Александр Андреев » 10 Январь 2009 12:26
"Вечерняя Москва", 20 сентября 1939 г.
НАД КУПОЛОМ ОСТРОВА ГЕНРИЕТТЫ
АРКТИЧЕСКИЙ РЕЙС ЛЕТАЮЩЕЙ ЛОДКИ „СССР Н-275"
Далеко на северо-восток от устья великой сибирской реки Лены, в безбрежных просторах Северного Ледовитого океана затерялись два мрачных вулканического происхождения острова — Генриетты и Жанетты.
В 1881 году американская экспедиция Де-Лонга дрейфуя в океане и вмерзнув в лед, на судне «Жанетта» открыла эти острова, присвоив им имена корабля и дочери начальника экспедиции—Генриетты.
Открытие островов стоило гибели корабля, раздавленного льдами, и голодной смерти большинства его экипажа во главе с Де-Лонгом.
56 лет тяжелая, нехорошая слава отпугивала моряков от островов Генриетты и Жанетты. Только в наше время острова, стали служить на пользу человечеству.
В 1937 году на острове Генриетты основалась советская полярная станция с семью зимовщиками во главе
с опытным полярником тов. Мухановым. В восточной Арктике остров Генриетты стал самым северным форпостом человека в борьбе с природой.
Еще в начале зимовки Муханов и его спутники заметили некоторые странные явления, позволяющие предполагать наличие неизвестной земли к северо-востоку от острова. В этом направлении на горизонте более месяца держалось большое скопление облачности. 12 октября в ясную погоду зимовщики увидели контуры предполагаемой земли, сделали ее зарисовки, занесли описание в вахтенный журнал станции. Весна еще более укрепила мнение зимовщиков о существовании земель в этом направлении, ибо туда огромными стаями летели с острова Генриетты гаги, белые куропатки, чайки, кулики и другие. Проверить это предположение не было возможности. Только на самолете возможно было проникнуть в этот район, так как ни один ледокол не прошел бы туда сквозь тяжелые торосистые льды, окружавшие остров Генриетты.
Была ли то земля или причудливый мираж — посчастливилось решить экипажу летающей лодки «СССР Н-275».
21 июля этого года самолет «Н-275» стартовал в г. Булуне в одну из своих многочисленных дальних ледовых разведок в составе экипажа: командира корабля Черевичного, 2-го пилота Хлебутина, бортмехаников Чечина, Терентьева и Каратаева, бортрадиста тов. Макарова и штурмана-автора этих строк, Целью нолета являлось изучение ледовой обстановки по маршруту Тикси — остров Столбовой — остров Ляховский — острова Новая Сибирь — остров Вилькицкого — остров Генриетты - остров Жанетты — устье реки Индигирки — пролив Лаптева — Тикси. Всего в воздухе мы пробыли 15 часов 46 минут, пройдя за это время более З000 километров. Погода мало благоприятствовала полету: туман, низкая облачность, обледенение мешали разведке. Но все же задание было выполнено 21 июля в 2 часа ночи.
Впервые в истории Арктики над ледяным куполом высокого скалистого острова Генриетты появился самолет. К этому времени на острове оставались зимовать только четыре человека во главе с радистом тов. Яковлевым, остальные трое вместе с тов. Мухановым выехали на корабле в навигацию 1938 года на материк.
Появление самолета над зимовкой в ночное время было неожиданностью. На острове не были предупреждены о нашем вылете вследствие непрохождения радиоволн. Зимовщики спали. Мощный рев моторов самолета, кружившего над радиомачтами станции, разбудил их. Снизу забегали люди, засуетились собаки. Сейчас же удалось связаться по радиотелефону. Весь экипаж слушал возбужденную, взволнованную речь тов. Яковлева, говорившего о достижениях и нуждах станции. Сесть у зимовщиков, несмотря на, наше желание и их гостеприимное приглашение, мы не могли. Кругом дрейфовал тяжелый девятибалльный лед, а пространство чистой воды, лежащее в пределах видимости зимовки, было покрыто отдельными льдинами, способными поломать самолет при посадке.
Зимовка приютилась на маленькой площадке высокого скалистого острова, на 80 проц. покрытого многолетним льдом. К морю площадка спадала ледяным обрывом. Трудно было понять, как ухитрились моряки выгрузить и доставить на такую высоту груз, оборудование, дома, радиостанцию.
Договорились с зимовщиками, что в ближайшее время с разрешения тов. Папанина сделаем специальный рейс, чтобы доставить им все необходимое для успешной зимовки, сбросили им газеты и литературу о XVIII партс'езде — все, что мы имели в личном распоряжении.
Затем продолжали полет от острова Генриетты и вернулись в Тикси через 15 часов 45 минут. Осмотреть район к северу от острова не позволили погода и план задания.
После этого полета наши разведки происходили в северо-западной части моря Лаптевых, и только 3 августа удалось стартовать в район к северо-востоку от острова Генриетты, дойдя до координат, где еще никогда и никто ие был. Погода стояла изумительная. Яркое круглосуточное солнце, исключительная видимость по гооизонту позволили нам осмотреть район белого пятна на северо-восток от острова Генриетты, примерно до 80-го градуса северной широты. Никаких признаков земли нами не обнаружено. Тяжелые, бесконечные поля торосистого льда с небольшими разводьями чистой воды простирались под нами. Кое-где встречались айоберги. Голубые на белом фоне морского льда, они резко бросались в глаза и не раз заставляли вздрагивать наши сердца, напоминая собой вычурную форму далекой призрачной земли.
Третий полет на остров Генриетты был выполнен по заданию тов. Папанина 26 августа. На борту помимо экипажа присутствовали начальник Политуправления Главсевморпути тов. Белахов, агитатор ЦК ВКП(б) тов. Бардадан, тов. Бедин и кинооператор тов. Кричевский. Туман, многоярусная облачность, неоднократное обледенение не задержали полета.
100 кг. необходимого груза было выброшено с бреющего полета перед домиком отважных зимовщиков. В груз были: радиооборудование, винтовочные патроны, теплая одежда, свежие огурцы, помидоры, куры, газеты.
По радиотелефону тов. Белахов провел беседу с зимовщиками о ходе навигации этого года, а тов. Бардадан рассказал о последних событиях международной жизни. В свою очередь зимовщики поделились сведениями о проделанной ими работе на зимовке. Затем мы ушли в бухту Амбарчик, где сели на реке Колыма.
Три полета из Тикси в район острова Генриетты и белого пятна показали, что к северу от Новосибирских островов при определенном ветровом режиме упорно держится огромное разводье чистой воды, допускающее свободное плавание судов на восток и обратно. В то же время проливы Саннинкова и Лаптева приходилось преодолевать при помощи ледоколов. Никакой земли к северо-востоку до широты 80 гр. нет.
В Арктике не осталось ни одной зимовки, куда бы не долетал советский самолет.
В. АККУРАТОВ.
штурман самолета «СССР Н-275»