"Гидросамолет" Н-489
Валентин Аккуратов, "История с географией", «Техника – молодёжи» 1991
http://rusaviagold.narod.ru/HISTORY/hs_geo.htm
"......От монотонного гудения звездообразных моторов летающей лодки СССР Н-489 клонило в сон. Сказались последние полеты, когда мы день за днем на бреющем метались от корабля к кораблю, так, что верхушки торосов мелькали выше крыльев.
Погода отличная, высота безопасная, но где-то там, у 88-й параллели, – циклон. По крайней мере, так утверждали синоптики. Но насколько верен их прогноз, ведь мы идем в центр Арктики, где нет метеостанций? Посмотрим...
В 1952 году необычно тяжелые, паковые льды практически блокировали Северный морской путь. Встали караваны судов, и даже мощнейшие линейные ледоколы не были в состоянии выручить их. Капитаны непрерывно требовали сведений об обстановке на трассах, самолеты полярной авиации сутками носились над океаном, выискивая разводья и участки чистой воды.
В штабе ледовой проводки решили провести дальнюю разведку за полюсом, чтобы выяснить, откуда идут льды, перекрывшие Северный морской путь. Выполнить ее поручили нашему экипажу."
Экипаж: И.Черевичный, А.Каш, В.Аккуратов, Ф.Краснов, А.Мохов, гидролог П.Гордиенко.
Полет длился 23 ч 30 м., в августе 1952.
Были открыты неизвестные острова, в последствии снова "потерянные":
..В 1953 году наш экипаж с учеными П.А. Гордиенко и Я.Я. Гаккелем (кстати, он открыл подводный хребет в Северном Ледовитом океане, названный его именем) совершил три полета на гидросамолете СССР Н489 к таинственным островам, но найти их помешал густой туман.