Страница 1 из 2

Н-489 КМ-2

СообщениеДобавлено: 31 Март 2008 06:37
Иван Кукушкин
"Гидросамолет" Н-489

Валентин Аккуратов, "История с географией", «Техника – молодёжи» 1991
http://rusaviagold.narod.ru/HISTORY/hs_geo.htm

"......От монотонного гудения звездообразных моторов летающей лодки СССР Н-489 клонило в сон. Сказались последние полеты, когда мы день за днем на бреющем метались от корабля к кораблю, так, что верхушки торосов мелькали выше крыльев.

Погода отличная, высота безопасная, но где-то там, у 88-й параллели, – циклон. По крайней мере, так утверждали синоптики. Но насколько верен их прогноз, ведь мы идем в центр Арктики, где нет метеостанций? Посмотрим...

В 1952 году необычно тяжелые, паковые льды практически блокировали Северный морской путь. Встали караваны судов, и даже мощнейшие линейные ледоколы не были в состоянии выручить их. Капитаны непрерывно требовали сведений об обстановке на трассах, самолеты полярной авиации сутками носились над океаном, выискивая разводья и участки чистой воды.

В штабе ледовой проводки решили провести дальнюю разведку за полюсом, чтобы выяснить, откуда идут льды, перекрывшие Северный морской путь. Выполнить ее поручили нашему экипажу."

Экипаж: И.Черевичный, А.Каш, В.Аккуратов, Ф.Краснов, А.Мохов, гидролог П.Гордиенко.
Полет длился 23 ч 30 м., в августе 1952.
Были открыты неизвестные острова, в последствии снова "потерянные":

..В 1953 году наш экипаж с учеными П.А. Гордиенко и Я.Я. Гаккелем (кстати, он открыл подводный хребет в Северном Ледовитом океане, названный его именем) совершил три полета на гидросамолете СССР Н489 к таинственным островам, но найти их помешал густой туман.

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 20 Март 2009 16:09
SVF
П.А. Гордиенко. Географические мифы Арктики. Сборник "Человек и стихия - 1973". Л., Гидрометеоиздат. 1972. сс. 151-153.

"Это произошло 25 августа 1952 г. Совершая обзорную ледовую разведку на гидросамолете "СССР Н-489" и пробыв в воздухе девять часов, мы походили к Северному полюсу. Мы - это экипаж во главе с пилотом И.И. Червеичным и штурманом В.И. Аккуратовым и группа гидрологов прогнозистов ААНИИ: А.Ф. Трешников, Н.А. Волков, С.Д. Лаппо и я. Настроение было неважное: район полюса закрывала многослойная облачность; пришлось лететь над облаками, но сквозь их 2000-метровую толщу океан не просматривался. И мы уныло переглядывались: разведка могла стать неудачной.
Но когда штурман заявил, что до полюса около 10 минут лета, Черевичный принял решение спускаться ...
Наконец, когда высота была 100-150 м, внизу в серо-белой мгле стали различаться белые ледяные поля и каналы черной "чистой" воды между ними. Чтобы лучше разглядеть лед, нужно сделать над полюсом несколько кругов, снизившись еще ...
Но что это? Сперва под нами быстро пролетела полынья серповидной формы, затем полоса годовалого, похожего на припай, почти ровного льда, а затем началось то, что заставило нас прильнуть к иллюминаторам и вертеть головами, стараясь получше разглядеть. Радисту пришлось убрать наружную антенну, поскольку пилот стал делать виражи на высоте 30-50 м.
За годовалым льдом мы увидели обломки базальтовых скал, осыпи камней, проглядывавшие сквозь снег и лед, русла стекающих в море речек, уже замерзших, и даже небольшой птичий базар. Все это признаки суши, которые помогают опозновать с воздуха арктические острова.
И тогда несколько человек одновременно восклицают: "Земля!" ...
Наконец Черевичный командует: наверх, горючего остается только-только долететь."

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 20 Март 2009 17:02
Александр Андреев
Этот самолет в нашем реестре можно с 99-процентной уверенностью отметить как "Каталина". Модификация, впрочем, не ясна.

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 20 Март 2009 18:12
Боцман Книц
Иван Черевичный продержался за штурвалом дольше остальных полярных летчиков:)
Тиксинские старожилы приписывали ему авторство радиограмм, извещающих о скором
прилёте из которых самыми цензурными были:
"Приготовте спирт приличный, летит Ваня Черевичный" и
"Открывайте дом публичный, летит Ваня Черевичный"
Сори за офф:P

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 20 Март 2009 19:35
Alexander Belov
Боцман Книц пишет:Иван Черевичный продержался за штурвалом дольше остальных полярных летчиков:)
Тиксинские старожилы приписывали ему авторство радиограмм, извещающих о скором
прилёте из которых самыми цензурными были:
"Приготовте спирт приличный, летит Ваня Черевичный" и
"Открывайте дом публичный, летит Ваня Черевичный"
Сори за офф:P


Вторую хохму мне неоднократно цитировал старый волк - пилот УПА (сейчас в отставке)...

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 20 Март 2009 19:41
Александр Андреев
Боцман Книц пишет:Иван Черевичный продержался за штурвалом дольше остальных полярных летчиков:)
Тиксинские старожилы приписывали ему авторство радиограмм, извещающих о скором
прилёте из которых самыми цензурными были:
"Приготовте спирт приличный, летит Ваня Черевичный" и
"Открывайте дом публичный, летит Ваня Черевичный"
Сори за офф:P


Вариаций на тему этого стиха множество. Как мы помним, даже не в легендарные 80- гг., летчики полярной авиации (напр., Тиксинского, Колымо-Индигирского, Чаунского авиаотрядов) считались особой кастой, и по праву держались с известным достоинством.

Представить себе, что И. И. Черевичный развлекал диспетчеров легкомысленным стихом, да еще представляясь как "Ваня", - невозможно.

Дело в том, что И. И. Черевичный был мужчина видный, да и не лишенный обояния. Видимо слабый пол полярных поселков не чаял в нем души. И, как следствие, такого рода народное творчество. Что, наверное, самому И. И. было приятно.

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 21 Март 2009 22:09
slava_zz
Не там бардак, где дом публичный
А там, где Ваня Черевичный

по поводу острова- самая мутная история из рассказанных Аккуратовым
10 мин лета от полюса, остров..
там не те глубины
как тогда верить его остальным рассказам?


долго искал его книгу "лед и пепел"
был разочарован

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 21 Март 2009 22:35
Александр Андреев
slava_zz пишет:Не там бардак, где дом публичный
А там, где Ваня Черевичный

по поводу острова- самая мутная история из рассказанных Аккуратовым
10 мин лета от полюса, остров..
там не те глубины
как тогда верить его остальным рассказам?


долго искал его книгу "лед и пепел"
был разочарован


Так, вроде, Аккуратов писал про ледяные острова, то бишь, про айсберги. Если Вы их имеете в виду, то "мутного" там ничего нет.
Он долгое время сотрудничал с "Техникой - Молодежи", которая требовала от него сенсаций. Но ничего противоестественного я за его подписью не читал. Даже его поддержка так называемой "якутской" версии поисков самолета Леваневского отторжения не вызывает. Он поддерживал всевозможные поисковые экспедиции, клубы, организации. До конца жизни оставался романтиком.

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 21 Март 2009 22:49
Александр Андреев
slava_zz пишет:долго искал его книгу "лед и пепел"
был разочарован


Я прочел не менее пяти книг В. И. Аккуратова и не менее двух десятков его статей. Кстати, кой-чего лежит в библиотеке на этом сайте.
Не очень понимаю (хотя и не хочу спорить - у каждого свой взгляд) в чем можно разочароваться. Он писал про свою жизнь. А жизнь он прожил достойнейшую. Полет на ЗФИ в 1936, высадка СП-1 на Северном полюсе, дальние ледовые разведки, экспедиция к Полюсу недоступности, активное участие в войне, послевоенные дальние полеты, работа главным штурманом полярной авиации - это толькой основные вехи.
Об этом он и писал. Дай нам Бог так разочаровать своих потомков, как Аккуратов. :)

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 21 Март 2009 23:22
Иван Кукушкин
slava_zz пишет:по поводу острова - самая мутная история из рассказанных Аккуратовым
10 мин лета от полюса, остров..
там не те глубины
как тогда верить его остальным рассказам?


Собсно Аккуратов как раз в некотором смысле способствовал тому, что мы теперь знаем о "тех глубинах", а за землю флоберы и Фредерик Кук принял. С ним, кстати, точно также обошлись - "как тогда верить его остальным рассказам?", но пошли дальше - обвинили во лжи, фальсификации всего подряд и прочем.

Теперь правда вроде исправились и обратно портрет повесили :|

Справедливости ради отметим, что про "10 минут до полюса" в этой ветке цитата приведена не Аккуратова, а П.А. Гордиенко. Если к Аккуратову есть какие-то личные притензии - воспользуйтесь рассказом ПАГа.

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 22 Март 2009 18:41
Александр Андреев
slava_zz пишет:
долго искал его книгу "лед и пепел"


Возврашаясь к предыдущим постам на тему книг и статей В. И. Аккуратова. Их, конечно, надо делить на две части. Причем эти части неравноценны. Первая - мемуарная и техническая. Это книги, в которых В. И. пишет о своей работе в полярной авиации и службе в ВВС.

Вторая - статьи в популярных журналах, гланым образом в "Технике-молодежи". В этом журнале ряд статей В. И. написал для раздела "Антология таинственных случаев". Здесь необходимо было заинтриговать читателя нераскрытой тайной. Вряд ли эти статьи можно воспринимать в качестве исторических. Да их никто так и воспринимает. Просто-напросто такой жанр.

К примеру, очень сомнительна "якутская" линия в поисках самолета Леваневского. В. И. Аккуратов же всячески поддерживал поисковые экспедиции в Якутию на оз. Себен-Кюль. Несомненно, что при всей сомнительности это версии, деятельность этих экспедиций была самой что ни на есть позитивной. Молодые люди в течении нескольких лет выезжали в Якутию, жили в здоровой обстановке, в чистейшем воздухе. Изучали историю. Нашли следы других авиакатостроф в тех краях.

Примерно тоже можно сказать о статьях В. И. Акккуратова на другие темы, но написанные по законам упомянутого жанра.

Это все, конечно, сугубо личный взгляд. :)

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 21 Ноябрь 2011 10:04
SVF
Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1948 г.

Самолет "Н-489"
Пилот И.И. Черевичный. Штурман В.П. Падалко. Гидролог А.Ф. Трешников.

14-15 августа. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - Нижне-Колымск.
18-19 августа. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - Нижне-Колымск.
19-20 августа. Место вылета - Нижне-Колымск. Место посадки - м. Шмидта.
21 августа. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - м. Шмидта.
22-23 августа. Место вылета - Нижне-Колымск. Место посадки - бухта Тикси.

[Ледовый ежегодник 1947/1948 год. Наблюдения над состоянием льда в Арктических морях за зиму 1947/1948 года и в навигацию 1948 года. Под ред. А.Ф. Лактионова. 1953 г.]

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 27 Ноябрь 2011 14:22
SVF
Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1949 г.

Самолет "Н-489" ("Каталина")
Пилоты - В.Н. Задков, В.П. Павлов. Штурман - Ф.А. Бурлуцкий. Гидролог - А.А. Кухарский.

3 июля. Место вылета - Мурманск. Место посадки - Мурманск.

Самолет "Н-489" ("Каталина")
Пилот - В.П. Павлов. Штурман - А.И. Жук. Гидролог - К.Н. Михайлов.

30 июля. Место вылета - Усть-Кара. Место посадки - Игарка.

Самолет "Н-489" ("Каталина")
Пилот - В.П. Павлов. Штурманы - Н.М. Жуков, А.И. Жук. Гидролог - К.Н. Михайлов.

3-4 августа. Место вылета - Игарка. Место посадки - о. Диксона.

Самолет "Н-489" ("Каталина")
Пилот - В.П. Павлов. Штурман - А.И. Жук. Гидролог - К.Н. Михайлов.

8 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Диксона.
10 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Усть-Таймыра.
12 августа. Место вылета - Усть-Таймыра. Место посадки - о. Диксона.
18 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Усть-Кара.
21 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Усть-Кара.
6 сентября. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Диксона.
15 сентября. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Таймылыр.
16 сентября. Место вылета - Таймылыр. Место посадки - бухта Тикси.
17-18 сентября. Место вылета - бухта Тикси. Место посадки - бухта Тикси.
18-19 сентября. Место вылета - бухта Тикси. Место посадки - бухта Тикси.
20-21 сентября. Место вылета - бухта Тикси. Место посадки - бухта Тикси
22 сентября. Место вылета - бухта Тикси. Место посадки - бухта Тикси.

[Ледовый ежегодник 1948/1949 год. Наблюдения над состоянием льда в Арктических морях зимой 1948/1949 года и в навигацию 1949 года. Под ред. Т.П. Морозовой. Л., Морской транспорт. 1955 г.]

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 08 Январь 2012 13:43
SVF
Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1951 г.

Самолет "Н-489".
Пилот В.П. Павлов. Штурман Г.В. Федотов. Гидролог В.Н. Щербинин.

18 июля. Место вылета - Усть-Кара. Место посадки - Усть-Кара.
20-21 июля. Место вылета - Усть-Кара. Место посадки - о. Диксона.
23-24 июля. Место вылета - Игарка. Место посадки - Усть-Кара.
25 июля. Место вылета - Усть-Кара. Место посадки - Усть-Кара.
28 июля. Место вылета - Усть-Кара. Место посадки - о. Диксона.
30 июля. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Диксона.
2-3 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Усть-Таймыра.
4 августа. Место вылета - Усть-Таймыра. Место посадки - Хатанга.
7-8 августа. Место вылета - Хатанга. Место посадки - бухта Тикси.
10 августа. Место вылета - бухта Тикси. Место посадки - Усть-Таймыра.
13 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Усть-Таймыра.
15 августа. Место вылета - Усть-Таймыра. Место посадки - Усть-Таймыра.
17 августа. есто вылета - Усть-Таймыра. Место посадки - о. Диксона.
19 августа. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Диксона.

Самолет "Н-489".
Пилот В.П. Павлов. Штурман Г.В. Федотов. Гидрологи Ю.М. Барташевич, И.П. Романов.

19 сентября. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - о. Диксона.

[Ледовый ежегодник 1950/51 года. Наблюдения над состоянием льда в советских арктических морях зимой 1950/51 года и в навигацию 1951 года. Под ред. Г.А. Баскакова. Л., Морской транспорт. 1956 г.]

Н-489 (? Каталина)

СообщениеДобавлено: 21 Январь 2012 12:49
SVF
Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1952 г.

Самолет "Н-489"
Пилот И.И. Черевичный. Штурман В.И. Аккуратов. Гидрологи А.Ф. Трешников, Н.А. Волков, Е.Г. Ковалев.

23 августа. Место вылета - м. Шмидта. Место посадки - Певек.

Самолет "Н-489"
Пилот И.И. Черевичный. Штурман В.И. Аккуратов. Гидрологи А.Ф. Трешников, Н.А. Волков, П.А. Гордиенко.

24 августа. Место вылета - Певек. Место посадки - б. Тикси.

Самолет "Н-489"
Пилот И.И. Черевичный. Штурман В.И. Аккуратов. Гидрологи А.Ф. Трешников, Н.А. Волков, Е.Г. Ковалев.

24-25 августа. Место вылета - Кресты-Колымские. Место посадки - б. Тикси.
29 августа. Место вылета - б. Тикси. Место посадки - о. Диксона.

[Ледовый ежегодник 1951/52 года. Наблюдения над состоянием льда в советских арктических морях зимой 1951/52 года и в навигацию 1952 года. Под ред. В.А. Ведерникова. Л., Морской транспорт. 1956 г.]