Н-44 (Р-5)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-44 (Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Март 2008 00:32

Р-5 Н-44 Чукотской авиагруппы.

В 1936 г. обеспечил ледовую разведку ЭОН-3 (Экспедиция особого назначения) по проводке боевых кораблей Северным Морским Путем на Тихоокеанский флот: эсминцев «Сталин» (на участок Диксон-бухта Провидения назначен кап. Миловидов) и «Войков» (Диксон-б.Провидения кап.Николаев), транспорт «Анадырь».
Экипаж: М.Каминский, Д.Морозов.



Михаил Каминский, «В небе Чукотки». Магадан, 1967г.
стр 252-255:

В один из дней неожиданно пришла радиограмма с борта ледореза «Литке»:

    «Мыс Северный Каминскому
    Прошу сообщить ваши возможности произвести ледовую разведку для проводки каравана проливом Лонга
    Шмидт»
Это было совершенно неожиданно. Меня никто не предупреждал, что в море находятся корабли. Наша МБР-2 находилась в ангаре, а Р-5 пребывали еще в том состоянии, в каком их оставили Богданов и Быков. На самолете Быкова надо было менять мотор, что-то не ладилось с мотором и у другой машины. Полный недоумения, с наивным расчетом, что мои трудности поймут, я ответил откровенно, как и было:

    «Шмидту местонахождению
    О ледовой не был предупрежден тчк Располагаю одним самолетом котором требуется устранить тряску мотора тчк Сообщите когда нужна разведка зпт где находитесь
    Каминский»
Ночью нарочный привез «молнию»:

    «Правительственная Северный Каминскому
    Удивлен вашей неподготовленностью тчк Подхожу Щелагскому злт Обстановка тяжелая Требую немедленной разведки пролива
    Шмидт»
Вот оно, начинается! — подумал я, в который раз перечитывая упрек, заключенный в первой фразе. Бужу старшего механика Драневича, Островенко, Соколова, Мохова, штурмана Морозова, а с ними и мотористов и даю задание: Драневичу и мотористам заменить мотор на Н-42, Островенко и Соколову найти и устранить причину тряски мотора на Н-44, Мохову подготовить бортовую станцию, а Морозову — штурманское снаряжение.

На следующий день при погоде, напоминающей мне ту, которая была, когда мы с Богдановым искали науканцев, я вылетел на Н-44. Мотор трясся, и вместе с ним тряслась моя авиационная душа. Разведку мы начали от кромки льдов, километрах в ста от берега, я делал один за другим галсы, которые давал мне Дима Морозов. Обнаружилось, что у побережья сплошной, непроходимый лед, но около Врангеля большая полынья, которая на востоке соединяется с открытым морем и уходит на запад. От западной оконечности острова эта полынья поворачивает на юг, к мысу Биллингса, и от него с разреженным льдом идет вдоль берега до самой Чаунской губы.

Впервые я делал ледовую разведку для кораблей. Никто не учил меня этому делу, но, по счастью, обстановка оказалась достаточно простой. Как умел, я обрисовал ледовую обстановку, даже еще не подозревая, что это должен делать штурман. Вскоре мы увидели караван. Среди льдов на траверзе Чаунской губы шли пять судов кильватерной колонной.

Во главе был ледокол «Красин», за ним шел, как я догадался, ледорез «Литке», потом два военных корабля, и замыкал колонну какой-то грузовоз.

Теперь мне стала ясна причина неожиданного появления начальника Главсевморпути на Чукотке: он сам возглавил проводку военных кораблей.Я сделал приветственный вираж над караваном и увидел дымки. Это корабли ответно приветствовали меня гудками. Я гордился сделанным полетом, его очевидной полезностью, и тем, что успел сделать его как раз тогда, когда было нужно. Задержись я всего на один день, и авторитет нашего отряда понес бы непоправимый урон.

Почти через семь часов полета, до предела усталый, но довольный, я посадил самолет на рыхлую гальку возле полярной станции у мыса Биллингса. Дотянуть до базы не мог: не хватило светлого времени и горючего.

Первый раз я садился здесь. Но на рыхлой гальке были видны следы колес, оставленные кем-то раньше. Может, это следы Сургучева и Масленникова, которые полтора года назад искали Катюхова и Соколова!
Я поздравил товарищей с выполнением задания и предложил после ужина ложиться отдыхать, полагая, что завтрашний день, вероятно, будет не легче.

Но утром радист полярной станции вручил мне следующую радиограмму:

    «С борта «Литке» Каминскому местонахождению

    Впервые на Чукотке сделана ледовая разведка такого масштаба и значения тчк Караван вышел чистую воду тчк Ваши услуги больше не нужны тчк Благодарю прекрасно выполненное задание тчк Желаю счастливой зимовки Ш м и д т».
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-44 (Р-5)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 12 Апрель 2008 19:31

М.В. Вяхирев. В краю пурги и льдов.
Глава V.
ИКАРЫ ЧУКОТКИ
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=2546#p2546

«Н-44»

«Первым в начале апреля 1935 года на мыс Шмидта прилетел Л. К. Прокопов. 26 апреля там приземлились еще два самолета Р-5, принадлежавшие Чукотскому авиаотряду: „Н-44" В. М. Сургучева и „Н-47" Г. И. Катюхова. Вместе с ними прилетели И. Л. Павленко, В. П. Падалко и Ю. П. Соколов. А через два дня на мыс Шмидта прибыло основное ядро отряда. Поскольку жилые помещения для авиаторов еще не были построены, их поселили в одном из домов полярной станции.

Для летчиков наступили рабочие будни. Первую вынужденную посадку в 100 километрах к западу от мыса Шмидта совершил 29 апреля Сургучев, у самолета которого потек радиатор. К счастью, он нашел для посадки ровную площадку, где стояла одинокая чукотская яранга. Подрулив к ней поближе, Сургучев увидел, что ее хозяева пьют чай из огромного котла. Для них приземление «самолета возле яранги оказалось большим событием. Быть может, они вообще впервые видели его. Но то, что случилось дальше, оказалось вообще невероятным. Беспокоясь, как бы от перегрева не заклинило двигатель машины, Сургучев знаками дал понять, что ему срочно нужна вода. То ли воды вблизи не оказалось, то ли хозяева яранги не поняли вопроса, но они принесли летчику ведро крепкого горячего чая. И его вполне хватило, чтобы самолет благополучно долетел до мыса Шмидта. Тогда среди чукчей распространился слух, будто самолет, как и человек, пьет чай.»


В тот же день где-то между Ванкаремом и островом Колючий совершил вынужденную посадку еще один самолет авиаотряда — „Н-43". Радиатор на самолете Сургучева отремонтировали за ночь, и утром летчик вылетел на поиск потерпевшего аварию самолета. Полет завершился успешно, но Сургучеву пришлось приземлиться для того, чтобы устранить возникшую в полете незначительную неисправность мотора.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-44 (Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 17 Апрель 2008 03:52

"Проблемы Арктики" 1938 г.

В декабре 1937 г. летчик М.Каминский на самолете «П-5» с депутатом Верховного Совета т. Тывлянто велетел с предвыборным рейсом. Прибыл в январе 1938 г. в Иркутск, далее борт ушел в Москву.

в "Полярной летчике. Книга 2" вызов Каминского к Тевлятнто (так у К. в книге) - завершающий эпизод. Нет марки самолета, но есть номер - Н-44.

прям паззл какой-то :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-44 (П-5)

Сообщение Кара » 04 Январь 2009 02:18

СССР-Н44 - П-5, Чукотская АГ
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-44 (Р-5)

Сообщение slava_zz » 04 Январь 2009 07:25

Н-44- видимо- Р-5
Каминский- "Своими руками"
зима 1937/38
полет санрейсом мыс Северный- Лаврентия, к хирургу
по машине-
перед вылетом ликвидирована тряска двигателя
"Шо, опять?" :-)
радист, выпускная антенна
пассажир- больной лежа позади радиста
мотор 600 л/с
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

Н-44 (П-5)

Сообщение Кара » 22 Апрель 2009 15:16

Тихоокеанская АЛ ГСМП: 2-й отряд (03.1937-?)
Чукотская АГ (в 08.1937)
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1303
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Н-44 (Р-5)

Сообщение Alexander Belov » 23 Апрель 2009 07:41

slava_zz пишет:Н-44- видимо- Р-5
Каминский- "Своими руками"
зима 1937/38
полет санрейсом мыс Северный- Лаврентия, к хирургу
по машине-
перед вылетом ликвидирована тряска двигателя
"Шо, опять?" :-)
радист, выпускная антенна
пассажир- больной лежа позади радиста
мотор 600 л/с


600 л.с. - это "норма", номинал М-17 (не "Ф", с обычной степенью сжатия).

А вот больной (т.е. около 100 кг груза) в хвосте при изначально задней центровке Р-5 - уже существенное отклонение от требований эксплуатации. Неоднократно встречал на форуме указания на аналогичную загрузку Р-5 и ПР-5 (даже при двух пассажирах в задней кабине).
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-44 (Р-5)

Сообщение Иван Кукушкин » 15 Ноябрь 2009 16:10

Lennart Andersson, Red Stars 6 - Aeroflot origins // Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland, ISBN: 978-952-5026-88-7

CCCP-H44
15.9.1934
Р-5 / МР-5
Заводской №: 7458
В примечаниях: P-5 mor. списан 11.5.38
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-44 (Р-5)

Сообщение Dobrolet » 14 Март 2010 14:26

Начиная с 1932 г. самолеты-разведчики Р-5 начали использовать для выполнения транспортных перевозок под обозначением П-5. В Полярную авиацию только в этот период передали около десятка таких демилитаризованных бипланов, шесть из них попали на Чукотку. Самолеты П-5 с ОЗ СССР-Н42, -Н43, -Н44, -Н47, -Н48, -Н49 с самого начала были приданы Чукотскому авиаотряду, сформированному в июле 1934 года в Москве (командир отряда Павленко И.Л.). Хотя, согласно Реестру, машины обозначались как «П-5 мор.», они были укомплектованы колесным, лыжным и поплавковым шасси. Внешним отличием «морских» П-5 является увеличенное вертикальное оперение. Интересно, что только один аппарат (СССР-Н45) в оригинале Реестра обозначен правильно: не «П-5 мор.», а МП-5. На всякий случай мы оставили эту запись без изменений.
СССР-Н44
П-5 мор., зав. № 7458, мотор - М-17
Дата присвоения опознавательного знака с литерой «Н» - 15.09.34 г. Первоначальный владелец воздушного судна - УВС ГУСМП.
Самолет выпуска 1934 года. 25 марта 1937 года закрепляется за 2 отрядом Управления по организации Тихоокеанской авиалинии для работ по внутренней связи Чукотки.
В августе того же года самолет включили в состав группы по поискам пропавшего самолета СА. Леваневского ДБ-А USSR-Н209. Однако, реального участия в поисках самолет не принимал. Исключили СССР-Н44 из списков самолетного парка ГУСМП 11.05.38 г.
 Н44 МП-5.jpg

Запуск двигателя «камчатского» П-5 СССР-Н44 с помощью резинового амортизатора и группы смельчаков. Ледовое поле у станции Уэлен, 1935-1936 гг.
(М.Орлов "Крылья" 1.2010)
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-44 (Р-5)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Октябрь 2012 20:32

Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)
yan 05 дек 2011, 01:41
http://www.kruiznik.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=857

"Публикую материалы - историческую информацию и фотографии, предоставленные нам участником нашего форума Анатолием Борисенко (sekan). Интереснейшие материалы рассказывают о ледоколе "Красин" во время его зимовки 1937-38 годов в Хатангском заливе. Пред нами предстаёт и быт экипажа ледокола в это время."

Ничего близко похожего вроде еще небыло:
 н-44.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-44 (Р-5)

Сообщение Kirindas » 08 Октябрь 2012 21:54

а Р-5 то был поплавковый
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

Н-44 (Р-5)

Сообщение Alexander Belov » 09 Октябрь 2012 09:27

Р-5А (МР-5) имел сменное (поплавковое и колесное) шасси. Здесь были фото самолетов на поплавках, но с прикрепленными на стойки поплавков колесами.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-44 (Р-5)

Сообщение Dobrolet » 16 Октябрь 2012 21:13

Леспромхоз пишет:
Материалы о ледоколе "Красин" (1916 г. постр.)
yan 05 дек 2011, 01:41
http://www.kruiznik.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=857

"Публикую материалы - историческую информацию и фотографии, предоставленные нам участником нашего форума Анатолием Борисенко (sekan). Интереснейшие материалы рассказывают о ледоколе "Красин" во время его зимовки 1937-38 годов в Хатангском заливе. Пред нами предстаёт и быт экипажа ледокола в это время."

Ничего близко похожего вроде еще небыло:


Михаил Маслов "Поиски Леваневского"
Чукотский авиаотряд
14 августа - 21 сентября 1937 г.
...
Подготовка отряда к поискам Леваневского началась 14 августа, на следующий день после потери связи с Н209, т.е. еще до принятия официального решения о развертывании поисковой операции. В этот день последовало решение подготовить к погрузке на ледокол "Красин", прибытие которого на мыс Шмидта ожидалось уже 5 августа, следующие аппараты:
1) П-5 СССР-Н42 (заводской №7444) - пилоты М.Н. Каминский, В.М. Сургучев, штурман А.И. Мохов;
2) П-5 СССР-Н44 (заводской №7458) - пилот Г.И. Катков, штурман Д.Н. Морозов, бортмеханик Ф.Д. Островенко;
3) У-2 СССР-Н167 (это был трехместный У-2СП, заводской №1056, зарегистрированный в УПА незадолго до происходящих событий - 28 июля 19387 г.);
4) У-2 СССР-Н39 (заводской №6003).
Во всех известных документах, описывающих последующие события, эти четыре самолета назывались группой Каминского.
18 августа указанные машины в разобранном виде погрузили на "Красин", который незамедлительно проследовал в направлении Аляски (Барроу). Предполагалось, что при подходе к ледовым полям, небольшие бипланы будут выгружены на подходящую льдину с целью обследования близлежащих районов. Сообщалось, что 31 августа Каминский выполнил один разведывательный полет на У-2 СССР-Н167. Впрочем, малая дальность и продолжительность полета самолета не позволяют отести эту акцию к полноценным поискам. О других полетах эой группы сведений не обнаружено.
Через месяц морского путешествия на ледоколе от продолжения деятельности чукотцев решили отказаться. 19 сентября 1937 г. в 6 часов утра все самолеты в Чукотском море перегрузили на пароход "Микоян", после чего их возвратили на мыс Шмидта (прибыли 21 сентября 1937 г.). Что касается ледокола "Красин", то он 27 августа 1937 г. прибыл на мыс Барроу, где выгрузил 15 тонн бензина и масла для самолетов СССР-Н2 и СССР-Н207.

На фото попал или моменент загрузки самолетов группы Каминского на "Красин", либо перегрузки самолетов на "Микоян".
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1512
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Н-44 (Р-5, П-5)

Сообщение Адольф Милованов » 28 Декабрь 2012 18:22

Этот самолёт в разное время назывался по разному. В 1934 при отправке на Чукотку, он именовался как Р-5, Р-5А, МП-5, а заканчивал как П-5.

РГАЭ, ф. 9570, оп. 5, д. 129, л. 35. Пр. 28 по УПА 20.3.1938г. Комиссия …
С-т П-5, з. №7458, выпуска 1934г, эксплуатировался с момента выхода с завода и по настоящее время на Чукотке, в условиях безангарного хранения и без заводского ремонта, имеющего налёт 739ч.15м, установила: Что деревянные части … сгнили и сильно деформированы, а металлические – коррозированы и производство ремонта не целесообразно, т.к. стоимость равна новому с-ту.
Приказываю: С-т П-5 СССР Н-44 исключить из списков УПА за ветхостью в силу естественного износа при эксплуатации и списать с баланса Чукотской АГ.
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Н-44 (Р-5)

Сообщение SVF » 15 Декабрь 2014 21:12

Полярная правда 18 января 1938 г. № 15(3385):
 1938-01-36.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения