Страница 1 из 2

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 06 Март 2008 00:01
Иван Кукушкин
скопировано из раздела "памятные даты 2008"

"Садко" в высокоширотной экспедиции 1935 г. и самолет У-2 "СССР Н-36". О самолете известно, что в 1938 г он был разрушен ураганом в бухте Тихой при поисках Леваневского.

    :": 27 августа. С утра купол за­крыт. Ветер западный. В 12.00 ку­пол открылся. Ночью получена ра­диограмма от Мазурука. Сообщает, что ураганом сломан самолет СССР-Н-36. Ремонт невозможен.
http://www.ilp-p.narod.ru/n209/tm8211.htm

Это из статьи В. Аккуратова о первом этапе поисков Леваневского летом-осенью 1937 г.
Там еще упоминаются самолеты :
Самолеты CCCР Н 169 —172. Это понятно. Это АНТ-6 (Г-2) отряда Водопьянова.
СССР Н-128 Тоже ясно. Это переделанный Р-5. На нем в 1936 г на ЗФИ летал В. М. Махоткин. Иногда эти самолеты встречаются под обозначением АРК-5.

    :": 6 сентября. Туман, потепление +2 град, ветер северо-западный. Ночью в течение трех часов купол был открыт, но облачность сплошная, 400 - 500 м. Шевелев забрасывает нас радиограммами с запросами о погоде. Увы, она нелетная. Стромилов связался с "Красиным", находящимся во льдах у мыса Барроу (Аляска). Самолет летчика Задкова "Доронье Валь", на котором он пытался искать Н-209, раздавлен льдами. Экипаж спасен "Красиным".
И это понятно. Речь идет о знаменитом по полетам Молокова (и не только) СССР Н-2.
А вот это :

    :": 13 сентября. Над Рудольфом ясно. День неожиданных, но хороших событий. В 23.40 сел М. Водопьянов, а через два часа прилетел Мазурук! Илья на Н-36-бис из-за тумана вынужден был сесть на... Райнере!
не понятно вовсе.
То есть Н-36 уже разбит, появляется какой-то бис. Может коллеги прояснят?

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 06 Март 2008 00:02
Иван Кукушкин
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BIO/KRENKEL/RAEM/RAEM_17.HTM

Эрнст Кренкель, "RAEM - мои позывные". Москва, 1973.
Глава "К перекрестку меридианов", стр. 424:

    :": "... 5 мая в разведку улетел на самолете СССР-Н-36 Павел Головин. С Головиным полетел Стромилов. Поначалу радио самолета-разведчика стрекотало так благоприятно, что Водопьянов приказал было греть моторы. Головин лихо отсчитывал параллели, которые пересекал его самолет. Погода была ясной, лед хорошим. Но в последний момент прогремела команда: отставить! Полюс закрыт сплошной стеной облаков, а это нас не устраивало..

    Обнаружил Головин сплошную облачность на 88° широты. Но тут, вместо того чтобы повернуть обратно, как это планировалось при его вылете, Головин решил "рвануть до полюса". И рванул.. Головин, штурман Волков, механики Кекушев и Терентьев, радист Стромилов стали первыми советскими людьми, пролетевшими над самой северной точкой мира..."
и чуть ниже:

    :": "...После того как экипаж поприветствовал Северный полюс, самолет СССР-Н-166 стал возвращаться.
    ...
    И вот, когда по всем расчетам специалистов самолет Головина уже просто не мог лететь, послышался шум мотора и машина ворвалась чуть ли не на бреющем полете. Площадка, как уже говорилось, была на куполе ледника на высоте четырехсот метров. Но купол - в тумане, и Головин стал садиться прямо около жилых домов. Никто этого "аэродрома" не мерял. Взлетел с него только маленький У-2, но Головин решительно плюхнулся на этот пятачок. Деваться ему было больше некуда. Самолет еще катился, когда замолкли моторы.
    ....
    Прошло еще две недели, прежде чем погода нам наконец улыбнулась. На нашем маленьком У-2 Яков Мошковский вывез Дзердзеевского на высоту трех тысяч метров, и главный синоптик благословил вылет."
Летал на полюс конечно же Р-6 Н-166, похоже в тексте номера самолетов просто перепутаны с "содействующим" экспедиции У-2, базировавшемся на ЗФИ.

Вот он где еще нашелся, этот 36-й.

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 06 Март 2008 01:15
Иван Кукушкин
36-й в книге: Байдуков Г.Ф. Первые перелеты через Ледовитый океан: Из воспоминаний летчика.- Переизд.- М.: Дет.лит., 1987

 baidukov_pict2-4.jpg
Подпись к фотографии: Остров Рудольфа — основная база полярной авиации. Разведывательный самолет «У-2». 1937 год.

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 31 Март 2008 06:17
Иван Кукушкин
В.Аккуратов, "Путешествие в прошлое", «Вокруг света» 1987 – № 5
http://rusaviagold.narod.ru/HISTORY/travel_in_last.htm

ВВЭ "Север-1", 1937

    :": ...В ожидании лётной погоды, между пургами и туманами, мы шли на аэродром и снова, в который раз, откапывали занесенные сугробами самолеты, восстанавливали антенны.

    Так мы ждали погоду в течение месяца. Помню, пока мы добирались до Рудольфа, Спирин, посмеиваясь над «стариками», спрашивал:

    – Где же знаменитая Арктика? Солнце, голубая лазурь, легкая дымка. Это же Гагры.

    Случилось, что в первые дни пребывания на Рудольфе надо было проверить точность направления зон радиомаяка. Для этого решили на легком самолете Н-36 слетать с радиоприемником на юг, сесть на лед и прослушать с земли работу маяка. Выполнить эту операцию взялись Спирин, Федоров и бортрадист Иванов.

    Вылетев утром, они должны были вернуться через два-три часа. Но прошло двенадцать часов, а их все нет. Стали снаряжать на поиски самолет. На Н-36 рации не положено, и экипаж не мог сообщить, что случилось. К концу вторых суток мы вдруг услышали характерное потрескивание мотора, и самолет сел прямо у зимовки.

    По дороге в кают-компанию Спирин, обросший, с обмороженными щеками, смеясь, повторял:

    – Нашел, нашел-таки Арктику! Есть, оказывается, Арктика!

    Оказалось, что в пятидесяти километрах на юг от Рудольфа они выбрали льдину и сели.

    Федоров быстро определил координаты секстантом, а Спирин с Ивановым стали прослушивать сигналы радиомаяка. Но когда работа была закончена и люди уселись в самолет, мотор не завелся. Целые сутки, падая от усталости, они крутили винт, но мотор был мертв. Мороз усиливался, начало пуржить. Ни спальных мешков, ни продуктов с собой не было. Обнявшись, в тесной открытой кабине они отогревали друг друга.

    Только на вторые сутки потеплело, и мотор, подогретый пропитанной бензином паклей, удалось запустить...

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 21 Апрель 2008 17:51
Иван Кукушкин
Иван Кукушкин пишет:скопировано из раздела "памятные даты 2008"

alex-andr

13 сентября. Над Рудольфом ясно. День неожиданных, но хороших событий. В 23.40 сел М. Водопьянов, а через два часа прилетел Мазурук! Илья на Н-36-бис из-за тумана вынужден был сесть на... Райнере!

не понятно вовсе.

То есть Н-36 уже разбит, появляется какой-то бис. Может коллеги прояснят?

из "Раскопок"

Alexander Belov

Коллеги,
Иногда номера "бисировались" после восстановительного ремонта. У-2 Н-36"бис", базировавшийся в Тихой - это полностью восстановленный после урагана Н-36. Металлические части, мотор, топливная арматура практически не пострадали, а дерево было заменено.

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 16 Октябрь 2008 17:48
SVF
Иван Кукушкин пишет:скопировано из раздела "памятные даты 2008"


"Садко" в высокоширотной экспедиции 1935 г. и самолет У-2 "СССР Н-36". О самолете известно, что в 1938 г он был разрушен ураганом в бухте Тихой при поисках Леваневского.

27 августа. С утра купол за­крыт. Ветер западный. В 12.00 ку­пол открылся. Ночью получена ра­диограмма от Мазурука. Сообщает, что ураганом сломан самолет СССР-Н-36. Ремонт невозможен.

Это из статьи В. Аккуратова о первом этапе поисков Леваневского летом-осенью 1937 г.

А вот это :

13 сентября. Над Рудольфом ясно. День неожиданных, но хороших событий. В 23.40 сел М. Водопьянов, а через два часа прилетел Мазурук! Илья на Н-36-бис из-за тумана вынужден был сесть на... Райнере!

Небольшое расхождение в датах:
"После пятидневного пребывания из-за неблагоприятных условий на о. Райнера эскадрилья кораблей экспедиции М.И. Шевелева 14 сентября снова поднялась в воздух, и через 15 минут все самолеты приземлились на о. Рудольфа. ...
Летчик И.П. Мазурук, прилетевший в этот же день из бухты Тихой на лекгом самолете, присоединился к отряду М.В. Водопьянова. Таким образом 14 сентября экспедиция М.И. Шевелева была в полном составе ...
19 сентября И.П. Мазурук с синоптиком Б.Л. Дзедзеевским с целью выяснения состояния погоды для предстоящего полета на север на легком самолете "Н-36" произвел высотный полет над. о. Рудольфа."

[Лактионов А.Ф. Операции по поискам самолета Героя Советского Союза С.А. Леваневского в 1937 году. Проблемы Арктики. №1, 1938. Л., изд-во Главсевморпути. сс. 134-152]

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 12 Апрель 2009 16:37
Кара
Московский АООН (с 03.1937)
Москва

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 16 Апрель 2009 18:07
RUS

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 17 Апрель 2009 09:28
Alexander Belov
Коллеги,

Вопрос немного "в сторону". Ограждения мостиков ("вагонка") на ледоколах не красилась белой краской? Т.е. Сохраняла цвет дерева? На снимке хорошо видно, что ограждение мостика "Садко" - деревянное...

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 17 Апрель 2009 11:10
Александр Андреев
Alexander Belov пишет:Коллеги,

Вопрос немного "в сторону". Ограждения мостиков ("вагонка") на ледоколах не красилась белой краской? Т.е. Сохраняла цвет дерева? На снимке хорошо видно, что ограждение мостика "Садко" - деревянное...


 e41d18abfb21b0ec1a612329f756d5ba.jpg
Видимо, дерево, покрытое лаком. В основном, лак был темный. Из этой акварели (а написана она была в 1940 г) видно, что на "Седове" использовался светлый лак.

upd: Прошу прощения, это гуашь.

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 17 Апрель 2009 11:14
Александр Андреев
 bcac6b046627cc9a328e985ce22288d4.jpg
Кстати, вот и "Садко" в цвете. Акварель Платунова. 1937 г, поход на ЗФИ. То есть с той же экспедиции, в которой он снят с Н-36.

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 17 Апрель 2009 11:19
Alexander Belov
Спасибо!

Кстати, снимок сделан в июле 1937 года. На Н-36 к "Садко" летали Аккуратов и Мазурук. См. В. Аккуратов "В высоких широтах", с. 86-87.

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 17 Апрель 2009 11:28
Александр Андреев
Alexander Belov пишет:Спасибо!

Кстати, снимок сделан в июле 1937 года. На Н-36 к "Садко" летали Аккуратов и Мазурук. См. В. Аккуратов "В высоких широтах", с. 86-87.


Да, это был ранний рейс к ЗФИ. В теме про "Садко" кой-чего есть о нем.
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=644&p=2

Re: Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 01 Июль 2009 20:01
В.Марков
Добрый день !

Орлов М., "Полярная авиация" // "Крылья - приложение к журналу М-Хобби" 1/2009, © ЦЕЙХГАУЗ. 2009 ISBN 978-5-9771-0095-3
Данные приводятся с ссылкой на «Реестр гражданских воздушных судов СССР».

 У2-1 Н-36.jpg
У-2СП заводской номер 6000, мотор М-11. Дата присвоения опознавательного знака с литерой "Н" - 3 июля 1934 года. Первоначальный владелец воздушного судна УВС ГУСМП.
СССР Н-36 был доставлен в бухну Тихая о.Гукер (ЗФИ) осенью 1934года прямо в заводской таре на гидрографическом судне "Таймыр". Исключен из списка самолетного парка, приказом ГУСМП №406 от 25.09.38г.
Приказом по УПА ГУСМП № 68/с от 12.10.42г. опознавательный знак СССР Н-36 был присвоен У-2 СССР-А1112 заводской номер 14285, переданному из ГВФ в Енисейскую авиагруппу полярной авиации.
В реестре гражданских судов СССР этоот факт отмечен не был.

У-2СП СССР Н-36 был сильно поврежден ураганом на о.Гукера (ЗФИ) и далее оремонтирован при помощи У-2 СССР Н-18. По причине внесенных изменений далее аппарат именовался СССР Н-36бис. На фото представлен уже отремонтированный самолет.

Н-36, Н-36Б (У-2)

СообщениеДобавлено: 14 Ноябрь 2009 23:24
Иван Кукушкин
Lennart Andersson, Red Stars 6 - Aeroflot origins // Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland, ISBN: 978-952-5026-88-7

CCCP-H36
3.7.1934
У-2 СП
Заводской №: 6000
В примечаниях: списан 25.9.38