Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Март 2008 07:36

 169_170.jpg
Самолеты Ант-6 (Г-2) отряда М. Водопьянова. 1937 г.

Интересные подробности встречаются у дотошливых авиамоделистов:
http://forum.rcdesign.ru/index.php?showtopic=89578

Насколько известно, у "Авиарктик" были несколько увеличенные размеры, а вот чертежей наверняка не сохранилось. Человек, который делал стендовую модель Н-169 (http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=1372), тоже столкнулся с проблемой отсутствия чертежей и ориентировался на фотографии и описания.
По рисункам отличия Н-169 и Н-170 заключались в окраске, конструкции фонаря и расположении антенн в носовой части.
Если посмотреть внимательно первую фотографию, где н-170 в центре, а на первом плане похоже, что или 169 или 171, несоответствие с рисунками носовой части заметно. Совпадений в конструкции больше. Надо искать описания, когда менялось оборудование и окраска, т.к. маловероятно, что существовали чертежи по бортовым номерам самолётов. По фотографиям заметно, что внешний вид каждого борта изменялся после модификации и надо привязываться к конкретной дате.


Рисунки Н-169 с сайта "ПАЛИТРА КРЫЛА". (http://wp.scn.ru/ru/ww15/b/660/1_o/0)
Художник: © Klaus Huhndorf
Источник: 'TB-3 Die Geschichte eines Bombers' by Peter Korrell, VEB Verlag fur Verkehrswesen Berlin, 1987

 1_o_3.jpg

 1_o_3_a2.jpg
 1_o_3_a3.jpg
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Александр Андреев » 06 Март 2008 19:32

Хотелось бы внести уточнение. Обозначение АНТ-6 "Авиаарктика" для самолетов Н-169—172 появилось в книге Шаврова и с тех пор широко используется в литературе и в сети. Но надпись "Авиаарктика" мы можем увидеть на борту Дорнье-Валей, Р-6 (СССР Н-169) и даже послевоенных трофейных "Зибелей". То есть эта надпись означала только принадлежность к полярной авиации и ничего более. Потом ее заменили на "Полярная авиация"
Я спрашивал у авторитетного, с моей точки зрения, специалиста в этом вопросе, Ульриха Юнгера, который перерыл все наши архивы. По его мнению, единственно правильное название всех гражданских модификаций Ант-6, как построенных специально (Н-169 —172), так и переделанных из ТБ-3 — Г-2.

Изображение

Эта модель висит в экспозиции Музея Арктики и Антарктики. Цвета , похоже, неправильные.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-169 (Ант-6 / Г-2

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Март 2008 01:57

alex_andr пишет:Эта модель висит в экспозиции Музея Арктики и Антарктики. Цвета , похоже, неправильные.

Ожнозначно стверждать наверное трудно. Моделисты к подобным вещам (цвета, окраска) отностятся чрезвычайно серьезно и общий вывод был таков: "внешний вид каждого борта изменялся и надо привязываться к конкретной дате..."

Модель Михаила Долгова того же Н-169 на период "зимней войны", с вооружением:

 g01372_1455374.jpg
 g01372_3415586.jpg
 g01372_2500756.jpg
 g01372_3588510.jpg
 g01372_4358115.jpg
 g01372_5964830.jpg
 g01372_4783285.jpg
 g01372_7845600.jpg
 g01372_8788357.jpg
http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=1372
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Bills Bons » 08 Март 2008 15:43

Н-169:

Изображение

Экипаж Н-169 в 1937-1938 гг:

Командир:И.П.Мазурук.
Второй пилот:М.И.Козлов.
Штурман-бортрадист:В.И.Аккуратов.
Бортмеханики:П.Д.Шекуров,Д.А.Тимофеев (он же-представитель авиазавода).

Экипаж Н-169 в марте 1941 г:

Командир:И.И.Черевичный.
Второй пилот:М.Н.Каминский.
Штурман:В.И.Аккуратов.
Бортрадист:А.А.Макаров.
Старший бортмеханик:П.Д.Шекуров.
Второй бортмеханик:В.П.Барукин.
Третий бортмеханик:А.Я.Дурманенко.
Ученые Ленинградского Арктического института-начальник научной группы экспедиции-Я.С.Либин,астроном-магнитолог-М.Е.Острекин,метеоролог-Н.Г.Черниговский.
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Bills Bons » 08 Март 2008 15:47

Н-169:

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Bills Bons » 08 Март 2008 17:12

Командир Н-169 И.Черевичный и штурман В.Аккуратов,весна 1941 г.,на Полюсе Недоступности:

Изображение
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Bills Bons » 08 Март 2008 17:50

Заслуженный штурман СССР Валентин Аккуратов:

Изображение Изображение Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Н-169 (Ант-6 / Г-2

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Март 2008 18:15

Первый пассажирский полет по маршруту Москва-Анадырь.

Глава из книги:
Лебедев А.А., Мазурук И.П.
Над Арктикой и Антарктикой.
М.:Мысль, 1991.-317(2)с.,(8)л.ил.

"Незапланированная посадка"

Полет по маршруту Москва-Анадырь давно уже стал привычным. Скорость, комфорт, улыбающиеся стюардессы... А первые полеты с платными пассажирами по сквозной арктической трассе были осуществлены еще до войны. Выполнить их доверили экипажам Водопьянова и моему.
Модернизированные туполевские самолеты АНТ-6 отлично работали в Арктике, были очень надежными. Но даже минимальный комфорт в них отсутствовал. Тридцать — сорок пассажиров, две-три тонны почты и груза размещались в холодном, продуваемом металлическом фюзеляже, частично даже в крыльях центроплана. Согревали пассажиров оленьи шкуры, шубы, кухлянки и спальные мешки, разложенные на полу. Летали, конечно, только в светлое время суток со скоростью двести — двести двадцать километров в час. Рейс в шесть тысяч километров длился в лучшем случае пять-шесть дней, а зачастую и пару недель. Не имея прогнозов до следующего пункта посадки, приходилось терпеливо выжидать благоприятной фактической погоды.
Обязательные посадки предусматривались в Архангельске, Амдерме, на Диксоне, в Хатанге, Тикси, Ам-барчике на реке Колыме и на мысе Шмидта.
Каждый такой полет давался трудно и экипажу, и пассажирам. Да и риск, честно сказать, был немалый. Радиокомпасов не было, а приборы слепого полета то и дело отказывали. А что такое «антиобледенитель», мы фактически не знали.
После каждой ночевки требовалась многочасовая изнурительная работа технического состава, чтобы подготовить самолет к. очередному полету. Никаких бензозаправщиков тогда не было и в помине. Необходимо было подкатить двадцать — тридцать бочек и ручным насосом «альвеер» закачать бензин в баки самолета, обязательно через замшу. Бензин через нее протекает очень медленно, но зато попадание влаги в баки исключается. Затем обязательно нужно очистить от ночного обледенения огромную площадь гофрированных крыльев, фюзеляжа и хвостового оперения. Все это без горячей воды, только подручными средствами- скребками, метлами, резиновыми шлангами.
После таких изнурительных трудов запускаешь моторы. Сначала помалу, потом на полную мощность, но самолет ни с места, лыжи всегда примерзали. Выручал «микрометр» — тяжелая деревянная кувалда. Один из бортмехаников должен был долго бить ею по лыжам, а потом на ходу, под струей воздуха от винтов успеть забраться в самолет и затащить свою увесистую кувалду.
Первый мой полет с пассажирами из Анадыря в Москву запомнился крепко. Самолет Н-169, тот самый, на котором довелось ранее побывать на Северном полюсе. На борту сорок два пассажира, в том числе женщины и дети. Экипаж усиленный: кроме меня еще два летчика — А. Н. Тягунин, бывший летчик-испытатель, и опытный полярный летчик М. Н. Каминский. Три бывалых бортмеханика, радист и два штурмана самого высокого класса.
Первая часть полета прошла вполне благополучно: Анадырь-мыс Шмидта — Амбарчик — Тикси. После мучительной подготовки вылетели с рассветом из Тикси в Хатангу. Три часа слепого полета в сплошном снегопаде на высоте три тысячи метров. Место правого пилота занимал Тягунин, Каминский отдыхал в резерве. В штурманской просторной кабине два полярных штурмана. Ведут ориентировку А счисление пути (радионавигации не было). На четвертом часу штурманская служба доложила, что до Хатанги осталось тридцать минут. Находимся, докладывают, над долиной реки, можно снижаться до визуального полета. Снижаемся. Сильная болтанка, видимости нет, вертикальная скорость снижения-два-три метра в секунду... Из штурманской кабины в пассажирскую быстрым шагом прошел один из штурманов, я как-то инстинктивно подбираю штурвал на себя... Чувствую, что штурвал сам энергично идет «на себя», взгляд направо — Тягунин уже выбрал его полностью (вот что значит мгновенная реакция летчика-испытателя!). И в этот момент удар лыжами о грунт. А на приборе высоты- восемьсот метров. Где сидим — пока не знаем. Видимости нет: сильная пурга. Несколько минут длится немая сцена. Самолет стоит. Цел. Все живы.
Наше оцепенение нарушил пассажир, вошедший в пилотскую кабину.
— Товарищи летчики! А почему нас не приглашают на выход? Вроде бы сели уже...
Я растерялся:
— Что? Что вы спросили?
— Почему, — говорит, — в самолете сидим, не выходим?
— Ах, да. Это незапланированная посадка, — объясняю. — В Хатанге погоды нет, посидим здесь до улучшения.
Правду в данном случае пассажирам знать не обязательно.
Подошел отдыхавший Каминский.
— Михаил Николаевич, займитесь пассажирами. Вы хорошо умеете разговаривать с людьми. Объясните им, что это вынужденная посадка, будем ждать улучшения погоды в Хатанге. Передайте, чтобы без разрешения никто не выходил из самолета...
Ладно, сидим. Где — все еще не знаем. Видимости нет, сильно метет, осмотреться и определиться нет никакой возможности. Радио молчит.
Наступает ночь, надо заботиться о тепле для пассажиров, в первую очередь для детей и женщин. Переводим их туда, где меньше дует; разжигаем большой большой примус, которым обычно греем моторы. Завариваем чай, варим пельмени, готовимся коротать ночь. Расположились и мы кто где в своих спальных мешках. Прямо как на Северном полюсе. Никому не спится.
— Вот у меня был случай, — заговорил обычно молчаливый Тягунин. — Захожу я на посадку... Погодка была серенькая, сильный снегопад, но земля-то хорошо просматривалась. А диспетчер посадку не разрешает, угоняет на запасной...
— Но ты-то знал, где находишься! Мог зайти визуально.
— Конечно, мог, но диспетчер сопротивляется, и все...
— Ну и как же ты?
— Сообразил!. «Разреши, — говорю ему, — посадку елочкой...» Молчит. Долго молчит. Наконец слышу.«Ладно, садись нормально...» Потом многие меня просили поделиться опытом, все пытали, что это за способ...
— Теперь будешь рассказывать, как природа нас сама посадила, — перебил я Тягунина. — Можно сказать, без разрешения диспетчера...
Вбежал, запыхавшись, Демид Шекуров, наш первый механик.
— Илья Павлович! Двое пассажиров ушли «до ветру» и пропали...
— Поручи, — говорю, — кому-нибудь стрелять из ракетницы. А сам организуй ведро для детей, взрослые пусть потерпят до лучших времен. В общем, Демид, сам соображай.
Через десять минут на свет ракет подошли пропавшие, получили замечание за непослушание.
— Илья Павлович! Для детей, как вы сказали, ведро. Вот для взрослых, если уж тяжко будет, привязал длинную веревку и сказал, чтобы держались крепче...
... С рассветом пурга стихла, осмотрели место, куда приземлился наш огромный самолет. Оказывается, мы сели в горах, километрах в ста южнее трассы. Обстановка вокруг самолета — рассказать, не поверят. Впереди, метрах в трехстах, обрыв и каньон, поросший лесом. Слева, в двадцати метрах, черный выступ скалы выше крыла самолета. Лыжи прошли меж многих крупных камней, наполовину присыпанных снегом, и уперлись в большой валун. Это и затормозило движение самолета в сторону обрыва, спасло нас от катастрофы.
До аэродрома в Хатанге оставалось еще двести пятьдесят километров. Наладили радиосвязь, доложили ситуацию и приступили к подготовке рискованного взлета. Убрали с помощью пассажиров некоторые камни, подсыпали местами снега... Получилась узкая взлетная полоса среди камней длиной около четырехсот пятидесяти метров. Но под уклон и против ветра. Механики под руководством Шекурова, как всегда, проявили мастерство при подготовке моторов. Лыжи наконец получили свою порцию ударов от «микрометра»...
Разворачиваемся на сто восемьдесят градусов. Не останавливаясь, даю полный газ всем четырем моторам. Идем на взлет. Секунды предельного напряжения, доля удачи, и мы в воздухе...
Часто думаю, что риск — это плата за то прекрасное дело, которым нам, летчикам, выпало счастье заниматься.
... Приветливый аэропорт Хатанга дал нам и пассажирам хороший отдых. А дальше до самой Москвы первый платный пассажирский рейс в Арктике проходил уже без всяких происшествий. И закончился благополучно. Рекламаций, как говорится, не было.
Только один пассажир подошел:
— Нехорошо, товарищи. О туалете на такой случай нужно было заранее подумать...
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Bills Bons » 09 Март 2008 18:49

Изображение
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Bills Bons » 09 Март 2008 21:02

Аккуратов в штурманской рубке Н-169:

Изображение

Командир Н-169 И.П.Мазурук:

Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Bills Bons » 09 Март 2008 22:33

Изображение
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Март 2008 22:49

И.П. Мазурук. 1938 г.
Изображение

И.Д. Папанин и командир самолета "СССС Н-169" И.П. Мазурук на Северном полюсе.
Изображение

И.П. Мазурук. Арктика. 1941 г.
Изображение

Высокоширотная экспедиция 1941 г. Самолет "СССР Н-169" на льдине.
Изображение
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Александр Андреев » 10 Март 2008 15:09

padsee пишет:И.П. Мазурук. Арктика. 1941 г.
[url]http://keep4u.ru/imgs/s/080309/f2/f25860c96bbc3f0705.jpg[/url]

Как интересно! На самолете, а я полагаю, это Ант-40 "СБ", надпись "Авиаарктика".
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Иван Кукушкин » 10 Март 2008 20:16

alex_andr пишет:
padsee пишет:И.П. Мазурук. Арктика. 1941 г.
[url]http://keep4u.ru/imgs/s/080309/f2/f25860c96bbc3f0705.jpg[/url]

Как интересно! На самолете, а я полагаю, это Ант-40 "СБ", надпись "Авиаарктика".

Вово, меня этот фонарик тоже заинтриговал :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Н-169 (Ант-6 / Г-2 "Авиаарктика")

Сообщение Bills Bons » 11 Март 2008 04:38

Мазурук И.П., Лебедев А.А.
Летчики-испытатели Аэрофлота.
- М.: Машиностроение, 1991

http://avia.lib.ru/bibl/1014/title.html
Аватара пользователя
Bills Bons
 
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 08 Март 2008 04:41

След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения