. Портвейн вкуса коньяка и шампанское. Затем повели в дансинг- кофе с ликером, сигареты. Насовали значков парохода, которые носят в петлице почти все плавающие на нем. Вообще, рекламируется общество неплохо: бесплатно дается почтовая бумага с изображением парохода, конверты, проспекты.

Отличный джаз, танцы. Плисецкой пришлось танцевать почти со всеми министрами. За нашим столом сидел какой-то старик - друг Нансена, Свердруп - директор Адвент-Бея ("Я не мог им показать то, что вы, но мы остаемся друзьями"- Плисецкому), он же племянник Свердрупа, редактор какой-то "рабочей газеты", издающейся в городке с 40 000 населения вблизи Осло.

Виленский заметил Свердрупу, что здесь хорошо танцуют. "Да, - ответил он, - в их ноги вложено больше, чем в головы".

Плисецкий попросил премьера принять нас. Он согласился на "Известия", но дипломатично уклонился от "Правды" : "Я не буду говорить с "Правдой" потому, что моя беседа будет без политики". Я не настаивал и сам не просил о беседе, ибо не получил ответа от редакции на мою молнию о беседе.

Беседа Виленского была довольно занятной. Он заявил, что собирается приехать в СССР и повидаться со Сталиным. "Я прочел все, что печаталось о Ленине и о Сталине на норвежском, шведском, датском и английском языках". Очень лестно отзывался о перелете Леваневского и экспедиции на "Садко". Все норвежцы следят за ними. "Вообще , такие вещи может устраивать только такая великая страна, как СССР". В заключении он отметил, что "бедные норвежские бедняки искони ловили рыбу у Зфи. После того, как СССР аннексировал Зфи, он запретил им это. "Я думаю, что Вам надо пойти им навстречу, т.к. и Норвегия много сделала для СССР". Премьер ставит этот вопрос "не политически, а общечеловечески".

Простились они очень тепло. Долго трясли руки, премьер проводил до трапа. Пускали ракеты.

Один из собеседников никак не мог понять пятидневки. Как это так- люди работают 7 часов, 5 дней, а некоторые- даже четыре дня. "Во всем мире работают полную неделю, а у вас выходит на 60% меньше". Невдомек!

Премьер у них- рабочей партии. Это партия победила 5 месяцев назад под лозунгом "Снизить на 30000 крон жалование королю и отдать эти деньги безработным". Король получает 200000 крон в месяц. Кстати, Плисецкий рассказывал, что когда он ему вручал свои верительные грамоты, то король принял его на даче. Такой , в какой у нас живет руководитель Главка.

И еще, кстати, когда мы два дня назад сообщили Свенсону о приезде министров, он скептически усмехнулся. Он не особенно их уважает и называл их в разговоре с Плисецким просто "Бюрократы".Между прочим, Свенсон получает жалование 300 крон в месяц.

Перед отходом парохода, Плисецкий с Бабушкиным на "Ш-2" сделали несколько кругов над пароходом (и Власов на "Хенкеле"), а затем оба самолета сели и три раза обрулили пароход. Все население высыпало на палубу, приветствовало и снимало. В 5 утра пароход ушел. Он немного задержался, ибо при подходе к Баренцбургу напоролся на камень, и водолазы зашивали дыру.

- 29 июля.

Сегодня в 8 ч. 30 м. вечера вышли из Баренцбурга, легли курсом на стык 79 параллели и нулевого меридиана. Дойдем до кромки льдов, а там повернем на север. На борту- 1000 тн. угля и 230 тн. воды. Эхолот исправлен, оба самолета закреплены (оба были опробованы в Баренцбурге) : "Ш-2" - на носу, "Хенкель"- на корме.

6 августа.

Сегодня месяц, как вышли из Архангельска. За месяц прошли около 5000 км, сделали 46 станций. Утром покончили с ледовой полыньей и выбрались на чистую воду. Я проснулся и не сразу сообразил: идем или стоим во льдах, так незаметно было движение, хотя шли полным ходом. Хорошая, все-таки, вещь- чистая вода!

В общем, ледовали мы трое суток и прошли за это время 70 километров. Все считают, что проскочили мы удачно, ибо в район "7 островов" с севера спускается постоянный ледовый язык, в районе коего не бывал, между прочим, ни один корабль. Ермолаев, взявший ил в этом районе, определил, что он застойный, и вода застойная, и лед застойный. Его сдвигает только ветрами, а последние две недели, как на зло, дули норды. Ежели лед по ветру проходит даже только 30 км. в день, то можно себе представить, откуда его притащило, и до коих мест мы бы добрались при южных зефирах.

Добравшись, между тем, до мыса Лейсмит, мы остановились и бросили якорь. Весь день производили измерения и исправления берегов, бухт, фиордов и проливов. На картах прямо указывается: "Очертания берегов и глубины к востоку от 20° Гринвича наложены недостоверно. Плавание в этих водах требует осторожности." А глубин вдоль берега и вообще не было! Меряем, пеленгуем, вычисляем. Ночью с 6 на 7 августа отправили два самолета. На "Хенкеле" полетел Власов, Симка Иванов с рацией и Варламов с аэрофотосъемкой, на "Ш-2" Бабушкин и Жонголович (зарисовывать). Все это - в карты. Вернулись они в 4 ч. утра. Варламов рассказывает, что на карте очень многое переврано, снимать было трудно, хочешь снять карточный фиорд, а его нет, хочешь снять островок- нету, зато есть "вакантный" в другом месте.

[ Бронтман Лазарь Константинович, "Плавание на ледоколе "Садко" 1935 г.". Дневник. http://zhurnal.lib.ru/r//ryndin_s_r/sadko.shtml ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-133 (Heinkel HD-55 / КР-1)

Сообщение Добролет » 27 Июнь 2008 11:08

Откуда все-таки номер Н-133?
По текстам он нигде не упоминается - только "Хейнкель".
На фото Петрова - со звездами, не факт что вообще относится к этому самолету.
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

Н-133 (Heinkel HD-55 / КР-1)

Сообщение Александр Андреев » 27 Июнь 2008 12:52

Добролет пишет:Откуда все-таки номер Н-133?
По текстам он нигде не упоминается - только "Хейнкель".
На фото Петрова - со звездами, не факт что вообще относится к этому самолету.

Из машинописного отчета высокоширотной экспедиции на "Садко". Там он правда, как Хейнкель не упоминается.
Упоминаются два номера - Н-91 и Н- 133. И экипажи. На следующей неделе сфотографирую эту страницу, выложу.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-133 (Heinkel HD-55 / КР-1)

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Ноябрь 2009 00:22

Lennart Andersson, Red Stars 6 - Aeroflot origins // Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland, ISBN: 978-952-5026-88-7

СССР-Н133
КР-1 (Heinkel HD-55)
25.6.1935
Заводской №: 348
Списан: 04.01.1936
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-133 (Heinkel HD-55 / КР-1)

Сообщение Dobrolet » 04 Декабрь 2009 19:28

Хейнкель КР-1 на ледоколе Таймыр - наверное тот же самый Н-133
Вложения
 Н133 Не-55 (КР-1) 1932 ледокол Таймыр (1).jpg
 Н133 Не-55 (КР-1) 1932 ледокол Таймыр (3).jpg
 Н133 Не-55 (КР-1) 1932 ледокол Таймыр (2).jpg
 Н133 Не-55 (КР-1) (5).jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-133 Хейнкель HD.55 (КР-1)

Сообщение Адольф Милованов » 16 Август 2013 10:38

Иван Кукушкин пишет:Хейнкель HD.55 (КР-1)

Г.Ф.Петров «Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999»
В июле 1930 г. получили первые пять машин ... Один самолет передали в Главсерморпуть, на нем летали О.Кальвиц и и В.Рожанский.
К середине 30-х годов самолет устарел и не отвечал новым требованиям к корабельному разведчику. По документам, на Балтике последний самолет списали в 1939 г. из-за ветхости конструкции.


Есть сомнение и в достоверности выдержки и в опознавательном знаке. Во-первых, если первые самолёты получили в июле 1930, то как мог летать на них О.А. Кальвица, погибший в марте этого года?
Во-вторых, судя по отчёту УВС за 1934г, самые большие оп. знаки имели с-ты Ш-2 Н-64 и ПР-5 Н-70. Самолёт КР-1 вообще (указано) был без оп. знака. Там же указано, что этот с-т поступил в УВС в 1934г и выбыл в том же году.
"Из 57 самолётов в течение 1934 года снято с эксплуатации 11, из них:
а) за износом – 3 (Р-5 Н-7; Ш-2 Н-21 ЮГ-1 Н-4);
б) из-за аварий – 4 (Р-5 Н-45; У-2 Н-18, Н-37 и Н-12);
в) передали в другие организации – 4 (ЮГ-1 Н-17, АНТ-4 2 с-та и КР1)
Во время Челюскинской эпопеи самолёт КР1 с пилотом Рожанским (прикомандированным от УВВС) обслуживал л/к «Красин» в Чукотском море и к о. Врангель."
Так что, по крайней мере, до 1935г. КР-1 Н-133 не мог быть в УПА.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-133 (Heinkel HD-55 / КР-1)

Сообщение Dobrolet » 16 Июнь 2016 17:15

На сайте "История России в фотографиях" выложен альбом экспедиции "Красина" 1934 года.
В нем ряд фото КР-1 №3 - видимо это и есть самолет Рожанского.
Похоже он же на фото из альбома Геннадия Петрова на Яндекс-Фотках.

 40.jpg
 32.jpg
 20.jpg
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-133 (Heinkel HD-55 / КР-1)

Сообщение Александр Андреев » 08 Октябрь 2017 12:47

 Н133.jpg
Самолет КР-1 (СССР Н-133) у берегов Шпицбергена в Первой высокоширотной экспедиции на "Садко", 1935 г.
Фото из фондов РГМАА.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения