Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Июль 2009 22:11

Коллеги, я не нашел ни одного упоминания о Яне Бржезине на нашем сайте в темах связанных с "СП-1" и в "персонах-самолетах" по теме.
В книгах тоже.
В Рунете нашел только это (наверное плохо искал :( )
Насчет единственного репрессированного папанинца автор наверное ошибается,
но расстрелянных вроде небыло.


22.12.04 Единственный репрессированный папанинец был чехом

21 мая 1937 года. Советский народ ликует: первый из самолетов экспедиции академика Отто Шмидта и Ивана Папанина приземлился на Северном полюсе. Чехословаки тоже ликуют, ведь в числе участников воздушной экспедиции их соотечественник - Ян Бржезина. Необыкновенный взлет для 23-летнего парня, родом из чешского городка Колин, правда, уже советского гражданина. Но за взлетом было падение - длиной в долгие полвека. В рубрике «Исторические прогулки» - трагедия полярного летчика Яна Бржезины.

С племянницей Яна Бржезины - чешской журналисткой Татьяной Бржезиновой, я познакомилась в российском Центре науки и культуры в Праге. Пани Бржезинова как раз работала над оформлением выставки, посвященной сложному жизненному пути своего дяди. Рассказала она и о том, что пишет книгу, название для которой уже придумано - «Возвращение Яна Бржезины».

- Это символическое название. Хотя Яна нельзя вернуть к жизни, символика в том, что после 50 лет поисков удалось узнать его судьбу и разгадать загадку его смерти. Самым значительным событием в его жизни было участие в полярной экспедиции Папанина, он был единственным чехом и самым молодым в экспедиции. А потом многие годы мы пытались выяснить, что с ним случилось после того, когда 8 марта 1938 года его увели из собственной квартиры и арестовали. Это была трудная загадка, 50 лет потребовалось трем членам его семьи - матери, сестре и племяннице, чтобы ее разгадать. «Возвращение» - это подведение черты под жизнью Яна Бржезины,

- в этом смысл названия книги, которую пишет племянница полярного летчика.

Как получилось, что чехословацкий парень попал в состав воздушной экспедиции Отто Шмидта? Отец Яна вместе с женой и двумя детьми в 1931 году переехал в Советский Союз, где для него, обувщика по специальности, открывалась масса привлекательных возможностей. Ян, который уже в Чехословакии заинтересовался летным делом, заканчивает Ленинградское летное училище и поступает на работу на самолетостроительный завод в столице. Когда ему исполнился 21 год, он уже считался прекрасным борт-механиком. Яна Бржезину направляют в Главное управление Северного морского пути, он проходит строгий отбор и более двух лет готовится к полету на Северный полюс.

Поначалу предполагалось, что он полетит на втором из четырех самолетов, совершивших посадку на полюсе. Но потом его перевели на самолет -разведчик, в задачи которого входил поиск места, пригодного для посадки тяжелых транспортных самолетов, и наблюдение за погодными условиями на полюсе. За участие в экспедиции Яна наградили по-царски: премией в 5 тысяч рублей и орденом Трудового Красного Знамени. Перед летчиком открывались великолепные перспективы. Все оборвалось 8 марта 1938 года. За Яном пришли люди в черных кожаных пальто и увели его.

Правдивый ответ на вопрос, почему и куда исчез полярный летчик Бржезина, его семья получила только в 1994 году, когда были открыты архивы КГБ и НКВД. Рассказывает Татьяна Бржезинова:

- Я ездила в Россию и там связалась с движением «Мемориал». Оставила им свой адрес и в 1994 году получила ответ. Мне прислали документы, касающиеся ареста дяди, на пленках, а я их потом обработала.

Яна Бржезину обвинили в шпионаже в пользу Чехословакии и спустя 5 месяцев после ареста расстреляли.

- Какую роль в судьбе Вашего дядя сыграла его национальность?

- Никакой. Его семья переехала в Советский Союз, он и часть его родных приняли советское гражданство. Так что чехословацкое происхождение значения не имело.

В 1948 году мать и сестра Яна Бржезины с детьми вернулись в Чехословакию и сделали запрос в советское посольство о судьбе Яна - что с ним, жив ли, ждать ли его возвращения? Ответа они не получили. Долгие годы все, что касалось дела полярного летчика, было окутано тайной. Даже когда Мария Бржезинова получила в 1978 году извещение о реабилитации брата, правду о его аресте и расстреле советские органы ей не сказали. Общество Красного креста и Красного полумесяца сообщило о смерти Яна в местах заключения, которая, якобы, имела место в 1944 году, во время войны.

Вот какая ирония судьбы, говорит Татьяна Бржезинова,

- Хотя Чехословакия к тому времени практически не играла роли в жизни моего дяди, в приговоре его обвинили в шпионаже в пользу Чехословакии, на этом основании его и судили.

На вопрос о том, что послужило настоящей причиной ареста дяди, пани Бржезинова затрудняется ответить.

- Мы пытались найти какую-либо связь между его участием в папанинской экспедиции и арестом, но ничего не нашли. Я думаю, в то время не имело значения, кем был человек, что он сказал или сделал. Возможно, его знал кто-то из ранее арестованных. Возможно, к месту пришлось его чехословацкое происхождение. Написали, что он выносил тайные документы с самолетостроительного завода. Полностью сконструированное обвинение, фарс.
Документы из архивов НКВД, полученные Татьяной Бржезиновой в 1994 году, помогли установить и место расстрела единственного репрессированного члена полярной экспедиции.

- От группы, которая изучала дело моего дяди, мы получили информацию и о том, где он умер. Это было тайное место казни НКВД недалеко от Москвы - Бутовский полигон. На нем было расстреляно около 20 тысяч человек, большая часть в 1937-38 годах. Это были первые годы массовых расстрелов.

Пани Бржезинова показывает мне вырезки из чехословацких газет 1960-х годов, когда о единственном чехе, участвовавшем в знаменитой экспедиции, много писали.

- Но о том, как закончилась эта история, никто не мог написать. Первая правдивая статья появилось только после 1989 года.

(радио-Прага)
http://news.jiport.com/?nid=3244&date=2004-12#
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Июль 2009 23:10

... Поначалу предполагалось, что он полетит на втором из четырех самолетов, совершивших посадку на полюсе. Но потом его перевели на самолет -разведчик, в задачи которого входил поиск места, пригодного для посадки тяжелых транспортных самолетов, и наблюдение за погодными условиями на полюсе. За участие в экспедиции Яна наградили по-царски: премией в 5 тысяч рублей и орденом Трудового Красного Знамени.


Это без вариантов Н-166 Головнина.

:": ... В 1936 г., на этапе подготовки, в дополнение к тяжелым транспортным АНТ-6 решено было включить в состав экспедиции двухмоторный самолет, задачей которого являлась разведка трассы и погоды на маршруте. Поначалу выбрали достаточно новый пассажирский ЗИГ-1 (ПС-89), имевший закрытую пилотскую кабину и двойное управление. Машина, однако, существовала в единственном экземпляре, поэтому в конечном итоге остановились на серийном КР-6. Михаил Маслов, "Первые на Северном полюсе"

Однако экипаж известен и Бржезины в нем нет.

Как вариант - рыть экспедиционные дневники Бронтмана, они никогда не издавались и ни в каких чистках по политсоображениям не нуждались.
По крайней мере с дважды арестовываемым Кекушевым там все в порядке.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11852
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Июль 2009 23:18

padsee пишет:Коллеги, я не нашел ни одного упоминания о Яне Бржезине на нашем сайте в темах связанных с "СП-1" и в "персонах-самолетах" по теме.
В книгах тоже.
В Рунете нашел только это (наверное плохо искал :( )


Опа:

Тетрадь Љ7 22.03.37-05.04.37

Москва- Северный Полюс- Москва

Состав экспедиции.
руководство:
Отто Юльевич Шмидт
Марк Иванович Шевелев, нач. полярной авиации
Борис Львович Дзердзеевский, синоптик
А. А. Догмаров парторг экспедиции
...
механики:
Флегонт Бассейн ст. механик
Василий Л. Ивашина
Константин Сугробов
Демид Шекуров,
Брезин
Николай Львович Кекушев
Д. А. Тимофеев
Валентин Терентьев
Гутовский
Чернышев


Бронтман Лазарь Константинович: Экспедиция Папанина на Северный полюс. Часть 1. 1937 г.
http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/wdnevnik7.shtml
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11852
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Июль 2009 23:22

Бронтман Лазарь Константинович: Экспедиция Папанина на Северный полюс. Часть 1. 1937 г.
http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/wdnevnik7.shtml

Дагмаров: -Все мы согласны с Отто Юльевичем. Потому и зафиксируем: Партийная организация принимает указания т. Шмидта, как руководство к действию.
Предлагаю: Сразу разбиться на группы и выбрать парторгов.
Флагман- Бабушкин.
Н-171 - Молоков
Н-172 - Папанин
Н-169 - Брезин
Н-168 - Волков.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11852
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Июль 2009 23:25

http://lists.memo.ru/d5/f267.htm

Брезин Ян Вацлавович

Родился в 1914 г., Чехословакия, г. Колин; чех; образование среднее; член ВКП(б); Управление полярной авиации: бортмеханик. Проживал: Москва, Ананьевский пер., д. 5, кв. 60.
Арестован 8 марта 1938 г.
Приговорен: Комиссией НКВД СССР 29 июля 1938 г., обв.: шпионаже в пользу Чехословакии.
Расстрелян 16 августа 1938 г. Место захоронения - место захоронения - Московская обл., Бутово. Реабилитирован в мае 1978 г.

Источник: Москва, расстрельные списки - Бутовский полигон
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11852
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Июль 2009 01:42

 11051941_vdovenko.jpg
Москва 11.05.1941. Прилет из Арктики .....самолета Н - 169"
С винтажной фотографии Б.Вдовенко

http://www.flickr.com/photos/39332868@N00/3127599357/

Я так думаю: крайний справа (чуть виден) - Аккуратов, рядом - Черевичный.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11852
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Июль 2009 02:17

 vdovenko_03.jpg
 vdovenko_02.jpg
 vdovenko_04.jpg
Комментарий найденный к этим фотографиям убил напрочь:

На днях _rada_ повторно предложила просмотреть и забрать из архива старого фотографа снимающего что-то "из Арктики и про полярников" и что доступ в связи с переездом ограничен уже 2-3 днями...
Как лекарство от депрессии я поехал смотреть-спасать чужой архив...
Возможно, часть архива "ушла за бугор" ещё при жизни Фотографа благодаря гласности-перестройки, остальное
забрав личное, родственники передали в дар Государственному Архиву (Гос. Красногорский фото-архив), специалисты которого и забрали всё самое ценное для истории, т.е. в коробках из под бананов осталось вместе с 70летней пылью всё на выброс...

Вчера у меня было пять часов просмотреть жизнь Фотографа который вел довольно подробный архив к примеру аккуратно наклеивал все свои публикации в альбомы для рисования года так с 1932 и до эры портретов Горбачева...

скажу честно, у меня астма на пыль и из 40-50ти штук - "спас" я альбом с публикациями только за 1938 год...
хотя больше всего удивил альбом 1941 года с сотнями портретов улыбающихся военнослужащих среди отступления, хаоса и войны. Обрадовался я АВТОРСКИМ конвертам, т.к. сам хранил негативы так же...
Выбрал несколько конвертов (из тысяч) негативы забрали в ГосАрхив.

все изображения: Борис Вдовенко ©
http://community.livejournal.com/cccp_f ... tml#cutid1

:censored:
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11852
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Август 2009 22:55

Изображение
Начальник дрейфующей станции СП-1 И.Д. Папанин (слева) и летчик самолета Н-169 М.И. Козлов на аэродроме в Холмогорах. Март 1927 1937 г. (ошибка в книге)
в книге: А.Б. Широкорад, «Битва за Русскую Арктику XVI-XXI вв.», М., "Вече", 2008
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11852
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Мазурук и АНТ-6

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Август 2009 21:11

Продолжая "вычислять" фотоальбом Семенова Степана Илларионовича „Арктика, 30-ые годы“
http://budovskiy.livejournal.com/187276.html - Возможное место - ЗФИ

 53.jpg
 47.jpg
На этой фотографии явно М.П. Мазурук (на правой - спиной в центре)
На остальных фотографиях этот ТБ виден более хорошо, но к сожалению номер нигде не просматривается.
Вопрос собсно - что это за Н ?
Видны характерные М-34ФРНВ , т.е. видимо фотографии не ранее 1939 года и борт один из трех: Н-169, Н-170, Н-171

Н-170 упоминается как борт Водопьянова, на котором он летает в 39-м и на ледовую разведку, и на финскую, и пассажиров возил (1940), и войну встретил.

Н-171 был с марта 39 по март 1940 на о. Рудольфа с целью оказания в случае необходимости помощи "Седову". Пилот - Г.К. Орлов. В феврале 1941 — коммерческий рейс Москва—Архангельск — Нарьян-Мар — Усть-Кара — Игарка — Хатанга — мыс Косистый — бухта Тикси — Чекурдах — Кресты Колымские — Певек — мыс Шмидта — Анадырь — и обратно по этому же маршруту, командир корабля А. Н. Тягунин

Н-169 - "родной" АНТ-6 Мазурука, на котором он летал высаживать папанинцев в 37-м.
С февраля 1939 - облет станций Главного управления Северного морского пути, пилот И.П. Мазурук. Участок Красноярск - Игарка - залив Кожевникова - Тикси - Амбарчик - мыс Шмидта самолет покрыл за время 15-21 марта. Попутно была произведена ледовая разведка в прибрежной полосе на участке Тикси - мыс Шмидта.
Учавствовал в "пассажирских рейсах" также как и Н-170 Водопьянова, получается - тоже в 1940, маршрут Москва — Архангельске — Амдерма — Диксон — Хатанга — Тикси — Амбарчик — мыс Шмидта — Анадырь и обратно

 41.jpg
 40.jpg
 45.jpg
 46.jpg
 43.jpg
 42A.jpg
 42.jpg


 47.jpg
 H169-karelin1939.jpg
На этих кадрах, мне кажется очень схожим некий "девайс" позади самолета, как и общее расположение/соотношение. Подпись у второй фотографии из архива И.Д. Карелина (ААНИИ): Самолет Н-169 на мысе Шмидта март 1939 /Фото Е. Толстикова/


Итак, эти фотографии из альбома Семенова — Н-169 на Мысе Шмидта в марте 1939?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11852
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Август 2009 21:16

 48.jpg
 44.jpg
Продолжая "вычислять" фотоальбом Семенова Степана Илларионовича „Арктика, 30-ые годы“
http://budovskiy.livejournal.com/187276.html

Еще два кадра. На левом, за спинами стоящих виден пилот.
Вопрос по самолету - может ли это быть ТБ из предыдущего поста, или это Н-4 ?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11852
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Раскопки"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Август 2009 21:41

ИМХО.
Все фото мыс Шмидта.
ЗФИ здесь нет.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: "Раскопки"

Сообщение Dobrolet » 23 Август 2009 05:07

Иван Кукушкин пишет:Вопрос по самолету - может ли это быть ТБ из предыдущего поста, или это Н-4 ?



Это точно АНТ-6. Конструкция шасси у ЮГ-1 совсем другая.
Dobrolet
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1454
Зарегистрирован: 13 Май 2009 15:09

Re: "Раскопки"

Сообщение Alexander Belov » 23 Август 2009 08:48

И не только шасси. За спинами людей видны "бороды" радиаторов, характерной для АНТ-6 "Авиаарктика" формы.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1109
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Re: Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Иван Кукушкин » 26 Август 2009 01:02

 samolety_stalinkih_sokolov.jpg
Фотография Ант-6 "Авиаарктика"в книге:
Гринюк Д.В. Косминков К.Ю. Самолеты сталинских соколов. Советские самолеты 1920— 1945гг. // М., Аэромузей, 1992

Судя по моторам и характерной окраске - Н-169
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11852
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2009 14:51

 ant-6__g-2.jpg
Soviet Arctic Aerial Exploration http://warandgame.wordpress.com/2008/02/03/
Еще два рисунка боковиков: Н-169 и СССР-Л2154
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11852
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения