Н-496 (Ли-2)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-496 (Ли-2)

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Март 2008 08:25

Ли-2В Н-496


 ли2 н496.jpg
Часть: Полярная авиация
Номер: СССР-Н496 (зав.18430801)
Третья советская континентальная антарктическая экспедиция. Ноябрь 1957 г. - январь 1959 г. Этот самолет был списан после аварии в феврале 1958 г.


Художник: © Василий Золотов ( zolotovma [at] mtu-net.ru )
Источник: М-Хобби


Числится в «Soviet Transports» (http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=1554#p1554) как Li-2T.

Там же:
photo f/n aboard research vessel M/S "Ob'" 27sep57; damaged aboard M/S "Ob'" near Ice Station Mirny, Antarctica, 23nov57 but repaired when the aircraft was unloaded onto the pack ice in order to be reassembled and flown to Mirny in support of the 3rd Continental Antarctic Expedition a couple of days earlier; on 23nov57, however, a storm broke loose and the ice started crumbling, necessitating a hasty evacuation of the aircraft for fear that it would fall through and sink, as the fuselage was being lifted aboard the ship the rear lifting shackle broke and the aircraft fell on the deck, suffering serious damage; dbr on take-off at Ice Station Mirny feb58 when stalled and crashed due to too low unstick speed

В кратце: был поврежден на борту "Оби" 27 ноября 57, разбился в Мирном в феврале 58 при взлете.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-496

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Март 2008 08:02

Изображение
Ли-2В (высотный). Одна из четырех машин "Полярной авиации" оборудованных турбокомпрессорами на Киевском авиационном заводе летом 1955 г. К осени все самолеты были переоборудованы.


"Шестой континент, пятый океан... Авиация Третьей советской континентальной антарктической экспедиции (ноябрь 1957 — январь 1959 года)."
Владислав Мартианов. (http://www.polarpost.ru/Library/Martianov-3KAE/main-martianov-ocean.html)


Выделен для участия в 3-й КАЭ, доставлен на борту д/э "Обь".
После выгрузки было получено штормовое предупреждение, машина при поднятии на борт была повреждена и нуждалась в ремонте.

Имел экспериментальные лыжи на фторопластовой подошве и пороховые ускорители, позднее спятые для использования на Н-502.

В феврале 1958 разбился при взлете в Мирном, был списан и разобран.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-496

Сообщение Александр Андреев » 22 Март 2008 13:55

НА ПОИСКИ ЛЬДИНЫ ДЛЯ «СП-7»
Советская Россия, 9 марта 1957 г.

Вчера с одного из подмосковных аэродромов вылетели в дальний арктический рейс два самолета полярной авиации — «Н-496» и «Н-531». Они доставят гидрологическое и другое оборудование на научную дрейфующую станцию «СП-6». Затем, заправившись на этой станции горючим, самолеты вылетят дальше — на поиски льдины для новой научной дрейфующей станции «СП-7».
— Поиски льдины для научной станции в просторах Ледовитого океана — дело сложное, требующее от пилотов больших знаний и опыта.— сказал нашему корреспонденту заместитель командира авиационного отряда полярной авиации А. Старое. — Самолетом «Н-496» командует Герой Советского Союза В. Масленников, самолетом «Н-531» — другой опытный полярный летчик М. Плиш. Можно не сомневаться, что экипажи воздушных кораблей успешно выполнят ответственное задание.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-496

Сообщение Иван Кукушкин » 31 Март 2008 23:49

http://rusaviagold.narod.ru/HISTORY/history_main.htm
Валентин Аккуратов, "Око циклона", «Вокруг света» 1982 – № 2 – с. 35-38.

ВВЭ "Север", спасательная операция по Н-140 экипажа Каминского
не понятен пока год событий, но не ранее 1952.

Помимо Н-496 и Н-140 упоминаются также Н-433 и Н-527, но без указания типа.
Еще известно, что Н-140 - "экспериментальный" самолет, с реверсивным винтом. КБ Антонова

...Коварный циклон, примчавшийся со стороны Гренландии, запер нас на хрупкой льдине в районе Северного по-люса в двух тысячах километров от береговых баз воздушной экспедиции «Север». Ураганный ветер заковал оба са-молета в ледяные панцири, и мы уже начали терять, всякую надежду на взлет...
В полумраке палатки трое – командир самолета Гурий Сорокин, пилот-инструктор Владимир Мальков и флаг-штурман экспедиции «Север» – автор этих записок.

...

Я достал радиограмму начальника экспедиции и в который раз прочитал ее вслух: «Борт самолета Н-496 тчк Вручить немедленно флаг-штурману Аккуратову тчк 0158 мск Н-140 стартовал выполнение задания сектор предполагаемых заполюсных островов тчк Неизвестным причинам радиосвязь 0230 мск после слов «иду на посадку» прекращена тчк Поиски стартовал Н-433 Черевичный тчк Люди обнаружены счислимых координатах 8909 9000 западной тчк Сесть льдину не удается зпт, самолета Н-140 на льдине нет сгорел или затонул тчк Улучшением погоды немедленно следовать к Н-433 принять все меры спасения экипажа зпт выяснить причины происшествия тчк Ясность подтвердите тчк НЭ Бурханов». Радиограмму подобного содержания получили и Мальков с Сорокиным за подписью командира авиагруппы И. Котова.
– Все ясно, кроме одного. Что с самолетом?
– Сказано ж, сгорел или затонул. Наверное, садился на тонкий лед, замаскированный снегом, Гурий Владимирович!
– Если бы сгорел, остались следы пожарища, но Черевичный об этом молчит. А если провалился под лед, то, Валентин Иванович, они успели бы спасти аварийную рацию и все необходимое для жизни на льду. Ведь мы же знаем, как медленно тонет самолет, держась на крыльях, даже на десятисантиметровом льду. А люди на льдине полураздеты, двое даже без шапок. Значит, случилось что-то вовсе непредвиденное.
Мальков внимательно оглядел нас и неуверенно проговорил:
– На Н-140 поставлен для испытания реверсивный винт, который при пробежке можно переводить на обратный ход. Это значительно сокращает бег самолета при посадке. Не произошло ли самовключение винта в воздухе?
– В воздухе, на посадке?! – Сорокин даже присвистнул. – Внезапное торможение, потеря скорости! Это падение, взрыв и... все! Но экипаж жив. Что-то не то, товарищ инструктор.
– Давайте лучше обсудим, – вмешался я в спор, – как нам использовать остающееся резервное время для обеспечения взлета.
– Вылетать с первыми признаками улучшения погоды, а сейчас всем на очистку обледеневшего Н-496.
– Порядок. Вам, Владимир Васильевич, с Сорокиным заняться осмотром льдины и полосы взлета. Будьте осторожнее, без карабина и ракетницы не уходить!
– Вот это уже дело, товарищ флагштурман. Чую, запахло взлетом, – не скрывал радости Мальков, затягивая капюшон куртки.

...Два часа мы сбивали лед с Н-496. Крепкая, глянцевитая пленка толщиной до четырех сантиметров с трудом от-калывалась от металла под ударами толстых резиновых шлангов. Колючий ветер, завихряясь у самолета, неистово дул во всех направлениях, забивая снегом лица, просачиваясь холодными струйками за ворот.

...

Быстро свернули и погрузили палатки. Откопали самолеты и подготовили их к старту. К этому времени подошел срок радиосвязи. Сводки погоды от экипажа Черевичного и с основной базы, куда должен был лететь второй самолет Н-527 экипажа Жгуна, были обнадеживающими.
Мы уходили первыми. Н-527 с вылетом несколько задерживался, подстраховывая нас до связи с Черевичным (тот уже более пяти часов барражировал над льдиной, где потерпел крушение экипаж Каминского). Точные координаты льдины из-за отсутствия солнца не были известны, и, чтобы помочь в поиске, Черевичный ждал нас в воздухе, делая широкие круги над местом происшествия.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-496

Сообщение Иван Кукушкин » 31 Март 2008 23:58

update:

из рассказа примерно понятно, что Н-140 Каминского это Ан-2, Н-527 с экипажем Жгуна - скорее всего Ли-2, а Н-433 Черевичного "тяжелее" Н-496 Сорокина, то есть не Ли-2.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-496

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Апрель 2008 00:10

Иван Кукушкин пишет:update:

из рассказа примерно понятно, что Н-140 Каминского это Ан-2, Н-527 с экипажем Жгуна - скорее всего Ли-2, а Н-433 Черевичного "тяжелее" Н-496 Сорокина, то есть не Ли-2.

Смотрите раскопки.
Писано об этой аврии.
С Ан-2 все понятно.
У Федорова в "Полярных дневниках".
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-496

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Апрель 2008 00:20

padsee пишет:
Иван Кукушкин пишет:update:

из рассказа примерно понятно, что Н-140 Каминского это Ан-2, Н-527 с экипажем Жгуна - скорее всего Ли-2, а Н-433 Черевичного "тяжелее" Н-496 Сорокина, то есть не Ли-2.

Смотрите раскопки.
Писано об этой аврии.
С Ан-2 все понятно.
У Федорова в "Полярных дневниках".

Нашел, "сгорел самолет Каминского, 8 мая 1954 г.".

Теперь понятно кто сгорел и когда, непонятно почему Н-140 - если заказ Каминского был в 1950 ("общее по Ан-2" http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=2074#p2074)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-496

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Апрель 2008 00:39

С номерами да...? Есть вопросы.
Не дешифрируя текст, привожу Федорова:
Изображение
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Н-496

Сообщение Dobrolet » 05 Июнь 2009 17:12

 Н496 Ли2 (1).jpg
(М.Маслов «Ли-2 Воздушный извозчик» М. Цейхгаус 2009)
просто фото
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Re: Н-496

Сообщение Dobrolet » 05 Июнь 2009 17:46

Первые 4 Ли-2В после переоборудования, Н-496 третий по порядку. : Н496 Ли2В (4).jpg
Что-то на ветке мало иллюстративного материала оказалось. Решил добавить.
Решение Министерства авиапромышленности об оборудовании турбокомпрессорами четырех самолетов Ли-2 на Киевском авиационном заводе. Работа пришлась на лето 1955 г. К осени все самолеты (Н-501, Н-502, Н-556, Н-496) были переоборудованы и несколько лет успешно трудились в Антарктиде.
На Оби по дороге в 3 КАЭ из книги Петрова : Н496 Ли2В (3).jpg
В июне 1957 выделен для 3 КАЭ. В ноябре 1957 доставлен на Оби,
Разгрузка на припай из книги Петрова : Н496 Ли2В (5).jpg
Поврежден при разгрузке - сорвался с троса при обратной загрузке при подвижах льда - ударился хвостовой частью о поручни.
 Н496 Ли2В (2).jpg
Перегнан на лыжах своим ходом на берег, собран и восстановлен до летного состояния
 Н496 Ли2В (6).jpg
Рабочие моменты - идентифицирован по серийному номеру.
Разбит в феврале 1958 у горы Браун при отрыве на малой скорости. Турбокомпрессоры переставлены на Н-495. Не восстанавливался (Перов) - Фото от Маслова в предыдущем сообщении.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-496 (Ли-2)

Сообщение SVF » 27 Ноябрь 2011 14:29

Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1949 г.

Самолет "Н-496"
Пилот - И.М. Даксергоф. Штурман - Н.В. Зубов. Гидрологи - С.Ф. Глухов, В.В. Бирюков.

11 июля. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Челюскина.
14 июля. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
15-16 июля. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
17 июля. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Челюскина.
21 июля. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
23 июля. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.
29-30 июля. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - м. Косистый.

Самолет "Н-496"
Пилот - И.М. Даксергоф. Штурман - Н.В. Зубов. Гидролог - .

30 июля. Место вылета - м. Косистый. Место посадки - Чокурдах.

Самолет "Н-496"
Пилот - И.М. Даксергоф. Штурман - Н.В. Зубов. Гидролог - С.Ф. Глухов.

4 августа. Место вылета - Чокурдах. Место посадки - м. Косистый.

[Ледовый ежегодник 1948/1949 год. Наблюдения над состоянием льда в Арктических морях зимой 1948/1949 года и в навигацию 1949 года. Под ред. Т.П. Морозовой. Л., Морской транспорт. 1955 г.]
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Н-496 (Ли-2)

Сообщение SVF » 03 Январь 2012 19:52

Сведения о ледовых авиаразведках, произведенных в 1950 г.

Самолет "Н-496"
Пилот С.В. Грасс. Штурман А.П. Шумский. Гидролог А.А. Кухарский.

30 сентября. Место вылета - бухта Эклипс. Место посадки - м. Челюскина.
1 октября. Место вылета - м. Челюскина. Место посадки - м. Челюскина.
2 октября. Место вылета - м. Челюскина. Место посадки - бухта Эклипс.
4 октября. Место вылета - бухта Эклипс. Место посадки - бухта Эклипс.
7 октября. Место вылета - бухта Эклипс. Место посадки - Дудинка.
16 октября. Место вылета - Дудинка. Место посадки - Дудинка.
18 октября. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - м. Челюскина.
19 октября. Место вылета - м. Челюскина. Место посадки - бухта Эклипс.
20 октября. Место вылета - бухта Эклипс. Место посадки - бухта Эклипс.
21 октября. Место вылета - бухта Эклипс. Место посадки - бухта Эклипс.
22 октября. Место вылета - бухта Эклипс. Место посадки - о. Диксона.
23 октября. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - м. Челюскина.
24 октября. Место вылета - м. Челюскина. Место посадки - бухта Эклипс.
25 октября. Место вылета - бухта Эклипс. Место посадки - м. Желания.
29 октября. Место вылета - м. Желания. Место посадки - о. Диксона.
30 октября. Место вылета - о. Диксона. Место посадки - Амдерма.

[Ледовый ежегодник 1949/1950 года. Наблюдения над состоянием льдов в Советской Арктике в навигацию 1950 года. Под ред. Т.П. Морозовой. Л-М, Водтрансиздат. 1954 г.]
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Н-496 (Ли-2)

Сообщение Dobrolet » 09 Май 2013 14:23

Адольф Милованов пишет:
РГАЭ, оп. 2, фонд 9570, дело 3831. 104л.
Приказы 1с-51с нач. УПА за 1951г.
Пр. №5с. 24.1.1951г. «О закреплении самолётов ПА за АГ УПА».
В целях упорядочения учёта СМП УПА, - ПРИКАЗЫВАЮ:
Числить на балансе авиагрупп на 1 января 1951 года самолёты в следующем порядке:

П. 1. Московская АГ.
Самолёты Ли-2 (Всего21)
496-18430801


Д. 3838. Приказы Нач. УПА 01с-42с, 44с, 45с за 1952г. 137л.
Л. 4. Приказ 3с. 10.1.1952г. О техническом состоянии и зачислении на баланс с-тов АГ УПА по состоянию на 1.12.1951г.
Объявляю состав самолётного парка УПА по состоянию на 1.1.1952г по АГ.
...
Игарская АГ:
Ли-2
(20шт): Н-455н/и - зав. №477; Н-457и - Игарка, 462 н/и – Игарка, полежит списанию, Н-463 и 467 н/и з. 477; Н-493н/и Иваново, 495,496,498 – и Игарка, 504н/и - Иваново, 536 н/и - зав. №477; 537 и 548 н/и -Иваново, 549и - Игарка, 555 и - Иваново, 559,581,582, 583, 584 – исправны - Игарка.
... ИО Нач УПА генерал-майор авиации Мазурук.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-496 (Ли-2)

Сообщение Адольф Милованов » 09 Июнь 2013 10:46

Пр. 6с. 8.3.1949г. О закреплении самолётов Ли-2.
П. 1. Полученные в октябре-ноябре 1948г с завода №84 МАП с-ты Ли-2 в количестве 10 шт. закрепить за АГ следующим образом:
1. Ли-2 №18430608 оп. знак Н-495,
2. Ли-2 №18430801 оп. знак Н-496,
3. Ли-2 №18430708 оп. знак Н-497,
4. Ли-2 №18430703 оп. знак Н-499,
5. Ли-2 №18430705 оп. знак Н-501,
6. Ли-2 №18430706 оп. знак Н-502,
7. Ли-2 №18430710 оп. знак Н-503,
8. Ли-2 №18430803 оп. знак Н-504
Закрепить за МАГОН.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-496 (Ли-2)

Сообщение Historik » 30 Октябрь 2016 16:28

 Н-496григорьев.jpg

Основываясь на воспоминаниях В.М.Перова и статье В.Мартианова, Ли-2В Н-496 был потерян при следующих обстоятельствах:
В начале февраля 1958 г. Ли-2В Н-469 (командир - В.В.Григорьев) выполнял перелёт с грузом из «Мирного» на станцию «Комсомольская». Достигнув её, разгрузившись и взяв на борт учёных, экипаж отправился обратно. Но в ходе полёта лётчики не вняли рекомендациям бортмеханика, ушедшего в грузовую кабину готовить пищу на газовой плите, о необходимости переключить моторы на другой бак, поскольку в том, откуда поступал бензин, горючее было на исходе. Когда же бак опустел, и оба мотора начали «чихать», кран, находившийся у рабочего места второго пилота, всё же переключили на полный бак, но было поздно. С высоты 150 м самолёт пошёл вниз и жёстко приледнился. При этом его лыжи попали в занесённую снегом трещину и отвалились, пострадал фюзеляж и моторы, а их винты оказались погнутыми. К счастью, пострадавших, не оказалось. Произошло это на плато, находившемся на высоте 3 тыс. м над уровнем моря, в 80 км от места, где раньше находилась станция «Восток-1», закрытая за два месяца до этого.
В «Мирном» приняли сигнал бедствия, и на помощь экипажу аварийной машины вылетел Ли-2В Н-502 В.М.Перова. На месте было принято решение о том, что из-за очень серьёзных повреждений «Дуглас» восстановлению не подлежит и его пришлось бросить, а потерпевших бедствие – эвакуировать на базу.
В донесении начальнику УПА М.И.Шевелёву командир отряда В.М.Перов назвал этот случай "более нелепым, чем с Ивановым" (авария 2 января 1958 г. Ли-2В Н-501).
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02


Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения