Бабай пишет:[quote= Из книги "Полярники в Отечественной войне" (М. Изд. Главсевморпути. 1945.). Очерк "Капитан Борис Низовцев":
"В 1940 году Низовцев летал на амфибии "Н-207". Однажды, возвращаясь с ледовой разведки в Карском море, самолет попал в густой туман. Решили приземлиться на первом попавшем в поле зрения острове. В тумане было довольно мудрено благополучно посадить машину. Амфибия носом врезалась в воду. Отвалилось одно крыло.Лодка с экипажем пошла ко дну.
Поломали серьезно. На счет "пошла ко дну" несколько преувеличено - сели на мелководье. Ухитрились доставить в Красноярск и восстановить до летного состояния.
г. Красноярск 31 января 1941 г. для служеб[ного] пользования
Комиссией, назначенной директором завода, на 1 февраля 1941 г. установлены следующие проценты технической готовности ремонта самолетов
...
21. [Самолет] S-43 Н-207 восстанов[ительный] 10
...
Примечание:
2. Н-207 – разобран и смывается от грязи, больше ничего не сделано;
[КГКУ «ГАКК». Ф.Р-1341. Оп. 4. Д. 237. Л. 4. Подлинник. Машинопись]
г. Красноярск [10 февраля 1941 г.] для служеб[ного] пользования
Комиссией, назначенной директором завода, на 10 февраля 1941 г. установлены следующие проценты технической готовности ремонта самолетов:
Вид ремонта % готовн[ости] на 10 февраля 1941 г
...
21. [Самолет] S-43 Н-207 восстанов[ительный] 15
[КГКУ «ГАКК». Ф.Р-1341. Оп. 4. Д. 237. Л. 6. Подлинник. Машинопись]
Более того - в связи с началом войны вооружили самолеты УПА. Но если для Дорнье Валь, МП-7, Г-1 и Г-2 вооружение было штатно заложено в конструкции, то S-43 его изначально не предусматривалось. Даже американские военные S-43 (JRS-1) были не вооружены. Тем не менее на КРАЗе для S-43 разработали и установили три огневые точки под пулеметы (предполагалось ШКАС, но установили две "спарки" типа ДА и один одиночный ДА в нижней люковой установке.
г. Красноярск 25 июня 1941 г. секретно
Согласно указаниям начальника Управления полярной авиации полковника Мазурука в части подготовки самолетов полярной авиации к выполнению специальных заданий приказываю:
...
§3. Все самолеты полярной авиации, выходящие из ремонта, выпускать в военном варианте, для чего:
а) окраску самолетов производить в цвета, принятые в военведе (верх – зеленый, низ – голубой). На плоскостях сверху и снизу наносить звезды вместо опознавательных знаков; на бортах самолетов оставить существующие опознавательные знаки;
б) на всех самолетах устанавливать турели с пулеметами и бомбодержатели с бомбосбрасывателями;
в) на всех самолетах установить приборы Герца и изготовить пятки для них;
г) на самолете С-43 изготовить носовую и кормовую турельные установки и кинжальную установку снизу;
...
Директор завода Захаров
[КГКУ «ГАКК». Ф.Р-1341. Оп. 4. Д. 36. Л. 7, 7об. Подлинник. Машинопись]
г. Красноярск 29 июня 1941 г.
Для производства летных испытаний самолета Н-207, прошедшего восстановительный ремонт на заводе, создать комиссию под председательством и.о. главного инженера Пачина Н.И....
§1. Устанавливаю экипаж по испытаниям в следующем составе:
1. Летчик-испытатель Котов;
2. Вед[ущий] инженер Володин;
3. Первый б[орт]механик Краснов;
4. Второй б[орт]механик Мохов;
5. Нач[альник] ОТК Андрианов.
Экипаж на каждый полет устанавливается председателем комиссии согласно программе испытаний.
...
Директор з[аво]да
[КГКУ «ГАКК». Ф.Р-1341. Оп. 1. Д. 19. Л. 180об. Подлинник. Рукопись]
г. Красноярск 21 июля 1941 г.
Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе начальника ОТК завода имени Побежимова Андрианова Д. Я., начальника производственно-технического отдела Хохлова Л. А., нач[альника] спеццеха Комирного Н.П. и представителя экипажа самолета Н-207 Котова составили настоящий акт в нижеследующем:
Сего числа проведен осмотр и проверка технического состояния, годности к эксплуатации стрелкового и бомбового вооружения, оборудования самолета (носовая стрелковая точка, кормовая стрелковая точка, бомбодержатели, проводка к бомбосбрасывателям и бомбосбрасыватели) и установили:
1. При осмотре и испытании на земле (воде) все механизмы и оборудование удовлетворяют техническим требованиям, находятся в удовлетворительном состоянии и могут быть допущены к эксплуатации;
2. Экипаж прошел ознакомительные занятия по эксплуатации вооружения, установленного на данном самолете, знаком с центровочной ведомостью спецварианта, соответствием номеров, бомб и рычагов бомбосбрасывателя, отсутствием ограничителей на турелях;
3. Вооружение принято экипажем по специальному акту, приложенному к формуляру. Председатель комиссии Андрианов Члены: Хохлов Комирный Котов Помета: «Также принята хвостовая (кинжальная) установка, удовл[етворяющая] техн[ическим] требованиям».
[КГКУ «ГАКК». Ф.Р-1341. Оп. 4. Д. 15. Л. 15. Подлинник. Машинопись]
Докладные записки заместителя начальника УПА ГУ СМП Ф.М. Кузичкина директору завода № 477 Ф.Г. Нестерову
г. Красноярск 16 марта 1942 г. секретно
Согласно указаниям зам[естителя] начальника Главсевморпути тов. Мазурука на самолет «Консолидейтед» устанавливается только стрелковое вооружение, на самолете Сикорского – также стрелковое вооружение. ....
Зам[еститель] начальника Управления полярной авиации Главсевморпути при СНК СССР Кузичкин
[КГКУ «ГАКК». Ф.Р-1341. Оп. 4. Д. 80. Л. 9. Подлинник. Машинопись]
Докладная записка заместителя главного инженера завода № 477 Н.И. Пачина заместителю начальника УПА ГУ СМП Ф.М. Кузичкину
г. Красноярск 13 мая 1942 г.
Согласно Вашему запросу от 16 марта 1942 г. о наличии на заводе № 477 стрелкового вооружения на самолеты «Консолидейтед» Н-275, Н-243, Н-307, Н-308, Н-309 и Сикорского Н-207 сообщаем, что указанные машины имеют следующее стрелковое вооружение:
...
VI. Сикорский Н-207:
1. Пулемет ДА-2 № 1043;
2. [Пулемет] ДА-2 № 983;
3. [Пулемет] ДА № 1530;
4. Чехлы на ДА-2 – 2 шт[уки];
5. Гильзоотвод на пулемет ДА – 5 шт[ук];
6. Магазинов ДА – 40 шт[ук];
7. Кассет деревян[ных] – 5 шт[ук];
8. Запчасти для пулемета ДА-2 – 1 ящ[ик];
9. Турель Тур-6 – 2 шт[уки];
10. Чехлы для Тур-6 – 2 шт[уки];
11. Флюгер-мушка – 3 шт[уки];
12. Кольцевой прицел – 3 шт[уки].
...
Зам[еститель] гл[авного] инженера Пачин
[КГКУ «ГАКК». Ф.Р-1341. Оп. 4. Д. 80. Л. 12, 12об. Копия. Машинопись]
Источники:
US Aircraft in the Soviet Union and Russia Yefim Gordon, Sergey Komissarov ISBN 1 85780 308 2: 2008: Midland Publishing
Авиационные заводы и военная авиация в Красноярском крае 1934–1950 гг. : документальное изд. / авт.-сост. : В.В. Филиппов, А.В. Леопа. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. – 480 с. – (Сер. «Авиация Красноярского края в документах архивов, публикациях и фотографиях»). ISBN 978-5-7638-4064-3 (отд. кн.) ISBN 978-5-7638-3899-2