"Раскопки"

Авиатехника, люди, события - специализированные ведомства.

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Апрель 2008 06:21

alex_andr пишет:
Alexander Belov пишет:И еще вопрос: Ту-2 в УПА были?

Это у нас проходит как Пе-8 (СССР Н-395). А Ту-2 вроде б был двукилевой.
Про Ту-2 в УПА информации нет.

По сети кусками разбросана такая информация: был пробный полет в район полюса смешанной воздушной экспедиции - Ту-2 и истребители Ла-11 ВВС, плюс самолеты ПА ( кстати Пе-8 как раз вполне подходит в качестве доставщика керосина для истребителей). Год - кажется 1947
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Alexander Belov » 18 Апрель 2008 17:21

Ла-11 имел обычный поршневой мотор, топливо - бензин. Полет за лидером (Ту-2) возможен - так летали на АЛСИБе. Надо бы прикинуть расход горючего, но, ИМХО, 2000 км на одномоторном одноместном истребителе, без автопилота, только держась за лидера - это ОЧЕНЬ трудно.
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Апрель 2008 17:29

Alexander Belov пишет:Ла-11 имел обычный поршневой мотор, топливо - бензин. Полет за лидером (Ту-2) возможен - так летали на АЛСИБе. Надо бы прикинуть расход горючего, но, ИМХО, 2000 км на одномоторном одноместном истребителе, без автопилота, только держась за лидера - это ОЧЕНЬ трудно.

почему 2000 - то?
вообще, надо собрать про эту экспедицию все в кучку, потом разбиратся.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Апрель 2008 20:33

Иван Кукушкин пишет:вообще, надо собрать про эту экспедицию все в кучку, потом разбиратся.

Из заметки по Ла-11 на airwar.ru (http://airwar.ru/enc/fww2/la11.html):



Еще при появлении Ла-11 возникла идея использовать истребитель для защиты наших полярных районов от непрошенных гостей. Планировалось размещать самолеты на аэродромах за Полярным кругом и на дрейфующих льдинах. Это потребовало проведения ряда экспериментальных работ но базированию Ла-11 на ледовых аэродромах в северных широтах.

Одна из первых экспедиций состоялась в 1948 г. В это время в районе Северного полюса работали несколько научных экспедиций АН СССР. Выло решено совершить перелет группы Ла-11 на одну из льдин, используемых учеными. Возглавлял экспедицию генерал-майор, начальник главного управления Северного морского пути (ГУСМП) А.А.Кузнецов. Обеспечивали экспедицию экипажи самолетов Ли-2 650-го отдельного транспортного авиаполка, Си-47 1-го транспортного авиаполка 2-й авиационной дивизии особого назначения и Ил-12 708-го транспортного авиаполка особого назначения.

Двухмоторный бомбардировщик Ту-6 (модификация Ту-2) в качестве лидера и три Ла-11 осуществляли тренировочные полеты в полярных условиях, базируясь на мысе Шмидта и острове Врангеля. Вначале с острова Врангеля на разведку вылетел бомбардировщик Ту-6, имевший достаточно хорошее навигационное оборудование. Он совершил посадку на льдину в районе Северного полюса (82 градуса 51 минута северной широты и 172 градуса 30 минут восточной долготы). Затем вернулся на "большую землю" и при появлении благоприятной погоды 7 мая 1948 г. три Ла-11 в сопровождении лидера Ту-6 вылетели на льдину, совершив благополучную посадку. 8 мая. выполнив несколько полетов со льдины, они вернулись назад. Позже было еще несколько таких экспедиций в разных районах Заполярья и лишь затем Ла-11 стати регулярно нести вахту по охране наших северных границ.

Для этою пришлось решать ряд технических вопросов. В частности, требовалось оснастить самолеты противообледенительными системами, улучшить навигационное оборудование, обеспечить взлет с неукатанных снежных полос.

К работе в районе Северного полюса в разное время привлекались истребители Ла-11 1-й над и 53-го иап. В декабре 1949 г. некоторым участникам экспедиции присвоили звание Героев Советского Союза. Среди награжденных были командир эскадрильи В.Д.Боровков и штурман С.А.Скорняков (командир группы) 1-й над. а также заместитель командира 53-го иап В.А.Попов.

Идея ледовых аэродромов долго будоражила умы военных, но ни один из них так и не вступил в строй действующих, предназначенных для несения боевого дежурства.



кого цитируют непонятно, но есть список источников:

1. Вячеслав Кондратьев. Последний из поршневых
2. Николай Якубович, Владимир Перов. Истребители Ла-9 и Ла-11
3. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
4. Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
5. Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Апрель 2008 21:24

Водопьянов Михаил Васильевич, "Полярный лётчик" http://amyat.narod.ru/memo/vodopyanov_mv2/index.htm

Рассказ насыщен множеством подробностей, есть за что ухватится.


Ледовая разведка

Полярный лётчик Антонов летал на ледовую разведку — он помогал капитанам проводить пароходы с грузом по Северному морскому пути. Самолёт был «ЛИ-2».

Работа шла успешно, капитаны оставались очень довольны разведкой Антонова, но сам лётчик не был удовлетворён этой работой. Он неоднократно просил начальника полярной авиации отпустить его на фронт, где на боевой машине он смог бы принести больше пользы отечеству, чем здесь, на будничной работе.

Однажды в начале августа ему пришлось лететь на одну из далёких зимовок. Летел он над Карским морем. Погода ясная, видимость хорошая. Моторы работали отлично. Лётчик включил автопилот, отрегулировал его, чтобы он вёл самолёт точно по курсу.

Освободившись от управления, он открыл термос, налил из него в металлическую кружку горячего кофе и стал пить, закусывая галетами. Глаза его безразлично смотрели вперёд, на бескрайное море, а немного сбоку он увидел тень своего самолёта, которая ясно отражалась на зеркальной поверхности воды. Тень, окружённая яркими цветами радуги, стремительно бежала вперёд. Лётчик невольно стал любоваться этой изумительной картиной. И вдруг он увидел — тень самолёта пробежала мимо другой тени, но не яркой, а тёмной. Что это? Он выключил автопилот, взялся за управление и сделал круг над тёмным пятном. Сигарообразная тень стала уходить в глубь моря и скоро скрылась совсем.

— Под нами вражеская подводная лодка! — крикнул он. — Жаль, что у нас нет глубинных бомб, а то бы мы с ней расправились.

Штурман на карте отметил место, где обнаружен враг. Срочно была составлена шифровка и послана на свою базу. Через несколько минут Антонов получил ответ:
«На смену вам вылетают два военных разведчика. Дождавшись их, продолжайте путь своим курсом».


Через час прилетели разведчики. Полярным лётчикам тоже очень хотелось принять участие в поисках подводной лодки, но приказ есть приказ.

Обменявшись приветственными знаками, военные лётчики остались караулить подводную лодку, а полярный лётчик полетел выполнять своё задание.

На горизонте показались две высокие радиомачты. Но где дом и склад? Их не видно. Лётчик Антонов стал снижаться, и на высоте двухсот метров он заметил вместо дома только пять кирпичных печек. Дом и склад сгорели дотла.

Когда лётчик сел на песчаной косе, к нему подошли зимовщики. Начальник научной станции рассказал, как на них напали фашисты.
— Они, как видно, хотели застать нас врасплох, — начал он, — но их расчёты не оправдались. У нас ещё с начала войны было установлено круглосуточное дежурство. Мы несколько раз видели подводные лодки, а один раз даже военный корабль зашёл в наши края. Правда, уйти ему отсюда не удалось: по нашему сигналу прилетели с Большой земли самолёты и быстро потопили непрошеного гостя. И вот, как видно, они догадались, что наша научная зимовка не только сообщает на Большую землю погоду и ледовую обстановку, но и всё, что заметит в море. Поэтому они и хотели уничтожить нашу точку.


А сегодня дежурил не один, а двое: один сидел на крыше дома, а другой на аэродроме ждал вас. Ну, и заметили, как из воды сначала показалась башня, а потом и сама подводная лодка.

Не прошло и десяти минут, как мы установили свои два пулемёта, которые были завезены ещё в начале войны, и стали наблюдать, что будет дальше. Фашисты не заставили себя долго ждать. Спустили две надувные резиновые лодки, сели с автоматами и отчалили к берегу. Как говорится, решили высадить десант и взять нас живьём в плен.

Но не тут-то было!

Как только они подошли метров на пятьдесят от берега, мы открыли огонь сразу из двух пулемётов. Что тут было! Несколько человек упали в воду. Шлюпки развернулись — и тягу. Мы, чтобы не тратить много патронов, перестали стрелять. Но зато с лодки открыли артиллерийский огонь. Через несколько минут запылали наши строения. Мало что успели спасти... Ну ничего, у нас здесь много плавника, к зиме построим новый дом, а пока поживём в палатках...

Когда Антонов вернулся на свою базу, ему сообщили, что лодка, которую он обнаружил, потоплена.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Alexander Belov » 18 Апрель 2008 21:47

Обстрел полярной станции "Мыс Желания" отмечен и у Аккуратова. Кстати, при этом был уничтожен один самолет Полярной авиации, ночевавший у станции.

О полетах истребителей на ледовые аэродромы. Вот из Шаврова по Ла-9 и Ла-11:

http://eroplan.boom.ru/bibl/shavrov2/chr2/p2/la2.htm

Использование Ла-11 (вообще-то, этот самолет разрабатывался как дальнй истребитель сопровождения) на Севере было вполне оправдано. Кстати, как-то "очевидцы" (летавшие в УПА летчики) рассказывали о заброшенных аэродромах ПВО с оставленными на них поршневыми самолетами. Сейчас многое, что тогда воспринималось как "охотничьи рассказы", представляется очень даже РЕАЛЬНЫМ.

А вот Ту-6 - это гораздо сложнее. Источник:

http://eroplan.boom.ru/bibl/shavrov2/chr2/p1/tup1.htm

Ту-6 - дальний высотный фоторазведчик, вариант Ту-2 (иногда обозначался Ту-2Р и Ту-2Ф). Но выпущен был только в единичных экземплярах - эталоны для серийного производства. А не он ли был на фото за хвостом Пе-8? Снимок был датирован 1946 годом (по немецкой книге книге). Работы по Ту-6 были прекращены к 1947 году. По времени - возможно...
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Апрель 2008 22:02

Alexander Belov пишет:Обстрел полярной станции "Мыс Желания" отмечен и у Аккуратова. Кстати, при этом был уничтожен один самолет Полярной авиации, ночевавший у станции.

"Мыс Желания" - это да, но не факт, что речь идет именно об этой станции. Еще покопаем.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Апрель 2008 22:06

Иван Кукушкин пишет:
Alexander Belov пишет:Обстрел полярной станции "Мыс Желания" отмечен и у Аккуратова. Кстати, при этом был уничтожен один самолет Полярной авиации, ночевавший у станции.

"Мыс Желания" - это да, но не факт, что речь идет именно об этой станции. Еще покопаем.

Больше похоже на "Остров Уединения", на "Мыс Желания" прилетал Черевичный - а тут Антонов на Ли-2.
Радиомачты уцелевшие опять упоминаются...

Каневский, "Цена прогноза" http://www.polarpost.ru/Library/Tsena_Prognoza/text-07.html
Не прошло и двух недель, как вражеская подводная лодка (по всем признакам — та же, что напала на станцию Мыс Желания) обстреляла еще одну полярную станцию в Карском море — на острове Уединения. По домикам было выпущено около сотни снарядов, причем немецкие артиллеристы старались в первую очередь сбить радиомачту, чтобы прервать связь станции с материком. Им удалось разрушить жилой дом и радиорубку, однако мачта уцелела, и с помощью аварийной радиостанции связь с Большой землей была [50] восстановлена. Вскоре полярники заново отстроили сожженные домики и зажили все той же нелегкой, напряженной жизнью.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Апрель 2008 15:36

Совместными усилиями нашли и выложили текст по Г-1 http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=2854#p2854:
Михаил Маслов, "Первый в своем роде". "Авиация и Время" 3-2007

И тут возникли куча вопросов:

Лишь 6 февраля 1933 г. второй ТБ-1 вылетел в Уэллен, но из-за плохой погоды сразу долететь туда не смог. Пережидая ненастье в заливе Лаврентия, экипаж узнал, что 16 февраля «Челюскина» раздавило льдами, а его команда и пассажиры высадились на лед. В Уэллен Ляпидевский попал 18 февраля и по прибытии совершил первую неудачную попытку добраться до лагеря челюскинцев. Только 5 марта ему удалось вывезти группу, в которую вошли 10 женщин и 2 детей. Эта удача оказалась единственным вкладом ТБ-1 в спасение челюскинцев. С 10 по 14 марта Ляпидевский ежедневно вылетал, однако всякий раз плохая погода или технические неисправности заставляли его возвращаться. 14 марта при перелете в Ванкарем лопнул коленвал одного мотора. Пришлось совершить вынужденную посадку, во время которой были повреждены шасси и моторама правого двигателя. Ремонт растянулся на 42 дня. за которые всех людей со льдины сняли другие самолеты.

а куда они потом делись, эти два ТБ-1 ?


В 1940 г. Полярная авиация получила еще два Г-1: СССР-Н302б, № 792 и -Н260, № 688 (впоследствии передали наркомату рыбной промышленности, и он получил опознавательный знак СССР-Х385).

Н-302б, зачим "бис" то дали?

В 1942 г. Енисейская авиагруппа УПА получила от ГВФ шесть Г-1. Из них трем самолетам присвоили старые номера: СССР-177 (бывший СССР-Л2959), СССР-175 (бывший СССР-Л2970), СССР-232 (бывший СССР-Л2945).

Либо "Н" забыл автор, либо что-то мы не знаем
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Alexander Belov » 21 Апрель 2008 16:46

Коллеги,

Иногда номера "бисировались" после восстановительного ремонта. У-2 Н-36"бис", базировавшийся в Тихой - это полностью восстановленный после урагана Н-36. Металлические части, мотор, топливная арматура практически не пострадали, а дерево было заменено.

Можно предположить, что Н-302бис также проходил восстановительный ремонт после тяжелой аварии.

Кстати, номер СССР-175 принадлежал Юнкерсу W-33:

Изображение

Что-то тут не так...
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Апрель 2008 16:49

Alexander Belov пишет:Коллеги,

Иногда номера "бисировались" после восстановительного ремонта. У-2 Н-36"бис", базировавшийся в Тихой - это полностью восстановленный после урагана Н-36. Металлические части, мотор, топливная арматура практически не пострадали, а дерево было заменено.

А мы то весь мозг в свое время сломали, про этот 36-бис :)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Апрель 2008 17:39

Alexander Belov пишет:Коллеги,

Иногда номера "бисировались" после восстановительного ремонта. У-2 Н-36"бис", базировавшийся в Тихой - это полностью восстановленный после урагана Н-36. Металлические части, мотор, топливная арматура практически не пострадали, а дерево было заменено.

Можно предположить, что Н-302бис также проходил восстановительный ремонт после тяжелой аварии.

Кстати, номер СССР-175 принадлежал Юнкерсу W-33:

[url]http://keep4u.ru/imgs/s/080421/f8/f88f6a95e3bb46eaae.jpg[/url]

Что-то тут не так...

177-й тоже известный борт, на нем Слепнев на Аляску летал.
Судя по тексту, скорее всего ашипка у автора - Н пропустил. Тогда все становится ясно и понятно, почему этот Н175 то уходит из УПА в ГВФ в 1939 - то вдруг опять числится в 44-м.

вставим сюда: "В 1942 г. Енисейская авиагруппа УПА получила от ГВФ шесть Г-1. Из них трем самолетам присвоили старые номера: СССР-Н177 (бывший СССР-Л2959), СССР-Н175 (бывший СССР-Л2970), СССР-Н232 (бывший СССР-Л2945)" литеру Н, и все становится на свои места.

:)
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Раскопки"

Сообщение Александр Андреев » 23 Апрель 2008 03:28

В книге ""Садко" под советским флагом " ГУСМП, 1935 упоминается, что летом 1934г. на о. Диксон базировались как минимум 3 самолета ПА. Дается лишь один номер - Н-2 Алексеева. Один самолет - Р-5 (его не смогли погрузить на "Садко" - не влез).
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Раскопки"

Сообщение Alexander Belov » 23 Апрель 2008 16:23

Коллеги,

Вот изветсный альбом:

http://budovskiy.livejournal.com/183383.html

Снимки сделаны на Дисконе, вскоре после основания станции. На снимках Р-5. Не этот ли самолет?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1108
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

"Раскопки"

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Апрель 2008 16:37

Alexander Belov пишет:Коллеги,

Вот изветсный альбом:

http://budovskiy.livejournal.com/183383.html

Снимки сделаны на Дисконе, вскоре после основания станции. На снимках Р-5. Не этот ли самолет?

Мнэээ... тут такое дело. Где именно сделаны снимки — не совсем понятно, про этот альбом уже писали: http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=1735#p1735

"...Простите, но этот альбом не Будовского, а Семенова Степана Илларионовича, моего отца, который привез на Диксон всю нашу семью в 1947 году, когда мне еще не было и года. Будовский – мой сын. Мама привезла меня в Ленинград, когда мне надо было идти в школу. Начальником зимовки тогда был , как все звали его за глаза, «папа Ходов». Мои воспоминания детские, но я помню, как строился поселок, полярную ночь, как меня вытаскивали на улицу встречать первое солнце. У нас сохранился экземпряр книги «Остров Врангеля», тираж которой был уничтожен, как говорил папа.
Наташа Будовская"


Ну и про сам о.Диксон:

В.Визе в книге "Второй Международный Полярный Год", 1932:

Советские полярные станции

Остров Диксон. Станция расположена у северного входа в Енисейский залив, на небольшом острове, длиною около 9 километров и шириною в 6 километров. Остров Диксон отделяется от материка узким проливом Вега. Географические координаты станции: сев. широта 73°31 и вост. долгота 80°23'. Станция, снабженная радиотелеграфом, была построена в 1915 году и состоит из большого недавно выстроенного жилого дома, дома радиостанции, бани и амбара. Все строения бревенчатые. Метеорологические наблюдения на острове Диксон производятся с 1916 года.

В 250 километрах от острова Диксон, на берегу Енисейского залива находится довольно большое становище Гольчиха. На острове Диксон прекрасная охота на зверя и водоплавающую дичь. В море в большом количестве водятся омули. Полярная ночь продолжается на станции 84 сутки (с 10 ноября по 1 февраля), а полярный день — 96 суток (с 5 мая по 8 августа).

Так что может быть Диксон, а может и не Диксон :(
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Полярная авиация СССР: "Комсеверопуть" и ГУСМП



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения