Н-30 (Handley Page HP-19)

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 05 Апрель 2009 18:17

Интересно, что в википедии (англояз.) есть статья про H.P.-19, но в ней ни слова про использование их в СССР.

http://en.wikipedia.org/wiki/Handley_Page_Hanley


The Handley Page Hanley was a British Torpedo bomber aircraft of the 1920s. A single engined, single seat biplane intended to operate from the Royal Navy's aircraft carriers, it was not successful, with only four aircraft being built.

In late 1920, Handley Page started design of a new single seat torpedo bomber to meet the requirements of Air Ministry Specification 3/20 for a carrier based aircraft to replace the Sopwith Cuckoo, in competition with the Blackburn Dart. The resulting design, the Type T, (later known as the H.P.19) and named the Hanley was a single engined biplane of wooden construction. It like the Dart, was powered by a Napier Lion engine and had a crew of one. It had folding three-bay wings which were fitted with full span leading edge slots on both upper and lower wings in order to improve low speed handling.[1]

Three prototypes were ordered, the first of which (serialed N143) flew on 3 January 1922.[2] Initial testing revealed that performance was disappointing, with low speed handling and the view from the cockpit also poor.[3] After being damaged in a crash landing, the first prototype was rebuilt with new wingtips, a revised two-bay wing and with the control cables for the elevators enclosed in the rear fuselage to reduce drag, flying in December 1922 as the Hanley Mark II.[2] These changes improved performance, but handling was still poor. The third prototype was therefore fitted with revised slots, as well as the drag reduction changes tested on the Hanley Mark II, the revised aircraft being designated Hanley Mark III, demonstrating considerably improved handling.[4]

By the time that the Hanley Mark III was available for testing, the Dart, which was developed from Blackburn's earlier Swift, had already been ordered into service.[3]

The resulting design, the Type T, (later known as the H.P.19) Вероятно, что именно отсюда и появилась буква "Т" для обозначения модели самолета в СССР.
Я совершенно не разбираюсь в авиационной специфике, оттого позволю высказать предположение. Если всего было построено 4 таких самолета, не могли ли они числиться в каих-либо документах, как "Type T-1", "Type T-2"... "Type T-4"?
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-30 (?)

Сообщение timsz » 05 Апрель 2009 19:14

alex_andr пишет:The resulting design, the Type T, (later known as the H.P.19) Вероятно, что именно отсюда и появилась буква "Т" для обозначения модели самолета в СССР.
Я совершенно не разбираюсь в авиационной специфике, оттого позволю высказать предположение. Если всего было построено 4 таких самолета, не могли ли они числиться в каих-либо документах, как "Type T-1", "Type T-2"... "Type T-4"?


Вполне может быть.

Но возможно, это - наше обозначение. Притом наши могли и "Т" сами придумать, и "4" могла каким-то образом возникнуть.
timsz
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 27 Март 2009 06:57
Откуда: Москва

Н-30 (?)

Сообщение Alexander Belov » 05 Апрель 2009 19:20

alex_andr пишет:Интересно, что в википедии (англояз.) есть статья про H.P.-19, но в ней ни слова про использование их в СССР.

http://en.wikipedia.org/wiki/Handley_Page_Hanley


The Handley Page Hanley was a British Torpedo bomber aircraft of the 1920s. A single engined, single seat biplane intended to operate from the Royal Navy's aircraft carriers, it was not successful, with only four aircraft being built.

In late 1920, Handley Page started design of a new single seat torpedo bomber to meet the requirements of Air Ministry Specification 3/20 for a carrier based aircraft to replace the Sopwith Cuckoo, in competition with the Blackburn Dart. The resulting design, the Type T, (later known as the H.P.19) and named the Hanley was a single engined biplane of wooden construction. It like the Dart, was powered by a Napier Lion engine and had a crew of one. It had folding three-bay wings which were fitted with full span leading edge slots on both upper and lower wings in order to improve low speed handling.[1]

Three prototypes were ordered, the first of which (serialed N143) flew on 3 January 1922.[2] Initial testing revealed that performance was disappointing, with low speed handling and the view from the cockpit also poor.[3] After being damaged in a crash landing, the first prototype was rebuilt with new wingtips, a revised two-bay wing and with the control cables for the elevators enclosed in the rear fuselage to reduce drag, flying in December 1922 as the Hanley Mark II.[2] These changes improved performance, but handling was still poor. The third prototype was therefore fitted with revised slots, as well as the drag reduction changes tested on the Hanley Mark II, the revised aircraft being designated Hanley Mark III, demonstrating considerably improved handling.[4]

By the time that the Hanley Mark III was available for testing, the Dart, which was developed from Blackburn's earlier Swift, had already been ordered into service.[3]

The resulting design, the Type T, (later known as the H.P.19) Вероятно, что именно отсюда и появилась буква "Т" для обозначения модели самолета в СССР.
Я совершенно не разбираюсь в авиационной специфике, оттого позволю высказать предположение. Если всего было построено 4 таких самолета, не могли ли они числиться в каих-либо документах, как "Type T-1", "Type T-2"... "Type T-4"?


И не только в Википедии - и в солиднейшей монографии Мэнсона "Британские бомбардировщики начиная с 1914 года" (изд. Putnam, 1995) говорилось, что фирма НЕ ПОЛУЧИЛА права на экспорт этих машин.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 05 Апрель 2009 19:23

Alexander Belov пишет:
И не только в Википедии - и в солиднейшей монографии Мэнсона "Британские бомбардировщики начиная с 1914 года" (изд. Putnam, 1995) говорилось, что фирма НЕ ПОЛУЧИЛА права на экспорт этих машин.


А как же он появился у нас?

Как я понял из опубликованных материалов c airwar и википедии, каждый из построенных самолетов, отличался друг от друга. Первый самолет (№1) не сохранился, его после аварии переделали, получился №2. №3 и №4 продали в СССР. Если все же рассмотреть гипотезу, что в обозначении T-4 Т - взято от "Type T", а 4 - номер прототипа, то самолет, интересующий нас, являлся наиболее совершенным из четырех.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-30 (?)

Сообщение Alexander Belov » 06 Апрель 2009 07:10

Я могу только предполагать, что НР-19 был закуплен вместе с другими образцами английской техники.

Именно в эти годы были закуплены среди прочих: танкетка фирмы "Карден-Ллойд" (ставшей прототипом Т-27), танки Виккерса "6-ти тонный" (прототип танка Т-26) и "Средний Мк-II" (в производство не был направлен, но закупленными танками были вооружены минимум два подразделения), самолеты амфибия Виккерс "Викинг", транспортный Виккерс "Коммрешиэл" и т.д.

Как проводилась эта закупка - не знаю, материалов не нашел. Кстати, танк Виккерса "Средний" тоже был запрещен к экспорту. ;) Даже в Индии этот танк использовался только в варианте с ограниченным вооружением, а в СССР была самая мощная версия танка.

ИМХО, разведка постаралась.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 07 Апрель 2009 11:03

Кстати, коллеги, наш HP-19 упоминается у Шаврова.

http://eroplan.boom.ru/shavrov/chr6/forign/other.htm#r1


“Хенлей” НР-19 (1) — торпедоносец фирмы Хендлей-Пейдж, с двигателем “Нэпир-Лайон” в 450 л. с., трехстоечный биплан с полной механизацией крыльев, отклоняемыми предкрылками по всему размаху и опускаемыми закрылками. Шасси с масляно-воздушной амортизацией, сложной пирамидальной схемы, оставлявшей свободным пространство под фюзеляжем для подвески торпеды. Самолет одноместный. Предкрылки и закрылки управлялись механическим приводом. Эффект их был значителен. Самолет приобретен весной 1923 г. в двух экземплярах, применявшихся до 1926 г. для опытов изобретателя Владимира Ивановича Бекаури по сбрасыванию с самолета на парашюте торпеды, управляемой потом в воде по радио с воздуха. В ходе этих опытов самолеты были перестроены в двухместные, была оборудована вторая кабина с большими стеклянными смотровыми выступами в бортах. При этом, по соображениям центровки, пришлось сдвинуть вперед двигатель, удлинив фюзеляж. В дальнейшем эти опыты продолжались на самолетах ЮГ-1 и ТБ-1 на поплавках.

(1) “Вестник воздушного флота”, 1926, № 9, с. 10.


Хорошо б узнать, где использовался наш самолет с 1926 по 1933 г .
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 07 Апрель 2009 11:52

А. Б. Широкорад в книге "Чудо-оружие СССР" пишет :


В сентябре 1922 г. в экспериментальном бассейне в Петрограде Бекаури провел испытания мин ВУ, управляемых звуковым сигналом. Но основное внимание Бекаури уделял радиовзрывателям. 8 декабря 1922 г. завод «Красный летчик» передал для опытов «Остехбюро» самолет № 4 «Хендли Пейдж». Так начала создаваться воздушная эскадра «Остехбюро».
....


Для сбрасывания мин и торпед для «Остехбюро» закупили в Англии два торпедоносца Блекберн «Свифт» и два германских гидросамолета ЮГ-1 конструкции Юнкерса. Позже использовались бомбардировщики ТБ-1 как в колесном, так и в поплавковом вариантах. Для своей авиации «Остехбюро» получило несколько аэродромов.
....




Эту информацию надо воспринимать крайне острожно. Мы уже комментировали на polarpost фрагменты другой книги Широкорада про Арктику, помнится, ошибок там было немало.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 07 Апрель 2009 12:27

Интересно, что и в "Хронологии Родионова" упоминается передача HP-19 "Красным летчиком" в Остехбюро.
Причем, по двум источникам. Первый - упомянутая книга Широкорада, второй - "Иванов, Самолеты Поликарпова" :


В декабре 1922 г. петроградский завод №3 "Красный летчик" после ремонта и доработок передал Остехбюро английский бобардировщик "Хендли Пейдж". Однако он не обладал требуемой грузоподъемностью и испытывать перспективные образцы торпед, отрабатывать постановку мин с воздуха, на нем было невозможно...




10667. Иванов В.П. Самолеты Н.Н.Поликарпова. - М.: Русавиа, 2004. - 432 с.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-30 (?)

Сообщение Добролет » 07 Апрель 2009 13:07

alex_andr пишет:А. Б. Широкорад в книге "Чудо-оружие СССР" пишет :


В сентябре 1922 г. в экспериментальном бассейне в Петрограде Бекаури провел испытания мин ВУ, управляемых звуковым сигналом. Но основное внимание Бекаури уделял радиовзрывателям. 8 декабря 1922 г. завод «Красный летчик» передал для опытов «Остехбюро» самолет № 4 «Хендли Пейдж». Так начала создаваться воздушная эскадра «Остехбюро».
....


Более менее ясно откуда взялся "Т-4"
Осталось понять почему в 22 году третий или второй прототип Типа Т назывался самолет №4
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 07 Апрель 2009 13:38

Добролет пишет:
alex_andr пишет:А. Б. Широкорад в книге "Чудо-оружие СССР" пишет :


В сентябре 1922 г. в экспериментальном бассейне в Петрограде Бекаури провел испытания мин ВУ, управляемых звуковым сигналом. Но основное внимание Бекаури уделял радиовзрывателям. 8 декабря 1922 г. завод «Красный летчик» передал для опытов «Остехбюро» самолет № 4 «Хендли Пейдж». Так начала создаваться воздушная эскадра «Остехбюро».
....


Более менее ясно откуда взялся "Т-4"
Осталось понять почему в 22 году третий или второй прототип Типа Т назывлся самолет №4


Пока чего-то не сходится. По английской википедии в декабре 1922 г. в Англии испытывался четвертый прототип. А по Широкораду и Иванову, в это же время отремонтированный и доработанный H.P. передается заводом "Красный летчик" в Остехбюро...

То есть получается, что еще идут испытания военного самолета, а один, как минимум, прототип уже продан в Россию. Странно как-то...

С другой стороны, именно в 1922 г. СССР активно закупал английскую военную авиатехнику - "Мартинсайды", "DH-9"...

Кстати, завод "Красный летчик" в 1923 г. начал серийный выпуск "У-1" (Авро). Так что закупка еще одного английского самолета для этого завода, наверное, выглядит логичной. Но со временем, похоже, что-то напутано.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 07 Апрель 2009 15:48

alex_andr пишет:Пока чего-то не сходится... Но со временем, похоже, что-то напутано.


Мне кажется, что информация из книги Шаврова заслуживает большего доверия :


Самолет приобретен весной 1923 г. в двух экземплярах, применявшихся до 1926 г...

(1) “Вестник воздушного флота”, 1926, № 9, с. 10.

То есть два прототипа, скорей всего №3 и №4, были куплены СССР после того, как было принято решение не запускать Н.Р. 19 в серию.
Наверное в журнале на который ссылается Шавров есть еще кое-какая информация на этот счет.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-30 (?)

Сообщение timsz » 08 Апрель 2009 03:51

Добролет пишет:Более менее ясно откуда взялся "Т-4"
Осталось понять почему в 22 году третий или второй прототип Типа Т назывлся самолет №4


Вариантов слишком много:
- четвертый H.P.19;
- четвертый торпедоносец "Остехбюро";
- четвертый торпедоносец от "Красного летчика";
- четвертая произведенная у нас модификация типа Т;
- что-то еще.

Чтобы понять, какой вариант правильный, надо найти практически точный ответ на этот вопрос, что, боюсь, непросто. Думаю, что первый вариант наименее вероятный, если только это не был вариант Mk.IV. Но такое обозначение пока не попадалось. И слова "самолет №4" больше похоже на внутреннюю советскую нумерацию.
timsz
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 27 Март 2009 06:57
Откуда: Москва

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 08 Апрель 2009 07:35

timsz пишет:
Вариантов слишком много:
- четвертый H.P.19;
- четвертый торпедоносец "Остехбюро";
- четвертый торпедоносец от "Красного летчика";
- четвертая произведенная у нас модификация типа Т;
- что-то еще.

Чтобы понять, какой вариант правильный, надо найти практически точный ответ на этот вопрос, что, боюсь, непросто. Думаю, что первый вариант наименее вероятный, если только это не был вариант Mk.IV. Но такое обозначение пока не попадалось. И слова "самолет №4" больше похоже на внутреннюю советскую нумерацию.


Да, наверное, без дополнительной информации на этот вопрос не ответить.

А есть еще один, крайне интересный вопрос : где и на балансе какой организации находился "Т-4" в период с 1926 по 1933 г?
В Остехбюро? Но, как мы знаем, всякая организация старается немедленно избавится от ненужной или устаревшей техники. Дабы получить взамен новую. Пример : как следует из "Хронологии Родионова" за 1930 г, свой первый "АНТ-4" Остехбюро уже в 1930 г. передало в Лен. Воен-теор. школу.

Можно предположить, что этот самолет, в течении нескольких лет стоял сложенный в ангаре или лежал разобранный в ящиках. Пока кто-то не уговорил Шевелева принять его на баланс УПА ГУСМП.

Вообщем одни вопросы. Надо искать новые источники информации.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-30 (?)

Сообщение Александр Андреев » 08 Апрель 2009 09:00

Фото из книги

Татарченко Е. И.
Воздушный флот Британской империи, М.: Военный вестник, 1923.

http://www.amyat.narod.ru/hist/tatarchenko_ei3/index.htm

Изображение


Рис. 10. Торпедоплан «Хенлэй», Хендлей-Пейджа, с разрезным крылом. Скорость — 180-190 км/ч. Нагрузка на кв. метр благодаря разр. крылу поднята до 60 с лишн. кгр. на кв. метр.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Н-30 (?)

Сообщение Добролет » 08 Апрель 2009 09:52

Фото первого прототипа N143 - имел нескладное крыло - соответственно не имел внутренних стоек крыла и иную конструкцию шасси - чем отличался от поставленных в СССР.
 1be1584df396.jpg
Добролет
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 16 Май 2008 17:36

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 53

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения