Страница 1 из 2

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)/Н-35 (КМ-2)

СообщениеДобавлено: 17 Май 2008 20:01
Иван Кукушкин
Н-340 (КМ-1 / PBN-1)


Alexander Belov:

По выработке ресурса моторов на некоторых PBN-1 были установлены отечественные АШ-82ФН. Допустимая взлетная масса машины взросла до 17170 кг (против 12250 кг до модернизации). Увеличились скорость и потолок. В книге приведены только два бортовых номера: КМ-1 - СССР Н-340 и КМ-2 - СССР Н-481.

[Г.С.Панатов, К.Г.Удалов "Иллюстрированная энциклопедия самолетов ТАНТК им. Г.М.Бериева" изд. Авико-Пресс, 1998.]


И.К.:

"КМ-2" на airwar http://www.airwar.ru/enc/sea/km2.html
источник - видимо "Самолеты Мира. Николай Круглов. "Второе дыхание "Каталины"

В конце 40-х годов, когда на складах иссякли новые американские двигатели и запасные части к ним, Министерство обороны обратилось к руководителям авиапрома с просьбой заменить двигатели «ленд-лизовских» машин на отечественные АШ-62 и АШ-82ФН. Но МАП, сославшись на сложность и трудоемкость работ, отказал флоту. Положение спасло ОКБ Полярной авиации. В 1948 г. небольшой коллектив, возглавляемый М. А. Мостовым, предложил установить на PBN-1 двигатель АШ-82ФН с флюгерными винтами АВ-9Е-21К вместо Пратт-Уитни R-1830-92. Новые двигатели получить было довольно трудно, но конструкторам повезло. Винтомоторную группу полностью сняли с бомбардировщика Ту-2, потерпевшего аварию незадолго до описываемых событий. Двигатели отремонтировали и оставили лишь одну скорость нагнетателя, поскольку большой потолок гидросамолету не требовался.

На гидросамолете усилили мотогондолы, маслобаки и центроплан. Увеличили жесткость фонаря кабины пилотов и установили дополнительные демпферные листы по бортам лодки в плоскости вращения винтов, а также отечественное пилотажно-навигационное оборудование и приборы контроля работы силовой установки.

Изображение
«Аэродром Захарково в Москве. Ремонт самолетов УПА ГУСМП. 1947год» на Яндекс.Фотках

gennadiy-spb: Одна из них получила номер Н-340. Есть фото где видно номер.

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 20 Май 2008 11:20
Добролет
В свое время рисовал для Крыльев Родины по альбому фотографий о полетах Н-340 по Лене. Оригинал альбома у gennadiy-spb.

Изображение

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 20 Май 2008 14:04
Alexander Belov
Коллеги,

Это очень нескромно, но нельзя ли выложить ВЕСЬ альбом? :rolleyes:

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 20 Май 2008 17:19
Иван Кукушкин
Alexander Belov пишет:Коллеги,
Это очень нескромно, но нельзя ли выложить ВЕСЬ альбом? :rolleyes:

Владелец альбома размещает фотографии понемногу на "Яндекс.фотки". Обещал еще подбросить полярной авиации. Но тут все от него конечно же зависит.

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 20 Май 2008 18:38
Alexander Belov
Тогда буду просить в первую очередь выкладывать Ленскую подборку... И ссылочку у нас давать...

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 21 Май 2008 17:35
Добролет
Изображение
С альбомом наверное не всё так просто: представляю количество материалов у ГФП, а дело было лет 15 тому назад.

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 21 Май 2008 17:37
Добролет
Уточняю:16 лет. Крылья Родины №№9,10 1992г

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 23 Май 2008 01:10
Иван Кукушкин
Ледовая разведка, полет 25-08-1944, экипаж Задкова.

[Д.Б. Карелин, Н. А. Волков, В. В. Жадринский, П. А. Гордиенко "Ледовая авиационная разведка", ГУСМП М-Л 1946]

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 04 Июнь 2008 19:44
Иван Кукушкин
Фотография Н-340 из архива Г.Ф. Петрова ( http://gennadiy-spb.ya.ru/go.xml )

Изображение

Время и место действия - неизвестно.
Интересно, но непонятно, что за устройство у этих джентльменов.

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 04 Июнь 2008 23:12
[ Леспромхоз ]
Иван Кукушкин пишет:Фотография Н-340 из архива Г.Ф. Петрова ( http://gennadiy-spb.ya.ru/go.xml )

[url]http://www.polarpost.ru/f/uploads/thumbs/3_katalina-n-340.jpg[/url]

Время и место действия - неизвестно.
Интересно, но непонятно, что за устройство у этих джентльменов.

Сильно смахивает на "катюшу".
Но мелковата.
Может все же на рыбалку собираются :)
Позади машины вроде река?

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 05 Июнь 2008 00:17
Иван Кукушкин
padsee пишет:
Иван Кукушкин пишет:Время и место действия - неизвестно.
Интересно, но непонятно, что за устройство у этих джентльменов.

Сильно смахивает на "катюшу".
Но мелковата.
Может все же на рыбалку собираются :)
Позади машины вроде река?

На что смахивает??? :)

Г.Ф. прислал: "N-340 снят в Захарково на рембазе, из альбома Авгевича за 1947год".
Речка там вроде действительно есть.

Рассказ о Захарково в послесловии А. Почтарева к книге В.М. Перова "От Арктики до Антарктики" (правда относится к нему нужно очень осторожно, всеь текст послесловия Почтарева изобилует ошибками) :

Уже с 10 октября приказом командующего Полярной авиацией М. Шевелева он утверждается в новой должности и приступает к самостоятельным полетам с подмосковного аэродрома Захарково у одноименной деревни. В то время этот аэродром находился в городе Тушино, относившемся к Московской области, и именно на нем базировалась известная МАГОН, в начале 1960 года преобразованная в 247-й летный авиаотряд (ЛАО) Управления полярной авиацией.

Нынешнему поколению читателей, и главным образом москвичам, небезынтересно будет узнать, что аэродром Захарково располагался в районе станции метро «Сходненская», где ныне проходит улица Аэродромная. Он принадлежал Минавиапрому, а конкретно тушинскому машиностроительному заводу. Завод этот был построен перед войной как авиационный и, несмотря на всякие разные перепрофилирования, до последнего времени не изменял главной теме (помните пилотируемый космический челнок «Буран»?).

Но «Захарково» был и уникальным аэродромом. Ведь на нем долгие годы базировалась знаменитая на весь мир отечественная полярная авиация. Более того, здесь было единственное в Москве место, где гидросамолеты не только могли приводняться, но и выползать на сушу. Гидроспуск — специальный, бетонный пандус, плавно уходивший в воды Химкинского водохранилища, был аэродромной изюминкой (за заброшенной сегодня спортивной гостиницей по ул. Досфлота, 10).

Как рассказывает Виктор Перов, летающие лодки — а это были, главным образом, бывшие американские «Каталины» (PBY-6A) — подруливали к гидроспуску, и там механики, облаченные в гидрокостюмы, устанавливали колесные шасси. После чего самолет вытаскивали на сушу.

Многие москвичи, любившие тогда отдыхать на водохранилище, помнят, как катера МАГОНа перед взлетом и посадкой гидросамолетов разгоняли с «трассы» гребные лодки и лихих пловцов. В 40-50-е годы гидросамолеты — «полярники» практически все базировались в столице, улетая на север весной и возвращаясь осенью.

Тут же проходили и тренировочные полеты. Конец же послевоенной Московской гидроавиации положил несчастный случай: один из летчиков, пришедший в УПА из военно-морской авиации, очень жестко приводнил самолет. Машину подбросило на несколько метров так, что второй удар о воду она не выдержала, погиб радист Александр Абрамчук, а на поверхности водохранилища остались лишь расплывшиеся бензин и масло.

После этой катастрофы Моссовет запретил полеты гидросамолетов с Химкинского водохранилища. Полярные летчики объехали все окрестные водоемы, но что-то мало-мальски пригодное отыскалось лишь в Угличе.

Однако переезд на Волгу так и не состоялся. Последние гидросамолеты доделывали в Игарке и Крестах Колымских (сейчас поселок Черский). Но после того как в 1957 году у мыса Каменный в полете загорелась лодка Бе-6 и в катастрофе погиб весь экипаж, на полярной гидроавиации был поставлен крест.

В Захарково готовились и первые советские арктические экспедиции. Аэродром был грунтовый, а короткая — метров 600 — взлетно-посадочная полоса была выложена шестиугольными бетонными плитами (возможно, их и сейчас можно отыскать где-нибудь в Тушине).

В свое время здесь на стоянках размещались «транспортники» Ли-2 (лицензионные американские «Дугласы»), ленд-лизовские американские Си-47, лодки «Консолидейтеры», «Каталины», двухмоторные чешские «Зибели», четырехмоторный немецкий «Кондор» (Ш-200), огромный английский «Шот-Стирлинг», позже — Ил-12 и Ил-14. Штаб МАГОНа располагался в двухэтажном здании, чудом сохранившемся в наши дни.

В последнее время здесь был Центр аэронавигационной информации, ранее принадлежавший Аэрофлоту и ставший самостоятельным предприятием.

Как уже отмечалось, будучи грунтовым, в межсезонье аэродром Захарково раскисал, и самолеты перебазировались на аэродром Военно-Морских Сил в Измайлове (ныне почти все улицы Парковые находятся на местах его стоянок и рулежек). Поскольку штаб МАГОНа оставался в Тушине, то сообщение с полярниками осуществлялось при помощи маленького По-2.

Путь был простое: взлетали — и прямиком к железнодорожному мосту Октябрьской дороги (тому, что через канал), от него по «железке» в сторону центра до окружной железной дороги, налево, и кольцевая железная дорога приводила прямо к строящемуся (но так и недостроенному) стадиону. За стадионом и лежал аэродром.

[ Послесловие А. Почтарева в книге: В.М. Перов «От Арктики до Антарктики»., М., 2003 ]

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 05 Июнь 2008 00:42
[ Леспромхоз ]
Иван Кукушкин пишет:
padsee пишет:
Иван Кукушкин пишет:Время и место действия - неизвестно.
Интересно, но непонятно, что за устройство у этих джентльменов.

Сильно смахивает на "катюшу".
Но мелковата.
Может все же на рыбалку собираются :)
Позади машины вроде река?

На что смахивает??? :)

Изображение

Это средство подачи спасательного конца с берега. "Кораблик" ("водяной змей", "торпеда", "санки") — название рыболовной снасти, которая состоит из двух вертикальных дощечек, поставленных параллельно и скрепленных наверху перекладинами.
http://www.urex.ru/ru/price/Helps/o_korablik.htm

Думаю стоит обратить внимание на первое предложение: "Это средство подачи спасательного конца с берега".

А у нас в Карелии "катюшей" называется :)

А может я и ошибаюсь.

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 05 Июнь 2008 01:24
Иван Кукушкин
padsee пишет:Это средство подачи спасательного конца с берега. "Кораблик" ("водяной змей", "торпеда", "санки") — название рыболовной снасти, которая состоит из двух вертикальных дощечек, поставленных параллельно и скрепленных наверху перекладинами.

Аа, понятно.
Я имел ввиду железный ящик с ручками и прочим :)

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 05 Июнь 2008 15:49
RUS
Железный ящик похож на лебедку. Мне рассказывали, что видели фильм о гидрологических работах с борта Каталины. Из блистера опускали с помощью лебедки серию барометров. Может быть это оно.

Н-340 (КМ-1 / PBN-1)

СообщениеДобавлено: 10 Июнь 2008 20:47
Иван Кукушкин
RUS пишет:Железный ящик похож на лебедку. Мне рассказывали, что видели фильм о гидрологических работах с борта Каталины. Из блистера опускали с помощью лебедки серию барометров. Может быть это оно.

Есть у нас кадр из этого фильма (эспедиция 1950 года): Н-486 http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=3441#p3441

Про ящик, комментарий от владельца снимка ( Геннадия Федоровича Петрова, http://gennadiy-spb.ya.ru/go.xml ) : ...ребята спрашивали что делают люди у Каталины N-340? Это они готовят катушки для широкоформатного фотоаппарата который стоял в носу. И еще многие фото которые обсуждались я давал Соболеву Хазанову Котельникову и Унгеру в Германию. У меня многие в оригиналах или хороших копиях.