УДК 91.(091); 91.(092)
Поступила 17 июня 2009 г.
ИМЕНА СОТРУДНИКОВ ААНИИ НА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ.
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ИРЕЦКИЙ, ДМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ МУРАТОВ
© науч. сотр. М. В. ДОРОЖКИНА, д-р геогр. наук Л. М. САВАТЮГИН
ГНЦ РФ Арктический и антарктический научно-исследовательский институт,
Санкт-Петербург, aaricoop@aari.nw.ru 20 октября 1963 г. во время полета в условиях полярной ночи над узкими проливами архипелага Земля Франца-Иосифа в районе острова Греэм-Белл экипаж самолета ИЛ-14 (командир Н. В. Мироненко) потерял пространственную ориентировку. Самолет столкнулся с пологим склоном ледника, который не отразился на бортовом локаторе. В результате катастрофы погибли пять членов экипажа самолета и два сотрудника ААНИИ — гидрологи Николай Петрович Ирецкий и Дмитрий Николаевич Муратов. Решением Архангельского облисполкома от 14 января 1964 г. крайний западный мыс острова Греэм-Белл — мыс Песчаный был переименован в мыс Семерых в память экипажа самолета ИЛ-14 и гидрологов ААНИИ Николая Петровича Ирецкого и Дмитрия Георгиевича Муратова.Николай Петрович Ирецкий родился 29 апреля 1913 г. в селе Бежаницы Бежаницкого района Великолукской области в семье служащего. С 1920 по 1929 г. он учился в средней школе с педагогическим уклоном в городе Новоржеве (Псковская область). По окончании школы Н. П. Ирецкий работал учителем начальной школы, сначала в деревне Девонисово Славковского района (с ноября 1929 по февраль 1930 г.), затем в деревне Дубье Чихачевского района Псковской области (в 1930-1931 гг.).
В 1931 г. Н. П. Ирецкий переехал в Ленинград и поступил на работу лаборантом в Теплотехнический институт. В 1932 г. без отрыва от производства Н. П. Ирецкий поступил на учебу в электротехнический комбинат. В этот период он работал электромонтером на заводе «Ильич», а затем на Опытном алюминиево-магниевом заводе.
В 1935 г. Н. П. Ирецкий вместе со всей семьей был выслан в Уфу. Никаких обвинений при этом предъявлено не было, вероятной причиной высылки стало то обстоятельство, что в 1910-1917 гг. отец Николая Петровича, П. Ф. Ирецкий, имел торговлю в селе Бежаницы. В Уфе с мая 1935 по май 1936 г. Н. П. Ирецкий работал электромонтером на строительстве Уфимского крекинг-завода.
29 апреля 1936 года Н. П. Ирецкий был реабилитирован с отменой высылки и получил разрешение на выезд в Ленинград. По возвращении в Ленинград он вновь устроился на работу электромонтером в опытный алюминиево-магниевый институт.
В сентябре 1936 г. Н. П. Ирецкий поступил на курсы полярных работников ГУ СМП. По окончании курсов с 1937 по 1947 г., Н. П. Ирецкий зимовал в качестве гидрометеоролога и старшего гидролога на полярных станциях Уэлен, Остров Ратманова, Бухта Провидения, Хромская губа. За годы службы в Арктике Н. П. Ирецкий был награжден орденом «Знак почета» (1945), медалью «За оборону советского Заполярья» (1945), медалью «За победу над Германией» (1945).
В январе 1947 г. он переводится из управления полярных станций в арктический научно-исследовательский институт. в институте Н. П. Ирецкий проработал старшим гидрологом до декабря 1949 г., когда был уволен по сокращению штатов.
В феврале 1950 г. он поступил на работу в Северную Аэрофотосъемочную экспедицию треста «Леспроект» в качестве штурмана-аэросъемщика. В январе 1954 г. в связи с окончанием аэрофотосъемочных работ и ликвидацией экспедиции Н. П. Ирецкий был уволен. Общий налет часов Н. П. Ирецкого за время работы в экспедиции составил 2341 час 15 мин.
В марте 1955 г. Н. П. Ирецкий поступил инженером-океанологом в Северо-Западное управление гидрометслужбы (СЗУ ГМС) на морскую гидрометеорологическую станцию Плавмаяк «Ленинград».
В мае 1958 г. в порядке перевода из СЗУ ГМС Н. П. Ирецкий поступил на работу старшим гидрологом в отдел устьевых участков рек АНИИ и был направлен в Арктическую научно-исследовательскую обсерваторию (АНИО) Бухта Тикси. В феврале 1959 г. он переводится из отдела устьевых участков рек в отдел ледовых прогнозов АНИИ. В марте 1961 г. Н. П. Ирецкий был направлен на зимовку старшим техником-гидрологом в АНИО Остров Диксон. В январе 1963 г. по личной просьбе Н. П. Ирецкого срок действия его договора на работу в обсерватории был продлен до марта 1965 г.
20 октября 1963 г. Н. П. Ирецкий погиб при аварии самолета ИЛ-14 в районе острова Греэм-Белл.
Дмитрий Георгиевич Муратов родился 30 января 1938 г. в городе Ленинграде в семье служащих. С 1941 по 1945 г. вместе с матерью, Верой Петровной Муратовой, он находился в эвакуации в средней Азии.
В 1947—1949 гг. Д. Г. Муратов учился в средней школе № 415 в городе Петродворце Ленинградской области, затем продолжил обучение в средней школе № 35 в Ленинграде. С 1950 по 1953 г. проживал в городе Светогорске Ленинградской области. В 1953 г. он возвратился в Ленинград, где в 1955 г. окончил среднюю школу № 30.
В сентябре 1955 г. Д. Г. Муратов поступил на работу матросом в ленинградский морской торговый порт, где проработал до июня 1956 г. в октябре 1956 г. он поступил на работу матросом в ленинградскую оперативную группу спецморпроводок Министерства речного флота. В мае 1957 г. Д. Г. Муратов уволился с работы и в октябре того же года поступил на арктический факультет Ленинградского инженерно-морского училища им. С. О. Макарова. В 1958 г. он женился на Альбине Федоровне Седуновой. Во время учебы в училище летом 1961 г. в качестве младшего научного сотрудника он проходил практику в научно-оперативной группе АНИО Остров Диксон.
В июле 1962 года Д. Г. Муратов окончил училище с присвоением квалификации инженера-океанолога и был направлен в качестве молодого специалиста в ААНИИ для работы в АНИО Остров Диксон.
20 октября 1963 г. Д. Г. Муратов погиб при аварии самолета ИЛ-14 в районе острова Греэм-Белл.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Масленников Б. Морская карта рассказывает. М.: Воениздат, 1986. 367 с.
2. Топонимика морей советской Арктики / сост. Попов С. В., Троицкий В. А. Л.: Геогр. общество, Гидрографическое предприятие ММФ, 1972. 316 с.
3. Архив отдела кадров ААНИИ. Оп. 1. Д. 3808, 3845.